Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2015 № 1

Русская версия
English version
Заголовок:

Конкурс «Учитель года России-2014» глазами членов жюри

Спиоск литературы:
  1. 1. Кержнер А. М. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 8 (353) 2008 г.).
  2. 2. Воробьёв Х. С. Состояние и перспективы использования вторичных продуктов и отходов промышленности в производстве строительных материалов // Строительные материалы. - 1985. - № 10. - С. 6-7.
  3. 3. Баженов Ю. М., Шубейкин П. Ф., Дворник Л. И. Применение промышленных отходов в производстве строительных материалов. - М.: Стройиздат, 1986.
  4. 4. Гордашевский П. Ф., Долгарёв Л. В. Производство гипсовых вяжущих материалов из гипсосодержащих отходов. - М.: Стройиздат, 1987.
  5. 5. Ахметов А. С., Дмитриева Н. В. Применение фосфогипса в дорожном строительстве // Технология минеральных удобрений. - Ленинград, 1992. - С. 113-115.
Аннотация:
Главный редактор и члены жюри журнала делятся впечатлениями об очередном конкурсе «Учитель года России».
Заголовок:

Проблемы и способы утилизации фосфогипса

Аннотация:
Рассматривается проблема утилизации фосфогипса, которая носит сложный и комплексный характер и требует знания химии неорганических материалов, химии и технологии выскомолекулярных и полимерных материалов, стройматериалов, вопросов экологии и охраны окружающей среды.
Заголовок:

Система методов обучения, ориентированных на выполнение требований ФГОС

Спиоск литературы:
  1. 1. Общая методика химии / Под ред. Л. А. Цветкова. ‑ М.: Просвещение, 1981.
  2. 2. Шаповаленко С. Г. Методика обучения в восьмилетней и средней школе. ‑ М.: Учпедгиз, 1963.
  3. 3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2007.
  4. 4. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М.: Знание, 1986.
  5. 5. Зарецкий В. К., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 112-117.
  6. 6. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии: Книга для учащихся 8‑11 классов. - М.: Аркти, 1998.
  7. 7. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А, Богомолова Н. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. ‑ М.: Аркти, 1999.
  8. 8. Пономарёв Я. А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976.
  9. 9. Денисова А. В., Оржековский П. А. Решение творческих задач как способ преодоления стереотипов мышления // Химия в школе. – 2011. - № 6. - С. 32-36.
  10. 10. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. - М.: КНОРУС, 2008.
Аннотация:
В настоящей статье предпринята попытка использования для систематизации методов обучения не с помощью построения классификации, а путем применения научного метода типологии. Предложен ряд типологий методов обучения по различным признакам. Используемые типология помогут учителю сориентироваться при выборе методов обучения.
Заголовок:

К методике изучения теории химического строения

Аннотация:
Предложен урок по теме «Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова» из курса органической химии (10 класс). Автор использует проблемный метод обучения.
Заголовок:

Урок по теме «Рациональное питание»

Спиоск литературы:
  1. Барановский А. Ю. Современная диетология // Нелекарственная медицина. - 2005. - № 1.
  2. Орлова И. А., Румянцева Е. М., Корсунова Л. С. Курс по выбору «Химия, здоровье и красота» // Химия в школе. 2013 г. – № 7. – С. 38.
  3. Нечаев А. П., Траубенберг С. Е., Кочеткова А. А. Пищевая химия: Учебник для вузов. - СПб.: ГИОРД, 2004.
  4. Уголев А. М. Теория адекватного питания и трофология. – Л.: Наука, 1991.
  5. Химия для гуманитариев / Сост. Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2004.
Аннотация:
Авторами представлена разработка заключительного урока по теме «Химия и пища» в рамках курса по выбору «Химия, здоровье и красота».
Заголовок:

Урок по теме «Типы кристаллических решёток»

Аннотация:
Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нацеливает учителя на создание условий для достижения метапредметных образовательных результатов, обусловленных формированием у учащихся универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных и коммуникативных. Задача учителя современной школы - овладеть способами организации всех видов учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, направленной на формирование и развитие УУД. Автор предлагает урок изучения и первичного закрепления новых знаний, умений и способов действий. Он проводится в 8-м классе в рамках изучения темы «Химическая связь. Строение вещества». На нём используются приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Заголовок:

К вопросу о корректном использовании некоторых терминов

Спиоск литературы:
  1. 1. Дерябина Г. И., Кантария Г. В. Интерактивный мультимедиаучебник. Органическая химия. – Самара, 1998 – 2014. – Режим доступа: http://www.chemistry.ssu.samara.ru/
  2. 2. Мануйлов А. В., Родионов В. И. Основы химии. Интернет-учебник. – Новосибирск, НГУ, 2013. – Режим доступа: http://www.hemi.nsu.ru/ucheb189.htm
  3. 3. Каверина А. А., Снастина М. Г. Рекомендации по усовершенствованию процесса обучения на основе анализа результатов ЕГЭ // Химия в школе. – 2014. – № 2. – С. 28–38.
  4. 4. Jensen W. B. Why Is “R” Used To Symbolize hydrocarbon substituents?– Journal of chemical education. – 2010. – No. 4. – V. 87. – Р. 360–361.
  5. 5. Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2006. – С. 368.
  6. 6. Yoke J. Ammonium hydroxide does not exist // Journal of Chemical Education. – 1989. – No. 3. – Р. 310.
  7. 7. Hawkes St. J. Formula for ammonia monohydrate // Journal of Chemical Education. – 2004. – No. 11. – Р. 1569.
  8. 8 Кузнецова Л. М. Химия. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2003. – С. 82.
  9. 9. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. – M.: Высшая школа, 1988. – С. 332.
  10. 10. Третьяков Ю. Д., Мартиненко Л. И., Григорьев А. Н., Цивадзе А. Ю. Неорганическая химия. Химия элементов: Учебник в 2 т. Т. 2. – М.: Изд-во МГУ, 2007.– С. 670.
  11. 11. Неорганическая химия. Химия переходных элементов: Учебник для вузов. 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. – М.: Академия, 2008. – С. 400.
Аннотация:
В недавнем времени в школе в качестве единственного источника теоритического материала использовали бумажный учебник. Но в настоящее время всё больше ученики изучают интернет-учебники. Но и в тех, и в других иногда используются термины, несоответствующие их химической сущности, например термины «радикал», «гидроксид аммония» и другие.
Заголовок:

Математический способ вычисления количества связей в молекулах

Спиоск литературы:
  1. 1. Salahov M. S, Abbasov V. M., Bağmanov B. T., Abbasov Z. S. Kimyəvi birləşmələrdə rabitə saylarının riyazi ifadəsi // Kimya məktəbdə. – 2008. ‑ 2 (22). S. 70-75.
  2. 2. Salahov M. S., Abbasov V. M., Bağmanov B. T., Abbasov Z. S. Üzvi birləşmələr valentlik rabitələrinin hesablanması // Kimya məktəbdə. – 2008. ‑ 3 (23). ‑ S. 3-12.
  3. 3. Salahov M. S., Bağmanov B. T., Abbasov Z. S. Kimyəvi birləşmələrdə rabitə saylarının riyazi ifadəsi // Pedaqoji universitet xəbərləri. Bakı. - 2008 - № 5. - S. 12-17.
  4. 4. Salahov M. S., Abbasov V. M., Bağmanov B. T., Abbasov Z. S. Reaksiyalar zamanı kimyəvi rabitə saylarının dəyişməsinin riyazi ifadəsi // Kimya məktəbdə. - 2008. - 4 (24). - S. 34-40.
  5. 5. Салахов М. С., Багманов Б. Т., Аббасов З. С., Джафарова Н. А. Модели для визуализации фуллеренов Сn и числа валентных связей // Молодой учёный. - 2013. - № 4 (51). –С. 130-132.
Аннотация:
В статье впервые решена проблема математического вычисления количества общих связей в химических соединениях.
Заголовок:

О приёмах формирования интереса к изучению химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Бусев А.И., Ефимов И.П. Определения, понятия, термины в химии. Изд.3, перераб. 1981. Мягкая обложка. 192 с., Букинист Полиграфкомбинат им. Я Коласа. 220005, Минск
  2. 2. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и воспитании. М., 1981. С.240.
  3. 3. http://www.vehi.net/florensky/vodorazd/P_44.html#_ftn10 08.01.2014 [Библиотека <Вехи>] Флоренский с. 28
  4. 4. http://www.ozhegov.org/words/40988.shtml1 15.07.2013 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
  5. 5. http://www.clow.ru/a-anim/284.html 04.12.2013
Аннотация:
В статье раскрыты условия и приёмы преподавания, способствующие формированию у школьников интереса к школьному предмету химия на основе нестандартного подхода к организации учебной деятельности по изучению химической номенклатуры и терминологии. Показано положительное влияние активных форм деятельности учащихся на познавательный процесс.
Заголовок:

