Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2013 № 6

Русская версия
English version
Заголовок:

Химия — ключ к профессии

Спиоск литературы:
  1. Ботвинникова В. В. Нанотехнологии в области продуктов питания // Масла и жиры: специализированный информационный бюллетень / ЗАО «Отраслевые ведомости». – М.: Отраслевые ведомости. – 2008. – № 12. – С. 28 – 31.
  2. http://marinaboroviko.ucoz.ru/news/zachem_nuzhna_khimija/2010-02-12-6
  3. http://www.horeca.ru/rubrics/apropos/tag-1080
  4. http://www.socioforum.ru/topic11673.html
Аннотация:
Автор в своей статье уделяет внимание роли химии в выбранной профессии. Химия оказывает огромное влияние на все сферы деятельности человека, особенно на профессию – повар.
Заголовок:

Основные направления химической переработки природного газа

Спиоск литературы:
  1. 1. Лебедев Н. Н. Химия и технология основного органического и нефтехимического синтеза. — М.: Химия, 1988.
  2. 2. Арутюнов В. С. Роль газохимии в инновационном развитии России // Газохимия. — 2008. — № 1.
  3. 3. Жилин Д. М. Состояние и тенденции развития химической промышленности // Химия в школе. — 2012. — № 6. — С. 7-11.
  4. 4. Исследование состояния и перспектив направлений переработки нефти и газа, нефте- и газохимии в РФ. – М.: Эконом-информ, 2011.
  5. 5. Усачёв Н. Я. и др. Окислительная переработка низших алканов: состояние и перспективы // Ж. Рос. хим. об-ва им. Д. И. Менделеева. — 2008. — Т. LII. — № 4.
  6. 6. Соколов Р. С. Химическая технология. В 2 т. – М.: Владос, 2000.
Аннотация:
РФ занимает первое место в мире по добыче и запасам природного газа. Большая его часть экспортируется за рубеж или сжигается для выработки тепла и электроэнергии. В статье рассмотрены основные направления химической переработки природного газа с использованием принципиально новых отечественных технологий, которые открывают перспективы постепенного перехода от экспорта сырья к экспорту продуктов более глубокой переработки. Для нашей страны это может стать мощным стимулом развития всей экономики.
Заголовок:

О воспроизводящей и творческой познавательной активности учащихся

Спиоск литературы:
  1. 1. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.
  2. 2. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. — М., 1982.
Аннотация:
Автор рассматривает три уровня познавательной активности школьников и иллюстрирует различные уровни познавательной активности учащихся примерами из курса химии в 8-го класса.
Заголовок:

К методике изучения проблем здоровья и здорового образа жизни

Спиоск литературы:
  1. Антонова И. П. Программа элективного курса «Химия и здоровье». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/581707/
  2. Добротин Д. Ю. Обсуждение проблем наркомании на уроках химии // Химия в школе. — 2002. — № 2 —С. 4.
  3. Контрольно-измерительные материалы ГИА по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/view/sections/227/docs/628.html
  4. Лисицин Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. — М.: Медицина, 2002.
  5. Тарьянова О. В. Программа элективного курса «Научные основы здоровья». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2383/Itemid,188/
Аннотация:
В статье дан анализ нормативных документов, определяющих содержание химического образования в рамках заявленной проблемы, а также рассматриваются возможности формирования у учащихся правильного отношения к проблеме здоровья и здоровьесбережения средствами учебного предмета «Химия».
Заголовок:

Об использовании электронных образовательных ресурсов

Аннотация:
В статье представлен опыт работы педагога по использованию электронных образовательных ресурсов на уроках химии, предложен план – конспект урока по теме «Реакции разложения».
Заголовок:

Исторический аспект в обучении органической химии

Аннотация:
Использования исторических материалов на уроке и вне урока требуется использованием педагогических и информационных технологий и научная организация самостоятельных работ студентов. Технология совместного обучения является эффективной педагогической технологией позволяющей обучать органическую химию с использованием исторических материалов. Успешное внедрение технологии совместного обучения связано с регулярной умственной работой каждого студента, с полным и качественным выполнением домашних заданий, с освоением учебного материала, с работой в команде.
Заголовок:

Курс по выбору «Генетические связи между органическими соединениями»

Аннотация:
Основная цель данного курса по выбору – углубление и систематизация знаний учащихся о стуктурно-логических взаимных превращениях органических соединений на основе химического эксперимента.
Заголовок:

Урок по теме «Карбоновые кислоты».

