Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2014 № 2

Русская версия
English version
Заголовок:

В окрестностях свободы и любви.

Аннотация:
Победитель конкурса Учитель года-2012 размышляет о любви к Родине.
Заголовок:

Современный урок химии: дидактические основы и особенности построения.

Аннотация:
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения меняет взгляды на проектирование и проведение урока как основной формы организации обучения. В статье, на основе анализа феномена школьного урока с позиций ряда подходов (системного, системно-деятельностного, технологического, проблемного и др.), раскрываются дидактические основы и особенности построения современного урока химии. Приводится структура технологической карты урока.
Заголовок:

О формировании метапредметных умений

Спиоск литературы:
  1. Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников // Образование в современной школе. – 2002. – № 6.
Аннотация:
Метапредметные результаты – это умения, которые осваиваются учащимися на базе нескольких учебных предметов. Их достижение предполагает использование знаний из различных учебных предметов в практической деятельности, приведение их в систему, что способствует общему развитию личности, развитию умений интегрировать знания. Приведены примеры заданий, выполнение которых способствует выработке метапредметных умений.
Заголовок:

Рекомендации по совершенствованию процесса обучения на основе анализа результатов ЕГЭ.

Аннотация:
В статье рассматриваются общие положения и установки, с учётом которых формируется экзаменационная модель ЕГЭ по химии, а также принципы отбора содержания и форм его предъявления в стандартизированных заданиях различного типа. Основное внимание уделено анализу наиболее сложных заданий и типичных затруднений, которые возникают у выпускников при их выполнении.
Заголовок:

Неизвестное в известном.

Спиоск литературы:
  1. 1. Леенсон И. А. Занимательная химия. Ч.1. – М: Дрофа, 1996.
  2. 2. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. – М: Просвещение, 2004.
Аннотация:
Современные Государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к организации учебного процесса на уроке. Учителю необходимо построить урок таким образом, чтобы научить учащихся самостоятельно приобретать новые знания. Сделать это позволяет применение на уроках технологии развития критического мышления. В статье «Урок по теме «Неизвестное в известном» в 9 классе», автором которой является учитель химии Воробьева Н.Е., предлагается разработка урока в 9 классе в теме «Щелочные металлы». Учащиеся самостоятельно знакомятся с новой информацией о соединениях щелочных металлов - поваренной соли, соде, поташе, гидроксидах натрия и калия, глауберовой соли. Учатся систематизировать и структурировать изученный материал, применяя стратегии данной технологии.
Заголовок:

Урок-практикум по теме «Химические свойства металлов»

Аннотация:
Предложен урок-практикум, на котором созданы условия для применения учащимися знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях.
Заголовок:

Из опыта организации работы учащихся с текстом

Спиоск литературы:
  1. 1. Андрей Белый. На рубеже двух столетий. – М.: Художественная литература, 1989.
  2. 2. Бучаченко А. Л. Химия как музыка. – Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена: Изд-во «Нобелистика», 2004.
  3. 3. Сапожников А. Общая теоретическая химия. – СПб.: Тип. В. Демаков, 1906.
Аннотация:
Представлены примеры заданий на работу с различными видами текстов при изучении темы «Строение атома. Периодический закон и периодическая таблица Д.И. Менделеева».
Заголовок:

Информационные технологии как способ активизации познавательной деятельности

Аннотация:
В статье информационные технологии на всех ступенях образования рассматриваются как инструмент освоения информационного образовательного пространства, позволяющий осуществить переход к системно-деятельностной модели, реализация которой позволит поэтапно, начиная с изучения отдельных предметов, овладеть способами получения информации для решения учебных и производственных задач, сформировать готовность учащихся к деятельности по освоению информационного образовательного пространства.
Заголовок:

Химия без логических разрывов. Единая природа химической связи

Спиоск литературы:
  1. 1. Мануйлов А. В. Химия без логических разрывов // Химия в школе. – 2013. – № 4. – С. 44-49.
  2. 2. Мануйлов А. В. Дидактика преодоления логических разрывов в преподавании химии в школе // Педагогические заметки. – 2008. – Т. 1, вып. 1. – С. 73-86. – Режим доступа: www.rused.net/folders/file/18.
  3. 3. Allred, A. L. Electronegativity values from thermochemical data // J. Inorg. Nucl. Chem. – 1961. – Vol. 17. – P. 215-221.
  4. 4. Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. / Пер. с англ. В 2 т. – М.: Мир, 1982. – Т. 1. – С. 406.
  5. 5. CRC Handbook of Chemistry and Physics, 87th Edition / Ed. D. R. Lide. – Taylor & Francis: CRC Press, 2007. – Sect. 9.
  6. 6. Мануйлов, А. В., Родионов, В. И. Основы химии: интернет-учебник. – Новосибирск: НГУ, 2013. – Режим доступа: www.hemi.nsu.ru.
  7. 7. Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. В 2 томах. – М.: Мир, 2002. – Т. 1. – С. 180, 166, 267.
  8. 8. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия. / Пер. с англ. В 3 т. – М.: Мир, 1969. – Т. 2. – С. 186, 69, 289.
Аннотация:
В статье обсуждаются научные и методические аспекты изучения темы «химическая связь». Подробно рассмотрена шкала электроотрицательности Полинга. Показано, что ковалентное связывание является общим фактором для металлической, ионной, координационной, донорно-акцепторной и водородной связи. Обсуждаются методические преимущества правила октета при первоначальном изучении теории химической связи. Показано, как «стандартные» исключения из правила октета могут быть объяснены с привлечением электроотрицательности атомов и метода резонанса.
Заголовок:

Об интеграции отечественного и зарубежного химико-педагогического опыта.

Спиоск литературы:
  1. 1. http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php
  2. 2. Пак М. С. Дидактика химии: Учебник для студентов вузов. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – СПб.: ООО «ТРИО», 2012. – 457 с.
  3. 3. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
  4. 4. Примерные программы основного общего образования. Химия. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с.
  5. 5. Rahmenlehrplan für die Sekundarstufe I. Jahrgangsstufen 7 – 10. Chemie. – Potsdam, 2008.
  6. 6. Asselborn, W., Jäckel, M., Risch, K. T.: Chemie heute. Klasse 8. –Hannover: Schroedel, 2002.
  7. 7. Johnstone A. H. The development of chemistry teaching: A changing response to changing demand // Journal of Chemical Education. – 1993. – V. 70. – No. 9. – P. 701 – 705.
  8. 8. Иванова И. С., Григорьев А. Г. Тяжёлое пламя (эксперимент с весами и горящей свечой) // Химия в школе. – 2013. – № 4. – С. 68–70.
  9. 9. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластёнина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2. – 256 с.
  10. 10. Barke, H.-D., Harsch, G.: Chemiedidaktik heute: Lernprozesse in Theorie und Praxis. – Berlin, Heidelberg: Springer, 2001.
Аннотация:
Интеграция отечественного и зарубежного химико-педагогического опыта представлена как одно из направлений инновационного развития российского образования. Описание интеграции опыта практической деятельности дано на основе анализа системы обучения химии в Германии. Выделены критерии эффективного применения интеграции в педагогической деятельности.
Заголовок:

Формирование универсальных умений учащихся в свете требований ФГОС.

Аннотация:
Авторы статьи рассматривают качественные задачи по химии на конструирование процессов, приборов как компонент обновления содержания обучения и деятельности. Формирование универсальных, в том числе конструкторских, умений школьников по химии моделируется в процессе решения качественных задач.
Заголовок:

Межпредметная игра для восьмиклассников «Последний герой»

Спиоск литературы:
  1. Верзилин Н. М. По следам Робинзона. – М.,1994.
  2. Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004.
  3. Малышкина В. Занимательная химия. – СПб.: Тригон, 1998.
  4. Поломис К. Дети на отдыхе. – М., 1995.
  5. Сабунаев В. Занимательная зоология. – СПб.: Детская литература, 1986.
  6. Сомин Л. Е. Увлекательная химия. – М.: Просвещение, 1978.
  7. Шульгин Г. Б. Эта увлекательная химия. – М.: Химия, 1987.
Аннотация:
В игре участвуют учащиеся 8-х классов – две команды по 5 человек. Она состоит из шести испытаний. После каждого испытания число игроков уменьшается. В финал выходят двое.
Заголовок:

«Три службы Родине»: к 180-летию со дня рождения Д. И. Менделеева

Спиоск литературы:
  1. Авербух А. Я. Д. И. Менделеев и развитие отечественной промышленности. – Л.: Знание, 1984.
  2. Груздева В. Феномен Менделеева // Тобольская правда. ‑ 1999. ‑ № 58.
  3. Д. И. Менделеев. Жизнь и деятельность. Информационные минутки: Методическое пособие / Сост. В. Н. Арканова. ‑ Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2006.
  4. Макареня А. А. Д. И. Менделеев – патриот своей Родины // Тобольская правда. ‑ 1999. ‑ № 19.
  5. Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Д. И. Менделеев и культура России. ‑ Тюмень: РИКОМ, 1993.
Аннотация:
Автор рассказывает о внеклассном мероприятии, рассчитанном на 35‑40 мин, которое было проведено для восьмиклассников в преддверии знаменательной даты.
Заголовок:

Благотворительная деятельность А. И. Менделеевой.

