Заголовок:
От химии – к литературному творчеству.
Аннотация:
Автор размышляет о взаимосвязи химии и культуры, химии и литературы.
Ключевые слова:
наука, культура, искусство, литература.
Заголовок:
Циклодекстрины как уникальные природные объекты для супрамолекулярной химии.
Список литературы:
- Bender M.L., Komiyama M. Cyclodextrin Chemistry. Berlin; New York: Springer-Verlag, 1978. – 96p.
- Марч Дж. Органическая химия. Реакции, механизмы и структура. В 4-х т. Т. 1. Пер. с англ. – М.: Мир, 1987. – 381с.
- Cyclodextrins and Their Industrial Uses. Editor D.Duchêne. Editions de Santé. 1987. 448p.
- Лен Ж.-М. Супрамолекулярная химия: Концепции и перспективы. Пер. с англ. – Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. – 334с.
- Szejtli J. Introduction and General Overview of Cyclodextrin Chemistry. Chemical Review. 1998. Vol. 98. № 5. 1743-1753.
- Hedges A.R. Industrial Applications of Cyclodextrins. Chemical Review. 1998. Vol. 98. № 5. 2035-2044.
- Steed J.W., Atwood J.L. Supramolecular Chemistry. Baffins Lane, Chichester. West Sussex P019 1UD, England. John Wiley @ Sons, Ltd. 2000. 745p.
- Harada A. Cyclodextrin – Based Molecular Machines. Accounts in Chemical Research. 2001. Vol. 34. №6. 456-464.
Аннотация:
В статье рассмотрены применение и потенциальные возможности природных циклодекстринов в фармакологии, пищевой промышленности, косметике и в ряде областей химии и химической технологии. Важно, что многие физические и химические свойства циклодекстринов могут быть изменены в нужную сторону путем направленной функционализации. Особое внимание уделено важнейшему свойству циклодекстринов образовывать различные соединения включения типа «гость—хозяин», а также служить удобными полупродуктами для супрамолекулярной архитектуры (супрамолекулярные машины, ротаксаны, полиротаксаны, молекулярные челноки, катенаны, молекулярные букеты и ожерелья).
Ключевые слова:
циклодекстрины, супрамолекулярная химия, соединения включения «гость—хозяин», молекулярное инкапсулирование, функционализация, гидрофильность, гидрофобность.
Заголовок:
О взаимосвязи образовательных стандартов и преемственности высшего и среднего образования.
Список литературы:
- 1. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования: В 2 ч. — М., 2004.
- 2. Перминова Л. М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения // Педагогика. — 2005. — № 10. – С. 95—102.
- 3. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова // Педагогика. — 2008. — № 10. — С. 9—28.
- 4. Перминова Л. М., Николаева Л. Н. Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков: логико-дидактический подход // Педагогика. — 2009. — № 2. — С. 18–25.
- 5. Николаева Л. Н. Логико-дидактические основы формирования у учащихся общеучебных умений и навыков: Дисс. канд. пед. наук. – М.: ИТИП РАО, 2009.
- 6. Перминова Л. М. О дидактическом принципе научности // Педагогика. — 2010. — № 9. — С. 20—28.
- 7. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982.
- 8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. – М., 1989.
- 9. Шамова Т. И. К вопросу об анализе структуры познавательной деятельности учащихся // Советская педагогика, 1971. — № 10. — С. 18–25.
Аннотация:
Преемственность в образовании – важнейшее условие его развития и устойчивости. Образовательные стандарты первого и второго поколений существенно отличны друг от друга в ценностно-целевом и содержательном плане, однако их анализ показывает возможность установления связей образовательно-обучающего характера.
Ключевые слова:
образовательный стандарт, духовно-нравственные ценности, общеучебные умения и навыки, ключевые компетенции и компетентности, универсальные учебные действия, методологическое обеспечение, системность, взаимосвязь, преемственность.
Заголовок:
Из опыта проведения предметно-интеллектуальной диагностики.
Список литературы:
- Гуревич К. М., Акимова М. К. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. — М., 1990.
- Гуревич К. М., Горбачёва Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. — М., 1992.
