Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2014 № 7

Русская версия
English version
Заголовок:

Под знаком эффективности… И качества?

Аннотация:
Заместитель главного редактора журнала размышляет о критическом состоянии современного школьного химического образования.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:

Химия сладкого вкуса

Спиоск литературы:
  1. Батуев А. С., Куликов Г. Л. Введение в физиологию сенсорных систем. – М.: Высшая школа, 1983.
  2. Биологически активные вещества, входящие в состав растительного сырья / Учебное пособие для вузов. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2010.
  3. Голубев В. Н., Шленская Т. В., Чичева-Филатова Л. В. Пищевые и биологически активные добавки. – М.: Академия, 2003.
  4. Гудман М., Морхауз Ф. Органические молекулы в действии / Пер. с англ. М. П. Терениной; Под ред. А. П. Пурмаля. - М.: Мир, 1977.
  5. Крутошикова А., Угер М. Природные и синтетические сладкие вещества / Пер. со словацкого; Под ред. Д. Л. Рахманкулова. - М.: Мир, 1988.
  6. Пищевая химия /А. П. Нечаев, С. Е. Траубенберг, А. А. Кочетков и др. / Под ред. А. П. Нечаева. - 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: ГИОРД, 2012.
  7. Рогожин В. В. Биохимия растений: Учебник. – СПб.: ГИОРД, 2012.
  8. Сарафанова Л. А. Пищевые добавки: энциклопедия / Под ред. Л. А. Сарафановой. - 2-е изд. - СПб.: Гиорд, 2004.
  9. Семёнов А. А. Очерк химии природных соединений. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000.
  10. Интернет-ресурсы
  11. http://www.ukrsugar.kiev.ua/products/
  12. http://www.khimia.ru/Sweet.htm
  13. http://chemister.ru/Database/
  14. http://www.plant-expert.com/plant/
Аннотация:
Продолжен рассказ о химии сладкого. Раскрыты такие понятия, как антисластитель, гипогликемический эффект. Рассмотрены отдельные представители антисластителей.
Заголовок:

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: проблемы и пути решения

Спиоск литературы:
  1. Шалашова М. М. Кодификатор личностных и метапредметных результатов // Справочник заместителя директора школы. – 2013. ‑ № 4. ‑ С. 51‑62.
Аннотация:
Реализация ФГОС предусматривает диагностику и оценивание как предметных, так и метапредметных результатов обучения. Как следствие возникает необходимость разработки критериев и показателей оценивания метапредметных достижений, определения необходимого инструментария. В данной статье представлено авторское видение решения обозначенной задачи, рассмотрены возможности и пути достижения метапредметных результатов на уроках химии.
Заголовок:

Из опыта формирования и развития универсальных учебных действий при изучении темы «Неметаллы»

Спиоск литературы:
  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2011.
Аннотация:
В статье рассматривается один из возможных путей формирования и развития универсальных учебных действий при изучении химии - использование в учебном процессе дидактических заданий, направленных на сочетание различных видов деятельности обучающихся.
Заголовок:

Суд над метанолом

Аннотация:
2014 г. объявлен годом культуры. Изучение химии и принятие её законов дают понимание устройства мира, его уникальности, красоты, а тем самым способствует повышению культуры, обогащению собственного опыта. Поддерживать интерес к такому нелегкому предмету, как химия, сложно, но возможно, например, используя разнообразные формы проведения занятий. Позитивный вклад в решение проблемы снижения познавательного интереса школьников имеют театрализованные уроки, разработанные учителем индивидуально или с помощью учащихся, позволяющие повысить активность, раскрыть ранее не проявляющиеся таланты и учителей, и учеников - артистов, режиссеров, постановщиков, декораторов. Театрализация, эмоциональная насыщенность, игровые моменты способствуют самореализации, сотворчеству, содружеству, расширению кругозора учащихся, которые после такого урока более плодотворно изучают предмет, чувствуя свою ответственность, значимость, по-новому видят химию как науку. Театрализованные уроки четко встраиваются в систему деятельностного подхода, что отвечает требованиям ФГОС: складывается демократичный тип общения, учитель лишается своей авторитарной роли и выступает как организатор, учащиеся прилагают серьезные усилия в работе с информационными источниками. Опыт одного из таких уроков предлагает автор.
Заголовок:

Как мы проводим графический диктант

Аннотация:
Автор представляет вниманию читателей нестандартную форму диктанта, который может служить для контроля знаний или повторения символов химических элементов на уроках химии в 8 классе.
Заголовок:

О содержании и изучении межпредметного элективного курса

Аннотация:
С целью систематизации знаний для учащихся профильного 10-го класса организован межпредметный (химия и биология) элективный курс «Промышленная деятельность человека и здоровье» (2 ч в неделю, всего 68 ч). В статье приведены программа курса и разработка одного из занятий.
Заголовок:

Об использовании интегрированных учебных текстов

Спиоск литературы:
  1. 1. Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995.
  2. 2. Цетлин В. С. Проблема выделения единого содержания образования на разных уровнях его формирования // Вопросы конструирования содержания общего среднего образования. – М.: Педагогика, 1980.
  3. 3. Бауманн М., Гайлинг У., Нестлер К. Доступность учебных текстов, факторы, затрудняющие понимание, их устранение // Проблемы школьного учебника. Сборник статей. Вып. 18. Язык и стиль школьных учебников. – М.: Просвещение, 1988. – С. 244‑258.
  4. 4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская Академия Наук. Инс-т рус. яз. – М.: АЗЪ, 1993.
  5. 5. Лосева Л. М. Как строится текст: пособие для учителей / Под ред. Г. Я. Солганика. – М.: Просвещение, 1980.
  6. 6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником. – М.: Знание, 1987.
  7. 7. Алехина Е. А. Эти волшебные минералы // Химия в школе. – 2014. ‑ № 3.
  8. 8. Граник Г. Г. О типах учебных текстов // Проблемы школьного учебника. Сборник статей. Вып. 3. – М.: Просвещение, 1975.
  9. 9. Донской Г. М. Принципы отбора описания фактов в учебниках истории // Проблемы школьного учебника. Сборник статей. Вып. 15. Типология школьных учебников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 70‑86.
  10. 10. Зорина Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. – М.: Просвещение, 1978.
  11. 11. Зуев Д. Д. Школьный учебник. – М.: Педагогика, 1983.
  12. 12. Краевский В. В., Лернер И. Я. Классификация учебных предметов по ведущей цели // Проблемы школьного учебника. Сб. статей. Вып. 8. (О конструировании учебника). – М.: Просвещение, 1980. – С. 34‑49.
  13. 13. Кулюткин Ю. Н. Анализ функциональных стилей учебного текста / Проблемы школьного учебника (сборник). Вып. 5. (Методы анализа и оценки учебника). – М.: Просвещение, 1977. – С. 91‑97.
  14. 14. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. – М.: Юрист, 1998.
  15. 15. Талызина Н. Ф. Место и функции учебника в учебном процессе // Проблемы школьного учебника. Сборник статей. Вып. 6. – М.: Просвещение, 1978. – С. 18‑33.
  16. 16. Устюжанина Е. Н. Персонифицированные учебные тексты по химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся: Дис. … канд. пед. наук. – Тобольск, 1995.
Аннотация:
В статье раскрыта сущность понятий «текст», «учебный текст», «интегрированный учебный текст», приведены признаки и свойства текста и представлена обобщенная классификация учебных текстов, составленная на основе анализа психолого-педагогической и энциклопедической литературы. Основное внимание в статье посвящено классификации учебных текстов по доминирующим дидактическим параметрам: информационный, инструктивный, мотивирующий текст. В статье приведены примеры интегрированных учебных текстов к элективному курсу «Эти волшебные минералы».
Заголовок:

Об особенностях содержания и структуры электронных образовательных ресурсов

Спиоск литературы:
  1. 1. Босова Л. Л. Цифровые образовательные ресурсы, разработанные в рамках федеральных программ и проектов. [Презентация]. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.myshared.ru/slide
  2. 2. Химия. Базовый курс. 8‑9 класс. [Электронный ресурс]. – 1С: Образовательная коллекция. – 2001, 2003. ‑ 1 опт. диск.
  3. 3. Химия. 9 класс. Мультимедийное учебное пособие нового образца. [Электронный ресурс]. – Просвещение, 2005. – 3 опт. диска.
  4. 4. Химия. Раздаточный и дидактический материал. 10‑11 классы. [Электронный ресурс]. – Учитель, 2007. – 1 опт. диск.
  5. 5. Химия. Готовые домашние задания. 8‑11 классы. – Новая школа, 2006. – 1 опт. диск.
  6. 6. 1С: Школа. Химия. 8 класс / Под ред. А. К. Ахлебинина [Электронный ресурс]. – 2-е изд., испр. и доп. – «1С-Паблишинг», ООО «1С». – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
  7. 7. Химия. 10‑11 классы. Раздаточный материал. Серия «В помощь учителю». [Электронный ресурс]. – Учитель, 2007. – 1 опт. диск.
  8. 8. Органическая химия. 10‑11 класс. [Электронный ресурс]. – 1С: Образовательная коллекция. – 2002, 2003. – 1 опт. диск.
  9. 9. Химия. Интерактивные творческие задания. 8‑9 классы. [Электронный ресурс]. – Новая школа, 2004. – 1 опт. диск.
  10. 10. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Кислоты и основания. [Электронный ресурс]. – Просвещение-Медиа, 2005. – 1 опт. диск.
  11. 11. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Сложные химические соединения в повседневной жизни. [Электронный ресурс]. – Просвещение-Медиа, 2005. – 1 опт. диск.
  12. 12. Занимательная наука. Вещества и их свойства. Интерактивная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Dorling Kinderstey, 2007. – 1 опт. диск.
  13. 13. Открытая химия. Версия 2.6. Автор курса – проф. МФТИ, акад. РАЕН В. В. Зеленцов. [Электронный ресурс]. – ООО «Физикон», 2005. – 1 опт. диск.
  14. 14. Самоучитель. Химия для всех – XXI. Решение задач. [Электронный ресурс]. – Новая школа, 2006. – 1 опт. диск.
  15. 15. Химия. Шпаргалки для старшеклассников. [Электронный ресурс]. – Новая школа, 2006. – 1 опт. диск.
  16. 16. Химия. Экспресс-подготовка к экзамену. 9‑11 классы. [Электронный ресурс]. – Новая школа, 2006. – 1 опт. диск.
  17. 17. Химия элементов. Демонстрационное поурочное планирование. [Электронный ресурс]. – Учитель, 2007. – 1 опт. диск.
  18. 18. Химия для всех – XXI век. Химия со взрывами и без… [Электронный ресурс]. – 1С, 2004. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
  19. 19. Виртуальная химическая лаборатория (9 класс). [Электронный ресурс]. – Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2005. – 1 опт. диск.
  20. 20. Программно-аппаратные комплексы AFS (All For School). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://afsedu.ru/22/faq/
  21. 21. 1С: Школа. Химия. 8 класс / Под ред. А. К. Ахлебинина [Электронный ресурс]. – ЗАО «1С», 2004. – 2 эл. опт. диска (CD-ROM).
  22. 22. 1С: Репетитор. Химия + Варианты ЕГЭ. 2006. [Электронный ресурс]. – 1С, 2006. – 1 эл. опт. Диск.
Аннотация:
На примере пособий г. Калуги и Калужской обл. автор раскрывает особенности электронных изданий, поступающих в средние школы. С точки зрения их содержания и структуры им излагаются возможности применения пособий в обучении химии. Выявляются некоторые технические сложности в варьировании предметного материала на этапе планирования и проведения урока и занятия системы дополнительного образования.
Заголовок:

Элемент №… «единственный и самый»

Аннотация:
В статье представлены данные о свойствах и других характеристиках химических элементов от калия до никеля, наиболее ярко отличающих их от всех других элементов.
Заголовок:

История развития производства минеральных удобрений в России.

