Заголовок:
Химия и искусство: две стороны устремления к красоте
Аннотация:
Автор размышляет о взаимосвязи химии и культуры, химии и музыки, изобразительного искусства, кино и театра.
Ключевые слова:
наука, культура, искусство, музыка, изобразительное искусство, театр, кино.
Заголовок:
Природные комплексы: состав, структура и использование.
Список литературы:
- 1. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8 – 9 классы: проект. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
- 2. Слесарев В. И. Химия: Основы химии живого: Учебник для вузов. – СПб: Химиздат, 2005.
- 3. Treibs A. Chlorophyll and hemin derivatives in bituminous rock, petroleum, coals and phosphats rocks // Justus Lied. Annal. Chem.-1935. - V. 517. – P. 172–196.
- 4. Насиров Р. Парамагнетизм нефтей и пород Прикаспия. – М.: Недра, 1993.
- 5. Эрдман Д. Г. Геохимия высокомолекулярных неуглеводородных фракций нефти / Органическая геохимия. – М., 1967. – С. 105–120.
- 6. Насиров Р., Солодовников С. П., Омаров Т. Т. Спектры ЭПР окисленного ванадилпорфиринового комплекса Каражанбасской нефти // Химия природных соединений. - 1990. – № 2. – С. 190–193.
- 7. Аскаров К. А., Березин Б. Д., Быстрицкая Е. В. и др. Порфирины: спектроскопия, электрохимия, применение. – М.: Наука, 1987.
- 8. Насиров Р. Комплексы порфиринов Каражанбасской нефти с ионами переходных металлов // Химия природных соединений. - 1990. – № 5. – С. 621–624.
Аннотация:
В статье рассматриваются состав, структура и использование соединений порфиринового ряда, их медико-биологическое значение и биологическое происхождение нефти. Рекомендуется изучение данного материала на занятиях элективного курса (11 класс).
Ключевые слова:
природные комплексы, порфирины, нефть, ароматичность, ионы.
Заголовок:
Воспитательный потенциал предмета и личностные результаты образования.
Список литературы:
- 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. URL:http://минобрнауки.рф (дата обращения 13.05.13).
- 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2009 г. URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985 (дата обращения 16.05.13).
- 3. Щуркова Н. Е., Мухин М. И., Желаннова А. В. Новое воспитание в новой школе / Под общ. ред. Н. Е. Щурковой. – М.: АРКТИ, 2012.
- 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010 г. URL:http://минобрнауки.рф (дата обращения 13.05.13).
- 5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. 2012 г. URL:http://минобрнауки.рф (дата обращения 13.05.13).
- 6. Иванова Р. Г., Заграничная Н. А. О содержании базового химического образования в современном социуме // Химия в школе. – 2010. № 1.
- 7. Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. Современные подходы к обучению химии // Химия в школе. – 2010. № 2.
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы реализации воспитательного потенциала химического образования в целях формирования личностных результатов обучения химии. Рассмотрены средства и возможности содержания и методики учебного предмета «Химия», которые могут обеспечить достижение планируемых личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
Ключевые слова:
личностные результаты обучения, воспитательный потенциал учебного предмета.
Заголовок:
Из опыта реализации метода проектов
Список литературы:
- Бочкарёва Н. Ф. Экология России: пособие по географии. 8–9 классы. – Калуга: Золотая аллея, 1997.
- Бурштейн Л. М. Обыкновенное чудо – вода. – М.: Детский экологический центр, 1997.
- Вода не простая, а талая // Газета «Хабаровская неделя». 2007. № 13.
- Водно-экологические проблемы бассейна реки Амур. – Владивосток: ДВО РАН, 2003.
- Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Хабаровского края в 2002 году. – Хабаровск, 2003.
- Тунгусский проект // Газета «Хабаровская неделя». 2007. № 31.
- Залетило С. С. Вода. Очистка воды // Химия в школе. – 2007. – № 4. – С. 36 39.
- Зоммер К. Химия: Справочник студента и школьника. – М.: Дрофа, 2000.
- Иванова Л. П. Вода – вещество привычное и необычное // Газета «Химия». – 2000. – № 47.
- Ильин М. Сто тысяч почему. – Л., 1989.
- Ильченко В. Р. Перекрёстки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986.
- Книга для чтения по неорганической химии / Сост. В. А. Крицман. – Ч.1. – М.: Просвещение, 1993.
- Крыжановский Р. А. Ресурс будущего. – М.: Мысль, 1985.
- Лисевич О. Н. и др. Аква: полевой физико-химический практикум. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2001.
- Маршанова Г. Л. Аналитический семинар «Вода в природе и жизни человека // Химия в школе. – 2006. – № 2. – С. 18–25.
