Заголовок:
«Химия в школе»: вчера, сегодня, завтра
Аннотация:
Статья написана по случаю 75-летнего юбилея журнала «Химия в школе».
Ключевые слова:
Журнал «Химия в школе», юбилей журнала.
Заголовок:
Стереохимическое строение неорганических веществ
Список литературы:
- Гиллеспи Р. Геометрия молекул / Пер. с англ. Под ред. Ю. А. Пентина. – М.: Мир, 1975.
- Картмелл Э., Фоулс Г. В. Валентность и строение молекул / Пер. с англ. Под ред. М. В. Базилевского. – М.: Химия, 1978.
- Корольков Д. В. Основы неорганической химии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
- Лидин Р. А. Константы неорганических веществ: справочник / Р. А. Лидин, Л. Л. Андреева, В. А. Молочко / Под ред. Р. А. Лидина. – М.: Дрофа, 2006.
- Минкин В. И., Симкин Б. Я., Миняев Р. М. Теория строения молекул / Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 1997.
- Николаев Л. А. Современная химия: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1970.
- Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. В 2-х т. - Т. 1 / Пер. с англ. – М.: Мир, 2002.
- Шрайвер Д., Эткинс П. Неорганическая химия. В 2-х т. - Т. 1 / Пер. с англ. – М.: Мир, 2004.
Аннотация:
Статья посвящена стереохимии неорганических соединений. Рассказывается о теории ОЭПВО. Простой метод, позволяющий предсказывать форму ковалентных соединений – теория отталкивания электронных пар валентных орбиталей, которая состоит в том, что расположение атомов вокруг центрального атома определяется отталкиванием между электронными парами валентных орбиталей центрального атома.
Ключевые слова:
теория ОЭПВО, стереохимия неорганических веществ, циклические и нециклические неорганические структуры.
Заголовок:
Как оценивать результаты проектной деятельности
Список литературы:
- 1. Заграничная Н. А. К оценке результатов учебной экспериментальной деятельности // Химия в школе. — 2010. — №7.
- 2. Заграничная Н. А. О метапредметных результатах изучения школьного курса химии // Химия в школе. — 2011. — № 4.
- 3. Заграничная Н. А. Из опыта диагностики метапредметных результатов обучения // Химия в школе. — 2011. — № 8.
- 4. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов — технология компетентностно-ориентированного образования. — Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2006.
Аннотация:
В статье рассматриваются некоторые аспекты оценивания результатов проектной деятельности учащихся основной школы в соответствии c требованиями образовательного стандарта второго поколения.
Ключевые слова:
проектная деятельность, метапредметные результаты обучения, оценочные средства.
Заголовок:
Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся
Список литературы:
- 1. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- 2. Божович Е. Д. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения и принципы построения контрольно-диагностических заданий // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сборник научных трудов / Под ред. Е. Д. Божович. — М.: Новая школа, 1995.
- 3. Иванов Д. А. Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе // Школьные технологии. — 2008. — № 1. — С. 149–158.
- 4. Нечитайлова Е. В. Об использовании WEB-квестов в процессе обучения // Химия в школе. — 2007. — № 6. — С. 26–29.
Аннотация:
В статье говорится о необходимости мониторинга как предметных, так и метапредметных знаний и навыков учащихся на каждом этапе изучения. В качестве инструмента промежуточного контроля автор предлагает использование контрольно-диагностических материалов. Для разработки таких материалов в статье приведены критерии оценивания и психолого-педагогические требования. Автор приводит примеры контрольно-измерительных материалов по химии. Как итоговый этап мониторинга предложена разработка контрольной работы по химии на основе таксономии учебных целей Б.Блума.
Ключевые слова:
мониторинг, промежуточный контроль, контрольно-диагностические материалы, обучение химии, критерии оценивания.
Заголовок:
Индивидуальные маршруты на коллективных учебных занятиях
Список литературы:
- 1. Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения: монография. — Красноярск, 2010.
- 2. Лебединцев В. Б., Горленко Н. М., Запятая О. В., Клепец Г. В. Новые модели обучения в малочисленных сельских школах: институциональные системы обучения на основе индивидуальных учебных маршрутов и индивидуальных образовательных программ учащихся: методическое пособие / Под ред. В. Б. Лебединцева. — Красноярск, 2010.
- 3. Модифицированные программы для разновозрастных коллективов на ступени основного общего образования. Биология. Химия. География: методическое пособие / В. Б. Лебединцев [и др.]. — Красноярск, 2009.
