Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2013 № 7

Русская версия
English version
Заголовок:

О формировании предметных и метапредметных компетенций

Спиоск литературы:
  1. Маршанова Г. Л. Рефлексивные умения: сущность, содержание и приёмы формирования // Химия в школе. — 2012. — № 2. — С. 4—10.
  2. Нечитайлова Е. В. Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся // Химия в школе. — 2012. — № 5. — С. 14—20.
  3. Шалашова М. М. Компетентностный подход: проблемы и перспективы // Химия в школе. — 2012. — № 6. – С. 4—9.
Аннотация:
Автор размышляет о формировании предметных и метапредметных компетенций. Предложена схема, соотносящая предметные (теоретические знания, 1-й уровень усвоения) и метапредметные компетенции (2-й и 3-й уровни, предполагающие расширение имеющихся знаний и создание новых).
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Профсоюза работников образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей.
Заголовок:

Об оперативности знаний и функциональной грамотности

Спиоск литературы:
  1. 1. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? – М.,1978.
  2. 2. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Баласс, 2003.
  3. 3. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA-2009, 7 декабря 2010 г. Российская академия образования, Институт содержания и методов обучения, отдел оценки качества общего образования // Сайт отдела оценки качества общего образования ИСМО РАО http://www.centeroko.ru/
Аннотация:
В современном мире важно обладать системой предметных знаний, которые отличаются оперативностью и гибкостью, что позволяет выпускнику школы решать возникающие проблемы и быть успешным в различных сферах деятельности. Данные признаки знаний является показателями качества образовательных результатов и подлежат диагностике в процессе мониторинга и контроля. В тоже время в международных исследованиях качества образования выявляется уровень функциональной грамотности учащихся. Как взаимосвязаны данные характеристики? На что учителю следует обратить особое внимание? В данной статье предпринята попытка определить границы действия рассматриваемых характеристик и определить условия их достижения.
Заголовок:

Социальное развитие школьников как условие их успешной жизнедеятельности

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа. – http://standart.edu.ru/
  2. 2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
  3. м3. Колычева З. И. Технологии социального развития личности в образовательном процессе: Учебное пособие – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена; Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2005.
  4. 4. Суртаева Н. Н. Навигатор в мире технологий. – Тюмень: ТОГИРРО, 2013.
  5. 5. Лазарев Т. В. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч. I: Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения. – Петрозаводск: Verso, 2012.
  6. 6. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. – М.: Владос, 1998.
Аннотация:
Педагогическое сопровождение социального развития школьников рассматривается как особая сфера деятельности учителя как фасилитатора и модератора, ориентированная на взаимодействие с обучающимися по оказанию поддержки в личностном росте, формировании социально-личностной компетентности, социально-значимых личностных качеств.
Заголовок:

Технология укрупнения дидактических единиц в дистанционном обучении детей-инвалидов

Спиоск литературы:
  1. 1. Снегурова В. И. Модели дистанционного обучения в системе среднего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2009. — № 2.– М.: Изд-во РУДН, 2009. — С. 95–106.
  2. 2. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1996.
  3. 3. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математики. — М.: Просвещение, 1989.
  4. 4. Васильева П. Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. Модернизация общего образования. — СПб.: КАРО, 2003.
  5. 5. Емцова О. М., Васильева П. Д. Дистанционное обучение химии детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в преподавании химии: Сборник научных и научно-методических трудов 3 Всероссийской научно-практической конференции. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2012. – С. 84—87.
Аннотация:
В настоящее время проблема обучения детей-инвалидов выходит за рамки социально-педагогических и организационно-управленческих и требует оптимизации на методическом уровне. В статье рассматривается потенциал технологии укрупнения дидактических единиц для обучения химии в условиях дефицита учебного времени.
Заголовок:

О проблемах методической подготовки учителей в инновационных условиях.