- Маршанова Г. Л. Роль и место уроков конференций в учебном процессе // Химия в школе. – 2006. № 8. – С. 30 36.
- Новиков Ю. В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991.
- Экология России: хрестоматия / Сост. В. Н. Кузнецов. – М.: АО МДС, 1995.
- Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1990.
- Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника. – М.: Аванта +, 2000.
Аннотация:
Проектная деятельность ориентирована на реализацию принципа осознанности знаний, способствует усвоению программного материала, позволяет естественным образом развивать необходимые учебные навыки, формировать коммуникативные умения, повышает деловую и творческую активность школьников. Автор предлагает разработку урока-конференции по теме «Вода – вещество привычное и загадочное», на котором подводятся итоги обучающего проекта для учащихся 8-го класса.
Ключевые слова:
метод проектов, вода, урок-конференция.
Заголовок:
Урок химии в «Музее воды»
Аннотация:
Музеи города Москвы представляют большие возможности для интегрированного изучения предметов естественнонаучного цикла. Музей воды позволяет в течение всего учебного года изучать тему "Вода. Растворы" во взаимосвязи с историей, физикой, искусством.
Ключевые слова:
музей, вода, растворы, работа в группах, химические реакции, строительство, мембраны, обеззараживание, водопроводный кран.
Заголовок:
К методике изучения окислительно-восстановительных реакций.
Список литературы:
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 9 класс. – М.: Русское слово, 2012.
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 10 (11) класс. Профильный уровень. – М.: Русское слово, 2012.
Аннотация:
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций часто вызывает затруднения у учащихся. Автор предлагает свой опыт повторения и обобщения материала данной темы.
Ключевые слова:
окислительно-восстановительные реакции, метод электронного баланса.
Заголовок:
Как мы обучаем решению расчётных задач.
Список литературы:
- 1. Кузнецова Н. Е., Лёвкин А. Н. Задачник по химии: 9 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- 2. Кузнецова Н. Е., Лёвкин А. Н. Задачник по химии: 10 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Аннотация:
В статье приведены примеры условий задач по химии с трансформирующими поправками в порядке усложнения. Ученики самостоятельно учатся составлять, записывать и решать задачи. Учащиеся легче усваивают информацию визуально. Обучение решению задач более эффективно, если условие задачи записано в виде схемы, отражающей сущность физических и химических процессов. Такие схемы позволяют восстановить условие задачи через любой промежуток времени. Данная методика обучения решению задач способствует формированию метапредметных умений.
Ключевые слова:
урок, ЕГЭ, приёмы обучения, опорная схема, расчётные задачи, самостоятельная работа.
Заголовок:
Способы организации самоконтроля при решении учебных задач.
Список литературы:
- 1. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – М., 1998.
- 2. Занимательные задачи по химии / Под ред. Н. Е. Дерябиной. – М., 2010.
- 3. Дерябина Н. Е. Неорганическая химия в упражнениях и задачах. – М., 2012.
- 4. Дерябина Н. Е. Органическая химия. Книга 1. Углеводороды и их монофункциональные производные. Учебник-тетрадь. – М., 2012.
- 5. Дерябина Н. Е. Органическая химия. Сборник упражнений. – М., 2012.
Аннотация:
Предложены нетрадиционные опосредованные способы организации самоконтроля при решении учебных задач, которые позволяют учащимся получать обратную связь о наличии или отсутствии ошибок, но не о их характере. Использование таких способов повышает мотивацию к обучению и стимулирует (в случае наличия ошибок) деятельность по их поиску и исправлению, что, в конечном итоге, приводит к коррекции ориентировочной основы деятельности по решению задач определённого вида. Особенно эффективны при обучении учащихся решать качественные задачи.
Ключевые слова:
учебные задачи, самоконтроль.
Заголовок:
Из опыта формирования мировоззренческих компетенций учащихся.
Аннотация:
Представлен сценарий урока повторения и обобщения, развития экспериментальных умений (химический и физический эксперимент). Его можно проводить при изучении тем «Действия электрического тока» (физика), «Электрический ток в химических средах неживой и живой природы» (химия), «Живая клетка» (биология).
Ключевые слова:
урок повторения и обобщения, электрические и магнитные эффекты, живые и неживые среды, эксперимент.
Заголовок:
Роль и место ситуационных задач в современном уроке
Список литературы:
- 1. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2004.
- 2. Кендиван О. Д.-С. Об особенностях практико-ориентированных учебных задач // Химия в школе. – 2009. – № 6. – С. 39.
- 3. Шалашова М. М. Компетентностный подход: проблемы и перспективы // Химия в школе. – 2012. – № 3. – С. 4.