Аннотация:
Систематическое использование на уроках проблемно-поисковых методов позволяет добиться высокого уровня развития мыслительных умений учащихся. Так, в курсе органической химии уже начиная с темы «Алкины» обучающиеся могут самостоятельно формулировать выводы и делать умозаключения, изучая новую тему. Автор рассматривает в качестве примера урок по теме «Карбоновые кислоты» (10-й класс).
Заголовок:

Изучаем оксиды: классификации и химических свойства

Аннотация:
Авторами раскрыта методика изучения первоначальной классификации оксидов, описана методика обучения составлению уравнений реакций взаимодействия веществ, относящихся к разным классам. Даны типовые примеры системы разноуровневых познавательных заданий.
Заголовок:

Решаем задачи на раз, два, три, четыре.

Аннотация:
Статья касается не только частного урока, но работы учителя, сконцентрированной на понимании студентами химических процессов, как описано, и затем вычислять количество веществ и их пропорции в химических реакциях, работать с математическими формулами и находить массу и объем веществ и смесей по заданным количествам веществ. И, если в результате, сами студенты смогут обдумать задание, написать текст, предложить решение, результат, что значит, что учитель достиг своего результата и студенты овладели мыслительными навыками равно как и познавательными аспектами представленных действия и мыслительных процессов, их результаты и основы знаний и пределы своей осведомленности, новые познавательные задачи, что значит, их достижение.
Заголовок:

Как составить задачи на определение формулы алкана.

Аннотация:
Материал статьи поможет учителю составить большое количество разнообразных задач на определение формулы алкана по известным массовым долям элементов и по известным количествам продуктов сгорания, используя данные таблиц. При этом уровень сложности можно варьировать самому, изменяя количество данных, то есть готовить учащихся к решению задач и на базовом уровне и на профильном.
Заголовок:

Секреты стехиометрии

Спиоск литературы:
  1. 1. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. — Т. 1. — М.: Наука, 1969. — С. 420.
  2. 2. Robisch G. Elementare Stochiometrie grossenrchtig und SI-gerecht. — Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1981. — S. 1—122.
  3. 3. Номенклатурные правила ИЮПАК по химии. — Т. 1. — М.: ВИНИТИ, 1979. — С. 305.
  4. 4. Стёпин Б. Д. Применение международной системы единиц физических величин в химии. — М.: Высшая школа, 1990. — С. 83.
Аннотация:
Рассмотрены некоторые вопросы стехиометрии как системы законов, правил и терминов, обосновывающих расчёты состава веществ и количественных соотношений между веществами в химических реакциях. Отмечено, что не следует суммировать уравнения независимо протекающих реакций и обратимых последовательных реакций. В качестве «секретов» стехиометрии взяты малоизвестные факты об отрицательных значениях стехиометрических коэффициентов исходных веществ в уравнении реакции; понятие протяжённости реакции, которое в некоторых источниках неадекватно названо степенью завершённости реакции. В окислительно-восстановительной реакции, зависящей от кислотности среды, реагент может иметь два разных эквивалента. Это показано на примере дихромата калия.
Заголовок:

Химический эксперимент на занятиях элективного курса

Аннотация:
Предлагается подборка опытов, которые можно провести с учащимися девятых классов на занятиях элективного курса по химии.
Заголовок:

Средство «Белизна» в школьном химическом эксперименте.

Спиоск литературы:
  1. 1. Дорофеев М. В., Беспалов П. И. Формирование исследовательских умений на начальном этапе изучения химии // Химия в школе. — 2012. — № 9. — С. 51–59.
  2. 2. Головнер В. Н. Как хранить бром // Химия в школе. — 2013. — № 2. — С. 67–68.
  3. 3. Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Экспериментальное исследование генетических связей между классами органических соединений // Химия в школе. — 2013. — № 1. — С. 46–54.
  4. 4. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии: Методика и техника. — М.: Школьная Пресса, 2000. — С. 73.
  5. 5. Хомченко Г. П., Платонов Ф. П., Чертков И. Н. Демонстрационный эксперимент по химии: Пособие для учителей. — М.: Просвещение,1978.
Аннотация:
Доступный хлорсодержащий отбеливатель, в состав которого входит гипохлорит натрия, позволяет получить необходимые реактивы, разнообразить школьный химический эксперимент и провести практико ориентированное учебное исследование.
Заголовок:

Из опыта проведения проблемно-развивающего эксперимента.

