Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2013 № 4

Русская версия
English version
Заголовок:

О профессиональном стандарте педагога.

Аннотация:
Е. А. Ямбург, директор центра обазования № 109 г. Москвы, возлавляющий рабочую группу по подготовке проекта Профессиональный стандарт педагога, даёт интервью главному редактору журнала «Химия в школе» Л. С. Левиной.
Заголовок:

Новые средства достижения требований ФГОС

Список литературы:
  1. 1. Шалашова М. М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода: монография. – Арзамас: АГПИ. – С. 20.
  2. 2. Пономарёв Я. А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976.
  3. 3. Семёнов И. Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества. — М.: Наука, 1983. — С. 27 61.
  4. 4. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии. Книга для учащихся 8 11 классов. М.: Аркти, 1999.
  5. 5. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А, Богомолова Н. В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. Книга для учителя. М.: Аркти, 1999.
Аннотация:
Изменение требований, предъявляемых к результатам обучения химии, ставит задачу разработки новых средств обучения. Среди эффективных средств формирования не только предметных знаний и умений, но и метапредметных и личностных достижений учащихся особое место занимают контекстные, ситуационные, творческие задания и задачи.
Заголовок:

Из опыта развития универсальных учебных действий

Аннотация:
Предложена разработка урока по общей химии для учащихся 11-го профильного класса, который направлен на развитие универсальных учебных действий посредством реализации принципов проблемно-поискового подхода в обучении, здоровьесберегающих технологий и организации исследовательской деятельности учащихся при изучении нового материала.
Заголовок:

Как мы формируем познавательные умения учащихся

Список литературы:
  1. 1. alhimik.ru / Запоминалки.
  2. 2. http://www.kristallsmolensk.ru
  3. 3. Чикалов В. И. Зажигая свет в алмазах. Смоленск: Кристалл, 2003. С. 10.
  4. 4. Данилов Б. Ф. Алмазы и люди. М.: Московский рабочий, 1982.
Аннотация:
В статье изложен опыт формирования познавательных умений школьников путем организации самостоятельной работы. Представлена подробная разработка урока, посвященная изучению аллотропных модификаций углерода, их свойств и областей применения. Специфика урока заключается в реализации регионального компонента, включении в его содержание ситуационной задачи, элементов современных образовательных технологий.
Заголовок:

Знакомый незнакомец

Список литературы:
  1. Шалдин А. В. Нанотехнологии: назад в будущее // Химия и жизнь. 2010. № 1.
  2. Основы нанотехнологий: Учебное пособие / Под ред. д. х. н. А. Ф. Дресвянникова. Казань, 2011.
  3. Интернет- ресурсы
  4. http://vukoz.info/publ/interesnye_fakty/9-1-0-511
  5. http://www.chipnews.ru/html.cgi/arhiv/01_06/stat-8.htm.
  6. http://prostonauka.com/nanotehnologii-proshlogo
  7. http://gazetangn.com/archive/ngn0221/space.html
  8. http://linzik.com/nauka-i-tehnika/1433-silicen-sostavit-konkurenciyu-grafenu.html
Аннотация:
Весь мир охвачен беспрецедентной инновационной революцией. Нанонаука и нанотехнология по праву являются локомотивом этого феномена. Наноматериалы имеют ряд свойств, которые ставят их вне конкуренции по сравнению с другими материалами. Ознакомить учащихся с ними можно при изучении темы «Подгруппа углерода». Предлагаю разработку урока для 9 класса.
Заголовок:

О проблемах неформального обучения педагогов.

Список литературы:
  1. 1. Growth, employment and competitiveness in a knowledge society – the European case. http://cordis.Europa.eu/fp7/dc/index.cfm
  2. 2. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в своё будущее? Доклад общественной палаты РФ // Вопросы образования. – 2007. № 4.
  3. 3. Змеев С. И. Основы андрагогики. М., 1999.
  4. 4. Березина Т. И., Ткач М. Ф. Непрерывное образование взрослых как условие развития личности // Управление развития образованием. – 2003. № 1.
  5. 5. Ройтблат О. В., Макареня А. А., Суртаева Н. Н. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации // Образование и человек. – 2011. № 4. С. 59 64.
  6. 6. Онушкин В. Г., Огарёв Е. И. Образование взрослых. Междисциплинарный словарь терминологии. СПб.-Воронеж, 1995.
Аннотация:
В статье обращается внимание на процесс непрерывного образования педагога в условиях системных социокультурных изменений, приводящих к открытости профессиональной компетентности в любой профессии, включая педагогическую, через различные формы неформальное, формальное, информальное.
Заголовок:

Научно-практическая конференция как форма непрерывного повышения квалификации.

