Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2014 № 3

Русская версия
English version
Заголовок:

Чёрная металлургия: актуальные проблемы отрасли.

Спиоск литературы:
  1. 1. Обзор чёрной металлургии России 1998-2012 гг. и прогноз до 2020 г.
  2. 2. Инженерная защита окружающей среды / Под общ. ред. Ю. А. Бирман, Н. Г. Вурдовой. – М.: Изд-во АСВ, 2002.
  3. 3. Курунов И. Ф. Прямое получение железа и бездоменная металлургия чугуна в XXI веке // Металлург. – 2010. – № 6.
  4. 4. Кудрявцев В. От руды к железу – прямым путём // Наука и жизнь. – 1985. – № 8.
Аннотация:
В статье рассмотрены основные направления модернизации черной металлургии в России: вывод мартеновских печей из производства, развитие бездоменной металлургии, строительство современных мини-заводов (НЛМК-Калуга), установка в доменных печах бесконусных загрузочных устройств вместо двухконусных, широкое внедрение установок непрерывного литья стали. Анализируется зарубежный опыт утилизации техногенных отходов в доменных печах.
Заголовок:

О проблемах формирования общеучебных умений

Спиоск литературы:
  1. 1. Усова А. В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений. – Челябинск: ЧГПИ, 1994.
  2. 2. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. ‑ М.: МГУ, 1984.
  3. 3. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект. ‑ М.: Владос, 2004.
  4. 4. Заграничная Н. А. О метапредметных результатах изучения школьного курса химии // Химия в школе. ‑ 2011. ‑ № 4. ‑ С. 18‑22.
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы, возникающие при формировании метапредметных результатов обучения химии. Представлены некоторые выводы о влиянии различных факторов на уровень освоения общеучебных умений учащимися основной школы.
Заголовок:

Из опыта формирования познавательных универсальных учебных действий

Аннотация:
В статье рассмотрена методика формирования у школьников на уроках химии в 8 классе познавательных универсальных учебных действий, в части построения информационных моделей знаний.
Заголовок:

Задания с элементами исследовательской деятельности

Аннотация:
В статье рассмотрена классификация цепочек превращений по форме и по целям. Рассмотрены более подробно цепочки превращений, заданных вербально, технология их решения и принципиальные их отличия от классических цепочек превращений.
Заголовок:

Урок-исследование по теме «Жиры»

Спиоск литературы:
  1. Данилова А. Г. Как организовать и провести урок-исследование // Химия в школе. ‑ 1999. ‑ № 7.
  2. Денисова В. Г. Открытые уроки по химии. 8‑11 классы. ‑ Волгоград: Учитель, 2002.
  3. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии: методика и техника: Пособие для учителей. ‑ М.: Школьная Пресса, 2000.
Аннотация:
Предложен урок по теме «Жиры» из курса органической химии (10 класс). Урок проводится в форме исследования: учитель – организатор учебного процесса, а учащиеся – исследователи. Этот метод способствует лучшему усвоению материала.
Заголовок:

Программа курса «Эти волшебные минералы»

