Заголовок:
Федеральный перечень учебников химии, рекомендуемых к использованию в учреждениях основного общего, среднего общего образования
Аннотация:
Приводится Федеральный перечень учебников, утверждённый 31 марта 2014 г. Министерством образования и науки РФ
Ключевые слова:
Заголовок:
Химия сладкого вкуса
Список литературы:
- Батуев А. С., Куликов Г. Л. Введение в физиологию сенсорных систем. – М.: Высшая школа, 1983.
- Биологически активные вещества, входящие в состав растительного сырья: Учебное пособие для вузов. - Воронеж: ИПЦ Воронежского государственного университета, 2010.
- Голубев В. Н., Шленская Т. В., Чичева-Филатова Л. В. Пищевые и биологически активные добавки. – М.: Академия, 2003.
- Гудман М., Морхауз Ф. Органические молекулы в действии / Пер. с англ. М. П. Терениной; Под ред. А. П. Пурмаля. - М.: Мир, 1977.
- Крутошикова А., Угер М. Природные и синтетические сладкие вещества / Пер. со словацкого; Под ред. Д. Л. Рахманкулова. - М.: Мир, 1988.
- Пищевая химия /А. П. Нечаев, С. Е. Траубенберг, А. А. Кочетков и др. / Под ред. А. П. Нечаева. - 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: ГИОРД, 2012.
- Рогожин В. В. Биохимия растений. – СПб.: ГИОРД, 2012.
- Сарафанова Л. А. Пищевые добавки: Энциклопедия / Под ред. Л. А. Сарафановой. 2-е изд. - СПб.: Гиорд, 2004.
- Семёнов А. А. Очерк химии природных соединений. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000.
- http://www.ukrsugar.kiev.ua/products/
- http://www.khimia.ru/Sweet.htm
- http://chemister.ru/Database/
- http://www.plant-expert.com/plant/
Аннотация:
В настоящей статье продолжен рассказ о химии сладкого. Раскрыты такие понятия, как подсластитель, сахарозаменитель, модификатор вкуса, рассказано о сравнительной оценке сладости некоторых подсластителей.
Ключевые слова:
сладкий вкус, углеводы, подсластители, сахарозаменители, модификаторы вкуса, природные и синтетические подсластители, сравнительная оценка сладости подсластителей, изомальтитол, мальтитол, лактитол, ксилитол, сорбитол, неотам, каррелам, ходулозид.
Заголовок:
Методическая программа формирования УУД и её реализация в процессе обучения
Список литературы:
- 1. Основное общее образование: Федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- 2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
- 3. Шаталов М. А., Кузнецова Н. Е. Химия. Достижение метапредметных результатов обучения. Решение интегративных учебных проблем: 8‑9 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- 4. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008.
- 5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
Аннотация:
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения предусматривает разработку и внедрение межпредметной программы формирования у учащихся универсальных учебных действий в процессе обучения. В статье представлена модель такой программы (5-11 классы), а также рассматриваются технолого-методические аспекты её реализации в обучении химии.
Ключевые слова:
метапредметные образовательные результаты, универсальные учебные действия, межпредметная программа и технологии формирования универсальных учебных действий в обучении химии.
Заголовок:
Творческая мастерская «Кто этот человек?»
Аннотация:
Автор предлагает урок для учащихся 9-го класса по теме «Жизнь и научная деятельность великого русского учёного Д. И. Менделеева», который был проведён в форме творческой мастерской.
Ключевые слова:
Д И Менделеев, работа с информацией, творческая мастерская.
Заголовок:
Изучение химических свойств органических кислот в свете теории электролитической диссоциации
Список литературы:
- Артеменко А. И., Малеванный В. А., Тикунова И. В. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 1990.
- Демидов В. А. Химия. Практикум. 8‑11 классы. ‑ М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.
- Настольная книга учителя химии: Справочно-методическое пособие. ‑ М.: Астрель, 2003.
- Петров А. А., Бальян Х. В., Трощенко А. Т. Органическая химия. – М.: Высшая школа, 1981.
- Терней А. Современная органическая химия. – М.: Мир, 1981.
