Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2013 № 8

Русская версия
English version
Заголовок:

От химии – к литературному творчеству.

Аннотация:
Автор размышляет о взаимосвязи химии и культуры, химии и литературы.
Заголовок:

Циклодекстрины как уникальные природные объекты для супрамолекулярной химии.

Список литературы:
  1. Bender M.L., Komiyama M. Cyclodextrin Chemistry. Berlin; New York: Springer-Verlag, 1978. – 96p.
  2. Марч Дж. Органическая химия. Реакции, механизмы и структура. В 4-х т. Т. 1. Пер. с англ. – М.: Мир, 1987. – 381с.
  3. Cyclodextrins and Their Industrial Uses. Editor D.Duchêne. Editions de Santé. 1987. 448p.
  4. Лен Ж.-М. Супрамолекулярная химия: Концепции и перспективы. Пер. с англ. – Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. – 334с.
  5. Szejtli J. Introduction and General Overview of Cyclodextrin Chemistry. Chemical Review. 1998. Vol. 98. № 5. 1743-1753.
  6. Hedges A.R. Industrial Applications of Cyclodextrins. Chemical Review. 1998. Vol. 98. № 5. 2035-2044.
  7. Steed J.W., Atwood J.L. Supramolecular Chemistry. Baffins Lane, Chichester. West Sussex P019 1UD, England. John Wiley @ Sons, Ltd. 2000. 745p.
  8. Harada A. Cyclodextrin – Based Molecular Machines. Accounts in Chemical Research. 2001. Vol. 34. №6. 456-464.
Аннотация:
В статье рассмотрены применение и потенциальные возможности природных циклодекстринов в фармакологии, пищевой промышленности, косметике и в ряде областей химии и химической технологии. Важно, что многие физические и химические свойства циклодекстринов могут быть изменены в нужную сторону путем направленной функционализации. Особое внимание уделено важнейшему свойству циклодекстринов образовывать различные соединения включения типа «гость—хозяин», а также служить удобными полупродуктами для супрамолекулярной архитектуры (супрамолекулярные машины, ротаксаны, полиротаксаны, молекулярные челноки, катенаны, молекулярные букеты и ожерелья).
Заголовок:

О взаимосвязи образовательных стандартов и преемственности высшего и среднего образования.

Список литературы:
  1. 1. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования: В 2 ч. — М., 2004.
  2. 2. Перминова Л. М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения // Педагогика. — 2005. — № 10. – С. 95—102.
  3. 3. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова // Педагогика. — 2008. — № 10. — С. 9—28.
  4. 4. Перминова Л. М., Николаева Л. Н. Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков: логико-дидактический подход // Педагогика. — 2009. — № 2. — С. 18–25.
  5. 5. Николаева Л. Н. Логико-дидактические основы формирования у учащихся общеучебных умений и навыков: Дисс. канд. пед. наук. – М.: ИТИП РАО, 2009.
  6. 6. Перминова Л. М. О дидактическом принципе научности // Педагогика. — 2010. — № 9. — С. 20—28.
  7. 7. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982.
  8. 8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. – М., 1989.
  9. 9. Шамова Т. И. К вопросу об анализе структуры познавательной деятельности учащихся // Советская педагогика, 1971. — № 10. — С. 18–25.
Аннотация:
Преемственность в образовании – важнейшее условие его развития и устойчивости. Образовательные стандарты первого и второго поколений существенно отличны друг от друга в ценностно-целевом и содержательном плане, однако их анализ показывает возможность установления связей образовательно-обучающего характера.
Заголовок:

Из опыта проведения предметно-интеллектуальной диагностики.

Список литературы:
  1. Гуревич К. М., Акимова М. К. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. — М., 1990.
  2. Гуревич К. М., Горбачёва Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. — М., 1992.
Аннотация:
На основе семантического анализа основных химических понятий «строение» и «свойство» выявлен необходимый набор логических операций и отдельных мыслительных действий для формирования понимания и, следовательно, знаний по химии у учащихся. Предложены предметно-интеллектуальные тесты для диагностики сформированности логических операций (анализ, синтез, обобщение) по теме «Основные классы неорганических соединений» (всего 504 задания). Тесты могут быть использованы в 8 классе при изучении первоначальных понятий темы, затем в 9 классе при их изучении с точки зрения теории электролитической диссоциации и, наконец, в 11 классе при подготовке к ЕГЭ.
Заголовок:

Метод дублирующих блоков на начальном этапе изучения химии.

