Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2012 № 8

Русская версия
English version
Заголовок:

Новая победа российских школьников

Аннотация:
Рассмотрены спортивные и научные результаты 44-й Международной химической олимпиады школьников (Вашингтон, июль 2012).
Заголовок:

Развитие теорий питания: от химии к экологии

Спиоск литературы:
  1. 1. Адамович А. М., Гранин Д. А. Блокадная книга. - М.: Советский писатель, 1982.
  2. 2. Чаморовский С. К., Максимычев А. В. Видящий солнце, любящий соль // Химия и жизнь. - 1991. - № 5. - С. 47-53.
  3. 3. Уголев А. М. Новая теория питания // Наука и жизнь. - 1986. - № 8. - С. 14; № 9. - С. 54. - 1991. - № 2. - С. 44.
  4. 4. Шаталова Г. С. Выбор пути. - Екатеринбург: Литур, 2002.
  5. 5. Толстогузов В. Б. Новая пища – фундамент цивилизации будущего // Химия и жизнь. - 1987. – № 4. - С. 66-73.
Аннотация:
В статье освещается история представлений о химии человеческого питания, анализируются соответствующие теории и практики. Рассматриваются результаты экспериментальных исследований механизма пищеварения академиком А.М. Уголевым, основанная на них теория естественного питания и возможные изменения практики нашего питания.
Заголовок:

О структуре курса химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Менделеев Д. И. Основы химии. — Т. 1. — М., Л.: Государственное издательство, 1927.
  2. 2. Менделеев Д. И. Заветные мысли. — М.: Мысль, 1995.
Аннотация:
Для организации образовательного процесса необходимо обосновать структуру и содержание школьного курса химии, отвечающего требованиям ФГОС. Практика показывает, что реализация инновационных идей должна происходить при сохранении и развитии лучших традиций российского образования.
Заголовок:

Урок-практикум по теме «Общие физические свойства металлов»

Аннотация:
Инновационная технология индивидуально ориентированного способа обучения являетсяодной из самых эффективных. Использование этой технологии позволяет адаптировать классно-урочную систему к возможностям и индивидуальным потребностям каждого учащегося. Предложена разработка урока по теме «Общие физические свойства металлов».
Заголовок:

Из опыта изучения коррозии металлов

Спиоск литературы:
  1. 1. Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Избранные труды. — М., 1995.
  2. 2. Габрие¬лян О. С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 2001.
Аннотация:
Выбор групповой формы работы при изучении коррозии металлов обусловлен тем, что такая форма работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки, развивают самостоятельность и ответственность, способность к кооперации и сотрудничеству, повышают креативность. Коррозия металлов – тема, при изучении которой учащимся необходимо, с одной стороны, применить ранее полученные знания о химических свойствах металлов, а с другой стороны, коррозия – явление с которым они сталкивались в жизни. Такое положение урока и позволяет использовать при его проведении групповую форму.
Заголовок:

Урок-игра «Загадочный замок»

Аннотация:
Статья посвящена проблеме развития познавательной активности учащихся, использованию игровых технологий в процессе обучения химии. Предложен урок-игра, который позволяет в занимательной форме провести контроль знаний учащихся по основным классам неорганических соединений, генетической связи между веществами, установить уровень теоретических знаний и практических умений в распознавании веществ, развивает познавательную активность школьника.
Заголовок:

Развитие устойчивой мотивации к изучению химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. — СПб.: Питер, 2011. — С. 221.
  2. 2. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка: Хрестоматия по психологии. Сост. В. В. Мироненко / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.
  3. 3. Козлова Г. В. Что нужно помнить педагогу-воспитателю о психологических особенностях учащихся 1–11 классов // Классный руководитель. — 2000. — № 4. — С. 15–53.
  4. 4. Эльконин О. Б., Давыдов В. В. Возрастные особенности усвоения знаний. — М.: Просвещение, 1966.
  5. 5. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
  6. 6. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. — М.: Педагогика, 1984.
  7. 7. Литвинова Т. Н., Тлехузок С. К. Познавательная химия для начинающих // Химия в школе. — 2009. — № 7. — C. 26–34.
  8. 8. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. — М.: Издат. центр «Академия», 2006. — С. 65–66.
  9. 9. Кузнецова Н. Е. Формирование систем понятий при обучении химии. — М.: Просвещение, 1989.
Аннотация:
Проблема мотивации учебной деятельности является сложной, трудно разрешимой, поэтому привлекающей внимание исследователей в области психологии, педагогики, предметной методики, так как успех учебной деятельности во многом зависит от ее мотивации. Разработанная и апробированная программа пропедевтического курса «Познавательная химия для начинающих» для учащихся 5-7-ых классов, направлена на формирование устойчивой мотивации к изучению химии, развитие познавательного интереса школьников, и, как следствие, повышение качества химической подготовки школьников в основной, а затем и старшей школе. В статье приведена методика проведения интегрированного урока для учащихся 6 класса на тему «Смесь» на основе деятельностного подхода.
Заголовок:

О формировании умения научно обоснованного прогнозирования

Спиоск литературы:
  1. 1. Менделеев Д. И. Основы химии: 1 том. — М.: Государственное химико-техническое издательство, 1932.
  2. 2. Гринвуд Н., Эрншо А. Химия элементов. І том. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  3. 3. Завойский Е. К. Электронный парамагнитный резонанс // Journal of physics, 1945. – № 3. – С.40.
  4. 4. Насиров Р., Куспанова Б. К., Вельк О. Д., Те Л. А. Роль науки и образования в решении региональных и экологических проблем Каспийского региона // Доклады НАН РК, 2010. — № 2. — С. 98–101.
  5. 5. Насиров Р. Парамагнетизм нефтей и пород Прикаспия. — М.: Недра, 1993.
  6. 6. Насиров Р., Султангалиев Г. О. Применение парамагнитных форм марганца и ванадия в осадочных породах для поисков месторождений нефти и газа // Вестник Московского Государственного областного университета, 2009. — № 2. — С. 58–60.
  7. 7. Насиров Р. ЭПР радиоспектрометрическое исследования парамагнитных ископаемых морских и древных животных западного Казахстана // Вестник НАН РК. — 2010. — № 4. — С.89–94.
  8. 8. Насиров Р. О парамагнитных концепциях и критериях освоения нефтегазовых месторождений Прикаспийского региона // Доклады НАН РК. — 2010. — № 2. — С. 102–108.
  9. 9. Султангалиев Г. О., Те Л. А., Насиров Р. ЭПР-спектроскопические исследования биологических отложений Каспия. — Алматы: НАН РК ТОО «Нурай Принт Сервис», 2010.
Аннотация:
В статье раскрыты некоторые приемы прогнозирования химических знаний обучающимися школ и вузов.
Заголовок:

О подготовке учащихся к выполнению заданий С2

Спиоск литературы:
  1. 1. Чертков И.Н. Связь мысленного и реального эксперимента // Химия в школе. – 1987. – № 6 – С. 54-56.
  2. 2. Денисова В.Г. Методика подготовки учащихся к решению заданий С2 (мысленный эксперимент) ЕГЭ по химии. http://www.it-n.ru
  3. 3. В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная, Т.В. Сажнева, В.А. Февралева. Химия. Тематические тесты. Новые задания ЕГЭ-2012. Химический эксперимент (С2): учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 92 с.
  4. 4. Титов Н.А., Оржековский П.А. О формировании осознанных знаний при подготовке к ЕГЭ // Химия в школе. – 2010. – № 10 – С. 17-22.
  5. 5. Беспалов П.И., Дорофеев М.В. Экспериментальное исследование окислительно-восстановительных реакций // Химия в школе. – 2012. – № 1 – С. 74-80.
Аннотация:
В статье выявлена проблема слабой подготовленности учащихся к выполнению заданий С2 ЕГЭ по химии в форме мысленного эксперимента. Проанализированы причины типичных ошибок учащихся, обусловленные незнанием физических свойств веществ и отсутствием опыта проведения лабораторных опытов. Обуславливается необходимость введения химического эксперимента на этапе подготовки учеников к ЕГЭ. Показано, что выполнение химического эксперимента повысит качество знаний и умений школьников по химии, позволят учителю эффективно подготовить учеников к ЕГЭ.
Заголовок:

Профильный элективный курс в сетевом сообществе

Спиоск литературы:
  1. 1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия. — М.: Дрофа, 2011.
  2. 2. Интерактивный мультимедиаучебник http://www.chemistry.ssu.samara.ru/index.php
  3. 3. Ахметов М. А. Программа подготовки к ЕГЭ по химии http://www.maratakm.ru/index.files/04.htm
  4. 4. Виртуальная химическая школа http://www.maratakm.ru/index.files/04.htm
  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog
  6. 5. Московский институт открытого образования: http://www.mioo.ru/ogl.php
  7. 6. Федеральный институт педагогических измерений: http://www.fipi.ru
  8. 7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Аннотация:
Материал статьи поможет учителям химии организовать элективный курс по подготовке к ЕГЭ в сетевом сообществе. Курс разбит на 8 тем. В каждой теме предложены повторяемые элементы содержания, теоретический материал, тематическое тестирование. Курс рассчитан на 24 часа и реализуется во II полугодии 11 класса.
Заголовок:

Исследуем коррозию железа

Спиоск литературы:
  1. 1. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8-9 класссы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
  2. 2. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10-11 класссы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
  3. 3. Егоркин В. Ф., Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Внеклассные практические занятия по химии. - М.: Просвещение, 1965.
  4. 4. Фоулз Г. Лекционные опыты по химии. - М.: Учпедгиз, 1962.
  5. 5. Хомченко Г. П., Платонов Ф. П., Чертков И. Н. Демонстрационный эксперимент по химии. - М.: Просвещение, 1978.
  6. 6. Строкатова С. Ф., Лавникова И. В., Андросюк Е. Р. Коррозия металлов: теория и практика // Химия в школе. - 2011. - № 1. - С. 50-56.
Аннотация:
Предложена методика организации учебного исследования при изучении коррозии железа. Особенность данной методики - практическая направленность, наглядность, малые затраты времени.
Заголовок:

Проблемные эксперименты: реакции нейтрализации между основными и кислыми солями

Спиоск литературы:
  1. Сурин Ю. В. Проблемно-развивающие эксперименты с растворами кислых солей // Химия в школе. ‒ 2010. - № 4. - С. 57-64.
  2. Сурин Ю. В. Проблемные эксперименты по проведению реакции нейтрализации между растворами кислых солей // Химия в школе. – 2011. - № 6. - С. 59-63.
Аннотация:
В работе показаны возможности применения методики проблемного обучения химии в 9-м и 11-м классах средней школы. В основу этой методики положены разработанные автором новые школьные химические опыты с растворами некоторых основных и кислых солей. Проблемные ситуации, которые создаются с помощью предлагаемых опытов, должны разрешать учащиеся под руководством учителя на основе теоретического анализа наблюдаемых опытов.
Заголовок:

Химический анализ пищевых продуктов

Спиоск литературы:
  1. Жукова Н. И. Химический практикум с экологической направленностью: Учебное пособие. – Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2001.
  2. Капустина А. А., Акимова Т. И. Практическое использование химических веществ и материалов: Пособие для учителей химии Приморского края. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1998.
  3. Руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований / Под ред. Л. Г. Подуновой. - М.: Медицина, 1990.
  4. Северюхина Т. В., Сентемов В. В. Исследование пищевых продуктов // Химия в школе. - 2000. - № 5. - С. 72-79.
Аннотация:
Правильная организация питания требует знания, хотя бы в самом общем виде, химического состава пищевого сырья и готовых продуктов питания, представлений о способах их получения, о превращениях, которые происходят при их получении, хранении и при кулинарной обработке продуктов, а также сведений о пищеварительных процессах.
Заголовок:

Непрерывная технология проектно-исследовательской деятельности

Спиоск литературы:
  1. 1. Алексеева Л. Н. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4. С. 25-28.
  2. 2. Арканова В.Н. Организация учебно-исследовательской работы школьников как нетрадиционного метода преподавания // Химия: методика преподавания в школе. – Москва: Изд-во «Школьная пресса». – 2003. – С. 77-80.
  3. 3. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 4.
  4. 4. Оржековский П.А. Как помочь учащимся в ходе творческого процесса // Химия. Методика преподавания в школе. – 2001. – № 1. – С. 44.
  5. 5. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. – 2003. -- № 5. С. 38-47.
  6. 6. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация // СПб: Питер. 2003. 512 с.
Аннотация:
В статье рассматриваются научно-методические приемы реализации непрерывной технологии проектно-исследовательской деятельности учащихся в области химии. Представлены концептуальные модели организации Летней школы юных химиков и Областного конкурса юных химиков, показана их тесная логическая взаимосвязь. На результатах практического опыта установлено, что предлагаемая технология является высокоэффективной и является ключом к созданию у школьника не только устойчивой положительной мотивации к исследовательской деятельности, но и будущей профессиональной ориентации.
Заголовок:

Конкурс для девятиклассников «Лучшие химики»

Спиоск литературы:
  1. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. — М.: Дрофа, 2006.
  2. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. — М.: Химия, 1994.
Аннотация:
В статье представлена разработка внеклассного мероприятия, цель которого - активизировать мыслительную деятельность и познавательную активность обучающихся, добиться развития творческих способностей, повысить интерес учеников к изучаемому предмету с помощью творческих заданий по теме «Металлы», способствующих расширению у школьников кругозора и развитию смекалки, мышления, находчивости, сообразительности.
Заголовок:

Аптекарь, открывший шесть химических элементов

Спиоск литературы:
  1. Биографии великих химиков / Пер. с нем. В. А. Крицмана. – М.: Мир,1981.
  2. Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник. – М.: Высшая школа, 1991.
  3. Джуа М. История химии / Пер. с итал. Г. В. Быкова. - М.: Мир, 1975.
  4. Манолов К. Великие химики. В 2 т. Т. 1 / Пер. с болг. -3-е изд., испр., доп. – М: Мир, 1985.
  5. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времён до начала XIX в. – М.: Наука, 1969.
Аннотация:
В статье описывается жизнь и научные достижения великого шведского химика Карла Шееле, всю жизнь проработавшего простым аптекарем. Приводится информация о его работе в аптеках Гётеборга, Мальмё, Стокгольма, Упсалы, Чёпинга. Особый акцент сделан на открытиях Шееле, в частности, открытии им шести химических элементов, а также получении кислорода. Обсуждаются причины его ранней смерти.
Заголовок:

Использование нанотехнологий в производстве пищевых продуктов

Спиоск литературы:
  1. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Всё о пище с точки зрения химика. - М.: Высшая школа, 1991.
  2. Худолей В. В., Мизгирей И. В. Экологически опасные факторы. - Спб., 1996.
  3. Эмануэль Н. М., Заиков Г. Е. Химия и пища. - М.: Наука, 1986.
  4. http://www.nanoware.ru/ - официальный сайт потребителей нанотоваров
  5. http://www.from-ua.com
  6. http://www.medicus.ru/pats/?cont=article&art_id=4137&toprint
  7. http://www.tatar-inform.ru/
Аннотация:
Мир нанотехнологий всё активнее внедряется в различные сферы нашей жизни. Пищевая промышленность не исключение: упаковка, состав, питательная ценность и хранение продуктов претерпевают в последнее время очень заметные изменения во многом благодаря применению нанотехнологий. Возрастает количество биологических добавок, производимых на основе частиц нанометрического размера.
Title:

The new victory of the Russian schoolchildren

Summary:
The competition and scientific results of the 44th International Chemistry Olympiad (Washington, July 2012) are considered.
Title:

The development of the nutrition theories: from chemistry to ecology

Summary:
The aricle is about the history of ideas about human nourishment. The author analyses some specific theories and practices in this field, the results of experimental investigations in the field of digestion mechanism done by academician A.M. Ugolev. Also, the theory of natural nourishment and some changes possible in the field of human nourishment today in accordance with the problems under discussion.
Title:

Regarding the structure of the chemistry course

Summary:
For the organization of educational process it is necessary to prove the structure and chemistry school course content which meets the requirements of Federal state educational standard. Practice shows that the realization of innovative ideas should occur at preservation and development of the best traditions of Russian education.
Title:

Lesson-training on the subject of “The general physical properties of metals”

Summary:
The innovative technology of the individually-oriented method of teaching is one of the most effective. The usage of that technology allows adapting a class-and-lesson system to the opportunities and individual demands of each student. The design of the lesson on the subject of “The General physical properties of metals” is offered.
Title:

From the experience of studying metal corrosion

Summary:
The selection of teamwork method while studying metal corrosion is made conditional on the fact that such way of work at the lesson promotes the progress of critical thinking and adequate self-appraisal of students, develops independence and responsibility, ability to cooperate and collaborate, increase creativity. Metal corrosion is the theme, while studying which students must, on the one hand, apply the knowledge about chemical properties of metals they received earlier, while on the other hand, corrosion is the phenomena they have encountered in their life. This is such position of the lesson, which allows using the teamwork while conducting that lesson.
Title:

Lesson-game “A Mysterious Castle”

Summary:
The article is devoted to the problem of students’ cognitive activity development, use of game technologies in learning chemistry. This is a game-lesson, which allows to control in the entertaining form students knowledge on the basic classes of inorganic compounds, genetic link between matters, set the level of technical knowledge and the practical skills in the detection of substances, develops students cognitive activity.
Title:

Developing the steady motivation to study chemistry

Summary:
The problem of motivation of educational activity is complex, difficultly tractable, therefore attracting the attention of researchers in the field of psychology, pedagogies, a subject procedure as the success of educational activity in much depends on its motivation. We have developed and approved the program of a propaedeutic course « Cognitive chemistry for beginners » for pupils 5-7 the classes, directed on progress of cognitive interest pupils, formation of stable motivation to studying chemistry, and, as a trace, improvement of quality of chemical preparation of students basically, and then and the senior school. In given article we result a procedure of carrying out of the integrated lesson for pupils 6 classes on subject matter « the Mixture – non-uniform system » on the basis of activity the approach.
Title:

Development of student's science-based forecasting of chemistry knowledge

Summary:
The article reveals some methods of forecasting chemistry knowledge by students of schools and universities.
Title:

The research on problems of student’s training for the tasks C2

Summary:
The problem of pupil’s weak preparation for C2 tasks of Chemistry’s Common State Examination in the form of a conceived experiment is revealed in the article. Reasons for typical pupil’s mistakes caused by lack of knowledge of physical characteristics and deficiency of laboratory experiments are analyzed. The necessity of introduction of chemical experiment during the CSE training period is determined. Running the chemical experiment will improve the level of pupils knowledge and skills in Chemistry and will allow the teacher to train pupils for Common State Exam effectively.
Title:

A profession-oriented elective course in the network community

Summary:
The materials of the article help teachers of chemistry to organize elective course “Training for Universal State Exam on Chemistry” in online community. The elective course contains 8 units. Each unit includes theoretic materials, special training tests and system of main chemical definitions. The elective course takes 24 hours in the second semester in 11th form.
Title:

We investigate iron corrosion

Summary:
The technique of the organization of educational research is offered when studying corrosion of iron. Feature of a technique is the practical orientation, presentation, small expenses of time.
Title:

Problem experiments: neutralization reactions between basic and acidic salts (subsalts and supersalts)

Summary:
Opportunities of using methods of problem chemistry training in the 9th and 11th Forms of secondary school have been shown in the work. New school chemical experiments on solutions of some basic and acidic salts (subsalts and supersalts) developed by the author are the basis of this teaching methodology. Problem situations created with the help of experiments offered, must be solved by students directed by the teacher on the basis of theoretical analysis of experiments observed.
Title:

Chemical analysis of foodstuffs

Summary:
The right diet organization demands the knowledge, even in its most general way, of the chemical composition of the food raw materials and ready-to-use food stuffs, ideas regarding ways of their production, about changes, which take place during their production, storage and culinary processing of foodstuffs as information about digesting processes as well.
Title:

Technology of Continuing Research Work

Summary:
The article examines the scientific and systematic ways of implementing continuous technology of project and research activity of students in the field of chemistry. The concept models of organizing the Summer school of young chemists and the Regional contest of young chemists are presented, ant their tight logical links are shown. With the help of the practical experience results it has been determined that the offered technology is highly effective one and it is a key to create student’s positive motivation not only to research activity, but to professional orientation as well.
Title:

The contest for the 9th Form students “The Best Chemists”

Summary:
The paper presents the development of extracurricular activities, whose purpose - increase mental activity and cognitive activity of students, to achieve the development of creative abilities, enhance the interest of pupils to the subject with creative assignments on the "Metals", contributing to the expansion of a school vision and development savvy, thinking, resourcefulness and ingenuity.
Title:

Apothecary, who open six chemical elements

Summary:
The life and scientific achievements of the great Swedish chemist Karl Scheele, who worked entire life as simple pharmacist, describes in article. Data about his work in pharmacies in Gothenburg, Malmo, Stockholm, Uppsala and Köpingand Köping are discussed. Particular emphasis is placed on the discoveries of Scheele, in particular the discovery of six chemical elements, as well as the obtaining of oxygen. The reasons for his early death are discussed too.
Title:

Using nanotechnologies to produce foodstuffs

Summary:
The world of nanotechnologies penetrates different spheres of our everyday life more and more actively. And food industry is not exclusion: the packaging, ingredients, nutrition value, and food storage experience very noticeable changes lately to the great extent due to the application of nanotechnologies. The number of biologically active additives produced on the basis of nanometric size particles, keeps increasing.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.