- Интернет-ресурсы:
- http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch1_7-2.html
- http://chem-bsu.narod.ru/umk_chem_webCD/lwork/lr1.files/image100.gif
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%FF%E4_%ED%E0%EF%F0%FF%E6%E5%ED%E8%E9
- http://www.himhelp.ru/section25/section24/section128/
- http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/sposoby-polucheniya-i-himicheskie-svoystva-organicheskih-veshchestv
- http://www.xenoid.ru/materials/himiya/uch_chem_organ09.php
- http://lib.rus.ec/b/176583/read
Аннотация:
Данная модель урока (урок комплексного применения знаний) по теме «Изучение химических свойств органических кислот в свете теории электролитической диссоциации» соответствует уроку, проведенному автором в стенах школы в рамках дня открытых дверей для директоров школ области. Четко прописанные цели, задачи, методики и приемы, примененные на уроке, позволят учителю, особенно начинающему, взяв за основу данную модель, сконструировать собственный урок, дополнив его необходимыми элементами.
Ключевые слова:
модель урока, цели, задачи, методики, приёмы, органические кислоты, теория электролитической диссоциации, правила безопасности.
Заголовок:
К методике формирования познавательной активности
Список литературы:
- 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
- 2. Шалашова М. М., Оржековский П. А. Новые средства достижения требований ФГОС // Химия в школе. – 2013. - № 4.
- 3. Сиденко А., Яшина Г. Педсовет-семинар: метод проектов от истоков модернизации образования // Народное образование. – 2006. - № 2. – С. 78-85.
- 4. Чайка А. Н. Метод проектов в образовательном пространстве школы // Химия в школе. – 2006. - № 6. – С. 48-52.
Аннотация:
Статья написана под руководством заведующего кафедрой методики преподавания химии Московского института открытого образования профессора П. А. Оржековского. Реализация личностно значимой деятельности, пропедевтика химических знаний и умений, способствуют преодолению учебных проблем и достижению успеха в проектно-исследовательской деятельности по химии, формируют познавательную активность обучающихся в этом предмете, которая потом проявляется в их высокой успеваемости, а иногда и в выборе профессии. В статье рассмотрен механизм положительного влияния пропедевтики химических знаний и умений на формирование познавательной активности в изучении химии на конкретных примерах проектно-исследовательских работ.
Ключевые слова:
пропедевтика, проектно-исследовательская деятельность, химические знания и умения, успеваемость учеников, познавательная активность.
Заголовок:
Из опыта организации проектной деятельности школьников
Список литературы:
- Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. 11 класс. Профильный уровень. ‑ М.: Дрофа, 2008.
- Чернобельская Г. М., Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. Из опыта организации проектной деятельности школьников в рамках программы непрерывного образования «Школа-вуз» // Наука и школа. - 2012. - № 2. - С. 112-115.
- http://www.orel-story.ru
- http://www.vorle.ru/
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.rvb.ru/homerus/iliada/
- http://www.rvb.ru/pushkin/01text/04onegin/01onegin/0836.htm
Аннотация:
Работа с проектами является необходимым условием для развития творческих способностей учащихся и профессиональной компетентности учителя. Проекты, направленные на изучение экологических проблем своей малой родины являются особенно важными. В рамках проекта рассматриваются состав оборотной воды автомоек и проблемы очистки воды.
Ключевые слова:
проектная деятельность, автомойки, оборотная вода.
Заголовок:
Блицопросы на этапе отработки знаний и умений.
Аннотация:
В статье дана характеристика блицопросов с целью отработки химических понятий и умений, приведены конкретные примеры серий познавательных заданий.
Ключевые слова:
учебная деятельность, этап отработки знаний и умений, блицопрос.
Заголовок:
Контрольная работа по теме «Вещества и их свойства» в формате ЕГЭ
Аннотация:
Автор предлагает контрольную работу, которая составлена по аналогии с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ.
Ключевые слова:
контрольная работа, вещества и их свойства.
Заголовок:
Математическая составляющая конкурсных химических задач
Список литературы:
- 1. Рыжова О. Н., Кузьменко Н. Е., Белевцова Е. А. Математическое содержание заданий вступительных испытаний и олимпиад по химии // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник научных трудов. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. ‑ С. 168.
