Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2013 № 2

Русская версия
English version
Заголовок:

Закон «Об образовании»: хотели как лучше…

Аннотация:
Главный редактор журнала размышляет о том, что принципиально нового появилось в российском образовании.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Профсоюза работников образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей.
Заголовок:

Современная классификация неорганических соединений и химических реакций.

Спиоск литературы:
  1. 1. Стась Н. Ф. Терминология и символика атомно-молекулярного учения // Современные проблемы науки и образования. - 2012. – № 4. URL: http://www.science-education.ru/104-6481 (дата обращения: 20.06.12).
  2. 2. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001.
  3. 3. Гуляницкий А. Реакции кислот и оснований в аналитической химии / пер. с польск. – М.: Мир, 1975.
  4. 4. Угай Я. А. Общая и неорганическая химия: учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1997.
  5. 5. Стась Н. Ф., Свинцова Л. Д. Химия растворов: учебное пособие для вузов. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2006.
  6. 6. Савельев Г. Г., Смолова Л. Д. Общая химия: учебное пособие для вузов. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2004.
Аннотация:
Предложен современный подход к классификации неорганических соединений, в которой основания и кислоты - соединения одного класса с точки зрения их состава, но противоположные по химическим свойствам. Рассмотрена амфотерность как свойство не только оснований, но и кислот. Проанализированы недостатки показателя амфотерности, используемые в химической литературе. Предложена классификация амфотерных оснований на слабоамфотерные и сильноамфотерные. Проанализированы самые общие классификации химических реакций неорганической химии на основно-кислотные и окислительно-восстановительные реакции. Предложены простые правила для самостоятельного составления полуреакций в окислительно-восстановительных реакциях. Проведено сравнение предлагаемых в учебной литературе методов определения стехиометрических коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций.
Заголовок:

Чему учить и как учить?

Аннотация:
В статье подвергаются критическому анализу некоторые теоретические представления методики обучения химии, которые часто воспринимаются учителями как бесспорные истины. Показывается, к каким негативным последствиям приводит реализация учителями существующих педагогических стереотипов.
Заголовок:

Об использовании кейс-метода

Спиоск литературы:
  1. 1. Логунова Н. Обучение как общение и сотворчество // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. — С. 108–110.
  2. 2. Метод кейс решений (case-study) — создание кейсов, обсуждение кейсов, анализ, проблема // http://www.cases.ru/, май 2005.
  3. 3. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study) // www.casemethod.ru.
  4. 4. Давиденко В., Федянин Н. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? // Обучение за рубежом. — 2000. — № 7 — С. 52–55.
  5. 5. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения // http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.
Аннотация:
В данной статье рассмотрен один из активных методов обучения, который направлен на подготовку обучающихся решать практические задачи, находить выход из различных жизненных ситуаций, требующих химических знаний и навыков. Описаны целевые установки, сущность кейс- метода (case-study), рассмотрены виды кейсов, их структура, подходы к разработке кейсов, подготовка и организация процесса обучения с использованием кейс-метода, функции учителя и деятельность обучающихся, а также достоинства и ограничения использования данного метода.
Заголовок:

Интегрированный урок химии и английского языка «Личность в науке. Открытие кислорода»

Спиоск литературы:
  1. Азерников В. З. Неслучайные случайности. ‒ М.: Детская литература, 1972.
  2. Азимов А. Краткая история химии. ‒ М.: Мир, 1983.
  3. Манолов К. Великие химики. ‒ М.: Мир, 1986.
  4. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. ‒ М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Аннотация:
Предлагаем разработку интегрированного урока химии и английского языка. Учащиеся 9-го класса выполняли лабораторную работу по теме «Получение кислорода и изучение его физических свойств. Идентификация кислорода», знакомились с биографиями Г. Кавендиша и Дж. Пристли.
Заголовок:

