Заголовок:
Химия — ключ к профессии
Список литературы:
- Ботвинникова В. В. Нанотехнологии в области продуктов питания // Масла и жиры: специализированный информационный бюллетень / ЗАО «Отраслевые ведомости». – М.: Отраслевые ведомости. – 2008. – № 12. – С. 28 – 31.
- http://marinaboroviko.ucoz.ru/news/zachem_nuzhna_khimija/2010-02-12-6
- http://www.horeca.ru/rubrics/apropos/tag-1080
- http://www.socioforum.ru/topic11673.html
Аннотация:
Автор в своей статье уделяет внимание роли химии в выбранной профессии. Химия оказывает огромное влияние на все сферы деятельности человека, особенно на профессию – повар.
Ключевые слова:
выбор профессии, химия в жизни человека, молекулярная гастрономия, нанотехнологии в пищевой промышленности.
Заголовок:
Основные направления химической переработки природного газа
Список литературы:
- 1. Лебедев Н. Н. Химия и технология основного органического и нефтехимического синтеза. — М.: Химия, 1988.
- 2. Арутюнов В. С. Роль газохимии в инновационном развитии России // Газохимия. — 2008. — № 1.
- 3. Жилин Д. М. Состояние и тенденции развития химической промышленности // Химия в школе. — 2012. — № 6. — С. 7-11.
- 4. Исследование состояния и перспектив направлений переработки нефти и газа, нефте- и газохимии в РФ. – М.: Эконом-информ, 2011.
- 5. Усачёв Н. Я. и др. Окислительная переработка низших алканов: состояние и перспективы // Ж. Рос. хим. об-ва им. Д. И. Менделеева. — 2008. — Т. LII. — № 4.
- 6. Соколов Р. С. Химическая технология. В 2 т. – М.: Владос, 2000.
Аннотация:
РФ занимает первое место в мире по добыче и запасам природного газа. Большая его часть экспортируется за рубеж или сжигается для выработки тепла и электроэнергии. В статье рассмотрены основные направления химической переработки природного газа с использованием принципиально новых отечественных технологий, которые открывают перспективы постепенного перехода от экспорта сырья к экспорту продуктов более глубокой переработки. Для нашей страны это может стать мощным стимулом развития всей экономики.
Ключевые слова:
природный газ, попутный газ, химическая переработка, синтез-газ, метанол, диметиловый эфир, газ в жидкость, метанол в олефины.
Заголовок:
О воспроизводящей и творческой познавательной активности учащихся
Список литературы:
- 1. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.
- 2. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. — М., 1982.
Аннотация:
Автор рассматривает три уровня познавательной активности школьников и иллюстрирует различные уровни познавательной активности учащихся примерами из курса химии в 8-го класса.
Ключевые слова:
воспроизводящая и творческая активность, активизация учения школьников, средства формирования творческой активности учащихся.
Заголовок:
К методике изучения проблем здоровья и здорового образа жизни
Список литературы:
- Антонова И. П. Программа элективного курса «Химия и здоровье». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/581707/
- Добротин Д. Ю. Обсуждение проблем наркомании на уроках химии // Химия в школе. — 2002. — № 2 —С. 4.
- Контрольно-измерительные материалы ГИА по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/view/sections/227/docs/628.html
- Лисицин Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. — М.: Медицина, 2002.
- Тарьянова О. В. Программа элективного курса «Научные основы здоровья». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2383/Itemid,188/
Аннотация:
В статье дан анализ нормативных документов, определяющих содержание химического образования в рамках заявленной проблемы, а также рассматриваются возможности формирования у учащихся правильного отношения к проблеме здоровья и здоровьесбережения средствами учебного предмета «Химия».
Ключевые слова:
интеграция знаний, предметы естественнонаучного цикла, элементы содержания, образующие систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни, метод проектов, контрольные измерительные материалы (КИМ) государственной итоговой аттестации (ГИА).
Заголовок:
Об использовании электронных образовательных ресурсов
Аннотация:
В статье представлен опыт работы педагога по использованию электронных образовательных ресурсов на уроках химии, предложен план – конспект урока по теме «Реакции разложения».
Ключевые слова:
электронные образовательные ресурсы, методика преподавания.
Заголовок:
Исторический аспект в обучении органической химии
Аннотация:
Использования исторических материалов на уроке и вне урока требуется использованием педагогических и информационных технологий и научная организация самостоятельных работ студентов. Технология совместного обучения является эффективной педагогической технологией позволяющей обучать органическую химию с использованием исторических материалов. Успешное внедрение технологии совместного обучения связано с регулярной умственной работой каждого студента, с полным и качественным выполнением домашних заданий, с освоением учебного материала, с работой в команде.
