Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2014 № 1

Русская версия
English version
Заголовок:

И будет Вам счастье...

Аннотация:
Главный редактор поздравляет читателей журнала с новым годом.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Профсоюза работников образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей.
Заголовок:

Химия вкуса

Спиоск литературы:
  1. Батуев А. С., Куликов Г. Л. Введение в физиологию сенсорных систем. – М.: Высшая школа, 1983.
  2. Благутина В. В. Анатомия вкуса // Химия и жизнь. - 2010. - № 10. - С. 34–38.
  3. Бронштейн А. И. Вкус и обоняние. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
  4. Гайворонский И. В. Нормальная анатомия человека: Учебник для мед. вузов. В 2-х т. Т. 2. – СПб.: СпецЛит, 2001.
  5. Гудман М., Морхауз Ф. Органические молекулы в действии / Пер. с англ.; Под ред. А. П. Пурмаля. - М.: Мир, 1977.
  6. Колесников С. С. Наука со вкусом // Химия и жизнь. - 2010. - № 10. - С. 38–40.
  7. Крутошикова А., Угер М. Природные и синтетические сладкие вещества / Пер. со словацкого; Под ред. Д. Л. Рахманкулова. - М.: Мир, 1988.
  8. Лекутер П., Берресон Д. Пуговицы Наполеона. Семнадцать молекул, которые изменили мир. – М.: Астрель, 2012.
  9. Популярная медицинская энциклопедия / Под ред. А. Н. Бакулева, Ф. Н. Петрова. – М., 1961.
  10. Садовский А. С. Мясной вкус // Химия и жизнь. - 2005. -.№ 4 - С. 33–34.
  11. Смит К. Биология сенсорных систем // Бином. Лаборатория знаний, 2005.
Аннотация:
Они бывают сладкими, горькими, кислыми, солёными, терпкими, жгучими, мятными, щелочными, металлическими, вяжущими, мучнистыми, острыми, клейкими… Речь идёт о вкусовых ощущениях. Разнообразие этих ощущений связано с необычно сложной физиологией вкусового аппарата человека и «химией» процессов восприятия вкуса.
Заголовок:

ИЮПАК переходит на позиции «зелёной химии» и устойчивого развития.

Аннотация:
Вице-президентом ИЮПАК впервые избрана представительница России Н. П. Тарасова, основатель и руководитель Института химии и проблем устойчивого развития, а также кафедры ЮНЕСКО «зелёная химия» для устойчивого развития.
Заголовок:

Использование кластеров в процессе обучения

Спиоск литературы:
  1. 1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
  2. 2. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009.
  3. 3. Павлищева А. Ю. Из опыта использования кластеров // Химия в школе. – 2010. № 6. – С. 28 30.
  4. 4. Технология «кластери» и её модификации http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=676 – 04 июля 2013 г.
  5. 5. Урлапова О. И. Обобщающий урок в начальной школе по курсу «Окружающий мир» http://festival.1september.ru/articles/512956/ – 17 июня 2011г.
  6. 6. http://dic.academic.ru/contents.nsf/eng_rus/ - 03 июля 2013 г.
  7. 7. http://mirphysics.com/termin-klaster – 17 июля 2013 г.
  8. 8. Миндлин Ю. Б. Экономическая сущность кластеров _ http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep01-11/2-a – 04 июля 2013 г.
  9. 9. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия. Ч. 3. – М.: Мир, 1969.
Аннотация:
В статье проводится анализ опыта использования учителями кластеров в обучении школьников и предпринимается попытка изложить собственный взгляд на этот методический прием. Уточняется сущность термина «кластер», показываются виды и формы работы с кластерами на уроках химии с примерами из собственной практики преподавания.
Заголовок:

Рекомендации по совершенствованию процесса обучения на основе анализа результатов ЕГЭ.

Аннотация:
В статье рассматриваются общие положения и установки, с учётом которых формируется экзаменационная модель ЕГЭ по химии, а также принципы отбора содержания и форм его предъявления в стандартизированных заданиях различного типа. Основное внимание уделено анализу наиболее сложных заданий и типичных затруднений, которые возникают у выпускников при их выполнении.
Заголовок:

Формирование опыта социального взаимодействия в процессе интерактивного обучения.

