Заголовок:
Конкурс «Учитель года России-2014» глазами членов жюри
Список литературы:
- 1. Кержнер А. М. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 8 (353) 2008 г.).
- 2. Воробьёв Х. С. Состояние и перспективы использования вторичных продуктов и отходов промышленности в производстве строительных материалов // Строительные материалы. - 1985. - № 10. - С. 6-7.
- 3. Баженов Ю. М., Шубейкин П. Ф., Дворник Л. И. Применение промышленных отходов в производстве строительных материалов. - М.: Стройиздат, 1986.
- 4. Гордашевский П. Ф., Долгарёв Л. В. Производство гипсовых вяжущих материалов из гипсосодержащих отходов. - М.: Стройиздат, 1987.
- 5. Ахметов А. С., Дмитриева Н. В. Применение фосфогипса в дорожном строительстве // Технология минеральных удобрений. - Ленинград, 1992. - С. 113-115.
Аннотация:
Главный редактор и члены жюри журнала делятся впечатлениями об очередном конкурсе «Учитель года России».
Ключевые слова:
конкурс «Учитель года России-2014», жюри конкурса.
Заголовок:
Проблемы и способы утилизации фосфогипса
Аннотация:
Рассматривается проблема утилизации фосфогипса, которая носит сложный и комплексный характер и требует знания химии неорганических материалов, химии и технологии выскомолекулярных и полимерных материалов, стройматериалов, вопросов экологии и охраны окружающей среды.
Ключевые слова:
фосфогипс, утилизация, отвалы, складирование, переработка.
Заголовок:
Система методов обучения, ориентированных на выполнение требований ФГОС
Список литературы:
- 1. Общая методика химии / Под ред. Л. А. Цветкова. ‑ М.: Просвещение, 1981.
- 2. Шаповаленко С. Г. Методика обучения в восьмилетней и средней школе. ‑ М.: Учпедгиз, 1963.
- 3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2007.
- 4. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М.: Знание, 1986.
- 5. Зарецкий В. К., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 112-117.
- 6. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии: Книга для учащихся 8‑11 классов. - М.: Аркти, 1998.
- 7. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А, Богомолова Н. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. ‑ М.: Аркти, 1999.
- 8. Пономарёв Я. А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976.
- 9. Денисова А. В., Оржековский П. А. Решение творческих задач как способ преодоления стереотипов мышления // Химия в школе. – 2011. - № 6. - С. 32-36.
- 10. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. - М.: КНОРУС, 2008.
Аннотация:
В настоящей статье предпринята попытка использования для систематизации методов обучения не с помощью построения классификации, а путем применения научного метода типологии. Предложен ряд типологий методов обучения по различным признакам. Используемые типология помогут учителю сориентироваться при выборе методов обучения.
Ключевые слова:
методы обучения, система методов обучения, научные методы познания, классификация, типология.
Заголовок:
К методике изучения теории химического строения
Аннотация:
Предложен урок по теме «Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова» из курса органической химии (10 класс). Автор использует проблемный метод обучения.
Ключевые слова:
молекулярная формула, структурная формула, изомерия, изомер, углеродный скелет.
Заголовок:
Урок по теме «Рациональное питание»
Список литературы:
- Барановский А. Ю. Современная диетология // Нелекарственная медицина. - 2005. - № 1.
- Орлова И. А., Румянцева Е. М., Корсунова Л. С. Курс по выбору «Химия, здоровье и красота» // Химия в школе. 2013 г. – № 7. – С. 38.
- Нечаев А. П., Траубенберг С. Е., Кочеткова А. А. Пищевая химия: Учебник для вузов. - СПб.: ГИОРД, 2004.
- Уголев А. М. Теория адекватного питания и трофология. – Л.: Наука, 1991.
- Химия для гуманитариев / Сост. Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2004.
Аннотация:
Авторами представлена разработка заключительного урока по теме «Химия и пища» в рамках курса по выбору «Химия, здоровье и красота».
Ключевые слова:
теория сбалансированного питания, теория адекватного питания, рациональное питание.
Заголовок:
Урок по теме «Типы кристаллических решёток»
Аннотация:
Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нацеливает учителя на создание условий для достижения метапредметных образовательных результатов, обусловленных формированием у учащихся универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных и коммуникативных. Задача учителя современной школы - овладеть способами организации всех видов учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, направленной на формирование и развитие УУД. Автор предлагает урок изучения и первичного закрепления новых знаний, умений и способов действий. Он проводится в 8-м классе в рамках изучения темы «Химическая связь. Строение вещества». На нём используются приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Ключевые слова:
кристаллические решётки, свойства веществ, технология развития критического мышления.