- 4. Мкртчян М. А. Методики коллективных учебных занятий // Справочник заместителя директора школы. — 2010. — № 12. — С. 50–63; 2011. — № 1. — С. 55–64. — URL: http://menobr.ru.
- 5. Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. — 2005. — № 4. — С. 102–112.
- 6. Лебединцев В. Б., Горленко Н. М. Позиции педагогов при обучении по индивидуальным образовательным программам // Народное образование. — 2011. — № 9. — С. 224–231.
Аннотация:
Всё отчетливее осознаётся общественная потребность в обучении по индивидуальным программам, но в условиях совместной деятельности. Авторы раскрывают особенности коллективных учебных занятий, делятся опытом составления и реализации индивидуальных учебных маршрутов на занятиях по химии, представляют средства нелинейного структурирования содержания учебной программы (маршрутно-логические схемы), описывают некоторые методики организации учебной деятельности в парах и группах, приводят примеры дидактического материала.
Ключевые слова:
коллективное учебное занятие, индивидуальный учебный маршрут, индивидуальная программа, методики коллективных учебных занятий, маршрутно-логическая схема.
Заголовок:
Урок-семинар «Природные источники углеводородов»
Аннотация:
С целью воспитания информационной культуры гимназистов разработаны уроки-семинары по разным дисциплинам. Один из них предложен вниманию читателей. Он проводится после изучения темы «Углеводороды» и рассчитан на 2 ч.
Ключевые слова:
природный газ, нефть, каменный уголь.
Заголовок:
Урок-аукцион по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»
Аннотация:
Предложен урок в форме необычного аукциона – аукциона знаний.
Ключевые слова:
Периодическая система, химические элементы.
Заголовок:
Химическая головоломка «От А до С»
Аннотация:
Головоломка составлена на примере типичных заданий ЕГЭ по химии. Она поможет выпускникам в повторении и закреплении отдельных вопросов ЕГЭ.
Ключевые слова:
ЕГЭ, подготовка к ЕГЭ.
Заголовок:
Решение задач по стехиометрической схеме
Аннотация:
Рассмотрено решение некоторых задач с использованием стехиометрических схем.
Ключевые слова:
расчётная задача, стехиометрическая схема, химический процесс.
Заголовок:
Из опыта формирования процедурных знаний в процессе решения задач
Аннотация:
В процессе обучения процедурные знания могут быть представлены в различных формах: индивидуальной стратегии решения задачи, памятки по управлению учебными действиями, обобщающей схемы, содержащей различительные действия для реализации успешной познавательной стратегии и т. д. В статье подробно рассмотрена такая форма процедурных знаний, как индивидуальная стратегия.
Ключевые слова:
типы знаний, типы задач.
Заголовок:
Вопрос из подслушанного разговора, или Почему фенолфталеин не изменил окраску?
Аннотация:
Для ответа на этот вопрос придётся сначала вспомнить, как работают кислотно-основные индикаторы. Большинство из них относятся к очень слабым органическим кислотам или основаниям. В водном растворе такие слабые кислоты незначительно диссоциируют. В растворе эти две формы находятся в равновесии. Добавление кислоты или щёлочи нарушает это равновесие, что вызывает накопление в растворе одной из форм индикатора, окраску которой мы и наблюдаем.
Ключевые слова:
водный раствор, гидролиз, индикатор, окраска индикатора, область перехода окраски индикатора, показатель титрования.
Заголовок:
Химический эксперимент как средство формирования критического мышления
Список литературы:
- 1. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983.
- 2. Perry W. G. Jr. Forms of Intellectual and Ethical Development in the Colledge Years: a Scheme. - N.Y.: Holt, Rinehart, and Winston, 1979.
- 3. Finster D. C. Developmental Instruction. Part I. Perry's Model of Intellectual Development // J. Chem. Ed. - 1989. - 66. - № 8. - Р. 659-661.
- 4. Finster D. C. Developmental Instruction. Part II. Application of the Perry Model to General Chemistry // J. Chem. Ed. - 1991. - 68. - № 9. - Р. 752-756.
- 5. Felder R. M., Brent R. The Intellectual Development of Science and Engineering Students // J. Engineer. Educ. - 2004. - 93. - № 4. - Р. 269–277.
- 6. Загашев О. И., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. Е. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Речь, 2003.
- 7. Kogut L. Critical Thinking in General Chemistry // J. Chem. Ed. - 1996. - 73. - № 3. - Р. 218-221.
