Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2013 № 1

Русская версия
English version
Заголовок:

С верой и надеждой – в новый год.

Аннотация:
Обращение к читателям журнала.
Заголовок:

Производные гидразина и их значение в природе

Список литературы:
  1. Греков А. П. Органическая химия гидразина. – Киев: Техника, 1966.
  2. Иоффе Б. В., Кузнецов М. А., Потехин А. А. Химия органических производных гидразина. – Л.:Химия, 1979.
Аннотация:
Приведены вопросы строения производных гидразина, история получения данных соединений, природные аналоги и их источники. Указанные природные соединения широко используется в синтезе лекарственных веществ.
Заголовок:

Формирование универсальных учебных действий: система дидактических заданий.

Список литературы:
  1. 1. Поташник М. М. Требования к современному уроку: Методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2011.
  2. 2. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Аннотация:
Личностные и метапредметные результаты достигаются посредством участия школьников в различных видах деятельности, включающей универсальные учебные действия четырёх блоков: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Следовательно, необходимо создание системы дидактических заданий для усвоения химического содержания, обеспечивающих возможность осуществления совокупности УУД на каждом этапе усвоения. Авторы делятся опытом разработки такой системы заданий на примере заданий по теме «Физические свойства веществ с различными видами связи» (9-й класс).
Заголовок:

Из опыта использования интерактивных опорных схем

Список литературы:
  1. 1. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. — М.: Педагогика, 1989.
  2. 2. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990.
  3. 3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х тт. Т. 1. — М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  4. 4. Супоницкая И. И., Гоголевская Н. И. О составлении опорных сигналов при обобщении знаний // Химия в школе. — 1994. — № 6. — С. 37–41.
  5. 5. Супоницкая И. И., Гоголевская Н. И. Комплект обобщающих схем-конспектов по теме «Электролитическая диссоциация» // Химия в школе. — 1991. — № 5. — С. 25– 30.
  6. 6. Супоницкая И. И., Гоголевская Н. И. Обобщающие опорные схемы по химии: методика конструирования и использования, примеры схем с описанием. — М.: Изд-во МПГУ, 2003.
  7. 7. Волович М. Б. Не мучить, а учить. О пользе педагогической психологии. — М.: Российский открытый университет, 1992.
  8. 8. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
  9. 9. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). — М.: Педагогика, 1972. — С. 105.
  10. 10. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. — М.: Педагогика, 1975.
  11. 11. Радаева О. В. Развитие речи учащихся на уроках химии // Химия: методика преподавания в школе. — 2004. — № 6. — С. 20–22.
  12. 12. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — С. 14–16.
Аннотация:
Предложена методика использования интерактивных опорных схем на уроках химии в 8-м классе, центральным элементом которой является развитие монологической речи школьника. Проанализирована динамика развития речевых умений школьников и связь с качеством знаний учащихся по химии. Выявлены условия успешного применения разработанной методики.
Заголовок:

Как организовать самостоятельную работу одарённых учащихся

Список литературы:
  1. 1. Одарённые дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. — М., 1991.
  2. 2. Дранишникова Л. И. Об организации исследовательской деятельности одарённых школьников // Химия в школе. — 2008. — № 4. — С. 2–4.
Аннотация:
Для развития способностей одаренных школьников большие возможности предоставляет продуманная организация их самостоятельной деятельности, которая опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу самих учащихся. Рассмотрены различные формы их самостоятельной работы академически одарённых школьников.
Заголовок:

Инновационные технологии в работе с одарёнными детьми

Список литературы:
  1. 1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения 15.03.2012).
  2. 2. Путин В. В. О наших экономических задачах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.putin2012.ru/events/149/ (дата обращения 15.03.2012).
  3. 3. Безрукова Н. П., Звягина А. С., Оспенникова Е. В. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования // Естествознание: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / Под общ. ред. Е. В. Оспенниковой. — М.: Университетская книга, 2008.
  4. 4. Кузнецова Н. Е. Проблемы и тенденции развития общего химического образования // Химия в школе. — 2009. — № 3. — С. 10–17.
  5. 5. Дранишникова Л. И. Активизация мыслительной деятельности учащихся с признаками одарённости на учебных занятиях по химии // Профильная школа. — 2008. — № 2. — С. 42–48.
Аннотация:
В работе представлены способы активизации учебно-познавательной деятельности одарённых учащихся на пропедевтическом этапе изучения химии с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и цифровых образовательных ресурсов, а также предложены методические рекомендации педагогам средних образовательных учреждений по использованию инновационных технологий в работе с одарёнными по химии детьми.
Заголовок:

И снова о ЕГЭ...