Спиоск литературы:
  1. Лукьянов П. М. История химических промыслов и химической промышленности России. - Т. 3. – М.: Изд-во АН СССР, 1951.
  2. Менделеев Д. И. Сочинения. - Т. 16. –Л.;М.: Изд-во АН СССР, 1951.
  3. Соловьёв Ю. И., Каблуков М. И., Колесников Е. В. Иван Алексеевич Каблуков. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.
  4. Соколов Р. С. Химическая технология. - Т. 1. – М.: Владос, 2000.
Аннотация:
Рассмотрена история развития промышленного производства минеральных удобрений в России в период до 30-х гг. XX в. Обсуждены некоторые технологические особенности выпуска фосфорных, калийных и азотных удобрений в дореволюционной России и СССР.
Заголовок:

«Он всё испытал и всё проник»

Аннотация:
Автор предлагает сценарий интеллектуальной игры для учащихся 9-11-го классов, посвященной дню рождения великого русского учёного М. В. Ломоносова.
Заголовок:

День моля: создаём традиции сами

Спиоск литературы:
  1. Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. День моля // Химия в школе. – 2012. ‑ № 7. – С. 41.
  2. http://ru.wikipedia.org/День_моля
Аннотация:
В статье дается информация о недавно возникшем в Северной Америке новом химическом празднике – Дне моля. Цель праздника – привлечение внимания и повышение мотивации обучающихся к химии. Предложены даты проведения праздника, связанные с числом 6  1023 – числом Авогадро. Предлагается обсудить возможные сценарии праздника, и приводится программа проведения Дня моля в школе.
Заголовок:

Из опыта организации внеклассной работы в средней школе.

Спиоск литературы:
  1. 1. Абышов Н. А. Из опыта интерактивного обучения с использованием компьютера // Химия в школе. – 2011. ‑ № 2. ‑ С. 22‑25.
  2. 2. Абышов Н. А. Применение ИКТ повысит качество образования // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2011. ‑ № 3. ‑ С. 56‑63.
Аннотация:
В статье рассматриваются общие принципы внеклассной работы по химии в средних общеобразовательных школах. Отмечено, что не забываемое в течение длительного времени впечатление оставляют химические вечера, организуемые для всех учащихся школы, тематические молодежные форумы, химические игры, химические викторины, химические олимпиады, недели химии и т.д.
Заголовок:

Роль проблемного эксперимента в совершенствовании теоретических знаний учащихся.

Спиоск литературы:
  1. 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. – М.: Владос, 2000.
  2. 2. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. − М.: Школа-Пресс, 1998.
Аннотация:
В работе показаны возможности применения авторской методики проблемно-развивающего обучения химии в средней школе. Данная методика опирается на разработанную автором систему новых проблемных опытов. Всего в этой системе их более ста. Проблемные опыты в сочетании с применением усовершенствованной методики проблемно-развивающего обучения химии включены в общую систему развивающего обучения химии в средней школе. Новые проблемные опыты и усовершенствованная методика обучения и развития учащихся прошли экспериментальную проверку в школах Москвы и Московской области. Применение новой методической системы обучения химии в средних школах, показало её высокую эффективность на практике.
Заголовок:

Демонстрационные опыты по электрохимической коррозии металлов.

