Заголовок:
Содержание школьного химического образования: кризис или катастрофа?
Список литературы:
- 1. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. — М.: Логос, 2001. — С. 288.
- 2. Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М. В. Учебные планы школ России. — М.: Дрофа, 2012.
- 3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования ; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — С. 2.
- 4. Онищенко Е. «…Осёл, козёл да косолапый мишка затеяли» … писать стандарт // ТрВ № 73. — 01 марта 2011. [Электронный ресурс]. — URL: http://trv-science.ru/2011/03/01/osyol-kozyol-da-kosolapyj-mishka-zateyali-pisat-standart/#more-10687
Аннотация:
Сегодня мы являемся не просто свидетелями, а активными участниками очередного кризиса содержания образования, инициированного социальным кризисом конца 80-х гг. Каким будет исход: катастрофой или обновлением — во многом зависит и от нас. Чтобы составить прогноз его разрешения, автор выявляет непосредственные причины, сформулировав их в виде проблем, требующих первоочередного решения.
Ключевые слова:
содержание обучения химии, базовый уровень образования, учебник химии.
Заголовок:
Об использовании понятия «степень окисления» в курсе химии средней школы
Список литературы:
- 1. Угай Я. А. Валентность, химическая связь и степень окисления –важнейшие понятия химии // Соровский образовательный журнал. - 1997. - № 3.
- 2. Базаева М. Г., Раткевич Е. Ю., Голубева Р. М. Валентность атомов элементов и химическая связь. Степень окисления, окислительно-восстановительные реакции. - М.: Экомир, 2006.
- 3. Ахметов Н. С., Кузнецова М. Н. Химическая связь и строение неорганических веществ // Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева. - 1975. - Т. ХХ. - № 5.
- 4. Развитие учения о валентности / Под ред. В. И. Кузнецова. - М.: Химия, 1977.
- 5. Становление химии как науки. Всеобщая история химии / Отв. ред. Ю. И. Соловьёв. - М.: Наука, 1983.
- 6. Химическая энциклопедия. - Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1988.
- 7. Кузнецова Л. М. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозин, 2003.
- 8. Химия. Пособие-репетитор / Под ред. В. Н. Чернышова и А. С. Егорова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- 9. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: РИА «Новая волна», 2007.
- 10. Габриелян О. С. Химия. 9 класс. - М.: Сиринь, 1996.
- 11. Цветков Л. А. Органическая химия. 10-11 классы. - М.: Владос, Московский учебник, 2003.
- 12. Хомченко И. Г. Общая химия. - М.: Новая волна, 1997.
- 13. Медведев Ю. Н. ЕГЭ-2010. Химия. Типовые тестовые задания: -М.: Экзамен, 2010.
- 14. Единый государственный экзамен. 2010. Химия. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ. –М.: Интелект-Центр, 2010.
- 15. Диагностические работы по химии (2009, 2010). РОНО, Зеленоград.
Аннотация:
Понятие «степень окисления» широко используют при изучении окислительно-восстановительных реакций. Однако нередко в учебниках по химии высказываются предположения о невозможности использования этого понятия в курсе органической химии, о дробных значениях степени окисления, что ведёт к проблемам с расстановкой стехиометрических коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций с участием органических соединений.
Ключевые слова:
валентность, степень окисления, электронный баланс, окислительно-восстановительные реакции, структурная формула.
Заголовок:
В поисках приемов здоровьесберегающей технологии обучения
Список литературы:
- Булычова В.Р., Ахметов М.А. Универсальные дидактические карточки и методика их использования на уроках // Приложение к газете «1 сентября. Химия». – 1999. - № 40, 41.
- Супоницкая И.И., Гоголевская Н.Н. Комплект обобщающих схем-конспектов по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» // Химия в школе. – 1994. – № 5. – с. 52.
- Титова И.М. Методика организации адаптационно-развивающего общения в процессе обучения // Химия в школе. – 1996. - № 6. – с. 9-17.
- Титова И.М. Педагогическое общение как основа развивающего обучения // Химия в школе. – 1996. - № 5. – с. 8-11.