Аннотация:
В данной статье рассматриваются изменения, произошедшие в образовании в последнее время, в том числе в области химического образования и показываются вопросы, требующие решения при подготовке учителя химии, влияющие на изменения содержания курса «Методика обучения химии».
Заголовок:

Конференция по теме «Химия и медицинские материалы»

Аннотация:
Для учащихся 11-го класса с углублённым изучением химии мы проводим на уроке деловую игру в форме научной конференции. Учащиеся выступают в ролях врачей: кардиолога, кардиохирурга, терапевта, травматолога, хирурга, а также фармацевта и химиков. Задача этого урока — показать роль химической науки в изготовлении медицинских материалов.
Заголовок:

Из опыта интеграции возможностей ИКТ и содержания химического образования

Спиоск литературы:
  1. Сборник докладов Московского открытого конкурса исследовательских проектов школьников «Эксперимент в Космосе». – М.: МГДД(Ю)Т, 2007.
  2. Разработка модели образовательного процесса на основе исследовательской деятельности учащихся. – М.: ДНТТМ, 2008.
  3. Городская экспериментальная площадка «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся» / Серия «Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений Москвы». — М.: Центр «Школьная книга», 2008.
  4. Менеджмент здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве вуза: Материалы межрег. науч.-практ. конф. — Москва, 30 октября 2008 г. — М.:Изд-во СГУ, 2009.
Аннотация:
Статья отражает опыт применения новых информационных технологий в процессе обучения химии, а также создания научно-исследовательских проектов в области естественных наук в Центре образования №1682. Интеграция информационных технологий с содержанием общего и дополнительного образования делает учебно-воспитательный процесс увлекательным и интересным, повышает мотивацию учения.
Заголовок:

Организация семинарских семинарских занятий по решению задач

Аннотация:
Автор рассказывает о проведении семинарских занятий для учащихся 8-11-го классов, на которых организует интенсивную познавательную деятельность, способствующую развитию у них устойчивого навыка решения задач. Для этого используется тематический комплекс дидактических материалов и карт-заданий для групповой работы. Огромный интерес у учащихся вызывают занимательные задания.
Заголовок:

Курс по выбору «Химия, здоровье и красота».

Спиоск литературы:
  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. / пер. с англ.; под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1993.
  2. Химия для гуманитариев / Сост. Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2004.
  3. Барановский А. Ю. Современная диетология // Нелекарственная медицина. – 2005. – № 1.
  4. Нечаев А. П., Траубенберг С. Е., Кочеткова А. А. и др. Пищевая химия: Учебник для вузов / Под. ред. А.П. Нечаева. – 3-е изд. – СПб.: ГИОРД, 2004.
Аннотация:
В статье речь идет об особенностях межпредметного курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Авторами представлена разработка занятия на тему «Жиры и рациональное питание».
Заголовок:

Трудности при изучении темы «Гидролиз солей»

