Заголовок:
И будет Вам счастье...
Аннотация:
Главный редактор поздравляет читателей журнала с новым годом.
Ключевые слова:
Заголовок:
А как по закону?..
Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Профсоюза работников образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей.
Ключевые слова:
Заголовок:
Химия вкуса
Список литературы:
- Батуев А. С., Куликов Г. Л. Введение в физиологию сенсорных систем. – М.: Высшая школа, 1983.
- Благутина В. В. Анатомия вкуса // Химия и жизнь. - 2010. - № 10. - С. 34–38.
- Бронштейн А. И. Вкус и обоняние. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
- Гайворонский И. В. Нормальная анатомия человека: Учебник для мед. вузов. В 2-х т. Т. 2. – СПб.: СпецЛит, 2001.
- Гудман М., Морхауз Ф. Органические молекулы в действии / Пер. с англ.; Под ред. А. П. Пурмаля. - М.: Мир, 1977.
- Колесников С. С. Наука со вкусом // Химия и жизнь. - 2010. - № 10. - С. 38–40.
- Крутошикова А., Угер М. Природные и синтетические сладкие вещества / Пер. со словацкого; Под ред. Д. Л. Рахманкулова. - М.: Мир, 1988.
- Лекутер П., Берресон Д. Пуговицы Наполеона. Семнадцать молекул, которые изменили мир. – М.: Астрель, 2012.
- Популярная медицинская энциклопедия / Под ред. А. Н. Бакулева, Ф. Н. Петрова. – М., 1961.
- Садовский А. С. Мясной вкус // Химия и жизнь. - 2005. -.№ 4 - С. 33–34.
- Смит К. Биология сенсорных систем // Бином. Лаборатория знаний, 2005.
Аннотация:
Они бывают сладкими, горькими, кислыми, солёными, терпкими, жгучими, мятными, щелочными, металлическими, вяжущими, мучнистыми, острыми, клейкими… Речь идёт о вкусовых ощущениях. Разнообразие этих ощущений связано с необычно сложной физиологией вкусового аппарата человека и «химией» процессов восприятия вкуса.
Ключевые слова:
сладкий вкус, вкусовые рецепторы, вкусовой анализатор.
Заголовок:
ИЮПАК переходит на позиции «зелёной химии» и устойчивого развития.
Аннотация:
Вице-президентом ИЮПАК впервые избрана представительница России Н. П. Тарасова, основатель и руководитель Института химии и проблем устойчивого развития, а также кафедры ЮНЕСКО «зелёная химия» для устойчивого развития.
Ключевые слова:
ИЮПАК, «зелёная химия», устойчивое развитие.
Заголовок:
Использование кластеров в процессе обучения
Список литературы:
- 1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
- 2. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009.
- 3. Павлищева А. Ю. Из опыта использования кластеров // Химия в школе. – 2010. № 6. – С. 28 30.
- 4. Технология «кластери» и её модификации http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=676 – 04 июля 2013 г.
- 5. Урлапова О. И. Обобщающий урок в начальной школе по курсу «Окружающий мир» http://festival.1september.ru/articles/512956/ – 17 июня 2011г.
- 6. http://dic.academic.ru/contents.nsf/eng_rus/ - 03 июля 2013 г.
- 7. http://mirphysics.com/termin-klaster – 17 июля 2013 г.
- 8. Миндлин Ю. Б. Экономическая сущность кластеров _ http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep01-11/2-a – 04 июля 2013 г.
- 9. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия. Ч. 3. – М.: Мир, 1969.
Аннотация:
В статье проводится анализ опыта использования учителями кластеров в обучении школьников и предпринимается попытка изложить собственный взгляд на этот методический прием. Уточняется сущность термина «кластер», показываются виды и формы работы с кластерами на уроках химии с примерами из собственной практики преподавания.
Ключевые слова:
кластер, графическое представление информации.
Заголовок:
Рекомендации по совершенствованию процесса обучения на основе анализа результатов ЕГЭ.
