Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2015 № 10

Русская версия
English version
Заголовок:

Лауреаты Нобелевской премии по химии за 2015 г.

Аннотация:
Заголовок:

Методика изучения реакций ионного обмена: системно-деятельностный подход

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // Российский образовательный портал [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://standart.edu.ru – (09.07.2015).
  2. 2. Кузнецова Л. М. Новая технология обучения химии в 8 классе. – Обнинск: Титул, 1999.
  3. 3. Оржековский П. А. С чего начинать изучать химию, или Как заинтересовать химией: круглый стол на третьем Московском педагогическом марафоне учебных предметов 8 апреля 2004 г. [Электронный ресурс] – Сайт издательства «1 сентября». – Режим доступа: him.1september.ru/2004/33/4.htm – (17.07.2015)
  4. 4. Борисов И. Н. Методика преподавания химии. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 85.
Аннотация:
В статье представлена методика изучения реакций ионного обмена, построенная на системно-деятельностном подходе. Отличительной чертой данной методики является опора на познавательную деятельность учащихся, предполагающую самостоятельное открытие нового знания, развитие мыслительных операций, характерных для теоретического мышления.
Заголовок:

Продуцирование знаний в процессе собственной познавательной деятельности

Спиоск литературы:
  1. 1. Фёдоров Б. И. Курс повышения квалификации учителей “Логико-информационные технологии обучения” ЛИТО. ‒ СпбАППО, 2010.
  2. 2. Дерябина Н. Е. Формирование уменя составлять общие формулы классов органических веществ // Химия в школе. – 2005. – № 2. – С. 20.
  3. 3. Большая советская энциклопедия: в 30-ти т., Т. 23 ‒ 3-е изд. ‒ М.: Советская энциклопедия, 1976.
  4. 4. Миренкова Е. В. Прогностические задания // Химия в школе. ‒ 2015. ‒ № 4, с. 19.
  5. 5. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии [Текст]: монография / М.А. Ахметов. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.
  6. 6. Бондаренко Д. К. Особенности обучения химии в средних военных учебных заведениях: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – СПб, 2013.
  7. 7. Лямин А. Н. Интегральные познавательные задания при обучении химии в современной школе // Концепт. – 2013. – № 10 (октябрь). – URL: http://e-koncept.ru/2013/13210.htm (дата обращения 10. 06. 2014).
  8. 8. Ильясов И. И. Структура процесса учения. ‒ М.: МГУ, 1986.
  9. 9. Ильясов И. И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по
  10. учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. ‒ М.: Логос, 1994.
Аннотация:
Центральным элементом методического обеспечения формирования познавательных умений школьников выступают познавательные задания. В статье выделены познавательные типы и уровни учебных заданий. Акцент сделан на приемах конструирования познавательных заданий, способствующих самостоятельному созиданию школьниками новых знаний. Приведены многочисленные примеры заданий.
Заголовок:

Урок-исследование при изучении количественных отношений в химии

Аннотация:
Автор представляет урок по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов», на котором восьмиклассники систематизируют знания о понятиях, выявляют их взаимосвязь и использование при решении экспериментальных задач.
Заголовок:

Обобщение сведений об основаниях

Аннотация:
Данный урок разработан в соответствии с темой и возрастными особенностями учащихся. Особенностью данного урока является использование деятельностного подхода к изучению предмета. Использование дистанционного курса позволяет повысить уровень наглядности урока. Урок актуальный, так как каждая его часть требует от учащихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств. Просмотр видеофрагмента способствует лучшему усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к изучению предмета. Работа в группах позволяет рассмотреть большой по объему учебный материал, а каждому учащемуся проявить себя в роли исследователя.
Заголовок:

Тестовые задания на установление правильной последовательности

Спиоск литературы:
  1. 1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. – М.: Центр тестирования, 2002.
  2. 2. Аванесов В. С. Применение тестовых форм в E-learning // Педагогические измерения. – 2008. № 2. – С. 3-11.
  3. 3. Ганина Н. В. Применение тестовых технологий при оценке знаний учащихся по химии в России и Украине (сравнительный анализ). – Сборник научных трудов SWorld. – Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании». 2013, т. 19, вып. 1. – С.17-19.
  4. 4. Ганина Н. В. Научно-методические основы внешнего независимого оценивания в Украине // Химия в школе. – 2014. № 4. – С. 57-60.
  5. 5. Григорович О. В. ХIМIЯ. Експрес-пiдготовка. – К.:Лiтера ЛТД, 2014.
  6. 6. Тесты. Химия: Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования. – М.: ООО «Рустест», 2006.
Аннотация:
Рассмотрены тестовые задания на установление правильной последовательности по различным разделам курса химии. Данные задания могут использоваться как для контроля уровня знаний учащихся, так и для обучения. Охвачены темы: периодический закон, химическая связь, растворы, электролитическая диссоциация, генетическая связь органических веществ. Рассмотрены преимущества и недостатки заданий на установление правильной последовательности.
Заголовок:

К методике решения расчётных задач

Спиоск литературы:
  1. 1. ЕГЭ-2015. Единый государственный экзамен. Химия. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. А. А. Кавериной. – М.: Национальное образование, 2015. – (ЕГЭ-2015. ФИПИ – школе).
  2. 2. ЕГЭ-2012. Единый государственный экзамен. Химия. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. А. А. Кавериной. – М.: Национальное образование, 2011. – (ЕГЭ-2012. ФИПИ – школе).
  3. 3. ЕГЭ-2013. Единый государственный экзамен. Химия. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. А. А. Кавериной. – М.: Национальное образование, 2012. – (ЕГЭ-2013. ФИПИ – школе).
  4. 4. Печерий А. А. Методика подготовки обучающихся к решению задач ГИА по химии // Актуальные проблемы химического образования: V Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием; Москва, 11-12 апреля 2014 г. Сборник материалов. – М.: ИМИР, 2014, С. 157 159.
Аннотация:
В статье рассматриваются методические подходы к решению задач на расчёты по уравнениям химических реакций, термохимическим уравнениям и вычисление массовой доли и массы вещества в растворе (выносимых на государственную итоговую аттестацию).
Заголовок:

Элемент № … «единственный и самый»

Аннотация:
В статье представлены данные о свойствах и других характеристиках химических элементов от рубидия до палладия, наиболее ярко отличающих их от всех других элементов.
Заголовок:

Исследовательский химический эксперимент при изучении темы «Полимеры»

Аннотация:
Представлены инструкции к проведению школьного химического эксперимента по изучению пластмасс, используемых в качестве упаковочных материалов для пищевых продуктов, и подборка познавательных заданий для учащихся. Исследовательский химический эксперимент направлен на убеждение учащихся в значимости химических знаний для решения практических задач, выполнения правил здорового и экологически целесообразного образа жизни.
Заголовок:

Экспериментальная работа по теме «Фенолы»

Аннотация:
Авторы предлагают свои собственные изыскания по проведению химического эксперимента по теме «Фенолы». Все описанные в статье опыты с участием фенольных соединений основаны на применении известных из повседневной жизни веществ, что, безусловно, повысит интерес учащихся к изучаемой теме.
Заголовок:

Исследование качества растительных масел

Спиоск литературы:
  1. 1. ГОСТ 1129-93. Масло подсолнечное.
  2. 2. Кичигин В. П. Технология и технологический контроль производства растительных масел. - М., 1976.
  3. 3. Крищенко В. П. Методы оценки качества растительной продукции. - М.: Колос, 1983.
  4. 4. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Всё о пище с точки зрения химика. - М.: Высшая школа, 1991.
Аннотация:
В работе кратко описаны химический состав, пищевая ценность и способы получения растительных масел. Приведены методики определения органолептических, физических и химических показателей их качества. Обсуждаются результаты исследования рафинированного и нерафинированного подсолнечного масла торговой марки «Юг Руси» (г. Ростов-на-Дону).
Заголовок:

Из опыта подготовки учащихся к химическим олимпиадам

Спиоск литературы:
  1. 1. Башмаков В. И., Беляев А. Н. Пособие по решению типовых и конкурсных задач по химии для слушателей Малого факультета СПбГТУ. – СПб., 2002.
  2. 2. Домбровская С. Е., Кириллова М. А. Задачи по химии. – СПб., 2000.
  3. 3. Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Сажнева Т. В. Химия. Сборник олимпиадных задач. ‑ Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
  4. 4. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы. ‑ М., 2003.
  5. 5. Пособие по химии для поступающих в Военно-Медицинскую Академию и другие высшие медицинские учебные заведения. ‑ СПб., 2000.
  6. 6. Свитанько И. В., Кисин В. В., Чуранов С. С. Стандартные алгоритмы решения нестандартных химических задач. ‑ М., 2011.
  7. 7. http://chemspb.3dn.ru/index/0-5
  8. 8. http://moschem.olimpiada.ru/tasks
Аннотация:
В статье представлен опыт работы автора по подготовке учащихся 8-9 классов к участию химических олимпиадах различного уровня. Предлагается примерная программа спецкурса и тематическая подборка задач.
Заголовок:

Газ, как топливо будущего или Папа, купи автомобиль

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2014. — (Стандарты второго поколения).
  2. 2. http://www.rod-nik.com.ua/content/propan-i-propan-butan-kak-gaz-i-toplivo-dlya-avtomobilei
  3. 3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
Аннотация:
В современном мире понимание основ элементарной химии необходимо всем. Важно активно включать младших школьников во внеурочную деятельность для развития интереса к предмету. В статье отмечается, что проектирование в игровой форме позволяет определить перспективы развития автомобильного транспорта, показывает важность использования химического эксперимента.
Title:

2015 Nobel Prize in Chemistry

Summary:
Title:

Method of ion-exchange reactions teaching: system-activity approach

Summary:
The paper presents the method of ion-exchange reactions teaching, built on a system-activity approach. A distinctive feature of this method is individual work of students, who use a self-discovery of new chemical knowledge by development of theoretical thinking.
Title:

Producing knowledge in the process of personal cognitive activity

Summary:
The principal element of forming students’ cognitive skills is performing cognitive tasks. The article highlights cognitive types and levels of educational tasks. The emphasis is on the methods of constructing cognitive tasks promoting students’ creation of new knowledge. Numerous examples of tasks are given.
Title:

Research lesson on quantitative relations in chemistry

Summary:
The author presents a lesson on the topic "Amount of substance. Mole. Molar mass. Molar volume of gases", in which the eighth graders systematize their knowledge about these concepts, identify their relationship and use it in solving experimental problems.
Title:

Generalizing knowledge on bases

Summary:
The lesson is worked out taking into account the theme studied and age-related features of students. An activity-based approach to learning is used. Using a distance course allows to improve visualization at the lesson. Watching video promotes better mastering knowledge and motivation of students to study the subject. Working in groups allows considering larger educational material, and every student can be involved in research activity.
Title:

Test tasks for establishment of the correct sequence

Summary:
The test tasks to establish the correct sequence for various sections of the chemistry course are described. These tasks can be used to control the level of students ' knowledge and learning. The tasks are developed for the following topics: Periodic Law, chemical bonding, solutions, electrolytic dissociation, relationship between organic substances. The advantages and disadvantages of the tasks are considered.
Title:

On teaching students how to solve calculation problems

Summary:
Methodical approaches to solving calculations problems based on equations of chemical reactions, thermochemical equations and calculation of a mass fraction and mass of substance in solution are considered (checked at the Unified State Examination).
Title:

Element № …“the only one and the most”

Summary:
The article presents data on the properties and other characteristics of the chemical elements from rubidium to palladium, most clearly distinguished from all others.
Title:

Research chemical experiment under the topic "Polymers"

Summary:
Instructions for conducting school chemical experiment for the study of plastics that are used as packaging materials for food products and a range of cognitive tasks for students are presented. Research chemical experiment aims to convince students of the importance of chemical knowledge to solve practical problems, compliance with the rules of healthy and ecologically sound lifestyle.
Title:

Chemical experiment on the topic "Phenols"

Summary:
The authors offer their own surveys to conduct chemical experiment on the theme: "Phenols". All the described experiments with phenolic compounds are based on the use of well-known everyday substances that will certainly increase the interest of students towards the subject.
Title:

Investigation of vegetable oil quality

Summary:
Vegetable oil chemical composition, nutritional value and production methods are briefly described in the article. Procedures of identification of vegetable oil organoleptic, physical and chemical quality ratings are presented. Research findings of refined and crude sunflower-seed oil with brand name “Yug Rusi” (The South of Russia) produced in Rostov-on-Don are considered.
Title:

From the experience in preparation for the competitions in chemistry

Summary:
The article presents the experience of the author in preparing students in grades 8-9 to participate in the chemical competitions of different levels. The course program and a set of tasks are suggested.
Title:

Gas as the fuel of the future (Dad, buy me a car)

Summary:
Today understanding of elementary chemistry fundamentals is crucial for everyone. It is important to actively involve junior students in extracurricular activities in order to develop their interest in the subject. The article suggests that the play-and-learn structure of an activity makes it possible to determine the prospects of road transport development and reveals the importance of the chemical experiment.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.