Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2013 № 3

Русская версия
English version
Заголовок:

Воспитание основ здорового образа жизни

Аннотация:
Пропаганда здорового образа жизни — одно из основных направлений воспитательной работы в школе, в том числе и на уроках химии. Одно из направлений этой работы — использование проектной методики на основе информационных технологий.
Заголовок:

Учебник, который мы выбираем

Список литературы:
  1. 1. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогика, 1972. — С. 23.
  2. 2. Зуев Д. Д. Школьный учебник. — М.: Педагогика, 1983. — С. 58.
  3. 3. Назарова Т. С. Кабинет химии в школе: методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2011. — С. 9.
  4. 4. Тяпкин Б. Г. Графической материал научно-технической книги и особенности его редактирования: диссертация … кандидата филологических наук. — М., 1969. — С. 9–10.
  5. 5. Соколова И. С. Соотношение вербальных и невербальных способов представления информации в учебных изданиях химической тематики / Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2002. — № 4. — С. 145–152.
  6. 6. Оконь В. Введение в общую дидактику. — М.: Высшая школа, 1990. — С. 356.
  7. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование [Электронный ресурс]. — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  8. 8. Пасечник В. В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: автореферат… доктора педагогических наук. — М., 1994. — С. 14.
Аннотация:
В заочном круглом столе редакции журнала принимают участие авторы учебников, включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Профсоюза работников образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей.
Заголовок:

Как оценивать личностные результаты учащихся

Список литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
  2. 2. Якиманская И. С. Педагогическая психология (основные проблемы): Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. (Серия «Библиотека психолога»). – С. 594 595.
  3. 3. Шалашова М. М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода: монография. – Арзамас: АГПИ. – С. 61 62.
  4. 4. Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997.
  5. 5. Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10(11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г. А. Ягодина. – М.: МИОО, «Интеллект-Центр», 2008. – С. 244 249.
  6. 6. Кузнецова Н. Е., Титова И. М. и др. Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Графф, 2003. – С. 201 202.
  7. 7. Ахметов Н. С. Химия: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001. – С. 120 121.
  8. 8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. С. 257 261.
Аннотация:
Переход на новые образовательные стандарты ставит задачу комплексного оценивания результатов образовательной деятельности учащихся. В статье освещается опыт работы по оцениванию личностных результатов учащихся, обозначенных требованиями ФГОС, достигаемых на уроках химии.
Заголовок:

Урок по теме «Органические вещества как пищевые добавки»

Список литературы:
  1. Остроумов И. Г., Боев А. С., Габриелян О. С. Программы общеобразовательных учреждений: Химия: 10 11 класс. М.: Просвещение, 2006.
  2. Габриелян О. С. Химия. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009.
  3. Кузнецова Н. Е., Гара Н. Н., Титова И. М. Химия 10, профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
Аннотация:
Данный урок является завершающим в теме «Кислородосодержащие органические вещества» в курсе органической химии. Урок разработан в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов с использованием элементов здоровьесбережения. Одним из таких элементов было привлечение внимания учащихся к пищевым добавкам, большинство которых имеют органическую природу и принадлежат к изученным классам органических веществ. Это приводит к осознанию необходимости и возможности идентифицировать эти вещества и определять их наличие в продуктах питания. Урок проводился в рамках городского семинара по здоровьесбережению. Учащиеся проявили высокую активность на уроке особенно при выполнении химического эксперимента и составлении синквейна. Автор надеется вызвать интерес коллег к данной проблеме.
Заголовок:

Из опыта реализации деятельностного подхода к обучению

Список литературы:
  1. Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
  2. Осин А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. М.: Агентство «Социальный проект», 2007.
  3. http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  4. http://school-collection.edu.ru. - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Аннотация:
В статье рассмотрены особенности обучения химии с использованием уникальных возможностей информационных технологий. Активное обучение на основе деятельностного подхода может осуществляться в виртуальных химических лабораториях на основе технологии виртуальной реальности и интерактивного трехмерного представления объектов. Показаны примеры цифровых образовательных ресурсов, позволяющие осуществлять деятельностный подход к обучению.
Заголовок:

Проверь свои способности к изучению химии

Список литературы:
  1. Абрамов С. И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. – М., 1987.
  2. Алексин О. А. Основы гидрохимии. – Л.: Гидрометеоиздат, 1970.
  3. Алексин О. А. Химия океана. – Л.: Гидрометеоиздат, 1966.
  4. Алексинский В. Н. Занимательные очерки по химии. – М.: Просвещение, 1980.
  5. Артеменко А. И. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 2003.
  6. Астафуров В. И. Основы химического анализа. – М.: Просвещение,1982.
  7. Глинка Н. А. Общая химия. – Л.: Химия, 1988.
  8. Голубов И. Р, Новиков Ю. В. Окружающая среда и её охрана. – М.: Просвещение, 1985.
  9. Крицман В. А. Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1984.
  10. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992.
  11. Леенсон И. А. Занимательная химия. – М.: Дрофа, 1996.
  12. Леенсон И. А. Почему и как идут химические реакции. – М.: Мирос, 1995.
  13. Мар Е. П. Воздух, которым мы дышим. – М.: Детская литература, 1972.
  14. Мир химии. СПб, М.: М-экспресс, 1995.
  15. Очкин А. В, Фадеев Г. Н. Химия защищает природу. - М.: Просвещение, 1984.
  16. Риманенко Е. Н. Книга для начинающего исследователя химика. – Л.: Химия, Ленинградское отделение, 1987.
  17. Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.
  18. Фримантл М. Химия в действии. – М.: Мир, 1998.
  19. Ходаков Ю. В. Неорганическая химия. – М.: Просвещение,1972.
  20. Шульпин Г. Б. Эта увлекательная химия. – М.: Химия, 1984.
  21. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.
  22. Энциклопедический словарь юного химика / Сост. Крицман В. А. и др. – М.: Педагогика, 1982.
  23. Энциклопедия для детей. Химия, т. 17. – М.: Аванта +, 2000.
  24. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Аннотация:
Автор предлагает программу курса по выбору для учащихся 9-го класса. Изучение данного курса ориентирует учащихся на выбор естественно-научного профиля в старшей школе.
Заголовок:

Методика формирования обобщённых умений экспериментальной работы с газами

Аннотация:
Автор рассказывает о программе курса по выбору, нацеленного на формирование у учащихся обобщённых умений работы с газами (умения конструировать прибор и разрабатывать методику эксперимента по получению, собиранию, хранению и распознаванию газов).
Заголовок:

Секреты получения натурального мыла и стеариновой свечи в школьной лаборатории

Список литературы:
  1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. — М., 1995.
  2. Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л. А. Савина. — М.: Издательство АСТ, 1999.
  3. Зиновьев А. А. Химия жиров. — М., 1990.
  4. Тяглова Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. — М., 2001.
Аннотация:
Описаны история мыла, его применение способ промышленного производства, а также приведена методика изготовления мыла и свечи в школьной лаборатории и в домашних условиях.
Заголовок:

О составлении названий органических соединений.

Аннотация:
В статье рассмотрены основные правила наименования ациклических, алициклических (циклоалканов и их производных) и ароматических соединений по систематической номенклатуре.
Заголовок:

Фруктовые соки: определение химического состава и качества.

Список литературы:
  1. 1. Блинникова О.М. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебное пособие. – Мичуринск: Изд. МичГАУ, 2007.
  2. 2. ГОСТ Р 52186-2003. Государственные стандарты показателей качества фруктовых соков.
  3. 3. Крищенко В.П. Методы оценки качества растительной продукции. М.: Колос, 1983.
  4. 4. Методы биохимического исследования растений. Л.: Агропромиздат. (ленинградское отделение), 1987.
  5. 5. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика. М.: Высшая школа, 1991.
  6. 6. Солодова Н.И., Волкова Л.А., Волков В.Н. Определение сахаров в овощах и фруктах // Химия в школе. — № 2. — 2000. — С. 73-76.
Аннотация:
В статье рассмотрены пищевая ценность и методы определения химического состава и качества фруктовых соков. На основе полученных данных по органолептическим и физико-химическим показателям: внешний вид, вкус, цвет, сухой остаток, рН, содержание кислот и витамина С, дана оценка яблочного сока различных производителей.
Заголовок:

Вода, которую мы пьём.

