Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2013 № 10

Русская версия
English version
Заголовок:

«Учитель года России-2013»: послесловие...

Аннотация:
Главный редактор журнала делится впечатлениями об очередном конкурсе «Учитель года России».
Заголовок:

Бактерии – в помощь природе

Спиоск литературы:
  1. 1. Скрябин Г. К., Головлева Л. А. и др. // ДАН. - 1977. - Т. 237. - № 5. - С. 1212–1215.
  2. 2. Pfaender F. K., Alexander M. // ibid. - 1972. - V. 20. - P. 848.
  3. 3. Головлева Л. А., Червин И. Н. и др. // ДАН. - 1975. - Т. 222. - № 6. - С. 1448.
  4. 4. Головлева Л. А., Ганбаров Х. Г. и др. // ДАН. - 1977. - Т. 234. - № 3. - С. 706–708.
  5. 5. Jibson D. T., Cardini G. E., Masels G. C., Kellio R. E. //Biochemistry. - 1970. - V. 9. - P. 1631–1635.
  6. 6. Yamaguchi M., Yamagychi T., Fujisava H. // Biochem. Biophys. Res. Comm. - 1975. - V. 67. - P. 264–271.
  7. 7. Kunt A. L., Hughes D. E., Lewenstein J. M. // Biochem. J. - 1958. - V. 69. - P. 170–173.
  8. 8. Ewens W. C. // Biochem. J. - 1967. - V. 103. - P. 1–5.
  9. 9. Hougton C., Cain R. B. // Biochem. J. - 1972. - V. 130. - P. 879–893.
  10. 10. Bollaf J. M. Adv. // In Appl. Microbiol. - 1974. - V. 18. - P. 75.
  11. 11. Соколов М. С., Кныр Л. И. и др. // Химия в сельском хозяйстве. - 1975. - Т. 3. - С. 64.
  12. 12. Дзумедзей Н. В., Шевченко А. Г. и др. // Микробиология. - 1983. - Т. 52. - № 2. - С. 209–212.
  13. 13. Шевченко А. Г., Старовойтов И. И. и др. // ДАН. - 1990. - Т. 310. - № 6. - С. 1493–1495.
  14. 14. Суровцева Э. Г., Васильева Г. К. и др. // ДАН. - 1977. - Т. 237. - № 1. - С. 220–223.
  15. 15. Цыбань А. В. Экологический мониторинг Балтийского моря. - М.: Гидрометеоиздат, 1983.
  16. 16. Израэль Ю. А., Цыбань А. В., Панов Г. В. и др. Всесторонний анализ окружающей природной среды. Труды V Советско-американского симпозиума. - Л.: Гидрометеоиздат, 1988. - С. 77–111.
  17. 17. Tanabe S. // J. Oceanogr. Soc. Japan. - 1982. - V. 38. - P. 137–148.
  18. 18. Цыбань А. В., Шабад Л. М., Хесина А. Я. и др. // ДАН. - 1980. - Т. 252. - № 6. - С. 1490–1493.
  19. 19. Израэль Ю. А., Цыбань А. В., Панов Г. В. и др. // ДАН. - 1990. - Т. 310. - № 2. - С. 502–506.
  20. 20. Bird J. A., Cain R. B. // Biochem. J. - 1974. - V. 140. - № 2. - P. 121– 134.
  21. 21. Ставская С. С. и др. // Химия и технология воды. - 1982. - Т. 4. - № 4. - С. 368–370.
  22. 22. Ротмистров М. Н., Таранова Л. А., Радченко О. С. и др. // ДАН. - 1986. - Т. 288. - № 1. - С. 246–248.
Аннотация:
В статье рассмотрены основные принципы биоразлагаемости некоторых ксенобиотиков бактериями. Показано, что определённые культуры бактерий способны разлагать многие органические соединения, чуждые окружающей среде, до менее токсичных или нетоксичных соединений. Рассмотрены пути микробной трансформации некоторых пестицидов, ароматических углеводородов, азот- и хлорсодержащих органических соединений.
Заголовок:

Лауреаты Нобелевской премии по химии за 2013 г.