Аннотация:
В статье рассматриваются общие положения и установки, с учётом которых формируется экзаменационная модель ЕГЭ по химии, а также принципы отбора содержания и форм его предъявления в стандартизированных заданиях различного типа. Основное внимание уделено анализу наиболее сложных заданий и типичных затруднений, которые возникают у выпускников при их выполнении.
Ключевые слова:
Единый государственный экзамен, контрольные измерительные материалы, кодификатор контролируемых элементов содержания, спецификация экзаменационной работы, задания с развёрнутым ответом, система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Заголовок:
Формирование опыта социального взаимодействия в процессе интерактивного обучения.
Список литературы:
- 1. Актуальные вопросы введения Федерального государственного образовательного стандарта в образовательном учреждении: Методические рекомендации / Авт.-сост. Т. С. Горбунова, Ю. А. Бурдельная, Т. Н. Тишина. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2011.
- 2. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. – М., 1999.
- 3. Чепель Т. Л., Яковенко Т. Д. Интерактивные методы в высшем педагогическом образовании как условие его интенсификации // http://www.concord.websib.ru/page.php?article=88&item=2
- 4. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. – № 7. – С. 12–18.
Аннотация:
В условиях снижения мотивации учащихся к изучению химии применение интерактивных технологий и приемов способствует на фоне развития интереса к предмету, формированию у учащихся навыков социального взаимодействия как необходимой надпредметной компетенции. Предлагаются варианты оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Ключевые слова:
Интерактивное обучение, социальное взаимодействие, способы оценивания, предметные и личностные результаты, социальный опыт.
Заголовок:
Из опыта изучения металлов
Аннотация:
Предложен урок по теме «Бериллий, магний и щелочно-земельные металлы» (9-й класс), на котором учащиеся знакомятся с группой типичных металлов, в которой ярко выражены закономерности изменения свойств в зависимости от порядкового номера элемента.
Ключевые слова:
урок химии, металлы IIА группы.
Заголовок:
Как провести урок по теме «Реакции ионного обмена»
Аннотация:
Предложены разработки двух уроков по теме «Реакции ионного обмена» (8-й класс).
Ключевые слова:
реакции ионного обмена, профессиональная ориентация, урок-практикум.
Заголовок:
Интегрированный урок химии и географии
Список литературы:
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя химии. М.: Дрофа, 2004.
- Войошников В. Д., Войошникова Н. А. Книга о полезных ископаемых. М., 1991.
- Максаковский В. П. География. – М.: Просвещение, 2009.
Аннотация:
Предложен интегрированный урок (химия и география) с применением ЭОР. Цель его обобщить, систематизировать и закрепить знания о нефти.
Ключевые слова:
нефть, нефтепродукты, интегрированный урок.
Заголовок:
Из опыта формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-химиков
Список литературы:
- 1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011‑2020 гг. ‑ Астана, 2010.
- 2. Назарбаев Н. А. Послание Президента народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». ‑ Астана, 2012.
- 3. Скибицкая И. Ю. Факторы формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов неязыковых вузов // Инновации в образовании. ‑ 2012. ‑ № 12.
- 4. Матушкин Н. Н., Пахомов С. И., Столбова И. Д. Формирование компетенций на основе процессного подхода // Университетское управление: практика и анализ. ‑ 2011. ‑ № 1.
Аннотация:
В статье рассмотрены кредитная система обучения применяемая ВУЗе как средство повышения мобильности студентов, предполагающая развитие у обучающихся способности к самоорганизации, познавательной и образовательной самостоятельности, саморазвитию, навыкам критического мышления.
Ключевые слова:
кредитная система обучения, модульная технология обучения, учебно-методические комплексы (УМК) по дисциплинам, профессиональная компетентность студентов, педагогическая практика.
Заголовок:
Контрольная работа с использованием контекстных задач
Аннотация:
Предложены 2 варианта контрольной работы по теме «Химические реакции» в 11 классе в формате ЕГЭ с использованием контекстных задач.