- 8. Oliver-Hoyo. Designing a Written Assignment To Promote the Use of Critical Thinking Skills in an Introductory Chemistry Course // J. Chem. Ed. - 2003. - 80. - № 8. - Р. 899-903.
- 9. DeWit D. Predicting Inorganic Reaction Products: A Critical Thinking Exercise in General Chemistry // J. Chem. Ed. - 2006. - 83. - № 11. - Р. 1625-1628.
- 10. Berlyne D. E. A theory of human curiosity // Brit. J. Psychol. - 1954. - 45. - Р. 180-191.
- 11. Ben-Zvi R., Silberstein J. The Use of Motivational Experiments in the Teaching of Quantitative concepts in Chemistry // J. Chem. Ed. - 1980. - 57. - № 11. - Р. 792-794.
- 12. Baddock M., Bucat R. Effectiveness of a Classroom Chemistry Demonstration using the Cognitive Conflict Strategy // Int. J. Sci. Educ. - 2008. - 30. - № 8. - Р. 1115-1128.
- 13. Roehrig G., Garrow Sh. The Impact of Teacher Classroom Practices on Student Achievement during the Implementation of a Reform-based Chemistry Curriculum // Int. J. Sci. Educ. - 2007. - 29. - № 14. - Р. 1789–1811.
- 14. Жилин Д. М. Как на самом деле реагирует метан с хлором // Химия в школе. - 2011. - № 3. - С. 64-67.
Аннотация:
Показан метод использования химического эксперимента для формирования критического мышления. Метод базируются на концепции фальсификации теорий (К. Поппер) и заключается в организации когнитивного конфликта (проблемной ситуации), т. е. такой ситуации, при которой наблюдения противоречат предсказаниям, которые учащийся может дать на основе имеющихся у него знаний. Приведено несколько примеров таких экспериментов.
Ключевые слова:
химический эксперимент, критическое мышление, когнитивный конфликт, проблемная ситуация.
Заголовок:
Изучение хроматографии на занятиях элективного курса
Список литературы:
- Верзилина М. К., Котлярова О. С., Овчинникова Н. К., Нифантьев Э. Е. Из опыта использования тонкослойной хроматографии на внеклассных занятиях по химии в школе // Химия в школе. – 1976. - № 5. – С. 83.
- Верзилина М. К., Овчинникова Н. Г., Нифантьев Э. Е. Тонкослойная хроматография и её применение в школе // Химия в школе. – 1975. - № 3. – С. 13-16.
- Кабанова Л. Ф., Паули И. А. Адсорбция, хроматография и катализ: Метод. указ. для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2006.
- Куделин Б. К. Хроматография на выеденном яйце // Химия и Жизнь. – 1981. - № 11. – С. 70-71.
- Соловьёв Ю. И., Трифонов Д. Н., Шамин А. Н. История химии. Развитие основных направлений современной химии. — М.: Просвещение, 1984.
Аннотация:
Автор представляет разработку нескольких занятий по изучению хроматографического метода анализа при организации элективного курса по химии для учащихся девятых классов.
Ключевые слова:
хроматография, ученический эксперимент, элективный курс.
Заголовок:
Проблемный ученический эксперимент при изучении химических реакций в растворах
Аннотация:
В статье рассмотрены методические аспекты подготовки учащихся к государственной аттестации с применением индивидуальных проблемных химических опытов, обучающих школьников грамотному и более глубокому пониманию химических процессов. В частности, рассмотрен пример структуры уроков, посвящённых изучению темы «Реакции ионного обмена», с применением проблемных химических опытов.
Ключевые слова:
содержание химического эксперимента, проблемный эксперимент, обменные реакции.
Заголовок:
Поэтапное развитие исследовательских умений учащихся с задержкой психического развития
Список литературы:
- Абасов З. А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников // Школьные технологии. – 2002. - № 5. – С. 56-61.
- Выготский Л. С. Детская психология. - В 6 т. - Т. 4. - М., 1984.
- Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности её проявления в образовательной технологии // Химия в школе. – 2004. - № 3. – С. 16-22.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. - М., 2002.
- Петровский Г. Н. Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор. – Мн.: ННО, 2000.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
Аннотация:
Представлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное использование внешних ресурсов для обеспечения развития умений исследовательской деятельности учащихся с ограничениями в когнитивном развитии (задержка психического развития). Выявлены условия обучения, содействующие выработке эффективных способов ведения исследовательской деятельности и являющиеся потенциалом для развития личности учащихся, их успешной социальной адаптации.
