Заголовок:
Образ жизни – учитель
Аннотация:
Ключевые слова:
профессия учителя.
Заголовок:
Периодическая система как завершённое целое с прогнозированием физических свойств элементов 7-11-го периодов.
Список литературы:
- 1. Дроздов А. М., Макареня А. А. Статистическая обработка данных Периодической системы химических элементов – метапериод. – Кривой Рог: КГПИ (Деп. в Укр. НИИНТИ). 20.05.87.
- 2. Дроздов А. М., Макареня А. А., Старова Т. В. Новый подход в исследовании верхней границы Периодической системы // Химия в школе. - 2012. - № 9. – С. 4-9.
- 3. Краткий справочник химика / Сост. В. И. Перельман; под. ред. В. В. Некрасова. 3-е изд. – М: Изд-во химической литерературы, 1954. - С. 12-23.
Аннотация:
В статье авторы предлагают научный материал, полученный коллективом под руководством А. А. Макарени, который подчёркивает гениальное предвидение Д. И. Менделеева: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а надстройки и развития обещает».
Ключевые слова:
эволюция химических элементов, Периодическая система, метапериод, физические свойства, прогнозирование свойств неизвестных элементов.
Заголовок:
Осознанность знаний как основной показатель выполнения требований ФГОС.
Список литературы:
- 1. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? ‑ М.: Знание, 1978.
- 2. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. ‑ М.: Педагогика, 1971.
- 3. Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии. – 1983. – № 2. – С. 35‑42.
- 4. Богомолова Н. В. Экспериментальные творческие задачи как средство повышения у учащихся осознанности знаний по химии. Дисс. … канд. пед. наук. ‑ М.: ИОСО РАО, 1998.
- 5. Давыдов В. Н. Методика обучения учащихся решению экспериментальных творческих задач по химии. Дисс. … канд. пед. наук. ‑ М.: МГПИ, 1992.
- 6. Титов Н. А. Методика формирования опыта творческой деятельности учащихся на практических занятиях по химии. Дисс. … канд. пед. наук. ‑ М.: ИОСО РАО, 1994.
- 7. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии. Монография. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.
- 8. Титова И. М. Развитие мотивации изучения химии // Химия в школе. – 1999. ‑ № 1. ‑ С. 10‑16.
- 9. Васюкова Е. Ю. Повышение осознанности теоретических знаний учащихся по органической химии в условиях актуализации смыслов познания. Дисс. … канд. пед. наук. ‑ М.: МГОУ, 2010.
- 10. Мещерякова Л. М. Использование метода теоретического моделирования для повышения осознанности знаний по химии. Дисс. … канд. пед. наук. ‑ М.: МГОУ, 2008.
- 11. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. ‑ М.: АСТ: Астрель, 2013.
- 12. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Обучение химии в 8‑9 классах по учебникам П. А. Оржековского, Л. М. Мещеряковой, М. М. Шалашовой «Химия» 8‑9 классы. ‑ Москва: АСТ: Астрель, 2014.
Аннотация:
This article dwells on the analysis of the results of a whole cycle of research in the area of how conscious awareness of knowledge of chemistry is developed in school children; as well as on the issue of detecting conscious awareness of knowledge. It is shown that conscious awareness of knowledge depends in many ways on the personality formation of the students and on their subjective experience of learning about the real world.
Ключевые слова:
осознанность знаний по химии, творческое использование знаний, личностно ориентированное обучение.
Заголовок:
О развитии научного мировоззрения.
Аннотация:
В статье рассматривается место и роль интегрированного курса «Естествознание» в формировании всесторонне развитой личности. Автором проанализирован имеющийся в школьной практике опыт изучения предмета «Естествознание» в виде отдельно изучаемых разделов «физика», «химия», «биология», и связанные с этим недостатки. В статье приводятся ориентиры в виде кратких обзоров основных тем курса, которые автор рекомендует использовать в образовательном процессе.
Ключевые слова:
естествознание, окружающий мир, мировоззрение, экосистема Земли, жизнь, общечеловеческие ценности, механика, электромагнетизм, виды энергии, строение вещества, фотосинтез.
Заголовок:
Научно-популярный текст как средство развития исследовательского потенциала старшеклассников
Список литературы:
- 1. Данилюк А. Я. Принцип культурогенеза в образовании // Педагогика. – 2008. – № 10. – С. 3‑8.
- 2. Кондаков А. М., Кузнецов А. А. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад российской академии образования //Педагогика. – 2008. ‑ № 10. – С. 9‑28.
- 3. Макотрова Г. В. Экспертная оценка учебно-исследовательской культуры школьников // Исследовательская работа школьников. – 2008. – № 1. – С. 33‑41.
Аннотация:
В статье представлены способы организации работы с научно-популярным текстом сети Интернет на этапах развития исследовательского потенциала старшеклассников (культуроосвоения, культуропользования, культуроинтерпретаторства и культуротворчества). В рассмотренной практике профильного обучения организация работы с научно-популярным текстом отражает взаимосвязь деятельности школьников на занятии предметной секции ученического научного общества и на уроке.
Ключевые слова:
старшеклассники, культурогенез, научно-популярные тексты, исследовательский потенциал, Интернет, профильное обучение.
Заголовок:
Урок по теме «Окислительно-восстановительные реакции».
Список литературы:
- Кузнецова Н. Е., Лёвкин А. Н. Задачник по химии: 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Мануйлов А. В., Родионов В. И. Основы химии. – НГУ. Интернет-учебник.
