Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2014 № 8

Русская версия
English version
Заголовок:

Образ жизни – учитель

Аннотация:
Заголовок:

Периодическая система как завершённое целое с прогнозированием физических свойств элементов 7-11-го периодов.

Спиоск литературы:
  1. 1. Дроздов А. М., Макареня А. А. Статистическая обработка данных Периодической системы химических элементов – метапериод. – Кривой Рог: КГПИ (Деп. в Укр. НИИНТИ). 20.05.87.
  2. 2. Дроздов А. М., Макареня А. А., Старова Т. В. Новый подход в исследовании верхней границы Периодической системы // Химия в школе. - 2012. - № 9. – С. 4-9.
  3. 3. Краткий справочник химика / Сост. В. И. Перельман; под. ред. В. В. Некрасова. 3-е изд. – М: Изд-во химической литерературы, 1954. - С. 12-23.
Аннотация:
В статье авторы предлагают научный материал, полученный коллективом под руководством А. А. Макарени, который подчёркивает гениальное предвидение Д. И. Менделеева: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а надстройки и развития обещает».
Заголовок:

Осознанность знаний как основной показатель выполнения требований ФГОС.

Спиоск литературы:
  1. 1. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? ‑ М.: Знание, 1978.
  2. 2. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. ‑ М.: Педагогика, 1971.
  3. 3. Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии. – 1983. – № 2. – С. 35‑42.
  4. 4. Богомолова Н. В. Экспериментальные творческие задачи как средство повышения у учащихся осознанности знаний по химии. Дисс. … канд. пед. наук. ‑ М.: ИОСО РАО, 1998.
  5. 5. Давыдов В. Н. Методика обучения учащихся решению экспериментальных творческих задач по химии. Дисс. … канд. пед. наук. ‑ М.: МГПИ, 1992.
  6. 6. Титов Н. А. Методика формирования опыта творческой деятельности учащихся на практических занятиях по химии. Дисс. … канд. пед. наук. ‑ М.: ИОСО РАО, 1994.
  7. 7. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии. Монография. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.
  8. 8. Титова И. М. Развитие мотивации изучения химии // Химия в школе. – 1999. ‑ № 1. ‑ С. 10‑16.
  9. 9. Васюкова Е. Ю. Повышение осознанности теоретических знаний учащихся по органической химии в условиях актуализации смыслов познания. Дисс. … канд. пед. наук. ‑ М.: МГОУ, 2010.
  10. 10. Мещерякова Л. М. Использование метода теоретического моделирования для повышения осознанности знаний по химии. Дисс. … канд. пед. наук. ‑ М.: МГОУ, 2008.
  11. 11. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Химия: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. ‑ М.: АСТ: Астрель, 2013.
  12. 12. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Шалашова М. М. Обучение химии в 8‑9 классах по учебникам П. А. Оржековского, Л. М. Мещеряковой, М. М. Шалашовой «Химия» 8‑9 классы. ‑ Москва: АСТ: Астрель, 2014.
Аннотация:
This article dwells on the analysis of the results of a whole cycle of research in the area of how conscious awareness of knowledge of chemistry is developed in school children; as well as on the issue of detecting conscious awareness of knowledge. It is shown that conscious awareness of knowledge depends in many ways on the personality formation of the students and on their subjective experience of learning about the real world.
Заголовок:

О развитии научного мировоззрения.

Аннотация:
В статье рассматривается место и роль интегрированного курса «Естествознание» в формировании всесторонне развитой личности. Автором проанализирован имеющийся в школьной практике опыт изучения предмета «Естествознание» в виде отдельно изучаемых разделов «физика», «химия», «биология», и связанные с этим недостатки. В статье приводятся ориентиры в виде кратких обзоров основных тем курса, которые автор рекомендует использовать в образовательном процессе.
Заголовок:

Научно-популярный текст как средство развития исследовательского потенциала старшеклассников

Спиоск литературы:
  1. 1. Данилюк А. Я. Принцип культурогенеза в образовании // Педагогика. – 2008. – № 10. – С. 3‑8.
  2. 2. Кондаков А. М., Кузнецов А. А. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад российской академии образования //Педагогика. – 2008. ‑ № 10. – С. 9‑28.
  3. 3. Макотрова Г. В. Экспертная оценка учебно-исследовательской культуры школьников // Исследовательская работа школьников. – 2008. – № 1. – С. 33‑41.
Аннотация:
В статье представлены способы организации работы с научно-популярным текстом сети Интернет на этапах развития исследовательского потенциала старшеклассников (культуроосвоения, культуропользования, культуроинтерпретаторства и культуротворчества). В рассмотренной практике профильного обучения организация работы с научно-популярным текстом отражает взаимосвязь деятельности школьников на занятии предметной секции ученического научного общества и на уроке.
Заголовок:

Урок по теме «Окислительно-восстановительные реакции».