Аннотация:
Научить учеников обращению с веществами, которые встретятся им в быту, в повседневной жизни – задача школьного учителя химии. Для достижения результата в данном направлении важно включать в процесс обучения ситуационные задачи. В статье рассматриваются возможные варианты применения данного вида задач на различных этапах современного урока химии.
Ключевые слова:
современный урок химии, ситуационные задачи, универсальные учебные действия.
Заголовок:
О классификации неорганических веществ и не только...
Список литературы:
- 1. Четверин В. Б. Проблемы классификации неорганических веществ // Химия в школе. - 2012. - № 3. - С. 4955.
- 2. Фасхутдинова Р. А., Фасхутдинов Р. Р. Из опыта изучения классификации неорганических соединений // Химия в школе. - 2012. - № 6. - С. 30–32.
- 3. http://www.amazon.com/Dictionary-Chemistry-Oxford/dp/0198609183
- 4. http://chemistrybook.hubpages.com/hub/Oxides
- 5. http://www.transtutors.com/chemistry-homework-help/S-and-P-block-elements/oxides.aspx
- 6. Третьяков Ю. Д., Мартиненко Л. И., Григорьев А. Н., Цивадзе А. Ю. Неорганическая химия. Химия элементов. - Т. 2. – М.: Академкнига, 2007. – С. 670.
- 7. Averill B., Eldredge P. Chemistry. Principles, patterns and applications.– Pearson Benjamin Cummings, 2006.
- 8. Petrucci R. General chemistry. Principles and modern applications.– Macmillan Publishing Company. - New York, 1989. – Р. 1042.
- 9. Раткевич Е. Ю., Базаева М. Г., Голубева Р. М., Мансуров Г. Н. О механизме образования химической связи // Химия в школе. - 2011. - № 6. - С. 610.
- 10. McMurry, Ballantine D. S., Hoeger C. A., Peterson V. E. Fundamentals of general, organic and biological chemistry.– 7th edition, Pearson, 2012. – Р. 893.
- 11. Шелинский Г. И., Юрова Н. М. Химия: Учебник для 11 класса. СПб.: Книжный мир, 2005.
- 12. Неорганическая химия: Учебник для вузов. - В 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. М.: Академия, 2008.
- 13. Жукова Н. И., Потенко Е. И. Тестовые задания по теме «Химическая связь» // Химия в школе. - 2011. - № 6. - С. 51–52.
- 14. Титов Н. А. Мыслительные стереотипы и условия их преодоления // Химия в школе. - 2012. - № 3. - С. 62–66.
- 15. Ball D. W. A better ion fraction for a neutral aqueous solution // Journal of chemical education. - 2012. - V. 89. - № 5. - Р. 683–684.
- 16. Бердоносов C. C., Менделеева Е. А. Химия: Новейший справочник. – М.: Mахаон, 2006.
- 17. Фримантл М. Химия в действии. - Т. 1. – М.: Mир, 1991.
Аннотация:
При изучении углублённого курса химии в школе у более мотивированных учащихся возникают специфические вопросы, для ответов на которые требуется университетские знания химии. Основываясь на конкретных примерах, в статье обсуждается введение термина «нейтральные оксиды», предлагается методика объяснения химической связи, рекомендуется обязательное указание единиц измерения при решении задач.
Ключевые слова:
классификация неорганических веществ, электроотрицательность, химическая связь, единицы измерения.
Заголовок:
Несостоявшаяся Нобелевская премия Лиз Майтнер (к 135-летию со дня рождения)
Список литературы:
- Боданис Д. E = mc2. Биография самого знаменитого уравнения мира. – М.: КоЛибри, 2009.
- Вайнер Л. Как Отто Ган получил Нобелевскую премию // Чайка, Seagull Magazine, № 24 (107), 16 декабря 2007.
- Васильев А. Деление урана: от Клапрота до Гана // Квант. - 2001. - № 4. - С. 20.
- Гернек Ф. Пионеры атомного века. Великие исследователи от Максвелла до Гейзенберга. − М.: Прогресс, 1974.
- Зеленин К. Н., Ноздрачев А. Д., Поляков Е. Л. Нобелевские премии по химии за 100 лет. – СПб.: Гуманистика, 2003.
- Ирвинг Д. Ядерное оружие Третьего рейха. Немецкие физики на службе гитлеровской Германии. – М.: Центрполиграф, 2005.
- Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия / Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
- Ruth Lewin Sime. Lise Meitner: a Life in Physics. Berkeley – University of California Press, 1996.
- Rife P. Lise Meitner and the Dawn of the Nuclear Age. – Boston: Birkhäuser, 1999.
- Снегов С. Прометей раскованный. Повесть о первооткрывателях ядерной энергии. − М.: Детская литература, 1972.
