Заголовок:
Новая победа российских школьников
Аннотация:
Рассмотрены спортивные и научные результаты 44-й Международной химической олимпиады школьников (Вашингтон, июль 2012).
Ключевые слова:
Международная химическая олимпиада, задачи по химии.
Заголовок:
Развитие теорий питания: от химии к экологии
Список литературы:
- 1. Адамович А. М., Гранин Д. А. Блокадная книга. - М.: Советский писатель, 1982.
- 2. Чаморовский С. К., Максимычев А. В. Видящий солнце, любящий соль // Химия и жизнь. - 1991. - № 5. - С. 47-53.
- 3. Уголев А. М. Новая теория питания // Наука и жизнь. - 1986. - № 8. - С. 14; № 9. - С. 54. - 1991. - № 2. - С. 44.
- 4. Шаталова Г. С. Выбор пути. - Екатеринбург: Литур, 2002.
- 5. Толстогузов В. Б. Новая пища – фундамент цивилизации будущего // Химия и жизнь. - 1987. – № 4. - С. 66-73.
Аннотация:
В статье освещается история представлений о химии человеческого питания, анализируются соответствующие теории и практики. Рассматриваются результаты экспериментальных исследований механизма пищеварения академиком А.М. Уголевым, основанная на них теория естественного питания и возможные изменения практики нашего питания.
Ключевые слова:
механизмы пищеварения, калорийность, теория естественного питания, фотосинтез, новая диетология.
Заголовок:
О структуре курса химии
Список литературы:
- 1. Менделеев Д. И. Основы химии. — Т. 1. — М., Л.: Государственное издательство, 1927.
- 2. Менделеев Д. И. Заветные мысли. — М.: Мысль, 1995.
Аннотация:
Для организации образовательного процесса необходимо обосновать структуру и содержание школьного курса химии, отвечающего требованиям ФГОС. Практика показывает, что реализация инновационных идей должна происходить при сохранении и развитии лучших традиций российского образования.
Ключевые слова:
системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, структура и содержание школьного курса химии, требования к организации образовательного процесса.
Заголовок:
Урок-практикум по теме «Общие физические свойства металлов»
Аннотация:
Инновационная технология индивидуально ориентированного способа обучения являетсяодной из самых эффективных. Использование этой технологии позволяет адаптировать классно-урочную систему к возможностям и индивидуальным потребностям каждого учащегося. Предложена разработка урока по теме «Общие физические свойства металлов».
Ключевые слова:
металлы, физические свойства металлов, индивидуальная образовательная траектория.
Заголовок:
Из опыта изучения коррозии металлов
Список литературы:
- 1. Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Избранные труды. — М., 1995.
- 2. Габрие¬лян О. С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 2001.
Аннотация:
Выбор групповой формы работы при изучении коррозии металлов обусловлен тем, что такая форма работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки, развивают самостоятельность и ответственность, способность к кооперации и сотрудничеству, повышают креативность. Коррозия металлов – тема, при изучении которой учащимся необходимо, с одной стороны, применить ранее полученные знания о химических свойствах металлов, а с другой стороны, коррозия – явление с которым они сталкивались в жизни. Такое положение урока и позволяет использовать при его проведении групповую форму.
Ключевые слова:
Групповая форма работы, коррозия металлов.
Заголовок:
Урок-игра «Загадочный замок»
Аннотация:
Статья посвящена проблеме развития познавательной активности учащихся, использованию игровых технологий в процессе обучения химии. Предложен урок-игра, который позволяет в занимательной форме провести контроль знаний учащихся по основным классам неорганических соединений, генетической связи между веществами, установить уровень теоретических знаний и практических умений в распознавании веществ, развивает познавательную активность школьника.
Ключевые слова:
игровые технологии, урок-игра, познавательная активность, занимательная форма обучения, классы неорганических соединений, генетическая связь, распознавание веществ.
Заголовок:
Развитие устойчивой мотивации к изучению химии
Список литературы:
- 1. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. — СПб.: Питер, 2011. — С. 221.
- 2. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка: Хрестоматия по психологии. Сост. В. В. Мироненко / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.
- 3. Козлова Г. В. Что нужно помнить педагогу-воспитателю о психологических особенностях учащихся 1–11 классов // Классный руководитель. — 2000. — № 4. — С. 15–53.