Ключевые слова:
история химии, технология совместного обучения, метод “зигзаг”, исторические материалы, исторический аспект.
Заголовок:
Курс по выбору «Генетические связи между органическими соединениями»
Аннотация:
Основная цель данного курса по выбору – углубление и систематизация знаний учащихся о стуктурно-логических взаимных превращениях органических соединений на основе химического эксперимента.
Ключевые слова:
курсы по выбору, генетические связи, органическая химия.
Заголовок:
Урок по теме «Карбоновые кислоты».
Аннотация:
Систематическое использование на уроках проблемно-поисковых методов позволяет добиться высокого уровня развития мыслительных умений учащихся. Так, в курсе органической химии уже начиная с темы «Алкины» обучающиеся могут самостоятельно формулировать выводы и делать умозаключения, изучая новую тему. Автор рассматривает в качестве примера урок по теме «Карбоновые кислоты» (10-й класс).
Ключевые слова:
органическая химия, урок, карбоновые кислоты.
Заголовок:
Изучаем оксиды: классификации и химических свойства
Аннотация:
Авторами раскрыта методика изучения первоначальной классификации оксидов, описана методика обучения составлению уравнений реакций взаимодействия веществ, относящихся к разным классам. Даны типовые примеры системы разноуровневых познавательных заданий.
Ключевые слова:
классификация оксидов, кислотные оксиды, основные оксиды, солеобразующие оксиды, несолеобразующие оксиды, химические свойства оксидов, алгоритм написания химического уравнения, система типовых познавательных заданий.
Заголовок:
Решаем задачи на раз, два, три, четыре.
Аннотация:
Статья касается не только частного урока, но работы учителя, сконцентрированной на понимании студентами химических процессов, как описано, и затем вычислять количество веществ и их пропорции в химических реакциях, работать с математическими формулами и находить массу и объем веществ и смесей по заданным количествам веществ. И, если в результате, сами студенты смогут обдумать задание, написать текст, предложить решение, результат, что значит, что учитель достиг своего результата и студенты овладели мыслительными навыками равно как и познавательными аспектами представленных действия и мыслительных процессов, их результаты и основы знаний и пределы своей осведомленности, новые познавательные задачи, что значит, их достижение.
Ключевые слова:
Метод изучения химии, решение задач.
Заголовок:
Как составить задачи на определение формулы алкана.
Аннотация:
Материал статьи поможет учителю составить большое количество разнообразных задач на определение формулы алкана по известным массовым долям элементов и по известным количествам продуктов сгорания, используя данные таблиц. При этом уровень сложности можно варьировать самому, изменяя количество данных, то есть готовить учащихся к решению задач и на базовом уровне и на профильном.
Ключевые слова:
решение задач, алканы, продукты сгорания, массовая доля, формула молекулы, молярная масса.
Заголовок:
Секреты стехиометрии
Список литературы:
- 1. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. — Т. 1. — М.: Наука, 1969. — С. 420.
- 2. Robisch G. Elementare Stochiometrie grossenrchtig und SI-gerecht. — Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1981. — S. 1—122.
- 3. Номенклатурные правила ИЮПАК по химии. — Т. 1. — М.: ВИНИТИ, 1979. — С. 305.
- 4. Стёпин Б. Д. Применение международной системы единиц физических величин в химии. — М.: Высшая школа, 1990. — С. 83.
Аннотация:
Рассмотрены некоторые вопросы стехиометрии как системы законов, правил и терминов, обосновывающих расчёты состава веществ и количественных соотношений между веществами в химических реакциях. Отмечено, что не следует суммировать уравнения независимо протекающих реакций и обратимых последовательных реакций. В качестве «секретов» стехиометрии взяты малоизвестные факты об отрицательных значениях стехиометрических коэффициентов исходных веществ в уравнении реакции; понятие протяжённости реакции, которое в некоторых источниках неадекватно названо степенью завершённости реакции. В окислительно-восстановительной реакции, зависящей от кислотности среды, реагент может иметь два разных эквивалента. Это показано на примере дихромата калия.
Ключевые слова:
стехиометрия, стехиометрические коэффициенты, протяжённость реакции, моль реакции, химический эквивалент.
Заголовок:
Химический эксперимент на занятиях элективного курса
Аннотация:
Предлагается подборка опытов, которые можно провести с учащимися девятых классов на занятиях элективного курса по химии.
Ключевые слова:
элективный курс по химии, химический эксперимент, кристаллизация.