Аннотация:
На основе семантического анализа основных химических понятий «строение» и «свойство» выявлен необходимый набор логических операций и отдельных мыслительных действий для формирования понимания и, следовательно, знаний по химии у учащихся. Предложены предметно-интеллектуальные тесты для диагностики сформированности логических операций (анализ, синтез, обобщение) по теме «Основные классы неорганических соединений» (всего 504 задания). Тесты могут быть использованы в 8 классе при изучении первоначальных понятий темы, затем в 9 классе при их изучении с точки зрения теории электролитической диссоциации и, наконец, в 11 классе при подготовке к ЕГЭ.
Ключевые слова:
логические операции, знание, понимание, предметно-интеллектуальные тесты.
Заголовок:
Метод дублирующих блоков на начальном этапе изучения химии.
Аннотация:
Разработана методика обучения учащихся 8-10 классов составлению формул и уравнений в блочном формате на основе повторяемости определённых веществ и понятий, что помогает сделать процесс составления формул и уравнений более интенсивным, интересным, интерактивным,снимает момент путаницы, которая так характерна при традиционной подаче материала. Данный метод в течении 9 лет опробован на уроках химии, а также имел место в группе продлённого дня при выполнении домашних заданий по русскому языку. При использовании данной методики необходимо тщательно готовиться к уроку.
Ключевые слова:
метод дублирующих блоков.
Заголовок:
Урок по теме «Металл на века»
Аннотация:
Место урока в курсе «Неорганическая химия» 9 класс: данная тема может рассматриваться при изучении раздела «Металлы».
Ключевые слова:
железный век, железо, соединения железа, железо в живых организмах.
Заголовок:
Компьютерные технологии как средство индивидуализации процесса обучения
Список литературы:
- 1. Жильцова О. А., Симоненко Ю. А. Организация компьютерной поддержки школьного курса химии // Химия: методика преподавания. — 2001. — № 2.
- 2. Раткевич Е. Ю. Проблемы компьютеризации процесса образования // Химия: методика преподавания. 2001. — № 1.
Аннотация:
На примере урока по теме «Амины» (10-й класс) автор демонстрирует возможности индивидуализации обучения с помощью компьютерных технологий.
Ключевые слова:
амины, информационные технологии.
Заголовок:
К решению задач на смеси солей
Список литературы:
- 1. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии для школьников и абитуриентов. – М.: Экзамен, ОНИКС 21 век, 2001.
- 2. Пособие по химии для поступающих в военно-медицинскую академию и другие высшие медицинские учебные заведения / Под ред. К. Н. Зеленина, В. П. Сергутиной, О. Б. Солода. – Санкт-Петербург, 2000.
Аннотация:
В статье рассматривается методика решения задач на смеси солей с помощью системы уравнений. Подобные задачи были представлены в материалах ЕГЭ по химии (2012 год), а также на вступительных экзаменах в ведущие вузы страны в прошлые годы. Особое внимание обращается на возможность достижения высоких результатов большим числом выпускников школ, усвоивших алгоритм решения.
Ключевые слова:
Решение задач, смеси солей, избыток-недостаток, система уравнений, Единый государственный экзамен по химии.
Заголовок:
Технология УДЕ при решении расчётных задач.
Аннотация:
Важным объектом контроля и оценки школьников по химии в рамках ЕГЭ являются умение решать расчётные задачи. Задачи, предлагаемые в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ, охватывают все разделы курса химии и представлены в части А, В и С. В подготовке школьников к ЕГЭ по решению задач, в качестве условия понимания количественных отношений химии, мы используем прием взаимообратных задач и составление системы взаимосвязанных в информационном отношении задач.
Ключевые слова:
прямые и обратные задачи, составление системы взаимосвязанных задач, укрупнение дидактических единиц.
Заголовок:
Из опыта разработки интегрированного курса общей химии.
Аннотация:
Для учащихся математического и физико-математического профилей разработан интегрированный курс общей химии, который опирается на многие теории физики.
Ключевые слова:
курс общей химии, физико-математический профиль.