Спиоск литературы:
  1. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. – М.: Экзамен, 2002.
  2. Курс лекций по общей и экологической химии: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Байдакова. – СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1993.
Аннотация:
В статье предложена методика изучения темы «Коррозия металлов». В основе представленной методики – химический эксперимент – инструментарий углубления и расширения знаний учащихся, развития их познавательного интереса.
Заголовок:

Организация экспериментально-исследовательской деятельности

Спиоск литературы:
  1. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Органическая химия. Профильный уровень. 11 (10) класс: Учебн. для общеобраз. учрежд. - М.: Русское слово, 2011.
  2. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Органическая химия. 10 класс: Учеб. для общеобраз. учрежд. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Цитович И. К. Курс аналитической химии: Учеб. для вузов. - СПб.: Лань, 2009.
  4. Картинки плодов и овощей http://add.futuris.by/, http://images.yandex.ru
  5. Таблица «Некоторые пищевые кислоты плодов, овощей, ягод» http://food-chem.ru
Аннотация:
Представлена методическая разработка экспериментально-исследовательской работы по теме «Определение содержания пищевых кислот в овощах и фруктах», которую выполняют учащиеся 10-го класса в рамках проектной внеурочной деятельности.
Заголовок:

Выращивание кристаллов дигидрофосфата аммония.

Спиоск литературы:
  1. 1. Химическая энциклопедия. В 5 т. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – Т. 1. – С. 154.
  2. 2. Сарафанова Л. А. Пищевые добавки: Энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ГИОРД, 2004.
  3. 3. Яковишин Л. А. Занимательные опыты по выращиванию окрашенных кристаллов // Химия в школе. – 2007. – № 9. – С. 66–67.
  4. 4. Яковишин Л. А. Мир кристаллов дома и в школе. Занимательные эксперименты. – Севастополь: Рибэст, 2013.
Аннотация:
В статье описаны методики выращивания кристаллов дигидрофосфата аммония в виде друзы и на макетах деревьев из картона и шерстяных ниток. Рассмотрено использование пищевых красителей для окрашивания кристаллов.
Title:

Under the sign of effectiveness… And quality?

Summary:
Vice Editor-in-Chief of the journal considers the critical situation in the modern chemical education at school.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
Associate Head of the Legal Department of the Administration of the All-Russian Trade Union of the Education is answering our readers’ questions.
Title:

Sweet taste chemistry

Summary:
The story about sweet taste chemistry is continued. The concepts of anti-sweeteners and hypoglycemic effect are defined. The examples of anti-sweeteners are discussed.
Title:

Meta-subject outcomes of the basic school curriculum: problems and ways to solve them

Summary:
Realization of FSES requires research and evaluation focused on subject and meta-subject educational outcomes. Consequently, there is a necessity to develop meta-subject effort criteria and indicators as well as specify appropriate tools. This article presents the author's vision of the solution to the problem as well as the ways and means of achieving the meta-subject results in chemistry class.
Title:

On forming and developing universal educational activities in the theme “Non-metals”

Summary:
One of the possible ways of forming and developing universal educational activities by implementing didactic tasks with the use of various types of students’ activities at the lessons of chemistry is discussed.
Title:

Lesson "Methanol on trial"

Summary:
2014 has been declared the Year of Culture. Studying chemistry and its laws give better understanding of the world around us, its uniqueness, beauty, and thus to enhance personal culture and experiences. According to the Sanitary Regulations and Norms (SanPiN) Chemistry has a high rank of difficulty in a scale of school subjects:11 points (the second place after Physics -12 points). It is difficult to maintain students’ interest to such a difficult subject, but it is possible to solve the problem using various forms of organizing lessons. Dramatized lessons developed by the teacher individually or in association with students make a positive contribution to the solution of the problem, permitting to promote activity, to discover potential talents of teachers as well as students as actors, directors, decorators. Staging, emotional involvement and role playing promote self-realization, cooperation and creativity, responsibility of students and their positive attitude to Chemistry as an important science. Dramatized lessons correspond to the system of activity approach to education and meet the FGOS requirements: there is a democratic type of communication, the teacher abandons the authoritative role in favor of acting as the organizer, students make serious efforts in working with information sources. The experience of a dramatized lesson is described by the author in the article.
Title:

Our experience of using a connect-the-dots type dictation

Summary:
The author presents a connect-the-dots type dictation for revising and testing 8 form students’ knowledge of chemical element symbols.
Title:

On contents and studying an interdisciplinary elective course

Summary:
Interdisciplinary (chemistry and biology) elective course “Industrial activity and human health” (68 h, 2 h a week) was developed for systematization of students’ knowledge. The course program and an example of the course lesson are given in the article. For forming systematic knowledge
Title:

On using integrated educational texts

Summary:
The concepts of «text», «educational text», «integrated educational text» are defined in the article. Text features and properties are discussed and the generalized classification of educational texts designed on the basis of the analysis of psychological, pedagogical and encyclopaedic literature is presented. The author gives special attention to the classification of educational texts according to their dominating didactic parameters (informational, instructive or motivating texts). The examples of integrated educational texts for the elective course «These magic minerals» are presented in the article.
Title:

On structure and contents of electronic learning resources

Summary:
The author discusses the peculiarities of electronic publications for secondary schools analyzing the experience of schools in Kaluga and the Kaluga region. Their possible application in teaching chemistry is discussed according to their structure and contents. Some technical difficulties in the variation of the material at the stage of planning and conducting lessons and classes of additional education have been revealed.
Title:

Element № …“the only one and the most”

Summary:
The article presents data on the properties and other characteristics of the chemical elements from potassium to nickel, most clearly distinguished from all others.
Title:

History of mineral fertilizers production in Russia.

Summary:
History of the development of industrial production of fertilizers in our country in the period before the 1930s is considered. Some technological features of phosphorus, potassium and nitrogen fertilizers production in pre-revolutionary Russia and the Soviet Union are discussed.
Title:

“He has experienced everything and everything he has penetrated”

Summary:
The author presents the scenario for the intellectual game for the 9-11 form students. The game is devoted to the anniversary of a great Russian scientist M. V. Lomonosov.
Title:

The Mole Day: let’s create new traditions ourselves

Summary:
In this article you can find information about the holiday which appeared recently in the North America – “The Mole Day”. The aim of this holiday is to attract students’ attention and raise their motivation to studying Chemistry. The dates of celebrating this holiday related to the number of 6*1023 (the Avogadro number) are suggested. The author suggests discussing possible scenarios of celebrating such a holiday. A program of organizing “The Mole Day” at school is presented.
Title:

On organizing extra-curricular work at secondary school

Summary:
The article deals with the general principles for extra-curricular work in chemistry in secondary schools. It has been emphasized that school chemistry evenings, problem youth forums, chemistry games, quiz competitions, chemical Olympiad, chemistry weeks and months, etc. are important and long-remembered experience in the life of each student.
Title:

The role of problem-based experiment in mastering theoretical knowledge of students.

Summary:
The possibilities of application of the author’s technique of problem-based teaching of chemistry at secondary school are shown in this paper. The given technique is based on the system of new problem experiments developed by the author. There are more than 100 problem-based experiments in this system in total. Problem-based experiments in combination with an advanced technique of task-oriented teaching of chemistry are included in the general system of developing teaching of chemistry at secondary school. New problem-based experiments and advanced technique of training and educating students have been tested experimentally in schools of Moscow and Moscow Region. Application of the new methodical system of training of chemistry at secondary schools has shown its high efficiency in practice.
Title:

Demonstrations of electrochemical corrosion of metals

Summary:
A new technique for studying the topic "Corrosion of Metals" is presented in the article. The suggested technique is based on chemical experiment – an instrument for deepening and expanding the knowledge of students, developing their cognitive interest.
Title:

On organizing experimental research activity

Summary:
The experimental research project on the topic “Determination of food acids in vegetables and fruits” for the 10-form students’ extra-curricular activity is described.
Title:

Growing crystals of ammonium dihydrogen phosphate.

Summary:
In this paper the methods of growing crystals of ammonium dihydrogen phosphate in the form of druse and on models of trees of cardboard and wool threads are described. The use of food colorants for dyeing crystals is considered.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.