Спиоск литературы:
  1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Ахметов С. Камень твоей судьбы. – М., 1992.
  3. Балицкий В. С., Лисицына Е. Е. Синтетические аналоги и имитации природных драгоценных камней. – М.: Недра, 1981.
  4. Бани Ч. Кристаллы, их роль в природе и науке. – М.: Мир, 1970.
  5. Барская В. Ф., Рычагов Г. И. Практические работы по общей геологии. – М.: Просвещение, 1970.
  6. Байкова В. М., Шульгин В. Н. Применение химического анализа для определения минералов // Химия в школе. – 1966. ‑ № 3.
  7. Ефимов Е. М. Русский резной камень в Эрмитаже. – М., 1961.
  8. Зеликович Э. С. Свет и цвет. – М., 1950.
  9. Звезды и судьбы / Сост. Л. В. Гумун, Н. П. Наумкина. – М.: Исида, 1993.
  10. Кринов Е. Л. Небесные камни. – М., 1950.
  11. Куликов Б. Азбука камней-самоцветов. – М.: Недра, 1988.
  12. Лазаренко Е. К. Курс минералогии. – М.: Просвещение, 1971.
  13. Лебединский В. И. Камень и человек. – М.: Наука, 1974.
  14. Рыбас М. Д. Найди свой камень. – М.: Рипол классик, 1999.
  15. Смольянинов И. Н. Как определяют минералы по внешним признакам. – М.: Наука, 1951.
  16. Соболевский В. И. Замечательные минералы. – М.: Просвещение, 1971.
  17. Судо М. М. Геология для всех. – М.: Знание, 1980.
  18. Судо М. М. Современная геология. – М.: Знание, 1976.
  19. Ферсман А. Е. Воспоминание о камне. – М.: Наука, 1960.
  20. Ферсман А. Е. Занимательная геохимия. – М.: Наука, 1954.
  21. Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. – М.: Наука, 1951.
  22. Ферсман А. Е. Путешествие за камнем. – Л., 1956.
  23. Ферсман А. Е. Рассказы о самоцветах. – М.: Просвещение, 1974.
  24. Ферсман А. Е. Цвета минералов. – М.: Просвещение, 1937.
  25. Финкельштейн Д. И. Природные и искусственные минералы. – М.: Просвещение, 1966.
  26. Ходаков Ю. В. Архитектура кристаллов. – М., 1970.
  27. Шаскольская М. П. Кристаллы. – М.: Наука, 1978.
  28. Шубников А. В. Как растут кристаллы. – М., 1935.
  29. Шубников А. В. Образование кристаллов. – М., 1947.
  30. Элуэли Д. Искусственные драгоценные камни. – М.: Мир, 1981.
Аннотация:
В статье приведена программа интегрированного элективного курса. Цель курса – познакомить учащихся с основами минералогии, опираясь на полученные знания по неорганической химии. Курс рассчитан на 22 ч и может проводиться во втором полугодии 8 класса или в 9 классе. В данном элективном курсе большая роль отводится самостоятельной работе учащихся с интегрированными учебными текстами. Для каждого занятия автором разработаны учебные тексты, выполняющие инструкционную, информационную и мотивирующую функции. Работа с учебными текстами позволяет углубить, расширить знания по химии, географии, истории, литературе; ознакомиться с основами медицинских знаний, экологии, валеологии. Занятия элективного курса лучше проводить в кабинете химии, где имеются необходимое оборудование и реактивы. Также для занятий нужны коллекции минералов, таблицы, учебные тексты для занятий. В заключение приведен список литературы.
Заголовок:

Общественный смотр знаний

Спиоск литературы:
  1. Воскресенский П. И. и др. Справочник по химии. – М.: Просвещение, 1974.
  2. Годмен А. Иллюстрированный химический словарь. – М.: Мир, 1988.
  3. Ищенко А. А. Аналитическая химия. – М.: Академия, 2007.
  4. Книга для чтения по неорганической химии в 2-х частях / Сост. В. А. Крицман. – М.: Просвещение, 1993.
  5. Курганский С. М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: «5» за знания, 2006.
  6. Курганский С. М. Внеклассная работа по химии. – М.: «5» за знания, 2006.
Аннотация:
Одним из эффективных способов создания мотивации к изучению дисциплины является использование разнообразных педагогических приёмов, например проведение уроков в такой нетрадиционной форме, как общественный смотр знаний. Предложена методическая разработка урока обобщения и систематизации знаний и умений в форме общественного смотра знаний.
Заголовок:

Творческий экзамен как способ оценки метапредметных результатов

Аннотация:
Творческий экзамен проводился в гимназии в рамках промежуточной сессии с целью проверки уровня сформированности у учащихся 10-х классов метапредметных результатов. Для экзамена были выбраны четыре профильных предмета (физика, химия, биология, математика). Учащимся было предложено представить проект с решением исследовательской задачи по своему предмету, но при этом они должны были использовать общеучебные знания и умения. Обучающиеся не были ограничены в источниках знаний, в общении со специалистами, в консультациях с учителями по всем предметам. На подготовку учащимся было дано 10 дней. На экзамене гимназисты представили три проекта. Проект по химии и биологии показал умения учащихся находить правильную методику при выполнении эксперимента, сформированность исследовательских навыков, умение ставить задачи, составлять алгоритм деятельности, анализировать и делать выводы.
Заголовок:

Из опыта проведения фронтального зачёта

Аннотация:
В статье идёт речь о применении личностно ориентированного подхода при обучении химии. Рассказывается, как отобрать учебный материал, чтобы он был доступен для усвоения всем учащимся, и предлагается методика проведения зачётных уроков, на которых проводится проверка знаний каждого ученика.
Заголовок:

В стране химических задач

Аннотация:
Предложена разработка урока-путешествия, цели которого закрепление умения учащихся решать задачи различными способами и демонстрация взаимосвязи теоретических знаний и практики. Он проводится в рамках изучения элективного курса «Химия в задачах и упражнениях» (8-й класс).
Заголовок:

Из опыта формирования вычислительных умений и их оценки.

