Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2015 № 2

Русская версия
English version
Заголовок:

Формулы профессии и судьбы

Аннотация:
В образовании нет и не может быть случайных людей. Приобщение к этой профессии предопределяется не случаем, не сиюминутным интересом, не прагматизмом. Выбор педагогической профессии – выбор судьбы, инвестиция в будущее, а также сознательная ответственность.
Заголовок:

О деструкции пестицидов в соках

Спиоск литературы:
  1. 1. Ракитский В. Н. Токсикология пестицидов // Токсикологический вестник. – 2011. - № 2. – С. 21-23.
  2. 2. Гигиенические нормативы ГН 1.2.2583-10 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды (перечень), дополнение № 13 к ГН 1.2.1323 (приложение)».
  3. 3. ГОСТ 30710 – 2001. Плоды, овощи и продукты их переработки / Методы определения остаточных количеств фосфорорганических пестицидов.
Аннотация:
Разработана лабораторная установка фотореактора, проведены предварительные испытания показавшие, что УФ-воздействие на сок (экстракт) снижает содержание фосфорорганических пестицидов, повышает экологическую безопасность целевого продукта. Экспериментально установлены технологические параметры обработки: длительность импульса УФ-облучения — 10-6-10-3 с, диапазон длины волн 190-260 нм, частота - 1-1,3 Гц, время обработки - 20 мин.
Заголовок:

Технология смешанного обучения: инклюзивное образование на основе модели «Автономная группа»

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Омега-Л, 2014.
  2. 2. Профессиональный стандарт педагога (проект) // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения: 13.08.14).
  3. 3. Кондаков М. Л., Латыпова Е. В. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности // Вестник Образования URL: http://www.vestnik.edu.ru/2013/05/smeshannoe-obuchenie-vedushhie-obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennosti/ (дата обращения: 13.08.14).
  4. 4. http://interneturok.ru
  5. 5. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/
  6. 6. Третьяк Т. М., Левина Н. С. Организация дистанционной поддержки учебного процесса в средней школе // Школьные технологии. – 2013. - № 1. – С. 86-89.
  7. 7. Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. - 2002. - № 2. – С. 42-45.
  8. 8. Нечитайлова Е. В. Инновационный инструментарий для оценки уровня достижений учащихся // Химия в школе. – 2012. - № 7. – С. 12-16.
  9. 9. Нечитайлова Е. В. Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся // Химия в школе. – 2012. - № 5. – С. 14-20.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора по реализации модели технологии смешанного обучения «Автономная группа» в средней школе. Данная модель представлена как эффективная для организации инклюзивного образования, в рамках которого учитываются возможности и потребности учащихся с разным уровнем познавательных способностей. В статье сформулированы основные принципы организации работы на основе модели «Автономная группа» в классе и показан пример планирования уроков. Также в статье показана роль дистанционной поддержки школьного курса при работе с данной моделью технологии смешанного обучения и приведен пример организации платформы дистанционной поддержки на основе Moodle.
Заголовок:

О типологии уроков в свете требований ФГОС

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: http://минобрнауки.рф/документы/938
  2. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365
  3. 3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  4. 4. Гузеев В. В. Структура образовательного процесса. Типы и структуры уроков // Химия в школе. – 2002. - № 1. - С. 17-25.
  5. 5. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 8 класс. – М.: Русское слово, 2013.
  6. 6. Рабочая программа к учебнику И. И. Новошинскиого, Н. С. Новошинской «Химия». 8 класс / Авт.-сост. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. – М.: Русское слово, 2013.
Аннотация:
Целостность урока, его логика задаётся его ведущей целью, которой соответствует основной элемент образовательного процесса. Этот элемент однозначно определяет тип урока. Система уроков разных типов должна обеспечивать восприятие, осмысление, закрепление, применение знаний и учебных действий на практике. Авторы предлагают типологию уроков, выстроенную в соответствии с требованиями ФГОС и с учётом традиций российской школы.
Заголовок:

Урок по теме «Крахмал»

