Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2014 № 6

Русская версия
English version
Заголовок:

Федеральный перечень учебников химии, рекомендуемых к использованию в учреждениях основного общего, среднего общего образования

Аннотация:
Приводится Федеральный перечень учебников, утверждённый 31 марта 2014 г. Министерством образования и науки РФ
Заголовок:

Химия сладкого вкуса

Спиоск литературы:
  1. Батуев А. С., Куликов Г. Л. Введение в физиологию сенсорных систем. – М.: Высшая школа, 1983.
  2. Биологически активные вещества, входящие в состав растительного сырья: Учебное пособие для вузов. - Воронеж: ИПЦ Воронежского государственного университета, 2010.
  3. Голубев В. Н., Шленская Т. В., Чичева-Филатова Л. В. Пищевые и биологически активные добавки. – М.: Академия, 2003.
  4. Гудман М., Морхауз Ф. Органические молекулы в действии / Пер. с англ. М. П. Терениной; Под ред. А. П. Пурмаля. - М.: Мир, 1977.
  5. Крутошикова А., Угер М. Природные и синтетические сладкие вещества / Пер. со словацкого; Под ред. Д. Л. Рахманкулова. - М.: Мир, 1988.
  6. Пищевая химия /А. П. Нечаев, С. Е. Траубенберг, А. А. Кочетков и др. / Под ред. А. П. Нечаева. - 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: ГИОРД, 2012.
  7. Рогожин В. В. Биохимия растений. – СПб.: ГИОРД, 2012.
  8. Сарафанова Л. А. Пищевые добавки: Энциклопедия / Под ред. Л. А. Сарафановой. 2-е изд. - СПб.: Гиорд, 2004.
  9. Семёнов А. А. Очерк химии природных соединений. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000.
  10. http://www.ukrsugar.kiev.ua/products/
  11. http://www.khimia.ru/Sweet.htm
  12. http://chemister.ru/Database/
  13. http://www.plant-expert.com/plant/
Аннотация:
В настоящей статье продолжен рассказ о химии сладкого. Раскрыты такие понятия, как подсластитель, сахарозаменитель, модификатор вкуса, рассказано о сравнительной оценке сладости некоторых подсластителей.
Заголовок:

Методическая программа формирования УУД и её реализация в процессе обучения

Спиоск литературы:
  1. 1. Основное общее образование: Федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. 2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
  3. 3. Шаталов М. А., Кузнецова Н. Е. Химия. Достижение метапредметных результатов обучения. Решение интегративных учебных проблем: 8‑9 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  4. 4. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008.
  5. 5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
Аннотация:
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения предусматривает разработку и внедрение межпредметной программы формирования у учащихся универсальных учебных действий в процессе обучения. В статье представлена модель такой программы (5-11 классы), а также рассматриваются технолого-методические аспекты её реализации в обучении химии.
Заголовок:

Творческая мастерская «Кто этот человек?»

Аннотация:
Автор предлагает урок для учащихся 9-го класса по теме «Жизнь и научная деятельность великого русского учёного Д. И. Менделеева», который был проведён в форме творческой мастерской.
Заголовок:

Изучение химических свойств органических кислот в свете теории электролитической диссоциации

Спиоск литературы:
  1. Артеменко А. И., Малеванный В. А., Тикунова И. В. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 1990.
  2. Демидов В. А. Химия. Практикум. 8‑11 классы. ‑ М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.
  3. Настольная книга учителя химии: Справочно-методическое пособие. ‑ М.: Астрель, 2003.
  4. Петров А. А., Бальян Х. В., Трощенко А. Т. Органическая химия. – М.: Высшая школа, 1981.
  5. Терней А. Современная органическая химия. – М.: Мир, 1981.
  6. Интернет-ресурсы:
  7. http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch1_7-2.html
  8. http://chem-bsu.narod.ru/umk_chem_webCD/lwork/lr1.files/image100.gif
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%FF%E4_%ED%E0%EF%F0%FF%E6%E5%ED%E8%E9
  10. http://www.himhelp.ru/section25/section24/section128/
  11. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/sposoby-polucheniya-i-himicheskie-svoystva-organicheskih-veshchestv
  12. http://www.xenoid.ru/materials/himiya/uch_chem_organ09.php
  13. http://lib.rus.ec/b/176583/read
Аннотация:
Данная модель урока (урок комплексного применения знаний) по теме «Изучение химических свойств органических кислот в свете теории электролитической диссоциации» соответствует уроку, проведенному автором в стенах школы в рамках дня открытых дверей для директоров школ области. Четко прописанные цели, задачи, методики и приемы, примененные на уроке, позволят учителю, особенно начинающему, взяв за основу данную модель, сконструировать собственный урок, дополнив его необходимыми элементами.
Заголовок:

К методике формирования познавательной активности

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  2. 2. Шалашова М. М., Оржековский П. А. Новые средства достижения требований ФГОС // Химия в школе. – 2013. - № 4.
  3. 3. Сиденко А., Яшина Г. Педсовет-семинар: метод проектов от истоков модернизации образования // Народное образование. – 2006. - № 2. – С. 78-85.
  4. 4. Чайка А. Н. Метод проектов в образовательном пространстве школы // Химия в школе. – 2006. - № 6. – С. 48-52.
Аннотация:
Статья написана под руководством заведующего кафедрой методики преподавания химии Московского института открытого образования профессора П. А. Оржековского. Реализация личностно значимой деятельности, пропедевтика химических знаний и умений, способствуют преодолению учебных проблем и достижению успеха в проектно-исследовательской деятельности по химии, формируют познавательную активность обучающихся в этом предмете, которая потом проявляется в их высокой успеваемости, а иногда и в выборе профессии. В статье рассмотрен механизм положительного влияния пропедевтики химических знаний и умений на формирование познавательной активности в изучении химии на конкретных примерах проектно-исследовательских работ.
Заголовок:

Из опыта организации проектной деятельности школьников

Спиоск литературы:
  1. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. 11 класс. Профильный уровень. ‑ М.: Дрофа, 2008.
  2. Чернобельская Г. М., Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. Из опыта организации проектной деятельности школьников в рамках программы непрерывного образования «Школа-вуз» // Наука и школа. - 2012. - № 2. - С. 112-115.
  3. http://www.orel-story.ru
  4. http://www.vorle.ru/
  5. http://ru.wikipedia.org
  6. http://www.rvb.ru/homerus/iliada/
  7. http://www.rvb.ru/pushkin/01text/04onegin/01onegin/0836.htm
Аннотация:
Работа с проектами является необходимым условием для развития творческих способностей учащихся и профессиональной компетентности учителя. Проекты, направленные на изучение экологических проблем своей малой родины являются особенно важными. В рамках проекта рассматриваются состав оборотной воды автомоек и проблемы очистки воды.
Заголовок:

Блицопросы на этапе отработки знаний и умений.

Аннотация:
В статье дана характеристика блицопросов с целью отработки химических понятий и умений, приведены конкретные примеры серий познавательных заданий.
Заголовок:

Контрольная работа по теме «Вещества и их свойства» в формате ЕГЭ

Аннотация:
Автор предлагает контрольную работу, которая составлена по аналогии с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ.
Заголовок:

Математическая составляющая конкурсных химических задач

Спиоск литературы:
  1. 1. Рыжова О. Н., Кузьменко Н. Е., Белевцова Е. А. Математическое содержание заданий вступительных испытаний и олимпиад по химии // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник научных трудов. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. ‑ С. 168.
  2. 2. Ерёмин В. В. Математика в химии // Современные тенденции развития естественно-научного образования: фундаментальное университетское образование. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. ‑ С. 62‑84.
  3. 3. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии. – М.: Экзамен, 2001.
  4. 4. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. Н. Е. Кузьменко, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006.
  5. 5. Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Рыжова О. Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н. Е. Кузьменко, О. Н. Рыжовой, В. И. Теренина. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2012.
Аннотация:
Работа посвящена определению места заданий с геометрическим (планиметрическим и стереометрическим) содержанием среди расчетных химических задач, которые предлагались школьникам и абитуриентам на химических олимпиадах («Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы!») и на письменных вступительных экзаменах в МГУ. С этой целью проанализирован массив заданий с 1990 г. по настоящее время. Приведены примеры задач с геометрическим содержанием и их решение. Показано, что нахождение объема тела, площади фигуры, величин углов треугольника – необходимые математические навыки при решении конкурсных и олимпиадных химических задач расчетного характера.
Заголовок:

Химия без логических разрывов. Современная Периодическая система.