Аннотация:
Нобелевская премия по химии за 2013 г. , как сообщил Нобелевский комитет Королевской шведской академии наук, присуждена Мартину Карплюсу, Майклу Левитту, Арье Варшелю.
Заголовок:

О состоянии и уровне школьного химического образования

Спиоск литературы:
  1. 1. Жилин Д. М. Заметки с международной конференции по химическому образованию // Химия в школе. – 2012. № 10; 2013. № 1.
  2. 2. Кузнецова Л. Новая технология обучения химии в 8 классе. — М: Мнемозина, 2006.
  3. 3. Кузнецова Л. Химия. УМК для 8 11 классов. М.: Мнемозина, 2012, 2013.
  4. 4. Астахова Л. В., Харлампьева Т. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Монография. М., 2009.
  5. 5. Муякина В. П. Критическое мышление: генезис и эволюция понятия в воззрениях западных исследователей. — Вестник Ставропольского государственного университета, 67/2010.
  6. 6. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
  7. 7. Ходаков Ю. В. и др. Химия. Учебник для 8 класса. М., 1978.
  8. 8. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении химии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. 2013.
  9. 9. Давыдов В. В. Виды обобщений в обучении. — М.: Педагогика, 1972.
  10. 10. Бойко Е. И. Механизмы умственной деятельности. — М.: Педагогика, 1976.
Аннотация:
В последнее время в педагогической науке и практике появилось множество заимствованных терминов: компетентность, критическое мышление, конструктивизм, метафоры, контекст и других. Однако введение новой терминологии способно только ввести учителя в заблуждение, но не помочь ему в каждодневном труде. Между тем наши дидактика и педпсихология ещё в советские времена выработала научно-обоснованные дидактические приёмы и подходы, которые позволяют достичь высоких результатов в обучении. В погоне за ложными инновациями опыт отечественных учёных забывается и не используется, хотя этот опыт способен повысить качество нашего образования.
Заголовок:

Метод проектов в образовательном пространстве школы.

Спиоск литературы:
  1. Бочкарёва Н. Ф. Экология России: пособие по географии. 8–9 классы. – Калуга: Золотая аллея, 1997.
  2. Бурштейн Л. М. Обыкновенное чудо – вода. – М.: Детский экологический центр, 1997.
  3. Вода не простая, а талая // Газета «Хабаровская неделя». 2007. № 13.
  4. Водно-экологические проблемы бассейна реки Амур. – Владивосток: ДВО РАН, 2003.
  5. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Хабаровского края в 2002 году. – Хабаровск, 2003.
  6. Тунгусский проект // Газета «Хабаровская неделя». 2007. № 31.
  7. Залетило С. С. Вода. Очистка воды // Химия в школе. – 2007. – № 4. – С. 36 39.
  8. Зоммер К. Химия: Справочник студента и школьника. – М.: Дрофа, 2000.
  9. Иванова Л. П. Вода – вещество привычное и необычное // Газета «Химия». 2000. № 47.
  10. Ильин М. Сто тысяч почему. Л., 1989.
  11. Ильченко В. Р. Перекрёстки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986.
  12. Книга для чтения по неорганической химии / Сост. В. А. Крицман. – Ч.1. – М.: Просвещение, 1993.
  13. Крыжановский Р. А. Ресурс будущего. – М.: Мысль, 1985.
  14. Лисевич О. Н. и др. Аква: полевой физико-химический практикум. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2001.
  15. Маршанова Г. Л. Аналитический семинар «Вода в природе и жизни человека // Химия в школе. – 2006. № 2. – С. 18–25.
  16. Маршанова Г. Л. Роль и место уроков конференций в учебном процессе // Химия в школе. – 2006. № 8. – С. 30 36.
  17. Новиков Ю. В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991.
  18. Экология России: хрестоматия / Сост. В. Н. Кузнецов. – М.: АО МДС, 1995.
  19. Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1990.
  20. Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника. – М.: Аванта +, 2000.
Аннотация:
Проектная деятельность ориентирована на реализацию принципа осознанности знаний, способствует усвоению программного материала, позволяет естественным образом развивать необходимые учебные навыки, формировать коммуникативные умения, повышает деловую и творческую активность школьников. Автор предлагает разработку урока-конференции по теме «Вода – вещество привычное и загадочное», на котором подводятся итоги обучающего проекта для учащихся 8-го класса.
Заголовок:

Роль химической информации в формировании мировоззрения.

Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме влияния информационного пространства на мировоззрение обучающихся и их отношение к изучению химии. Автором проанализированы имеющиеся в обществе негативные установки, связанные с химией и приведены позитивные установки, положительно влияющие на мотивацию изучения химии. В статье приводятся примеры заданий из области химии питания, химии окружающей среды, химии здоровья, которые автор рекомендует использовать в образовательном процессе.
Заголовок:

К методике обучения решению задач на газовые смеси

Аннотация:
В данной статье рассматривается вопрос о нестандартном подходе к решению расчетных химических задач на газовые смеси. Он заключается в разработке единой структуры решения задач данного типа. Авторами предлагается использовать обобщенную таблицу, в которую по ходу решения вносятся данные обо всех газообразных веществах, используемых в конкретной задачи. Общий подход к решению задач на газовые смеси позволяет направить мысли учащихся в определенное русло и всякая новая задача решается на основе предыдущего личностного опыта учащегося.
Заголовок:

Использование креативных карт при изучении нефти и нефтепродуктов

Спиоск литературы:
  1. 1. Новак Д., Канас А. Теория построения и практика применения карт понятий // http://cmap.ihmc.us/Publications/ResearchPapers/TheoryCmaps/TheoryUnderlyingConceptMaps.htm
  2. 2. Технология переработки нефти. Часть первая. Первичная переработка нефти / Под ред. О. Ф. Глаголевой и В. М. Капустина. – М.: Химия, Колосс, 2006.
Аннотация:
Проведено осмысление накопленных теоретических и практических знаний в области организации учебного процесса по химии нефти, нефтепродуктов с применением системы креативных карт. Показана методика составления и применения креативных карт с целью развития личности школьника, его мыслительных способностей, интеллекта.
Заголовок:

Приём сравнения при изучении химии элементов.

Спиоск литературы:
  1. 1. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8–9 классы: проект. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 44 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. 2. Кузнецова Н. Е., Герус С. А. Формирование обобщённых умений на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения // Химия в школе. - 2002. – № 5 – С. 16–20.
  3. 3. Зуева М. В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  4. 4. Реми Г. Курс неорганической химии. В 2 т. Т. II. – М.: Мир, 1966.
  5. 5. Lee D. J. A new concise inorganic chemistry. - New York, 1977. - C. 317–321.
  6. 6. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 2001.
  7. 7. Некрасов Б. В. Основы общей химии. – М.: Химия, 1969. –Т. 3. – С. 236.
  8. 8. Nasirov R., Nasirov A. R. Investigation of Vanadium in Crude Oils of the Caspian Region by Electronic Paramagnetic Resonance (EPR). Abstract of 48th Rocky mountain conference on analytical chemistry. Breckenridge. Colorado, 2006. – P. 65.
  9. 9. Данилова А. Г. Из опыта проведения мониторинга развития общеучебных умений // Химия в школе. - 2002. – № 10. – С. 22–27.
Аннотация:
В статье раскрывается использование приёма сравнения в ходе изучения химии элементов главной и побочной подгрупп на примере p- и d-элементов V группы Периодической системы химических элементов.
Заголовок:

О классификации школьного химического эксперимента

Спиоск литературы:
  1. 1. Дьякович С. В. Методика факультативных занятий по химии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
  2. 2. Зайцев О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  3. 3. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1987.
  4. 4. Общая методика обучения химии: содерж. и методы обучения: Пособие для учителей / Цветков Л. А., Иванова Р. Г., Полосин В. С. и др. / Под ред. Л. А. Цветкова. – М.: Просвещение, 1981.
  5. 5. Сурин Ю. В. Совершенствование химического эксперимента в условиях проблемно-развивающего обучения // Химия в школе. – 2008. – № 8. – С. 61-67.
  6. 6. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии в средней школе: Методика и техника: Пособие для учителей. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Школьная пресса, 2000.
  7. 7. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  8. 8. Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  9. 9. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов.: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
  10. 10. Иванова Р. Г., Савич Т. З., Чертков И. Н. Самостоятельные работы по химии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
  11. 11. Количественные опыты по химии: Пособие для учителей / Афанасьев М. А., Агаханянц В. А., Королёв Д. П., Тулякова Г. М. – М.: Просвещение, 1972.
  12. 12. Пармёнов К. Я. Демонстрационный химический эксперимент. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.
  13. 13. Полосин В. С. Роль химического эксперимента в развитии познавательных интересов учащихся по химии // Химия в школе. – 1982. – № 5. – С. 53-56.
  14. 14. Дорофеев М. В., Нагин Н. А., Лущай М. Г. Мотивационный ресурс виртуальной химической лаборатории // Химия в школе. – 2008. – № 9. – С. 60-67.
  15. 15. Зуева М. В. Развитие учащихся при обучении химии. – М.: Просвещение, 1987.
  16. 16. Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец. / Кузнецова Н. Е., Гаркунов В. П., Ерыгин Д. П. и др. – М.: Просвещение, 1984.
  17. 17. Вивюрский В. Я. Эксперимент по химии в средних профтехучилищах: методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1980.
  18. 18. Иванова Р. Г., Коверина А. А. Об основных направлениях обновления химического образования при переходе к двенадцатилетней школе // Химия в школе. – 2000. – № 3. – С. 2-5.
  19. 19. Назаренко В. М., Лучинина Н. В. Школьный химический эксперимент в экологическом образовании // Химия в школе. – 1993. – № 6. – С. 47-53; 1994. – № 1. – С. 69-72.
  20. 20. Злотников Э. Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения // Химия в школе. – 2001. – № 1. – С. 60-64.
Аннотация:
В статье рассматриваются различные способы классификации школьного химического эксперимента.
Заголовок:

Конкуренция и автокатализ в колебательных химических реакциях.

Спиоск литературы:
  1. 1. Колебания и бегущие волны в химических системах. - М.: Мир, 1988. (Oscillations and traveling waves in chemical systems, Eds. R. J. Field, M. Burger, A Wiley-Interscience. - N. Y., 1985).
  2. 2. Field R. J. Chemistry of inorganic systems exhibiting nonmonotonic behavior. in Theoretical chemistry: periodicities in chemistry and biology (Eds. H. Eyring, D. Henderson). - N. Y.: AcademicPress, 1978. - V. 4. - P. 53–110.
Аннотация:
Колебательные процессы лежат в основе многих явлений природы. Колебательная химическая реакция, носящая сейчас имя Белоусова—Жаботинского (БЖ), получила широкую известность. как у научной химической общественности, так и у учащихся и просто у любознательных людей. Целью экспериментальных задач, предложенных в данной работе, является ознакомление с колебаниями в химических системах, кинетикой автокаталитических реакций, явлением самоорганизации в химических системах. Механизм колебательной реакции (БЖ), создателями которого являются Филд – Кереш – Нойес (ФКН), представляет собой совокупность нескольких процессов. Принципиальной чертой механизма является конкуренция между Br– и BrO3– за HbrO2. Основу механизма ФКН составляет процесс, который включает автокаталитическую стадию производства HBrO2. И реакция происходит в результате повторяющихся импульсов окисления. Экспериментальные задачи по исследованию кинетики колебательных процессов могут быть использованы на практических занятиях по химии и при выполнении научно-исследовательской работы учащихся.
Заголовок:

Обнаружение этанола в спиртных напитках.