Спиоск литературы:
  1. 1. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М.: 5 за знания, 2008.
  2. 2. Реми Г. Курс неорганической химии. – Т.1. – М.: Мир, 1974. – С. 178.
  3. 3. Третьяков Ю.Д. Неорганическая химия. – Т.2. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 75.
  4. 4. Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных экспериментов по химии. Развивающий эксперимент. (Библиотека журнала «Химия в школе») – М.: Школа-Пресс, 1998.
Аннотация:
Предлагается подборка опытов, которые можно провести с учащимися девятых классов на занятиях элективного курса по химии.
Заголовок:

Изучение методов разделения и очистки веществ в современной малочисленной школе.

Спиоск литературы:
  1. 1. Толкачева Т. К. Малокомплектная школа: за и против // Химия в школе. - 1994. – № 5. – С. 27–28.
  2. 2. Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О. С. Габриеляна и др., Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана, Л. С. Гузея и др.: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.
  3. 3. Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывами и без. Образовательная коллекция: 1С. ООО «1С-Паблишинг», 2006. [Электронный ресурс]. – 1 оп. Диск.
  4. 4. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Понтак Л. С. Химия: 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: АСТ: Астель, 2006.
  5. 5. Демонстрационные опыт с датчиком температуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vernier.com
  6. 6. Оржековский П. А., Титов Н. А., Гегеле Ф. Ф. Сборник задач и упражнений по химии: 8 класс: к учебнику П. А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс». – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Аннотация:
Предложены методические рекомендации по изучению методов очистки и разделения веществ. К особенностям подхода к организации познавательной деятельности учащихся при изучении данного материала относится широкое использование лабораторного химического эксперимента, а также цифровых образовательных ресурсов, позволяющих учитывать особенности малочисленной школы.
Заголовок:

Разработка проекта:приготовление чернил из растительных компонентов.

Аннотация:
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения.
Заголовок:

Пути улучшения школьной подготовки по химии и экологии.

Аннотация:
Высокий научный и педагогический потенциал МХО им. Д. И. Менделеева позволяет не только вести пропагандистско-образовательную работу со школьниками 8–11 классов, но и повышать квалификацию учителей. И такая работа уже ведётся: разработана «Инновационная программа начального химического и экологического образования школьников».Предполагается организация экскурсий школьников в вузы, институты РАН и другие научные центры.
Заголовок:

Д. И. Менделеев: последний год прибывания в Петербургском университете

Спиоск литературы:
  1. 1. Замахаев С. Н., Цветаев Г. А. Историческая записка о Тобольской гимназии. 1789-1889. – Тобольск, 1889.
  2. 2. Белый А. На рубеже столетий. – М.: Художественная литература, 1989. – С. 411-412.
Аннотация:
Автор прослеживает события, происходящие в жизни Д. И. Меделеева в последний год его пребывания в Петербургском университете.
Title:

Topical theme

Summary:
The author in the article pays a great deal of attention to the role chemistry plays in the profession chosen. Chemistry influences all spheres of the human being activity, and specially the profession of chef to the great extent.
Title:

Reference directions in chemical processing of natural gas

Summary:
Russian Federation takes the first place in the extraction and reserves of natural gas in the world. The major part of it is exported or burnt down for heat and electricity production. In the article reference directions in chemical processing of natural gas with the application of fundamentally new native technologies are described. These technologies will open new possibilities for the gradual transfer from the export of raw material to the export of deep processing products. In Russia such technologies may become a strong incentive for the development of native economy.
Title:

On modeling and creative cognitive activity of students

Summary:
The author examines three levels of cognitive activity of school children and illustrates different levels of cognitive activity of students with the help of the examples from the 8th Form chemistry course.
Title:

On methods of studying healthcare and healthy lifestyle aspects

Summary:
In article the analysis of the normative documents defining the content of chemical education within the declared problem is given, and also possibilities of chemistry lessons formation at student’s correct relation to a health and health-saving problem.
Title:

On using e-educational resources

Summary:
The article surveys the experience of using electronic educational resources by the teacher of Chemistry; presents the plan-summary of a lesson on the topic “Reactions of decomposition”.
Title:

Historical aspect in teaching organic chemistry

Summary:
Using historical materials at a lesson and during post-lesson time demands using pedagogical and information technology and scientific organization of independent work of students. Technology of joint training is an effective pedagogical technology, which allows teaching organic chemistry using historical materials. Successful introduction of joint training technology is connected with regular mental activity of each student, with complete and qualitative accomplishment of homework, with mastering academic material, and with teamwork.
Title:

Optional course (bus) “Genetic links between organic compounds”

Summary:
The main purpose of the given optional course (bus) is extending and systematizing students’ knowledge on structural and logical mutual transformation of organic compounds on the chemical experiment basis.
Title:

A lesson on the subject of “Carboxylic acids”.