Спиоск литературы:
  1. 1. Актуальные вопросы введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательном учреждении: Методические рекомендации / Авт.-сост. Т. С. Горбунова, Ю. А. Бурдельная, Т. Н. Тишина. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2011.
  2. 2. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. – М., 1999.
  3. 3. Чепель Т. Л., Яковенко Т. Д. Интерактивные методы в высшем педагогическом образовании как условие его интенсификации // http://www.concord.websib.ru/page.php?article=88&item=2
  4. 4. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. – № 7. – С. 12–18.
Аннотация:
В условиях снижения мотивации учащихся к изучению химии применение интерактивных технологий и приемов способствует на фоне развития интереса к предмету, формированию у учащихся навыков социального взаимодействия как необходимой надпредметной компетенции. Предлагаются варианты оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Заголовок:

Из опыта изучения металлов

Аннотация:
Предложен урок по теме «Бериллий, магний и щелочно-земельные металлы» (9-й класс), на котором учащиеся знакомятся с группой типичных металлов, в которой ярко выражены закономерности изменения свойств в зависимости от порядкового номера элемента.
Заголовок:

Как провести урок по теме «Реакции ионного обмена»

Аннотация:
Предложены разработки двух уроков по теме «Реакции ионного обмена» (8-й класс).
Заголовок:

Интегрированный урок химии и географии

Спиоск литературы:
  1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя химии. М.: Дрофа, 2004.
  2. Войошников В. Д., Войошникова Н. А. Книга о полезных ископаемых. М., 1991.
  3. Максаковский В. П. География. – М.: Просвещение, 2009.
Аннотация:
Предложен интегрированный урок (химия и география) с применением ЭОР. Цель его обобщить, систематизировать и закрепить знания о нефти.
Заголовок:

Из опыта формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-химиков

Спиоск литературы:
  1. 1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011‑2020 гг. ‑ Астана, 2010.
  2. 2. Назарбаев Н. А. Послание Президента народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». ‑ Астана, 2012.
  3. 3. Скибицкая И. Ю. Факторы формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов неязыковых вузов // Инновации в образовании. ‑ 2012. ‑ № 12.
  4. 4. Матушкин Н. Н., Пахомов С. И., Столбова И. Д. Формирование компетенций на основе процессного подхода // Университетское управление: практика и анализ. ‑ 2011. ‑ № 1.
Аннотация:
В статье рассмотрены кредитная система обучения применяемая ВУЗе как средство повышения мобильности студентов, предполагающая развитие у обучающихся способности к самоорганизации, познавательной и образовательной самостоятельности, саморазвитию, навыкам критического мышления.
Заголовок:

Контрольная работа с использованием контекстных задач

Аннотация:
Предложены 2 варианта контрольной работы по теме «Химические реакции» в 11 классе в формате ЕГЭ с использованием контекстных задач.
Заголовок:

Игры для пятиклассников по темам «Вода», «Воздух», «Почва».

Спиоск литературы:
  1. Пакулова В. М. Природоведение. Природа живая и неживая. 5 кл. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2009.
Аннотация:
Разработка трёх уроков-игр. Позволяет повторить и обобщить большой объём материала.
Заголовок:

К изучению карбоновых кислот.

Аннотация:
Предлагаем разработку одной из тем элективного курса «Органические вещества на нашей кухне» для учащихся старших классов.
Заголовок:

Формирование универсальных умений учащихся в свете требований ФГОС.

Спиоск литературы:
  1. 1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  2. 2. Горбунова Т. В., Терешков В. А. Формирование конструкторско-технологических умений как ключевой компетенции педагога профессионального образования // Образование и наука. – 2007. - № 2 (44). – С. 42-51.
  3. 3. Герус С. А. Теория и практика рационализации процесса обучения химии в средней школе: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.
  4. 4. Ризванов А. К. Химические опыты в познании основ науки // Химия в школе. – 2007. – № 1. – С. 55–63.
  5. 5. Всё что вы хотели знать про светодиоды. Интернет-журнал о моддинге. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.modmag.net/articles/info/vse-chto-vi-hoteli-znat-pro-svetodiodi
Аннотация:
Авторы статьи рассматривают качественные задачи по химии на конструирование процессов, приборов как компонент обновления содержания обучения и деятельности. Формирование универсальных, в том числе конструкторских, умений учащихся по химии моделируется в процессе решения качественных задач.
Заголовок:

Эколого-химическая характеристика родников: исследовательская работа.

Спиоск литературы:
  1. 1. Беседина Л. Л. Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций // Химия в школе. – 2012. – № 7. – С. 21 24.
  2. 2. Дорофеев М. В., Беспалов П. И. Формирование исследовательских умений на начальном этапе изучения химии // Химия в школе. – 2012. – № 9. – С. 51 55.
  3. 3. Котикова И. В. О развитии познавательной активности учащихся // Химия в школе. – 2010. – № 3. – С. 77 79.
  4. 4. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Прометей, 2006. – С. 218.
Аннотация:
В статье рассмотрены основные этапы исследовательской деятельности учащихся по химии, определена роль преподавателя на каждом из них, описан алгоритм осуществления данного вида деятельности в рамках школьной программы. При этом с проведением каждого проекта компетенции учителя развиваются вместе с компетенциями учащихся, так как проектная деятельность нетрадиционна, разносторонняя, требует регулярного поиска решений и стимулирует к получению новых знаний.
Заголовок:

Об использовании интерактивных игр

Спиоск литературы:
  1. Воронкова Л. В. Игровые программы. Аттракционы, шуточные забавы, сюжетно-ролевые игры. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  2. Ковалёва Т. М. Инновационная школа: аксиома и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  4. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Роспедагенство, 1996.
Аннотация:
В статье рассматриваются активные и интерактивные форм обучения химии, способствующие повышению интеллектуальной активности учащихся и увеличивающие эффективность урока. Предложена разработка интерактивной игры на основе биографических данных и научной деятельности Д.И. Менделеева.
Заголовок:

Юбилейные даты из истории химии в 2013 г.