Аннотация:
В статье представлен опыт Ивановского государственного химико-технологического университета и Института развития образования Ивановской области в создании эффективной системы повышения квалификации учителей и преподавателей химии на примере организации и проведения Региональной научно-практической конференции со всероссийским участием «Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии». Показано, что предложенные подходы создают основу для непрерывного повышения квалификации учителей и преподавателей химии в региональных условиях.
Заголовок:

Переход на 12-летнее обучение: обновление содержания, методов и технологий обучения

Список литературы:
  1. 1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 2020 гг. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.gov.kz/fileadmin/user_upload/npa/Gosprogramma_na_2011-2020_gody
  2. 2. Из материалов лекции Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева в Евразийском национальном университете им. Л. Гумилёва «К экономике знаний через инновации и образование». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.zakon.kz/141562-lekcija-prezidenta-respubliki.html
Аннотация:
В статье рассмотрен опыт введения в Казахстане модели профильного 12-летнего образования для обеспечения профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся. Авторы предлагают обновленное содержание, методы и технологии процесса обучения химии в условиях перехода, намечают основные направления развития химического образования в средней школе.
Заголовок:

Химия без логических разрывов.

Аннотация:
В статье рассмотрены составные части волнового уравнения и некоторые особенности квантово-механической модели строения атома. Даются ответы на вопросы, возникающие у школьников при рассмотрении понятия «атомные орбитали».
Заголовок:

Химический эксперимент нового поколения на основе цифровых лабораторий.

Список литературы:
  1. Босова Л. Л. Цифровые образовательные ресурсы, разработанные в рамках федеральных программ и проектов. [Презентация]. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.myshared.ru/slide
  2. Волкова С. А., Гусев С. Н. К использованию цифровой лаборатории // Химия в школе. – 2012. - № 6. – С. 64-67.
  3. Воронин Ю. Н. Информационные технологии на уроках химии / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: festival@1september
  4. Грибанова К. Е. Создание сайта – виртуальной экскурсии по химии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_37
  5. Дорофеев М. В., Нагин Н. А., Лущай М. Г. Мотивационный ресурс виртуальной химической лаборатории // Химия в школе. – 2008. - № 9. – С. 60–65.
  6. Жилин Д. М. Общая химия. Практикум L-микро. Руководство для студентов. – М.: МГИУ, 2006.
Аннотация:
В статье речь идёт о применении цифровой лаборатории в процессе обучения химии. Авторы раскрывают особенности техники и методики химического эксперимента нового поколения.
Заголовок:

Школа и вуз: из опыта организации образовательного туризма.

Список литературы:
  1. Лейстнер Л., Буйташ П. Химия в криминалистике: пер. с венг. – М.: Мир, 1990.
Аннотация:
На кафедре химии Челябинского государственного педагогического университета разработана серия познавательных экскурсий в рамках развития общевузовской программы образовательного туризма: «Химия и криминалистика», «Химия в быту», «Химия на кухне», «Парфюмерия и косметика». В течение учебного года эти занятия посещают учащиеся школ Челябинска и Челябинской области. Особую актуальность эта форма развития познавательной активности учащихся получила в условиях подготовки перехода на ФГОС второго поколения.
Заголовок:

Об использовании технологических карт при проведении исследования.

Аннотация:
При подготовке старшеклассников к ЕГЭ автор предлагает им на практических занятиях выполнить некоторые нестандартные опыты, упоминающиеся в условиях заданий С2. Учащиеся работают индивидуально или в группе с использованием технологических карт исследования.
Заголовок:

Качественное определение водорода, углерода и хлора в составе органических соединений.

Аннотация:
Автор проводит в 10-м классе практическую работу на тему «Качественное определение углерода водорода и хлора в составе органических соединений». В рамках этой работы учащиеся продолжают знакомство с аналитической химией, вспоминают качественные реакции на углекислый газ и водород, а также знакомятся с новой качественной реакцией на хлор.
Заголовок:

Тяжёлое пламя.

Список литературы:
  1. 1. Abberger S. et al.: Ein Versuch auf dem Prüfstand, PdN-ChiS 3/50. Jg 2001.
  2. 2. Kremer M., Marino S.: Auf den Spuren von Georg Ernst Stahl, PdN-ChiS 1/51. Jg 2002.
Аннотация:
Статья знакомит учителей с опытом использования прибора «Тяжелое пламя» Штефано Марино и Матиаса Кремера, подтверждающим закон сохранения массы веществ.
Заголовок:

Заседание научного общества «Взгляд».

Список литературы:
  1. 1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.
  2. 2. Аршанский Е. Я. О химическом эксперименте в гуманитарных классах // Химия в школе. – 2002. – № 2.
Аннотация:
Описано внеклассное занятие по теме «Химия в быту», проведённое в форме заседания научного общества. Оно имеет практическую направленность. В его содержание включён эксперимент, который учащиеся легко могут провести в домашних условиях на других природных объектах.
Заголовок:

Под знаком Северной Пальмиры

Аннотация:
Данная статья представляет собой хронологическую последовательность учёных, которые родились, жили и работали в Санкт-Петербурге, и внесли огромный вклад в развитие как отечественной химии, так и мировой. Материал может быть использован как учителем-предметником, работающим по любым учебным программам, так и учащимися, а также студентами химических специальностей.
Title:

On a Pedagogue’s Professional Standard.