Интегрированные уроки: работа с одарёнными детьми

Спиоск литературы:
  1. 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. — М.: ВЛАДОС, 2000.
  2. 2. Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008.
  3. 3. Долгань Е. К. Инновации и современные технологии в обучении химии. – Калининград: Калинингр. ун-т, 2000.
Аннотация:
В работе представлены основные подходы к использованию технологии интегрирования учебных дисциплин как эффективной формы работы с одарёнными по химии детьми на этапе пропедевтического изучения предметов естественно-научного цикла на примере урока «Что такое время?».
Заголовок:

Урок толерантности

Спиоск литературы:
  1. Большая Советская Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1971–1976 — Т. 1, 14, 23, 28.
  2. Годмен А. Иллюстрированный химический словарь. — М.: Мир, 1988.
  3. Энциклопедический словарь юного химика. — М.: Педагогика, 1982.
  4. Шретер В.и др. Химия: справочник. — М.: Химия, 1989.
Аннотация:
Понятие толерантности удобнее рассматривать в рамках предметов историко-обществоведческого цикла, однако уроком толерантности может стать и урок химии. Автор предлагает разработку такого урока.
Заголовок:

Урок в 9-м классе по теме «Металлы»

Аннотация:
Автор предлагает разработку урока-семинара для учащихся 9-го класса. Разработанный урок достаточно универсален, его можно провести при работе по любой программе и любому учебнику.
Заголовок:

«Изменения в природе происходят...»

Аннотация:
В статье представлена разработка третьего урока в курсе химии 8 класса. На этом уроке важно не только дать учащимся новый материал, но и актуализировать знания, полученные учениками, ранее при изучении природоведения, биологии и физики. Цели урока: сформировать понятия «явление», «химическое явление», «физическое явление». Способствовать развитию умения делать выводы из наблюдаемых явлений, сравнивать и анализировать.
Заголовок:

Расчёты с использованием стандартных потенциалов металлов

Спиоск литературы:
  1. 1. Постников А. Ю. Об использовании метода полуреакций // Химия в школе. — 2011. — № 10. — С. 48-51.
  2. 2. Раткевич Е. Ю., Базаев М. Г., Голубева Р. М., Мансуров Г. Н. Об использовании понятия «Степень окисления» в курсе химии средней школы // Химия в школе. — 2012. — № 4. — С. 8-12.
  3. 3. Турчен Д. Н. Наш подход к определению коэффициентов в уравнениях ОВР // Химия в школе. — 2012. — № 2. — С. 42-48.
  4. 4. Шелинский Г. И., Юрова Н. М. Химия: 11 класс. — СПб: Книжный Мир, 2005. — С. 240.
  5. 5. Добош Д. Электрохимические константы. Справочник для электрохимиков. — М.: Мир, 1980. — С. 365.
  6. 6. Юрова Н. С., Сурин Ю. В. Проблемно–развивающие oпыты по взаимодействию солей железа(III) с металлами различной активности. Химия в школе, 2011, No. 8, с. 59-64.
  7. 7. Киселёва Е. В. Проблемный ученический эксперимент при изучении химических реакций в растворах. — Химия в школе, 2012, No. 5, с. 5861.
  8. 8. Тестовые задания по общей и неорганической химии с решениями и ответами / Р. А. Лидин, Е. В. Савинкина, Н. С. Рукк, Л. Ю. Аликберова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — С. 230.
  9. 9. Дроздов А. А., Зломанов В. П., Мазо Г. Н., Спиридонов Ф. М. Неорганическая химия: В 3 т. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. T. 2: Химия переходных металлов. — М.: Академия, 2004. — С. 368.
  10. 10. Stransbury E. E., Buchanan R. A. Fundamentals of electrochemical corrosion. — ASM International, 2000. — р. 489.
  11. 11. Sulcius A. Interpretation of voltaic cells in chemistry education. — J. Science Education, 2008, Vol. 9, No. 2, p. 114-116.
  12. 12. Uhlig’s corrosion handbook // Edited by R. Winston Revie. — John Wiley & Sons, Inc., 2011, p. 1253.
  13. 13. Тодт Ф. Коррозия и защита от коррозии. — Л.: Химия, 1967. — С. 710.
  14. 14. Sanger M. J., Greenbowe T. J. An Analysis of College Chemistry Textbooks As Sources of Misconceptions and Errors in Electrochemistry. — Journal of chemical Education, 1999, Vol. 76, No. 6, p. 853–860.
Аннотация:
В школе большое внимание уделяется окислительно-восстановительным реакциям. Основываясь на конкретных примерах в статье показана практическая возможность применения потенциалов металлов для более глубокого изучения элективного курса „Химия металлов: pастворение металлов в кислотах и коррозия металлов“. Подсчёт электроодвижущей силы окислительно-восстановительных реакций даёт теоритическую основу практическим работам учеников.
Заголовок:

Метод электронного баланса: нюансы применения

Аннотация:
В статье анализируется современная методика расстановки коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций разных типов, предлагаются некоторые дидактические уточнения в расстановке коэффициентов, без знания которых ученики делают досадные ошибки. Приведенный дидактический материал может оказать заметную помощь современному учителю при подготовке старшеклассников к единому государственному экзамену по химии.
Заголовок:

Лаборатория нерешённых проблем: из опыта работы методического объединения

Аннотация:
Авторы делятся опытом организации работы циклового методического объединения «Лаборатория нерешённых проблем», в котором принимают участие учителя химии, биологии, физики, информатики, географии, психолог. Работа объединения направлена на решение общих проблем дидактического, психологического характера. Учёт психологической совместимости позволяет коллегам-единомышленникам полнее реализовать свой потенциал.
Заголовок:

Практическая работа с цифровой лабораторией: кондуктометрическое определение константы диссоциации слабой кислоты

Спиоск литературы:
  1. 1. Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии. ― М.: Химия, 1989.
  2. 2. CRC Handbook of Chemistry and Physics. 85th Edition. ― p. 5-93 ― 5-95.
Аннотация:
Описана практическая работа по определению константы диссоциации слабой кислоты кондуктометрическим метолом. В этой работе измеряют электропроводность сильной и слабой кислоты при одинаковой концентрации. В предположении, что подвижность анионов одинакова (каковое предположение может дать погрешность в 20%) соотношение электропроводностей слабой и сильной кислоты одинаковой концентрации равно степени диссоциации, из которой константа диссоциации можно найти по закону разбавления Оствальда. Метод применим для определения констант диссоциации больше 3∙10-6 и даёт общую относительную погрешность около 20%.
Заголовок:

Использование химического эксперимента при решении задач

Аннотация:
Решение задач занимает важное место в химическом образовании, так как это один из приёмов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное понимание учащимися материала и вырабатывается умение самостоятельно применять приобретённые знания. Предлагается разработка системы семинарских занятий по решению задач для учащихся 8-11 классов, которые помогают учителю в организации полноценной познавательной деятельности учащихся, способствующей выработке у них стойкого навыка в решении задач.
Заголовок:

Использование микроволнового излучения в лабораторной практике

Аннотация:
В некоторых синтезах наличие компонентов, содержащих воду, бывает нежелательным. Авторы предлагают новый метод осушения веществ, имеющий ряд преимуществ, ― с помощью микроволновой печи.
Заголовок:

Как хранить бром

Аннотация:
Описан простой способ хранения брома в школьной лаборатории, позволяющий избежать естественной утраты брома при хранении вследствие высокой летучести.
Заголовок:

«Своя игра» по теме «Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева»

Аннотация:
Для того чтобы расширить знания учащихся по истории русской химической науки, приобщить их к чтению дополнительной литературы, автор проводит игру, посвящённую Д. И. Менделееву. Игра состоит из двух раундов.
Заголовок:

История изучения химии нефти в России

Спиоск литературы:
  1. Зелинский Н. Д. Избранные труды. – М.: Наука. 1968.
  2. Локтев С. М. Академик В. Н. Ипатьев − зачинатель каталитического органического синтеза и нефтехимии // Журн. ВХО им. Д. И. Менделеева. – 1989. – Т. 34. – № 6. – С. 698.
  3. Марковников В. В. Избранные труды. – М.: Изд-во АН СССР, 1955.
  4. Намёткин С. С. Исследования в области органической химии и химии нефти. – М.: Наука, 1979.
Аннотация:
Рассмотрена история развития химии нефти в России в XIX − первой половине XX в. Существенную роль в развитии нефтехимии в этот период сыграли работы Д. И. Менделеева, В. В. Марковникова, Ф. Ф. Бейльштейна, М. И. Коновалова, Н. Д. Зелинского, С. С. Намёткина, В. Н. Ипатьева. Показано, что исследования в области химии нефти имели не только прикладной характер, но и способствовали развитию теоретических представлений в области органической химии.
Title:

The Law on Education: they wished their best…

Summary:
The Magazine editor-in-chief reflects on what principally new has appeared in the Russian education.
Title:

And what does the law say?...

Summary:
The Deputy Head of the Legal Department of the administration of the Trade Union of Employees of People’s Education and Science of the Russian Federation answers our readers’ questions.
Title:

Modern classification of inorganic substances chemical reactions.

Summary:
Contemporary approach to the classification of inorganic substances is proposed, in which the bases and acids refer to one class in relation to their composition, but are opposite according to their chemical properties. Amphoteric nature is discussed as the property not only of bases, but also of acids. Disadvantages of the amphoteric nature index, used in chemical literature are analyzed. It is proposed to classify amphoteric bases to the low-amphoteric and the high-amphoteric. The most common classifications of inorganic chemical reactions to basic-acidic and oxidation-reduction reactions are analyzed. The simple rules for independent composition of half-reactions for oxidation-reduction reactions are proposed. The comparison of the methods for determining stoichiometric coefficients in oxidation-reduction reactions proposed in educational books is carried out.
Title:

What do we teach and how?

Summary:
Some scientific ideas of methods of teaching chemistry are criticizing in the article. These methods of teaching are often taken by teachers as undisputable truth. The article says about negative results of using these methods of teaching chemistry.
Title:

On using a case-method

Summary:
In the given article one of the active methods of training focused on getting students ready to solve practical tasks and to weasel one’s way out of different real-life situations, which demand chemical knowledge and attainments, is examined. Goals and case-method essence are described, case types, their structure, approaches to use a case-method, teacher functions and students activity, as advantages and limitations of the given method usage as well, are examined.
Title:

Integrated chemistry and English language lesson “A Personality in Science. Oxygen Discovery”

Summary:
We offer a design of a chemistry and English language integrated lesson. The 9th Form students accomplished a lab on the subject of “Oxygen Production and Study its physical properties. Oxygen identification”, got acquainted with biographies of H. Cavendish and John Priestley.
Title:

Integrated lessons: work with gifted children

Summary:
The work presents the main approaches to the use of integration’s technology of educational disciplines as an effective form of work with children gifted in chemistry during introductory stage of natural-science cycle’s objects learning on the example of the lesson «What is time?».
Title:

A lesson of tolerance

Summary:
It is more convenient to peruse an idea of tolerance within the framework of objects of historical and social science cycle, yet a chemistry lesson can also become a lesson of tolerance. The author offers such a lesson design.
Title:

The lesson on the subject of “Metals” in the 9th Form

Summary:
The author offers a design of a lesson-workshop for the 9th Form students. The designed lesson is sufficiently universal, and it can be conducted while pursuing any program and any textbook.
Title:

“Changes in the nature keep taking place…”