Аннотация:
На начальном этапе формирования расчетно-вычислительных умений в рамках темы «Растворы» оптимальное сочетание функций диагностики, контроля, учета, коррекции и оценки возможно в ходе использования определенной системы контрольно-измерительных материалов..
Заголовок:

О метапредметном подходе к решению задач

Спиоск литературы:
  1. 1. Хрусталёв А. Ф. Наш подход к решению задач с избыточными данными // Химия в школе. – 2011. – № 4. – С. 48 51.
  2. 2. Деркач М. И., Хрусталёв А. Ф. М. В. Ломоносов и математическая химия // Химия в школе. – 2011. – № 9. – С. 30 35.
  3. 3. Маршанова Г. Л. Сборник задач по органической химии. 10 11 классы. – М.: Издат-школа, 2000.
  4. 4. Хомченко Г. П. Пособие по химии для поступающих в вузы – М.: Новая волна, 2008.
  5. 5. Миленко Н. Н., Хрусталёв А. Ф. Геометрия молекул: математические расчёты // Химия в школе. – 2012. – № 7. – С. 26‑28.
Аннотация:
На конкретном материале раскрывается содержание метапредмета «Задача».
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:

Закономерности химических реакций: терминология и символика.

Спиоск литературы:
  1. 1. Стась Н.Ф. Терминология и символика атомно-молекулярного учения // Современные проблемы науки и образования, 2012. – № 4. URL: http://ww.sciece-education/ru/104-6401 (дата обращения:20.06.2012)
  2. 2. Стась Н.Ф. Современная классификация неорганических соединений и химических реакций // Химия в школе, 2013. – № 1. – С. 6–12.
  3. 3. Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия: Учебное пособие для вузов. – М.: Химия, 2000. – 592 с.
  4. 4. Савельев Г.Г., Смолова Л.Д. Общая химия: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 180 с.
  5. 5. Угай А.Я. Общая и неорганическая химия: Учебник для студентов, обучающихся по направлению «Химия». – М.: Высшая школа. – 1997. – 527 с.
  6. 6. Стёпин Б.Д., Цветков А.А. Неорганическая химия: Учебник для химических и химико-технологических специальностей вузов. – М.: Высшая школа. – 1994. – 608 с.
  7. 7. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2005. – 743 с.
  8. 8. Никольский А.Б., Суворов А.В. Общая химия. – СПб.: Химия, 1997. – 624 с.
  9. 9. Коровин Н.В. Общая химия. – М.: Высшая школа, 2006. – 557 с.
  10. 10. Стась Н.Ф. Учебный комплекс для преподавания химии в технических университетах. / Тезисы докладов XVIII Менделеевского съезда по общей и прикладной химии: В 5 т.; т. 4. – М.: Граница, 2007. – С. 335.
  11. 11. Хаускрофт К.Е., Констебл Э.К. Современный курс общей химии. Пер с английского. В 2-х т. – М.: Мир, 2002. – 539 с.
  12. 12. Химия: Справочное издание / В. Шретер, К.-Х. Лаутеншлегер, Х. Бибрак и др.: Перевод с немецкого. – М.: Химия, 1989.– 648 с.
  13. 13. Зайцев О.С. Химия. Современный краткий курс. – М.: Агар, 1997. – 416 с.
Аннотация:
Статья посвящена проблеме единства терминологии и символики в учебных материалах по химии. В ней рассмотрены основные понятия и закономерности химической термодинамики и химического равновесия при изучении на первом курсе технического университета в учебных дисциплинах «Химия» и «Общая и неорганическая химия». Показано необоснованное использование различных терминов и символов для одних и тех же свойств химических веществ и закономерностей протекания реакций. Предложены современные обозначения термодинамических параметров и простые формулировки закономерностей реакций.
Заголовок:

Экспериментальные умения как компонент итоговой аттестации выпускников основной школы.