Заголовок:
Средство «Белизна» в школьном химическом эксперименте.
Список литературы:
- 1. Дорофеев М. В., Беспалов П. И. Формирование исследовательских умений на начальном этапе изучения химии // Химия в школе. — 2012. — № 9. — С. 51–59.
- 2. Головнер В. Н. Как хранить бром // Химия в школе. — 2013. — № 2. — С. 67–68.
- 3. Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Экспериментальное исследование генетических связей между классами органических соединений // Химия в школе. — 2013. — № 1. — С. 46–54.
- 4. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии: Методика и техника. — М.: Школьная Пресса, 2000. — С. 73.
- 5. Хомченко Г. П., Платонов Ф. П., Чертков И. Н. Демонстрационный эксперимент по химии: Пособие для учителей. — М.: Просвещение,1978.
Аннотация:
Доступный хлорсодержащий отбеливатель, в состав которого входит гипохлорит натрия, позволяет получить необходимые реактивы, разнообразить школьный химический эксперимент и провести практико ориентированное учебное исследование.
Ключевые слова:
гипохлорит натрия, отбеливатель, галогены, бром, хлор, бромная вода, хлорная вода, учебное исследование, химический эксперимент.
Заголовок:
Из опыта проведения проблемно-развивающего эксперимента.
Список литературы:
- 1. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М.: 5 за знания, 2008.
- 2. Реми Г. Курс неорганической химии. – Т.1. – М.: Мир, 1974. – С. 178.
- 3. Третьяков Ю.Д. Неорганическая химия. – Т.2. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 75.
- 4. Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных экспериментов по химии. Развивающий эксперимент. (Библиотека журнала «Химия в школе») – М.: Школа-Пресс, 1998.
Аннотация:
Предлагается подборка опытов, которые можно провести с учащимися девятых классов на занятиях элективного курса по химии.
Ключевые слова:
проблемный химический эксперимент, новые опыты с металлами и водой, проблемная характеристика свойств металлов.
Заголовок:
Изучение методов разделения и очистки веществ в современной малочисленной школе.
Список литературы:
- 1. Толкачева Т. К. Малокомплектная школа: за и против // Химия в школе. - 1994. – № 5. – С. 27–28.
- 2. Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О. С. Габриеляна и др., Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана, Л. С. Гузея и др.: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.
- 3. Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывами и без. Образовательная коллекция: 1С. ООО «1С-Паблишинг», 2006. [Электронный ресурс]. – 1 оп. Диск.
- 4. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Понтак Л. С. Химия: 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: АСТ: Астель, 2006.
- 5. Демонстрационные опыт с датчиком температуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vernier.com
- 6. Оржековский П. А., Титов Н. А., Гегеле Ф. Ф. Сборник задач и упражнений по химии: 8 класс: к учебнику П. А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс». – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Аннотация:
Предложены методические рекомендации по изучению методов очистки и разделения веществ. К особенностям подхода к организации познавательной деятельности учащихся при изучении данного материала относится широкое использование лабораторного химического эксперимента, а также цифровых образовательных ресурсов, позволяющих учитывать особенности малочисленной школы.
Ключевые слова:
чистое вещество, смесь, способы очистки веществ, лабораторный химический эксперимент, цифровые образовательные ресурсы.
Заголовок:
Разработка проекта:приготовление чернил из растительных компонентов.
Аннотация:
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения.
Ключевые слова:
метод проектов, чернила, исследовательские умения.
Заголовок:
Пути улучшения школьной подготовки по химии и экологии.
Аннотация:
Высокий научный и педагогический потенциал МХО им. Д. И. Менделеева позволяет не только вести пропагандистско-образовательную работу со школьниками 8–11 классов, но и повышать квалификацию учителей. И такая работа уже ведётся: разработана «Инновационная программа начального химического и экологического образования школьников».Предполагается организация экскурсий школьников в вузы, институты РАН и другие научные центры.
Ключевые слова:
МХО им Д И Менделеева, химия, экология, образование школьников.
Заголовок:
Д. И. Менделеев: последний год прибывания в Петербургском университете
Список литературы:
- 1. Замахаев С. Н., Цветаев Г. А. Историческая записка о Тобольской гимназии. 1789-1889. – Тобольск, 1889.
- 2. Белый А. На рубеже столетий. – М.: Художественная литература, 1989. – С. 411-412.
Аннотация:
Автор прослеживает события, происходящие в жизни Д. И. Меделеева в последний год его пребывания в Петербургском университете.
Ключевые слова:
Д И Менделеев, Петербургский университет, лекции Менделеева.