Аннотация:
Смысл предлагаемой лабораторной работы состоит, во-первых, в ознакомлении школьников с процессом простой перегонки как способом извлечения легкокипящего компонента из сложной биологической смеси веществ, во-вторых, они узнают о чувствительной цветной реакции, позволяющей идентифицировать такой отогнанный компонент, как спирт.
Заголовок:

Л. Н. Воклен – выдающийся французский химик конца XVIII – начала XIX в.

Спиоск литературы:
  1. Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. – М.: Высшая школа, 1991.
  2. Трифонов Д. В., Трифонов В. Д. Как были открыты химические элементы. – М.: Просвещение, 1980.
  3. Фигуровский Н. А. Открытие химических элементов и происхождение их названий. – М.: Наука, 1970.
Аннотация:
Статья посвящена жизни и деятельности одного из самых известных учёных химико-аналитического периода, выдающегося французского химика Луи Николя Воклена. Рассказывается о его юношеских годах, о совместных исследованиях с А. Фуркруа, о работе в различных научных и учебных организациях Парижа. Анализируется вклад ученого в аналитическую химию, в частности в титриметрический и гравиметрический анализ, в анализ минералов, а также в изучение объектов растительного и животного происхождения (пектин, яблочная кислота, мочевина, аспарагин, никотин и т. д.). Особый акцент сделан на открытие Л. Вокленом двух химических элементов – хрома и бериллия, а также его работах по изучению соединений церия, титана и платиновых металлов.
Заголовок:

Алкоголизм: проблема социальная, экономическая, экологическая.

Аннотация:
Для успешной адаптации студентов первого курса к специфике вузовского обучения необходима эффективная воспитательная работа, в рамках которой нами ежегодно разрабатываются и проводятся внеаудиторные мероприятия на актуальные темы. Предложен сценарий конференции «Алкоголизм – проблема социальная, экономическая и экологическая».
Заголовок:

Указатель статей, опубликованных в журнале в 2013 г.

Аннотация:
Приведен указатель статей, опубликованных в журнале в 2013 г.
Title:

Levina L. S.. Adress: Moscow. Workplace: «Tsentrchimpress» PLC.

Summary:
The magazine editor-in-chief shares the impression on the latest contest “The National Teacher of the Year”.
Title:

Bacteria in support of nature

Summary:
The article describes the main principles of Biodegradability some xenobiotics bacteria. It is shown that certain cultures of bacteria able to break down many organic compounds, alien environment, to less toxic or non-toxic compounds. The ways of microbial transformation of some pesticides, aromatic hydrocarbons, nitrogen and chlorine organic compounds.
Title:

Nobel Prize Winners (Nobel laureates)

Summary:
The Nobel Prize in Chemistry 2013, as the Nobel Committee of the Royal Swedish Academy of Sciences reported, had been awarded to Martin Karplus, Michael Levitt and Arieh Warshel.
Title:

On the state and level of school chemical education

Summary:
Lately in the pedagogical science and practice dozens of borrowed terms appeared, such as: competence, critical thinking, constructivism, metaphors, context, and others. But new terminology introduction can only stall a teacher, not help one in one’s donkey work. Meanwhile our didactics and pedagogical psychology as far back as in the Soviet times worked out scientific reasonable from a scientific standpoint of view didactic methods and approaches, which allow to achieve high results in training. In pursuit of false innovations experience of national scholars has been forgotten, and has not been used, though this experience can increase the quality of our education.
Title:

Project method in school educational space.

Summary:
The project activity is focused on accomplishing of the knowledge awareness principle, promotes digestion of program material, in natural way allows developing essential academic skills, forming communicative competency, increases business and creative activity of students. The author offers the design of the lesson-conference on the subject of “Water is the habitual and mysterious matter”, at which they summarize the teaching project for the 8th Form students.
Title:

The role of chemical information in forming world-view.