Summary:
Systematic usage of problems and search methods at lessons allows reaching the high level of development of reflective skills of students. Thus, students can formulate implications and draw conclusions already in the course of organic chemistry, when studying a new topic, starting already with theme “Alkines”. The author examines a lesson on the subject of “Carboxylic acids” (the 10th Form) as an example.
Title:

Studying oxides: classification and chemical properties

Summary:
The authors revealed the methodology of studying the original classification oxides, a method of training the compilation of equations of the reactions of substances interaction belonging to different classes is described. The typical examples of the system of different levels of cognitive tasks are given.
Title:

Solve tasks at one, two, three, four (in no time).

Summary:
It is not about one particular lesson, but the teacher's work focused on the understanding of students first chemical process, as described, and then calculate the number of ways of substances and their ratio in the chemical reaction, work with mathematical formulas to find the mass and volume of substances and mixtures from the known value of substances. And if in the result, students themselves can think up a task, write the text, offer a solution, and it is mean that teacher’ s made on five and the student has mastered the skills of reflection as a cognitive awareness of performed actions and thought processes, their results and the grounds of knowledge and the boundaries of their ignorance, new cognitive tasks, and means to achieve them.
Title:

How to compile tasks on determining alkane formula.

Summary:
The article material will assist a teacher to compile a great number of different tasks on determining alkane formula based on element mass fraction known and on combustion products known, using chart data. Meanwhile it is possible to vary the difficulty level independently, only changing the data quantity, e.s. to get student ready to solve tasks both on the basic level as on the profile level as well.
Title:

The secrets of stoichiometry

Summary:
n this Article considered some questions of stoichiometry as a system of laws, principles and terms, which lay grounds for calculations of the substance’s composition and quantitative relations between the substances in chemical reactions. It is accentuated that it is not advisable to add the equations of independent reactions and reversible consecutive reactions. Little-known facts about negative value of stoichiometric numbers of initial substances in the reaction equation are present as secrets of stoichiometry. The conception of the extent of the reaction which is in some sources is inconsistently called “the degree of completeness” are also considered in this article. In the oxidation-reduction reaction which depends on the acidity, the reagent may have two different equivalents. It is illustrated by the example of the potassium dichromate.
Title:

Chemical experiment at the elective course classes

Summary:
Offers a selection of the experiments that can be held with students of ninth classes during the elective course in chemistry.
Title:

“Belizna (Whiteness)” in the school chemical experiment.

Summary:
Available chlorine bleach contains sodium hypochlorite. It can be used to obtain the necessary reagents, diversify the school chemical experiment and practical training study.
Title:

The chemical experiment on the lessons elective course

Summary:
Offers a selection of the experiments that can be held with students of ninth classes during the elective course in chemistry.
Title:

The study of methods of separation and purification of substances at a rural school in the modern.

Summary:
This article presents methodical recommendations on the methods of purification and separation of substances. The features of the proposed approach to the organization of cognitive activity of students in the study of the subject is the widespread use of laboratory chemical experiment, the implementation of an individual approach to the development of students as well as the use of digital learning resources in the classroom, allowing into account the peculiarities of a small school.
Title:

Project development: preparation of ink from vegetative components.

Summary:
The project method provides great opportunities to teaches to change traditional approaches to content, modes, and ways of academic activity, bringing the entire system of organizing an academic process on the new qualitative level.
Title:

Ways of enhancing school preparation on chemistry and ecology.

Summary:
The high scientific and pedagogical potential of MKhO named after D.I. Mendeleev allows not only conducting propaganda and educational activity with student of the 8-11th forms, but training teachers as well. And such work has been already conducted: “The innovative program of the initial chemical and ecological education of students” has been developed. It is assumed to organize excursions of students to universities of the Russian Academy of Sciences, and other scientific centers.
Title:

D.I. Mendeleev: the last year of the stay at the Saint-Petersburg University

Summary:
The author traces events, which happened in the D.I. Mendeleev’s life in the last year of his stay at the Saint-Petersburg University.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.