Список литературы:
  1. 1. Хомченко Г. П. Химия для поступающих в вузы. Учеб. пособие. — М.: Высш. школа, 1993.
  2. 2. Капуцкий Ф. Н. Пособие по химии для поступающих в вузы. — Минск, Высшая школа, 1965.
  3. 3. Немкова О. Г., Решетникова Л. П., Кузяков Ю. Я., Володина М. А., Чуранов С. С. Пособие по химии для поступающих в вузы. — Изд. МГУ, 1967.
  4. 4. Кузьменко Н. Е., Чуранов С. С. Общая и неорганическая химия. Пособие для поступающих в вузы и для учащихся подготовительных курсов. — Изд. МГУ, 1977.
  5. 5. Чернобельская Г. М. Теория и методика обучения химии: учебник для студентов педвузов. — М.: Дрофа, 2010. — С. 149.
  6. 6. Боровских Т. А. Об индивидуализации обучения химии в школе // Наука и школа. — 2008. — № 6. — С. 25–29.
  7. 7. Борунова Е. Б., Чернобельская Г. М. О выпускных экзаменах в школах Великобритании // Химия в школе — 2008. — № 4. — С. 54–61.
  8. 8. Богомолова О. В. Об организации проектной деятельности учащихся // Химия в школе.— 2008. — № 2. — С. 23–26.
  9. 9. Нечитайлова Е. В. Как организовать проектную деятельность учащихся // Химия в школе.— 2010. — № 7. — С. 19–24; Организация проектной деятельности на основе содержания школьного учебника // Химия в школе. — 2008. — № 5. — С. 47–49.
  10. 10. Маркачёв А. Е., Боровских Т. А., Чернобельская Г. М. Применение метода проектов в школьной практике // Химия в школе.— 2007. — № 2. — С. 34–36.
  11. 11. Широва М. Ф. Учебный проект как средство развития познавательной активности // Химия в школе. — 2008. — № 2. — С. 29–33.
  12. 12. Хачатрян И. Н. Мотивация проектной деятельности школьников // Химия в школе. — 2006. — № 6. — С. 52–57.
Аннотация:
Идея проведения Единого государственного экзамена была осознана ещё в 50-е годы прошлого столетия, но современную форму приобрела только в наше время. Однако сложившаяся система не удовлетворила педагогическую общественность, и возникла необходимость её усовершенствоввать. В статье даётся анализ причин неудачного применения данной формы ЕГЭ и вносятся предложения по его усовершенствованию.
Заголовок:

К юбилею Г. М. Чернобельской

Аннотация:
Исполнилось 80 лет Галине Марковне Чернобельской — известному учёному, доктору педагогических наук, профессору Московского педагогического государственного университета.
Заголовок:

Интегрированный урок химии и английского языка по теме «Азот»

Аннотация:
Учащиеся на английском языке рассказывают о научной деятельности Г. Дэви, а также о «веселящем газе» и азотном отравлении водолазов.
Заголовок:

Модульный урок по теме «Кислород. Озон. Аллотропия»

Аннотация:
Использование технологии модульного обучения даёт возможность сделать школьников активными участниками урока, а не пассивными слушателями, формирует умения работать с учебным материалом, самостоятельно пошагово добывать знания, делать выводы. Автор предлагает разработку модуля для проведения урока в 9-м классе по программе авторов И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской.
Заголовок:

Инновационная технология «Бумеранг»: изучение фосфора

Список литературы:
  1. Ишмухамедов Р., Абдукадыров А., Пардаев А. Инновационные технологии в образовании. — Ташкент, 2008.
  2. Ходиев Б., Голиш Л. Организация методов и приёмов в процессе самостоятельной учёбы. — Ташкент, 2010.
  3. Низомова С. Использование инновационных технологий при обучении химии. — Ташкент, 2011.
Аннотация:
В данной статье дано несколько вид опросов по новой или по пройденной теме. Опрос учеников проводится в групповом виде, индивидуальном виде, с применением наглядных пособий, зарисовок чертежей, экспериментальных задач, а также демонстрационных экспериментов. В результате использования несколько типов педагогических, интерактивных, инновационных методов эффективность обучения возрастает и улучшается качество обучения.
Заголовок:

Обобщение знаний в игровой форме

Аннотация:
Первая часть занятия построена по аналогии с игрой «За семью печатями». Во второй части каждый играет за себя. Темы: научная деятельность Д. И. Менделеева, Периодическая система химических элементов.
Заголовок:

Заметки с международной конференции по химическому образованию

Список литературы:
  1. 1. Baddock M., Bucat R. Effectiveness of a Classroom Chemistry Demonstration using the Cognitive Conflict Strategy // International Journal of Science Education, 2008, v. 30, No. 8, p. 1115–1128.
  2. 2. Жилин Д. М. Инструктивизм и конструктивизм — диалектически противоположные стратегии обучения // Педагогика. — 2011. — № 5. — С. 26–36.
  3. 3. Abraham M. R. Inquiry and the Learning Cycle Approach / Pienta, N. J., Cooper, M. M., Greenbowe, T. J. (Eds). Chemists’ Guide to Effective Teaching. Prentice Hall: Upper Saddle River, NJ, 2005; p. 41–52.
  4. 4. Kirschner P. A., Sweller J., Klark R. E. Why Minimal Guidance During Instruction Does Not Work: An Analysis of the Failure of Constructivist, Discovery, Problem-Based, Experiential, and Inquiry-Based Teaching // Educational Psychologist, 2006, v. 41, No. 2, p. 75–86.
  5. 5. Жилин Д. М. Заметки с международной конференции по химическому образованию // Химия в школе. — 2012. — № 10. — С. 44.
Аннотация:
Участие в конференции позволяет сделать вывод, что на Западе есть довольно много интересных идей, которые можно было бы аккуратно адаптировать для российской системы образования.
Заголовок:

Экспериментальное исследование генетических связей между классами органических соединений.

Список литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. Проект. [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=457 (последнее обращение 10.05.2012).
  2. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. Проект. [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=457 (последнее обращение 10.05.2012).
  3. 3. Аверина А. В., Снегирева А. Я. Лабораторный практикум по органической химии. — М.: Высшая школа, 1980. — 184 с.
  4. 4. Титов Н. А., Оржековский П. А. О формировании осознанных знаний при подготовке к ЕГЭ. // Химия в школе. 2010, № 10. С. 17 – 22.
  5. 5. Аналитический отчёт Федерального института педагогических измерений о результатах ЕГЭ-2011. Химия. [Электронный ресурс]: http://fipi.ru/binaries/1193/2.4.%20him-11-11.pdf )(последнее обращение 12.05.2012).
  6. 6. Нейланд О. Я. Органическая химия. — M.: Высшая школа, 1990. — С. 95 – 96.
  7. 7. Химический состав пищевых продуктов. Кн. 2: Справочные таблицы содержания аминокислот, жирных кислот, витаминов, макро- и микроэлементов, органических кислот и углеводов / Под ред. И.М. Скурихина и М. Н. Волгарева. — М.: Агропромиздат, 1987. — С. 107.
  8. 8. Чичибабин А. Е. Основные начала органической химии. Том II. — М.: Гос. науч.-техн. изд-во химической литературы, 1957. — С. 318 – 321.
  9. 9. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии: методика и техника. — М.: Школьная Пресса, 2000. — С. 73.
Аннотация:
Предложена система химических экспериментов, нацеленных на формирование осознанных знаний школьников о генетических связях между классами органических соединений. Представленная методика организации учебного исследования в форме лабораторных опытов, не требующих специального оборудования, с доступными веществами, непродолжительных по времени, позволяет систематизировать, обобщить и повторить ключевые вопросы органической химии при подготовке школьников к единому государственному экзамену.
Заголовок:

Исследование качества мёда

Список литературы:
  1. Кузьмина К. А. Лечение пчелиным мёдом и ядом. 6-е изд. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1973.
  2. Сушанский А. Г., Лифляндский В. Г. Энциклопедия здорового питания. Т. 1. Питание для здоровья – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
  3. www.medoviy.ru
  4. www.medonosnie.ru
  5. www.beehoney.com.ua
Аннотация:
В данной статье рассматривается проблема фальсификации меда. Описываются различные виды, состав и свойства мёда. Приведена методика исследования качества продукта. Даются рекомендации хранения меда в домашних условиях и определения признаков некачественного товара. В заключение сформулировано правило приобретения натурального продукта.
Заголовок:

К изучению свойств алканов.