Summary:
The article is devoted the issue of the day of influence of informative space on the world view of student and their attitude toward the study of chemistry. The author analysed negative settings which present in society, related to chemistry and the positive settings, which positively influence on motivation of studying chemistry. In the article there are examples of tasks made from chemistry of feed, chemistry of environment, chemistry of health, which the author recommends to use in educational process.
Title:

On methods of teaching how to solve gas mixture tasks

Summary:
The present article considers the issue of unconventional approach to calculation chemistry task solution in regard to gas mixtures. This approach consists in development of the uniform structure of solution for such tasks. The authors suggest utilizing the generalized table into which in the course of solution the data on all gaseous substances used in a specific task are entered. The general approach to solution of tasks in regard to gas mixtures makes it possible to direct the pupils’ thoughts to a certain channel and each new task is solved on the basis of the pupil’s previous personal experience.
Title:

Chemistry of oil and oil products in creative cards

Summary:
The judgement of the saved up theoretical and practical knowledge in the field of the organization of educational process in chemistry of oil, oil products with application of system of creative cards is spent. The technique of drawing up and using of creative cards to develop the pupil’s personality, its powers of thinking, intelligence is shown.
Title:

Method of comparison in the study of chemistry elements

Summary:
Method of comparison in the study of chemistry elements In the article the use of the reception of comparison in the study of chemistry and sideline the main elements of subgroups on the example of p-and d-V of the periodic table of chemical elements.
Title:

On the Classification of High School Chemistry Experiment

Summary:
The article focuses on different appoarches to classification of High School Chemistry Experiment.
Title:

Competition and autocatalysis in oscillating chemical reactions.

Summary:
Oscillatory processes underlie many natural phenomena. Oscillatory chemical reaction, now bears the name of the Belousov-Zhabotinsky (BZ), was widely known as a chemical science community and the students and just have curious people. The purpose of the experimental tasks proposed in this paper is to introduce the oscillations in chemical systems, the kinetics of autocatalytic reactions, the phenomenon of self-organization in chemical systems. The mechanism of oscillatory reaction (BZ), which are the creators of the Field - Koros - Noyes (PKU) is a combination of several processes. The principal feature of the mechanism is a competition between Br-and BrO3-HBrO2 core mechanism for PKU is a process that involves the autocatalytic production stage HBrO2. And the reaction is the result of repeated pulses of oxidation. Implementation of experimental tasks to study the kinetics of oscillatory processes can be used in practical courses in chemistry and research work of students.
Title:

Detecting ethanol in spirits.

Summary:
The bottom line of the laboratory work offered is, firstly, in getting students acquainted with the simple distillation process as a way of ejecting a low-boiling component from a complex biological blend of matters, secondly, they will come to know about sensitive colour reaction, which allow identifying such an overhead component, as alcohol is.
Title:

L. N. Vauquelin – outstanding French chemist late XVIII – early XIX century

Summary:
The article is devoted to the life and work of one of the most famous scientists of analytical period, the great French chemist Louis Nicolas Vauquelin. His early years, a joint research with A.Furkrua, his work in a variety of scientific and educational organizations in Paris are discussed. Scientist’s contribution in analytical chemistry, in particular gravimetric and titrimetric analysis, in the analysis of minerals and the study of plant and animal origin (pectin, malic acid, urea, asparagine, nicotine, etc.) are analyzed. Particular emphasis is placed on the opening two chemical elements – beryllium and chromium, as well as Vauquelin’s works on the study of cerium, titanium and platinum metals.
Title:

Alcohol dependence: a social, economic, and ecological problem.

Summary:
An effective educational work is required for first-year student successful adaptation to peculiarities of institute of higher education. We work out and hold extracurricular arrangements annually. The script of the conference «Alcoholism is the social, economic and ecological problem» is offered.
Title:

The index of articles, published in the magazine in 2013.

Summary:
The index of articles, published in the magazine in 2013, has been provided.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.