Заголовок:
К содержанию современного курса химии
Список литературы:
- 1. Шемякин Ф.М., Михалёв П.Ф. Физико-химические периодические процессы. М.;Л., 1938 с.25
- 2. Боресков Г. К. Катализ. Вопросы теории и практики: Избранные труды. — Новосибирск: Наука, 1987.
Аннотация:
Учебники и учебные пособия при переиздании должны обновляться, чтобы быть на требуемом современном уровне науки. С другой стороны, учебники и учебные пособия должны быть в определённой мере консервативны, т. е. содержать достаточно устоявшиеся и принятые научной общественностью теории и гипотезы. Изменения, вносимые в новое издание учебника по химии, можно подразделить на несколько категорий. 1.Основном объектом химии является вещество, поэтому акцент надо делать на материалах, широких возможностях их трансформации с помощью различных воздействий, в том числе и химических реагентов. 2. Разделы, посвященные физической химии должны содержать расширенные вопросы по термохимии, кинетике, катализу. Известно, что огромную роль в наносистемах играют процессы самоорганизации, позволяющие контролируемо получать молекулярные структуры с заданной пространственной конфигурацией и свойствами. Поэтому, на наш взгляд, необходимо включить в приложение к химическим процессам понятие «синергетики», как способности их самоорганизации, а также некоторые достижения в области супермолекулярной химии, связанные с синтезом молекул и молекулярных ансамблей, способных к самоорганизации. Классификацию химических реакций необходимо дополнить циклическими процессами, которые складываются из многократных повторений одного и того же превращения, и называются колебательными реакциями. В качестве дополнительного материала в учебниках химии можно изложить историю открытия колебательных реакций.
Ключевые слова:
Модернизация, категория, объект химии, кинетика, катализ, наносистема, самоорганизация, циклические процессы, колебательные реакции, история открытия колебательных реакций, автокатализ.
Заголовок:
Элемент № … единственный и самый.
Аннотация:
В статье представлены данные о свойствах и других характеристиках химических элементов от водорода до неона, наиболее ярко отличающих их от всех других элементов.
Ключевые слова:
атом, элемент, водород, гелий, литий, бериллий, бор, углерод, азот, кислород, фтор, неон.
Заголовок:
Проблемные опыты с основными солями меди(II), никеля(II) и растворами кислых солей
Аннотация:
В работе показаны возможности применения методики проблемного обучения химии в 9 и 11-ом классах средней школы. В основу этой методики положены разработанные автором новые школьные химические опыты с растворами некоторых основных и кислых солей. Активная исследовательская деятельность учащихся при выполнении проблемных заданий с растворами кислых солей серной, сернистой, фосфорной и угольной кислот, является творческой. Учащиеся применяют полученные знания в новых ситуациях.
Ключевые слова:
проблемный химический эксперимент, новые опыты с растворами кислых солей, новые выводы о свойствах кислых солей.
Заголовок:
Химический состав мышечной ткани и его качественный анализ.
Список литературы:
- Яковлев Н. Н., Орещенко Н. И., Чаговец Н. Р. Руководство к практическим занятиям по общей биохимии и биохимии спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1973.
Аннотация:
Рассмотрен химический состав мышечной ткани и качественные реакции на белки и основные экстрактивные вещества. Предлагаемые опыты могут быть использованы учителями химии, биологии, экологии на уроках и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова:
мышечная ткань, белки, экстрактивные вещества, креатин, креатинин, карнозин, молочная кислота, минеральные вещества.
Заголовок:
ЭДС в теоретическом обосновании экспериментальных данных.
Список литературы:
- 1. Шелинский Г. И., Юрова Н. М. Химия. 11 класс. – СПб.: Книжный Мир, 2005.– С. 240.
- 2. Юрова Н. С., Сурин Ю. В. Проблемно-развивающие oпыты по взаимодействию солей меди(II) с металлами различной активности // Химия в школе. - 2012. - № 10. - С. 53-58.
- 3. Добош Д. Электрохимические константы. Справочник для электрохимиков. - М.: Мир, 1980. - С. 365.
