Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2014 № 9

Русская версия
English version
Заголовок:

Чтобы принимать правильные решения

Аннотация:
Заголовок:

Культура химической безопасности при обучении химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Воробьев Ю. Л. Культура безопасности жизнедеятельности: системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современной России //Право и безопасность, 2006. – № 3-4 (20-21). http://dpr.ru/pravo/pravo_19_25.htm.
  2. 2. Пак М.С. Проблемы культуры безопасности жизнедеятельности в образовании //Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика. ― Южно-Сахалинск, СахГУ, 2012. – С.142-146.
  3. 3. Пак М. С., Лямин А. Н. Международный Год Химии: события и возможности //Химия в школе, 2011. – №4. – С. 2-5.
  4. 4. Пак М. С., Соломин В. П. Безопасность жизнедеятельности //Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения): Материалы XII всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25-26 ноября 2008 года. ― СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – С. 6-13.
  5. 5. Лямин, А. Н. Интегральные познавательные задания на уроках химии [Текст]: универсальные учебные действия школьника, учебно-методическое пособие / А. Н. Лямин. — Киров: ИРО Кировской области, 2014. – 115 с.
  6. 6. cerenkova.narod.ru/kursovay.doc
  7. 7. etelien.ru/Collection/4/4_00070.htm
  8. 8. http://tatarstan.vdpo.ru/article/386/2/
  9. 9. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/77298
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения качества общего химического образования посредством формированния культуры химической безопасности в решении задач химического образования. Новое понимание химического образования, заключающееся в фундаментализации обучения химии посредством интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний, обеспечивающей оптимизацию и качество естественно-научного образования. Постановка и решение актуальной и новой проблемы обусловлены ведущими идеями, отражёнными в документах ЮНЕСКО, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и ФГОС.
Заголовок:

О содержании технологической карты урока

Спиоск литературы:
  1. 1. Логвинова И. М., Копотева Г. Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12‑18.
  2. 2. Якушина Е. В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС // Справочник заместителя директора школы. — 2012. — № 10. — С. 21-25.
  3. 3. Миронов А. В. Признаки урока, ориентированного на новый образовательный стандарт // Начальная школа. – 2011. - № 11. - С. 3-5.
  4. 4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18–22.
  5. 5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
  6. 6. Емельянова Е. О. Деятельностный подход в обучении: теория и практика реализации // Химия: методика преподавания. - 2004. - № 2. – С. 22-27.
  7. 7. Хуторской А. В. Современная дидактика – СПб.: Питер, 2001.
  8. 8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – (Стандарты второго поколения).
Аннотация:
Статья посвящена конструированию содержания технологической карты урока химии на основе системно – деятельностного подхода и формирования универсальных учебных действий. Предложенный вариант технологической карты урока позволяет целостно видеть содержание этапов урока с использованием системно – деятельностного подхода, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися, согласовывать действия учителя и обучающихся, формировать конкретные личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, проектировать индивидуальный образовательный маршрут с учетом интересов и потребностей каждого школьника в соответствии с требованиями ФГОС.
Заголовок:

Смешанное обучение как основа формирования единой образовательной среды

Спиоск литературы:
  1. 1. Кондаков М. Л., Латыпова Е. В. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности / http://www.vestnik.edu.ru/2013/05/smeshannoe-obuchenie-vedushhie-obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennosti/
  2. 2. http://www.internet-school.ru/for_teachers/for_teachers769/for_teachers769770
  3. 3. Staker H., Horn M. B. Classifying K-12 blended learning. http://www.innosightinstitute.org/innosight/wp-content/uploads/2012/05/Classifying-K-12-blended-learning2.pdf
  4. 4. Gonzalez D. The flipped classroom. Education. Issue7, 2013. p.16-20.
Аннотация:
Технология смешанного обучения, как интеграция традиционного очного образования и электронного обучения, стала достаточно популярна в современном образовании во многих странах. Для российской школы это технология новая. В данной статье представлено общее понятие о технологии, включающее описание ее дидактических элементов и оснований для выбора подхода обучения (модели). Автор акцентирует внимание на достоинствах и возможных рисках ее использования в средней школе.
Заголовок:

К методике формирования понятия «уравнение химической реакции»