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 – 48с.
  2. 2. А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин, Г.Н. Молчанова «Методические материалы по организации и проведению эксперимента в рамках государственной ( итоговой ) аттестации (ГИА) выпускников IX классов по химии – М. ФГБНУ «ФИПИ», 2013
  3. 3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ в 2014 году
  4. 4. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
  5. 5. Демонстрационный вариант № 2 контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
  6. 6. Верховский В.Н., Смирнов А.Д. Техника химического эксперимента в школе – М.: Просвещение, 1975.
  7. 7. Цветков Л.Л. Эксперимент по органической химии: Методика и техника / Пособие для учителей. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Школьная Пресса, 2000. — 192 с.
  8. 8. Экзаменационные билеты по химии «Вестник образования России», №6, март 2007 года
Аннотация:
В данной статье проанализировано содержание ГИА по химии 2014, главной особенностью которого является усиление практико-ориентированной составляющей (задания С3 и С4). Выделены темы основной общеобразовательной программы курса химии, на которые необходимо обратить внимание при подготовке учащихся к выполнению химического эксперимента на экзамене.
Заголовок:

Из опыта реализации проекта «Река нам дарована судьбой».

Спиоск литературы:
  1. 1. Г.М. Рогов, О.Д. Лукашевич, В.К. Попов, Водно-экономические проблемы г. Томска в контексте экологической безопасности. Безопасность жизнедеятельности. – 2008. - № 1 – с.25-29.
  2. 2.Фюлленберг Г. Загрязнение природной среды. Введение в экологическую химию / Г. Фюлленберг; Пер. с нем. А. В. Очкина; Под ред.К. Б. Заборенко. – М.: Мир, 1997. – 232 с.
Аннотация:
Моделирование процесса эмиссии ионов Fe3+ и Mn2+ в различные водные среды позволяет выявлять кинетические зависимости, необходимые для экологической оценки и прогноза воздействия металлургических шлакоотвалов на объекты гидросферы.
Заголовок:

Современник Менделеева.

Аннотация:
Статья о русском химике Леоне Николаевиче Шишкове.
Заголовок:

Школьный конкурс «Лучший химик года»

Аннотация:
В данной статье представлена разработка внеклассного мероприятия для учеников 10 класса, проведение которого продолжает развитие интереса изучения химической науки через решение творческих заданий по органической химии, цель - активизировать мыслительную деятельность и познавательную активность обучающихся, способствовать расширению у школьников кругозора и развитию смекалки, мышления, находчивости, сообразительности.
Title:

Iron & Steel industry: the branch topical challenges.

Summary:
In the article basic tendencies in modification of ferrous metallurgy in Russia are considered: withdrawalof open-hearth furnaces, development of smelting-reduction processes, construction of mini-plants like NLMK-Kaluga (Novolipetskiy iron and steel mill), installation of non-conical loading devices instead of two-conical and massive implementation of continuous steel casting units. Foreign experience in utilization of industrial wastes in blast furnaces is also thoroughly analyzed.
Title:

Problems of building up interdisciplinary knowledge in the process of chemistry study in High school

Summary:
Problems of building up of interdisciplinary results at chemistry course are discussed. Some conclusions regarding level of general and interdisciplinary skills of students are introduced.
Title:

Sharing the experience of forming cognitive general academic efforts.

Summary:
The article examines the methods of building of universal activities for acquiring knowledge for the 8th form students at the lessons of chemistry, particularly the ways of constructing information models of knowledge.
Title:

Research activity element-containing tasks

Summary:
The article examines the classification of transformation chains based on the shape and purposes. Transformation chains specified verbally, technology of their solution, and their fundamental difference from classical transformation chains have been examined to some detail.
Title:

Lesson-research on the subject of “Fat”

Summary:
A lesson on the subject of “Fats” from the inorganic chemistry course (the 10th Form) has been offered. The lesson is conducted in a research mode: a teacher is an organizer of an academic process, while students are researchers. This technique promotes the better conceptual lean.
Title:

The program of integrated elective cours «These magic minerals»

Summary:
In article is resulted the program of integrated elective course. Objective of a course – to acquaint pupils with bases of mineralogy, leaning on the received knowledge in inorganic chemistry. The course is calculated at 22 o'clock and 8 classes or in 9 class can be spent in the second half-year. In data elective course the greater role is allocated to independent work of pupils on the integrated educational texts. For each employment by the author are developed the educational texts which are carrying out instructional, information and motivating functions. Work on educational texts allows to deepen, expand knowledge on chemistry, geography, history, the literature; to familiarize with bases of medical knowledge, ecologies, valueologies. Employment elective course are better for spending in a cabinet of chemistry where there is a necessary equipment and reactants. Also for employment collections of minerals, tables, educational texts for employment are necessary. In the conclusion of article the list of the literature is resulted.
Title:

A social knowledge review

Summary:
One of the most powerful methods of creating motivation to study a subject is using different pedagogical methods, for instance, conducting lessons in such an unconventional mode as a social knowledge review. A feedback and knowledge and skills systematization lesson guidance paper in the mode of a social knowledge review has been offered.
Title:

A constructive exam as a mean of meta-subject results assessment

Summary:
A constructive exam was conducted at a grammar school within the framework of an intermediate session with the purpose of the controlling of the formedness level of meta-object results of the 10th Form students. Four core subjects were chosen for an exam, such as physics, chemistry, biology, and mathematics). The students were offered to provide a project with a solution of a research task regarding their subject, while they were obliged to practice general academic knowledge and skills. Students were not restricted with usage of knowledge sources, with communication with experts, with consultations with instructors (teachers) of all subjects. Ten days were given to students to get ready. At the exam the students presented three projects. The chemistry and biology project showed students’ skills to find the right technique while carrying out an experiment, the formedness of research skills, ability to form tasks, to put together the activity algorithm, to analyze, and draw conclusions.
Title:

Sharing the experience of performing the front pass-fail exam

Summary:
The article narrates about using the learner-centered approach while studying chemistry. It narrates, how to select the academic material for it to be accessible to comprehend by all students, and the technique of conducting pass-fail lessons, at which they perform the knowledge quiz of each student, has been offered.
Title:

In the country of chemical tasks

Summary:
The design of a trip-lesson, aims of which are the feedback of students’ skills to solve tasks by different means and to demonstrate interrelation of theoretical knowledge and practice, has been offered. It is conducted within the framework of elective course “Chemistry in the mode of tasks and exercises” study (the 8th Form).
Title:

Methodical recommendations assessment of settlement-сomputing skills when learning solutions in the 8th grade

Summary:
At the initial stage of the settlement and computing skills within the framework of the theme «Solutions» optimal combination of the functions of the diagnosis, control, accounting, correction and evaluation of possible during the use of a certain system of control-measuring materials.
Title:

Meta-subject approach to problem solving

Summary:
The subject-matter of problem is practically show in the article
Title:

And what does the law say?..

Summary:
Associate Head of the Legal Department of the Administration of the All-Russian Trade Union of the Education is answering our readers’ questions.
Title:

Common factors of chemical reactions: terminology and notation.

Summary:
This paper presents us the problem of terminology and notation consonance in educa-tional materials on chemistry. The basic definitions and common factors of chemical thermodynamics and chemical balance, which are studied in “Chemistry“ and “General and Inorganic Chemistry” in the first year of technical university. The causeless usage different terms and symbols to the same specifica-tions of chemical materials and common factors of reactions’ processes is shown. The current definitions of thermodynamic and simple wording of reactions’ regularity.
Title:

Experimental skills as a component of the Final Certifying Examination of school-leavers of the basic school.

Summary:
The given article analyses the content of the chemistry Final Certifying Examination 2014, the key element of which is the strengthening of a practice-oriented constituent (tasks C3 and C4). The topics of the general educational development program of chemistry course, which are necessary to pay attention to while getting students ready to conduct a chemical experiment at the exam, are marked out.
Title:

Sharing the experience of implementing project “The river is gifted to us by destiny”.

Summary:
Simulation of Fe3+ and Mn2+ ion emission process into the different water media allows detecting different kinds of kinetic dependence, which are necessary for ecological assessment and a forecast of metallurgical ash disposal areas impact on hydrosphere objects.
Title:

The contemporary of Mendeleev.

Summary:
The article is about Russian chemist Leon Nickolaevich Shishkov.
Title:

School contest “The best chemist of the year”

Summary:
In a previous paper was presented a scenario of regional competition "The best chemist" for 9th grade students. This paper presents the development of extra-curricular activities for the students of class 10, which continues to develop interest in the study of chemistry through the solution of creative tasks in organic chemistry, which aims - to intensify mental activity and cognitive activity of students, promote the expansion of schoolchildren outlook and the development of ingenuity, thinking, resourcefulness , cleverness.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.