Список литературы:
  1. 1. Э.Е. Нифантьев Органическая химия. 11 (10) класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
  2. 2. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2010 – 192 с.
  3. 3. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская Органическая химия. 11 (10) класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.
  4. 4. О.С. Габриэлян Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
Аннотация:
Дано описание нестандартной по содержанию практической работы по теме «Свойства алканов», ориентированной на базовый уровень изучения органической химии. Выполняя работу, учащиеся исследуют процессы горения и галогенирования алканов. Предложенный подход позволяет повысить наглядность обучения при знакомстве с предельными углеводородами. В статье приводятся инструкции по выполнению работы для учащихся и методические указания по проведению работы для учителя.
Заголовок:

История добычи и первичной переработки нефти в России

Список литературы:
  1. Лукьянов П. М. История химических промыслов и химической промышленности России до конца XIX века. Т. 1-3 / под ред. С. И. Вольфковича. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948, 1949, 1951.
  2. Менделеев Д. И. Нефть // Энциклопедический словарь. Т. XXА. Издатели Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – С.-Петербург, 1897. – С. 938-952.
  3. Менделеев Д. И. Сочинения. Т. Х, XI. – Л.; М.: Изд-во АН СССР, 1949.
  4. Менделеев Д. И. Основы химии. – М.; Л.: Гостехиздат, 1932.
Аннотация:
Рассмотрена история добычи и первичной переработки нефти в Российской империи, определены причины, сдерживавшие развитие этой зарождающейся отрасли промышленности. Показан вклад Д. И. Менделеева в развитие «нефтяного дела» в России. Проанализированы взгляды отечественных учёных того времени на природу возникновения нефти.
Заголовок:

Юбилейные даты из истории химии в 2013 г.

Аннотация:
Приведены юбилейные даты из истории химии в 2013 г.
Заголовок:

Из опыта организации проектной деятельности школьников

Список литературы:
  1. 1. Чернобельская Г. М., Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. Из опыта организации проектной деятельности школьников в рамках программы непрерывного образования «Школа-вуз» // Наука и школа. — 2012. — № 2. — С. 112–115.
  2. 2. Farber R. Antacids. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://serendip.brynmawr.edu/sci_edu/farber/pdf/antacid.pdf
  3. 3. Katz D. A. Titration: Standardization of a Base and Analysis of Stomach Antacid Tablets / D. A. Katz, 2009. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chymist.com/Analysis_of_Stomach_antacids151.pdf
  4. 4. Исследование состава и механизма действия антацидных препаратов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://portfolio.1september.ru/work.php?id=594483
Аннотация:
Статья посвящена методике организации проектной деятельности школьников по химии. В качестве примера описан практико-ориентированный проект по исследованию антацидных препаратов.
Заголовок:

Игра «Химическая лихорадка»

Список литературы:
  1. Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга для домашнего чтения. — М.: Химия, 1994.
  2. Штремплер Г. И. Химия на досуге. — М.: Просвещение, 1993.
Аннотация:
Предложена игра, составленная на основе всем известной телевизионной игры «Золотая лихорадка» (8–9-й классы). Для её проведения достаточно урока (40–45 мин), в ней участвует весь класс.
Title:

With believe and hope – entering the New Year.

Summary:
Addressing the readers of the magazine.
Title:

hydrazine derivatives and their meaning in the nature

Summary:
Issues on hydrazine derivatives structure, history of production of the given compounds, natural analogues, and their sources are offered. The indicated natural compounds are used broadly in the medical drugs synthesis.
Title:

Forming universal academic actions: didactic tasks system.

Summary:
Personal and meta-subject results are reached by means of participation of students in different types of activity, including universal academic actions of four blocks: personal, regulative, cognitive, and communicative. Therefore, it is necessary to create a system of didactic knowledge to assimilate chemical content, which provide the opportunity to implement assemblage of UUD at every stage of assimilation. The authors share the experience of development of such a task system through the example of tasks on the subject of “Physical properties of matters with different kinds of bond” (the 9th Form).
Title:

Using of the interactive supporting schemes

Summary:
The methodology of using interactive schemes was suggested for chemistry lessons in the 8-th form. Its central element is the student’s speech development. The dynamics of the student’s speech development and its link with the quality of knowledge was analyzed. The conditions of the successful application of this methodology were investigated.
Title:

Summary:
In order to develop abilities of gifted students a well thought over organization of their independent activity, which is based on the self-activity, consciousness, activity, and initiative of students themselves, provides great opportunities. Different modes of the independent work of academically gifted students have been examined.
Title:

Innovative technologies to work with gifted children

Summary:
The work presents activation’s methods of the educational-cognitive activity of gifted children during introductory stage of chemistry learning with the use of modern information-communication technologies and digital educational resources as well as methodic recommendations to teachers of educational institutions on the use of innovative technologies in the work with children gifted in chemistry.
Title:

And all over again about the Unified State Examination.