- 2. Ерёмин В. В. Математика в химии // Современные тенденции развития естественно-научного образования: фундаментальное университетское образование. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. ‑ С. 62‑84.
- 3. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии. – М.: Экзамен, 2001.
- 4. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006.
- 5. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н. Е. Кузьменко, О. Н. Рыжовой, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2012.
Аннотация:
Работа посвящена определению места заданий с геометрическим (планиметрическим и стереометрическим) содержанием среди расчетных химических задач, которые предлагались школьникам и абитуриентам на химических олимпиадах («Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы!») и на письменных вступительных экзаменах в МГУ. С этой целью проанализирован массив заданий с 1990 г. по настоящее время. Приведены примеры задач с геометрическим содержанием и их решение. Показано, что нахождение объема тела, площади фигуры, величин углов треугольника – необходимые математические навыки при решении конкурсных и олимпиадных химических задач расчетного характера.
Ключевые слова:
письменный конкурсный экзамен по химии, химические олимпиады, математическая составляющая химических задач.
Заголовок:
Химия без логических разрывов. Современная Периодическая система.
Список литературы:
- 1. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов // Химия в школе. – 2013. – № 4. – С. 44-49.
- 2. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов. Единая природа химической связи // Химия в школе. – 2014. – № 2. – С. 51-58.
- 3. Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия, 8 класс. – М.: Дрофа, 2011. – С. 170, 214.
- 4. Fluck E. New notations in the periodic table // Pure & Appl. Chem. – 1988. – Vol. 60. - No 3. – P. 431-436. – Режим доступа: www.iupac.org/publications/pac/1988/pdf/6003x0431.pdf
- 5. IUPAC Periodic Table of the Elements. – Режим доступа: www.iupac.org. Periodic Table of the Elements
- 6. Трифонов Д. Н. Столетие нулевой группы // Химия. Изд. дом «Первое сентября». – 2000. – № 5. – Режим доступа: http://him.1september.ru/article.php?ID=200000501
- 7. Сайфуллин Р. С., Сайфуллин А. Р. Новая таблица Менделеева // Химия и жизнь. – 2003. – № 12. – С. 14-17.
- 8. Сайфуллин Р. С., Сайфуллин А. Р. Современную периодическую систему элементов – в школьное образование // Химия: методика преподавания. – 2004. – № 2. – С. 4-11.
- 9. Сайфуллин Р., Сайфуллин А. Современная форма таблицы Менделеева // Наука и жизнь. – 2004. – № 7. – С. 2-7. Статьи [7] и [9] доступны в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
- 10. Киселёв Ю. М. Актуальные аспекты проблемы стабилизации состояний окисления // Вестник Московского ун-та. Сер. 2. Химия. – 1998. – Т. 39, № 1. – С. 3-19. – Режим доступа: www.chem.msu.su/rus/vmgu/981/3.pdf.
- 11. Leigh G. J. Periodic Tables and IUPAC // Chemistry International. – 2009. – Vol. 31. - No 1. – P. 4-6. – Режим доступа: www.iupac.org/publications/ci/2009/3101/1_leigh.html
- 12. IUPAC Periodic Table of the Isotopes. – Режим доступа: www.ciaaw.org/pubs/Periodic_Table_Isotopes.pdf
Аннотация:
В российской школе и в заданиях ЕГЭ по химии до сих пор используется традиционная «короткая» форма Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, состоящую из восьми групп. В то же время мировое образовательное сообщество и ИЮПАК используют более удобную длинную форму, состоящую из 18 групп. В статье обсуждаются методические особенности короткой и длинной форм таблицы. Использование длинной формы таблицы упрощает терминологию, устраняет логические разрывы, облегчает понимание учащимися электронных конфигураций атомов, понятий «валентность» и «степень окисления».
Ключевые слова:
ИЮПАК, Периодическая система, короткая форма, длинная форма, сверхдлинная форма таблицы, элемент, атом, электронная конфигурация, валентность, степень окисления, неметаллы, металлы, главная и побочная подгруппы, триады, правило Клечковского, квантовые числа.
Заголовок:
Использование элементов развивающих технологий в химическом практикуме.