Спиоск литературы:
  1. 1. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения / Под ред. проф. А. А. Красновского. — М.: Учпедгиз, 1955.
  2. 2. Борисов И. Н. Методика преподавания химии. – М.: Учпедгиз, 1956.
  3. 3. Ходаков Ю. В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А., Клещева Е. П., Савич Т. З. Преподавание неорганической химии в средней школе: Методическое пособие для учителей. ‑ М.: Просвещение, 1975.
  4. 4. Ходаков Ю.В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. Неорганическая химия: Учебник для 7‑8 классов. – М.: Просвещение, 1986.
Аннотация:
Успех в формировании химических понятий в значительной степени зависит от того, насколько учителю удастся реализовать принцип наглядности. В статье описана методика формирования понятия «уравнение химической реакции», включающая четыре этапа: составление уравнения, чтение уравнения, понимание уравнения, применение уравнения.
Заголовок:

Урок по теме «Серная кислота – хлеб химической промышленности»

Спиоск литературы:
  1. 1. Хомченко Г. П., Платонов Ф. П., Чертков И. Н. Демонстрационный эксперимент по химии: Пособие для учителей. — М.: Просвещение,1978.
  2. 2. Реми Г. Курс неорганической химии. – Т. 1. – М.: Мир, 1974. – С. 178.
  3. 3. http://elena-kuzmina.ru/xleb-dar-bozhij,-otecz,-kormilecz.html, http://elena-kuzmina.ru/assets/images/new/brot.jpg
  4. 4. http://agbor.ru/application/chemical/
  5. 5. http://www.e1.ru/news/spool/news_id-392288.html, http://www.e1.ru/news/images/new/392287/images/kislota.jpg
  6. 6. http://fareasttrade.ru/d/285003/d/127067606_6.jpg
Аннотация:
Предлагается конспект урока по теме «Применения серной кислоты» с использованием технологии групп сменного состава.
Заголовок:

Об испозовании дидактического материала на разных этапах урока

Аннотация:
Представлены наборы карточек с формулами неорганических веществ и задания учащимся для работы с ними.
Заголовок:

Как мы составляем уравнения окислительно-восстановительных реакций

Спиоск литературы:
  1. 1. Глинка Н. Л. Общая химия: учебное пособие для вузов – М.: Интеграл-Пресс, 2000.
  2. 2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия: пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы – М.: Дрофа, 2005.
  3. 3. Гареев И. Н. Выбор оптимального метода составления уравнений окислительно-восстановительных реакций при изучении курса «Общая химия» // Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2011 г.) Т. 11. – Пермь: Меркурий, 2011. - С. 58-60.
Аннотация:
Статья посвящена методам составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Авторы утверждают, что наглядность и эффективность метода электронного баланса и метода полуреакций можно повысить, если объединить метод электронного баланса и метод полуреакций в рамках общего подхода, назвав его методом электронного баланса полуреакций. Авторы предлагают для его реализации процессы уравнивания количеств отданных и принятых электронов и прохождения полуреакций, отражающихся на общем рисунке в определенной последовательности.
Заголовок:

Применение уравнений с параметрами при решении задач

Спиоск литературы:
  1. 1. Лидин Р. А., Якимова Е. Е., Вотинова Н. А. Химия. 10–11 кл.: Учеб. пособие / Под ред. проф. Р. А. Лидина. – М.: Дрофа, 1999.
  2. 2. Толетова М. К., Григорьев А. Г., Лямин А. Н., Фролова Т. Н. Межпредметные задания как средство формирования интегративных умений // Химия в школе. – 2010. – № 10. – С. 41–43.
  3. 3. Шахмейстер А. Х. Уравнения и неравенства с параметрами. – М.: Издательство МЦНМО; СПб.: Петроглиф, Виктория плюс, 2010.
Аннотация:
Рассмотрено решение задач на вывод химической формулы и определение элемента алгебраическим способом с применением уравнений с параметрами.
Заголовок:

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

Спиоск литературы:
  1. Маршанова Г. Л. Рефлексивные умения: сущность, содержание и приёмы формирования // Химия в школе. — 2012. — № 2. — С. 4-10.
  2. Нечитайлова Е. В. Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся // Химия в школе. — 2012. — № 5. — С. 14-20.
  3. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А., Богомолова Н. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 1999.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа. – http://standart.edu.ru/Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  6. Шалашова М. М. Компетентностный подход: проблемы и перспективы // Химия в школе. — 2012. — № 6. – С. 4-9.
  7. Шепелев М. В. Методика использования качественных задач во внеурочной деятельности одарённых школьников на пропедевтическом этапе изучения химии // Наука и школа. – 2013. – № 1. – С. 96–99.
Аннотация:
Значительное место в содержании курса химии отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, учит их безопасному и грамотному обращению с веществами на уроках, в быту и на производстве. Основная роль практической работы заключается в развитии у учащихся научного мышления, формировании умений интеллектуального проникновения в суть изучаемых явлений, в побуждении интереса к науке, приобщении к научному поиску и т. д. Практические работы должны проводиться с учётом интересов школьников, иметь практическую направленность, носить элемент занимательности. Постановка проблемных вопросов, моделирование проблемных ситуаций, творческие задания должны стать логическим дополнением к уроку. Такой деятельностный подход в обучении химии делает успешной практическую работу, повышает интерес учащихся к исследовательской деятельности и к предмету в целом.
Заголовок:

Эксперимент своими руками

Спиоск литературы:
  1. Беспалов П. И., Богданова Н. Н. Применение цифрового видеоэксперимента при формировании естественно-научной грамотности // Химия в школе. -2012. - № 6. – С. 66-70.
  2. Жилин Д. М. Заметки с Международной конференции по химическому образованию // Химия в школе. -2012. - № 10. – С. 44-52.
Аннотация:
Одним из основных дидактических принципов по-прежнему остаётся принцип наглядности, а основным методом изучения химии как естественной науки - эксперимент. Поэтому, начиная буквально с первых уроков в 8-м классе, автор проводит практические работы по ознакомлению учащихся с физическими характеристиками веществ, признаками и условиями протекания химических реакций, демонстрируя проводимость электрического тока растворами солей и электролиз воды.
Заголовок:

Эксперимент при изучении теории Бутлерова

Спиоск литературы:
  1. Иванов В. Г., Гева О. Н., Гаверова Ю. Г. Практикум по органической химии.-М.: Академия, 2000.
Аннотация:
В статье на основе эксперимента показаны взаимосвязь строения и свойств органических соединений, а также влияние атомов и групп атомов на реакционную способность веществ.
Заголовок:

Определение качества мяса и мясных продуктов

Спиоск литературы:
  1. 1. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Всё о пище с точки зрения химика. - М.: Высшая школа, 1991.
  2. 2. Жванко Ю. Н., Панкратова Г. В., Мамедова З. И. Аналитическая химия и технологический контроль в общественном питании. - М.: Высшая школа, 1989.
  3. 3. ГОСТ 23392–78 Мясо. Методы химического и микроскопического анализа свежести.
Аннотация:
В статье рассмотрены пищевая ценность и определение качества мясопродуктов по органолептическим показателям, а также с помощью простых и доступных аналитических реакций. Показано применение люминесцентного анализа для определения степени свежести мяса и его видовой принадлежности.
Заголовок:

Комплексные экскурсии как часть технологического образования

Спиоск литературы:
  1. 1. Лунькина В. А., Сидорова Е. В. Комплексная экскурсия на водоочистительную станцию // Химия в школе. – 2012. – № 4.
  2. 2. Окольников Ф. Б. Урок химии в Музее воды // Химия в школе. – 2013. – № 9.
Аннотация:
В статье говориться о том, что в ходе работы над проектом «Обучение для жизни» главное место отводиться комплексным экскурсиям. Цель экскурсий - знакомство с миром профессий, получение целостного представления о технологическом цикле изготовления продукции и формирование социальных компетенций учащихся. Подробно рассказывается о подготовке экскурсии на промышленное предприятие, проведении её. Показано применение инструктивных карт-заданий, групповых и кейс-технологий.
Заголовок:

«...тут исторически и самой природой скоплены судьбы всей западной Сибири»

Спиоск литературы:
  1. Беляк Е. Л. Заповедная земля Менделеева // Химия в школе. - 2009. - № 1. - С. 73-77.
  2. Макареня А. А. Великий сибиряк / Отв. ред. Ю. П. Прибыльский; сост. А. А. Валитов, Н. И. Загороднюк; Тобольская биологическая станция РАН. - М.: Наука, 2009.
  3. Полимер пошёл! // Тобольская правда. - 2013. - № 160.
Аннотация:
В данной статье показано торжество менделеевских прогнозов относительно развития г. Тобольска – родины учёного.
Title:

In order to make the right decisions

Summary:
Title:

Сulture of chemical safety when training chemistry

Summary:
Тhe article is devoted to an actual problem of ensuring quality of the general chemical education by means of formation of culture of chemical safety in the solution of problems of chemical education. A new understanding of the school of chemical education, which consists in fundamentalization of chemistry education through the integration of natural-scientific and humanitarian knowledges, providing optimization and quality of pre-vocational science education. The solution of the given issue is conditioned by the leading ideas, stated in documents of UNESCO, the National educational initiative «Our new school» and ФГОС.
Title:

On the content of a technological map of a lesson

Summary:
Article is devoted to designing the content routing chemistry lesson on the basis of the system - the activity approach and the formation of universal educational activities. Proposed routing option allows lesson holistically to see the content of the lesson stages using the system - active approach , flexible use of effective methods and forms of work with students , teachers and harmonize the actions of students , to form specific personality , regulatory , cognitive and communicative universal learning activities to design individual educational route , taking into account the interests and needs of each student in accordance with the requirements of the GEF .
Title:

Blended learning as a base of shaping of united learning environment

Summary:
Blended learning arrangements combine e-learning with face-to-face learning and have become quite popular in modern education of several countries. This technology is new in Russian school. The article presents a general framework that describes didactical design decisions regarding the elements of a blended learning arrangement and the choice of the delivery system (models). The author focuses on the strengths and weaknesses of its using in secondary school.
Title:

On formation of the concept of “chemical reaction equation”

Summary:
We can achieve success in teaching chemistry through using visualization methods. The paper describes new visual method of chemical equation concept understanding and preparing a success in solving problems. This method includes four stages: writing chemical equation, reading chemical equation, understanding of chemical equations, using chemical equation.
Title:

Lesson: “Sulfuric acid is the bread of chemical industry”

Summary:
The scenario of the lesson on the topic “The uses of sulfuric acid” with the technology of variable students’ groups is presented in the paper.
Title:

On the use of didactic material on different stages of a lesson

Summary:
Presented sets of cards with the formulas of inorganic substances and assignment of students to work with them.
Title:

How we make up equations of redox reactions

Summary:
The current article is written about adjustment methods of redox reactions. The author states that the visibility and effectiveness of electronic balancing and half-reaction methods can be increased in the case if there in terms of general approach is a combination of both, electronic balancing and half-reaction methods, which is then called method of electronic half-reaction balance. To implement the proposal author suggests adjustment process equalizing amount of electron given and amount of electron received as well as process of transmission of half-reaction, which are reflected on the general picture of sequence.
Title:

Using Parametric Equations for Inference of Chemical Formulae

Summary:
The paper considers tasks of chemical formulae inference and an algebraic algorithm for determination of element using parametric equations.
Title:

The decision of the experimental tasks on the theme of «Metals»

Summary:
A significant place in the content of the course chemistry is given chemical experiment. It opens up the possibility of forming students ' specialised skills to work with substances which teaches students the safe and proper handling of substances in class, at home and at production. The main role of practical work is the development of students ' scientific thinking, formation of skills of intellectual penetration into the essence of the studied phenomena, to encourage interest in science, in communion to the scientific research, etc. Practical work should be done with due account of the interests of the students, to have a practical focus to wear an element of entertainment. Statement of problem issues, modeling of problem situations, creative tasks should become a logical addition to the lesson. Such activity approach in teaching chemistry makes a successful practical work, increases the interest to the research activity of pupils and the subject in General.
Title:

The handmade experiment

Summary:
The visualization principle is one of the basic didactic principles, and the main method of studying chemistry as a natural science is an experiment. Hence, starting with the first lessons of chemistry for the 8th grade, the author carries out practical activities in order to get the students acquainted with physical properties of substances, conditions and characteristics of chemical reactions by demonstrating electrical conductivity of salt solutions and electrolysis of water.
Title:

Experiment in studying the Butlerov theory

Summary:
In the paper the interconnection between structure and properties of organic compounds as well as the influence of atoms and groups of atoms on the reactivity of substances is presented through experiment.
Title:

Testing meat and meat foods quality

Summary:
In the article food value and testing meat foods quality are considered according to the organoleptic indexes with the help of chemical methods based on analytical reactions. The application of luminescence analysis is demonstrated in the sphere of testing meat grade of freshness and class property.
Title:

Complex excursions as a part of technological education

Summary:
The paper deals with complex excursions as the central element of the project “Education for life”. The purpose of complex excursions is an introduction of students into the world of jobs, the development of integral conception of technological production cycle and the formation of students’ social competences. Industrial site excursions and their preparation are described in detail. The use of instructive maps, group and case technologies, is shown.
Title:

«…here historically and by nature are clustered fates of the Western Siberia»

Summary:
This article is about the incarnation of Mendeleev’s ideas regarding Tobolsk.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.