Summary:
On the problems of the Uniform State Examination in Chemistry and some proposals on its improving. The idea of the Uniform State Examination was recognized in the 50s of the exam century, but the modern form of the exam was acquired not long ago. the Neverthe legs present sistem appears to be dissatisfying for the teachers, and the problem of its improving is urgent. The analysis of reasons of the modern ESU problems and some proposals on its improving are given in the article.
Title:

Toward the G. M. Chernobelskaya jubilee

Summary:
Galina Marcovna Chernobelskaya has turned her 80. She is a famous scholar, Doctor of Education, professor of the Moscow State Pedagogical University.
Title:

An integrated chemistry and the English language lesson on the subject of “Nitrogen”

Summary:
Student narrate in English about the scientific activity of Humphry Davy, and about nitrous gas and nitrogenous intoxication of scuba divers as well.
Title:

Modular lesson on the subject of “Oxygen. Ozone. Allotrope”

Summary:
Using modular learning technology provides an opportunity to convert students into not passive listeners, but active lesson participants, forms skills to work with academic material, to acquire knowledge step-by-step independently, and to draw conclusions. The author offers the module design to conduct a lesson in the 9th Form on the basis of the program by authors N. I. Novoshinsky, N. S. Novoshinskaya.
Title:

Innovative technology “Boomerang”: phosphorus study

Summary:
In this article several types questioning on new or on previous subject are given. Questioning pupil is conducted in groups and in individual modes by using the visual aids, schemes, drawings, experimental problems, as well as demonstration experiments. During the lessons effectiveness of education will be increased and quality indicators will be achieved by using several types of pedagogical, interactive, innovative methods.
Title:

Knowledge generalization in a game mode

Summary:
The first part of the lesson is build to be analogous with game “Behind seven seals”. In the second part of the lesson everyone plays for oneself. Subjects are as follows: the D. I. Mendeleev’s scientific activity, the periodic system of chemical elements.
Title:

Notes from the International Conference on chemical education

Summary:
Participating the conference allow to draw a conclusion that there are many interesting ideas are there in the West, which would be appropriate to adapt accurately for the Russian system of education.
Title:

Experimental study of genetic relationships between classes of organic compounds.

Summary:
Proposed system chemical experiments aimed at creating a conscious knowledge of students on the genetic relationships between classes of organic compounds. The technique of organization of educational research in the form of laboratory experiments, requiring no special equipment available, short on time, lets you organize, summarize and reiterate the key issues of organic chemistry in preparing students to Unified State Exam.
Title:

Honey quality research

Summary:
Honey falsification issue is perused in the given article. Different honey kinds, composition and properties have been described. Methods of product quality research are provided. Recommendations on keeping honey in household conditions and determining attributes of a defective product are given. In conclusion, the rule of natural product purchasing has been formed.
Title:

On alkanes properties study.

Summary:
Describes a non-standard practical work on «Alkanes properties» for the basic level of organic chemistry. While performing the work, the students investigate the reactions of burning and halogenation of alkanes. The approach helps to better vusialize the saturating hydrocarbons. Also gives instructions to students on how to perform the work and to teachers on how to carry out the class.
Title:

History of oil extraction and primary processing in Russia

Summary:
The history of oil extraction and primary processing in Russian Empire has been analyzed, reasons preventing the development of this arising industry have been determined. The contribution of D. I. Mendeleev into the development of “oil business” in Russia has been shown. There have been analyzed the views of Russian scientists of that time on the nature of oil origination.
Title:

Round anniversaries from chemistry history in 2013

Summary:
Round anniversaries from chemistry history in 2013 are given.
Title:

On Organizing the Research Project Activity of Scholars: Analysis of Stomach Antacid Tablets

Summary:
The article deals with the methods of organizing the research project activity in chemistry at school. The research project based on the analysis of stomach antacid tablets is described.
Title:

List of references:
  1. Gaponenko O. K.. Adress: the town of Surgut, the Tyumen region. Workplace: Secondary school # 32.
Summary:
The game compiled on the basis of known to everybody TV game “The Gold Rush” (the 8th-9th Forms) is offered. One lesson is enough to conduct it (40-45 min), the entire class participates.
Связаться с нами