Список литературы:
- 1. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. - С. 24.
- 2. Данилов М. А., Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. – М.: Просвещение, 1975. - С. 91.
- 3. Цветков Л. А., Иванова Р. Г., Полосин В. С. Общая методика обучения химии. – М.: Просвещение, 1981.
- 4. Верховский В. Н., Смирнов А. Д. Техника химического эксперимента. – М.: Просвещение, 1973. - С. 6.
- 5. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии: развивающий эксперимент. – М.: Школа-Пресс,1998. - С. 9, 22.
- 6. Лямин А. Н., Толетова М. К. Использование интегральных познавательных заданий в практике обучения // Химия в школе. – 2010. - № 2. – С. 44.
Аннотация:
В статье рассмотрены методические основы использования школьного химического эксперимента в системе развивающего обучения. Большое внимание уделено ориентированию эксперимента на проблемный и индивидуальный характер. Большое дидактическое значение имеет методика включения химического эксперимента в учебный процесс.
Ключевые слова:
развивающее обучение, проблемный эксперимент, методика включения эксперимента.
Заголовок:
Изучение физических и химических свойств солей на примере сульфата меди(II).
Список литературы:
- Дорофеев М. В., Беспалов П. И. Изучение скорости химической реакции с использованием цифровой лаборатории // Химия в школе. - 2011. - № 8. - С. 43-50.
- Зимина А. И. Применение цифровых лабораторий при проведении ученического эксперимента // Химия в школе. - 2012. - № 3. - С. 56-62.
Аннотация:
Статья представляет собой разработку урока в 11-м классе с элементами учебного исследования и применением цифровой лаборатории. Оригинальность и сложность работы заключается в её многоплановости, в том, что сделана попытка объединить сложные вопросы темы и сформировать «объёмное» представление на примере свойств конкретной соли. Работа рассчитана на 2 урока и сопровождается решением ситуационных задач, способствующих достижению не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.
Ключевые слова:
исследовательские способности, цифровые лаборатории, датчики, гидролиз, электролиз.
Заголовок:
История применения и изучения минеральных удобрений в России.
Список литературы:
- Грученко Г. И. Александр Николаевич Энгельгардт // Химия и жизнь. - 2008. - № 1. - С. 56-59.
- Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. – Л.: Наука, 1984.
- Лукьянов П. М. История химических промыслов и химической промышленности России. - Т. 3. – М.: Изд-во АН СССР, 1951.
- Менделеев Д. И. Сочинения. - Т. 16. – Л.;М.: Изд-во АН СССР, 1951.
- Пешакерова М. С. Павел Александрович Лачинов // Материалы по истории отечественной химии. – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1954. – С. 47-55.
- Ушакова Н. Н., Фигуровский Н. А. Василий Михайлович Севергин (1765-1826). – М.: Наука, 1981.
Аннотация:
Рассмотрены некоторые исторические аспекты развития агрохимии в Российской империи. Проанализированы работы отечественных учёных по изучению и применению минеральных удобрений.
Ключевые слова:
история химии, агрохимия, минеральные удобрения, фосфорные удобрения, азотные удобрения, калийные удобрения.
Заголовок:
Интеллектуальная игра «Основные классы неорганических веществ»
Список литературы:
- Денисова В. Г. Мастер-класс учителя химии. – М.: Глобус, 2010.
- Мангутова Л. А. Популярная экология (Полезные советы в повседневной жизни). ‑ Казань: Экоцентр, 1997.
- Савина Л. В. Я познаю мир. ‑ М.: АСТ, 1996.
- Стрельникова Л. Н. Из чего всё сделано? ‑ М.: Яуза-пресс, 2011.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы педагога по проведению в занимательной форме смотра знаний школьников по теме «Основные классы неорганических веществ».
Ключевые слова:
интеллектуальная игра в виде химической эстафеты, викторина, филфорды, крестики-нолики, конкурс химиков-болельщиков, занимательные опыты.
Заголовок:
Решение словесных уравнений
Аннотация:
В статье представлены головоломки для викторин, конкурсов и других внеклассных мероприятий по химии.
Ключевые слова:
химия, внеклассная работа, словесное уравнение, химический элемент.