Summary:
The design of the third lesson in the 8th Form chemistry course is offered in the article. At this lesson it is important not only to present a new material to students, but to make knowledge, obtained by students earlier while studying nature studies, biology, and physics, actual. The lesson goals are as follows: forming such ideas as “phenomenon”, “chemical phenomenon”, “physical phemonenon”; promoting development of skills to draw the conclusions from phenomena observed, to compare, and analyze.
Title:

Computation using metal standard potential

Summary:
They pay a lot of attention to redox reactions at school. Basing on concrete examples, the article shows a practical opportunity of using the metal potential for deeper study of elective course “Metal Chemistry: Solving Metals in Acids and Metal Corrosion”. Electromotive force (e.m.f.) calculation for redox reactions gives a theoretical basis for the practical works of students.
Title:

Methods and Experience Exchange

Summary:
The article deals with the analysis of modern methods of the arrangement of coefficients in the equations of reduction – oxidation reactions of different types. The authors put forward some didactic specifications of more precise arrangement of coefficients oriented to help students not to make bad mistakes. The proposed didactic material may be of some help to modern teachers in training their students (pupils) for taking the national exam in chemistry.
Title:

The laboratory of unsolved tasks: sharing the experience of EMA (Education and Methodics Association)

Summary:
The authors share their experience regarding the organizing the work of a cyclical methodics association “The laboratory of unsolved tasks”, in which teachers of chemistry, biology, physics, informatics, geography, and a psychologist participate. The activity of the association is aimed at the solution of general tasks of didactic, psychological nature. Psychological compatibility consideration allows likeminded-colleagues unlocking their potential better.
Title:

A practical work with a digital lab: conductometric determination of the weak acid dissociation constant.

Summary:
A practical work on the determination of the weak acid dissociation constant by the conductometric method has been described. In this work they measure electrical conductivity of a strong acid and a weak acid (subacid) in case of a similar concentration. In an assumption, that anion mobility is the same (such an assumption can give the error in the amount of 20 %), the ratio of electrical conductivity of strong and weak acid (subacid) of an equal concentration is equal to the degree of dissociation, from where the dissociation constant may be found following the Ostwald dilution law. This method can be applied to determine the dissociation constant, which is more then 3-10-6 and gives the general relative error around 20 %.
Title:

Using chemical experiment while solving problems

Summary:
Sums occupies an important place in the chemical education, because this is one of the training patterns, by means of which they provide the deeper and more comprehensive understanding of the material by students, and the skills of using acquired knowledge independently is developed. The development of the system of the workshop classes on the problem solving for the 8th-11th Form students is offered. Such classes help a teacher to organize a full-bodied cognitive activity of students, which promotes the students to develop steadfast skills to solve problems.
Title:

Using microwave emission in the lab practice

Summary:
In some syntheses the presence of water-containing components happens to be undesirable. The authors offer a new method of matter drainage, featuring a number of advantages, – with the help of a microwave oven.
Title:

How to store bromine

Summary:
Describes a simple way of storing bromine in school laboratory that helps avoid natural loss of bromine happening in storage due to its high volatility.
Title:

“One’s own game” on the subject of “The life and activity of D.I. Mendeeleev”

Summary:
To expand students’ knowledge on the history of the Russian chemical science and to turn them to the reading of supplementary books the author conducts a game dedicated to D.I. Mendeleev. The game consists of two rounds.
Title:

History of studying oil chemistry in Russia

Summary:
The history of the development of oil chemistry I our country in XIX-first half of XX centuries has been analyzed. The essential part in the development of oil chemistry at that time was played by works of D.I.Mendeleev, V.V.Markovnikov, F.F.Beilstein, M.I.Konovalov, N.D.Zelinsky, S.S.Namyotkin, V.N.Ipatyev. It has been shown that research in the field of oil chemistry had not only applied character but it promoted the development of theoretical ideas in the field of organic chemistry.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.