- Урок окончен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии / Под ред. Э.Г.Злотникова – М.: Просвещение, 1992.
Аннотация:
Материал статьи представляет интерес для учителей-предметников, поможет при подготовке и проведении учебной работы. Рассчитано на творческое использование.
Ключевые слова:
здоровьесберегающая технология.
Заголовок:
Медиа-урок на основе технологии развития критического мышления
Список литературы:
- 1. Журин А. А. Интегрированное медиаобразование в средней школе (предметы естественно-научного цикла): Монография. — М.: Саров: СГТ, 2009.
- 2. Михалёва Г. В. Современная система медиаобразования в Великобритании // Педагогика. — 2010. — № 1. — С. 99–108.
- 3. Нечитайлова Е. В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии // Химия в школе. — 2011. — № 6. — C. 12–18.
- 4. Общая методика обучения химии в школе / Под ред. Р. Г. Ивановой. — М.: Дрофа, 2008.
- 5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 2000.
- 6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
- 7. Чайков С. Г. Методика обучения учащихся решению химических задач с использованием информационных технологий: Дис. ... канд. пед. наук. — Москва, 2004.
- 8. Чернобельская Г. М. Теория и методика обучения химии: Учебник для студентов педагогических вузов. — М.: Дрофа, 2010.
- 9. Чертков И. Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1990.
Аннотация:
Основная цель статьи в том, чтобы показать, как расширяются возможности обучения химии на основе медиаобразования в современных условиях информатизации. В статье показаны возможности использования Интернета как средства обучения для развития критического мышления школьников в рамках классно-урочной системы. В статье представлена разработанная автором схема медиа-урока на основе технологии развития критического мышления. Также приведен пример медиа-урока, составленного по данной схеме.
Ключевые слова:
критическое мышление, медиаобразование, обучение химии, медиа-урок, Интернет.
Заголовок:
Из опыта организации проектной деятельности
Аннотация:
В процессе обучения необходимо создавать условия для развития познавательной активности учащихся и их самореализации, накопления ими собственного опыта. С этой целью авторы организуют проектную деятельность учащихся.
Ключевые слова:
проектная деятельность, Д И Менделеев.
Заголовок:
Прогнозирующее обучение: развитие информационных умений учащихся
Аннотация:
В статье приведена разработка урока химии для 9 класса общеобразовательной школы по теме «Общая характеристика элементов VA группы». Урок сконструирован на основе идей антиципационного (прогнозирующего) обучения и реализует требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования второго поколения. Особое внимание уделяется развитию одного из важнейших метапредметных умений учащихся – информационным умениям. В качестве механизма, реализующего методику развития информационных умений учащихся на уроках химии, использована таксономия учебных задач. В статье также раскрыто содержание и сущность понятий «антиципация», «информационные умения», «таксономия».
Ключевые слова:
подгруппа азота, общая характеристика элементов VA группы, антиципация, прогнозирующее обучение, развитие, универсальные учебные умения, информационные умения, метапредметные результаты обучения, таксономия.
Заголовок:
Обобщающий урок-игра по теме «Металлы»
Аннотация:
Дидактическая игра – это средство для расширения, углубления и закрепления умений и навыков. Она позволяет реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. Предложен обобщающий урок по теме «Металлы» в форме игры.
Ключевые слова:
активизация познавательной деятельности, металлы, металлы в военном деле, урок-игра.
Заголовок:
Есть для того, чтобы жить
Аннотация:
Для учащихся химико-биологических классов мы проводим теоретический семинар, на котором с химической точки зрения рассматриваем состав пищи, калорийность пищевых продуктов, их переваривание (расщепление) в организме и роль ферментов в этих процессах.
Ключевые слова:
пища, белки, жиры, углеводы.
Заголовок:
Из опыта разработки блока занятий по нанотехнологиям
Список литературы:
- Головин Ю. И. Введение в нанотехнологию. - М., 2003.
- Гусаревич Н. В., Кедрова И. И. Гигиенические проблемы обогащения продуктов питания витаминами и минеральными веществами // Современные проблемы гигиенической науки и практики. - Минск, 2003.