- Шейнбаум М. Еврейская мама атомной бомбы. http://www.jewish.ru/style/press/2008/11/news994268720.php
- Юнг Р. Ярче тысячи солнц. Повествование об учёных-атомниках / Пер. с англ. – М.: Государственное издательство литературы в области атомной науки и техники, 1961.
Аннотация:
Лиз Майтнер принадлежит к числу наиболее выдающихся учёных XX в., но имя её известно немногим. Судьба не баловала её никогда, ни в начале научной карьеры, ни в конце. Её заслуги часто приписывали другим, её предавали близкие люди, а запоздавшее признание пришло только в глубокой старости. Она выдвинула свою теорию строения атомного ядра и развила представления о дискретных энергетических состояниях ядер, вместе с Отто Ганом разработала метод выделения продуктов α-распада, открыла существование целого ряда радионуклидов, исследовала ядерную изомерию.
Ключевые слова:
Лиз Майтнер, Отто Ган, деление ядер, атомная бомба, Нобелевская премия по химии.
Заголовок:
Литературно-музыкальная композиция «О любви, музыке и химии».
Список литературы:
- Кузнецов В. И. А. П. Бородин: вклад в развитие органического синтеза // Химия в школе. – 1997. – № 6. – С. 94.
- Россихина В. П. Рассказы о русских композиторах. – М., 1971.
- Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. – М.: Правда, 1989.
Аннотация:
Увлечь учащихся познавательной деятельностью позволяют средства искусства. С этой целью организуются предметные и межпредметные театрализованные представления, оживляющие события из истории химии, из жизни выдающихся ученых. Предлагаю интегрированное театрализованное мероприятие, посвященное 180-летию со дня рождения А. П. Бородина. Цель мероприятия: познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью А.П. Бородина – ученого, композитора.
Ключевые слова:
А П Бородин, литературно-музыкальная композиция, химия, музыка.
Заголовок:
Учебный химический эксперимент в теории и практике обучения.
Список литературы:
- 1. Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец. / Кузнецова Н. Е., Гаркунов В. П., Ерыгин Д. П. и др. – М.: Просвещение, 1984.
- 2. Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе (общие вопросы). Пособие для учителей. – М.: Учпедиз, 1963.
- 3. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии в средней школе. Методика и техника. Пособие для учителя. 5-е изд., перараб. и доп. – М.: Просвещение, 2000.
- 4. Буринская Н. Н. Методика преподавания химии: Теоретические основы. – Киев: Вища школа, 1987.
- 5. Общая методика обучения химии: Содерж. и методы обучения химии. Пособие для учителей / Цветков Л. А., Иванова Р. Г., Полосин В. С. и др. – М.: Просвещение, 1981.
- 6. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.
- 7. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
- 8. Злотников Э. Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения // Химия в школе. – 2001. – № 1. – С. 60-64.
- 9. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1987.
- 10. Найдан В. М, Грабовый А. К. Использование средств обучения на уроках химии: Пособие для учителей. – Киев: Радянська школа, 1988.
- 11. Шаповаленко С. Г. Школьное оборудование и кабинетная система / Вопросы школоведения. – М.: Просвещение, 1982. – С. 183-189.
- 12. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
- 13. Грабецкий А. А., Зазнобина Л. С., Назарова Т. С. Использование средств обучения на уроках химии. –М.: Просвещение, 1988.
- 14. Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Методика обучения химии. – М.: Просвещение, 1970.
- 15. Полосин В. С. Роль химического эксперимента в развитии познавательных интересов учащихся к химии // Химия в школе. – 1982. – № 5. – С. 53-56.
- 16. Зазнобина Л. С. О наглядности: история в контексте современного преподавания химии // Химия в школе. – 1997. – № 1. – С. 62-66.
- 17. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии: развивающий эксперимент. Книга для учителей. – М.: Школа-Пресс, 1998.
- 18. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. – М.: Высшая школа, 1974.
Аннотация:
В статье рассматривается характеристика школьного химического эксперимента как метода, средства обучения и наглядности.
Ключевые слова:
школьный химический эксперимент, учебный химический эксперимент, научный эксперимент, метод, средство обучения, средство наглядности, функции эксперимента, способы сочетания слова учителя с химическим экспериментом, способы сочетания химического эксперимента и средства наглядности, комплексное использование химического эксперимента и средств наглядности, эффекты синергизма, последовательности, антагонизма.
Заголовок:
Обнаружение молочной кислоты на коже человека.
Аннотация:
Авторы предлагают наглядную и контрастную модификацию пробы на присутствие лактата на коже человека, основанную на цветной реакции Уффельмана.
Ключевые слова:
молочная кислота, лактаты, реакция Уффельмана.