Заголовок:
В окрестностях свободы и любви.
Аннотация:
Победитель конкурса Учитель года-2012 размышляет о любви к Родине.
Ключевые слова:
базовые ценности, патриотизм, свобода, любовь к Родине.
Заголовок:
Современный урок химии: дидактические основы и особенности построения.
Аннотация:
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения меняет взгляды на проектирование и проведение урока как основной формы организации обучения. В статье, на основе анализа феномена школьного урока с позиций ряда подходов (системного, системно-деятельностного, технологического, проблемного и др.), раскрываются дидактические основы и особенности построения современного урока химии. Приводится структура технологической карты урока.
Ключевые слова:
урок как основная форма организации обучения химии, классификации уроков химии, особенности построения современного урока, проблемный урок химии, технологическая карта урока.
Заголовок:
О формировании метапредметных умений
Список литературы:
- Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников // Образование в современной школе. – 2002. – № 6.
Аннотация:
Метапредметные результаты – это умения, которые осваиваются учащимися на базе нескольких учебных предметов. Их достижение предполагает использование знаний из различных учебных предметов в практической деятельности, приведение их в систему, что способствует общему развитию личности, развитию умений интегрировать знания. Приведены примеры заданий, выполнение которых способствует выработке метапредметных умений.
Ключевые слова:
изучение химии, метапредметные умения, задания.
Заголовок:
Рекомендации по совершенствованию процесса обучения на основе анализа результатов ЕГЭ.
Аннотация:
В статье рассматриваются общие положения и установки, с учётом которых формируется экзаменационная модель ЕГЭ по химии, а также принципы отбора содержания и форм его предъявления в стандартизированных заданиях различного типа. Основное внимание уделено анализу наиболее сложных заданий и типичных затруднений, которые возникают у выпускников при их выполнении.
Ключевые слова:
Единый государственный экзамен, контрольные измерительные материалы, кодификатор контролируемых элементов содержания, спецификация экзаменационной работы, задания с развёрнутым ответом, система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Заголовок:
Неизвестное в известном.
Список литературы:
- 1. Леенсон И. А. Занимательная химия. Ч.1. – М: Дрофа, 1996.
- 2. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. – М: Просвещение, 2004.
Аннотация:
Современные Государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к организации учебного процесса на уроке. Учителю необходимо построить урок таким образом, чтобы научить учащихся самостоятельно приобретать новые знания. Сделать это позволяет применение на уроках технологии развития критического мышления. В статье «Урок по теме «Неизвестное в известном» в 9 классе», автором которой является учитель химии Воробьева Н.Е., предлагается разработка урока в 9 классе в теме «Щелочные металлы». Учащиеся самостоятельно знакомятся с новой информацией о соединениях щелочных металлов - поваренной соли, соде, поташе, гидроксидах натрия и калия, глауберовой соли. Учатся систематизировать и структурировать изученный материал, применяя стратегии данной технологии.
Ключевые слова:
щелочные металлы, поваренная соль, сода, поташ, глауберова соль, гидроксиды натрия и калия.
Заголовок:
Урок-практикум по теме «Химические свойства металлов»
Аннотация:
Предложен урок-практикум, на котором созданы условия для применения учащимися знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях.
Ключевые слова:
металлы, ряд активности металлов, урок-практикум.
Заголовок:
Из опыта организации работы учащихся с текстом
Список литературы:
- 1. Андрей Белый. На рубеже двух столетий. – М.: Художественная литература, 1989.
- 2. Бучаченко А. Л. Химия как музыка. – Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена: Изд-во «Нобелистика», 2004.
- 3. Сапожников А. Общая теоретическая химия. – СПб.: Тип. В. Демаков, 1906.
Аннотация:
Представлены примеры заданий на работу с различными видами текстов при изучении темы «Строение атома. Периодический закон и периодическая таблица Д.И. Менделеева».
Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт, текст, периодический закон.
Заголовок:
Информационные технологии как способ активизации познавательной деятельности
Аннотация:
В статье информационные технологии на всех ступенях образования рассматриваются как инструмент освоения информационного образовательного пространства, позволяющий осуществить переход к системно-деятельностной модели, реализация которой позволит поэтапно, начиная с изучения отдельных предметов, овладеть способами получения информации для решения учебных и производственных задач, сформировать готовность учащихся к деятельности по освоению информационного образовательного пространства.
Ключевые слова:
информационно-коммуникационные технологии, познавательная активность.
Заголовок:
Химия без логических разрывов. Единая природа химической связи
Список литературы:
- 1. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов // Химия в школе. – 2013. – № 4. – С. 44-49.
- 2. Мануйлов А. В. Дидактика преодоления логических разрывов в преподавании химии в школе // Педагогические заметки. – 2008. – Т. 1, вып. 1. – С. 73-86. – Режим доступа: www.rused.net/folders/file/18.
- 3. Allred, A. L. Electronegativity values from thermochemical data // J. Inorg. Nucl. Chem. – 1961. – Vol. 17. – P. 215-221.
- 4. Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. / Пер. с англ. В 2 т. – М.: Мир, 1982. – Т. 1. – С. 406.
- 5. CRC Handbook of Chemistry and Physics, 87th Edition / Ed. D. R. Lide. – Taylor & Francis: CRC Press, 2007. – Sect. 9.
- 6. Мануйлов, А. В., Родионов, В. И. Основы химии: интернет-учебник. – Новосибирск: НГУ, 2013. – Режим доступа: www.hemi.nsu.ru.
- 7. Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. В 2 томах. – М.: Мир, 2002. – Т. 1. – С. 180, 166, 267.