Заголовок:
К вопросу о корректном использовании некоторых терминов
Список литературы:
- 1. Дерябина Г. И., Кантария Г. В. Интерактивный мультимедиаучебник. Органическая химия. – Самара, 1998 – 2014. – Режим доступа: http://www.chemistry.ssu.samara.ru/
- 2. Мануйлов А. В., Родионов В. И. Основы химии. Интернет-учебник. – Новосибирск, НГУ, 2013. – Режим доступа: http://www.hemi.nsu.ru/ucheb189.htm
- 3. Каверина А. А., Снастина М. Г. Рекомендации по усовершенствованию процесса обучения на основе анализа результатов ЕГЭ // Химия в школе. – 2014. – № 2. – С. 28–38.
- 4. Jensen W. B. Why Is “R” Used To Symbolize hydrocarbon substituents?– Journal of chemical education. – 2010. – No. 4. – V. 87. – Р. 360–361.
- 5. Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2006. – С. 368.
- 6. Yoke J. Ammonium hydroxide does not exist // Journal of Chemical Education. – 1989. – No. 3. – Р. 310.
- 7. Hawkes St. J. Formula for ammonia monohydrate // Journal of Chemical Education. – 2004. – No. 11. – Р. 1569.
- 8 Кузнецова Л. М. Химия. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2003. – С. 82.
- 9. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. – M.: Высшая школа, 1988. – С. 332.
- 10. Третьяков Ю. Д., Мартиненко Л. И., Григорьев А. Н., Цивадзе А. Ю. Неорганическая химия. Химия элементов: Учебник в 2 т. Т. 2. – М.: Изд-во МГУ, 2007.– С. 670.
- 11. Неорганическая химия. Химия переходных элементов: Учебник для вузов. 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. – М.: Академия, 2008. – С. 400.
Аннотация:
В недавнем времени в школе в качестве единственного источника теоритического материала использовали бумажный учебник. Но в настоящее время всё больше ученики изучают интернет-учебники. Но и в тех, и в других иногда используются термины, несоответствующие их химической сущности, например термины «радикал», «гидроксид аммония» и другие.
Ключевые слова:
интернет-учебник, радикал, гидроксид аммония, реакции амфотерных гидроксидов.
Заголовок:
Математический способ вычисления количества связей в молекулах
Список литературы:
- 1. Salahov M. S, Abbasov V. M., Bağmanov B. T., Abbasov Z. S. Kimyəvi birləşmələrdə rabitə saylarının riyazi ifadəsi // Kimya məktəbdə. – 2008. ‑ 2 (22). S. 70-75.
- 2. Salahov M. S., Abbasov V. M., Bağmanov B. T., Abbasov Z. S. Üzvi birləşmələr valentlik rabitələrinin hesablanması // Kimya məktəbdə. – 2008. ‑ 3 (23). ‑ S. 3-12.
- 3. Salahov M. S., Bağmanov B. T., Abbasov Z. S. Kimyəvi birləşmələrdə rabitə saylarının riyazi ifadəsi // Pedaqoji universitet xəbərləri. Bakı. - 2008 - № 5. - S. 12-17.
- 4. Salahov M. S., Abbasov V. M., Bağmanov B. T., Abbasov Z. S. Reaksiyalar zamanı kimyəvi rabitə saylarının dəyişməsinin riyazi ifadəsi // Kimya məktəbdə. - 2008. - 4 (24). - S. 34-40.
- 5. Салахов М. С., Багманов Б. Т., Аббасов З. С., Джафарова Н. А. Модели для визуализации фуллеренов Сn и числа валентных связей // Молодой учёный. - 2013. - № 4 (51). –С. 130-132.
Аннотация:
В статье впервые решена проблема математического вычисления количества общих связей в химических соединениях.
Ключевые слова:
число химических связей, графическая формула, валентность элементов, энтальпии.
Заголовок:
О приёмах формирования интереса к изучению химии
Список литературы:
- 1. Бусев А.И., Ефимов И.П. Определения, понятия, термины в химии. Изд.3, перераб. 1981. Мягкая обложка. 192 с., Букинист Полиграфкомбинат им. Я Коласа. 220005, Минск
- 2. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и воспитании. М., 1981. С.240.
- 3. http://www.vehi.net/florensky/vodorazd/P_44.html#_ftn10 08.01.2014 [Библиотека <Вехи>] Флоренский с. 28
- 4. http://www.ozhegov.org/words/40988.shtml1 15.07.2013 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
- 5. http://www.clow.ru/a-anim/284.html 04.12.2013
Аннотация:
В статье раскрыты условия и приёмы преподавания, способствующие формированию у школьников интереса к школьному предмету химия на основе нестандартного подхода к организации учебной деятельности по изучению химической номенклатуры и терминологии. Показано положительное влияние активных форм деятельности учащихся на познавательный процесс.