Summary:
Ye. A. Yamburg, who is a Principal of Moscow education center # 109, and who is a head of the working group on preparing project “A Pedagogue’s Professional Standard”, grants an interview to L. S. Levina, the “School Chemistry” magazine editor-in-chief.
Title:

New Tools to Achieve the Federal State Education Standards Requirements

Summary:
The change in the requirements for teaching Chemistry has posed the task of developing new means of teaching methods. For the purpose of forming subject competence and skills, as well as promoting metasubject and pupils’ personal progress, it is advisable to use contextual, situational and creative tasks (and problems) in Chemistry lessons.
Title:

Sharing the Experience of Developing General Academic Actions

Summary:
The design of the lesson on general chemistry for the 11th subject oriented Form students, which is focused on the developing general academic actions by means of implementing principles of problem-and search approach in training, health-saving technologies, and organizing research activity of students while studying a new material, is offered.
Title:

From experience of forming cognitive schoolboys` abilities

Summary:
In the article experience of forming of cognitive abilities of schoolboys is expounded by organization of independent work. The detailed development of lesson, sacred to the study of allotropic modifications of carbon, their properties and application domains, is presented. The specific of lesson consists in realization of regional component, plugging in his maintenance of situational task, elements of modern educational technologies.
Title:

A Familiar Stranger

Summary:
The entire world is consumed with an unprecedented innovative revolution. Nanoscience and nanotechnology are truly this phenomenon locomotive. Nanomaterials feature a number of properties, which put them beyond competition in comparison with other materials. It is possible to get students acquainted with them while studying theme “Oxygen subgroup”. I offer the design of the lesson for the 9th Form.
Title:

Regarding Issues of Informal Training of Pedagogues.

Summary:
The article pays attention to the process of continuous education of a pedagogue under the conditions of system socio-cultural changes, which lead to the transparency of the professional competence in any profession, including a pedagogical one, via different modes of informal and formal.
Title:

Research and Practice Conference As a Mode of Continuous Career Development.

Summary:
The work presents the experience of The Ivanovo State University of Chemistry and Technology and The Institute of Education of the Ivanovo region in creating an effective training of chemistry teachers by the example of organization regional scientific-practice conference with the federal participation «Innovative ideas and methodological solutions to the teaching of chemistry». Proposed approaches are shown to create the basis for continuous training of chemistry teachers under local conditions.
Title:

Switch to the 12-Year Schooling: Renewing Training Content, Methods, and Technology

Summary:
The article describes the introduction of the model profile 12-year-old Kazakh Education for providing guidance and self-learners. The authors offer updated content, methods, and technologies of the process of teaching chemistry in the transition and outline the main directions of development of chemical education in high school.
Title:

Chemistry without logical gaps.

Summary:
The article describes the components of the wave equation and some features of the quantum-mechanical model of the atom. Provides answers to questions that arise in students when considering the concept of «atomic orbitals».
Title:

Chemical Experiment of the New Generation on the Basis of Digital Laboratories

Summary:
The article deals with the application of digital laboratory in the process of teaching chemistry. The authors describe the peculiarities of the techniques and methods of chemical experiment of the new generation.
Title:

School and University: Sharing the Experience of Educational Tourism.

Summary:
In the chemistry school of the Chelyabinsk State Pedagogical University they developed the series of cognitive tours within the framework of the developing general university program of educational tourism, such as follows: “Chemistry and Forensics”, “Chemistry in Everyday Life”, “Chemistry in the Kitchen”, “Perfumery and Cosmetics”. During the academic year these classes are attended by school students from Chelyabinsk and the Chelyabinsk region. This mode of developing cognitive activity of students has gained its special topicality under the conditions of getting ready to switch to the Federal State Education Standards of the second generation.
Title:

On Using Technologic Maps While Conducting Research.

Summary:
While getting senior school students ready to the Unified State Examination, the author offers to accomplish some unstandardized experiments, mentioned in the conditions of tasks C2. Students work independently or in a team, using research technologic maps.
Title:

The Qualitative Determination of Hydrogen, Carbon, and Chlorine as Part of Organic Matters.

Summary:
The author conducts a practical work on the subject of “The Qualitative Determination of Hydrogen, Carbon, and Chlorine as Part of Organic Matters” in the 10th Form. Within the framework of this work the students continue getting acquainted with analytical chemistry, remember qualitative carbon dioxide and hydrogen reaction, as get acquainted with a new qualitative chlorine reaction as well.
Title:

Heavy flame.

Summary:
The article introduces teachers with experience of using the device called Heavy flame of Stephan Marino and Mathias Kremer, which confirms the low of conservation of mass of substances.
Title:

Scientific Society “Vzglyad (Glance)” Session.

Summary:
An extra-curricular class on the subject of “Chemistry in Everyday Life” conducted in a scientific society session mode has been described. It is practically oriented. An experiment, which can be easily home conducted by students on the other natural objects, has been included in its content.
Title:

Under Heaven of Palmyra of the North!

Summary:
The given article is a chronological sequence of scholars, who were born, lived, and worked in Saint-Petersburg, and contributed significantly into the progress of both national as world chemistry as well. The material can be used by a subject teacher, who works in any academic programs, also by school students as by students of chemical specialties as well.
Связаться с нами