Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2013 № 9

Русская версия
English version
Заголовок:

Химия и искусство: две стороны устремления к красоте

Аннотация:
Автор размышляет о взаимосвязи химии и культуры, химии и музыки, изобразительного искусства, кино и театра.
Заголовок:

Природные комплексы: состав, структура и использование.

Спиоск литературы:
  1. 1. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8 – 9 классы: проект. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
  2. 2. Слесарев В. И. Химия: Основы химии живого: Учебник для вузов. – СПб: Химиздат, 2005.
  3. 3. Treibs A. Chlorophyll and hemin derivatives in bituminous rock, petroleum, coals and phosphats rocks // Justus Lied. Annal. Chem.-1935. - V. 517. – P. 172–196.
  4. 4. Насиров Р. Парамагнетизм нефтей и пород Прикаспия. – М.: Недра, 1993.
  5. 5. Эрдман Д. Г. Геохимия высокомолекулярных неуглеводородных фракций нефти / Органическая геохимия. – М., 1967. – С. 105–120.
  6. 6. Насиров Р., Солодовников С. П., Омаров Т. Т. Спектры ЭПР окисленного ванадилпорфиринового комплекса Каражанбасской нефти // Химия природных соединений. - 1990. – № 2. – С. 190–193.
  7. 7. Аскаров К. А., Березин Б. Д., Быстрицкая Е. В. и др. Порфирины: спектроскопия, электрохимия, применение. – М.: Наука, 1987.
  8. 8. Насиров Р. Комплексы порфиринов Каражанбасской нефти с ионами переходных металлов // Химия природных соединений. - 1990. – № 5. – С. 621–624.
Аннотация:
В статье рассматриваются состав, структура и использование соединений порфиринового ряда, их медико-биологическое значение и биологическое происхождение нефти. Рекомендуется изучение данного материала на занятиях элективного курса (11 класс).
Заголовок:

Воспитательный потенциал предмета и личностные результаты образования.

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. URL:http://минобрнауки.рф (дата обращения 13.05.13).
  2. 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2009 г. URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985 (дата обращения 16.05.13).
  3. 3. Щуркова Н. Е., Мухин М. И., Желаннова А. В. Новое воспитание в новой школе / Под общ. ред. Н. Е. Щурковой. – М.: АРКТИ, 2012.
  4. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010 г. URL:http://минобрнауки.рф (дата обращения 13.05.13).
  5. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. 2012 г. URL:http://минобрнауки.рф (дата обращения 13.05.13).
  6. 6. Иванова Р. Г., Заграничная Н. А. О содержании базового химического образования в современном социуме // Химия в школе. – 2010. № 1.
  7. 7. Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. Современные подходы к обучению химии // Химия в школе. – 2010. № 2.
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы реализации воспитательного потенциала химического образования в целях формирования личностных результатов обучения химии. Рассмотрены средства и возможности содержания и методики учебного предмета «Химия», которые могут обеспечить достижение планируемых личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
Заголовок:

Из опыта реализации метода проектов

Спиоск литературы:
  1. Бочкарёва Н. Ф. Экология России: пособие по географии. 8–9 классы. – Калуга: Золотая аллея, 1997.
  2. Бурштейн Л. М. Обыкновенное чудо – вода. – М.: Детский экологический центр, 1997.
  3. Вода не простая, а талая // Газета «Хабаровская неделя». 2007. № 13.
  4. Водно-экологические проблемы бассейна реки Амур. – Владивосток: ДВО РАН, 2003.
  5. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Хабаровского края в 2002 году. – Хабаровск, 2003.
  6. Тунгусский проект // Газета «Хабаровская неделя». 2007. № 31.
  7. Залетило С. С. Вода. Очистка воды // Химия в школе. – 2007. – № 4. – С. 36 39.
  8. Зоммер К. Химия: Справочник студента и школьника. – М.: Дрофа, 2000.
  9. Иванова Л. П. Вода – вещество привычное и необычное // Газета «Химия». – 2000. – № 47.
  10. Ильин М. Сто тысяч почему. – Л., 1989.
  11. Ильченко В. Р. Перекрёстки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986.
  12. Книга для чтения по неорганической химии / Сост. В. А. Крицман. – Ч.1. – М.: Просвещение, 1993.
  13. Крыжановский Р. А. Ресурс будущего. – М.: Мысль, 1985.
  14. Лисевич О. Н. и др. Аква: полевой физико-химический практикум. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2001.
  15. Маршанова Г. Л. Аналитический семинар «Вода в природе и жизни человека // Химия в школе. – 2006. – № 2. – С. 18–25.
  16. Маршанова Г. Л. Роль и место уроков конференций в учебном процессе // Химия в школе. – 2006. № 8. – С. 30 36.
  17. Новиков Ю. В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991.
  18. Экология России: хрестоматия / Сост. В. Н. Кузнецов. – М.: АО МДС, 1995.
  19. Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1990.
  20. Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника. – М.: Аванта +, 2000.
Аннотация:
Проектная деятельность ориентирована на реализацию принципа осознанности знаний, способствует усвоению программного материала, позволяет естественным образом развивать необходимые учебные навыки, формировать коммуникативные умения, повышает деловую и творческую активность школьников. Автор предлагает разработку урока-конференции по теме «Вода – вещество привычное и загадочное», на котором подводятся итоги обучающего проекта для учащихся 8-го класса.
Заголовок:

Урок химии в «Музее воды»

Аннотация:
Музеи города Москвы представляют большие возможности для интегрированного изучения предметов естественнонаучного цикла. Музей воды позволяет в течение всего учебного года изучать тему "Вода. Растворы" во взаимосвязи с историей, физикой, искусством.
Заголовок:

К методике изучения окислительно-восстановительных реакций.

Спиоск литературы:
  1. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 9 класс. – М.: Русское слово, 2012.
  2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 10 (11) класс. Профильный уровень. – М.: Русское слово, 2012.
Аннотация:
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций часто вызывает затруднения у учащихся. Автор предлагает свой опыт повторения и обобщения материала данной темы.
Заголовок:

Как мы обучаем решению расчётных задач.

Спиоск литературы:
  1. 1. Кузнецова Н. Е., Лёвкин А. Н. Задачник по химии: 9 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. 2. Кузнецова Н. Е., Лёвкин А. Н. Задачник по химии: 10 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Аннотация:
В статье приведены примеры условий задач по химии с трансформирующими поправками в порядке усложнения. Ученики самостоятельно учатся составлять, записывать и решать задачи. Учащиеся легче усваивают информацию визуально. Обучение решению задач более эффективно, если условие задачи записано в виде схемы, отражающей сущность физических и химических процессов. Такие схемы позволяют восстановить условие задачи через любой промежуток времени. Данная методика обучения решению задач способствует формированию метапредметных умений.
Заголовок:

Способы организации самоконтроля при решении учебных задач.

Спиоск литературы:
  1. 1. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – М., 1998.
  2. 2. Занимательные задачи по химии / Под ред. Н. Е. Дерябиной. – М., 2010.
  3. 3. Дерябина Н. Е. Неорганическая химия в упражнениях и задачах. – М., 2012.
  4. 4. Дерябина Н. Е. Органическая химия. Книга 1. Углеводороды и их монофункциональные производные. Учебник-тетрадь. – М., 2012.
  5. 5. Дерябина Н. Е. Органическая химия. Сборник упражнений. – М., 2012.
Аннотация:
Предложены нетрадиционные опосредованные способы организации самоконтроля при решении учебных задач, которые позволяют учащимся получать обратную связь о наличии или отсутствии ошибок, но не о их характере. Использование таких способов повышает мотивацию к обучению и стимулирует (в случае наличия ошибок) деятельность по их поиску и исправлению, что, в конечном итоге, приводит к коррекции ориентировочной основы деятельности по решению задач определённого вида. Особенно эффективны при обучении учащихся решать качественные задачи.
Заголовок:

Из опыта формирования мировоззренческих компетенций учащихся.

Аннотация:
Представлен сценарий урока повторения и обобщения, развития экспериментальных умений (химический и физический эксперимент). Его можно проводить при изучении тем «Действия электрического тока» (физика), «Электрический ток в химических средах неживой и живой природы» (химия), «Живая клетка» (биология).
Заголовок:

Роль и место ситуационных задач в современном уроке

Спиоск литературы:
  1. 1. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2004.
  2. 2. Кендиван О. Д.-С. Об особенностях практико-ориентированных учебных задач // Химия в школе. – 2009. – № 6. – С. 39.
  3. 3. Шалашова М. М. Компетентностный подход: проблемы и перспективы // Химия в школе. – 2012. – № 3. – С. 4.
Аннотация:
Научить учеников обращению с веществами, которые встретятся им в быту, в повседневной жизни – задача школьного учителя химии. Для достижения результата в данном направлении важно включать в процесс обучения ситуационные задачи. В статье рассматриваются возможные варианты применения данного вида задач на различных этапах современного урока химии.
Заголовок:

О классификации неорганических веществ и не только...