Аннотация:
Разработана методика обучения учащихся 8-10 классов составлению формул и уравнений в блочном формате на основе повторяемости определённых веществ и понятий, что помогает сделать процесс составления формул и уравнений более интенсивным, интересным, интерактивным,снимает момент путаницы, которая так характерна при традиционной подаче материала. Данный метод в течении 9 лет опробован на уроках химии, а также имел место в группе продлённого дня при выполнении домашних заданий по русскому языку. При использовании данной методики необходимо тщательно готовиться к уроку.
Заголовок:

Урок по теме «Металл на века»

Аннотация:
Место урока в курсе «Неорганическая химия» 9 класс: данная тема может рассматриваться при изучении раздела «Металлы».
Заголовок:

Компьютерные технологии как средство индивидуализации процесса обучения

Список литературы:
  1. 1. Жильцова О. А., Симоненко Ю. А. Организация компьютерной поддержки школьного курса химии // Химия: методика преподавания. — 2001. — № 2.
  2. 2. Раткевич Е. Ю. Проблемы компьютеризации процесса образования // Химия: методика преподавания. 2001. — № 1.
Аннотация:
На примере урока по теме «Амины» (10-й класс) автор демонстрирует возможности индивидуализации обучения с помощью компьютерных технологий.
Заголовок:

К решению задач на смеси солей

Список литературы:
  1. 1. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии для школьников и абитуриентов. – М.: Экзамен, ОНИКС 21 век, 2001.
  2. 2. Пособие по химии для поступающих в военно-медицинскую академию и другие высшие медицинские учебные заведения / Под ред. К. Н. Зеленина, В. П. Сергутиной, О. Б. Солода. – Санкт-Петербург, 2000.
Аннотация:
В статье рассматривается методика решения задач на смеси солей с помощью системы уравнений. Подобные задачи были представлены в материалах ЕГЭ по химии (2012 год), а также на вступительных экзаменах в ведущие вузы страны в прошлые годы. Особое внимание обращается на возможность достижения высоких результатов большим числом выпускников школ, усвоивших алгоритм решения.
Заголовок:

Технология УДЕ при решении расчётных задач.

Аннотация:
Важным объектом контроля и оценки школьников по химии в рамках ЕГЭ являются умение решать расчётные задачи. Задачи, предлагаемые в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ, охватывают все разделы курса химии и представлены в части А, В и С. В подготовке школьников к ЕГЭ по решению задач, в качестве условия понимания количественных отношений химии, мы используем прием взаимообратных задач и составление системы взаимосвязанных в информационном отношении задач.
Заголовок:

Из опыта разработки интегрированного курса общей химии.

Аннотация:
Для учащихся математического и физико-математического профилей разработан интегрированный курс общей химии, который опирается на многие теории физики.
Заголовок:

К содержанию современного курса химии

Список литературы:
  1. 1. Шемякин Ф.М., Михалёв П.Ф. Физико-химические периодические процессы. М.;Л., 1938 с.25
  2. 2. Боресков Г. К. Катализ. Вопросы теории и практики: Избранные труды. — Новосибирск: Наука, 1987.
Аннотация:
Учебники и учебные пособия при переиздании должны обновляться, чтобы быть на требуемом современном уровне науки. С другой стороны, учебники и учебные пособия должны быть в определённой мере консервативны, т. е. содержать достаточно устоявшиеся и принятые научной общественностью теории и гипотезы. Изменения, вносимые в новое издание учебника по химии, можно подразделить на несколько категорий. 1.Основном объектом химии является вещество, поэтому акцент надо делать на материалах, широких возможностях их трансформации с помощью различных воздействий, в том числе и химических реагентов. 2. Разделы, посвященные физической химии должны содержать расширенные вопросы по термохимии, кинетике, катализу. Известно, что огромную роль в наносистемах играют процессы самоорганизации, позволяющие контролируемо получать молекулярные структуры с заданной пространственной конфигурацией и свойствами. Поэтому, на наш взгляд, необходимо включить в приложение к химическим процессам понятие «синергетики», как способности их самоорганизации, а также некоторые достижения в области супермолекулярной химии, связанные с синтезом молекул и молекулярных ансамблей, способных к самоорганизации. Классификацию химических реакций необходимо дополнить циклическими процессами, которые складываются из многократных повторений одного и того же превращения, и называются колебательными реакциями. В качестве дополнительного материала в учебниках химии можно изложить историю открытия колебательных реакций.
Заголовок:

Элемент № … единственный и самый.

