Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2013 № 5

Русская версия
English version
Заголовок:

Тюменская область – катализатор экономического развития России

Аннотация:
Дана характеристика современного социально-экономического состояния Тюменской области.
Заголовок:

Нефтегазохимический кластер: приоритеты и перспективы в развитии Тюменского региона.

Спиоск литературы:
  1. 1. Послание губернатора Тюменской области В. В. Якушева областной Думе [Электронный ресурс] «О положении дел в Тюменской области». 2012 г. [http://www.admtyumen.ru/ogv_ru/block/important/poslanie2012.htm
  2. 2. Материалы доклада «Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года». – М., 2012. – С. 12–45.
  3. 3. Развитие кластеров: сущность, актуальный подход, зарубежный опыт / Авт.-сост. С. Ф. Пятинкин, Т. П. Быкова. – Минск: Тесей, 2008.
  4. 4. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Аннотация:
Раскрыта приоритетная роль нефтегазохимического кластера в развитии Тюменского региона с различных позиций: повышения качества сырья, продукции, внедрения инновационных проектов, энерго, ресурсоэнергосбережения, получения новых товаров, подготовки кадров.
Заголовок:

Образовательные технологии в организации дифференцированного обучения.

Спиоск литературы:
  1. 1. Суртаева Н. Н. О педагогических технологиях в теории и практике. – Тюмень: ТОГИРРО, 2013.
  2. 2. Суртаева Н. Н. Педагогические технологии: технология естественного обучения // Химия в школе. – 1998. – № 7.
  3. 3. Бордовская Н. В. Новые технологии в образовании: истоки и причины активного развития и применения // Непрерывное образование. – 2012. – № 2.
  4. 4. Современные образовательные технологии / Под ред. Н. В. Бордовской. – М.: Кнорус, 2010.
Аннотация:
В статье рассматривается способ организации процесса обучения на основе использования интеграции модульного обучения и технологии естественного общения. Представлены возможности данных технологий для организации дифференцированного обучения с учетом уровня обученности, обучаемости и типа мышления, на основе таксономии учебных задач.
Заголовок:

Логико-графическое структурирование как метод развития творческого мышления.

Спиоск литературы:
  1. 1. Егидес А., Егидес Е. Лабиринты мышления, или Учёными не рождаются. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2006.
  2. 2. Дегтярёв С. Н. Интеграция традиционных и инновационных подходов в учебно-познавательной деятельности старшеклассников / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть I «Традиции и инновации в системе образования: проблемы и пути интеграции». – Тюмень, ТОГИРРО, 2007.
Аннотация:
Предлагается один из подходов развития творческого мышления учащихся при изучении и обобщении учебного материала по химии: систематизированное структурирование знаний на основе поиска творческих решений и проявлений творческих способностей по химии через логико-графическое структурирование текста.
Заголовок:

Формирование социальных компетенций при изучении спиртов.

Спиоск литературы:
  1. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Учебное пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Учебное пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2007.
Аннотация:
В статье представлена методическая разработка системы уроков по теме «Спирты», направленных на развитие коммуникативных универсальных действий с использованием цифровых и электронных образовательных ресурсов.
Заголовок:

Игровые технологии на уроках химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Аликберова Л. Ю., Степин Б. Д. Книга по химии для домашнего чтения. — М. Химия, 1995.
  2. 2. Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. — М., Мир,1996.
  3. 3. Курганский С. М. Интеллектуальные игры по химии. — М., «5» за знания, 2007.
  4. 4. Малышкина В. Занимательная химия. — Санкт-Петербург, Тригон, 1998.
  5. 5. Можаев Г. М. Интерактивные игры-презентации // Контрен — химия для всех: сайт. URL: http://kontren.narod.ru/lttrs/ia_game.htm (дата обращения: 11.01.2013).
Аннотация:
В статье рассматриваются различные приёмы организации игровых ситуаций на уроках химии. В качестве примера предлагается план-конспект урока: «Дружное семейство солеродов».
Заголовок:

Кислородсодержащие органические соединения в заданиях ЕГЭ.

Аннотация:
Предложен авторский подход к изучению строения и свойств различных классов кислородсодержащих органических соединений с целью подготовки учащихся к ЕГЭ по химии.
Заголовок:

Из опыта использования компетентностно-ориентированных заданий.

Аннотация:
В статье представлен цикл проблемных компетентностно-ориентированных заданий по химии для учащихся 8-9 классов, предложена система оценивания уровня сформированности ключевых компетенций.
Заголовок:

Из опыта оценки результатов обучения.

Аннотация:
В статье на примере решения задач по химии рассмотрены особенности системы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Заголовок:

Из опыта информационного обеспечения процесса повышения квалификации учителей.

Аннотация:
Раскрыта деятельность ТОГИРРО по организации повышения квалификации учителей химии и включение неформального образования.
Заголовок:

Химический эксперимент как средство развития рефлексивных умений учащихся.

