Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2012 № 9

Русская версия
English version
Заголовок:

Учитель, которому доверяют

Аннотация:
Автор размышляет о своем понимании профессии учителя в современном обществе
Заголовок:

Новый подход в исследовании верхней границы Периодической системы

Спиоск литературы:
  1. 1. Дроздов А. М., Макареня А. А. Статистическая обработка данных Периодической системы химических элементов – метапериод. – Кривой Рог: КГПИ. Деп. в Укр. НИИНТИ 20.05.87.
  2. 2. Кедров Б. М. Теоретические вопросы материалистической диалектики // Вопросы философии. - 1976. - № 12. – С. 52-66.
  3. 3. Щукарев С. А. Неорганическая химия. Т. 1. – М.: Высшая школа, 1970. - С. 5.
  4. 4. Трифонов Д. Н. Моделирование и модели в учении о периодичности / Моделирование в теоретической химии. – М.: Наука, 1975. – С. 98.
  5. 5. Бор Н. Избранные научные труды. Т. 1. – М.: Наука, 1970. – С. 291, 325.
  6. 6. Зоммерфельд А. Строение атома и спектры. – М.: Изд.-во техн.-теор. Литер., 1956. – С. 134.
  7. 7. Трифонов Д. Н. О количественной интерпретации периодичности. – М.: Наука, 1971. – С. 128.
  8. 8. Rydberg I. The originals of the elements and the highfrequency spectra. Phil. Mag, 1914, ser. Vol. 28, p. 144-149.
  9. 9. Щукарев С. А. Некоторые перспективы прогнозирования свойств не открытых ещё сверхтяжёлых элементов / Прогнозирование в учении о периодичности. – М., 1976. – С. 117.
  10. 10. Бронштейн И. Н., Семендяев К. А. Справочник по математике. – М.: Наука, 1965.
  11. 11. Комова Е. Г. Группа химических астероидов. – М.: Просвещение, 1984. – С. 172.
Аннотация:
Данное исследование представляет попытку разработать метод и определить верхнюю границу на основе структуры Периодической системы, полученной Д. И. Менделеевым и развитой И. Ридбергом и Е. В. Бироном.
Заголовок:

Как организовать познавательную деятельность учащихся, Или семь правил успешного обучения

Спиоск литературы:
  1. 1. Ваулина Н. М. Формирование мотивов учения как средства повышения эффективности преподавания химии в школе: дис…. канд. пед. наук. — М., 2003. — С. 149.
  2. 2. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения / Под ред. проф. А. А. Красновского. — М.: Учпедгиз, 1955.
Аннотация:
Актуальной проблемой российского общего образования является организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся. В статье приведены семь правил, выполнение которых позволит учителю организовать учебно-познавательную деятельность учащихся и добиться успеха в обучении химии
Заголовок:

Из опыта организации исследовательской деятельности в классах гуманитарного профиля

Спиоск литературы:
  1. 1. Кузнецов В. И., Третьякова Л. Г. Проблема гуманизации химического образования и поиски путей её решения // Химия в школе. — 1991. — № 4. — С. 25–28.
  2. 2. Каверина А. А. О преподавании химии в классах гуманитарного профиля // Химия в школе. — 1992. — № 5–6. — С. 29–32.
  3. 3. Беликова М. Ю. Использование художественной литературы на уроках и во внеклассной работе // Химия в школе. — 1999. — № 3. — С. 73–80.
  4. 4. Гольдфельд М. Г. Химическая картина природы и межпредметные связи в курсе химии // Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева. — 1983. — № 5. — С. 17–28.
Аннотация:
Организация исследовательской деятельности учащихся гуманитарных классов позволяет развивать их познавательную активность, способствует их самореализации, накоплению собстенного опыта. При выборе предмета исследования для учащихся-гуманиратариев необходимо подчеркивать связь химии с литературой, искусством, историей и повседневной жизнью.
Заголовок:

К изучению первоначальных сведений об органических веществах в курсе 9-го класса

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы изучения раздела «Первоначальные сведения об органических веществах» через призму систематизации материала курса 8-9 класса и возможности подготовки к выполнению заданий ГИА, а также пропедевтики курса органической химии, изучаемого в 10 классе.
Заголовок:

Наш опыт изучения карбоновых кислотность

Аннотация:
Предложена разработка одного из уроков по разделу «Органические соединения» для 9-го класса. На уроке использована технология развития критического мышления.
Заголовок:

Итоговая контрольная работа по теме «Основные понятия об органических веществах»