Аннотация:
В статье представлены данные о свойствах и других характеристиках химических элементов от водорода до неона, наиболее ярко отличающих их от всех других элементов.
Заголовок:

Проблемные опыты с основными солями меди(II), никеля(II) и растворами кислых солей

Аннотация:
В работе показаны возможности применения методики проблемного обучения химии в 9 и 11-ом классах средней школы. В основу этой методики положены разработанные автором новые школьные химические опыты с растворами некоторых основных и кислых солей. Активная исследовательская деятельность учащихся при выполнении проблемных заданий с растворами кислых солей серной, сернистой, фосфорной и угольной кислот, является творческой. Учащиеся применяют полученные знания в новых ситуациях.
Заголовок:

Химический состав мышечной ткани и его качественный анализ.

Список литературы:
  1. Яковлев Н. Н., Орещенко Н. И., Чаговец Н. Р. Руководство к практическим занятиям по общей биохимии и биохимии спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1973.
Аннотация:
Рассмотрен химический состав мышечной ткани и качественные реакции на белки и основные экстрактивные вещества. Предлагаемые опыты могут быть использованы учителями химии, биологии, экологии на уроках и во внеурочной деятельности.
Заголовок:

ЭДС в теоретическом обосновании экспериментальных данных.

Список литературы:
  1. 1. Шелинский Г. И., Юрова Н. М. Химия. 11 класс. – СПб.: Книжный Мир, 2005.– С. 240.
  2. 2. Юрова Н. С., Сурин Ю. В. Проблемно-развивающие oпыты по взаимодействию солей меди(II) с металлами различной активности // Химия в школе. - 2012. - № 10. - С. 53-58.
  3. 3. Добош Д. Электрохимические константы. Справочник для электрохимиков. - М.: Мир, 1980. - С. 365.
  4. 4. Тестовые задания по общей и неорганической химии с решениями и ответами / Р. А. Лидин, Е. В. Савинкина, Н. С. Рукк, Л. Ю. Аликперова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – С. 230.
  5. 5. Uhlig’s corrosion handbook // Edited by R. Winston Revie. – John Wiley & Sons, Inc., 2011. - Р. 1253.
  6. 6. Лебединцев В. Б., Рассохина Т. Г. Индивидуальные маршруты на коллективных учебных занятиях // Химия в школе. - 2012. - № 5. - С. 21-30.
  7. 7. Миренкова Е. В. О типичных ошибках на экзамене по химии // Химия в школе. - 2011. - № 7. - С. 36-38.
  8. 8. Неорганическая химия: В 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. T. 2: Химия переходных металлов: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Дроздов, В. П. Зломанов, Г. Н. Мазо, Ф. М. Спиридонов. – М.: Академия, 2004. – С. 368.
  9. 9. Неорганическая химия. Химия элементов: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Ю. Д. Третьяков, Л. И. Мартиненко, А. Н. Григорьев, А. Ю. Цивадзе. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – С. 538.
  10. 10. Шульчус A. Расчёты с использованием стандартных потенциалов металлов // Химия в школе. – 2013. – № 2. – С. 42-46.
  11. 11. Постников А. Ю. Об использовании метода полуреакций // Химия в школе. – 2011. – № 10. – С. 48-51.
  12. 12. Румянцев Б. В., Усиченко М. А. Окислительно-восстановительные процессы: Учебное пособие. – М.: Бином, 2013. – С. 285.
Аннотация:
В школе большое внимание обращается на окислительно-восстановительные реакции. Основываясь на конкретных примерах, автор показывает возможность применения ЭДС окислительно-восстановительных реакций для обоснования экспериментов, предназначенных для мотивированных учащихся. Применение ЭДС окислительно-восстановительных реакций подводит теоретическую основу экспериментам учащихся.
Заголовок:

Соединения металлов в живописи

Список литературы:
  1. Иванова И. С., Громов Ю. В. Использование филателистического материала во внеурочной работе по химии. – СПб.: Лема, 2011.
  2. Ольгин О. Опыты без взрывов. — М.: Химия, 1986.
  3. Титова И. М. Химия и искусство: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2007.
Аннотация:
Статья знакомит учителей с опытом проведения внеклассного мероприятия по химии «Соединения металлов в живописи». Внеклассное мероприятие дает ответы на следующие вопросы: Где применяются соединения металлов в живописи? Зачем художнику нужно знать химию? Как синтезировать неорганические пигменты?
Заголовок:

Проектная деятельность как способ формирования УДД.

