Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2012 № 6

Русская версия
English version
Заголовок:

Резолюция Первого Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии

Аннотация:
Программный комитет Первого Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии представляет резолюцию съезда.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Профсоюза работников образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей.
Заголовок:

Состояние и тенденции развития химической промышленности

Аннотация:
Последние десятилетия химические технологии неуклонно развиваются. Однако это развитие до сих пор не нашло отражения в школьных учебниках: излагаемые в них представления о химической технологии безнадёжно устарели. Рассматриваются современные тенденции развития химической промышленности.
Заголовок:

ФГОС как инструмент модернизации системы образования

Спиоск литературы:
  1. 1. www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii
  2. 2. Каверина А. А., Зуева М. В., Корощенко А. С., Иванова Р. Г., Минченков Е. Е., Оржековский П. А. и др. Химия (Проект нормативного документа) // Учебные стандарты школ России. Математика. Естественно-научные дисциплины. — М.: Прометей, 1998. — С. 114–147.
  3. 3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование. — М.: Министерство образования РФ, 2004.
  4. 4. www.standart.edu.ru
  5. 5. Шалашова М. М. Компетентностный подход: ипроблемы и перспективы // химия в школе. — 2012. — № 3. — С. 4–9.
Аннотация:
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования значительно отличаются от ранее действующих документов. Их реализация потребует внесения существенных изменений в образовательный процесс. В тоже время не каждый учитель понимает в чем различия ФГОС и каково их содержание? В данной статье авторы раскрывают данные аспекты, предлагают основные направления достижения требований ФГОС.
Заголовок:

Роль визуальных образов в системном формирование понятий «гомология» и «изомерия»

Спиоск литературы:
  1. 1. Арнхейм P. Визуальное мышление: Хрестоматия по общей психологии [Электрон. ресурс]. — М.: МГУ. — Режим доступа: http://strider.ru/2007/03/19/115. — (24.04.2008).
  2. 2. Гриндер М., Ллойд Л. Исправление школьного конвейера. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  3. 3. Мусенова Э. А., Ахметов М. А. Диагностика индивидуальных стилей мышления учащихся: методическое пособие. — Ульяновск: УИПКПРО, 2008.
Аннотация:
В статье представлена методика использования визуального представления «гомологической разности» в сочетании с численным представлением в системном формировании понятий «гомология» и «структурная изомерия». Построенная система знаний позволяет учащемуся решать расчетные задачи на вывод формулы органического вещества альтернативным методом, если рациональный метод решения не был определен.
Заголовок:

О философском значении периодического закона

Спиоск литературы:
  1. Будрейко Н. А. Философские вопросы химии. — М.: Высш. шк., 1970.
  2. Макареня А. А. Повторим химию: для поступающих в вузы: Практ. пособие. — М.: Высш. шк., 1989.
  3. Шептулин А. П. Диалектический метод познания. — М.: Политиздат, 1983.
Аннотация:
Теоретическую основу химии составляет периодический закон. В школьном курсе химии следует обращать больше внимания на значение этого фундаментального закона природы, философское осмысление его значения.
Заголовок:

Контрольная работа в формате ЕГЭ

Аннотация:
Предложены 3 варианта контрольной работы по теме «Строение атома» в 11 классе в формате ЕГЭ с ответами.
Заголовок:

Из опыта изучения классификации неорганических соединений

Аннотация:
В статье предложена схема, иллюстрирующая связь между темами "Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева" и "Классификация неорганических соединений", с рекомендацией изучать эти темы последовательно друг за другом. Использование этой схемы в качестве учебного материала позволяет легче понять генетическую связь между всеми классами неорганических веществ, а затем и более сложные вопросы химической теории, с возможностью в дальнейшем решать практические задачи любой сложности.
Заголовок:

К методике выполнения заданий на генетическую связь веществ

Аннотация:
Рассмотрена классификация цепочек превращения веществ и подходы к выполнению заданий на генетическую связь веществ.
Заголовок:

Из опыта развития коммуникативной культуры учащихся

Спиоск литературы:
  1. Гиндилис Н. Л. Ценности современных старшеклассников и понятие «дети индиго» // Дети Нового Сознания. Материалы Международной научно-общественной конференции. — М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2007.
  2. Кривченко Т. А. Коммуникативная культура человека как объект специального формирования в воспитании // Классный руководитель. — 2002. — № 5. — С. 132–143.
  3. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. — М.: Просвещение, 1995.
Аннотация:
Автор рассматривает возможности формирования коммуникативной культуры учащихся с использованием Microsoft Office Publisher на примере курса химии 8–9-го классов, разработанного О. С. Габриеляном.
Заголовок:

Как мы изучаем реакцию нейтрализации

Аннотация:
При знакомстве с классификацией неорганических соединений особое внимание необходимо уделить реакции нейтрализации – солеобразования. Это позволит избежать формального подхода к составлению формул солей и упростит изучение химических свойств, характерных для каждого класса соединений.
Заголовок:

Правила противопожарной безопасности: игра для учащихся 5-го класса

Аннотация:
Предложен урок-игра для учащихся 5-го класса. Она состоит из пяти конкурсов и рассчитана на 60 мин.
Заголовок:

Оценка антропогенных воздействий на окружающую среду в ходе выполнения заданий

Спиоск литературы:
  1. Исидоров В. А. Экологическая химия. — СПб: Химиздат, 2001.
  2. Сметанин В. И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления. — М.: Колос, 2000.
  3. Экология. Учеб. пособ. / Под ред. проф. В. В. Денисова. — Ростов н/Д.: Март, 2002.
Аннотация:
Изучение вопросов химии окружающей среды чрезвычайно актуально, в связи с необходимостью экологизации образования, связанной с условиями жизни в современном обществе. Автором сделана подборка интересных заданий на качественную и количественную оценку антропогенных воздействий на окружающую среду, которые могут использоваться на уроках химии, включаться в содержание олимпиад, рассматриваться на элективных курсах.
Заголовок:

Вариативный эксперимент “Взаимодействие магния с водой”

Аннотация:
Данная статья представляет обзор вариантов демонстрационных опытов, иллюстрирующих реакцию магния с водой. Приведены все известные в литературе опыты по этой теме, предложены варианты опытов, разработанные авторами статьи. К опытам даётся методический комментарий. Разъясняется понятие «вариативный эксперимент» и его дидактическая функция. Все предлагаемые варианты опытов неоднократно проверены авторами на практике.
Заголовок:

Правила электро- и пожаробезопасности при работе в кабинете химии

Аннотация:
Приведены подробные правила электро- и пожаробезопасности при работе в кабинете химии.
Заголовок:

Количественное определение витамина P в различных сортах чая

Спиоск литературы:
  1. 1. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 2002.
  2. 2. Строев Е. А. Биологическая химия. - М.: Высшая школа, 1986.
  3. 3. Петровский К. С. Как улучшить внутреннюю среду? // Химия и жизнь. - 1981. - № 11. - С. 44–47.
  4. 4. Кнорре Д. Г., Мызина С. Д. Биологическая химия. - М.: Высшая школа, 2000.
  5. 5. Кухта В. К., Морозкина Т. С., Таганович А. Д., Олецкий Э. И. Основы биохимии. - М.: Медицина, 1999.
  6. 6. Северин Е. С., Алейникова Т. Л., Осипов Е. В. Биохимия. - М.: Медицина, 2000.
  7. 7. Тюкавкина Н. А., Бауков Ю. И. Биоорганическая химия. - М.: Медицина, 1985.
  8. 8. Уайт А., Хендлер Ф., Смит Э. и др. Основы биохимии: в 3 т. - М.: Мир, 1981.
  9. 9. Химические основы жизни: текст лекций / Антина Е. В., Чистяков Ю. В. - Иваново, 1995.
  10. 10. Химические основы жизни: учебно-методическое пособие к лекционному курсу / Румянцев Е. В., Антина Е. В., Чистяков Ю. В. - Иваново, 2003.
  11. 11. Минделл Э. Справочник по витаминам и минеральным веществам. - М.: Медицина и питание, 1997.
  12. 12. Химические основы жизнедеятельности: лабораторный практикум / Антина Е. В., Чистяков Ю. В. - Иваново, 1994.
  13. 13. Назаров Н. Г. Метрология. Основные понятия и математические модели. - М.: Высшая школа, 2002.
Аннотация:
В статье представлена научно-исследовательская работа учащихся 7-го класса по теме «Количественное определение витамина P в различных сортах чая», выполненная на кафедре аналитической химии Ивановского государственного химико-технологического университета согласно программе взаимодействия средней и высшей школы, успешно реализуемой в Ивановской области. Сотрудничество средней и высшей школы в области организации научно-исследовательской деятельности учащихся - важный этап реализации методической системы педагогической поддержки одарённых детей на пропедевтическом этапе изучения химии.
Заголовок:

Применение цифрового видеоэксперимента при формировании естественно-научной грамотности

Спиоск литературы:
  1. 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  2. 2. http://www.fcior.edu.ruhttp://www.fcior.edu.ru
  3. 3. http://www.school-collection.edu.ruhttp://www.school-collection.edu.ru
  4. 4.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c83a1a0-c8f8-72e3-c1a6-8d94d09e115c/index.htm
  5. 5.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09a73a26-340a-0743-b42d-d2372b78657b/index.htm
  6. 6.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2885e5d7-f8c6-6109-765f-47006109c14e/index.htm
  7. 7.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9543e984-9963-c0f8-83de-72b439970be1/index.htm
  8. 8.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/17806d58-ddfb-3b84-450b-54137a483de4/index.htm
  9. 9. Любимцев В. В. Вопросы и ответы. — М.: Дрофа, 1995.
  10. 10. http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm
Аннотация:
Предложена методика применения цифровых образовательных ресурсов на этапах изучения нового материала, обобщения и систематизации. Описаны приёмы формирования коммуникативных, регулятивных и познавательных умений.
Заголовок:

Естественно-научные и педагогические идеи М. В. Ломоносова

Спиоск литературы:
  1. Ишлинский А. Ю, Павлова Г. Е. М. В. Ломоносов – великий русский ученый. – М.,1986.
  2. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании / Сост. Т. С. Буторина. – М., 1991.
  3. Макареня А. А. Избранные труды. Т. 1. - Тюмень: ТИГИРРО, 2000.
  4. Слово о пользе химии, в Публичном Собрании Имперской академии наук сентябрь 6 дня 1751 года говоренное Михайлом Ломоносовым // История педагогики в России: Хрестоматия. – М., 1999. - С. 87-88.
Аннотация:
Михаил Васильевич Ломоносов внёс значительный вклад в развитие отечественной науки и просвещения. Учёный-энциклопедист совмещал в себе дар теоретика, экспериментатора, педагога. Многогранный талант М. В. Ломоносова коснулся всех сторон науки, культуры того времени. Он известен как физик, химик, геолог, астроном, географ, технолог, философ, историк, филолог, литератор.
Заголовок:

Школьное химическое общество

Аннотация:
Автор рассказывает о работе школьного химического общества. Цель его — содействие в удовлетворении познавательных потребностей учащихся и пропаганда химической науки как средства для создания экологически чистой среды обитания. Выделены основные направления его деятельности.
Заголовок:

Научное общество учащихся как форма интеграции основного и дополнительного образования

Аннотация:
В качестве перспективной формы интеграции основного и дополнительного образования можно назвать создание на базе образовательных учреждений научных обществ учащихся. Согласно стандартам образования второго поколения их деятельность считается частью основного образовательного процесса.
Title:

The Resolution of the First All-Russian Congress of Chemistry Teachers and Instructors

Summary:
The Program committee of the First All-Russia Congress of Chemistry Teachers and Instructors introduces the Congress Resolution.
Title:

And what does the law say…?

Summary:
The Deputy Head of the legal department of the apparaatus of the Trade Union of the Education and Science of the Russian Federation is answering our readers’ questions.
Title:

The chemical industry state and trends of development

Summary:
For the latest several decades chemical technologies keep developing steadily. But this development hasn’t been reflected in school academic textbooks till nowadays so far: recounted in them ideas about chemical technology have become hopelessly obsolete. Modern tendencies of the chemical industry development are examined.
Title:

the Federal State standard on education as a tool to modernize the educational system

Summary:
Federal state educational standards of basic general education greatly differ from former functional documents. It is necessary to make significant changes in the educational process for their realization. At the same time not every teacher understands the distinction of FSES and their contents. The authors of the present paper reveals the above mentioned problems and offer basic directions to achieve the requirements of FSES.
Title:

The Role of Visual Models in a System Forming such Concepts as «Homologous Series» and «Constitutional Isomerism»

Summary:
The article represents the system of using visual idea about «homologous difference» together with numeral notion in a system teaching “homologous series” and “constitutional isomerism”. Such knowledge system allows students to do calculation sums and determine organic compounds formulas in another way if a rational solution can’t be found.
Title:

About the philosophical meaning of the periodical law

Summary:
The periodical law is the theoretical basis of chemistry. In the school course of chemistry more attention should be paid to the meaning of this fundamental law of nature, philosophical comprehension of its meaning.
Title:

Control work in the format of exam

Summary:
We propose 3 options control work on "Atomic Structure" in the 11th grade in exam format with the answers.
Title:

About studying a theme "Classification of inorganic compounds”

Summary:
The scheme illustrating connection between themes "Mendeleev's Periodic Table" and "Classification of inorganic compounds", with the recommendation to study these themes consistently one after another is offered in this article. Appliance of this scheme as a teaching material allows easier understanding of genetic connection between all classes of inorganic compounds and then more complicated questions of chemical theory with an opportunity in further to solve practical sums of any complexity.
Title:

On methods of accomplishing tasks on the subject of genetic link between substances

Summary:
The classification of matter transformation chains and approaches to accomplish tasks on the subject of the generic bond of matters have been examined.
Title:

Sharing the experience of developing communicative culture of students

Summary:
The author examines the opportunities of forming the communicative culture of students using Microsoft Office Publisher with the help of the example of the chemistry course for the 8-9 Forms, developed by O.S. Gabrielyan.
Title:

The way we study the neutrality reaction

List of references:
  1. When getting acquainted with the classification of inorganic matters, special attention should be paid to the reaction of neutrality – salt formation. This will allow avoiding the formal approach to the composing salt formulas and will make studying chemical properties typical for each class of compounds easier.
Summary:
The reaction of neutrlization, salification, genetic coonnection.
Title:

Fire-prevention rules: the game for the 5th Form students

Summary:
The lesson in the game mode for the 5th Form students is offered. It consists of five contests and counted on 60 minutes.
Title:

Task on qualitative and quantitative estimation of the anthropogenic affecting environment

Summary:
Studying of chemistry questions of environment extraordinarily topically, in connection with the necessity of ecologization of education, to the life related to the terms in modern society. The author did the selection of interesting tasks on qualitative and quantitative estimation of the anthropogenic affecting environment, which can be used on the lessons of chemistry, join in maintenance of olympiads, viewing on courses.
Title:

Varied experiment “Magnesium and water reaction”

Summary:
The given article is the survey of variants of demo-tests, which illustrate the magnesium and water reaction. All known in the literature tests on this subject are given, variants of tests, developed by this article authors, are offered. Methodic comments of experiments are given. Term “varied experiment” and its didactic function has been clarified. All offered variants of experiments have been practically checked by the authors more than once.
Title:

Rules of electrical and fire safety at work in the office of Chemistry

Summary:
Detailed rules of electro- and fire safety when working in the chemistry classroom are provided.
Title:

Quantitative detection of vitamin P in different sorts of tea

Summary:
The article offers a scientific and research work of the 7th Form students on the subject of the “Quantitative detection of vitamin P in different sorts of tea”, accomplished at the department of analytical chemistry of the Ivanovo state chemical and technological university according to the program of interaction of the secondary and higher school, which has been accomplished successfully in the Ivanovo region. The collaboration of the secondary and higher school in the sphere of organizing R&D activity of students is an important stage of implementing methodical system of pedagogical support of gifted children at the propaedeutic stage of studying chemistry.`
Title:

The literacy videoeksperimenta in the formation of scientific literacy

Summary:
The technique of digital educational resources on the stages of learning new material, generalization and systematization. We describe the formation of communicative techniques, regulatory and cognitive abilities.
Title:

Natural-scientific and pedagogical ideas of M.V. Lomonosov

Summary:
Mikhail Vasilyevich Lomonosov has contributed significantly into the progress of the national science and enlightenment. A scholar of encyclopedic knowledge combined the gift of a theorist, experimentalist, and pedagogue. The multi-faceted talent of M.V. Lomonosov has touched all sides of science, culture of that time. He is famous as a physicist, chemist, geologist, astronomer, geographer, technologist, philosopher, historian, philologist, and a literary man.
Title:

School chemical society

Summary:
The author narrates about the operation of a school chemical society, which purpose is to promote the satisfaction of cognitive needs of students and propaganda of the chemical science as a mean to create ecologically clean environment. Main directions of its activity are highlighted.
Title:

A student scientific society as a form of the compulsory and supplementary education integration

Summary:
Creating student scientific societies on the basis of the educational institutions may be named as a perspective form of the compulsory and supplementary education integration. According to the standards of the second generation on education their activity is considered to be a part of the educational process.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.