- 4. Эльконин О. Б., Давыдов В. В. Возрастные особенности усвоения знаний. — М.: Просвещение, 1966.
- 5. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
- 6. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. — М.: Педагогика, 1984.
- 7. Литвинова Т. Н., Тлехузок С. К. Познавательная химия для начинающих // Химия в школе. — 2009. — № 7. — C. 26–34.
- 8. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. — М.: Издат. центр «Академия», 2006. — С. 65–66.
- 9. Кузнецова Н. Е. Формирование систем понятий при обучении химии. — М.: Просвещение, 1989.
Аннотация:
Проблема мотивации учебной деятельности является сложной, трудно разрешимой, поэтому привлекающей внимание исследователей в области психологии, педагогики, предметной методики, так как успех учебной деятельности во многом зависит от ее мотивации. Разработанная и апробированная программа пропедевтического курса «Познавательная химия для начинающих» для учащихся 5-7-ых классов, направлена на формирование устойчивой мотивации к изучению химии, развитие познавательного интереса школьников, и, как следствие, повышение качества химической подготовки школьников в основной, а затем и старшей школе. В статье приведена методика проведения интегрированного урока для учащихся 6 класса на тему «Смесь» на основе деятельностного подхода.
Ключевые слова:
пропедевтический курс химии, мотивация, интегративный подход, деятельностный подход, интегрированный урок, смеси, процентная концентрация.
Заголовок:
О формировании умения научно обоснованного прогнозирования
Список литературы:
- 1. Менделеев Д. И. Основы химии: 1 том. — М.: Государственное химико-техническое издательство, 1932.
- 2. Гринвуд Н., Эрншо А. Химия элементов. І том. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- 3. Завойский Е. К. Электронный парамагнитный резонанс // Journal of physics, 1945. – № 3. – С.40.
- 4. Насиров Р., Куспанова Б. К., Вельк О. Д., Те Л. А. Роль науки и образования в решении региональных и экологических проблем Каспийского региона // Доклады НАН РК, 2010. — № 2. — С. 98–101.
- 5. Насиров Р. Парамагнетизм нефтей и пород Прикаспия. — М.: Недра, 1993.
- 6. Насиров Р., Султангалиев Г. О. Применение парамагнитных форм марганца и ванадия в осадочных породах для поисков месторождений нефти и газа // Вестник Московского Государственного областного университета, 2009. — № 2. — С. 58–60.
- 7. Насиров Р. ЭПР радиоспектрометрическое исследования парамагнитных ископаемых морских и древных животных западного Казахстана // Вестник НАН РК. — 2010. — № 4. — С.89–94.
- 8. Насиров Р. О парамагнитных концепциях и критериях освоения нефтегазовых месторождений Прикаспийского региона // Доклады НАН РК. — 2010. — № 2. — С. 102–108.
- 9. Султангалиев Г. О., Те Л. А., Насиров Р. ЭПР-спектроскопические исследования биологических отложений Каспия. — Алматы: НАН РК ТОО «Нурай Принт Сервис», 2010.
Аннотация:
В статье раскрыты некоторые приемы прогнозирования химических знаний обучающимися школ и вузов.
Ключевые слова:
прогнозирование, предметные знания, умения, учебная деятельность, история химии.
Заголовок:
О подготовке учащихся к выполнению заданий С2
Список литературы:
- 1. Чертков И.Н. Связь мысленного и реального эксперимента // Химия в школе. – 1987. – № 6 – С. 54-56.
- 2. Денисова В.Г. Методика подготовки учащихся к решению заданий С2 (мысленный эксперимент) ЕГЭ по химии. http://www.it-n.ru
- 3. В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная, Т.В. Сажнева, В.А. Февралева. Химия. Тематические тесты. Новые задания ЕГЭ-2012. Химический эксперимент (С2): учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 92 с.
- 4. Титов Н.А., Оржековский П.А. О формировании осознанных знаний при подготовке к ЕГЭ // Химия в школе. – 2010. – № 10 – С. 17-22.
- 5. Беспалов П.И., Дорофеев М.В. Экспериментальное исследование окислительно-восстановительных реакций // Химия в школе. – 2012. – № 1 – С. 74-80.