Спиоск литературы:
  1. 1. Матаннанова А. Н. Формирование умения выявлять причинно-следственные связи при изучении гидролиза солей // Химия в школе. - 2012 - № 10. - С. 3133.
  2. 2. Галлямова В. М. К изучению гидролиза солей // Химия в школе. - 2012. - № 9. - С. 3539.
  3. 3. Гнутова О. А. Контрольная работа по теме «Химические реакции» // Химия в школе. - 2012. - № 2. - С. 2230.
  4. 4. Добош Д. Электрохимические константы: Справочник для электрохимиков.  М.: Мир, 1980. - С. 365.
  5. 5. Левенко П. И. Химия и технология отмочно-зольных процессов.  М.: «Лёгкая индустрия», 1976. - С. 200.
  6. 6. Petkuvienė J., Paliulis D. The impact of road maintenance substances on metals surface corrosion // Environmental Protection Engineering. - 2009. - Vol. 1. - № 4. - Р. 92—96.
  7. 7. http://www.livestrong.com/article/279730-what-is-the-difference-between-sodium-chloride-calcium-chloride/
  8. 8. Рипан Р., Четяну И. Неорганическая химия. Химия металлов.  Т. 1. - М.: Мир, 1971. - С. 560.
  9. 9. http://www.sigma-aldrich.com/catalog
  10. 10. Амирова А. Х. Как мы изучаем гидролиз солей // Химия в школе. - 2011. - № 10. - С. 39—44.
  11. 11. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. — М.: «Высшая школа», 1988. - С. 640.
  12. 12. Lincoln S. F., Richens D. T., Sykes A. G. Metal Aqua Ions // Comprehensive Coordination Chemistry II.  2003. - V. 1. - Р. 515–555. doi:10.1016/B0-08-043748-6/01055-0
  13. 13. Rodgers M. T., Armentrout P. B. Noncovalent metal-ligand bond energies as studied by threshold collision-induced dissociation // Mass Spectrometry Reviews. - 2000. - V. 19. - Р. 215—247.
  14. 14. Ахметов М. А. Как организовать познавательную деятельность учащихся, или Семь правил успешного обучения // Химия в школе. - 2012. - № 9. - С. 1014.
  15. 15. Заграничная Н. А. О содержании химического образования в свете требований ФГОС // Химия в школе. - 2012. - № 10. - С. 18—23.
  16. 16. Титов Н. А. Мыслительные стеоритипы и условия их преодаления // Химия в школе. - 2012. - № 3. - С. 62—66.
Аннотация:
При изучении гидролиза солей в школе у более мотивированных учащихся возникают вопросы, для ответов на которые требуется углублённые знания химии. Усвоение темы зависит и от проделанных экспериментов. В статье представлены лабораторные работы по теме «Гидролиз солей» и обсуждается их теоритическая обoснованность.
Заголовок:

Формирование и развитие творческих способностей учащихся на практических занятиях по химии.

Спиоск литературы:
  1. 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  2. 2. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А., Богомолова Н. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 1999.
  3. 3. Шепелев М. В. Методика использования качественных задач во внеурочной деятельности одарённых школьников на пропедевтическом этапе изучения химии // Наука и школа. – 2013. – № 1. – С. 96–99.
  4. 4. Шепелев М. В. Использование цифровой лаборатории в учебном процессе как инновационный подход в работе с одарёнными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии // Наука и школа. – 2012. – № 5. – С. 74–77.
  5. 5. Румянцев Е. В., Марфин Ю. С. Непрерывная технология проектно-исследовательской деятельности // Химия в школе. – 2012. – № 8. – С. 61–65.
Аннотация:
В статье рассмотрены методические подходы по формированию и развитию творческих способностей учащихся на практических занятиях по химии. Показано, что применение практико-ориентированных задач на уроке и во внеурочной деятельности по предмету способствует формированию у школьников системы химических знаний, развитию их образного и логического мышления, росту мотивации к изучению химии в классах более высокой ступени обучения, а также профессиональному самоопределению учащихся и развитию у них творческих способностей.
Заголовок:

Изучение химического состава костной ткани животных на занятиях элективного курса.

Спиоск литературы:
  1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров. – М.: Сов. энциклопедия, 1986.
  2. Колесова Д. В., Мишина Р. Д., Беляева И. Н. Биология. Человек: Учебник. 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.
  3. Практикум по биохимии: методические указания / Сост. О. А. Петров, С. Г. Пуховская. – Иваново: Иван. гос. хим.-технол. ун-т, 2006.
  4. Пустовалова Л. М. Практикум по биохимии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  5. Филиппович Ю. Б. Основы биохимии: Учеб. для хим. и биол. спец. пед. ун-тов и ин-тов. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Агар, 1999.
  6. Химик: сайт о химии. [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://www.xumuk.ru
  7. Химия. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. – М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия, 1998.
Аннотация:
В статье описаны химический состав, строение и функции костной ткани, приведены методики и результаты определения учащимися химического состава костной ткани в рамках учебно-исследовательской работы. Работа носила сравнительный характер. В качестве объектов исследования были выбраны костная ткань курицы, барана, свиньи и лошади. В составе костной ткани животных учащимися были определены углерод, катионы кальция Са2+, магния Mg2+, железа Fe3+ и фосфор в виде фосфат-аниона РО43–.
Заголовок:

Химический эксперимент по теме «Нуклеиновые кислоты»

Спиоск литературы:
  1. Берёзов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. – М.: Медицина, 2007. – С.140-148.
  2. Веккионе Г. Занимательные опыты. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  3. Филиппович Ю. Б., Ковалевская Н. И., Севастьянова Г. А. Биологическая химия: Уч. пособие для вузов. - М.: Академия, 2005.
  4. Филиппович Ю. Б., Егорова Т. А., Севастьянова Г. А. Практикум по общей биохимии. —ьт М., 1982.
Аннотация:
В статье рассмотрен лабораторный и домашний химический эксперимент по выделению и изучению качественного состава нуклеиновых кислот, который может быть использован во внеклассной работе и в научно-исследовательской деятельности учащихся младших и старших классов.
Заголовок:

Влияние автотранспорта на окружающую среду.

Спиоск литературы:
  1. Коробкин В. И. Экология. – М., 2006.
  2. Простейшие методы статистической обработки результатов экологических исследований / Сост. А. С. Боголюбов. - М.: Экосистема, 2001.
  3. Руденко Б. Цена цивилизации // Наука и жизнь. – 2004. – № 7. – С. 32–36.
Аннотация:
В статье приводится информация о составе автомобильных выбросов и доказательства того, что выхлопные газы автомобилей являются одним из источников загрязнения окружающей среды. Показано, что снежный покров - удобный индикатор загрязнения не только атмосферных осадков, но и атмосферного воздуха. Приведены результаты исследования химического состава проб талого снега на разных участках территории г. Энгельса.
Заголовок:

Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся.

Спиоск литературы:
  1. Банасюкевич В.Д. Актуальные научные проблемы обеспечения сохранности архивных документов //Отечественные архивы. -2001. - № 2
  2. Никитин М.К., Мельникова Е.П. Химия в реставрации. Справочное пособие,Л.,1990.
  3. http://techno.bigmir.net
  4. http://www.poznovatelno.ru
  5. www.bonistikaweb.ru
Аннотация:
Выявлен наиболее эффективный метод восстановления архивных документов от пожелтения с помощью боргидрида натрия.
Заголовок:

М. Г. Клапрот — выдающийся химик-аналитик.

Спиоск литературы:
  1. Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. – М.: Высшая школа, 1991.
  2. Джуа М. История химии. – М.: Мир, 1975.
  3. Сабадвари Ф., Робинсон А. История аналитической химии. – М.: Мир, 1984.
  4. Становление химии как науки. Всеобщая история химии. – М.: Наука, 1983.
  5. Трифонов Д. Н., Трифонов В. Д. Как были открыты химические элементы. – М.: Просвещение, 1980.
  6. Фигуровский Н. А. Открытие элементов и происхождение их названий. – М.: Наука, 1970.
  7. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времён до начала ХIХ в. – М.: Наука, 1969.
Аннотация:
Статья посвящена жизни и деятельности знаменитого немецкого химика, одного из основоположников аналитической химии, автора открытия нескольких химических элементов М. Клапрота. Особый акцент делается на открытия Клапрота, и в частности на открытие им четырех химических элементов – урана, циркония, титана и церия. Рассматриваются также взгляды Лавуазье и Клапрота на принципы названий химических элементов.
Заголовок:

Слово об учителе

Аннотация:
Статья к 100-летию со дня рождения выдающегося химика и педагога Б. Н. Иванова-Эмина.
Заголовок:

Экспонаты политехнического музея на занятиях по химии.