Список литературы:
  1. Ахманов М.А. Вода, которую мы пьём. — Санкт-Петербург.— ИК «Невский проспект». — 2002. — 189с.
  2. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания в 4 т.— Т. 2: Загрязнение воды и воздуха. — М.: Мир, 1995.
  3. Вода питьевая. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.
  4. Барковский В.Ф., Горелик С.М., Городенцева Т.Б. Физико-химические методы анализа. — М.: Высшая школа, 1972.
  5. Фомин Г.С. Вода. Химический контроль //Энциклопедический справочник Госстандарта России. — М.: ЗАО «ОСТ АКВА». — Черноголовка, 2000.
Аннотация:
Проведены исследования источников питьевой воды и образцов минеральной бутилированной воды. Предложен метод определения жёсткости воды и дан сравнительный анализ питьевой воды из различных источников по жёсткости и примесям на примере г. Казани.
Заголовок:

Практико-ориентированный проект «Влияние солей тяжёлых металлов на живой организм»

Список литературы:
  1. Лыгин С.А., Имаева Т.В., Лыгина Р.И. Реализация практико – ориентированного проекта «Влияние солей тяжёлых металлов на живой организм», // Химия в школе. 2011. № 5, с 62-67
  2. Каримова И. Ф., Имаева Т. В. «Влияние солей тяжёлых металлов на живой организм (на примере томата)» // Материалы XV Международной Экологической Студенческой Конференции, Новосибирск, 2010, с. 142 – 143.
  3. Усова Н. Т. «Определение содержания тяжёлых металлов в снеге и почве» //Химия в школе. 2002. № 3
  4. Титова И.В., Шаповалова Н.А., Артеменко А. И. Практикум по аналитической химии и физико-химическим методам анализа. М., 2006.
  5. Карпова М.А., Имаева Т.В. «Влияние солей тяжёлых металлов на живой организм (на примере огурцов)» //50–я Международная Студенческая Научная Конференция (школьная секция), Новосибирск, 2012, с. 67–68
Аннотация:
В статье предлагается методика определения тяжелых металлов в почвах разных географических точек Бирска и Бирского района методом бумажнай хроматографии с целью обнаружения в почве наличия ионов тяжёлых металлов.
Заголовок:

Технология развития универсальных учебных действий в ходе практических работ.

Аннотация:
Развитие таких универсальных учебных действий, как самотоятельное определение целей, самостоятельное планирование деятельности, умение создавать обобщения, делать умозаключения и другие, возможно в рамках технологии, реализуемой нами на практических работах «Решение экспериментальных задач».
Заголовок:

Использование микроволнового излучения при проведении органических синтезов.

Аннотация:
В данной статье нами предлагаются некоторые эксперименты, которые возможно проводить в микроволновой печи в условиях школьной лаборатории: осушка кристаллогидратов и синтезы некоторых флуоресцентных органических красителей.
Заголовок:

Роль химических опытов при обучении детей в условиях больничного стационара

Список литературы:
  1. 1. Жадаев А. Ю. Обучение химии в условиях больничного стационара // Актуальные проблемы химического и естественно-научного образования: III Всероссийская научно-практическая конференция. — М.: МАКС Пресс, 2012. — С. 67.
  2. 2. Методика постановки и применения химических опытов на уроках в образовательных учреждениях: методическое пособие / Г. М. Карпов и др. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012. — С. 20-21.
Аннотация:
На примере химического эксперимента ясно видно, что процесс обучения химии и лечения в условиях больничного стационара, местами выступая дублёрами, во многом взаимодополняют друг друга. Химический эксперимент играет ведущую роль в процессе вовлечения детей в условиях больничного стационара в систему обучения не только химии, но и других дисциплин. Успешное обучение в этом случае является залогом скорейшего выздоровления, а также социальной и физической адаптации.
Заголовок:

Мари-Анн Лавуазье – женщина, стоявшая у истоков современной химии.