Ключевые слова:
исследовательские умения, познавательная самостоятельность.
Заголовок:
Шахматы и другие увлечения в жизни Д. И. Менделеева
Список литературы:
- Гродзенский С. Я. Шахматы в жизни учёных. – М.: Наука, 1983.
- Гродзенский С. Я. Менделеев и шахматы // Наука и жизнь. - 1980. - № 11.
- Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников. – 2-е изд. – М.: Атомиздат, 1973.
- Макареня А. А., Нутрихин А. И. Менделеев в Петербурге. - Л.: Лениздат, 1982.
- Они играли в шахматы. – М.: Советская Россия,1982.
- Смирнов Г. А. Менделеев. - М.: Молодая Гвардия, 1974.
- Стариков В. И. Д. И. Менделеев. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984.
Аннотация:
В статье рассказывается об увлечениях Д. И. Менделеева – игре в шахматы, любви к чтению литературных произведений и стихов, музыке и живописи, изготовлении и оклейке различных предметов, занятиях физическими упражнениями и полёте на воздушном шаре.
Ключевые слова:
Д И Менделеев, увлечения Д И Менделеева.
Заголовок:
О пребывании Д. И. Менделеева на Удомельской земле
Аннотация:
одословная Д. И. Менделеева связана с Удомельским районом. Установлены и сохранены памятные места, связанные с именем учёного. Итоги краеведческих исследований ежегодно подводятся на Менделеевских праздниках.
Ключевые слова:
родословная Д И Менделеева, Дмитрий-студент, памятные места, Менделеевские праздники.
Заголовок:
Классный час «Алкоголь – болезнь нашего времени»
Аннотация:
Цель классного часа – убедить подростков, что безмерное употребление спиртных напитков вредно и приводит к заболеванию алкоголизмом. Использованы плакаты, раздаточный материал, презентации, фильм.
Ключевые слова:
алкоголизм, спиртные напитки.
Заголовок:
Связь обучения с жизнью: экскурсия на предприятие
Список литературы:
- Аббасов В. М. и др.: XI класс. Органическая химия, 2009.
- Ерыгин Д. П., Грабовый А. К. Задачи и упражнения по химии с межпредметным содержанием. – М.: Высшая школа, 1998.
- Макаров А. М. Химия и жизнь. – М.: Просвещение, 1995.
- Яертков И. Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии, 2006.
- Fərəcov M. S. Kimyanın tədrisində fənlərarası əlaqə. – Bakı, 1989.
- Mehrabov A. və başqaları. Pedaqoji texnologiya, 2006.
Аннотация:
Статья рассказывает об экскурсии на производственный участок в целях повышения интереса учащихся к изучению химии и укрепления связи обучения с жизнью. Уделяется особое внимание антиалкогольной пропаганде.
Ключевые слова:
спиртовое брожение, опыты по брожению, технологический процесс, экскурсия на комбинат, антиалкогольная пропаганда.
Заголовок:
ИКТ как инструмент индивидуализации процесса обучения
Список литературы:
- 1. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения/ — М.: Педагогика, 1990.
- 2. Чмыхова Е. В., Давыдов Д. Г. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий на основе оценки поисковой активности // Инновации в образовании. — 2011. — № 3. — С. 103–114.
- 3. http://lomonosov300.ru
- 4. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. — М.: Просвещение, 2011.
- 5. Чернобай Е. В. Проектирование учебного процесса учителем в современной информационной образовательной среде. — М.: УЦ «Перспектива», 2011.
Аннотация:
Специфика объекта химии - изменяющегося вещества, требует соответствующих наглядных, динамичных методов обучения, а организация процесса усвоения химических знаний - мобильной обратной связи "учитель - ученик". Выбор дистанционных методов средствами информационно-коммуникативных технологий позволил нам максимально интенсифицировать и индивидуализировать обучение химии. Для этого в профильной школе (классах) учащиеся обучаются по индивидуальным образовательным программам, основанным на выборе учебных предметов и элективных курсов в пределах допустимой учебной нагрузки. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в обучении химии потребовал использования информационного, организационно-коммуникативного потенциала дистанционного обучения. В статье отражен опыт применения дистанционных методов обучения химии, отражена практика сотрудничества учителя химии с учениками в рамках сетевого взаимодействия
Ключевые слова:
Дистанционное обучение, изучение химии на профильном уровне, индивидуальный учебный план.