Заголовок:
Под знаком эффективности… И качества?
Аннотация:
Заместитель главного редактора журнала размышляет о критическом состоянии современного школьного химического образования.
Ключевые слова:
учебники химии, эффективный учебный план, эффективное расписание.
Заголовок:
А как по закону?..
Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Ключевые слова:
Заголовок:
Химия сладкого вкуса
Список литературы:
- Батуев А. С., Куликов Г. Л. Введение в физиологию сенсорных систем. – М.: Высшая школа, 1983.
- Биологически активные вещества, входящие в состав растительного сырья / Учебное пособие для вузов. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2010.
- Голубев В. Н., Шленская Т. В., Чичева-Филатова Л. В. Пищевые и биологически активные добавки. – М.: Академия, 2003.
- Гудман М., Морхауз Ф. Органические молекулы в действии / Пер. с англ. М. П. Терениной; Под ред. А. П. Пурмаля. - М.: Мир, 1977.
- Крутошикова А., Угер М. Природные и синтетические сладкие вещества / Пер. со словацкого; Под ред. Д. Л. Рахманкулова. - М.: Мир, 1988.
- Пищевая химия /А. П. Нечаев, С. Е. Траубенберг, А. А. Кочетков и др. / Под ред. А. П. Нечаева. - 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: ГИОРД, 2012.
- Рогожин В. В. Биохимия растений: Учебник. – СПб.: ГИОРД, 2012.
- Сарафанова Л. А. Пищевые добавки: энциклопедия / Под ред. Л. А. Сарафановой. - 2-е изд. - СПб.: Гиорд, 2004.
- Семёнов А. А. Очерк химии природных соединений. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000.
- Интернет-ресурсы
- http://www.ukrsugar.kiev.ua/products/
- http://www.khimia.ru/Sweet.htm
- http://chemister.ru/Database/
- http://www.plant-expert.com/plant/
Аннотация:
Продолжен рассказ о химии сладкого. Раскрыты такие понятия, как антисластитель, гипогликемический эффект. Рассмотрены отдельные представители антисластителей.
Ключевые слова:
антисластители, сапонины, гликозиды, агликон, гликон, гипогликемический эффект.
Заголовок:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: проблемы и пути решения
Список литературы:
- Шалашова М. М. Кодификатор личностных и метапредметных результатов // Справочник заместителя директора школы. – 2013. ‑ № 4. ‑ С. 51‑62.
Аннотация:
Реализация ФГОС предусматривает диагностику и оценивание как предметных, так и метапредметных результатов обучения. Как следствие возникает необходимость разработки критериев и показателей оценивания метапредметных достижений, определения необходимого инструментария. В данной статье представлено авторское видение решения обозначенной задачи, рассмотрены возможности и пути достижения метапредметных результатов на уроках химии.
Ключевые слова:
требования ФГОС к результатам обучения, универсальные способы действий, критерии и показатели оценивания УУД.
Заголовок:
Из опыта формирования и развития универсальных учебных действий при изучении темы «Неметаллы»
Список литературы:
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2011.
Аннотация:
В статье рассматривается один из возможных путей формирования и развития универсальных учебных действий при изучении химии - использование в учебном процессе дидактических заданий, направленных на сочетание различных видов деятельности обучающихся.
Ключевые слова:
школьное химическое образование, универсальные учебные действия, химические задания.
Заголовок:
Суд над метанолом
Аннотация:
2014 г. объявлен годом культуры. Изучение химии и принятие её законов дают понимание устройства мира, его уникальности, красоты, а тем самым способствует повышению культуры, обогащению собственного опыта. Поддерживать интерес к такому нелегкому предмету, как химия, сложно, но возможно, например, используя разнообразные формы проведения занятий. Позитивный вклад в решение проблемы снижения познавательного интереса школьников имеют театрализованные уроки, разработанные учителем индивидуально или с помощью учащихся, позволяющие повысить активность, раскрыть ранее не проявляющиеся таланты и учителей, и учеников - артистов, режиссеров, постановщиков, декораторов. Театрализация, эмоциональная насыщенность, игровые моменты способствуют самореализации, сотворчеству, содружеству, расширению кругозора учащихся, которые после такого урока более плодотворно изучают предмет, чувствуя свою ответственность, значимость, по-новому видят химию как науку. Театрализованные уроки четко встраиваются в систему деятельностного подхода, что отвечает требованиям ФГОС: складывается демократичный тип общения, учитель лишается своей авторитарной роли и выступает как организатор, учащиеся прилагают серьезные усилия в работе с информационными источниками. Опыт одного из таких уроков предлагает автор.
Ключевые слова:
ролевая игра, театрализованное представление, деятельностный подход, экологическая культура, химическая грамотность, хемофобия.
