Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2012 № 4

Русская версия
English version
Заголовок:

Содержание школьного химического образования: кризис или катастрофа?

Спиоск литературы:
  1. 1. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. — М.: Логос, 2001. — С. 288.
  2. 2. Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М. В. Учебные планы школ России. — М.: Дрофа, 2012.
  3. 3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования ; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — С. 2.
  4. 4. Онищенко Е. «…Осёл, козёл да косолапый мишка затеяли» … писать стандарт // ТрВ № 73. — 01 марта 2011. [Электронный ресурс]. — URL: http://trv-science.ru/2011/03/01/osyol-kozyol-da-kosolapyj-mishka-zateyali-pisat-standart/#more-10687
Аннотация:
Сегодня мы являемся не просто свидетелями, а активными участниками очередного кризиса содержания образования, инициированного социальным кризисом конца 80-х гг. Каким будет исход: катастрофой или обновлением — во многом зависит и от нас. Чтобы составить прогноз его разрешения, автор выявляет непосредственные причины, сформулировав их в виде проблем, требующих первоочередного решения.
Заголовок:

Об использовании понятия «степень окисления» в курсе химии средней школы

Спиоск литературы:
  1. 1. Угай Я. А. Валентность, химическая связь и степень окисления –важнейшие понятия химии // Соровский образовательный журнал. - 1997. - № 3.
  2. 2. Базаева М. Г., Раткевич Е. Ю., Голубева Р. М. Валентность атомов элементов и химическая связь. Степень окисления, окислительно-восстановительные реакции. - М.: Экомир, 2006.
  3. 3. Ахметов Н. С., Кузнецова М. Н. Химическая связь и строение неорганических веществ // Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева. - 1975. - Т. ХХ. - № 5.
  4. 4. Развитие учения о валентности / Под ред. В. И. Кузнецова. - М.: Химия, 1977.
  5. 5. Становление химии как науки. Всеобщая история химии / Отв. ред. Ю. И. Соловьёв. - М.: Наука, 1983.
  6. 6. Химическая энциклопедия. - Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1988.
  7. 7. Кузнецова Л. М. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозин, 2003.
  8. 8. Химия. Пособие-репетитор / Под ред. В. Н. Чернышова и А. С. Егорова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  9. 9. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: РИА «Новая волна», 2007.
  10. 10. Габриелян О. С. Химия. 9 класс. - М.: Сиринь, 1996.
  11. 11. Цветков Л. А. Органическая химия. 10-11 классы. - М.: Владос, Московский учебник, 2003.
  12. 12. Хомченко И. Г. Общая химия. - М.: Новая волна, 1997.
  13. 13. Медведев Ю. Н. ЕГЭ-2010. Химия. Типовые тестовые задания: -М.: Экзамен, 2010.
  14. 14. Единый государственный экзамен. 2010. Химия. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ. –М.: Интелект-Центр, 2010.
  15. 15. Диагностические работы по химии (2009, 2010). РОНО, Зеленоград.
Аннотация:
Понятие «степень окисления» широко используют при изучении окислительно-восстановительных реакций. Однако нередко в учебниках по химии высказываются предположения о невозможности использования этого понятия в курсе органической химии, о дробных значениях степени окисления, что ведёт к проблемам с расстановкой стехиометрических коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций с участием органических соединений.
Заголовок:

В поисках приемов здоровьесберегающей технологии обучения

Спиоск литературы:
  1. Булычова В.Р., Ахметов М.А. Универсальные дидактические карточки и методика их использования на уроках // Приложение к газете «1 сентября. Химия». – 1999. - № 40, 41.
  2. Супоницкая И.И., Гоголевская Н.Н. Комплект обобщающих схем-конспектов по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» // Химия в школе. – 1994. – № 5. – с. 52.
  3. Титова И.М. Методика организации адаптационно-развивающего общения в процессе обучения // Химия в школе. – 1996. - № 6. – с. 9-17.
  4. Титова И.М. Педагогическое общение как основа развивающего обучения // Химия в школе. – 1996. - № 5. – с. 8-11.
  5. Урок окончен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии / Под ред. Э.Г.Злотникова – М.: Просвещение, 1992.
Аннотация:
Материал статьи представляет интерес для учителей-предметников, поможет при подготовке и проведении учебной работы. Рассчитано на творческое использование.
Заголовок:

Медиа-урок на основе технологии развития критического мышления

Спиоск литературы:
  1. 1. Журин А. А. Интегрированное медиаобразование в средней школе (предметы естественно-научного цикла): Монография. — М.: Саров: СГТ, 2009.
  2. 2. Михалёва Г. В. Современная система медиаобразования в Великобритании // Педагогика. — 2010. — № 1. — С. 99–108.
  3. 3. Нечитайлова Е. В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии // Химия в школе. — 2011. — № 6. — C. 12–18.
  4. 4. Общая методика обучения химии в школе / Под ред. Р. Г. Ивановой. — М.: Дрофа, 2008.
  5. 5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 2000.
  6. 6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
  7. 7. Чайков С. Г. Методика обучения учащихся решению химических задач с использованием информационных технологий: Дис. ... канд. пед. наук. — Москва, 2004.
  8. 8. Чернобельская Г. М. Теория и методика обучения химии: Учебник для студентов педагогических вузов. — М.: Дрофа, 2010.
  9. 9. Чертков И. Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1990.
Аннотация:
Основная цель статьи в том, чтобы показать, как расширяются возможности обучения химии на основе медиаобразования в современных условиях информатизации. В статье показаны возможности использования Интернета как средства обучения для развития критического мышления школьников в рамках классно-урочной системы. В статье представлена разработанная автором схема медиа-урока на основе технологии развития критического мышления. Также приведен пример медиа-урока, составленного по данной схеме.
Заголовок:

Из опыта организации проектной деятельности

Аннотация:
В процессе обучения необходимо создавать условия для развития познавательной активности учащихся и их самореализации, накопления ими собственного опыта. С этой целью авторы организуют проектную деятельность учащихся.
Заголовок:

Прогнозирующее обучение: развитие информационных умений учащихся

Аннотация:
В статье приведена разработка урока химии для 9 класса общеобразовательной школы по теме «Общая характеристика элементов VA группы». Урок сконструирован на основе идей антиципационного (прогнозирующего) обучения и реализует требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования второго поколения. Особое внимание уделяется развитию одного из важнейших метапредметных умений учащихся – информационным умениям. В качестве механизма, реализующего методику развития информационных умений учащихся на уроках химии, использована таксономия учебных задач. В статье также раскрыто содержание и сущность понятий «антиципация», «информационные умения», «таксономия».
Заголовок:

Обобщающий урок-игра по теме «Металлы»

Аннотация:
Дидактическая игра – это средство для расширения, углубления и закрепления умений и навыков. Она позволяет реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. Предложен обобщающий урок по теме «Металлы» в форме игры.
Заголовок:

Есть для того, чтобы жить

Аннотация:
Для учащихся химико-биологических классов мы проводим теоретический семинар, на котором с химической точки зрения рассматриваем состав пищи, калорийность пищевых продуктов, их переваривание (расщепление) в организме и роль ферментов в этих процессах.
Заголовок:

Из опыта разработки блока занятий по нанотехнологиям

Спиоск литературы:
  1. Головин Ю. И. Введение в нанотехнологию. - М., 2003.
  2. Гусаревич Н. В., Кедрова И. И. Гигиенические проблемы обогащения продуктов питания витаминами и минеральными веществами // Современные проблемы гигиенической науки и практики. - Минск, 2003.
  3. Информационная записка ИНФОСАН № 1/2008 – Нанотехнология.
  4. Малинецкий Г. Г. Нанотехнологии. От алхимии к химии и дальше // Интеграл. - 20077 - № 57. - С. 4-5.
  5. Нанотехнология в ближайшем десятилетии / Под ред. М. К.Роко, Р. С. Уильямса, П. Аливисатоса. - М., 2002.
  6. Эмануэль Н. М., Заиков Г. Е. Химия и пища. - М.: Наука, 1986.
  7. http://www.nanometer.ru/ - сайт нанотехнологического сообщества «Нанометр».
  8. http://www.nanoware.ru/ - официальный сайт потребителей нанотоваров.
  9. http://www.industryweek.com/…Article.aspx?…
  10. http://www.lebensmittelbrief.de
  11. http://www.kaiorya.ru
  12. http://www.nano-info.ru/tag/pisheprom
Аннотация:
В основной курс химии для обучающихся по специальности “повар-кондитер” необходимо включить блок по изучению нанотехнологий в пищевой промышленности. Знания в области нанотехнологий помогут будущим специалистам стать конкурентоспособными на рынке труда.
Заголовок:

Итоговая контрольная работа (9-й класс)

Аннотация:
Автор предлагает вариант итоговой контрольной работы для учащихся 9-го класса, составленной в соответствии с технологией уровневой дифференциации. Работа включает 19 заданий двух уровней. Задания каждого варианта разделены на две части: обязательную и дополнительную.
Заголовок:

Как составлять уравнения реакций в соответствии с цепочками превращений

Аннотация:
Опыт проведения ЕГЭ по химии показывает, что у выпускников возникают трудности при выполнении заданий С3, в которых требуется составить уравнения реакций в соответствии с цепочкой превращений веществ. Для успешного выполнения таких заданий необходимо хорошо знать способы получения и химические свойства органических веществ основных классов. Автор предлагает таблицу, в которой эти сведения систематизированы.
Заголовок:

Урок по теме «Моль. Молярная масса. Молярный объём»

Аннотация:
Автор делится опытом проведения урока, на котором знакомит учащихся с новыми понятиями «моль», «молярная масса», «молярный объём».
Заголовок:

Виртуальный эксперимент на уроках химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Аршанский Е. Я. Настольная книга учителя химии: Учебно-методическое пособие. – Мн.: Сэр-Вит, 2010.
  2. 2. Белохвостов А. А. Виртуальный эксперимент и его использование в обучении химии // Актуальные проблемы естественнонаучной подготовки педагогов. Сборник материалов II Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 8–9 ноября 2011 г. / Под ред. Э. Ф. Матвеевой. – Астрахань: Издатель: Р. В. Сорокин, 2011. – С. 24-26.
  3. 3. Бондаренко Е. А. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы. – М.: ЮНВЕС, 2004.
Аннотация:
Статья содержит теоретические положения и конкретные методические рекомендации по использованию виртуальных лабораторий и видео-опытов на уроках химии. Приводится авторская классификация виртуального химического эксперимента. Затрагиваются общие вопросы методики использования виртуального эксперимента в обучении химии.
Заголовок:

Аппарат для проведения химических реакций при изучении свойств веществ

Аннотация:
Предложена методика изучения свойств токсичных и неприятно пахнущих веществ в аппарате для проведения химических реакций. Особенность данной методики - безопасность, наглядность, удобство и быстрое протекание химических процессов.
Заголовок:

Практико-ориентированный проект «Лихеноиндикация как метод контроля чистоты воздуха»

Спиоск литературы:
  1. Алексеенко Ю. В., Алексеенко Л. П. Биосфера и жизнедеятельность: Учебное пособие. - М.: Логос, 2002.
  2. Гусакова Н. В. Химия окружающей среды. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
  3. Кашапов Р. Ш., Курамшина Н. Г., Коновалов В. Ф. Западный Башкортостан: экология и безопасность жизнедеятельности. - Уфа, 2003.
  4. Рябкова К. А. Изучение лишайников. - СПб, 2003.
Аннотация:
В статье предлагается методика оценки чистоты приземного воздуха методом лехиноиндикации с помощью живых организмов, биоиндикаторов. В качестве живых индикаторов использовались лишайники.
Заголовок:

Количественное определение содержания витамина С в фруктовых соках

Спиоск литературы:
  1. 1. Коренман Я. И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов. Кн. I. Титриметрические методы анализа. - М.: Колос, 2005.
  2. 2. Федеральный закон «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» от 27.10.2008 г.
  3. 3. Скурихина И. М. Химический состав пищевых продуктов. - М.: Агропромиздат, 1987.
  4. 4. Березов Т. Т. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1982.
  5. 5. Девис М. Витамин С: Химия и биохимия: Пер с англ. – М.: Мир, 1999.
  6. 6. Леенсон И. А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999. – С. 32-34.
  7. 7. Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. – М.: Высшая школа, 1998.
Аннотация:
Весной организм человека испытывает недостаток в витаминах. Для борьбы с авитаминозом можно заменить чай и газированную воду витаминным соком. Студенты, испытывающие стресс во время сессии, должны употреблять витамин С, ведь он участвует в образовании гормона надпочечников ацетилхолина, успокаивающем организм. Целью нашего исследования стало количественное определение содержания витамина С в фруктовых соках иодометрическим методом титрования.
Заголовок:

Компетентностный подход при подготовке и проведении комплексных экскурсий

Спиоск литературы:
  1. 1. Ильичёва Е. В. Образное мышление в развитии творческой личности // Химия в школе. — 2011. — № 5.
  2. 2. Аргунова М. В. Ключевые образовательные компетенции // Химия в школе. — 2009. — № 6.
  3. 3. Полевые практики по географическим дисциплинам. — М.: Просвещение, 1990.
  4. 4. Румынина Н. С., Сапроненкова Н. С. Практические работы по географии. 6–10 классы / Под ред. И. И. Бариновой. — М.: Школа-Пресс, 2001. (Библиотека журнала «География в школе». Вып. 4.)
Аннотация:
Проведение комплексных экскурсий позволяет формировать ключевые компетенции, раскрывать межпредметные связи. Это способствует более прочному усвоению знаний, формированию научных понятий, научного мировоззрения, увеличивает эффективность политехнической и практической направленности обучения. При проведении экскурсии можно успешно решать и вопросы профориентации. Гуманистическому воспитанию способствует ознакомление школьников с проблемами экологии, которые рассматриваются на каждой экскурсии.
Заголовок:

Ярмарка знаний

Аннотация:
Оним из видов работы при организации предметной недели - «Ярмарка знаний». Каждый учитель составляет вопросы, указывая число баллов, которые можно получить за ответ. Приведены вопросы по химии.
Заголовок:

История электрохимии в России: изучение процессов электролиза

Аннотация:
В статье приводится краткий очерк истории развития электрохимии в России. Рассмотрены исследования отечественных ученых в области создания технологий электрохимических производств.
Title:

The school chemical education content: crisis or catastrophe?

Summary:
Today we are not simply bystanders, but active participants of yet another crisis of the education content initiated by the social crisis of the late 80s. What will the outcome be: the catastrophe or the renewal – to the great extent it depends on us also. To make a forecast of its solution the author reveals immediate causes, having them formulated in the form of problems, demanding prior solving.
Title:

About concept use «oxidation degree» in a course of chemistry of high school

Summary:
The concept «oxidation degree» is widely used at studying of ox-red reactions. However, it is frequent in textbooks in chemistry assumptions of impossibility using this concept in a course of organic chemistry, about fractional values oxidation degrees that conducts to problems with arrangement stoichiometric coefficient in the equations of ox-red reactions with participation of organic connections.
Title:

Protecting health technology

Summary:
The article content is of interest to the subject teacher. It will help in preparation and execution of education.
Title:

Strategies for critical thinking as a base of media-lesson

Summary:
The main purpose of the article is demonstration of mediaeducation’s opportunities for chemical lesson in the modern conditions of informatization. The author suggests using the Internet as an instructional tool for developing of critical thinking for classroom learning. The article represents author’s scheme of media-lesson on the base of strategies for critical thinking. There is an example of media-lesson which was made using the scheme
Title:

Sharing the experience of project activity organizing

Summary:
In the learning process it is necessary to establish conditions for students to develop cognitive activity and their self-actualization, to collect their own experience. With this purpose the authors organize students’ project activity.
Title:

Prognostic teaching: developing students’ information skills

Summary:
The article describes the development of chemistry lesson for 9 class of school on "General characteristics of the elements of the VA group." The lesson is designed based on the ideas of prediction study and satisfy the requirements of the Federal state educational standard of basic and high education of the second generation. Special attention is paid to improve of one of the most important transdisciplinarity skills of students - information skills. As a mechanism that implements the method of development of information skills of students in chemistry classes, used taxonomy of educational tasks. The article also explained the meaning of the concepts of "anticipation", "information skills", "taxonomy".
Title:

Roundup lesson-game on the theme of “Metals”

Summary:
A didactic game is the means to broaden, deepen, and consolidate skills and expertise. It allows implementing all leading learning functions: educative, disciplinary, and evolutive. The roundup lesson on the theme of “Metals” in the game mode is offered.
Title:

Eat to live

Summary:
For students of chemical and biological classes we conduct a theoretical workshop, where from the chemical standpoint examine the food ingredients, energy of nutrition products, their digestion (splitting) in an organism and the role of ferments in these processes.
Title:

Sharing the experience of developing the cluster of nanotechnology classes

Summary:
For those who are majoring in cook-confectioner specialty it is necessary to include the cluster of nanotechnology classes in the core chemistry course. Knowledge in the sphere of nanotechnology will help the future experts to become competitive the labor market.
Title:

The Final Test (the 9th Form)

Summary:
The author offers a variant of a final test for the 9th Form students, which is comprised in accordance with the level differentiation technology. The test includes 19 tasks of two levels. The tasks of each variant are divided into two parts, which are compulsory and optional.
Title:

How to compound chemical equations in accordance with the transformation chains

Summary:
The experience of conducting the chemistry Unified State Examination shows that school leavers experience difficulties while fulfilling the C3 tasks, where they are to compose chemical equations in accordance with the transformation chain of matters. To fulfill such tasks successfully it is necessary to know production processes and chemical properties of organic matters of basic classes well enough. The author offers the chart, which systematizes such data.
Title:

A lesson on the subject of the “Mole. Molar mass. Molar volume”

Summary:
The author shares the experience of conducting the lesson, where he gets students acquainted with new ideas such as «mole», «molar mass», «molar volume».
Title:

The virtual experiment at the chemistry lessons

Summary:
The article contains theoretical conditions and concise methodic recommendations on using virtual labs and video-experiments on the lessons. The author’s classification of the virtual chemical experiment is provided. General issues of methods of using virtual experiment while teaching chemistry are touched.
Title:

Application of the device for carrying out of chemical reactions while studying properties of substances

Summary:
The technique of studying of properties toxic and smelly substances in the device for carrying out chemical reactions is offered. Features of a technique are safety, presentability, convenience and fast course of chemical processes.
Title:

Implementation of practice-oriented project “Lihenoindikatsiya as a form of control clean air”

Summary:
In this paper the methods of estimating the purity of surface airlehinoindikatsii by using living organisms, bioindicators. As anindicator of living lichens were used.
Title:

The quantitative content of vitamin C in the fruit juices

Summary:
In the spring the organism of each person lacks vitamins. For struggle against an avitaminosis, the invariable companion of spring, it is possible to replace tea and sparkling water with vitamin juice. The students having stress during session, should use vitamin C. He participates in formation of a hormone of adrenal glands of acetylcholine, calming an organism. The purpose of our research was quantitative definition of the maintenance of vitamin C in fruit juice a titration method.
Title:

Competence-based approach while preparing and conducting complex excursions

Summary:
Conducting complex excursions allows forming key competences, revealing inter-subject communications. This promotes further solid acquisition of knowledge, formulation of scientific ideas, scientific worldview, polytechnic and practical orientation of education effectiveness increase. While conducting excursions it is also possible to settle down the issues of career-guidance successfully. Getting students to know the ecological issues, which are considered during every excursion, encourages humanistic education.
Title:

Knowledge fair

Summary:
One of the work types while organizing subject week is the “Knowledge Fair”. Each teacher composes questions, indicating the number of credits to be able to get for an answer. Questions on chemistry are provided.
Title:

History of electrochemistry in Russia: study yhe process of electrolysys

Summary:
his paper provides a brief sketch of the history of electrochemistry in Russia. Reviewed research our scientists in the field of electrochemical technologies of productions.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.