- 8. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия. / Пер. с англ. В 3 т. – М.: Мир, 1969. – Т. 2. – С. 186, 69, 289.
Аннотация:
В статье обсуждаются научные и методические аспекты изучения темы «химическая связь». Подробно рассмотрена шкала электроотрицательности Полинга. Показано, что ковалентное связывание является общим фактором для металлической, ионной, координационной, донорно-акцепторной и водородной связи. Обсуждаются методические преимущества правила октета при первоначальном изучении теории химической связи. Показано, как «стандартные» исключения из правила октета могут быть объяснены с привлечением электроотрицательности атомов и метода резонанса.
Ключевые слова:
связь: ковалентная, металлическая, ионная, координационная, донорно-акцепторная, водородная, электроотрицательность, шкала Полинга, формулы Льюиса, правило октета, метод резонанса.
Заголовок:
Об интеграции отечественного и зарубежного химико-педагогического опыта.
Список литературы:
- 1. http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php
- 2. Пак М. С. Дидактика химии: Учебник для студентов вузов. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – СПб.: ООО «ТРИО», 2012. – 457 с.
- 3. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
- 4. Примерные программы основного общего образования. Химия. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с.
- 5. Rahmenlehrplan für die Sekundarstufe I. Jahrgangsstufen 7 – 10. Chemie. – Potsdam, 2008.
- 6. Asselborn, W., Jäckel, M., Risch, K. T.: Chemie heute. Klasse 8. –Hannover: Schroedel, 2002.
- 7. Johnstone A. H. The development of chemistry teaching: A changing response to changing demand // Journal of Chemical Education. – 1993. – V. 70. – No. 9. – P. 701 – 705.
- 8. Иванова И. С., Григорьев А. Г. Тяжёлое пламя (эксперимент с весами и горящей свечой) // Химия в школе. – 2013. – № 4. – С. 68–70.
- 9. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластёнина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2. – 256 с.
- 10. Barke, H.-D., Harsch, G.: Chemiedidaktik heute: Lernprozesse in Theorie und Praxis. – Berlin, Heidelberg: Springer, 2001.
Аннотация:
Интеграция отечественного и зарубежного химико-педагогического опыта представлена как одно из направлений инновационного развития российского образования. Описание интеграции опыта практической деятельности дано на основе анализа системы обучения химии в Германии. Выделены критерии эффективного применения интеграции в педагогической деятельности.
Ключевые слова:
интеграция химико-педагогического опыта, педагогические инновации.
Заголовок:
Формирование универсальных умений учащихся в свете требований ФГОС.
Аннотация:
Авторы статьи рассматривают качественные задачи по химии на конструирование процессов, приборов как компонент обновления содержания обучения и деятельности. Формирование универсальных, в том числе конструкторских, умений школьников по химии моделируется в процессе решения качественных задач.
Ключевые слова:
качественные задачи на конструирование и моделирование процессов, приборов, универсальные учебные умения, конструкторские умения, проектирование, моделирование, конструирование, химический эксперимент.
Заголовок:
Межпредметная игра для восьмиклассников «Последний герой»
Список литературы:
- Верзилин Н. М. По следам Робинзона. – М.,1994.
- Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004.
- Малышкина В. Занимательная химия. – СПб.: Тригон, 1998.
- Поломис К. Дети на отдыхе. – М., 1995.
- Сабунаев В. Занимательная зоология. – СПб.: Детская литература, 1986.
- Сомин Л. Е. Увлекательная химия. – М.: Просвещение, 1978.
- Шульгин Г. Б. Эта увлекательная химия. – М.: Химия, 1987.
Аннотация:
В игре участвуют учащиеся 8-х классов – две команды по 5 человек. Она состоит из шести испытаний. После каждого испытания число игроков уменьшается. В финал выходят двое.
Ключевые слова:
игра, команды, последний герой.
Заголовок:
«Три службы Родине»: к 180-летию со дня рождения Д. И. Менделеева
Список литературы:
- Авербух А. Я. Д. И. Менделеев и развитие отечественной промышленности. – Л.: Знание, 1984.
- Груздева В. Феномен Менделеева // Тобольская правда. ‑ 1999. ‑ № 58.
- Д. И. Менделеев. Жизнь и деятельность. Информационные минутки: Методическое пособие / Сост. В. Н. Арканова. ‑ Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2006.
- Макареня А. А. Д. И. Менделеев – патриот своей Родины // Тобольская правда. ‑ 1999. ‑ № 19.
- Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Д. И. Менделеев и культура России. ‑ Тюмень: РИКОМ, 1993.
Аннотация:
Автор рассказывает о внеклассном мероприятии, рассчитанном на 35‑40 мин, которое было проведено для восьмиклассников в преддверии знаменательной даты.
Ключевые слова:
Д И Менделеев, внеклассная работа.
Заголовок:
Благотворительная деятельность А. И. Менделеевой.
Список литературы:
- 1. А. Б. Кустов Анна Ивановна Менделеева С.154-169 // Менделеевский сборник. СПБ.: С.-Петерб. Ун-та,1999
- 2. А. И. Менделеева Менделеев. С.Пб,1928
- 3. А. А. Макареня и др. Менделеев в воспоминаниях современников М.: Атомиздат, 1973
- 4. А. А. Макареня, Н. Н. Суртаева Менделеев и культура России Тюмень: ТОГИРРО, 2005.
Аннотация:
В статье рассматривается благотворительная деятельность семьи Д. И. Менделеева, в частности его жены Анны Ивановны.
Ключевые слова:
Д И Менделеев, А И Менделеева, благотворительность, меценатство.