- Информационная записка ИНФОСАН № 1/2008 – Нанотехнология.
- Малинецкий Г. Г. Нанотехнологии. От алхимии к химии и дальше // Интеграл. - 20077 - № 57. - С. 4-5.
- Нанотехнология в ближайшем десятилетии / Под ред. М. К.Роко, Р. С. Уильямса, П. Аливисатоса. - М., 2002.
- Эмануэль Н. М., Заиков Г. Е. Химия и пища. - М.: Наука, 1986.
- http://www.nanometer.ru/ - сайт нанотехнологического сообщества «Нанометр».
- http://www.nanoware.ru/ - официальный сайт потребителей нанотоваров.
- http://www.industryweek.com/…Article.aspx?…
- http://www.lebensmittelbrief.de
- http://www.kaiorya.ru
- http://www.nano-info.ru/tag/pisheprom
Аннотация:
В основной курс химии для обучающихся по специальности “повар-кондитер” необходимо включить блок по изучению нанотехнологий в пищевой промышленности. Знания в области нанотехнологий помогут будущим специалистам стать конкурентоспособными на рынке труда.
Ключевые слова:
нанотехнологии в пищевой промышленности, пищевые добавки, генмодифицированные продукты, нанопища, молекулярная кухня.
Заголовок:
Итоговая контрольная работа (9-й класс)
Аннотация:
Автор предлагает вариант итоговой контрольной работы для учащихся 9-го класса, составленной в соответствии с технологией уровневой дифференциации. Работа включает 19 заданий двух уровней. Задания каждого варианта разделены на две части: обязательную и дополнительную.
Ключевые слова:
контрольная работа, 9-й класс.
Заголовок:
Как составлять уравнения реакций в соответствии с цепочками превращений
Аннотация:
Опыт проведения ЕГЭ по химии показывает, что у выпускников возникают трудности при выполнении заданий С3, в которых требуется составить уравнения реакций в соответствии с цепочкой превращений веществ. Для успешного выполнения таких заданий необходимо хорошо знать способы получения и химические свойства органических веществ основных классов. Автор предлагает таблицу, в которой эти сведения систематизированы.
Ключевые слова:
Единый государственный экзамен, цепочки превращений веществ.
Заголовок:
Урок по теме «Моль. Молярная масса. Молярный объём»
Аннотация:
Автор делится опытом проведения урока, на котором знакомит учащихся с новыми понятиями «моль», «молярная масса», «молярный объём».
Ключевые слова:
моль, молярная масса, молярный объем.
Заголовок:
Виртуальный эксперимент на уроках химии
Список литературы:
- 1. Аршанский Е. Я. Настольная книга учителя химии: Учебно-методическое пособие. – Мн.: Сэр-Вит, 2010.
- 2. Белохвостов А. А. Виртуальный эксперимент и его использование в обучении химии // Актуальные проблемы естественнонаучной подготовки педагогов. Сборник материалов II Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 8–9 ноября 2011 г. / Под ред. Э. Ф. Матвеевой. – Астрахань: Издатель: Р. В. Сорокин, 2011. – С. 24-26.
- 3. Бондаренко Е. А. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы. – М.: ЮНВЕС, 2004.
Аннотация:
Статья содержит теоретические положения и конкретные методические рекомендации по использованию виртуальных лабораторий и видео-опытов на уроках химии. Приводится авторская классификация виртуального химического эксперимента. Затрагиваются общие вопросы методики использования виртуального эксперимента в обучении химии.
Ключевые слова:
виртуальный эксперимент, виртуальная демонстрация, виртуальная лаборатория, электронные средства обучения химии, видео-опыты.
Заголовок:
Аппарат для проведения химических реакций при изучении свойств веществ
Аннотация:
Предложена методика изучения свойств токсичных и неприятно пахнущих веществ в аппарате для проведения химических реакций. Особенность данной методики - безопасность, наглядность, удобство и быстрое протекание химических процессов.