Заголовок:
Как мы проводим графический диктант
Аннотация:
Автор представляет вниманию читателей нестандартную форму диктанта, который может служить для контроля знаний или повторения символов химических элементов на уроках химии в 8 классе.
Ключевые слова:
графический диктант, символы химических элементов.
Заголовок:
О содержании и изучении межпредметного элективного курса
Аннотация:
С целью систематизации знаний для учащихся профильного 10-го класса организован межпредметный (химия и биология) элективный курс «Промышленная деятельность человека и здоровье» (2 ч в неделю, всего 68 ч). В статье приведены программа курса и разработка одного из занятий.
Ключевые слова:
элективный курс, интегрированный урок, белки, аминокислоты.
Заголовок:
Об использовании интегрированных учебных текстов
Список литературы:
- 1. Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995.
- 2. Цетлин В. С. Проблема выделения единого содержания образования на разных уровнях его формирования // Вопросы конструирования содержания общего среднего образования. – М.: Педагогика, 1980.
- 3. Бауманн М., Гайлинг У., Нестлер К. Доступность учебных текстов, факторы, затрудняющие понимание, их устранение // Проблемы школьного учебника. Сборник статей. Вып. 18. Язык и стиль школьных учебников. – М.: Просвещение, 1988. – С. 244‑258.
- 4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская Академия Наук. Инс-т рус. яз. – М.: АЗЪ, 1993.
- 5. Лосева Л. М. Как строится текст: пособие для учителей / Под ред. Г. Я. Солганика. – М.: Просвещение, 1980.
- 6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником. – М.: Знание, 1987.
- 7. Алехина Е. А. Эти волшебные минералы // Химия в школе. – 2014. ‑ № 3.
- 8. Граник Г. Г. О типах учебных текстов // Проблемы школьного учебника. Сборник статей. Вып. 3. – М.: Просвещение, 1975.
- 9. Донской Г. М. Принципы отбора описания фактов в учебниках истории // Проблемы школьного учебника. Сборник статей. Вып. 15. Типология школьных учебников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 70‑86.
- 10. Зорина Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. – М.: Просвещение, 1978.
- 11. Зуев Д. Д. Школьный учебник. – М.: Педагогика, 1983.
- 12. Краевский В. В., Лернер И. Я. Классификация учебных предметов по ведущей цели // Проблемы школьного учебника. Сб. статей. Вып. 8. (О конструировании учебника). – М.: Просвещение, 1980. – С. 34‑49.
- 13. Кулюткин Ю. Н. Анализ функциональных стилей учебного текста / Проблемы школьного учебника (сборник). Вып. 5. (Методы анализа и оценки учебника). – М.: Просвещение, 1977. – С. 91‑97.
- 14. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. – М.: Юрист, 1998.
- 15. Талызина Н. Ф. Место и функции учебника в учебном процессе // Проблемы школьного учебника. Сборник статей. Вып. 6. – М.: Просвещение, 1978. – С. 18‑33.
- 16. Устюжанина Е. Н. Персонифицированные учебные тексты по химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся: Дис. … канд. пед. наук. – Тобольск, 1995.
Аннотация:
В статье раскрыта сущность понятий «текст», «учебный текст», «интегрированный учебный текст», приведены признаки и свойства текста и представлена обобщенная классификация учебных текстов, составленная на основе анализа психолого-педагогической и энциклопедической литературы. Основное внимание в статье посвящено классификации учебных текстов по доминирующим дидактическим параметрам: информационный, инструктивный, мотивирующий текст. В статье приведены примеры интегрированных учебных текстов к элективному курсу «Эти волшебные минералы».
Ключевые слова:
инструктивный текст, интегрированный учебный текст, информационный текст, классификации учебных текстов, мотивирующий текст, свойства текста, признаки текста, учебный текст, элективный курс.
Заголовок:
Об особенностях содержания и структуры электронных образовательных ресурсов
Список литературы:
- 1. Босова Л. Л. Цифровые образовательные ресурсы, разработанные в рамках федеральных программ и проектов. [Презентация]. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.myshared.ru/slide
- 2. Химия. Базовый курс. 8‑9 класс. [Электронный ресурс]. – 1С: Образовательная коллекция. – 2001, 2003. ‑ 1 опт. диск.
- 3. Химия. 9 класс. Мультимедийное учебное пособие нового образца. [Электронный ресурс]. – Просвещение, 2005. – 3 опт. диска.
- 4. Химия. Раздаточный и дидактический материал. 10‑11 классы. [Электронный ресурс]. – Учитель, 2007. – 1 опт. диск.
- 5. Химия. Готовые домашние задания. 8‑11 классы. – Новая школа, 2006. – 1 опт. диск.