- 4. Тестовые задания по общей и неорганической химии с решениями и ответами / Р. А. Лидин, Е. В. Савинкина, Н. С. Рукк, Л. Ю. Аликперова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – С. 230.
- 5. Uhlig’s corrosion handbook // Edited by R. Winston Revie. – John Wiley & Sons, Inc., 2011. - Р. 1253.
- 6. Лебединцев В. Б., Рассохина Т. Г. Индивидуальные маршруты на коллективных учебных занятиях // Химия в школе. - 2012. - № 5. - С. 21-30.
- 7. Миренкова Е. В. О типичных ошибках на экзамене по химии // Химия в школе. - 2011. - № 7. - С. 36-38.
- 8. Неорганическая химия: В 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. T. 2: Химия переходных металлов: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Дроздов, В. П. Зломанов, Г. Н. Мазо, Ф. М. Спиридонов. – М.: Академия, 2004. – С. 368.
- 9. Неорганическая химия. Химия элементов: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Ю. Д. Третьяков, Л. И. Мартиненко, А. Н. Григорьев, А. Ю. Цивадзе. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – С. 538.
- 10. Шульчус A. Расчёты с использованием стандартных потенциалов металлов // Химия в школе. – 2013. – № 2. – С. 42-46.
- 11. Постников А. Ю. Об использовании метода полуреакций // Химия в школе. – 2011. – № 10. – С. 48-51.
- 12. Румянцев Б. В., Усиченко М. А. Окислительно-восстановительные процессы: Учебное пособие. – М.: Бином, 2013. – С. 285.
Аннотация:
В школе большое внимание обращается на окислительно-восстановительные реакции. Основываясь на конкретных примерах, автор показывает возможность применения ЭДС окислительно-восстановительных реакций для обоснования экспериментов, предназначенных для мотивированных учащихся. Применение ЭДС окислительно-восстановительных реакций подводит теоретическую основу экспериментам учащихся.
Ключевые слова:
окислительно-восстановительные реакции, потенциал, ЭДС.
Заголовок:
Соединения металлов в живописи
Список литературы:
- Иванова И. С., Громов Ю. В. Использование филателистического материала во внеурочной работе по химии. – СПб.: Лема, 2011.
- Ольгин О. Опыты без взрывов. — М.: Химия, 1986.
- Титова И. М. Химия и искусство: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2007.
Аннотация:
Статья знакомит учителей с опытом проведения внеклассного мероприятия по химии «Соединения металлов в живописи». Внеклассное мероприятие дает ответы на следующие вопросы: Где применяются соединения металлов в живописи? Зачем художнику нужно знать химию? Как синтезировать неорганические пигменты?
Ключевые слова:
внеклассная работа по химии, химия и искусство.
Заголовок:
Проектная деятельность как способ формирования УДД.
Аннотация:
Создание новых стандартов предполагает включение в программу школы проектно-исследовательской деятельности учащихся. Это вызывает необходимость развитие проектной компетентности учителя, как нового качества работы. Реальная возможность недопустимости формального подхода к знаниям. Тяжёлый путь от студента к учёному прошли А.Сахаров и Н.Семёнов. Как сохранить имя в науке?
Ключевые слова:
проектная деятельность, имя в науке, А Сахаров и Н Семёнов.
Заголовок:
Верю, чтобы познать.
Список литературы:
- 1. Данин Д. С. Резерфорд. – М.: Молодая гвардия, 1966.
- 2. Клайн М. Математика. Поиск истины. – М.: Мир, 1988.
- 3. Болховитинов В. Н. Столетов. – М.: Молодая гвардия, 1965.
- 4. Храмов В. «Мировой эфир» Менделеева: ошибка или предвидение? – http://omdp.narod.ru/gip/efirmend.htm
- 5. Шкловский И. С. Звезды: их рождение, жизнь и смерть. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.
Аннотация:
Рассмотрена концепция «мирового эфира» с точки зрения различных исследователей, в частности А. Г. Столетова и Д. И. Менделеева, в контексте непрерывно эволюционирующей научной картины мира.
Ключевые слова:
мировой эфир, А Г Столетов, Д И Менделеев.