Список литературы:
  1. Eagle C. T., Sloan J. Marie Anne Paulze Lavoisier: The Mother of Modern Chemistry // The Chemical Educator, October 1998. - V. 3, I.5, p. 1-18.
  2. Rayner-Canham М., Rayner-Canham G. Marie Anna Pierrette Paulze Lavoisier. Women in Chemistry, Massachusetts: American Chemical Society and Chemical Heritage Foundation, 1998, р.17-22.
  3. http://en.wikipedia.org/wiki/Marie-Anne_Pierrette_Paulze
  4. http://www.answers.com/topic/marie-paulze-lavoisier
  5. folioverso.ru/misly/2009_11/dmitriev4.htm
Аннотация:
Статья посвящена жизни и деятельности М.-А.Лавуазье – жены и помощницы знаменитого французского химика А.Лавуазье, выполнявшей при нем обязанности секретаря, переводчика, редактора и иллюстратора его книг. Рассказывается о её детских и юношеских годах, замужестве за Лавуазье. Подчеркиваются заслуги мадам Лавуазье в переводе на французский язык книг английских химиков, которые значительно помогли Антуану быть в курсе текущих событий в химии того времени, а также в ниспровержении теории флогистона. Рассматривается вклад мадам Мари-Анн в издание и оформление знаменитой книги Лавуазье «Элементарный курс химии». Обсуждаются её попытки по освобождению Лавуазье из тюрьмы, усилия по изданию научного наследия ученого – «Мемуаров химии», рассказывается о жизни Мари-Анн после казни Лавуазье.
Заголовок:

Путешествие в мир интересных явлений

Список литературы:
  1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  3. Балаев И. И. Домашний эксперимент по химии: Пособие для учителей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1977.
  4. Баталин А. Х., Олифсон Л. Е. Юным химикам. Занимательные опыты по химии. – Челябинск: Южно-Уральское кн. изд., 1970.
  5. Батурицая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Книга для учащихся. – Мн.: Нар. асвета, 1991.
  6. Верзилин Н. М. По следам Робинзона. – М.: Просвещение, 1994.
  7. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
  8. Леенсон И. А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999. (Серия «Школьникам для развития интеллекта»).
  9. Малышкина В. Занимательная химия. – СПб: Тригон, 1998.
  10. Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.
  11. Стрельникова Л. Н. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе. – М.: Яуза-пресс, 2011.
  12. Асмолов А. Г. , Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
  13. Штремплер Г. И. Химия на досуге. – Ф.: Гл. ред. КСЭ, 1990.
Аннотация:
В период освоения в школах Федеральных государственных образовательных стандартов актуальной становится организация внеурочной деятельности школьников. Автор представляет образовательную программу внеурочной деятельности учащихся пятых классов научно-познавательного направления, которая позволит развить у обучающихся познавательный интерес к химии.
Заголовок:

Командная игра: «Вредным привычкам – нет!».

Аннотация:
В настоящее время проблема употребления различных веществ, влияющих на психику человека, как никогда актуальна. Один из путей — профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании. Важно, чтобы активное участие в подготовке и проведении мероприятий принимали учащиеся. Автор предлагает игру «Вредным привычкам – нет!» для учащихся 8–10-го классов.
Title:

Fostering the essentials of the healthy lifestyle

Summary:
Encouraging a healthy lifestyle is one of the main directions of the educational work at school, including that at chemistry lessons. One of that work directions is using project methods on the basis of information technologies.
Title:

The textbook we choose

Summary:
In the distance round table of the editorial staff of the magazine the authors of the textbooks, included into the Federal List of textbooks, recommended for usage in an educational process in educational institutions by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, participate.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
The Deputy Head of the legal department of the apparatus of the Trade Union of Employees of People’s Education and Science of the Russian Federation is answering our readers’ questions.
Title:

How to appraise the personal results results of students

Summary:
The transition to new Education Standard sets the task of integrated assessment of pupil's educational progress. The article describes practical experience in assessing personal progress of pupils, marked by FSES requirements, achieved in Chemistry classes.
Title:

Lesson on the subject of “Organic mattes as nutritional supplements”

Summary:
The given lesson is a concluding one in theme “Oxygen-containing organic matters” in the course of organic chemistry. The lesson is developed in accordance with the requirements of new education standards using elements of health protection. The lesson was conducted within the framework of the city workshop on health protection. Students demonstrated high activity at the lesson specially while accomplishing a chemical experiment and compiling cinquain. The author hopes to arouse colleagues’ interest to the given issue.
Title:

Information technologies for "Learning-by-dojng" practices in teaching

Summary:
The article covers the teaching methods that include information technologies in Chemistry. Active learning based on the "learning-by-doing" approach is carried out in virtual Chemistry labs. In this process technologies of virtual reality and interactive 3D objects presentations are used. Some examples of digital educational resources are described in the focus of the "learning-by-doing" approach.
Title:

Verify your abilities to study chemistry

Summary:
The author offers an optional course program for the 9th Form students. The study of the given course gets students oriented at option of science profile in the senior high school.
Title:

Methods of forming generic skills of experimental work with gases

Summary:
The author narrates about the optional course program, aimed at forming students’ generic skills of experimental work with gases (the skill to construct an apparatus and to develop a method of an experiment on gas productions, collection, storage and recognition).
Title:

Secrets of natural soap and stearic candle production in the school lab

Summary:
The history of soap, its usage, and the way of industrial production has been described, as methods of manufacturing soap and candles in a school lab and at home as well have been given.
Title:

About composing names of organic matters.

Summary:
The article examines the main rules of naming acyclic, alicyclic (cycloalkanes and their derivatives), and aromatic compounds according to the systematic nomenclature.
Title:

Fruit juices: deteremining the chemical composition.

Summary:
In the article food value and methods of testing chemical composition and quality of apple juices are considered. On the basis of the data received from the following organoleptic and physicochemical indexes (aspect, taste, colour, solid residue, pH, content of acids and ascorbic acid), apple juice produced by different manufacturers is examined.
Title:

The water we drink.

Summary:
Given the environmental assessment of water sources of drinking water and some mineral bottled water. The method of determination of water hardness and given a comparative analysis of the various drinking water hardness and the content of trace impurities on the example of Kazan.
Title:

Praktice-oriented project “Effect of heavy metals a living organism”.

Summary:
In the article the method of determination of heavy metals in the soils of different geographical locations Birsk and Birsk district bumazhnay chromatography method to detect the presence of ions in the soil of heavy metals.
Title:

The technology of developing universal academic skills in the course of practical works.

Summary:
Development of all-purpose studying activities such as: self target estimating and self activity planning, skills of summarizing up and making conclusions and other ones, possibly within the technique we implement during practice lessons called «The decision of the experimental tasks».
Title:

Using microwave emission while conducting organic syntheses.

Summary:
In this paper we submit some experiments. Anybody can do it microwave oven in school laboratory: dewatering of crystallohydrates and synthesis of some fluorescence organic dyestuffs.
Title:

The role of chemical experiments in teaching children inside a hospital.

Summary:
The example of the chemical experiment clearly shows that the process of teaching chemistry and treatment inside a hospital, duplicating each other from time to time, are largely complemented. The chemical experiment plays a leading role in the involvement of children inside a hospital in the system of teaching not only chemistry, but other subjects as well.
Title:

Marie-Anne Lavoisier — the women, who stood at the origins of modern chemistry.

Summary:
The article is devoted to the life and activity of Marie-Anne Lavoisier, who was wife and assistant of the famous French chemist A.Lavoisier. She was his secretary, translator, editor and illustrator of his books too. Her childhood and youth, marriage to Lavoisier are described. Merits of Madame Lavoisier in a French translation of English chemist’s books which greatly helped Antoine to be aware of current developments in chemistry at that time and to disprove the phlogiston theory are emphasized. Contribution of madame Lavoisier to the publication and decoration of Lavoisier's famous book "Elementary Treatise on Chemistry» is considered. Her attempts to liberate Lavoisier from prison, the efforts to publish the scientific heritage of the scientist – «Memoirs of Chemistry" are discussed. The life of Marie-Anne after the Lavoisier death is described.
Title:

Journey into the World of Interesting Phenomena

Summary:
In the period of development of the schools of the Federal state educational standards is an actual organization after-hour activities of the students. The author presents the educational program of after-hour activities of the pupils of the fifth classes scientific-educational directions, which will allow to develop the students' cognitive interest to chemistry.
Title:

Team game: “Say NO to pernicious habits!”

Summary:
At present, the problem of using different matters, influencing the human being psycho, is as relevant as ever. One of the ways – preventive measures against alcohol and drugs addiction as against smoking as well. It is important to make students participate in the preparation and conduction of events actively. The author suggests game “Say NO to pernicious habits!” for the 8-10th Form students.
Связаться с нами