- 6. 1С: Школа. Химия. 8 класс / Под ред. А. К. Ахлебинина [Электронный ресурс]. – 2-е изд., испр. и доп. – «1С-Паблишинг», ООО «1С». – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
- 7. Химия. 10‑11 классы. Раздаточный материал. Серия «В помощь учителю». [Электронный ресурс]. – Учитель, 2007. – 1 опт. диск.
- 8. Органическая химия. 10‑11 класс. [Электронный ресурс]. – 1С: Образовательная коллекция. – 2002, 2003. – 1 опт. диск.
- 9. Химия. Интерактивные творческие задания. 8‑9 классы. [Электронный ресурс]. – Новая школа, 2004. – 1 опт. диск.
- 10. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Кислоты и основания. [Электронный ресурс]. – Просвещение-Медиа, 2005. – 1 опт. диск.
- 11. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Сложные химические соединения в повседневной жизни. [Электронный ресурс]. – Просвещение-Медиа, 2005. – 1 опт. диск.
- 12. Занимательная наука. Вещества и их свойства. Интерактивная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Dorling Kinderstey, 2007. – 1 опт. диск.
- 13. Открытая химия. Версия 2.6. Автор курса – проф. МФТИ, акад. РАЕН В. В. Зеленцов. [Электронный ресурс]. – ООО «Физикон», 2005. – 1 опт. диск.
- 14. Самоучитель. Химия для всех – XXI. Решение задач. [Электронный ресурс]. – Новая школа, 2006. – 1 опт. диск.
- 15. Химия. Шпаргалки для старшеклассников. [Электронный ресурс]. – Новая школа, 2006. – 1 опт. диск.
- 16. Химия. Экспресс-подготовка к экзамену. 9‑11 классы. [Электронный ресурс]. – Новая школа, 2006. – 1 опт. диск.
- 17. Химия элементов. Демонстрационное поурочное планирование. [Электронный ресурс]. – Учитель, 2007. – 1 опт. диск.
- 18. Химия для всех – XXI век. Химия со взрывами и без… [Электронный ресурс]. – 1С, 2004. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
- 19. Виртуальная химическая лаборатория (9 класс). [Электронный ресурс]. – Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2005. – 1 опт. диск.
- 20. Программно-аппаратные комплексы AFS (All For School). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://afsedu.ru/22/faq/
- 21. 1С: Школа. Химия. 8 класс / Под ред. А. К. Ахлебинина [Электронный ресурс]. – ЗАО «1С», 2004. – 2 эл. опт. диска (CD-ROM).
- 22. 1С: Репетитор. Химия + Варианты ЕГЭ. 2006. [Электронный ресурс]. – 1С, 2006. – 1 эл. опт. Диск.
Аннотация:
На примере пособий г. Калуги и Калужской обл. автор раскрывает особенности электронных изданий, поступающих в средние школы. С точки зрения их содержания и структуры им излагаются возможности применения пособий в обучении химии. Выявляются некоторые технические сложности в варьировании предметного материала на этапе планирования и проведения урока и занятия системы дополнительного образования.
Ключевые слова:
электронные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, электронные издания, мультимедийный учебник, виртуальная и цифровая лаборатории, интерактивные творческие задания, установочный диск.
Заголовок:
Элемент №… «единственный и самый»
Аннотация:
В статье представлены данные о свойствах и других характеристиках химических элементов от калия до никеля, наиболее ярко отличающих их от всех других элементов.
Ключевые слова:
атом, элемент, калий, кальций, скандий, титан, ванадий, хром, марганец, железо, кобальт, никель.
Заголовок:
История развития производства минеральных удобрений в России.
Список литературы:
- Лукьянов П. М. История химических промыслов и химической промышленности России. - Т. 3. – М.: Изд-во АН СССР, 1951.
- Менделеев Д. И. Сочинения. - Т. 16. –Л.;М.: Изд-во АН СССР, 1951.
- Соловьёв Ю. И., Каблуков М. И., Колесников Е. В. Иван Алексеевич Каблуков. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.
- Соколов Р. С. Химическая технология. - Т. 1. – М.: Владос, 2000.
Аннотация:
Рассмотрена история развития промышленного производства минеральных удобрений в России в период до 30-х гг. XX в. Обсуждены некоторые технологические особенности выпуска фосфорных, калийных и азотных удобрений в дореволюционной России и СССР.
Ключевые слова:
химическая промышленность, минеральные удобрения, фосфорные удобрения, азотные удобрения, калийные удобрения.
Заголовок:
«Он всё испытал и всё проник»
Аннотация:
Автор предлагает сценарий интеллектуальной игры для учащихся 9-11-го классов, посвященной дню рождения великого русского учёного М. В. Ломоносова.
Ключевые слова:
М В Ломоносов, игра.
Заголовок:
День моля: создаём традиции сами
Список литературы:
- Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. День моля // Химия в школе. – 2012. ‑ № 7. – С. 41.