Спиоск литературы:
  1. 1. Четверин В. Б. Проблемы классификации неорганических веществ // Химия в школе. - 2012. - № 3. - С. 4955.
  2. 2. Фасхутдинова Р. А., Фасхутдинов Р. Р. Из опыта изучения классификации неорганических соединений // Химия в школе. - 2012. - № 6. - С. 30–32.
  3. 3. http://www.amazon.com/Dictionary-Chemistry-Oxford/dp/0198609183
  4. 4. http://chemistrybook.hubpages.com/hub/Oxides
  5. 5. http://www.transtutors.com/chemistry-homework-help/S-and-P-block-elements/oxides.aspx
  6. 6. Третьяков Ю. Д., Мартиненко Л. И., Григорьев А. Н., Цивадзе А. Ю. Неорганическая химия. Химия элементов. - Т. 2. – М.: Академкнига, 2007. – С. 670.
  7. 7. Averill B., Eldredge P. Chemistry. Principles, patterns and applications.– Pearson Benjamin Cummings, 2006.
  8. 8. Petrucci R. General chemistry. Principles and modern applications.– Macmillan Publishing Company. - New York, 1989. – Р. 1042.
  9. 9. Раткевич Е. Ю., Базаева М. Г., Голубева Р. М., Мансуров Г. Н. О механизме образования химической связи // Химия в школе. - 2011. - № 6. - С. 610.
  10. 10. McMurry, Ballantine D. S., Hoeger C. A., Peterson V. E. Fundamentals of general, organic and biological chemistry.– 7th edition, Pearson, 2012. – Р. 893.
  11. 11. Шелинский Г. И., Юрова Н. М. Химия: Учебник для 11 класса.  СПб.: Книжный мир, 2005.
  12. 12. Неорганическая химия: Учебник для вузов. - В 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова.  М.: Академия, 2008.
  13. 13. Жукова Н. И., Потенко Е. И. Тестовые задания по теме «Химическая связь» // Химия в школе. - 2011. - № 6. - С. 51–52.
  14. 14. Титов Н. А. Мыслительные стереотипы и условия их преодоления // Химия в школе. - 2012. - № 3. - С. 62–66.
  15. 15. Ball D. W. A better ion fraction for a neutral aqueous solution // Journal of chemical education. - 2012. - V. 89. - № 5. - Р. 683–684.
  16. 16. Бердоносов C. C., Менделеева Е. А. Химия: Новейший справочник. – М.: Mахаон, 2006.
  17. 17. Фримантл М. Химия в действии. - Т. 1. – М.: Mир, 1991.
Аннотация:
При изучении углублённого курса химии в школе у более мотивированных учащихся возникают специфические вопросы, для ответов на которые требуется университетские знания химии. Основываясь на конкретных примерах, в статье обсуждается введение термина «нейтральные оксиды», предлагается методика объяснения химической связи, рекомендуется обязательное указание единиц измерения при решении задач.
Заголовок:

Несостоявшаяся Нобелевская премия Лиз Майтнер (к 135-летию со дня рождения)

Спиоск литературы:
  1. Боданис Д. E = mc2. Биография самого знаменитого уравнения мира. – М.: КоЛибри, 2009.
  2. Вайнер Л. Как Отто Ган получил Нобелевскую премию // Чайка, Seagull Magazine, № 24 (107), 16 декабря 2007.
  3. Васильев А. Деление урана: от Клапрота до Гана // Квант. - 2001. - № 4. - С. 20.
  4. Гернек Ф. Пионеры атомного века. Великие исследователи от Максвелла до Гейзенберга. − М.: Прогресс, 1974.
  5. Зеленин К. Н., Ноздрачев А. Д., Поляков Е. Л. Нобелевские премии по химии за 100 лет. – СПб.: Гуманистика, 2003.
  6. Ирвинг Д. Ядерное оружие Третьего рейха. Немецкие физики на службе гитлеровской Германии. – М.: Центрполиграф, 2005.
  7. Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия / Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
  8. Ruth Lewin Sime. Lise Meitner: a Life in Physics. Berkeley – University of California Press, 1996.
  9. Rife P. Lise Meitner and the Dawn of the Nuclear Age. – Boston: Birkhäuser, 1999.
  10. Снегов С. Прометей раскованный. Повесть о первооткрывателях ядерной энергии. − М.: Детская литература, 1972.
  11. Шейнбаум М. Еврейская мама атомной бомбы. http://www.jewish.ru/style/press/2008/11/news994268720.php
  12. Юнг Р. Ярче тысячи солнц. Повествование об учёных-атомниках / Пер. с англ. – М.: Государственное издательство литературы в области атомной науки и техники, 1961.
Аннотация:
Лиз Майтнер принадлежит к числу наиболее выдающихся учёных XX в., но имя её известно немногим. Судьба не баловала её никогда, ни в начале научной карьеры, ни в конце. Её заслуги часто приписывали другим, её предавали близкие люди, а запоздавшее признание пришло только в глубокой старости. Она выдвинула свою теорию строения атомного ядра и развила представления о дискретных энергетических состояниях ядер, вместе с Отто Ганом разработала метод выделения продуктов α-распада, открыла существование целого ряда радионуклидов, исследовала ядерную изомерию.
Заголовок:

Литературно-музыкальная композиция «О любви, музыке и химии».

Спиоск литературы:
  1. Кузнецов В. И. А. П. Бородин: вклад в развитие органического синтеза // Химия в школе. – 1997. – № 6. – С. 94.
  2. Россихина В. П. Рассказы о русских композиторах. – М., 1971.
  3. Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. – М.: Правда, 1989.
Аннотация:
Увлечь учащихся познавательной деятельностью позволяют средства искусства. С этой целью организуются предметные и межпредметные театрализованные представления, оживляющие события из истории химии, из жизни выдающихся ученых. Предлагаю интегрированное театрализованное мероприятие, посвященное 180-летию со дня рождения А. П. Бородина. Цель мероприятия: познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью А.П. Бородина – ученого, композитора.
Заголовок:

Учебный химический эксперимент в теории и практике обучения.

Спиоск литературы:
  1. 1. Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец. / Кузнецова Н. Е., Гаркунов В. П., Ерыгин Д. П. и др. – М.: Просвещение, 1984.
  2. 2. Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе (общие вопросы). Пособие для учителей. – М.: Учпедиз, 1963.
  3. 3. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии в средней школе. Методика и техника. Пособие для учителя. 5-е изд., перараб. и доп. – М.: Просвещение, 2000.
  4. 4. Буринская Н. Н. Методика преподавания химии: Теоретические основы. – Киев: Вища школа, 1987.
  5. 5. Общая методика обучения химии: Содерж. и методы обучения химии. Пособие для учителей / Цветков Л. А., Иванова Р. Г., Полосин В. С. и др. – М.: Просвещение, 1981.
  6. 6. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  7. 7. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
  8. 8. Злотников Э. Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения // Химия в школе. – 2001. – № 1. – С. 60-64.
  9. 9. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1987.
  10. 10. Найдан В. М, Грабовый А. К. Использование средств обучения на уроках химии: Пособие для учителей. – Киев: Радянська школа, 1988.
  11. 11. Шаповаленко С. Г. Школьное оборудование и кабинетная система / Вопросы школоведения. – М.: Просвещение, 1982. – С. 183-189.
  12. 12. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
  13. 13. Грабецкий А. А., Зазнобина Л. С., Назарова Т. С. Использование средств обучения на уроках химии. –М.: Просвещение, 1988.
  14. 14. Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Методика обучения химии. – М.: Просвещение, 1970.
  15. 15. Полосин В. С. Роль химического эксперимента в развитии познавательных интересов учащихся к химии // Химия в школе. – 1982. – № 5. – С. 53-56.
  16. 16. Зазнобина Л. С. О наглядности: история в контексте современного преподавания химии // Химия в школе. – 1997. – № 1. – С. 62-66.
  17. 17. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии: развивающий эксперимент. Книга для учителей. – М.: Школа-Пресс, 1998.
  18. 18. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. – М.: Высшая школа, 1974.
Аннотация:
В статье рассматривается характеристика школьного химического эксперимента как метода, средства обучения и наглядности.
Заголовок:

Обнаружение молочной кислоты на коже человека.

Аннотация:
Авторы предлагают наглядную и контрастную модификацию пробы на присутствие лактата на коже человека, основанную на цветной реакции Уффельмана.
Title:

Chemistry and art: two sides of focusing on beauty

Summary:
The author narrates about interrelation between chemistry and culture, chemistry and music, visual art, cinema, and theater.
Title:

Natural complexes: composition, structure, and utilization.

Summary:
The article reveals the composition, structure and use of a number of porphyrin compounds, their health and the biological significance of the biological origin of oil. Recommended reading of this material in the classroom elective course (11 classes).
Title:

educational potential of a subject and personal results of education.

