Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2014 № 4

Русская версия
English version
Заголовок:

Год культуры в России: некоторые аспекты обучения химии

Спиоск литературы:
  1. Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» // http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?3565945
  2. Пак М. С. Культуротворческая методология в образовании // Тенденции формирования науки нового времени: Сборник статей Международной научно-практической конференции. 27‑28 декабря 2013 г.: в 4 ч. Ч. 2 — Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – С. 163‑166.
Аннотация:
2014 г. в жизни россиян наряду с другими знаменательными датами характеризуется важнейшим мировым культурным событием ― проведением XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи и 180-летием со дня рождения русского учёного-химика Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907). Эти знаковые события непременно должны найти отражение в процессе обучения школьников химии. В качестве примера приведём возможности использования данного материала в форме познавательных интегральных заданий, используемых на уроках химии.
Заголовок:

Особенности окисления углеводородов: алкинов, алкадиенов, аренов и циклоалканов.

Спиоск литературы:
  1. Березин Б. Д., Березин Д. Б. Курс современной органической химии. – М.: Высшая школа, 1999.
  2. Кузнецова Л. В., Пашкова Л. И., Власенко К. К. Особенности окислительно-восстановительных реакций в органической химии. Алканы. Алкены // Химия в школе. – 2012. – № 9. – С. 26.
  3. Марч Дж. Органическая химия: в 4 т. – М.: Мир, 1987.
  4. Миллер С. Ацетилен, его свойства, получение и применение / Пер. с англ. – М.: Наука, 1969.
  5. Реутов О. А., Курц А. Л., Бутин К. П. Органическая химия: в 4 т. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  6. Темкин О. Н., Шестаков Г. К., Трегер Ю. А. Ацетилен: Химия. Механизмы реакций. Технология. – М.: Химия, 1991.
  7. Тюкавкина Н. А. Органическая химия. Книга 1. Основной курс. – М.: Дрофа, 2003.
  8. Хейнс А. Методы окисления органических соединений: Алканы, алкены, алкины и арены = Methods for the oxidation of organic compounds: Alkanes, Alkenes, Alkynes and Arenes / Пер. с англ., под редакцией И. П. Белецкой. – М.: Мир, 1988.
  9. Юровская М. А., Куркин А. В. Основы органической химии. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Аннотация:
Статья продолжает серию методических рекомендаций, посвященных одной из сложных тем курса органической химии – окислительно-восстановительные реакции (ОВР) органических соединений. В данной статье приведены примеры уравнений ОВР алкинов, алкадиенов, циклоалканов и ароматических углеводородов различного строения и в различных условиях.
Заголовок:

Умение осуществлять обобщения как метапредметный результат образовательного процесса

Спиоск литературы:
  1. 1. http://www.philosophydic.ru/obobshhenie
  2. 2. Горский Д. П. и др. Краткий словарь по логике. – М.: Просвещение, 1991.
  3. 3. Новосёлов М. М. Абстракция в лабиринтах познания. – Идея-Пресс, 2010 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа. – URL: http://www.labirint.ru/books/251203/
  4. 4. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  5. 5. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. – М.: Прайм-Еврознак, 2003.
  6. 6. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. Г. Панова, 1993.
  7. 7. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – Мн.: АСТ, Харвест, 1998.
  8. 8. Талызина Н. Ф. Деятельностный подход к механизмам обобщения // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С. 3–16.
  9. 9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. ‑ М., 1986.
  10. 10. Миренкова Е. В. Причинно-следственные связи на атомарном уровне организации материи // Химия в школе. – 2012. – № 3. – С. 25‑29.
  11. 11. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС,1998.
  12. 12. Пак М. С. Дидактика химии: Учебник для студентов вузов. – СПб.: ООО «ТРИО», 2012.
Аннотация:
качестве метапредметных результатов освоения основных образовательных программ. В статье сделан анализ различных типологических характеристик обобщений и утверждается, что при создании обобщений в учебном процессе возможно использование приемов индукции, дедукции, их совокупности; построения цепей обобщений; осуществление обобщений на эмпирическом и теоретическом уровнях. Показаны примеры обобщающих процедур на конкретном предметном материале.
Заголовок:

От контекстных заданий к контекстным урокам

Спиоск литературы:
  1. 1. Ахметов М. А. Об использовании контекстных заданий в процессе обучения //Химия в школе. – 2011. ‑ № 4. – С. 23‑27.
  2. 2. Кузнецова Н. Е., Гара Н. Н. Химия: программы: 8‑11 классы. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  3. 3. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  4. 4. Гара Н. Н., Ахметов М. А. Химия: 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Аннотация:
Одним из способов достижения образовательных результатов, запланированных ФГОС, являются контекстные уроки. Статья содержит описание такого урока, проведенного в одном из общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга. Высокий эмоциональный уровень урока способствовал достижению учебных целей, воспитанию у учащихся любви к Родине, содействовал развитию понимания значения химических знаний в условиях боевых действий. На уроке воспитывалось чувство коллективизма, тренировалось умение учащихся извлекать информацию из различных источников, переводить её из одной формы в другую.
Заголовок:

Как мы изучаем оксиды азота.

Аннотация:
Урок посвящён изучению оксидов азота в 9 классе в рамках проектной деятельности. Время на изучение данного материала в 9 классе весьма ограничено, поэтому на уроке необходимо дать максимально возможную информацию об оксидах азота. Наиболее целесообразным в этой ситуации является применение метода проектов. В соответствии с этим, за неделю до урока учащимся предлагается домашнее задание составить сообщение об оксидах азота. Сообщение может выполнять либо один учащийся индивидуально, либо в паре. Для того что бы сообщения учащихся были в одном стиле учащимся предлагается план сообщения и электронной презентации.
Заголовок:

Урок по теме «Железо и его свойства».

Спиоск литературы:
  1. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. – Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Денедебер С. В., Ключникова О. В. Современные технологии в процессе преподавания химии. – М., 2007.
  3. Поташник М. М., Левит М. В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) – М.: Педагогическое общество России, 2008.
  4. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/23572/?interface=themcol
  5. http://chemistry-chemists.com/Video.html
Аннотация:
Автор стремится представить опыт проведения урока химии, разработав его в соответствии с требованиями ФГОС. Вместо готовых решений учитель подходит к обучающимся с вопросами и заданиями, в которых прослеживается причинно-следственная связь строения вещества, свойств и применения. Желание найти ответы побуждает к активной деятельности.
Заголовок:

Использование исследовательских заданий для формирования опыта творческой деятельности.

Спиоск литературы:
  1. 1. Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. О содержании базового химического образования в современном социуме//Химия в школе.– 2010.– № 1.– С. 20.
  2. 2. Пильникова Н. Н., Толетова М. К. Реализация элективных курсов по химии в общеобразовательных учреждениях г. Челябинска // Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сборник научных трудов 59 ВНПК химиков с международных участием, г. Санкт-Петербург, 18-21 апреля 2012 г. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – 438 с.
  3. 3. Пильникова Н. Н., Толетова М. К. О вариативной части содержания образования в условиях введения ФГОС в основной школе // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной НПК 28 февраля 2013 г.: в 10 частях. Часть 5; МОиН РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. – 163 с.
  4. 4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  5. 5. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
Аннотация:
В период освоения в школах Федеральных государственных образовательных стандартов актуальной становится организация исследовательской деятельности школьников. Авторы предлагают примеры различных исследовательских заданий по химии, которые позволят привлечь школьников к исследовательской деятельности.
Заголовок:

Проблемное обучение как средство повышения учебной мотивации

Спиоск литературы:
  1. Баксанский О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. – 2000. ‑ № 1. ‑ С. 19‑25.
  2. Макареня А. А. Повторяем химию: Пособие для поступающих в вузы. ‑ М.: Высшая школа, 1989.
  3. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. ‑ М., 1977.
  4. Мельникова Е. Л. Проблемное обучение // Первое сентября. – 2002. ‑ № 2. ‑ С. 2.
  5. Мельникова Е. Л. Проблемно-диалоговое обучение. – М., 2006.
  6. Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: АРКТИ, 1999.
Аннотация:
Проблемное обучение позволяет повысить учебную мотивацию, что напрямую влияет на результаты обучения. Автор предлагает использовать различные способы организации проблемного обучения, например проблемное изложение, поисковые (эвристические) беседы, проблемные практико-ориентированные задания.
Заголовок:

Из опыта изучения гидролиза солей

Аннотация:
Автор делится опытом объяснения темы «Гидролиз солей». Приведены задания для закрепления этого материала.
Заголовок:

Как мы проводим уроки-семинары

Спиоск литературы:
  1. Маршанова Г. Л. Рефлексивные умения: сущность, содержание и приёмы формирования // Химия в школе. ‑ 2012. ‑ № 2. ‑ С. 4‑10.
  2. Шалашова М. М. Компетентностный подход: проблемы и перспективы // Химия в школе. ‑ 2012. ‑ № 6. – С. 4‑9.
Аннотация:
В статье идет речь об использовании в процессе обучения такой активной формы контроля как семинар, позволяющей одновременно вовлечь весь класс в обсуждение важнейших вопросов темы. Учитель на основе своего опыта показывает, что семинарские занятия способствуют развитию речи, критического мышления, формируют навыки совместного участия в обсуждении теоретических и практических проблем. Приводится план одного из семинаров по теме «Алкены» в курсе органической химии.
Заголовок:

Конференция «Вредное воздействие нитратов и нитритов на организм человека»

Спиоск литературы:
  1. Гайлите М., Гайлитис М. Ещё раз о нитратах // Наука и мы.— 1990. — № 6. — С. 2.
  2. Глунцев Н. М., Дмитриева Л. В., Макарова С. О. Как снизить содержание нитратов в продукции // Картофель и овощи. — 1990.— № 1. — С. 24-28.
  3. Дерягина В. П. Ах, нитраты! И кто же вас выдумал? // Здоровье. — 1989. — № 9.
  4. Мугниев А. Ф., Посмитная И. В. Содержание нитратов в овощах можно регулировать // Картофель и овощи. — 1989. — № 1.
  5. Покровская С. Ф. Пути снижения содержания нитратов в овощах.— М., 1988. — С. 42‒46.
  6. Рычков А. Л. Нитратная кухня // Химия и жизнь. —1989. — № 7.
  7. Соколов О. А. Нитраты под строгий контроль // Наука и жизнь. — 1988. — № 3.
  8. Соколов О.А. Особенности распределения нитратов и нитритов в овощах // Картофель и овощи. — 1987. — № 6.
  9. Соколов О., Семёнов В., Агаев В. Нитраты в окружающей среде.— Пущино. — 1990. — С. 216-238.
  10. Сопильняк Н.Т., Федотова Л.С. Удобрения и качество продукции // Картофель и овощи. — 1987. — № 5. — С. 18-19.
  11. Чапкявиченс Э. С. Как уменьшить содержание нитратов и нитритов в овощах // Здоровье. — 1988. — № 3.
  12. Черпяева И. И. Экологические проблемы использования азотных удобрений // Химизация сельского хозяйства. 1990. — № 4 — с. 20-21.
  13. Эвенштейн 3. Нитраты, нитриты, нитрозамины // Общественное питание. — 1989. — № 3.
Аннотация:
В рамках темы «Азотная кислота и её соли» предлагаю урок-конференцию для 9х классов. Учащиеся заранее готовят выступления, а во время практической работы определяют концентрацию нитритов в продуктах питания.
Заголовок:

Об ошибках при трактовке и использовании физических величин и их единиц СИ

Спиоск литературы:
  1. 1. Википедия (свободная энциклопедия), 2013.
  2. 2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. Химия. Вводный курс. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.
  3. 3. Габриелян О. С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2013.
  4. 4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Соловьёв С. Н., Маскаев Ф. Н. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007.
  5. 5. ГОСТ 8.417.81, Единицы физических величин. ‑ М.: Издательство стандартов, 1982.
  6. 6. Единицы физических величин. Сборник нормативно-технических документов СИ. – М.: Издательство стандартов, 1987.
  7. 7. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс / Под ред. проф. Н. Е. Кузьменко и акад. РАН В. В. Лунина. – М.: Дрофа, 2012.
  8. 8. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2013.
  9. 9. Ерёмин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В., Теренин В. И. Химия. 10 класс. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2012.
  10. 10. Камке Д., Кремер К. Физические основы единиц измерения. – М.: Мир, 1980.
  11. 11. Кузнецова Л. М. Химия. 8 класс. – М.: Мнемозина, 2011.
  12. 12. Международный стандарт ИСО 31/8. Величины и единицы физических величин в химии и молекулярной физике Per № ИСО 31/8-80. – М.: Издательство стандартов, 1984.
  13. 13. Михалёва Л. В., Михалёва В. Н., Михалёв В. Н. Основные химические понятия на основе СИ и метрологии. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2003.
  14. 14. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 8 класс. – М.: Русское слово, 2013.
  15. 15. Номенклатурные правила ИЮПАК по химии. – М.: ВИНИТИ. – Т. 1, 1979, т. 4., 1985, т. 5., 1985, т. 6, 1988.
  16. 16. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Понтак Л. С. Химия: 8 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  17. 17. Раткевич Е. Ю., Базаева М. Г., Юнусов Х. Б., Голубева Р. М. Физические величины, единицы и символы в химии. – М.: Экомир, 2006.
  18. 18. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс. ‑ М.: Просвещение, 2011.
  19. 19. Стёпин Б. Д. Применение международной системы физических величин в химии. – М.: Высшая школа, 1990.
  20. 20. Стёпин Б. Д., Цветков Л. А. Неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 1994.
  21. 21. Стоцкий Л. Р. Методические указания по правильному применению физических величин и их единиц в школьном курсе химии // Химия в школе. – 1980. – № 6.
  22. 22. Стоцкий Л. Р. Физические величины и их единицы. – М.: Просвещение, 1984.
  23. 23. Физическая энциклопедия. В 5 т. – М.: Советская энциклопедия, 1988.
  24. 24. Химическая номенклатура, символы и терминология. Справочное руководство. – Ассоциация научного образования, 1985.
  25. 25. Химическая энциклопедия, т 1-5. – М.: Советская энциклопедия. – Т. 1, 1988, т. 2, 1990, т. 3, 1992, т. 4, 1995, т. 5, 1998.
  26. 26. Химия: Учебник для 8-го класса средней общеобразовательной школы / Под ред. Е. Е. Минченкова. – М.: Мнемозина, 2013.
Аннотация:
В работе выявлены ошибки, касающиеся трактовки и использования физи-ческих величин и их единиц в учебниках по химии 7 – 11 классов средней школы, имеющих гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» и включенным в федеральный перечень. Особенно много ошибок встречается при объяснении и применении физических величин – «количество вещества» и её единица «моль», «молярная масса» и «молярный объём». Отождествляются размерность физической величины и единицы измерения. Неправильно используются кратные и дольные единицы. Вызывает затруднения трактовка таких физических величин, как «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «постоянная Авогадро», «постоянная Фарадея», «массовая доля элемента в веществе». Используются устаревшие, не соответствующие СИ наименования: «атомная масса химического элемента» и «молекулярная масса вещества».
Заголовок:

К вопросу о качестве дидактических материалов

Спиоск литературы:
  1. 1. Оржековский П. А., Мишина В. Ю., Пашкова Л. И. и др. ЕГЭ-2012, Химия: тренировочные задания. ‑ М: Эксмо, 2011.
  2. 2. Савинкина Е. В., Живейнова О. Г. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2013.
  3. 3. Савинкина Е. В., Живейнова О. Г. Химия: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М., Владимир: Астрель, 2011.
  4. 4. Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Сажнева Т. В., Февралева В. А. Химия: подготовка к ЕГЭ-2013. ‑ Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
  5. 5. Соколова И. А. Химия. Тематические тренировочные задания. ‑ М: Эскимо, 2012.
  6. 6. Четверин В. Б. О содержании заданий ЕГЭ по органической химии // Химия в школе – 2010 ‑ № 8. ‑ C. 43‑45.
Аннотация:
Проведён анализ контрольно-измерительных материалов по химии, рекомендованных для подготовки к ЕГЭ. Отмечено, что КИМ, предлагаемые для самостоятельной работы учащихся должны быть тщательно проверены, неточности и опечатки недопустимы.
Заголовок:

Научно-методические основы внешнего независимого оценивания в Украине.