Ключевые слова:
тесты, контекстные задачи, химические реакции, химическое равновесие, скорость химических реакций, гидролиз солей.
Заголовок:
Игры для пятиклассников по темам «Вода», «Воздух», «Почва».
Список литературы:
- Пакулова В. М. Природоведение. Природа живая и неживая. 5 кл. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2009.
Аннотация:
Разработка трёх уроков-игр. Позволяет повторить и обобщить большой объём материала.
Ключевые слова:
игра, вода, воздух, почва, химические и физические явления.
Заголовок:
К изучению карбоновых кислот.
Аннотация:
Предлагаем разработку одной из тем элективного курса «Органические вещества на нашей кухне» для учащихся старших классов.
Ключевые слова:
исследовательский проект, карбоновые кислоты.
Заголовок:
Формирование универсальных умений учащихся в свете требований ФГОС.
Список литературы:
- 1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
- 2. Горбунова Т. В., Терешков В. А. Формирование конструкторско-технологических умений как ключевой компетенции педагога профессионального образования // Образование и наука. – 2007. - № 2 (44). – С. 42-51.
- 3. Герус С. А. Теория и практика рационализации процесса обучения химии в средней школе: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.
- 4. Ризванов А. К. Химические опыты в познании основ науки // Химия в школе. – 2007. – № 1. – С. 55–63.
- 5. Всё что вы хотели знать про светодиоды. Интернет-журнал о моддинге. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.modmag.net/articles/info/vse-chto-vi-hoteli-znat-pro-svetodiodi
Аннотация:
Авторы статьи рассматривают качественные задачи по химии на конструирование процессов, приборов как компонент обновления содержания обучения и деятельности. Формирование универсальных, в том числе конструкторских, умений учащихся по химии моделируется в процессе решения качественных задач.
Ключевые слова:
качественные задачи на конструирование и моделирование процессов, приборов, универсальные учебные умения, конструкторские умения, проектирование, моделирование, конструирование, химический эксперимент.
Заголовок:
Эколого-химическая характеристика родников: исследовательская работа.
Список литературы:
- 1. Беседина Л. Л. Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций // Химия в школе. – 2012. – № 7. – С. 21 24.
- 2. Дорофеев М. В., Беспалов П. И. Формирование исследовательских умений на начальном этапе изучения химии // Химия в школе. – 2012. – № 9. – С. 51 55.
- 3. Котикова И. В. О развитии познавательной активности учащихся // Химия в школе. – 2010. – № 3. – С. 77 79.
- 4. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Прометей, 2006. – С. 218.
Аннотация:
В статье рассмотрены основные этапы исследовательской деятельности учащихся по химии, определена роль преподавателя на каждом из них, описан алгоритм осуществления данного вида деятельности в рамках школьной программы. При этом с проведением каждого проекта компетенции учителя развиваются вместе с компетенциями учащихся, так как проектная деятельность нетрадиционна, разносторонняя, требует регулярного поиска решений и стимулирует к получению новых знаний.
Ключевые слова:
исследовательская деятельность, компетенции, экологический проект, роль учителя, химия.
Заголовок:
Об использовании интерактивных игр
Список литературы:
- Воронкова Л. В. Игровые программы. Аттракционы, шуточные забавы, сюжетно-ролевые игры. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Ковалёва Т. М. Инновационная школа: аксиома и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Роспедагенство, 1996.
Аннотация:
В статье рассматриваются активные и интерактивные форм обучения химии, способствующие повышению интеллектуальной активности учащихся и увеличивающие эффективность урока. Предложена разработка интерактивной игры на основе биографических данных и научной деятельности Д.И. Менделеева.
Ключевые слова:
игровые технологии, методика преподавания химии, современный урок.
Заголовок:
Юбилейные даты из истории химии в 2013 г.
Аннотация:
Приведены юбилейные даты из истории химии в 2013 г.
Ключевые слова:
юбилейные даты из истории химии.