Спиоск литературы:
  1. 1. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов // Химия в школе. – 2013. – № 4. – С. 44-49.
  2. 2. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов. Единая природа химической связи // Химия в школе. – 2014. – № 2. – С. 51-58.
  3. 3. Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия, 8 класс. – М.: Дрофа, 2011. – С. 170, 214.
  4. 4. Fluck E. New notations in the periodic table // Pure & Appl. Chem. – 1988. – Vol. 60. - No 3. – P. 431-436. – Режим доступа: www.iupac.org/publications/pac/1988/pdf/6003x0431.pdf
  5. 5. IUPAC Periodic Table of the Elements. – Режим доступа: www.iupac.org. Periodic Table of the Elements
  6. 6. Трифонов Д. Н. Столетие нулевой группы // Химия. Изд. дом «Первое сентября». – 2000. – № 5. – Режим доступа: http://him.1september.ru/article.php?ID=200000501
  7. 7. Сайфуллин Р. С., Сайфуллин А. Р. Новая таблица Менделеева // Химия и жизнь. – 2003. – № 12. – С. 14-17.
  8. 8. Сайфуллин Р. С., Сайфуллин А. Р. Современную периодическую систему элементов – в школьное образование // Химия: методика преподавания. – 2004. – № 2. – С. 4-11.
  9. 9. Сайфуллин Р., Сайфуллин А. Современная форма таблицы Менделеева // Наука и жизнь. – 2004. – № 7. – С. 2-7. Статьи [7] и [9] доступны в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
  10. 10. Киселёв Ю. М. Актуальные аспекты проблемы стабилизации состояний окисления // Вестник Московского ун-та. Сер. 2. Химия. – 1998. – Т. 39, № 1. – С. 3-19. – Режим доступа: www.chem.msu.su/rus/vmgu/981/3.pdf.
  11. 11. Leigh G. J. Periodic Tables and IUPAC // Chemistry International. – 2009. – Vol. 31. - No 1. – P. 4-6. – Режим доступа: www.iupac.org/publications/ci/2009/3101/1_leigh.html
  12. 12. IUPAC Periodic Table of the Isotopes. – Режим доступа: www.ciaaw.org/pubs/Periodic_Table_Isotopes.pdf
Аннотация:
В российской школе и в заданиях ЕГЭ по химии до сих пор используется традиционная «короткая» форма Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, состоящую из восьми групп. В то же время мировое образовательное сообщество и ИЮПАК используют более удобную длинную форму, состоящую из 18 групп. В статье обсуждаются методические особенности короткой и длинной форм таблицы. Использование длинной формы таблицы упрощает терминологию, устраняет логические разрывы, облегчает понимание учащимися электронных конфигураций атомов, понятий «валентность» и «степень окисления».
Заголовок:

Использование элементов развивающих технологий в химическом практикуме.

Спиоск литературы:
  1. 1. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. - С. 24.
  2. 2. Данилов М. А., Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. – М.: Просвещение, 1975. - С. 91.
  3. 3. Цветков Л. А., Иванова Р. Г., Полосин В. С. Общая методика обучения химии. – М.: Просвещение, 1981.
  4. 4. Верховский В. Н., Смирнов А. Д. Техника химического эксперимента. – М.: Просвещение, 1973. - С. 6.
  5. 5. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии: развивающий эксперимент. – М.: Школа-Пресс,1998. - С. 9, 22.
  6. 6. Лямин А. Н., Толетова М. К. Использование интегральных познавательных заданий в практике обучения // Химия в школе. – 2010. - № 2. – С. 44.
Аннотация:
В статье рассмотрены методические основы использования школьного химического эксперимента в системе развивающего обучения. Большое внимание уделено ориентированию эксперимента на проблемный и индивидуальный характер. Большое дидактическое значение имеет методика включения химического эксперимента в учебный процесс.
Заголовок:

Изучение физических и химических свойств солей на примере сульфата меди(II).