Спиоск литературы:
  1. 1. http://ru.osvita.ua/test/rez_zno/36240/
  2. 2. http://ru.osvita.ua/test/training/5147/
  3. 3. Ганина Н. В. Применение тестовых технологий при оценке знаний учащихся по химии в России и Украине (сравнительный анализ): Сборник научных трудов SWorld. // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2013».
  4. 4. http://ru.osvita.ua/test/answers/36075/
Аннотация:
Предлагаются научно-методический анализ тестовых заданий по химии, используемых во Внешнем независимом оценивании (ВНО) в Украине.
Заголовок:

Информационные технологии в организации учебного эксперимента.

Спиоск литературы:
  1. 6. Денисова А.В., Оржековский П.А. Решение творческих задач как способ преодоления стереотипов мышления. // Химия в школе. 2011, № 6. — С. 32-36.
  2. 7. Дорофеев М.В., Беспалов П.И. Формирование исследовательских умений на начальном этапе изучения химии. // Химия в школе. 2012, № 9. — С. 51 – 59.
  3. 8. Кирюшкин Д.М. Методика преподавания химии в средней школе. — М.: Гос. уч.-пед. изд-во Минпроса РСФСР, 1958. — С. 131.
  4. 9. Кирюшкин Д.М., Полосин В.С. Методика обучения химии. Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1970. — С. 163 – 164.
  5. 10. Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. — М.: Просвещение, 1987. — С. 112 – 133.
  6. 11. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А, Богомолова Н.В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Кн. для учителя. — М.: Аркти, 1999. — 152 с.
  7. 12. Парменов К.Я. Химический эксперимент в средней школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С. 332 – 333.
Аннотация:
Показано, как современные информационные технологии можно применять для решения основных задач обучения и развития экспериментальных умений учащихся и оформления отчетов о проведенных опытах. Каждый этап экспериментальной работы фиксируется школьниками с помощью фото или видеосъемки. Полученные материалы являются основой для составления отчета о проделанной работе, который выставляется в сети, в учебном форуме, в открытом доступе. Школьники комментируют фотографии, сделанные во время выполнения опытов, объясняют наблюдаемые изменения. Данный подход позволяет снизить уровень беспокойства учащихся на уроке, разнообразить химический эксперимент, включить в работу задания проблемного, творческого, исследовательского характера.
Заголовок:

О получении кислорода в лабораторных условиях.

Спиоск литературы:
  1. Жилин Д.М. Сжигание железной булавки в кислороде. Видеозапись. http://my.mail.ru/community/chem-textbook/4FE935ABA7FA2DB8.html
  2. Жилин Д.М. Разложение хлората калия. Видеозапись. http://my.mail.ru/community/chem-textbook/704E8ED49DD112D8.html
Аннотация:
Описаны и обсуждены лабораторные способы кислорода взамен разложения перманганата калия: разложение при нагревании гидроперита, хлората калия и бромата калия, а также каталитическое разложение гидроперита. Показано, что каталитическое разложение 3%-ного пероксида водорода и разложение перхлората калия в качестве лабораторных способов получения кислород не годятся.
Заголовок:

Углерод в руках художника

Спиоск литературы:
  1. Иванова И. С., Кунаева А. П. Соединения металлов в живописи // Химия в школе. – 2013. ‑ № 8. – С. 69‑73.
  2. Иванова И. С. Использование филателистического материала в процессе обучения // Химия в школе. – 2012. ‑ № 3. – С. 22‑25.
  3. Титова И. М. Химия и искусство: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. ‑ М.: Вентана-Граф, 2007.
Аннотация:
Статья знакомит учителей с опытом проведения внеклассного мероприятия по химии «Углерод в руках художника». Это внеклассное мероприятие поможет расширить и углубить знания учащихся об углероде, познакомит учащихся со значением углерода в искусстве, о разрушительном воздействии сажи на памятники архитектуры, расскажет об истории графитового карандаша, научит изготавливать черную акварельную краску и позволит попробовать свои силы в творчестве.
Заголовок:

О «русском прототипе»

Спиоск литературы:
  1. 1. Быков Д. Л. Борис Пастернак. – М.: Молодая гвардия, 2010.
  2. 2. Беленький М. Д. Менделеев. – М.: Молодая гвардия, 2010.
Аннотация:
Юбилейная статья, посвященная 180-летию со дня рождения Д. И. Менделеева.
Заголовок:

Об открытии реакции переаминирования

Аннотация:
А. Е. Браунштейну удалось показать, что в человеческом организме происходит перенос аммиака на кетокислоты. Это реакция распада ненужных аминокислот и синтез заменимых аминокислот.
Title:

The Year of Culture in Russian: some aspects of teaching chemistry

Summary:
The year of 2014 in the life of the Russian people along with the other remarkable dates is characterized by the most important world cultural event, which is conducting the XXIInd Winter OlympicGames in Sochi and the 180th anniversary of the Russian scholar-chemist Dmitry Ivanovich Mendeleev (1834-1907). These remarkable events certainly must find the reflection in the process of teaching students in chemistry. As an example, we will provide opportunities of using the given material in the mode of cognitive tasks, which are used at the chemistry lessons.
Title:

Special aspects of oxidation of hydrocarbons: alkines, alkadienes, arenes, and cycloalkanes.

Summary:
Peculiarities of oxidation-reduction reactions of organic compounds. Alkynes, alkadyenes, cycloalkanes and aromatic hydrocarbons oxidation. The paper describes series of methodic recommendations related to one of the most difficult problem of organic chemistry course results are given for the redox reactions of alkynes, alkadyenes, cycloalkanes and aromatic hydrocarbons of different structures at various conditions.
Title:

The skill to generalize as a meta-subject result of the educational process

Summary:
The ability to create a generalization to the standards of the second generation are defined as transdisciplinarity results of new educational programs. The article analyzes the different typological characteristics of generalizations and argues that with the creation of generalizations in the educational process possible to use methods of induction, deduction, and their combination; build the chain of generalizations; implementation of generalizations on the empirical and theoretical levels. Shows examples of generalizing procedures on a particular subject material.
Title:

From context tasks to context lessons

Summary:
Contextual lessons are one of ways to achieve educational outcomes which was planned federal state educational standards in Russia. The paper contains description of the contextual lesson, which took place in one of the schools of Saint Petersburg. High emotional level of this lesson helped to achieve learning objectives, to promote students’ love of Russia, understanding of the importance of chemical knowledge in combat. The lesson promoted team building, student’s ability to search information, to transform it from one form to another.
Title:

The way we study oxides of nitrogen.

Summary:
The lesson is dedicated to the analysis of oxides of nitrogen in the 9th Form within the project activity framework. The time allocated to study this material in the 9th Form is very limited, that’s why it is necessary to provide as much as possible information on oxides of nitrogen in class. Using a project method is the most viable in this situation. To that end, a week prior the lesson students were suggested that they should prepare a report on oxides of nitrogen as their home-task. A report may be presented by one individual or a pair of students. For students’ reports to follow one and the same style they are provided with a plan of a report an e-presentation.
Title:

Topic of the lesson "Iron and its properties".

Summary:
The author seeks to present experience of carrying out a lesson of chemistry, having developed it according to Federal State Educational Standards (FGOS) requirements. Instead of ready decisions the teacher approaches to being trained with questions and tasks in which relationship of cause and effect of a structure of substance, properties and application is traced. The desire to find answers induces to vigorous activity.
Title:

Using research tasks to form the experience of creative activity.

Summary:
During the period of mastering the Federal State Educational Standards at schools the organizing the research activity of students becomes important. The authors offer the examples of different research chemistry tasks, which allow involving students into the research activity.
Title:

Problem teaching at chemistry course as a way to raise pupil motivation.