Спиоск литературы:
  1. 1. Воскресенский П. С. Политехнический музей в Москве: истор. обзор. Ч. 1. – С. 81.
  2. 2. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике. – М., 2001. – С. 18.
  3. 3. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 22.
  4. 4. Игра-путешествие «Я иду искать!» – партнёрский проект петербургских музеев / авт.-сост. Д. Агапова. – СПб., 2007.
  5. 5. Дневник проекта «Вода из реки Лимпопо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://museum.fondpotanin.ru/diaries/13963/diary/ (дата обращения: 10.05.2013).
  6. 6. Фестиваль «Детские дни в Петербурге» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://museum12345.ru/ (дата обращения: 13.05.2013).
  7. 7. Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. – Л.: Наука, 1984.
  8. 8. Die Ausstellung «WINDSTÄRKEN» im Deutsches Technikmuseum Berlin [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sdtb.de/WINDSTÄRKEN.
  9. 2002.0.html (дата обращения: 13.05.2013).
  10. 9. Конвертерное производство стали [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/search/ (дата обращения: 13.05.2013).
  11. 10. Макет химической лаборатории М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/search/ (дата обращения: 13.05.2013).
  12. 11. Шакирова Н. С., Войнова И. Ю., Чернобельская Г. М. Школа и музей: опыт сотрудничества // Химия в школе. – 2012. – № 2. – С. 75—78.
  13. 12. Политехнический музей запустил «лёгкую» версию интернет-портала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://modern.polymus.ru/ru/news_384 (дата обращения: 10.05.2013).
Аннотация:
В статье описан план реконструкции исторического здания Политехнического музея на Новой площади (г. Москва) и формы функционирования Музея в этот период. Приведены примеры использования экспонатов Политехнического музея на музейных занятиях по химии с учётом этих преобразований.
Title:

On forming subject and meta-subject competences

Summary:
The author reflects on forming subject and meta-subject competences. The scheme is offered, which correlates subject (theoretical knowledge, the 1st level of digestion) and meta-subject competences (the 2nd and the 3d levels, which anticipate expanding existent knowledge and creating new one).
Title:

And what does the law say?..

Summary:
The legal department deputy manager of the Trade Union of Public Education and Science Workers of the Russian Federation administration answers our readers’ questions.
Title:

On knowledge efficiency and functional literacy

Summary:
In the modern world it is important to operate with an efficient and flexible system of domain knowledge that helps pupils solve problems encountered and succeed in different fields. Such determiners make the quality of educational results and they are being diagnosed with monitoring and control. At the same time the level of functional literacy is elicited in the international researches. How are these two chracterstics connected? What should a teacher pay attention to? In this article we are trying to determine the limits of the actions of the characteristics studied and define the terms of its achievement.
Title:

Social progress of students as a prerequisite of their successful life-sustaining activity

Summary:
The article represents pedagogical support of pupils’ social development as a specific sphere of teacher’s activity, teacher in the role of a facilitator and a moderator. The sphere is oriented on the interaction with a pupil: support in personal growth, formation of social-personal competence and socially important personal qualities.
Title:

The technology of didactic unit enlargement in the distance learning of handicapped children.

Summary:
At the present time the issue of training handicapped children grows out of social, pedagogical, organizational and managerial framework and claims optimization at the methodical level. The article examines the potential of the technology of didactic unit enlargement to teach chemistry under the conditions of the academic time deficit.
Title:

Regarding the problems of methodic training of teachers under the innovative conditions.

Summary:
The article considers the changes, observed in recent time in education and chemistry training especially. The article reveals issues demanding solutions in training of a chemistry teacher and having influence on changes in content of the course ‘Methodology of chemistry training’.
Title:

Conference to the point of “Chemistry and medical materials”

Summary:
For the 11th Form students with in-depth study of chemistry we conduct a business role-playing game at a lesson in a scientific conference mode. Students play roles of medical doctors, such as: a cardiologist, a heart surgeon, a general practitioner, a traumatologist, as a pharmacologist and chemists as well. This lesson goal is to show the role the chemical science plays in preparing medical materials.
Title:

Sharing the experience of information and computer technology and chemical education content integration