Аннотация:
В статье представлен вариант контрольной работы по теме «Основные понятия об органических веществах» в 9 классе.
Заголовок:

Особенности окислительно-восстановительных реакций органических соединений

Спиоск литературы:
  1. Березин Б. Д., Березин Д. Б. Курс современной органической химии. — М.: Высшая школа, 1999.
  2. Кудрявцев А. А. Составление химических уравнений. — М.: Высшая школа, 1991.
  3. Марч Дж. Органическая химия: в 4-х т. — М.: Мир, 1987.
  4. Угай Я. А. Общая химия. — М.: Высшая школа, 1997.
Аннотация:
Рассмотрены примеры составления уравнений ОВР для различных классов органических соединений в соответствии с традиционной последовательностью изучения материала органической химии в средней школе.
Заголовок:

Реализация проблемного обучения на уроке по теме «Полимеры»

Спиоск литературы:
  1. 1. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 2. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / Авт.-сост. С. В. Дендебер, О. В. Ключникова. – М.: «5» за знания, 2007.
Аннотация:
Автор предлагает разработку урока химии с использованием блока проблемных ситуаций по теме «Полимеры», прилагает дидактический материал к уроку, рекомендации по организации групповой формы работы учащихся и использованию электронной презентации.
Заголовок:

К изучению гидролиза солей

Спиоск литературы:
  1. Кузнецова Л. М. Химия. 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2006.
  2. Кузнецова Л. М. Новая технология обучения химии. 9 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2006.
  3. Врублевский А. И., Барковский Е. В. Тесты по химии. Химия элементов. – М.: Рольф: Айрис-пресс, 1999.
Аннотация:
Учащиеся узнают, что вследствие гидролиза раствор соли может иметь кислотную, нейтральную или щелочную среду, составляют ионные уравнения и выполняют тестовые задания. В продолжении двух уроков учащиеся проводят опыты, составляют уравнения гидролиза солей и узнают, как сместить равновесие этого обратимого процесса.
Заголовок:

Учебные тексты и тестовые задания к ним

Спиоск литературы:
  1. 1. Аванесов В. С. Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в новых образовательных технологиях. http://testolog.narod.ru/Theory76.html
  2. 2. Ганина Н. В. Тестовые задания по химии практической направленности // Актуальные проблемы химического и естественно-научного образования: III Всероссийская научно-методическая конференция. Сборник материалов. — М.: МАКС Пресс, 2012. — С. 45–46.
Аннотация:
Предлагаются краткие учебные тексты и задания в тестовой форме, по темам «Общие научные принципы химического производства», «Промышленные способы получения веществ» (на примере производства серной кислоты, аммиака, азотной кислоты и чугуна ).
Заголовок:

К решению задач на смеси веществ

Аннотация:
Статья посвящена описанию алгоритмов решения расчетных задач на смеси. Представлены три типа задач и способы их решения.
Заголовок:

Формирование исследовательских умений на начальном этапе изучения химии

Аннотация:
Показано, что для решения задач, стоящих перед современной школой и обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, необходимо усилить роль химического эксперимента как основного метода научного познания, перенести акценты с его иллюстративной функции на эвристическую и исследовательскую. В соответствии с обозначенными подходами предложена методика проведения химических опытов при изучении темы «Первоначальные химические понятия».
Заголовок:

Получение газа в двухколенной пробирке

Аннотация:
Описано использование двухколенной пробирки в качестве прибора для получения газа. В одно колено пробирки насыпают твёрдый реагент, в другое – жидкий. Если нужно получить газ, приливают жидкий реагент к твёрдому. Если нужно остановить реакцию, сливают жидкий реагент с твёрдого обратно. Описаны четыре опыта с водородом с применением данного устройства.
Заголовок:

Проблемно-развивающие опыты по теме «Гидролиз солей»

Спиоск литературы:
  1. 1. Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2007.
  2. 2. Третьяков Ю. Д. Неорганическая химия. – Т. 2. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – С. 97.
  3. 3. Третьяков Ю. Д. Неорганическая химия. – Т. 3. Кн. 2. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – С. 78.
  4. 4. Дендебер С. В., Ключникова О. В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М.: 5 за знания, 2008.
  5. 5. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных экспериментов по химии. Развивающий эксперимент. (Библиотека журнала «Химия в школе»). – М.: Школа-Пресс, 1998.
Аннотация:
Показаны возможности применения методики проблемного обучения химии в 9-м, 11-м классах средней школы. В основу этой методики положены разработанные автором новые школьные химические опыты с растворами солей, подверженных гидролизу. Проблемные ситуации, которые создаются с помощью предлагаемых опытов, должны разрешаться учащимися под руководством учителя на основе теоретического анализа наблюдаемых опытов. Опыты разработаны с целью осуществления на практике основных положений теории проблемного обучения.
Заголовок:

Д. И. Менделеев: детство и гимназические годы

Спиоск литературы:
  1. 1. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (далее ГБУТО ГА в г. Тобольске). - Ф. 156. - Оп. 20. - Д. 93. - Л. 1.
  2. 2. Архив Д. И. Менделеева. Автобиографические материалы. Сб. док. Т. 1. - Л., 1961. - С. 11.
  3. 3. Уральская железная промышленность в 1899 г. - СПб., 1900. - С. 426-427.
  4. 4. Памяти Д. И. Менделеева. Семейная хроника в письмах. - СПб., 1908. - С. 24.
  5. 5. Замахаев С. Н., Цветаев Г. А. Историческая записка о Тобольской гимназии 1789-1889 гг. - Тобольск, 1889. - С. 138.
  6. 6. ГБУТО ГА в г. Тобольске. - Ф. 5. - Оп. 1. - Д. 121. - Л. 20-24.
  7. 7. Михайлова Л. П. Школа Тобольской губернии в конце XVIII - половине XIX вв. // Воспитание учащихся в процессе учебной и внеклассной работы. - Тюмень, 1966. - С. 185.
Аннотация:
Статья посвящена детству и гимназическим годам великого учёного Д. И. Менделеева. Показана историческая среда, в которой шёл процесс воспитания и образования юного Мити Менделеева.
Заголовок:

Занятие по теме «Разделение смесей» с использованием ИКТ

Спиоск литературы:
  1. 1. Литвинова Т. Н., Курятник Л. А. Информационно-коммуникационные технологии на внеклассных занятиях по химии как средство формирования познавательной активности учащихся // Завдання i перспективи навчання хiмii у профiльнiй школi. — Украина, Полтава, Полтавский национальный педагогический университет им. В. Г. Короленка, 2010. — С. 35–39.
  2. 2. Карнажитская Л. А. Модернизация структуры и содержания программы пропедевтического курса химии «Школа юного химика» в связи с переходом на новые образовательные стандарты // Актуальные проблемы химического и экологического образования. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012.
  3. 3. Габайдулина Л. И. Исследовательская деятельность и ИКТ-компетентность учащихся в процессе изучения естествознания // Народное образование, 2007. — № 5. — С. 153–157.
  4. 4. Стародубцев В. А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественно-научном образовании. — Томск: Дельтаплан, 2002.
  5. 5. http://school-collection.edu.ru
  6. 6. Виртуальная лаборатория, 8–11 класс. — Мультимедиа МАРГТУ, 2004.
Аннотация:
Проблема развития познавательной активности школьников является одной из центральных проблем в педагогике, так как успех учебной деятельности во многом зависит от формирования непрерывного и устойчивого интереса к учению на ранних этапах обучения. Разработанная и апробированная в системе дополнительного образования школьников программа курса «Химия в центре наук» для учащихся 5-7 классов направлена на развитие познавательной активности школьников средствами предмета «химия» и информационно-коммуникационных технологий, и, как следствие, на создание благоприятных условий для формирования интереса к химии, понимания ее роли в профессиональном самоопределении. В статье приведена методика проведения урока с использованием ИКТ для учащихся 5 класса на тему «Методы разделения смесей».
Заголовок:

Анализ задач 44-й Междунарожной химческой олимпиады

Аннотация:
Рассмотрены спортивные и научные результаты 44-й Международной химической олимпиады школьников (Вашингтон, июль 2012). Проанализированы избранные задачи теоретического и экспериментального туров и их решения.
Title:

A teacher to trust

Summary:
The author reflects on its understanding of a teacher profession in the modern society
Title:

A new approach to research the upper limit of the Periodic system

Summary:
The given research is a try to develop a method and to determine the upper limit on the basis of the structure of the Periodic system obtained by D. I. Mendeleev and developed further on by J. Rydberg and Ye. V. Biron.
Title:

How to organize the cognitive activity of students, Or seven rules of successful teaching

Summary:
Learning activity of students is the actual problem of education in Russia. The article contains the seven rules, which chemistry teachers would use for improving of students’ learning activity for teaching success.
Title:

Organization of research activity in groups of school students of humanity specialized groups