Аннотация:
В статье выявлена проблема слабой подготовленности учащихся к выполнению заданий С2 ЕГЭ по химии в форме мысленного эксперимента. Проанализированы причины типичных ошибок учащихся, обусловленные незнанием физических свойств веществ и отсутствием опыта проведения лабораторных опытов. Обуславливается необходимость введения химического эксперимента на этапе подготовки учеников к ЕГЭ. Показано, что выполнение химического эксперимента повысит качество знаний и умений школьников по химии, позволят учителю эффективно подготовить учеников к ЕГЭ.
Ключевые слова:
единый государственный экзамен, мысленный эксперимент, химический эксперимент, подготовка учащихся к ЕГЭ по химии.
Заголовок:
Профильный элективный курс в сетевом сообществе
Список литературы:
- 1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия. — М.: Дрофа, 2011.
- 2. Интерактивный мультимедиаучебник http://www.chemistry.ssu.samara.ru/index.php
- 3. Ахметов М. А. Программа подготовки к ЕГЭ по химии http://www.maratakm.ru/index.files/04.htm
- 4. Виртуальная химическая школа http://www.maratakm.ru/index.files/04.htm
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog
- 5. Московский институт открытого образования: http://www.mioo.ru/ogl.php
- 6. Федеральный институт педагогических измерений: http://www.fipi.ru
- 7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Аннотация:
Материал статьи поможет учителям химии организовать элективный курс по подготовке к ЕГЭ в сетевом сообществе. Курс разбит на 8 тем. В каждой теме предложены повторяемые элементы содержания, теоретический материал, тематическое тестирование. Курс рассчитан на 24 часа и реализуется во II полугодии 11 класса.
Ключевые слова:
преподавание химии, элективный курс, подготовка к ЕГЭ, сетевое сообщество.
Заголовок:
Исследуем коррозию железа
Список литературы:
- 1. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8-9 класссы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
- 2. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10-11 класссы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
- 3. Егоркин В. Ф., Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Внеклассные практические занятия по химии. - М.: Просвещение, 1965.
- 4. Фоулз Г. Лекционные опыты по химии. - М.: Учпедгиз, 1962.
- 5. Хомченко Г. П., Платонов Ф. П., Чертков И. Н. Демонстрационный эксперимент по химии. - М.: Просвещение, 1978.
- 6. Строкатова С. Ф., Лавникова И. В., Андросюк Е. Р. Коррозия металлов: теория и практика // Химия в школе. - 2011. - № 1. - С. 50-56.
Аннотация:
Предложена методика организации учебного исследования при изучении коррозии железа. Особенность данной методики - практическая направленность, наглядность, малые затраты времени.
Ключевые слова:
химический эксперимент, учебное исследование, коррозия железа, условия коррозии, тепловой эффект реакции.
Заголовок:
Проблемные эксперименты: реакции нейтрализации между основными и кислыми солями
Список литературы:
- Сурин Ю. В. Проблемно-развивающие эксперименты с растворами кислых солей // Химия в школе. ‒ 2010. - № 4. - С. 57-64.
- Сурин Ю. В. Проблемные эксперименты по проведению реакции нейтрализации между растворами кислых солей // Химия в школе. – 2011. - № 6. - С. 59-63.
Аннотация:
В работе показаны возможности применения методики проблемного обучения химии в 9-м и 11-м классах средней школы. В основу этой методики положены разработанные автором новые школьные химические опыты с растворами некоторых основных и кислых солей. Проблемные ситуации, которые создаются с помощью предлагаемых опытов, должны разрешать учащиеся под руководством учителя на основе теоретического анализа наблюдаемых опытов.
Ключевые слова:
проблемный химический эксперимент, методика развивающего обучения, теоретический анализ проблемы, новые эксперименты с растворами кислых и основных солей.
Заголовок:
Химический анализ пищевых продуктов
Список литературы:
- Жукова Н. И. Химический практикум с экологической направленностью: Учебное пособие. – Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2001.
- Капустина А. А., Акимова Т. И. Практическое использование химических веществ и материалов: Пособие для учителей химии Приморского края. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1998.
- Руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований / Под ред. Л. Г. Подуновой. - М.: Медицина, 1990.
- Северюхина Т. В., Сентемов В. В. Исследование пищевых продуктов // Химия в школе. - 2000. - № 5. - С. 72-79.
Аннотация:
Правильная организация питания требует знания, хотя бы в самом общем виде, химического состава пищевого сырья и готовых продуктов питания, представлений о способах их получения, о превращениях, которые происходят при их получении, хранении и при кулинарной обработке продуктов, а также сведений о пищеварительных процессах.