Summary:
The article reflects the experience of using new information technology in the process of chemistry training as creating scientific and research projects in the sphere of natural sciences at Educational center # 1682 as well. IT and content of general and supplementary education integration makes educational process be fascinating and interesting, elevates motivation of learning.
Title:

Organizing workshops on problem solving

Summary:
The author narrates about conducting workshops for the 8th-11th Form students, at which the author organizes intensive cognitive activity, which encourages the development of the students’ stable skill of problem solving, for which they use a theme complex of didactic materials and card-tasks for teamwork. Amusing tasks causes enormous interest of students.
Title:

A course on the choice "Chemistry, health and beauty".

Summary:
The article is about the peculiarities of the inter-subject course on the choice assigned for pre-profile teaching of the 9-th Form students. The authors provided a lesson on "Fats and nutrition".
Title:

Asperities while studying the theme of “Salk Hydrolysis”

Summary:
While studying salt hydrolysis at school more motivated students bring up the questions, which answering requires indepth knowledge of chemistry. The theme digestion also depends on experiments carried out. The laboratory-based works on the subject of “Salt Hydrolysis” has been offered and their theoretical feasibility has been discussed in the article.
Title:

Forming and developing creative abilities of students at the practical chemistry classes.

Summary:
The article presents methodological approaches to the formation and development of children’s creative abilities on practical classes in chemistry. It is shown that the use of practice-oriented tasks both during lessons and extracurricular activities in chemistry contribute to the system formation of pupils’ chemical knowledge, develop their figurative and logical abilities, increase motivation to continue studies in chemistry, as well as promote professional self-determination in children.
Title:

The study of the chemical composition of animals bone tissue on the chemistry lessons of the elective course.

Summary:
In the article we have briefly described chemical composition, structure and functions of bone tissue. Also in our research work we have procedures and results of the students determination of the chemical composition of bone tissue. Our work has a comparative character. As a subjects of our research were selected one tissue of hen, ram, pig and horses. In the composition of animals bone tissue students determined carbon, the cations of calcium Са2+, magnesium Mg2+, iron Fe3+ and phosphorus in the form of phosphate-anion РО43–.
Title:

Chemical experiment on the theme “Genetic relations of organic connetions”.

Summary:
In the article the author considers the laboratory and home chemical experiment on the extraction and study of the qualitative composition of nucleic acids, which can be used in out-of-class work and scientific-research activity of schoolchildren in Junior and senior classes.
Title:

influence of motor transport on the environment

Summary:
The article provides information on the composition of the emissions from road transport and evidence that the exhaust gases of the cars are one of the sources of environmental pollution. It is shown that, snow cover is a convenient indicator of pollution is not only the atmospheric precipitation, and atmospheric air. Given the results of the study of the chemical composition of the samples melted snow in different parts of the territory of the city. Engels.
Title:

Sharing the experience of organizing research activity of students.

Summary:
The most effective way of restoring archive documents from yellowing with the help of natrium borane has been discovered.
Title:

M. H. Klaproth is an outstanding chemist-analyst.

Summary:
The life and scientific achievements of the famous German chemist, one of the founders of analytical chemistry, the author of the opening of several chemical elements Martin Klaproth describes in article. Particular emphasis is placed on the discoveries of Klaproth, in particular the discovery of four chemical elements - uranium, zirconium, titanium and cerium. The ideas of Lavoisier and Klaproth on the principles of the names of chemical elements are discussed too.
Title:

The word about a teacher

Summary:
The article on the 100th anniversary since the birthday of outstanding chemists and pedagogue B. N. Ivanov-Emin.
Title:

the Polytechnical Museum exhibit items at the chemistry lessons.

Summary:
The reconstruction plan of the historical building of the Polytechnic museum in Novaya Square (Moscow) and forms of functioning of the Museum during this period are described in the paper. The paper also considers examples of the use of exhibits of the Polytechnic museum for the museum classes in chemistry taking into account the transformations described.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.