Summary:
Organization of project-research activity of students of humanity specialization helps to develop cognitive process of students, their self-realization, and accumulation of their own experience. When selecting subjects for research projects for students of humanity specialization, it is necessary to consider approach of integration of chemistry and literature, art, history and everyday life.
Title:

On studying initial data regarding organic matters in the 9th Form course

Summary:
In article methodical approaches to studying of the section «Initial data on organic substances» through a prism of ordering of a material of a course 8-9 of a class and possibility of preparation for performance of GIA tasks, and also course propaedeutics of the organic chemistry studied in the 10th class are offered
Title:

Our experience of carboxylic (alkanoic) acids study

Summary:
The design of one of the lessons from section “Organic compounds” for the 9th Form is offered. Critical thinking development technology is used at the lesson.
Title:

The final test on the theme of “The main ideas about organic matters”

Summary:
The article offers a variant of a test on the theme of “The main ideas about organic matters” in the 9th Form.
Title:

Peculiarities of redox reactions of organic matters

Summary:
Examples of compounding equations of redox reactions for different classes of organic matters in accordance with the traditional sequence of organic chemistry material study in the secondary school are examined.
Title:

Realization of problematic instruction based on the example of lesson “Polymers”

Summary:
The author proposes the development of the lesson of chemistry with the use of a block of problematic situations for the theme “polymers”, applies didactic material to the lesson, recommendations regarding the organization of the group form of the work of students and the use of electronic presentation.
Title:

On studying the salt hydrolysis

Summary:
Students come to know, that due to hydrolysis the salt solution can feature acidic-type, neutral, or alkaline environment; they compound ionic equations and accomplish test tasks. During two lessons students carry out experiments, compounds salt hydrolysis equations and come to know how to shift the balance of this reversible process.
Title:

Academic texts and test tasks for them

Summary:
Is a short educational texts and tasks in the test form, on the theme «General scientific principles of chemical production», «Industrial methods of producing substances» (on the example of the production of sulfuric acid, ammonia, nitric acid and and iron).
Title:

On solving matter concoctions tasks

Summary:
Article is devoted to the description of algorithms of the solution of settlement tasks on a mix. Three types of tasks and ways of their decision are presented.
Title:

Shaping the research skills at the initial stage of the study of chemistry

Summary:
It is shown that in order to meet the challenges facing modern school, designated in federal State educational standard for basic general education, it is necessary to strengthen the role of chemical experiment as the principal method of scientific knowledge, to defer its illustrative function accents on heuristic and research. In accordance with the approaches proposed technique for chemical experiments under the topic "The initial chemical concepts".
Title:

Gas production in a double-throw test tube

Summary:
Landoldt's vessel as an equipment for gas obtaining is described. The solid reacatant is added to one appendix of the vessel and the liquid – to the other. Than the vessel is plugged by a stopper with a gas relief tube. To start the reaction the liquid reactant is poured to the solid. To stop the reaction the liquid is poured out from the solid to the other appendix. The instructional materials for some experiments with hydrogen are attached.
Title:

Problem and developing experiments of the theme of “Salt hydrolysis”

Summary:
Opportunities of applying methods of problem chemistry teaching in the 9th, 11th Forms of secondary school have been shown. New school chemical experiments on salt solutions, which are subject to hydrolysis, developed by the author are taken as a basis of these methods. Problem situations, which are made up with the help of suggested experiments, must be solved by students directed by a teacher on the basis of theoretical analysis of experiments observed. The experiments are developed purposely to implement practically the basic ideas of the problem teaching theory.
Title:

Childhood and school years D. Mendeleeva

Summary:
This article deals with the period of childhood and sholarship of Great Scientist D. Mendeleev. Author describes historical enviroment in wich young Mendeleev brought up and learned.
Title:

A class on the subject of “Unmixing” using ICT

Summary:
The problem of cognitive activity of pupils is one of the central problems in pedagogy as the success of the training activities depends on the formation of a continuous and sustained interest in the teachings of the early stages of learning. We have developed and approved in the further education pupils of the course "Chemistry in the Science Center" for pupils of 5-7 classes, which directed at the development of cognitive activity of schoolchildren by means of the subject "Chemistry" and information and communication technologies, and, consequently, the creating favorable conditions for the formation of interest in chemistry, an understanding of its role in professional self-determination. The article describes a method of conducting a lesson using ICT for pupils of 5 classes on subject matter «Methods of separating mixtures»
Title:

The analysis of the 44th International Chemical Olympiad tasks

Summary:
The competition and scientific results of the 44th International Chemistry Olympiad (Washington, July 2012) are considered. The selected theoretical and experimental problems and their solutions are analyzed.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.