- http://www.hemi.nsu.ru/index.htm
Аннотация:
Результат обучения напрямую зависит от того, как организован процесс обучения, насколько он соответствует возрастным психологическим особенностям школьников. В 8 классе процесс учения должен быть эмоционально окрашенным. Представленный урок посвящен изучению окислительно-восстановительных реакций на примере «ситуаций из жизни», с использованием приемов мнемотехники, что позволяет облегчить процесс запоминания сложного материала.
Ключевые слова:
урок химии, степень окисления, окисление, восстановление, процесс восстановления, процесс окисления, окислительно-восстановительная реакция.
Заголовок:
Как мы изучаем химические свойства кислот.
Аннотация:
В статье представлен подробный сценарий урока по теме «Химические свойства кислот», с указанием типа урока, методов и форм работы, оборудования, планируемых результатов, деятельности учителя и учащихся. В ходе урока учащиеся вовлечёны в активную познавательную деятельность, в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного характера.
Ключевые слова:
химические свойства кислот, групповая работа, активная познавательная деятельность, проблемный эксперимент.
Заголовок:
О путях формирования интереса к школьному курсу химии.
Список литературы:
- 1. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — С. 58.
- 2. Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – М.: Олма-пресс, 2004.
- 3. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. ‑ М., 1959. ‑ С. 140‑141.
Аннотация:
В статье рассматривается приёмы преподавания, основанные на применении ситуаций и ситуативных упражнений и направленные на формирование интереса к предмету химии. Показаны варианты организации познавательной деятельности учащихся на уроке и вне урока, направленной на развитие интереса к предмету химии на основе приближения теории к практике использование учебных ситуаций и упражнений.
Ключевые слова:
химия, обучение, цели обучения, познавательный процесс, методы, ситуации, ситуативные упражнения, учащиеся, совершенствование, навыки, интерес, связь с жизнью.
Заголовок:
The technological card as a form of designing of educational process.
Список литературы:
- 1. Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.
- 2. Якушина Е. В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС http://www.menobr.ru/materials/19/37639/
- 3. Мороз Н. Я. Конструирование технологической карты урока: Научно-методическое пособие. – Витебск, 2006.
- 4. Копотева Г. Л., Логвинова И. М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. – Волгоград: Учитель, 2013.
- 5. Якушина Е. В. Готовимся к уроку в условиях ФГОС http://www.openclass.ru/node/305985; Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
- 6. Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Аннотация:
В статье представлены особенности проектирования учебного процесса, направленного на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС, в форме технологической карты.
Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательные результаты, проектирование учебного процесса, технологическая карта.
Заголовок:
От познавательного интереса к раскрытию сущности электрохимических процессов.
Список литературы:
- Азерников В. Случайная капля воды // Химия и жизнь. – 1971. - № 11. – С. 59-66.
- Ахметов М. А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии. — Ульяновск: УИПКПРО, 2013.
Аннотация:
В статье раскрывается методика формирования понятия об электролизе: от занимательного эксперимента, увлекательного рассказа об истории создания гальванического элемента и открытии электролиза к познавательному интересу и познавательной активности учащихся, их стремлению к познанию сущности наблюдаемых явлений. Подчеркивается роль исторического и практического контекста, химического эксперимента, визуализации процессов микромира в создании ситуации успеха и стремлении учащихся к познанию химии.
Ключевые слова:
электрический ток, электрохимические процессы, гальванический элемент, электролиз, катод, анод, катодный процесс, анодный процесс.
Заголовок:
Опыты по исследованию растворов.
Аннотация:
Представлена серия опытов для учащихся восьмого класса по получению и исследованию различных растворов на занятиях элективного курса по химии.
Ключевые слова:
растворение, концентрированные и разбавленные растворы, разбавление растворов, растворимость твёрдых и газообразных веществ в воде, кристаллизация, растворители.
Заголовок:
Исследование смеси пряностей карри.
Список литературы:
- 1. Хасин К., Мидлер А. Пряности. Лечебные и кулинарные свойства. - М.: Саттва, 2010.
- 2. Межгосударственный стандарт. Пряности. Приёмка и методы анализа. ГОСТ 28875-90. - М.: ИПК «Издательство стандартов», 2002.
- 3. Березин В. Б., Кацитадзе Л. Г., Пилипенко Т. В., Овчаренко В. В., Мирошников А. И. Идентификация куркуминов природного происхождения // Биоорганическая химия. - 1996. - Т. 22. - № 10-11. - С. 823-831.
- 4. Орловская Т. В. Фармакогностическое исследование некоторых культивируемых растений с целью расширения их использования в фармации / Дисс. докт. фармац. Наук. - Пятигорск, 2011.
Аннотация:
Карри – одна из наиболее популярных сейчас смесь пряностей. Учёными получены свидетельства того, что куркумины, которые содержатся в карри, обладают многими полезными свойствами, в том числе антибактериальными и ранозаживляющими, а также, возможно, препятствуют возникновению болезни Альцгеймера и онкологии. Знакомство с богатой историей карри, её свойствами и применением было принято за основу учебного исследовательского проекта для учащихся 10-11 классов. Они исследовали несколько образцов карри, используя различные физико-химические методы, в том числе ТСХ.
Ключевые слова:
учебный исследовательский проект, химия пряностей, карри, куркумины.
Заголовок:
Городская интеллектуальная игра «Химия и жизнь»
Список литературы:
- Мисюля С. А. «Своя игра» по теме «Неметаллы» // Химия в школе. – 2009. – № 8.
- Фёдоров Е. Ф. Интеллектуальный клуб знатоков химии // Химия в школе. – 2010. – № 1.
Аннотация:
Предложена разработка городской интеллектуальной игры по химии, приуроченной ко дню рождения Д. И. Менделеева, которая проводится для обучающихся 9–10-го классов общеобразовательных учреждений Тобольска.
Ключевые слова:
интеллектуальная игра, металлы, неметаллы, их соединения.