Спиоск литературы:
  1. 1. А. Б. Кустов Анна Ивановна Менделеева С.154-169 // Менделеевский сборник. СПБ.: С.-Петерб. Ун-та,1999
  2. 2. А. И. Менделеева Менделеев. С.Пб,1928
  3. 3. А. А. Макареня и др. Менделеев в воспоминаниях современников М.: Атомиздат, 1973
  4. 4. А. А. Макареня, Н. Н. Суртаева Менделеев и культура России Тюмень: ТОГИРРО, 2005.
Аннотация:
В статье рассматривается благотворительная деятельность семьи Д. И. Менделеева, в частности его жены Анны Ивановны.
Title:

Demakhin A. A.. Adress: The town of Sergiev Posad, the Moscow region. Workplace: Grammar school # 29.

Summary:
The Teacher of the Year-2012 contest winner reflects on love of country.
Title:

Modern chemistry lesson: didactical basics and characteristics of building

Summary:
Federal state educational standard of general education of the second generation is changing views on the engineering and conduct of the lesson as the main form of organization learning. The article, based on an analysis of the phenomenon of school lesson from the positions a number of approaches (systems, systems activity, technological, problems etc.) disclosed didactical basics and characteristics of building of modern chemistry lesson. Consider the structure of technological map of the lesson.
Title:

On forming general academic skills

Summary:
General academic skills are those to be mastered by students on the basis of several academic subjects. Their achievement assumes the usage of knowledge from different academic subjects in practical activity, their systematization, which contributes to the general personal enhancement, to the development of knowledge integration skills. Examples of tasks, which accomplishing contributes to the general academic skills definition, have been provided.
Title:

Recommendations on enhancing the teaching process on the basis of the Unified State Exam results analysis.

Summary:
The article examines the general statements and settings, considering which the model of chemistry Unified State Exam has been formed as principles of selecting content and modes of its presentation in standardized tasks of different types as well. The main attention has been paid to the analysis of the most complicated tasks and typical difficulties, which school-leavers encounter while accomplishing those.
Title:

Unknown in the known.

Summary:
The modern state educational standards are placing new demands on the management of the lesson. Teacher should organize the work at the lesson in such a way as to teach students to acquire new knowledge independently . The critical thinking development technology helps to do it at the lesson. In her article "A Lesson on" The unknown in the known " in the 9th grade ," the author, a chemistry teacher Vorobyova Natalia, suggested the development of a lesson in the 9th grade in the subject " Alkali metals ". Students themselves get the new information about the alkali metals - sodium chloride, soda, potash, sodium and potassium hydroxides, Glauber's salt. They learn to organize and structure the material studied by applying the strategy of the technology.
Title:

The case study lesson on the subject of the “Chemical Properties of Metals”

Summary:
A case study lesson has been offered, at which conditions have been provided for students to use knowledge and skills in familiar and new academic situations.
Title:

Working with text

Summary:
Examples of tasks to work with different kinds of texts in the study of the topic "The structure of the atom. The periodic law and the periodic table of Mendeleev " are presented.
Title:

IT as a way of stepping-up cognitive activity.

Summary:
The article deals with information technologies on every educational stage as with the instrument of mastering informational educational field, which gives the opportunity to move to systematic-activistic model. The realization of this model will make it possible to assimilate methods of receiving information for doing study and production tasks, gradually, starting from studying certain subjects, and forming the readiness of pupils to take part in activities of mastering informational educational field.
Title:

Chemistry without logical gaps. Unified nature of the chemical bond

Summary:
The article discusses scientific and methodological aspects of the study in «chemical bonds». Article details the Pauling electronegativity scale. It is shown that covalent binding is a common factor for the metal, ionic, coordination, donor-acceptor and hydrogen bond. The methodological advantages of the octet rule for the initial study of the theory of chemical bonding are discussed. It is shown how a «standard» exceptions to the octet rule can be explained by the involvement of the electronegativity of the atoms and the method of resonance.
Title:

On integration of national and foreign chemical and pedagogical expertise.

Summary:
In this paper the integration is considered as one of the directions for innovative development of Russian education. Analysis of the system of teaching chemistry in Germany is used as a basis to describe the integration of practice-related experience in teaching chemistry. Criteria for successful implementation of integration in education are marked out.
Title:

Forming students’ cross functional skills in view of the requirements of the Federal State Educational Standard.

Summary:
The authors discuss the qualitative chemistry problems on design processes, devices like the update component of the learning content and activities. The development of universal, including the design skills of schoolchildren on chemistry is modeled in the process of resolution of quality issues.
Title:

Cross-curricular game for the 8th From students “The Last Hero”

Summary:
The 8th Form students, divided into two teams, each of which consists of 5 people, take part in the game. The game consists of six trials. After each trial the number of players has been reduced. Only two are entitled to participate in the final competition.
Title:

“Three types of service to the Motherland”: on the occasion of the 180th anniversary of the birth of D. I. Mendeleev

Summary:
The author narrates about post-curriculum event, counted on 3540 min, which was conducted for the 8th Form students on the eve of a remarkable date.
Title:

The charity of A. I. Mendeleeva.

Summary:
The article examines the charity of the D.I. Mendeleev’s family, and that of his wife Anna Ivanovna, in particular.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.