- http://ru.wikipedia.org/День_моля
Аннотация:
В статье дается информация о недавно возникшем в Северной Америке новом химическом празднике – Дне моля. Цель праздника – привлечение внимания и повышение мотивации обучающихся к химии. Предложены даты проведения праздника, связанные с числом 6 1023 – числом Авогадро. Предлагается обсудить возможные сценарии праздника, и приводится программа проведения Дня моля в школе.
Ключевые слова:
День моля.
Заголовок:
Из опыта организации внеклассной работы в средней школе.
Список литературы:
- 1. Абышов Н. А. Из опыта интерактивного обучения с использованием компьютера // Химия в школе. – 2011. ‑ № 2. ‑ С. 22‑25.
- 2. Абышов Н. А. Применение ИКТ повысит качество образования // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2011. ‑ № 3. ‑ С. 56‑63.
Аннотация:
В статье рассматриваются общие принципы внеклассной работы по химии в средних общеобразовательных школах. Отмечено, что не забываемое в течение длительного времени впечатление оставляют химические вечера, организуемые для всех учащихся школы, тематические молодежные форумы, химические игры, химические викторины, химические олимпиады, недели химии и т.д.
Ключевые слова:
внеклассная работа по химии, химические вечера, химические игры, химические викторины, химические олимпиады, неделя химии, месяц химии, экскурсии.
Заголовок:
Роль проблемного эксперимента в совершенствовании теоретических знаний учащихся.
Список литературы:
- 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. – М.: Владос, 2000.
- 2. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. − М.: Школа-Пресс, 1998.
Аннотация:
В работе показаны возможности применения авторской методики проблемно-развивающего обучения химии в средней школе. Данная методика опирается на разработанную автором систему новых проблемных опытов. Всего в этой системе их более ста. Проблемные опыты в сочетании с применением усовершенствованной методики проблемно-развивающего обучения химии включены в общую систему развивающего обучения химии в средней школе. Новые проблемные опыты и усовершенствованная методика обучения и развития учащихся прошли экспериментальную проверку в школах Москвы и Московской области. Применение новой методической системы обучения химии в средних школах, показало её высокую эффективность на практике.
Ключевые слова:
проблемно-развивающее обучение, усовершенствованная методика, систематическое проведение опытов, новые проблемные опыты.
Заголовок:
Демонстрационные опыты по электрохимической коррозии металлов.
Список литературы:
- Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. – М.: Экзамен, 2002.
- Курс лекций по общей и экологической химии: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Байдакова. – СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1993.
Аннотация:
В статье предложена методика изучения темы «Коррозия металлов». В основе представленной методики – химический эксперимент – инструментарий углубления и расширения знаний учащихся, развития их познавательного интереса.
Ключевые слова:
коррозия металлов, химическая коррозия, электрохимическая коррозия, гальваническая пара, защита металлов от коррозии, анодные и катодные покрытия.
Заголовок:
Организация экспериментально-исследовательской деятельности
Список литературы:
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Органическая химия. Профильный уровень. 11 (10) класс: Учебн. для общеобраз. учрежд. - М.: Русское слово, 2011.
- Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Органическая химия. 10 класс: Учеб. для общеобраз. учрежд. - М.: Просвещение, 2011.
- Цитович И. К. Курс аналитической химии: Учеб. для вузов. - СПб.: Лань, 2009.
- Картинки плодов и овощей http://add.futuris.by/, http://images.yandex.ru
- Таблица «Некоторые пищевые кислоты плодов, овощей, ягод» http://food-chem.ru
Аннотация:
Представлена методическая разработка экспериментально-исследовательской работы по теме «Определение содержания пищевых кислот в овощах и фруктах», которую выполняют учащиеся 10-го класса в рамках проектной внеурочной деятельности.
Ключевые слова:
экспериментально-исследовательская деятельность, пищевые кислоты, кислотно-основное титрование.
Заголовок:
Выращивание кристаллов дигидрофосфата аммония.
Список литературы:
- 1. Химическая энциклопедия. В 5 т. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – Т. 1. – С. 154.
- 2. Сарафанова Л. А. Пищевые добавки: Энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ГИОРД, 2004.
- 3. Яковишин Л. А. Занимательные опыты по выращиванию окрашенных кристаллов // Химия в школе. – 2007. – № 9. – С. 66–67.
- 4. Яковишин Л. А. Мир кристаллов дома и в школе. Занимательные эксперименты. – Севастополь: Рибэст, 2013.
Аннотация:
В статье описаны методики выращивания кристаллов дигидрофосфата аммония в виде друзы и на макетах деревьев из картона и шерстяных ниток. Рассмотрено использование пищевых красителей для окрашивания кристаллов.
Ключевые слова:
дигидрофосфат аммония, кристаллы, друза, пищевые красители, картон, шерстяные нитки.