Summary:
Problem teaching allows increasing the academic motivation, which influences the training outcome directly. The author offers to use different methods of problem teaching organization, for instance, a problem narration, search (heuristic) conversations, problem practice-focused tasks.
Title:

By experience of studying hydrolysis.

Summary:
The author shares the experience of explaining the subject of “Hydrolysis”. Tasks to consolidate this material are provided.
Title:

The way we conduct lessons-workshop

Summary:
The article presents on usage of such an active form of control in the academic process as a workshop, which allows involving the entire class simultaneously into the discussion of the vital questions of the topic. A teacher on the basis of his experience shows that workshop classes promote the speech development, critical thinking, and form skills of mutual participation on the discussion of theoretical and practical issues. A plan of one of the workshops on the subject of “Alkenes” in the course of organic chemistry is provided.
Title:

Conference “Adverse Effect of nitrates and nitrites on a human organism”

Summary:
Within the framework of the subject of “Azotic acid and nitrates” I offer a lesson-conference for the 9th Forms. Student prepare speeches in advance, while during a practical work determine the concentration of nitrites in food products.
Title:

On mistakes while handling and using physical quantities and their SI units.

Summary:
In the work of the identified error concerning the interpretation and use of physical quantities and units in the textbooks on chemistry of 7 - 11 classes of school with a sign «Recommended by the Ministry of education and science of the Russian Federation» and included in the Federal list. Especially a lot of mistakes occurs in explaining and applying the physical magnitudes - "amount of substance" and the unit "mol", «molar mass» and «molar volume». Identified dimension of the physical magnitudes and the unit of measurement. Incorrectly used multiples and beat unit. Causing the trouble interpretation of such physical magnitudes as the «relative atomic mass», «relative molecular mass», «Avogadro constant», «Faraday constant», «mass part of element in the substance». Used outdated, not corresponding to the SI names: «the atomic mass of a chemical element» and «molecular mass of substance».
Title:

Towards the quality of didactic materials

Summary:
Checking and measuring materials on chemistry which is recommended for Unified State Exam were analyzed. Checking and measuring materials suggested for students private individual work must be worked over, inaccuracy and misprints must be prevented.
Title:

Scientific and methodic essentials of the external independent assessment in Ukraine.

Summary:
Offers scientific-methodical analysis of test заданмий chemistry used in the External independent evaluation (UPE) in Ukraine.
Title:

IT in organization of an academic experiment.

Summary:
Shows how information technology can be used for basic tasks of training and development of experimental skills of students and presentation of reports on experiments. Each stage of the experimental work is fixed students using a photo or video. The resulting materials are the basis for the report on the work done, which is exposed on the network, in an educational forum in the public domain. Students comment on photos, explain the observed changes. This approach allows us to reduce the level of anxiety of students in the classroom, to diversify the chemical experiment, to put into operation the job problem, creative, exploratory nature.
Title:

On oxygen production in a lab environment

Summary:
Four laboratory techniques to obtain oxygen are discussed: catalytic decomposition of hydrogen peroxide-urea and thermal decomposition of hydrogen peroxide-urea, potassium chlorate and potassium bromate. Catalytic decomposition of 3% hydrogen peroxide and thermal decomposition of potassium perchlorate were also investigated but turned to be inadequate.
Title:

Carbon in the hands of the artist

Summary:
The article introduces the teachers with experience in extracurricular activities in Chemistry "Carbon in the hands of the artist". Extracurricular activities provide answers to the following questions: Where carbon used in painting? What is the impact of carbon black on the monuments of architecture? How to synthesize black watercolor?
Title:

About the “Russian prototype”

Summary:
Jubilee article devoted to the 180 anniversary of the birth of D. I. Mendeleev.
Title:

On transamination reaction discovery

Summary:
A. Ye. Brownstein has succeeded to show that the transfer of ammonia to keto-acids takes place in the human organism. This is a reaction of disassimilation of unnecessary amino acids and synthesis of replaceable amino acids.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.