Аннотация:
Приведены юбилейные даты из истории химии в 2013 г.
Title:

And let you be happy!..

Summary:
The Editor-in-Chief congratulates the magazine readers on a Happy New Year.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
Legal Issues Department Deputy Head of the Administration of the Trade Union of the Education and Science of the Russian Federation is answering our readers’ questions.
Title:

A chemistry of taste

Summary:
They can be sugary, bitter, sour, saline, tart, burning, minty, alcalinous, metallic, cementitious, farinaceous, spicy, sticky… Here we are talking about mouth-feel. This mouse-feel diversity is connected with an unusually complicated physiology of a human being’s gustative apparatus and the “chemistry” of taste perception processes.
Title:

IUPAC switches to the “green chemistry” and sustainable development positions.

Summary:
For the first time ever the representative of Russia N. P. Tarasova, who is the founder and head of the Institute of Chemistry and Problems of Sustainable Development, as of UNESCO “green chemistry” academic department for sustainable development, has been chosen to be a vice-president of IUPAC.
Title:

Using clusters in the academic process

Summary:
The article analyses the expertise of using clusters in the academic process of students by teachers and an entrepreneurial attempt to express one’s own standpoint regarding this methodical way. The essence of “cluster” term has been specified, methods and forms of work with clusters at chemistry lessons providing the examples from the author’s own teaching practice have been shown.
Title:

Recommendations on improving the teaching process on the basis of the Unified State Examination results.

Summary:
The article examines the general terms and settings, considering which the exam mode of the chemistry Unified State Exam as principles of selecting content and forms of its presentation in standardized tasks of different types as well, have been formed. The major attention has been paid to the analysis of the most complicated tasks and typical difficulties, which leavers encounter while accomplishing those.
Title:

Forming social interaction experience in the interactive teaching process.

Summary:
Because of decrease in pupils motivation to chemistry studying application of interactive technologies promotes development of interest to a subject, forms skills of social interaction as а necessary competence. Variants of subject evaluation, metasubject and personal results of training are offered.
Title:

Sharing the experience of metal study

Summary:
The lesson on the subject of “Beryllium, magnesium, and alkali-earth metals (the 9th Form), at which students get acquainted with the group of typical metals, in which regularities of property change and property change depending on an atomic number are strongly marked, is offered.
Title:

How to conduct “Ionic Replacement Reactions” lesson

Summary:
Designs of two lessons on the subject of “Ionic Replacement Reactions” (the 8th Form) have been offered.
Title:

Chemistry and geography integrated lesson

Summary:
An integrated lesson (chemistry and geography), using electronic learning resources, is offered. Its purpose is to generate, systematize, and feedback knowledge about oil.
Title:

Sharing the experience of forming professional competency of the future pedagogues of chemistry.

Summary:
In the article the credit system of education used the university as a means to increase the mobility of students, suggesting the development of students' ability to self-organization, informative and educational autonomy, self-development, critical thinking skills.
Title:

Reference work in the exam format is context-based tasks

Summary:
Offered 2 options control work on "chemical reaction" in the 11th grade in exam format is context tasks.
Title:

Games for the Fifth Form students on the subject of “Water”, “Air”, “Soil”.

Summary:
The design of three game-playing lessons. It allows to feedback the bulky material.
Title:

On studying carboxylic acids.

Summary:
We offer the design of one of the themes of elective course “Organic matters in our kitchen” for the senior form students.
Title:

Forming universal students’ skills in terms of requirements of the Federal State Educational Standard.

Summary:
The authors discuss the qualitative chemistry problems on design processes, devices like the update component of the learning content and activities. The development of universal, including the design skills of schoolchildren on chemistry is modeled in the process of resolution of quality issues.
Title:

Ecological and chemical characteristics of springs: research paper.

Summary:
The paper describes the main stages of the students’ research activities during the process of studying chemistry, defined the role of the teacher in each of them, the algorithm of the activity in the school curriculum programs. Teachers’ competences develop together with students’ competences because project (research) activities is non-traditional design activities, versatile, therefore it demands regular search of decisions and stimulates to receiving new knowledge.
Title:

On using interactive games

Summary:
The article surveys active and interactive forms of teaching Chemistry contributing to the increase of intellectual activity of pupils and improvement of the lesson’s effectiveness. The author gives the learning aid in interactive games based on biographical data and scientific works of D.I.Mendeleev.
Title:

Round anniversaries from chemistry history in 2013.

Summary:
Round anniversaries from chemistry history in 2013 are provided.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.