Спиоск литературы:
  1. Кузнецова Н. Е., Лёвкин А. Н. Задачник по химии: 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  2. Мануйлов А. В., Родионов В. И. Основы химии. – НГУ. Интернет-учебник.
  3. http://www.hemi.nsu.ru/index.htm
Аннотация:
Результат обучения напрямую зависит от того, как организован процесс обучения, насколько он соответствует возрастным психологическим особенностям школьников. В 8 классе процесс учения должен быть эмоционально окрашенным. Представленный урок посвящен изучению окислительно-восстановительных реакций на примере «ситуаций из жизни», с использованием приемов мнемотехники, что позволяет облегчить процесс запоминания сложного материала.
Заголовок:

Как мы изучаем химические свойства кислот.

Аннотация:
В статье представлен подробный сценарий урока по теме «Химические свойства кислот», с указанием типа урока, методов и форм работы, оборудования, планируемых результатов, деятельности учителя и учащихся. В ходе урока учащиеся вовлечёны в активную познавательную деятельность, в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного характера.
Заголовок:

О путях формирования интереса к школьному курсу химии.

Спиоск литературы:
  1. 1. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — С. 58.
  2. 2. Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – М.: Олма-пресс, 2004.
  3. 3. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. ‑ М., 1959. ‑ С. 140‑141.
Аннотация:
В статье рассматривается приёмы преподавания, основанные на применении ситуаций и ситуативных упражнений и направленные на формирование интереса к предмету химии. Показаны варианты организации познавательной деятельности учащихся на уроке и вне урока, направленной на развитие интереса к предмету химии на основе приближения теории к практике использование учебных ситуаций и упражнений.
Заголовок:

The technological card as a form of designing of educational process.

Спиоск литературы:
  1. 1. Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.
  2. 2. Якушина Е. В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС http://www.menobr.ru/materials/19/37639/
  3. 3. Мороз Н. Я. Конструирование технологической карты урока: Научно-методическое пособие. – Витебск, 2006.
  4. 4. Копотева Г. Л., Логвинова И. М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. – Волгоград: Учитель, 2013.
  5. 5. Якушина Е. В. Готовимся к уроку в условиях ФГОС http://www.openclass.ru/node/305985; Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
  6. 6. Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Аннотация:
В статье представлены особенности проектирования учебного процесса, направленного на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС, в форме технологической карты.
Заголовок:

От познавательного интереса к раскрытию сущности электрохимических процессов.

Спиоск литературы:
  1. Азерников В. Случайная капля воды // Химия и жизнь. – 1971. - № 11. – С. 59-66.
  2. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии. — Ульяновск: УИПКПРО, 2013.
Аннотация:
В статье раскрывается методика формирования понятия об электролизе: от занимательного эксперимента, увлекательного рассказа об истории создания гальванического элемента и открытии электролиза к познавательному интересу и познавательной активности учащихся, их стремлению к познанию сущности наблюдаемых явлений. Подчеркивается роль исторического и практического контекста, химического эксперимента, визуализации процессов микромира в создании ситуации успеха и стремлении учащихся к познанию химии.
Заголовок:

Опыты по исследованию растворов.

Аннотация:
Представлена серия опытов для учащихся восьмого класса по получению и исследованию различных растворов на занятиях элективного курса по химии.
Заголовок:

Исследование смеси пряностей карри.

Спиоск литературы:
  1. 1. Хасин К., Мидлер А. Пряности. Лечебные и кулинарные свойства. - М.: Саттва, 2010.
  2. 2. Межгосударственный стандарт. Пряности. Приёмка и методы анализа. ГОСТ 28875-90. - М.: ИПК «Издательство стандартов», 2002.
  3. 3. Березин В. Б., Кацитадзе Л. Г., Пилипенко Т. В., Овчаренко В. В., Мирошников А. И. Идентификация куркуминов природного происхождения // Биоорганическая химия. - 1996. - Т. 22. - № 10-11. - С. 823-831.
  4. 4. Орловская Т. В. Фармакогностическое исследование некоторых культивируемых растений с целью расширения их использования в фармации / Дисс. докт. фармац. Наук. - Пятигорск, 2011.
Аннотация:
Карри – одна из наиболее популярных сейчас смесь пряностей. Учёными получены свидетельства того, что куркумины, которые содержатся в карри, обладают многими полезными свойствами, в том числе антибактериальными и ранозаживляющими, а также, возможно, препятствуют возникновению болезни Альцгеймера и онкологии. Знакомство с богатой историей карри, её свойствами и применением было принято за основу учебного исследовательского проекта для учащихся 10-11 классов. Они исследовали несколько образцов карри, используя различные физико-химические методы, в том числе ТСХ.
Заголовок:

Городская интеллектуальная игра «Химия и жизнь»

Спиоск литературы:
  1. Мисюля С. А. «Своя игра» по теме «Неметаллы» // Химия в школе. – 2009. – № 8.
  2. Фёдоров Е. Ф. Интеллектуальный клуб знатоков химии // Химия в школе. – 2010. – № 1.
Аннотация:
Предложена разработка городской интеллектуальной игры по химии, приуроченной ко дню рождения Д. И. Менделеева, которая проводится для обучающихся 9–10-го классов общеобразовательных учреждений Тобольска.
Title:

To be a teacher is a lifestyle

Summary:
Teacher’s profession.
Title:

The Periodic Table as a completed entity with the prediction of physical properties of the elements of the 7th-11th periods

Summary:
The authors offer the scientific materials got by the research group headed by A.A. Makarenya which emphasizes the Mendeleev’s brilliant insight: “The future does not threaten the periodic law with destruction but merely promises to build the superstructure and provide for further development.”
Title:

Conscious awareness of knowledge in chemistry as a basic indicator of implementing the FGOS requirements

Summary:
Настоящая статья посвящена рассмотрению результатов цикла методических исследований проблемы формирования у школьников осознанных знаний по химии, а также проблеме выявления осознанности знаний. Показано, что осознанность знаний существенно зависит от формирования личности обучающихся и от их субъективного опыта познания реального мира.
Title:

On developing scientific worldview

Summary:
The role and place of an integrated course “Natural science” in forming a harmonious personality is discussed in the paper. The author analyses the existing experience of studying Natural Science as a set of separately taught units “physics”, “chemistry” and “biology”, and considers arising disadvantages. Several brief reviews of the basic themes of the course which are recommended as guidelines in teaching are given in the paper.
Title:

A popular scientific text as a teaching means of developments of high school students’ research potential in subject oriented education.

Summary:
The article represents the ways how to arrange work with a popular scientific text from the Internet at several stages of developments of high school students’ research potential (culture exploration, culture use, culture interpretation and culture creativity). The relation between the students’ activities at the classes held in subject section of the students’ scientific society and the ones at the lessons is reflected in the arrangement of work with a popular scientific text in considered practice of subject oriented education.
Title:

Lesson on redox reactions

Summary:
Students’ achievements directly depend on the organization of their studying according to psychological characteristics of their age. For students aged 14-15 learning should be emotional. Real life examples and mnemonics used at the lesson described make redox reactions easier to study.
Title:

How we study chemical properties of acids

Summary:
The article provides a detailed script of the lesson on "The chemical properties of acids", indicating the type of the lesson, methods and forms of work, equipment, learning outcomes, activities of teachers and students. During the lesson, students are actively involved in the cognitive activity in the process of self-searching and the discovery of new knowledge, solve challenging tasks of the problem character.
Title:

Formation of interest to high-school chemistry -based learning situations and situational exercises.

Summary:
This article discusses teaching methods based on the use of situations and situational exercises and aimed at creating interest in the subject of chemistry. Showing options for cognitive activity of students in the classroom and outside of the lesson , aimed at developing interest in the subject of chemistry based on approximation theory to practice, the use of learning situations and exercises.
Title:

Технологическая карта в проектировании учебного процесса.

Summary:
The features of designing of the educational process, aimed at the achievement of learning outcomes in accordance with the requirements of the GEF, in the form of technological maps are presented.
Title:

From cognitive interest to disclosure of the nature of electrochemical processes

Summary:
This paper contains the description of electrolysis concept explanation for students’ understanding. This pedagogical technology includes few stages: fascinating story about the electrolysis opening history; the entertaining experiment; visual models; chemical equations. This way promotes growth in learning interest, students’ desire for understanding of natural phenomenon. The role of historical and practical context, chemical experiments, visualization chemical processes, success in solving problems for leaning activity of students for studying chemistry discussed.
Title:

Experiments to study solutions

Summary:
Presents a series of experiments for the students of the eighth grade for obtaining and study of different solutions on the lessons elective course in chemistry.
Title:

Analyzing Curry Powder.

Summary:
Curry is among the most popular food spices nowadays. Curcumins, a component of curry powders, are the focus of much research that bears on many various maladies, including HIV, cancer, Alzheimers, wound healing, and much more. The historical background of curry powders, their use and properties were used as the base for the students’ research project discussed in the article. Analysis of some curry powder blends was carried out by the secondary school students. Various physical and chemical methods of analyzing curry, including TLC, are described.
Title:

Municipal intellectual game “Chemistry and life”

Summary:
The description of a municipal intellectual game in chemistry devoted to the anniversary of D.I. Mendeleev is given. The game is held for Tobolsk students aged 15-16 of.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.