Спиоск литературы:
  1. 1. Суртаева Н. Н. Педагогическая рефлексия - необходимый компонент культуры педагога // Педагогическая культурология. Методические рекомендации для преподавателей учебных заведений. – Тюмень-Тобольск, 1995. – С. 47-48.
  2. 2. Кривых С. В. Методика приобщения учащихся к методам научного познания как средствам формирования рефлексивных умений при изучении химии в современной школе. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1998. – С. 90-91.
  3. 3. Макареня А. А., Обухов В. Л. Методология химии: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
  4. 4. Суртаева Н. Н. Навигатор в мире технологий. – Тюмень: ТОГИРРО.
Аннотация:
На каком этапе познания мы приобретаем конкретное знание? При каких условиях? В статье авторы приходят к важному выводу, что необходимо создать действие, в результате выполнения которого приобреталось знание. Именно в рефлексии регистрируется не только содержание знаний, но и процессы (процедуры) нашей самоорганизации, т. е. мы приобретаем знание через познание себя.
Заголовок:

Организация научно-исследовательской работы на примере химии красителей.

Спиоск литературы:
  1. Бородкин В. Ф. Химия красителей. – М.: Химия, 1981.
  2. Васильева Н. В. Теоретическое введение в органический синтез. – М.: Просвещение, 1979.
  3. Васильева Н. В. Практические работы по органической химии. Малый практикум: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1978.
  4. Головнер В. Н. Химия. Интересные уроки из зарубежного опыта преподавания. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
  5. Гордон П., Грегори П. Органическая химия красителей // Пер. с англ.– М.: Мир, 1987.
  6. Евстигнеева Р. П. Тонкий органический синтез: Учебное пособие для вузов. – М.: Химия, 1991.
  7. Енаковская Т. М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004.
  8. Радецкий А. М. Крашение хлопчатобумажной ткани анилиновым красителем // Химия в школе. – 1991. – № 1. – С. 50.
  9. Чекалин М. А., Пасет Б. В., Иоффе Б. А. Технология органических красителей и промежуточных продуктов. – Л.: Химия, 1972.
Аннотация:
Химия красителей рассматривается как одна из областей органической химии, на базе которой можно доступно и плодотворно организовать различные формы научно-исследовательской работы учащихся.
Заголовок:

Кружок «Мир химии» для учащихся 5–6-го классов.

Спиоск литературы:
  1. 1. Балабанова В. В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002.
  2. 2. Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2002.
  3. 3. Колычева З. И. Химия и питание // Химия в школе. – 1997. – № 4. – С. 86-88.
  4. 4. Предметные недели в школе. Химия. Физика. Волгоград: – Учитель, 2002.
  5. 5. Золотавина Е. А. План кружка «Мир химии» // Сеть творческих учителей: Химоза: сетевое сообщество. 2011. URL: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=260595 &d_no=266444&ext=Attachment.aspx?Id=126378 (дата обращения: 11.01.2013).
Аннотация:
В статье представлена программа кружка «Мир химии», ориентированная на учащихся 5-6 классов. Цель реализации программы заключается в подготовке учащихся к изучению учебного предмета химия в 8 классе на основе формирования устойчивого познавательного интереса к предмету.
Заголовок:

Мини-исследование: необычные опыты с обычными веществами

Спиоск литературы:
  1. Криволапова Н. А. Программно-методические материалы внеурочной деятельности по курсу «Учимся учиться». – Курган, 2010.
  2. Педагогика и психология: теория и технологии: курс лекций. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. Л. И. Гриценко. – М.: Планета, 2012.
  3. Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.
  4. Стивен У. Мойе. Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми веществами. – М.: АСТ Астрель, 2007.
Аннотация:
В статье рассматривается метод интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников – мини-исследование. Метод позволяет интегрировать урочную и внеурочную деятельность учащихся и достигать высоких метапредметных и личностных результатов образования.
Заголовок:

Методы формирования экологической культуры школьников.

Аннотация:
В статье анализируется состояние экологического воспитания на всех ступенях образования в общеобразовательных учреждениях г. Тобольска Тюменской области. Авторами предлагается подробный сценарий проведения внеклассного форум «Экологический набат».
Заголовок:

Из опыта подготовки учащихся к химическим олимпиадам.