Ключевые слова:
химия, нестандартный подход, терминология, обучение, эффективность, методы, содержание, формы, учащиеся, совершенствование, навыки, интерес.
Заголовок:
Тесты по химии: впервые в отечественной методике
Аннотация:
В работе рассматривается историко-педагогический аспект создания тестов по химии в Советской России в 1920-1930-е годы. Изучена классификация видов контроля и тестов в 1920-е годы, предложенная первыми составителями тестов. Проведен сравнительный анализ с существующей классификацией. Приведены примеры первых тестов по химии по различным темам школьного курса, которые использовались для учета достижений учащихся в начале XX в. Показана практическая направленность первых отечественных тестов по химии.
Ключевые слова:
тесты по химии, тестирование, тестовый педагогический контроль, учёт успешности.
Заголовок:
Новые подходы к организации химического эксперимента
Аннотация:
Для обеспечения раскрытия интеллектуального потенциала школьника в условиях внедрения ФГОС ООО преподаватели кафедры химии Челябинского государственного педагогического университета разработали инструктивные карточки для проведения лабораторного эксперимента, которые могут быть использованы как на уроках, так и во внеурочной работе.
Ключевые слова:
химический эксперимент, универсальные учебные действия, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Заголовок:
Научно-исследовательская работа в рамках элективного курса «Химия нефтепродуктов»
Список литературы:
- Ахметов С. А. Технология глубокой переработки нефти и газа: Учебное пособие для вузов. - Уфа: Гилем, 2002.
- Гуреев А. А., Фукс И. Г., Лашхи В. Л. Химмотология. - М.: Химия, 1986.
- Кондрашева Н. К. и др. Методы исследований химмотологических и экологических свойств моторных топлив: лабораторный практикум по химмотологии и экологии / Под ред. А. Ф. Ахметова. – Уфа: Нефтегазовое дело, 2008.
- Папок К. К., Рагозин Н. А. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям. - М.: Химия, 1975.
Аннотация:
В статье рассматривается возможность организации исследовательской работы учащихся практико-ориентированного направления на примере химии нефтепродуктов. Показаны методики определения некоторых показателей качества нефтепродуктов, осуществление которых возможно в условиях школьной лаборатории.
Ключевые слова:
химмотология, элективный курс, показатели качества нефтепродуктов.
Заголовок:
Из опыта реализации практико-ориентированного проекта
Список литературы:
- 1. Денисова О. С., Лыгин С. А. Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки: Материалы X международной заочной научно-практической конференции (06 мая 2013 г.). - Новосибирск: СибАК, 2013. Секция 7. Химия. - С. 86-90.
- 2. Воленко Е. Н. Определение нитратов в овощах - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-194192.html (Дата обращения 30. 01. 2013.)
- 3. Джалолова Ф. С. Вредное воздействие нитратов на организм человека - [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: http://nsportal.ru/ap /drugoe/ library/vrednoe-vozdeistvie-nitratov-na-organizm-cheloveka (Дата обращения 30. 01. 2013.)
Аннотация:
В статье предлагается методика определения нитратов в овощах и фруктах учащимися на внеклассных занятиях по химии. Рассматривается вопрос пагубного влияния нитратов на организм человека.
Ключевые слова:
нитраты, нитриты, овощи, ПДК, нитрат-тестер.
Заголовок:
Образовательная программа внеурочной деятельности «Озеро просит о помощи»
Список литературы:
- 2. Леонтович А. В., Савичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников: 5–11 классы / Под. ред. А. В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – (Современная школа управления и воспитания).
- 3. Кузнецова Н. Е., Майш Е. Г. О развитии познавательного интереса к изучению эколого-химического материала // Химия в школе. – 2004. - № 5. - С. 12-18.
- 4. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность в разновозрастных группах: Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013. – (Работаем по новым стандартам).
- 5. Захаров С. Г. Мы изучаем озёра: Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования. - Челябинск, 2001.
Аннотация:
Естественно-научная внеурочная деятельность школьников способствует формированию системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира, развитию личности обучающихся. В рамках внеурочной деятельности школьники включаются в проектную и исследовательскую работу, направленную на формирование универсальных учебных действий.
Ключевые слова:
проектная и исследовательская деятельность, экологическое исследование озера, естественные науки, экологическая культура.
Заголовок:
Радиоактивность по Менделееву
Список литературы:
- 1. Данин Д. С. Резерфорд. – М.: Молодая гвардия, 1966.
- 2. Беленький М. Д. Менделеев. – М.: Молодая гвардия, 2010.
- 3. Трифонов Д. Н. Последствия одного визита. - http://him.1september.ru/article.php?ID=20020160
Аннотация:
В статье даётся точка зрения Д. И. Менделеева на явление радиоактивности.
Ключевые слова:
Дмитрий Иванович Менделеев, Анри Беккерель, радиоактивность.