Спиоск литературы:
  1. Дорофеев М. В., Беспалов П. И. Изучение скорости химической реакции с использованием цифровой лаборатории // Химия в школе. - 2011. - № 8. - С. 43-50.
  2. Зимина А. И. Применение цифровых лабораторий при проведении ученического эксперимента // Химия в школе. - 2012. - № 3. - С. 56-62.
Аннотация:
Статья представляет собой разработку урока в 11-м классе с элементами учебного исследования и применением цифровой лаборатории. Оригинальность и сложность работы заключается в её многоплановости, в том, что сделана попытка объединить сложные вопросы темы и сформировать «объёмное» представление на примере свойств конкретной соли. Работа рассчитана на 2 урока и сопровождается решением ситуационных задач, способствующих достижению не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.
Заголовок:

История применения и изучения минеральных удобрений в России.

Спиоск литературы:
  1. Грученко Г. И. Александр Николаевич Энгельгардт // Химия и жизнь. - 2008. - № 1. - С. 56-59.
  2. Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. – Л.: Наука, 1984.
  3. Лукьянов П. М. История химических промыслов и химической промышленности России. - Т. 3. – М.: Изд-во АН СССР, 1951.
  4. Менделеев Д. И. Сочинения. - Т. 16. – Л.;М.: Изд-во АН СССР, 1951.
  5. Пешакерова М. С. Павел Александрович Лачинов // Материалы по истории отечественной химии. – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1954. – С. 47-55.
  6. Ушакова Н. Н., Фигуровский Н. А. Василий Михайлович Севергин (1765-1826). – М.: Наука, 1981.
Аннотация:
Рассмотрены некоторые исторические аспекты развития агрохимии в Российской империи. Проанализированы работы отечественных учёных по изучению и применению минеральных удобрений.
Заголовок:

Интеллектуальная игра «Основные классы неорганических веществ»

Спиоск литературы:
  1. Денисова В. Г. Мастер-класс учителя химии. – М.: Глобус, 2010.
  2. Мангутова Л. А. Популярная экология (Полезные советы в повседневной жизни). ‑ Казань: Экоцентр, 1997.
  3. Савина Л. В. Я познаю мир. ‑ М.: АСТ, 1996.
  4. Стрельникова Л. Н. Из чего всё сделано? ‑ М.: Яуза-пресс, 2011.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы педагога по проведению в занимательной форме смотра знаний школьников по теме «Основные классы неорганических веществ».
Заголовок:

Решение словесных уравнений

Аннотация:
В статье представлены головоломки для викторин, конкурсов и других внеклассных мероприятий по химии.
Title:

The National chemistry textbook list recommended for use in the institutions of the basic general, general secondary education

Summary:
The National textbook list, ratified by the Ministry for education and science of the Russian Federation on March 31st, 2014, has been provided.
Title:

Chemistry sweet taste

Summary:
In the previous article we examined the physiological features of occurrence of taste sensations; got acquainted with the nature of taste, classification of taste sensations and elaborated on the physiological and physical-chemical characteristics of the mechanisms of formation of the sweet taste. In this article we will continue the story of chemistry sweet. Will be disclosed to such notions as a sweetener, sugar substitute, modifier taste. You will learn about the comparative evaluation sweets some sweeteners.
Title:

The methodological program of formation at pupils universal learning activities and its implementation in teaching

Summary:
Federal state educational standard of general education of the second generation includes the development and implementation of interdisciplinary programs to build universal learning activities pupils in the learning process. This article presents a model of such program (grades 5-11), and discusses technological and methodological aspects of its implementation in teaching chemistry.
Title:

Creative workshop “Who is this man?”

Summary:
The author offers a lesson for the 9th Form students on the subject of the “Life and scientific activity of great Russian scholar D. I. Mendeleev”, which was conducted in the creative workshop format.
Title:

Chemical property investigation of organic acids in view of the ionic theory.