Ключевые слова:
химический анализ, пищевые продукты, определение свежести мяса и рыбы.
Заголовок:
Непрерывная технология проектно-исследовательской деятельности
Список литературы:
- 1. Алексеева Л. Н. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4. С. 25-28.
- 2. Арканова В.Н. Организация учебно-исследовательской работы школьников как нетрадиционного метода преподавания // Химия: методика преподавания в школе. – Москва: Изд-во «Школьная пресса». – 2003. – С. 77-80.
- 3. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 4.
- 4. Оржековский П.А. Как помочь учащимся в ходе творческого процесса // Химия. Методика преподавания в школе. – 2001. – № 1. – С. 44.
- 5. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. – 2003. -- № 5. С. 38-47.
- 6. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация // СПб: Питер. 2003. 512 с.
Аннотация:
В статье рассматриваются научно-методические приемы реализации непрерывной технологии проектно-исследовательской деятельности учащихся в области химии. Представлены концептуальные модели организации Летней школы юных химиков и Областного конкурса юных химиков, показана их тесная логическая взаимосвязь. На результатах практического опыта установлено, что предлагаемая технология является высокоэффективной и является ключом к созданию у школьника не только устойчивой положительной мотивации к исследовательской деятельности, но и будущей профессиональной ориентации.
Ключевые слова:
технологии непрерывного образования, проектно-исследовательская деятельность, мотивация, индивидуальная образовательная траектория, Летняя школа юных химиков, Областной конкурс юных химиков.
Заголовок:
Конкурс для девятиклассников «Лучшие химики»
Список литературы:
- Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. — М.: Дрофа, 2006.
- Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. — М.: Химия, 1994.
Аннотация:
В статье представлена разработка внеклассного мероприятия, цель которого - активизировать мыслительную деятельность и познавательную активность обучающихся, добиться развития творческих способностей, повысить интерес учеников к изучаемому предмету с помощью творческих заданий по теме «Металлы», способствующих расширению у школьников кругозора и развитию смекалки, мышления, находчивости, сообразительности.
Ключевые слова:
Металлы, химические и физические свойства, способы получения металлов.
Заголовок:
Аптекарь, открывший шесть химических элементов
Список литературы:
- Биографии великих химиков / Пер. с нем. В. А. Крицмана. – М.: Мир,1981.
- Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. – М.: Высшая школа, 1991.
- Джуа М. История химии / Пер. с итал. Г. В. Быкова. - М.: Мир, 1975.
- Манолов К. Великие химики. В 2 т. Т. 1 / Пер. с болг. -3-е изд., испр., доп. – М: Мир, 1985.
- Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времён до начала XIX в. – М.: Наука, 1969.
Аннотация:
В статье описывается жизнь и научные достижения великого шведского химика Карла Шееле, всю жизнь проработавшего простым аптекарем. Приводится информация о его работе в аптеках Гётеборга, Мальмё, Стокгольма, Упсалы, Чёпинга. Особый акцент сделан на открытиях Шееле, в частности, открытии им шести химических элементов, а также получении кислорода. Обсуждаются причины его ранней смерти.
Ключевые слова:
Карл Шееле, открытие химических элементов.
Заголовок:
Использование нанотехнологий в производстве пищевых продуктов
Список литературы:
- Скурихин И. М., Нечаев А. П. Всё о пище с точки зрения химика. - М.: Высшая школа, 1991.
- Худолей В. В., Мизгирей И. В. Экологически опасные факторы. - Спб., 1996.
- Эмануэль Н. М., Заиков Г. Е. Химия и пища. - М.: Наука, 1986.
- http://www.nanoware.ru/ - официальный сайт потребителей нанотоваров
- http://www.from-ua.com
- http://www.medicus.ru/pats/?cont=article&art_id=4137&toprint
- http://www.tatar-inform.ru/
Аннотация:
Мир нанотехнологий всё активнее внедряется в различные сферы нашей жизни. Пищевая промышленность не исключение: упаковка, состав, питательная ценность и хранение продуктов претерпевают в последнее время очень заметные изменения во многом благодаря применению нанотехнологий. Возрастает количество биологических добавок, производимых на основе частиц нанометрического размера.
Ключевые слова:
нанотехнологии в пищевой промышленности, пищевые добавки, консерванты, антиокислители, загустители, эмульгаторы, усилители вкуса, БАД.