Аннотация:
В статье автор рассказывает о самом удачном уроке химии в 10 классе. Автор показывает методику проведения урока, работу учащихся и результаты совместной деятельности.
Заголовок:

Как мы повторяем основы химической технологии

Аннотация:
В статье предлагаются материалы для подготовки учащихся к выполнению вопроса А25 ЕГЭ. Описана методика повторения темы «Химические производства». Приведены тексты для повторения химических производств и примеры тестовых заданий.
Заголовок:

Обучение школьников решению расчётных задач по химическим формулам

Аннотация:
При решении расчетных задач необходимо учитывать количественные (мольные, массовые или объемные) отношения веществ, вступающих в реакцию и образующихся в результате реакции. Эту информацию можно получить, обращаясь к химическим формулам. Ее могут использовать школьники или студенты при решении всех видов расчетных задач. При этом отпадает необходимость «натаскивать» их на способы решения типовых расчетных задач, которые мы считаем неэффективной формальностью.
Заголовок:

Новые подходы к организации химического эксперимента

Спиоск литературы:
  1. Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум: Уч. пос. / Пер. с англ. Под ред. Д. Л. Рахманкулова. – М.: Химия, 1995.
  2. Сиборг Г. Лабораторный практикум для средней школы / Пер. с англ. Под ред. М. Е. Девяткиной. – М.: Мир, 1973.
Аннотация:
Для обеспечения раскрытия интеллектуального потенциала школьника в условиях внедрения ФГОС ООО преподаватели кафедры химии Челябинского государственного педагогического университета разработали инструктивные карточки для проведения лабораторного эксперимента, которые могут быть использованы как на уроках, так и во внеурочной работе.
Заголовок:

Комплексная безопасность жизнедеятельности при обучении химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Соломин В. П. Безопасность жизнедеятельности: актуальные проблемы / В. П. Соломин, М. С. Пак // Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения): Материалы ХII всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 25-26 ноября 2008 г. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 6-13.
  2. 2. Пак М. С. Вопросы безопасности при обучении химии / М. С. Пак, И. А. Орлова, Д. К. Бондаренко // Безопасность жизнедеятельности. - 2013. - № 5. - С. 44-48.
  3. 3. http://www.rus-green.ru/publications/Book_Fed_3.pdf.
Аннотация:
В статье раскрывается суть понятий «комплексная безопасность жизнедеятельности», «экологическая безопасность», «химическая безопасность», рассматриваются особенности формирования основ химической и экологической безопасности на уроках химии.
Заголовок:

Анаэробный гликолиз мышечной ткани и его качественное определение

Спиоск литературы:
  1. 1. Волков Н. И., Песен Э. Н., Осипенко А. А., Корсун С. Н. Биохимия мышечной деятельности. – Киев: Олимпийская литература, 2000.
  2. 2. Шапиро Л. К. Практикум по биологической химии. – Минск: Вышэйшая школа, 1976.
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению анаэробного распада углеводов – гликолиза и гликогенолиза. Предлагаемые опыты качественного определения гликолиза могут быть использованы учителями химии и биологии на уроках и во внеурочной деятельности.
Заголовок:

Вклад российских учёных в развитие химии взрывчатых веществ

Спиоск литературы:
  1. Авербух А. Я. Василий Фомич Петрушевский (1829–1897). – Л.: Наука, 1976.
  2. Авербух А.. К 100-летию изобретения динамита // Вопросы истории естествознания и техники. - 1965. - Вып. 19. - С. 128-131.
  3. Андрусев М. М., Андрусева Е. М. Н. Н. Зинин, В. В. Марковников. Выдающиеся русские химики-органики XIX в. – М.: Просвещение, 1977.
  4. Багал Л. Семён Петрович Вуколов // Журнал прикладной химии. - 1941. - Т. 14. - № 4-5. - С. 517-520.
  5. Дмитриев И. С. «Особая миссия» Менделеева: факты и документы // Вопросы истории естествознания и техники. - 1996. - № 3. - С. 126-141.
  6. Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. – Л.: Наука, 1984. – С. 531.
  7. Менделеев Д. И. Собр. соч. - Т. XXV. - Л.;М.: Изд-во АН СССР, 1952.
Аннотация:
Рассмотрена история развития химии органических нитросоединений в нашей стране до начала XX в. Существенную роль в развитии этой отрасли науки в нашей стране сыграли работы Д. И. Менделеева, Н. Н. Зинина, В. Ф. Петрушевского, С. П. Вуколова.
Title:

Formulas of profession and destiny

Summary:
In education there are no casual people. Familiarizing with this profession is determined neither by chance and momentary interest nor by pragmatism. The choice of a teacher’s profession is a choice of destiny, an investment into the future, and a conscious responsibility.
Title:

On destruction of pesticides in juices

Summary:
The laboratory photoreactor has been designed, the preliminary tests have been carried out to show that the UF reduces phosphor-organic pesticides levels in juice (extract) and increases ecological safety of a target product. Technological parameters of processing are experimentally established: UF-radiation impulse duration 10-6-10-3 with, the range of wave length of 190-260 nm, frequency 1-1,3 Hz, processing time 20 min.
Title:

Methods of working with laboratory SensorLab within blended learning technology

Summary:
The article presents the experience of the author on the implementation of a blended learning technology model called the Lab-Rotation model in secondary school. The model is presented as an effective method for the organization of inclusive education, which takes into account the capabilities and needs of students with different levels of cognitive abilities. The article sets out the basic principles of the organization of the work based on the Lab-Rotation model in classroom; also the article presents an example of lesson planning. The article also shows the role of a distance support system for school course when using the Lab-Rotation model and an example of the organization of a distance platform based on Moodle.
Title:

On the lesson typology in accordance with the FSES requirements

Summary:
Integrity of a lesson, his logics is set by its leading objective which is connected with the basic element of an educational process. This element unambiguously defines the type of a lesson. The system of lessons of different types has to provide perception, understanding, fixing and application of knowledge and learning actions in practice. Authors offer the typology of lessons built according to the FSES requirements and taking into account the Russian school traditions.
Title:

Lesson on the topic “Starch”

Summary:
In this article the author tells about his favorite lesson in chemistry in the 10th form. The author shows methodology for the lesson, pupils' work and results of cooperation.
Title:

Rеvising the topic “Chemistry production”

Summary:
In this article you can find the materials for students’ preparation for task A25 at Russian State Exam. There is given the method of revising the topic “Chemistry Productions”. There are texts for revising chemistry productions and examples of text sums.
Title:

About preparing students for the solution of computational problems in chemical formulas

Summary:
When solving computational problems quantitative (mole, mass or volume) the relationship of the substances entering into the reaction and the resulting reaction should be considered. This information can be obtained by referring to chemical formulas. It can be used by pupils or students in solving all types of computational problems. This eliminates the need to "train" them to the solutions of the model calculations, which we believe to be ineffective formality.
Title:

New approaches to organizing chemical experiment

Summary:
To provide disclosure of intellectual potential of the school student in the conditions of introduction of Federal State Standard of Basic General Education, professors of chemistry department of Chelyabinsk State Pedagogical University worked out instructive cards for laboratory experiment which can be used both at lessons, and in extracurricular work.
Title:

Integrated safety in teaching chemistry

Summary:
The article deals with the essence of the notion of "integrated safety", «environmental safety», «chemical safety», the peculiarities of the formation of the bases of the chemical and environmental safety at the chemistry lessons.
Title:

Anaerobic glycolysis of muscular tissue and its qualitation

Summary:
The article is concerned with anaerobic decomposition of carbohydrates – glycolysis and glycogenolysis. The offered experiments can be used by the teacher of chemistry, biology, ecology at the lessons and extracurricular activities.
Title:

Role of Russian scientists in the development of chemistry explosives

Summary:
The history of the chemistry of organic nitro compounds in our country until the beginning of the XX century was considered. Significant role in the development of this branch of science in our country was played by D. I. Mendeleev, N. N. Zinin, V. F. Petrushevskiy, S. P. Vukolov.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.