Ключевые слова:
аппарат для проведения химических реакций, хлор, аммиак, хлороводород, сероводород, сернистый газ, озон, этилен, ацетилен.
Заголовок:
Практико-ориентированный проект «Лихеноиндикация как метод контроля чистоты воздуха»
Список литературы:
- Алексеенко Ю. В., Алексеенко Л. П. Биосфера и жизнедеятельность: Учебное пособие. - М.: Логос, 2002.
- Гусакова Н. В. Химия окружающей среды. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
- Кашапов Р. Ш., Курамшина Н. Г., Коновалов В. Ф. Западный Башкортостан: экология и безопасность жизнедеятельности. - Уфа, 2003.
- Рябкова К. А. Изучение лишайников. - СПб, 2003.
Аннотация:
В статье предлагается методика оценки чистоты приземного воздуха методом лехиноиндикации с помощью живых организмов, биоиндикаторов. В качестве живых индикаторов использовались лишайники.
Ключевые слова:
тяжелые металлы, экосистема, атмосфера, биосфера, биоиндикация, лехиноиндикация, лишайники.
Заголовок:
Количественное определение содержания витамина С в фруктовых соках
Список литературы:
- 1. Коренман Я. И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов. Кн. I. Титриметрические методы анализа. - М.: Колос, 2005.
- 2. Федеральный закон «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» от 27.10.2008 г.
- 3. Скурихина И. М. Химический состав пищевых продуктов. - М.: Агропромиздат, 1987.
- 4. Березов Т. Т. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1982.
- 5. Девис М. Витамин С: Химия и биохимия: Пер с англ. – М.: Мир, 1999.
- 6. Леенсон И. А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999. – С. 32-34.
- 7. Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. – М.: Высшая школа, 1998.
Аннотация:
Весной организм человека испытывает недостаток в витаминах. Для борьбы с авитаминозом можно заменить чай и газированную воду витаминным соком. Студенты, испытывающие стресс во время сессии, должны употреблять витамин С, ведь он участвует в образовании гормона надпочечников ацетилхолина, успокаивающем организм. Целью нашего исследования стало количественное определение содержания витамина С в фруктовых соках иодометрическим методом титрования.
Ключевые слова:
яблочный сок, витамин С, иодометрический метод титрование.
Заголовок:
Компетентностный подход при подготовке и проведении комплексных экскурсий
Список литературы:
- 1. Ильичёва Е. В. Образное мышление в развитии творческой личности // Химия в школе. — 2011. — № 5.
- 2. Аргунова М. В. Ключевые образовательные компетенции // Химия в школе. — 2009. — № 6.
- 3. Полевые практики по географическим дисциплинам. — М.: Просвещение, 1990.
- 4. Румынина Н. С., Сапроненкова Н. С. Практические работы по географии. 6–10 классы / Под ред. И. И. Бариновой. — М.: Школа-Пресс, 2001. (Библиотека журнала «География в школе». Вып. 4.)
Аннотация:
Проведение комплексных экскурсий позволяет формировать ключевые компетенции, раскрывать межпредметные связи. Это способствует более прочному усвоению знаний, формированию научных понятий, научного мировоззрения, увеличивает эффективность политехнической и практической направленности обучения. При проведении экскурсии можно успешно решать и вопросы профориентации. Гуманистическому воспитанию способствует ознакомление школьников с проблемами экологии, которые рассматриваются на каждой экскурсии.
Ключевые слова:
экскурсии, формирование компетенций, компетентностный подход.
Заголовок:
Ярмарка знаний
Аннотация:
Оним из видов работы при организации предметной недели - «Ярмарка знаний». Каждый учитель составляет вопросы, указывая число баллов, которые можно получить за ответ. Приведены вопросы по химии.
Ключевые слова:
ярмарка знаний, вопросы по химии.
Заголовок:
История электрохимии в России: изучение процессов электролиза
Аннотация:
В статье приводится краткий очерк истории развития электрохимии в России. Рассмотрены исследования отечественных ученых в области создания технологий электрохимических производств.
Ключевые слова:
история химии, история науки, электрохимия, гальванопластика, гальваностегия.