Спиоск литературы:
  1. 1. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2012.
  2. 2. Лидин Р. А., Молочко В. А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2002.
  3. 3. Ушкалова В. Н., Иоанидис Н. В. Химия: конкурсные задания и ответы. – М.: Просвещение, 2000.
  4. 4. Воловик В. Б., Крутецкая Е. Д. Школьная химия. Вопросы и упражнения. Самое необходимое: Учебное пособие для школьников и абитуриентов. – М.: Авалон, Азбука-классика, 2004.
  5. 5. Хомченко Г. П. Задачи по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2002.
  6. 6. Штремплер Г. И., Хохлова А. И. Методика решения расчётных задач по химии. – М.: Просвещение, 2001.
  7. 7. Слета Л. А., Чёрный А. В., Холин Ю. В. 1001 задача по химии с ответами, указаниями, решениями. – М., 2005.
  8. 8. Косова О. Ю. Химия в расчётных задачах. – Челябинск: Взгляд, 2006.
  9. 9. Задачи всероссийских олимпиад по химии / Под общ. ред. академика РАН профессора В. В. Лунина. – М.: Экзамен, 2003.
  10. 10. Руководство к лабораторным занятиям по органической химии / Под ред. Н. А. Тюкавкиной – М.: Дрофа, 2002.
Аннотация:
В статье описан опыт работы сельской школы по развитию интеллектуальной одаренности, и подготовке школьников к химическим олимпиадам на уроках и во внеурочное время через реализацию индивидуального образовательного маршрута изучения курса химии.
Title:

The Tyumen region is a catalyst of the economic development of Russia.

Summary:
The characteristics of the contemporary social and economic state of the Tyumen region is given.
Title:

The oil and gas cluster: priorities and perspectives in the development of the Tyumen region.

Summary:
Disclosed primary role in the development of petrochemical cluster Tyumen region from different perspectives: improving the quality of petrochemical raw materials, products, innovative projects, the economy of resources, obtaining high-quality, new products.
Title:

Usage of educational technologies for organization of differential learning.

Summary:
The article considers the way of organization of teaching process on the bases of usage of integration of module education and Natural communication technology. The possibilities of the technologies for organization of differential learning taking into consideration students’ learning abilities and types of thinking on the bases of taxonomy of learning tasks are revealed.
Title:

Logical and graphical structuring as the creative thinking development technique.

Summary:
The article gives one of approaches to developing creative thinking of pupils in studying and generalization of educational materials on Chemistry: systematic structurizing of knowledge based on creative decisions and demonstration of creative capabilities on Chemistry lessons using logical-graphic structurizing of texts.
Title:

Forming social competences while studying alcohols.

Summary:
The article presents the methodological learning aid in system of lessons on the topic “Spirit” aiming to develop communicative universal actions using digital and electronic educational resources.
Title:

Game technologies at chemistry lessons

Summary:
The article deals with different methods of organization gaming situations on Chemistry lessons; the example is given in the form of a plan-summary of a lesson “Friendly family of halogens”.
Title:

Organic oxychemicals in the Unified State Examination tasks.

Summary:
Тhe article introduces the author’s approach to studying the structure and features of different classes of oxygen-containing compounds aiming to train pupils for National State Exams in Chemistry.
Title:

Sharing the experience of using competence oriented tasks.

Summary:
The article presents the cycle of problematic tasks in Chemistry oriented on competence building for pupils of 8-9 form; and gives the system of evaluating the level of formation of key competences.
Title:

Sharing the experience of the training results assessment.

Summary:
The article surveys the specification of evaluating personal, meta-subject and subject results of education in terms of doing chemistry tasks.
Title:

Sharing the experience of providing information support to the teachers’ training process.

Summary:
The preface sets an example of Tyumen region in revealing the material of TOGIRRO activity in organization of professional development of chemistry teachers and inclusion of non-formal education.
Title:

Chemical experiment as development tool reflexive abilities of pupils.

Summary:
At what stage of knowledge we acquire concrete knowledge? In article authors come to an important conclusion that it is necessary to create action that as a result of its performance the knowledge was acquired. In a reflection is registered not only the content of knowledge, but also processes (procedures) of our self-organization, i.e. we acquire knowledge through knowledge of.
Title:

Organizing scientific and research activity by the example of the color chemistry.

Summary:
Тhe article surveys the chemistry of colouring agents as one of the fields in organic Chemistry, based on which it is possible to organize different forms of scientific research activities at the lesson.
Title:

Circle “The chemistry world” for the students of the 5-6th Forms.

Summary:
The article presents program for interest clubs “World of chemistry: 5-6 forms”. The main aim is preparation of pupils to the next chemistry course level based on sustained cognitive interest.
Title:

A mini-research:

Summary:
The article presents an integration method of curricular and extracurricular forms of pupils’ research and project activity. The mini-research helps to integrate curricular and extracurricular activities and to achieve high meta-subject and personally-oriented results.
Title:

Formation of pupils’ ecological culture by means of extracurricular chemistry course

Summary:
The author analyses condition of ecological education at all levels of comprehensive schools in Tobolsk city.
Title:

Sharing the experience of getting students ready for the chemical Olympiads.

Summary:
The article sketches the experience of a rural school in developing intellectual capability, pupils’ training for Olympiads in Chemistry during and after the lessons realizing individual educational route of Chemistry studies.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.