Summary:
This model lesson (lesson of complex application of knowledge on the topic «the Study of the chemical properties of organic acids in the light of the theory of electrolytic dissociation» corresponds to the lesson conducted by the author in school, in the framework of the day of open doors for the Directors of schools in the region. Clearly defined goals, tasks, methods and techniques applied in the lesson, will allow the teacher, especially a beginner, based on this model, and to construct own lesson, adding the necessary elements.
Title:

To cognitive activity forming technique

Summary:
The article has been written under the guidance of the head of chemistry teaching department of the Moscow Institute of Open Education, professor P. A. Orzhekovsky. Implementation of person-valued activity, propaedeutics of chemical knowledge and skills encourage negotiating academic problems and achieving success in project and research activity in chemistry, form cognitive activity of trainees in this subject, which manifests itself later on in their high academic progress, and sometimes in profession selection. The article covers the mechanism of the positive influence of chemical knowledge and skills propaedeutics on forming cognitive activity in studying chemistry in terms of concrete project and research paperworks.
Title:

Sharing the experience of organizing students’ project activity

Summary:
Work with projects is a necessary condition for the development of creative abilities of pupils and development of professional competence of teacher. Projects that focus on the study of environmental problems of the small Native land are particularly important. The project considers questions of composition of recycled water in the job of carwashes and problem of water purification.
Title:

Rapid-fire quizzes in the phase of knowledge and skills drilling.

Summary:
The article describes a quick polls for testing of chemical concepts and skills, specific examples of a series of cognitive tasks.
Title:

A test on the subject of “Substances and their behavior” in the Unified State Examination format.

Summary:
The author offers a test, which is compiled by analogy with test-and-measurement materials of the Unified State Examination.
Title:

Mathematical Content of Chemical Tasks of Entrance Exams

Summary:
The paper is devoted to the chemical tasks with geometric (planimetric and stereometric) content, that were offered to applicants at Chemistry Olympiads (such as "Lomonosov" and "Conquer the Vorobyovy Gory!") and written entrance exams at MSU. To this purpose, all the tasks was analyzed from 1990 to the present. The examples of tasks with geometric content and their solutions are presented. It is shown that finding the volume of a solid, the square of shapes, and angles of the triangle are the necessary mathematical skills in solving Olympiad problems and competitive tasks at written entrance exams on chemistry.
Title:

Chemistry without logical gaps. The modern periodic table.

Summary:
The secondary school system together with its school-leaving exam EGE (Unified State Exam) in chemistry still keeps to the traditional «short» form of Mendeleev's periodic table with VIII groups. At the same time, the international educational community and IUPAC use a more convenient «long» form with 18 groups. The article discusses the methodological characteristics of the short and long forms of the periodic table. Using its long form facilitates the use of terminology, eliminates logical gaps, facilitates the understanding electronic configurations of atoms and the concepts of valence and oxidation state.
Title:

Application of elements of developing technologies in a chemical practical work.

Summary:
In article methodical bases of use of school chemical experiment in system of developing training are considered. The big attention is given experiment orientation on problem and individual character. The technique of inclusion of chemical experiment in educational process has the big didactic value.
Title:

Studying physical and chemical behavior of salts with the cuprous sulphate (II) as an example.

Summary:
The article represents a design of the 11th Form lesson with the research and applying digital laboratory elements. The work originality and complexity consists in its diversity, in an undertaken try to combine complex issues of a theme, and to form “volumetric” visualization in terms of the certain salt behavior. The work is designed for 2 (two) lessons, and accompanied by the situational tasks solutions, which encourage not only objective, but meta-objective and personality results achievement.
Title:

History of study and application of mineral fertilizers in Russia.

Summary:
Some historical aspects of the development of agricultural chemistry in Russia are considered. Work of our scientists dedicated to the study and application of fertilizers analyzed.
Title:

The Game by theme «The main classes of non-organic substances».

Summary:
Here is represented the experience of teacher′s work on organising interesting forms of final assesment of pupils′ knowledge by the topic «The main classes of non-organic substances».
Title:

Solve word equations

Summary:
In the article are presented puzzles for quizzes, competitions and other extracurricular activities on chemistry.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.