Аннотация:
Создание новых стандартов предполагает включение в программу школы проектно-исследовательской деятельности учащихся. Это вызывает необходимость развитие проектной компетентности учителя, как нового качества работы. Реальная возможность недопустимости формального подхода к знаниям. Тяжёлый путь от студента к учёному прошли А.Сахаров и Н.Семёнов. Как сохранить имя в науке?
Заголовок:

Верю, чтобы познать.

Список литературы:
  1. 1. Данин Д. С. Резерфорд. – М.: Молодая гвардия, 1966.
  2. 2. Клайн М. Математика. Поиск истины. – М.: Мир, 1988.
  3. 3. Болховитинов В. Н. Столетов. – М.: Молодая гвардия, 1965.
  4. 4. Храмов В. «Мировой эфир» Менделеева: ошибка или предвидение? – http://omdp.narod.ru/gip/efirmend.htm
  5. 5. Шкловский И. С. Звезды: их рождение, жизнь и смерть. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.
Аннотация:
Рассмотрена концепция «мирового эфира» с точки зрения различных исследователей, в частности А. Г. Столетова и Д. И. Менделеева, в контексте непрерывно эволюционирующей научной картины мира.
Title:

From chemistry to creative writing

Summary:
The author pores at problem of interrelation of chemistry and culture, chemistry and literature.
Title:

Cyclodextrins as unique natural objects for supramolecular chemistry.

Summary:
The application and potential possibilities of natural cyclodextrins in pharmacology, food industry, cosmetics, and in some fields of chemistry and chemical technology are considered in the article. It is important that many physical and chemical properties of cyclodextrins may be changed in desired direction by means of directed functionalization. The special attention was dedicated to the most important cyclodextrins property to form various inclusion compounds of “guest—host” type, and to be useful intermediates for the supramolecular architecture (supramolecular machines, rotacsanes, polyrotacsanes, molecular shuttles, catenanes, molecular bouquets and necklaces) as well.
Title:

On interrelation between educational standards and consistency of the higher and secondary education.

Summary:
Consistency in education is the key element of its development and stability. Educational standards of the first and second generation differ from each other significantly from value-focused and content standpoint, while the analysis of those shows the opportunity of establishing links of educational and training nature.
Title:

Sharing the experience of conducting subject-oriented intellectual diagnostics.

Summary:
A necessary set of logical operations and separate mental processes for developing comprehension and therefore purples chemistry knowledge has been found out on the basis of semantic analysis of the maim chemical notions such as “structure” and “property”. Subject-intellectual testing to diagnose whether purples can use logical operations (analysis, synthesis, generalization) concerning the topic “The main classes of Inorganic Compounds” (504 tasks on the whole) has been proposed. Tests can be used in the 8-th form when studying the initial notions of topic, then in the 9-th form when studying them from the point of electrolytic dissociation and finally in the 11-th when preparing for the USE.
Title:

Backup blocks method at the initial stage of studying chemistry.

Summary:
The methods of teaching the 8-10th Form students how to compound formulas and equations in block format on the basis of frequency of certain matters and definitions, which helps the process of compiling formulas and equations to be more intensive, interesting, interactive, remotes the moment of confusion, which is so typical, when presenting the material in a traditional way, has been developed. The given method has been tested at the chemistry lessons as been presented in the extended daycare groups, while having homework on Russian language done, as well during 9 years. It is necessary to prepare to the lesson, when using such a method, thoroughly.
Title:

Lesson on the subject “Metal for centuries”

Summary:
The place of the lesson in the "Inorganic chemistry" 9grade: this topic can be considered when studying the "Metals".
Title:

Computer-aided technologies as the means of the teaching process individualization.