Summary:
The article examines issues of realization of educational potential of chemical education with the purpose of forming personal results of teaching chemistry. Means and opportunities of content and methods of academic subject “Chemistry”, which can provide achievement of planned results in compliance with requirements of the Federal State Educational Standard, have been examined.
Title:

Sharing the experience of accomplishing the method of projects

Summary:
The project activity is focused on accomplishing the principal of knowledge awareness, promotes the program material perception, allows in natural way to develop necessary academic skills, to form communicative skills, increases business and creative activity of students. The author offers a design of a lesson-conference on the subject of “Water is the habitual and mysterious matter”, at which they sum up the results of the educational project for the 8th Form students.
Title:

Chemistry lesson in the “Water Museum”

Summary:
The Moscow City museums provide great opportunities for the process of integrated study of the subjects of the natural sciences cycle. The Water Museum allows studying theme “Water. Solutions” in conjunction with history, physics, and art during the entire academic year.
Title:

On methods of studying oxidation-reduction reactions.

Summary:
Compiling equations of oxidation-reduction reactions very often involves students’ difficulties. The author offers one’s own experience of repetition and generalization of the given theme material.
Title:

How we teach to solve computing tasks.

Summary:
The articles provides examples of chemistry tasks conditions with transforming allowances in order of gaining complicacy. Students learn to compile, put down, and solve tasks independently. Students assimilate what they learn more easily visually. Training to solve tasks is more effective, when the problem situation has been written as a scheme, which reflects the essence of physical and chemical processes. Such schemes allow reconstructing the task condition after any interim. The given methods of task-solving teaching promote the meta-subject skills forming.
Title:

Methods of self-checking organization for educational problems solving

Summary:
The non-conventional indirect ways of self-checking organization for educational problems solving are offered and discussed there. These ways allow pupils to know about mistakes existence without pointing these mistakes directly. Using of such methods raise motivation to learning and (in case of mistakes) stimulates activity on search and correction it. As result the ways leads to correction of the activity basis in the area of solving the educational problems of the certain type. The methods are especially effective for training pupils to solve qualitative problems.
Title:

Sharing the experience of forming students’ competency outlook.

Summary:
The feedback, development of experimental skills (chemical and physical experiment) lesson scenario is presented. It may be conducted while studying such themes as “Action of current” (physics), “Electrical current in chemical environment of inorganic nature and wildlife” (chemistry), “Living cell” (bology).
Title:

The role and place of situational problems on Chemistry lesson.

Summary:
The task of a school teacher is to teach pupils to deal with chemicals, which they use in mode of life and everyday life. To achieve the aim in this direction it is important to include situational problems in the process of studing. The article shows the possible variants of using such situational problems in the different periods of modern Chemistry.
Title:

On classification of inorganic matters and not only…

Summary:
When studying an advance chemistry course at school, more motivated students raise specific questions, answers to which demand university knowledge of chemistry. Basing of concrete examples, the article discusses the introduction of term “neutral oxides”, methods of chemical bond explanation is offered, obligatory indication of units of measurement while problem solving is recommended.
Title:

The night-have-been Nobel prize of Lise Meitner (towards the 135th birthday anniversary)

Summary:
Lise Meitner belongs to the number of the most outstanding scholars of the XXth century, but just few know her name. She’d never been spoilt by fortune, neither in the very beginning of her scientific career, nor in the end of it. Her merits were often attributed to other, she was betrayed by near and dear ones, while acknowledgment was late in coming only in great age. She put forward her own theory of nucleus structure, and developed understanding of discrete energy states, along with Otto Hahn developed the method of working up α-decay products, discovered existence of an entire number of radioactive nuclides, investigated nuclear isomerism.
Title:

Literary and musical composition “About love, music, and chemistry”.

Summary:
Means of art allow capturing students with cognitive activity. With this purpose subject and intersubject dramatic performances, which recover events from the chemistry history, from the life of outstanding scholars, are organized. I offer you an integrated dramatic performance, dedicated to the 180th anniversary since the A. P. Borodin’s birthday. The goal of the event is to get students acquainted with the life and creativity of A. P. Borodin, who was a scholar and a composer.
Title:

The academic chemical experiment in teaching theory and practice.

Summary:
The article focuses on the characteristics of high school chemistry experiment as a method, a tool of education, and a visual aid.
Title:

Detecting lactic acid on the human being’s skin

Summary:
The authors offer a vivid and contrast modification of test for characterization assay of lactate on the human being’s skin, based on the color reaction of Uffelman.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.