Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2012 № 5

Русская версия
English version
Заголовок:

«Химия в школе»: вчера, сегодня, завтра

Аннотация:
Статья написана по случаю 75-летнего юбилея журнала «Химия в школе».
Заголовок:

Стереохимическое строение неорганических веществ

Спиоск литературы:
  1. Гиллеспи Р. Геометрия молекул / Пер. с англ. Под ред. Ю. А. Пентина. – М.: Мир, 1975.
  2. Картмелл Э., Фоулс Г. В. Валентность и строение молекул / Пер. с англ. Под ред. М. В. Базилевского. – М.: Химия, 1978.
  3. Корольков Д. В. Основы неорганической химии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Лидин Р. А. Константы неорганических веществ: справочник / Р. А. Лидин, Л. Л. Андреева, В. А. Молочко / Под ред. Р. А. Лидина. – М.: Дрофа, 2006.
  5. Минкин В. И., Симкин Б. Я., Миняев Р. М. Теория строения молекул / Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 1997.
  6. Николаев Л. А. Современная химия: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1970.
  7. Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. В 2-х т. - Т. 1 / Пер. с англ. – М.: Мир, 2002.
  8. Шрайвер Д., Эткинс П. Неорганическая химия. В 2-х т. - Т. 1 / Пер. с англ. – М.: Мир, 2004.
Аннотация:
Статья посвящена стереохимии неорганических соединений. Рассказывается о теории ОЭПВО. Простой метод, позволяющий предсказывать форму ковалентных соединений – теория отталкивания электронных пар валентных орбиталей, которая состоит в том, что расположение атомов вокруг центрального атома определяется отталкиванием между электронными парами валентных орбиталей центрального атома.
Заголовок:

Как оценивать результаты проектной деятельности

Спиоск литературы:
  1. 1. Заграничная Н. А. К оценке результатов учебной экспериментальной деятельности // Химия в школе. — 2010. — №7.
  2. 2. Заграничная Н. А. О метапредметных результатах изучения школьного курса химии // Химия в школе. — 2011. — № 4.
  3. 3. Заграничная Н. А. Из опыта диагностики метапредметных результатов обучения // Химия в школе. — 2011. — № 8.
  4. 4. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов — технология компетентностно-ориентированного образования. — Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2006.
Аннотация:
В статье рассматриваются некоторые аспекты оценивания результатов проектной деятельности учащихся основной школы в соответствии c требованиями образовательного стандарта второго поколения.
Заголовок:

Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся

Спиоск литературы:
  1. 1. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. 2. Божович Е. Д. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения и принципы построения контрольно-диагностических заданий // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сборник научных трудов / Под ред. Е. Д. Божович. — М.: Новая школа, 1995.
  3. 3. Иванов Д. А. Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе // Школьные технологии. — 2008. — № 1. — С. 149–158.
  4. 4. Нечитайлова Е. В. Об использовании WEB-квестов в процессе обучения // Химия в школе. — 2007. — № 6. — С. 26–29.
Аннотация:
В статье говорится о необходимости мониторинга как предметных, так и метапредметных знаний и навыков учащихся на каждом этапе изучения. В качестве инструмента промежуточного контроля автор предлагает использование контрольно-диагностических материалов. Для разработки таких материалов в статье приведены критерии оценивания и психолого-педагогические требования. Автор приводит примеры контрольно-измерительных материалов по химии. Как итоговый этап мониторинга предложена разработка контрольной работы по химии на основе таксономии учебных целей Б.Блума.
Заголовок:

Индивидуальные маршруты на коллективных учебных занятиях

Спиоск литературы:
  1. 1. Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения: монография. — Красноярск, 2010.
  2. 2. Лебединцев В. Б., Горленко Н. М., Запятая О. В., Клепец Г. В. Новые модели обучения в малочисленных сельских школах: институциональные системы обучения на основе индивидуальных учебных маршрутов и индивидуальных образовательных программ учащихся: методическое пособие / Под ред. В. Б. Лебединцева. — Красноярск, 2010.
  3. 3. Модифицированные программы для разновозрастных коллективов на ступени основного общего образования. Биология. Химия. География: методическое пособие / В. Б. Лебединцев [и др.]. — Красноярск, 2009.
  4. 4. Мкртчян М. А. Методики коллективных учебных занятий // Справочник заместителя директора школы. — 2010. — № 12. — С. 50–63; 2011. — № 1. — С. 55–64. — URL: http://menobr.ru.
  5. 5. Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. — 2005. — № 4. — С. 102–112.
  6. 6. Лебединцев В. Б., Горленко Н. М. Позиции педагогов при обучении по индивидуальным образовательным программам // Народное образование. — 2011. — № 9. — С. 224–231.
Аннотация:
Всё отчетливее осознаётся общественная потребность в обучении по индивидуальным программам, но в условиях совместной деятельности. Авторы раскрывают особенности коллективных учебных занятий, делятся опытом составления и реализации индивидуальных учебных маршрутов на занятиях по химии, представляют средства нелинейного структурирования содержания учебной программы (маршрутно-логические схемы), описывают некоторые методики организации учебной деятельности в парах и группах, приводят примеры дидактического материала.
Заголовок:

Урок-семинар «Природные источники углеводородов»

Аннотация:
С целью воспитания информационной культуры гимназистов разработаны уроки-семинары по разным дисциплинам. Один из них предложен вниманию читателей. Он проводится после изучения темы «Углеводороды» и рассчитан на 2 ч.
Заголовок:

Урок-аукцион по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»

Аннотация:
Предложен урок в форме необычного аукциона – аукциона знаний.
Заголовок:

Химическая головоломка «От А до С»

Аннотация:
Головоломка составлена на примере типичных заданий ЕГЭ по химии. Она поможет выпускникам в повторении и закреплении отдельных вопросов ЕГЭ.
Заголовок:

Решение задач по стехиометрической схеме

Аннотация:
Рассмотрено решение некоторых задач с использованием стехиометрических схем.
Заголовок:

Из опыта формирования процедурных знаний в процессе решения задач

Аннотация:
В процессе обучения процедурные знания могут быть представлены в различных формах: индивидуальной стратегии решения задачи, памятки по управлению учебными действиями, обобщающей схемы, содержащей различительные действия для реализации успешной познавательной стратегии и т. д. В статье подробно рассмотрена такая форма процедурных знаний, как индивидуальная стратегия.
Заголовок:

Вопрос из подслушанного разговора, или Почему фенолфталеин не изменил окраску?

Аннотация:
Для ответа на этот вопрос придётся сначала вспомнить, как работают кислотно-основные индикаторы. Большинство из них относятся к очень слабым органическим кислотам или основаниям. В водном растворе такие слабые кислоты незначительно диссоциируют. В растворе эти две формы находятся в равновесии. Добавление кислоты или щёлочи нарушает это равновесие, что вызывает накопление в растворе одной из форм индикатора, окраску которой мы и наблюдаем.
Заголовок:

Химический эксперимент как средство формирования критического мышления

Спиоск литературы:
  1. 1. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983.
  2. 2. Perry W. G. Jr. Forms of Intellectual and Ethical Development in the Colledge Years: a Scheme. - N.Y.: Holt, Rinehart, and Winston, 1979.
  3. 3. Finster D. C. Developmental Instruction. Part I. Perry's Model of Intellectual Development // J. Chem. Ed. - 1989. - 66. - № 8. - Р. 659-661.
  4. 4. Finster D. C. Developmental Instruction. Part II. Application of the Perry Model to General Chemistry // J. Chem. Ed. - 1991. - 68. - № 9. - Р. 752-756.
  5. 5. Felder R. M., Brent R. The Intellectual Development of Science and Engineering Students // J. Engineer. Educ. - 2004. - 93. - № 4. - Р. 269–277.
  6. 6. Загашев О. И., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. Е. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Речь, 2003.
  7. 7. Kogut L. Critical Thinking in General Chemistry // J. Chem. Ed. - 1996. - 73. - № 3. - Р. 218-221.
  8. 8. Oliver-Hoyo. Designing a Written Assignment To Promote the Use of Critical Thinking Skills in an Introductory Chemistry Course // J. Chem. Ed. - 2003. - 80. - № 8. - Р. 899-903.
  9. 9. DeWit D. Predicting Inorganic Reaction Products: A Critical Thinking Exercise in General Chemistry // J. Chem. Ed. - 2006. - 83. - № 11. - Р. 1625-1628.
  10. 10. Berlyne D. E. A theory of human curiosity // Brit. J. Psychol. - 1954. - 45. - Р. 180-191.
  11. 11. Ben-Zvi R., Silberstein J. The Use of Motivational Experiments in the Teaching of Quantitative concepts in Chemistry // J. Chem. Ed. - 1980. - 57. - № 11. - Р. 792-794.
  12. 12. Baddock M., Bucat R. Effectiveness of a Classroom Chemistry Demonstration using the Cognitive Conflict Strategy // Int. J. Sci. Educ. - 2008. - 30. - № 8. - Р. 1115-1128.
  13. 13. Roehrig G., Garrow Sh. The Impact of Teacher Classroom Practices on Student Achievement during the Implementation of a Reform-based Chemistry Curriculum // Int. J. Sci. Educ. - 2007. - 29. - № 14. - Р. 1789–1811.
  14. 14. Жилин Д. М. Как на самом деле реагирует метан с хлором // Химия в школе. - 2011. - № 3. - С. 64-67.
Аннотация:
Показан метод использования химического эксперимента для формирования критического мышления. Метод базируются на концепции фальсификации теорий (К. Поппер) и заключается в организации когнитивного конфликта (проблемной ситуации), т. е. такой ситуации, при которой наблюдения противоречат предсказаниям, которые учащийся может дать на основе имеющихся у него знаний. Приведено несколько примеров таких экспериментов.
Заголовок:

Изучение хроматографии на занятиях элективного курса

Спиоск литературы:
  1. Верзилина М. К., Котлярова О. С., Овчинникова Н. К., Нифантьев Э. Е. Из опыта использования тонкослойной хроматографии на внеклассных занятиях по химии в школе // Химия в школе. – 1976. - № 5. – С. 83.
  2. Верзилина М. К., Овчинникова Н. Г., Нифантьев Э. Е. Тонкослойная хроматография и её применение в школе // Химия в школе. – 1975. - № 3. – С. 13-16.
  3. Кабанова Л. Ф., Паули И. А. Адсорбция, хроматография и катализ: Метод. указ. для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2006.
  4. Куделин Б. К. Хроматография на выеденном яйце // Химия и Жизнь. – 1981. - № 11. – С. 70-71.
  5. Соловьёв Ю. И., Трифонов Д. Н., Шамин А. Н. История химии. Развитие основных направлений современной химии. — М.: Просвещение, 1984.
Аннотация:
Автор представляет разработку нескольких занятий по изучению хроматографического метода анализа при организации элективного курса по химии для учащихся девятых классов.
Заголовок:

Проблемный ученический эксперимент при изучении химических реакций в растворах

Аннотация:
В статье рассмотрены методические аспекты подготовки учащихся к государственной аттестации с применением индивидуальных проблемных химических опытов, обучающих школьников грамотному и более глубокому пониманию химических процессов. В частности, рассмотрен пример структуры уроков, посвящённых изучению темы «Реакции ионного обмена», с применением проблемных химических опытов.
Заголовок:

Поэтапное развитие исследовательских умений учащихся с задержкой психического развития

Спиоск литературы:
  1. Абасов З. А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников // Школьные технологии. – 2002. - № 5. – С. 56-61.
  2. Выготский Л. С. Детская психология. - В 6 т. - Т. 4. - М., 1984.
  3. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности её проявления в образовательной технологии // Химия в школе. – 2004. - № 3. – С. 16-22.
  4. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. - М., 2002.
  5. Петровский Г. Н. Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор. – Мн.: ННО, 2000.
  6. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
Аннотация:
Представлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное использование внешних ресурсов для обеспечения развития умений исследовательской деятельности учащихся с ограничениями в когнитивном развитии (задержка психического развития). Выявлены условия обучения, содействующие выработке эффективных способов ведения исследовательской деятельности и являющиеся потенциалом для развития личности учащихся, их успешной социальной адаптации.
Заголовок:

Шахматы и другие увлечения в жизни Д. И. Менделеева

Спиоск литературы:
  1. Гродзенский С. Я. Шахматы в жизни учёных. – М.: Наука, 1983.
  2. Гродзенский С. Я. Менделеев и шахматы // Наука и жизнь. - 1980. - № 11.
  3. Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников. – 2-е изд. – М.: Атомиздат, 1973.
  4. Макареня А. А., Нутрихин А. И. Менделеев в Петербурге. - Л.: Лениздат, 1982.
  5. Они играли в шахматы. – М.: Советская Россия,1982.
  6. Смирнов Г. А. Менделеев. - М.: Молодая Гвардия, 1974.
  7. Стариков В. И. Д. И. Менделеев. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984.
Аннотация:
В статье рассказывается об увлечениях Д. И. Менделеева – игре в шахматы, любви к чтению литературных произведений и стихов, музыке и живописи, изготовлении и оклейке различных предметов, занятиях физическими упражнениями и полёте на воздушном шаре.
Заголовок:

О пребывании Д. И. Менделеева на Удомельской земле

Аннотация:
одословная Д. И. Менделеева связана с Удомельским районом. Установлены и сохранены памятные места, связанные с именем учёного. Итоги краеведческих исследований ежегодно подводятся на Менделеевских праздниках.
Заголовок:

Классный час «Алкоголь – болезнь нашего времени»

Аннотация:
Цель классного часа – убедить подростков, что безмерное употребление спиртных напитков вредно и приводит к заболеванию алкоголизмом. Использованы плакаты, раздаточный материал, презентации, фильм.
Заголовок:

Связь обучения с жизнью: экскурсия на предприятие

Спиоск литературы:
  1. Аббасов В. М. и др.: XI класс. Органическая химия, 2009.
  2. Ерыгин Д. П., Грабовый А. К. Задачи и упражнения по химии с межпредметным содержанием. – М.: Высшая школа, 1998.
  3. Макаров А. М. Химия и жизнь. – М.: Просвещение, 1995.
  4. Яертков И. Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии, 2006.
  5. Fərəcov M. S. Kimyanın tədrisində fənlərarası əlaqə. – Bakı, 1989.
  6. Mehrabov A. və başqaları. Pedaqoji texnologiya, 2006.
Аннотация:
Статья рассказывает об экскурсии на производственный участок в целях повышения интереса учащихся к изучению химии и укрепления связи обучения с жизнью. Уделяется особое внимание антиалкогольной пропаганде.
Заголовок:

ИКТ как инструмент индивидуализации процесса обучения

Спиоск литературы:
  1. 1. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения/ — М.: Педагогика, 1990.
  2. 2. Чмыхова Е. В., Давыдов Д. Г. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий на основе оценки поисковой активности // Инновации в образовании. — 2011. — № 3. — С. 103–114.
  3. 3. http://lomonosov300.ru
  4. 4. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. — М.: Просвещение, 2011.
  5. 5. Чернобай Е. В. Проектирование учебного процесса учителем в современной информационной образовательной среде. — М.: УЦ «Перспектива», 2011.
Аннотация:
Специфика объекта химии - изменяющегося вещества, требует соответствующих наглядных, динамичных методов обучения, а организация процесса усвоения химических знаний - мобильной обратной связи "учитель - ученик". Выбор дистанционных методов средствами информационно-коммуникативных технологий позволил нам максимально интенсифицировать и индивидуализировать обучение химии. Для этого в профильной школе (классах) учащиеся обучаются по индивидуальным образовательным программам, основанным на выборе учебных предметов и элективных курсов в пределах допустимой учебной нагрузки. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в обучении химии потребовал использования информационного, организационно-коммуникативного потенциала дистанционного обучения. В статье отражен опыт применения дистанционных методов обучения химии, отражена практика сотрудничества учителя химии с учениками в рамках сетевого взаимодействия
Title:

“School Chemistry”: yesterday, today, tomorrow

Summary:
The article has been written on the occasion of the 75th jubilee of magazine “School chemistry”.
Title:

Stereochemical Structure of Inorganic Substances

Summary:
The article is devoted to stereochemistry by inorganic substances. It is reported about theory VSEPR. A simple method of predicting the shapes of covalent compounds is the Valence-Shell Electron-Pair Repulsion theory which states that the arrangement of atoms around some central atom is determined by the repulsion between the electron pairs in the valence shell of the central atom.
Title:

The Еstimation of the Рroject Аctivities of students

Summary:
The article describes estimation tools of Project Activities for students of secondary school according to educational standards of 2d generation.
Title:

Monitoring of media-lesson

Summary:
The article deals with the need to monitoring both the subject and metapredmetnyh knowledge and skills of students at each stage of the study. As a tool of the intermediate control author proposes the use of diagnostic- control materials. There are the criteria for assessing and the psychological and pedagogical requirements for the creation of such materials in the article. The author gives examples of diagnostic- control materials for teaching chemistry. As a final step of monitoring the control work on chemistry is proposed. The control work is based on Bloom’s Taxonomy.
Title:

Individual routes at collective academic classes

Summary:
More and more distinctly the social want to teach according to individual programs, but under the conditions of teamwork has been aware of. The authors reveal the particular qualities of collective academic classes, share the experience of composing and implementing individual academic routes at chemistry lessons, present means of nonlinear structuring of the academic program content (route and logical schemes), describe some methods of organizing academic activity in pairs and groups, provide examples of didactic material.
Title:

Lesson-workshop “Natural sources of carbohydrates”

Summary:
For the purpose of nourishing information culture of grammar school students, lessons-workshops on different disciplines are developed. One of them is offered to readers’ attention. It is conducted after the examination of theme “Carbohydrates” and counted on 2 hours.
Title:

Lesson-auction on the subject of “The Mendeleev periodic law and periodic system of chemical elements”

Summary:
The lesson is offered in the mode of an unusual auction, which the knowledge auction is.
Title:

Chemical puzzle “From A to C”

Summary:
The puzzle is composed in terms of typical tasks of chemistry the Unified State Examination. It will help school leavers to feedback and consolidate the separate USE questions.
Title:

Task Solving using a stoichiometrical scheme

Summary:
The solution of certain tasks using stoichiometrical schemes is considered.
Title:

Sharing the experience of forming procedural knowledge in the process of task-solving.

Summary:
In the learning process procedural knowledge may be introduced in different forms, such as: an individual strategy of task-solving, a resource pack of information on administrating academic actions, a generalized scheme, which contains different actions to implement successful cognitive strategy, etc. In the article such form of procedural knowledge as an individual strategy is examined in detail.
Title:

A question from an overheard talk, or Why phenolphthalein has not changed a stain?

Summary:
To answer this question it will be necessary for the beginning to remember the way acid-base test devices work. The majority of them are classified as weak organic acids or bases. In the water solution such weak acids dissociate insignificantly. In a solution these two forms are in the equal balance state. Adding an acid or an alkali disturbs this balance, which causes the accumulation of one of the test device forms in the solution, the stain of which we observe.
Title:

Chemical experiment as means of forming critical thinking

Summary:
The employment of chemical experiment in the development of critical thinking is discussed. It is based on Popper’s concept of falsifiability. The main way is to organize cognitive conflict – a situation when stedent’s predictions contradict their observations. Some examples of experiments are given.
Title:

The study of chromatography on the lessons elective course

Summary:
The author presents the design of a few studies to examine the chromatographic methods of analysis at the organization of the elective course in chemistry for the students of the 9-th class.
Title:

Problem student experiment in the study of chemical reactions in solutions

Summary:
The article deals with methodological aspects of preparing students for state certification with the problem of individual chemical tests, training school literate andbetter understanding of the chemical processes themselves. In particular, consider an example of the structure of lessons that examine the topic "The reactions of ion exchange," with the problem of chemical experiments.
Title:

Step-by-step progress of research skills of students with mental development hindrance.

Summary:
The pedagogical conditions providing an effective utilisation of external resources for maintenance of development of abilities of research activity of pupils with restrictions in когнитивном development (delay of mental development) are presented. The conditions of training which are promoting development of effective ways of conducting of research activity and being in potential for development of the person of pupils, their successful social adaptation are revealed.
Title:

Chess and other interests in the D. I. Mendeleev’s life

Summary:
Description of D.I. Mendeleev’s hobbies, such as game of chess, love for reading literature works and poetry, music and painting is presented in article. His passion for making and pasting various things, for physical exercise and balloon flight are also mentioned.
Title:

About D.I. Mendeleev visiting the Udomlya land

Summary:
The D.I. Mendeleev’s genealogic table of is connected with the district of Udomlya. The memorable places, connected with the scholar’s name, are found out and preserved. The results of local lore research are summed up annually during the Mendeleev’s holidays.
Title:

Classmates’ hour “Alcohol is our time’s disease”

Summary:
The purpose of the classmate’s hour is to convince teen-agers that the non-metric use of alcoholic beverages is harmful and leads to alcohol addiction. Posters, hand-outs, presentations, and a video are used.
Title:

The link between teaching and life: an excursion to a plant

Summary:
The article says about the importance of industrial tours. The purpose of the trips increases student interest to study chemistry, strenqtheninq the link between theory and practice of devolopment. Ability of scientific research, independent cretive thinkinq, as well as antialcohol propaqanda.
Title:

Information and Communication Technology as the tool of individualization of the training process

Summary:
Specificity of the object of chemistry - changing substance, demands corresponding evident and dynamical methods of teaching, and the organisation of the process of mastering knowledge of chemistry - a mobile feedback "the teacher - the pupil". The choice of remote methods by means of information-communicative technologies has allowed us to intensify and individualise chemistry training as much as possible. For that at profile school (classes) pupils are trained on the individual educational programs based on a choice of subjects and elective courses within an admissible academic load. Realisation of individual educational routes in training of chemistry has demanded use of information, organizational-communicative potential of remote training. In the article the experience of application of remote methods of training of chemistry is reflected, and the practice of cooperation of the teacher of chemistry with pupils within the limits of network interaction is also shown.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.