Summary:
By the example of the lesson on the subject of “Amines” (the 10th Form) the author demonstrates opportunities of individualization of training with the help of computer-aided technologies.
Title:

The decision of tasks on a mixture of salts

Summary:
The article offers a methodology for problem solving on the mixture of salts through a system of equations. Such tasks have been used in materials the unified State exam (year 2012) of the chemistry, as well as on the entrance examination in chemistry at leading universities in past years. Particular attention is drawn to the possibility of achieving high results a large number of graduates schools thanks to the learning algorithm of the decision.
Title:

Teaching units enlargement technology, when solving computing tasks.

Summary:
An important object of students’ control and assessment on the subject of chemistry within the framework of the State Unified Examination is the skills to solve computing tasks. The tasks, offered in the State Unified examination control and measuring materials, covers all segments of chemistry course and are represented in parts A, B and C. When getting students ready to take the State Unified Examination in the part of task solving, we use the method of reciprocal problems and generation of the system of interdependent from information standpoint tasks as a condition of chemistry quantitative relations understanding.
Title:

Sharing the experience of developing an integrated course of general chemistry.

Summary:
An integrated course of general chemistry, which is based on many theories of physics, has been developed for students of mathematical and physico-mathematical profiles.
Title:

To content of the modern course of chemistry

Summary:
Textbooks and manuals for republishing must be updated in order to be at the desired current level of science. On the other hand, textbooks and teaching aids should be conservative to some extent, that is, contain enough established and adopted by the scientific community of the theory and hypothesis. Changes made to the new edition of a textbook on chemistry, can be divided into several categories. 1.Osnovnom object of chemistry is a substance that is why the focus should be on materials, wide possibilities of their transformation through various actions, including chemicals .2. The sections on physical chemistry must incorporate questions on thermochemistry, kinetics, catalysis. It is known that a huge role in nanosystems play self-organization, allowing to obtain a controlled molecular structure with a given spatial configuration and properties. Therefore, in our view, should be annexed to the chemical processes of the concept of "synergy" as the ability of self-organization, as well as some of the achievements in the field of chemistry supermolekulyarnoy related to the synthesis of molecules and molecular assemblies that are capable of self-organization. Classification of chemical reactions necessary to supplement the cyclical processes, which consist of multiple repetitions of the same transformation, and are called oscillatory reactions. As additional material in the textbooks of chemistry can be summarized history of the discovery of oscillating reactions.
Title:

Element # … the only and the most.

Summary:
The article presents data on the properties and other characteristics of the chemical elements from hydrogen to neon, most clearly distinguished from all others.
Title:

Problem experiment with cuprum (II), nickel (II) hydroxy salts and monoacid salt solutions.

Summary:
Opportunities of using methods of chemistry problem teaching in the 9th and 11th Forms of the secondary school are shown in the work. Developed by the author new school chemical experiments with solutions of some hydroxy and acid salts are taken as a basis of these methods. Active research activity of students, when accomplishing problem tasks with solutions of acid salts of sulphurous (IV), sulphurous (VI), phosphorus, and carbonic acids, is creative. Students apply knowledge obtained to new situations.
Title:

The chemical composition of muscular tissue and its quality analysis

Summary:
The chemical composition of muscular tissue and quality reactions to proteins and the main extractive substances are analyzed. The offered experiments can be used by the teacher of chemistry, biology, ecology at the lessons and extracurricular activities.
Title:

Electro-motive force in theoretical justification of experimental data.

Summary:
The great deal of attention at school is paid to redox reactions. Basing on the concrete examples, the author shows the opportunity of using electro-motive force of redox reactions to justify experiment, designated for motivated students. Using electro-motive force of redox reactions founds a theoretical basis for students’ experiments.
Title:

Metal compounds in the painting

Summary:
The article introduces the teachers with experience in extracurricular activities in Chemistry "Metal compounds in the painting." Extracurricular activities provide answers to the following questions: Where metal compounds used in painting? Why would an artist need to know chemistry? How to synthesize inorganic pigments?
Title:

Project activity as the way of forming general academic skills.

Summary:
Creatiоn of new standards intends to include design and research activities of students in the program of the school. This calls for the development of design competence of a teacher, as a new quality of work. The real possibility to avoid formal approach to knowledge. A. Sakharov and N. Semenov had a difficult path from a student to a scientist . How to keep the name in science?
Title:

Believing for knowledge

Summary:
The «World Ether» conception as a part of general scientific image of the Universe with point of view by different investigators, in particular A. G. Stoletov and D. I. Mendeleyev, has been examined.
Связаться с нами