Тесты по химии: впервые в отечественной методике

Аннотация:
В работе рассматривается историко-педагогический аспект создания тестов по химии в Советской России в 1920-1930-е годы. Изучена классификация видов контроля и тестов в 1920-е годы, предложенная первыми составителями тестов. Проведен сравнительный анализ с существующей классификацией. Приведены примеры первых тестов по химии по различным темам школьного курса, которые использовались для учета достижений учащихся в начале XX в. Показана практическая направленность первых отечественных тестов по химии.
Заголовок:

Новые подходы к организации химического эксперимента

Аннотация:
Для обеспечения раскрытия интеллектуального потенциала школьника в условиях внедрения ФГОС ООО преподаватели кафедры химии Челябинского государственного педагогического университета разработали инструктивные карточки для проведения лабораторного эксперимента, которые могут быть использованы как на уроках, так и во внеурочной работе.
Заголовок:

Научно-исследовательская работа в рамках элективного курса «Химия нефтепродуктов»

Спиоск литературы:
  1. Ахметов С. А. Технология глубокой переработки нефти и газа: Учебное пособие для вузов. - Уфа: Гилем, 2002.
  2. Гуреев А. А., Фукс И. Г., Лашхи В. Л. Химмотология. - М.: Химия, 1986.
  3. Кондрашева Н. К. и др. Методы исследований химмотологических и экологических свойств моторных топлив: лабораторный практикум по химмотологии и экологии / Под ред. А. Ф. Ахметова. – Уфа: Нефтегазовое дело, 2008.
  4. Папок К. К., Рагозин Н. А. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям. - М.: Химия, 1975.
Аннотация:
В статье рассматривается возможность организации исследовательской работы учащихся практико-ориентированного направления на примере химии нефтепродуктов. Показаны методики определения некоторых показателей качества нефтепродуктов, осуществление которых возможно в условиях школьной лаборатории.
Заголовок:

Из опыта реализации практико-ориентированного проекта

Спиоск литературы:
  1. 1. Денисова О. С., Лыгин С. А. Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки: Материалы X международной заочной научно-практической конференции (06 мая 2013 г.). - Новосибирск: СибАК, 2013. Секция 7. Химия. - С. 86-90.
  2. 2. Воленко Е. Н. Определение нитратов в овощах - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-194192.html (Дата обращения 30. 01. 2013.)
  3. 3. Джалолова Ф. С. Вредное воздействие нитратов на организм человека - [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: http://nsportal.ru/ap /drugoe/ library/vrednoe-vozdeistvie-nitratov-na-organizm-cheloveka (Дата обращения 30. 01. 2013.)
Аннотация:
В статье предлагается методика определения нитратов в овощах и фруктах учащимися на внеклассных занятиях по химии. Рассматривается вопрос пагубного влияния нитратов на организм человека.
Заголовок:

Образовательная программа внеурочной деятельности «Озеро просит о помощи»

Спиоск литературы:
  1. 2. Леонтович А. В., Савичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников: 5–11 классы / Под. ред. А. В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – (Современная школа управления и воспитания).
  2. 3. Кузнецова Н. Е., Майш Е. Г. О развитии познавательного интереса к изучению эколого-химического материала // Химия в школе. – 2004. - № 5. - С. 12-18.
  3. 4. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность в разновозрастных группах: Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013. – (Работаем по новым стандартам).
  4. 5. Захаров С. Г. Мы изучаем озёра: Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования. - Челябинск, 2001.
Аннотация:
Естественно-научная внеурочная деятельность школьников способствует формированию системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира, развитию личности обучающихся. В рамках внеурочной деятельности школьники включаются в проектную и исследовательскую работу, направленную на формирование универсальных учебных действий.
Заголовок:

Радиоактивность по Менделееву

Спиоск литературы:
  1. 1. Данин Д. С. Резерфорд. – М.: Молодая гвардия, 1966.
  2. 2. Беленький М. Д. Менделеев. – М.: Молодая гвардия, 2010.
  3. 3. Трифонов Д. Н. Последствия одного визита. - http://him.1september.ru/article.php?ID=20020160
Аннотация:
В статье даётся точка зрения Д. И. Менделеева на явление радиоактивности.
Title:

“Teacher of the Year-2014” Contest through the Eyes of the Jury

Summary:
The editor-in-chief and the members of the jury of the journal share their impressions about the “Teacher of the Year-2014” contest.
Title:

Problems and Methods of Utilizing Phosphogypsum

Summary:
The complex problem of utilizing phosphogypsum is considered. It requires knowledge of inorganic materials chemistry, chemistry and technology of higher molecular and polymeric compounds, building materials, issues of ecology and environmental protection.
Title:

System of Educational Methods Aimed at Implementing FGOS Requirements

Summary:
This paper attempts to systematize the use of teaching methods not by applying a scientific method of typology rather than by setting a classification. It proposes a number of typologies of teaching methods based on their different attributes. The typologies proposed can help the teacher to choose from various teaching methods.
Title:

On Methods of Studying the Theory of Chemical Structure

Summary:
The lesson on the theme “A. M. Butlerov theory of chemical structure” from the course of organic chemistry (the 10th form) is suggested. The author uses a problem-solving method of training.
Title:

Lesson on the Theme “Rational Nutrition”

Summary:
The authors presented the development of the final lesson on the topic «Chemistry and food» within the course of choice "Chemistry, health and beauty”.
Title:

Lesson on the Theme “Types of Lattice”

Summary:
Introduction of the Federal state educational standard of basic general education aims the teacher at the creation of conditions for achieving meta-subject educational results determined by the formation of students’ universal learning actions: informative, regulatory and communicative. To master various ways of organizing all types of educational cognitive activity of pupils aimed at the formation and development of universal learning actions is one of the tasks of a modern school teacher. The author suggests a lesson of studying and primary consolidation of new knowledge, abilities and ways of actions. It is carried out in the 8th form within studying the theme "Chemical bond. Structure of substances". The technology of critical thinking development through reading and the writing is used.
Title:

On the Correct Use of Some Terms

Summary:
In recent time in school as their sole source of theoretical material were paper textbooks. But now more and more students are studying Internet tutorials. But in both cases, sometimes uses terms that do not match their chemical entity, for example, the terms "radical", "ammonium hydroxide" and others. Therefore, this article focuses on the statements of scientists who write the latest Russian textbooks.
Title:

Mathematical Method of Calculating the Number of Bonds in a Molecule

Summary:
In the article, it is firstly solved the problem of mathematical calculating of the amount of the total related in chemical compounds.
Title:

Formation of interest to school chemistry based

Summary:
The article reveals the conditions and methods of teaching, promoting formation of students' positive attitudes towards chemistry as a school subject, the role of practical work students to develop their interest in chemical knowledge, and improve their motivation to knowledge of complex chemicals.
Title:

Tests in Chemistry: for the First Time in the Methods of Teaching of Our Country

Summary:
In work the historical and pedagogical aspect of creation of tests in chemistry in the Soviet Russia in the 1920-1930th years is considered. Classification of types of control and tests in the 1920th years, offered by the first authors of tests is studied. The comparative analysis with existing classification is carried out. Examples of the first tests in chemistry on various subjects of a school course which were used for the accounting of achievements of pupils are given. at the beginning of the XX century. The practical orientation of the first domestic tests in chemistry is shown.
Title:

New Approaches to Organizing Chemical Experiment

Summary:
To provide disclosure of intellectual potential of the school student in the conditions of introduction of Federal State Standard of Basic General Education, professors of chemistry department of Chelyabinsk State Pedagoical University worked out instructive cards for laboratory experiment which can be used both at lessons, and in extracurricular work.
Title:

The organization of research work within the elective course "Chemistry of Oil Products"

Summary:
In article possibility of the organization of research work of pupils of the praktiko-focused direction on the example of chemistry of oil products is considered. Techniques of definition of some indicators of quality of the oil products which implementation is possible in the conditions of school laborator.
Title:

Practice-orianted progect

Summary:
In article the technique of definition of nitrates in vegetables and fruit by pupils on additional classes in chemistry is offered. The question of harmful influence of nitrates on a human body is considered.
Title:

The educational program of extracurricular activities "Lake asks for help"

Summary:
Natural science extracurricular activities of students promote the formation of system of chemical knowledge as a component of a natural science picture of the world, to the development of the personality of a student at school. Within extracurricular activities students get into the project and research work aimed at the formation of universal learning actions.
Title:

Radioactivity by Mendeleev

Summary:
The point of view by D. I. Mendeleyev at the phenomenon of radioactivity is given.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.