Заголовок:
Федеральный перечень учебников на 2012/2013 учебный год
Аннотация:
Приведен федеральный перечень учебников по химии, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в 2012/2013 учебном году.
Ключевые слова:
федеральный перечень учебников.
Заголовок:
Дважды нобелевский лауреат
Список литературы:
- Кюри Е. Мария Кюри. - М.: Атомиздат, 1967.
- Склодовская-Кюри М. Радий и радиоактивность / Пер. с 2-го франц. изд. - М.: Творческая Мысль, 1905.
- Коттон Э. Семья Кюри и радиоактивность. - М.: Атомиздат, 1964.
- Mme P. Curie et M. A. Debierne. Compte Rendus (Academie des Sciences), 1910, 2 semestre. (T. 151, № 10) 523 –525.
- Энквист П. У. Книга о Бланш и Мари. - СПб.: Из-во Ивана Лимбаха, 2006.
Аннотация:
В статье прослеживаются важнейшие этапы жизни и научной деятельности М. Кюри.
Ключевые слова:
Мария Кюри, Пьер Кюри, радиоактивность, полоний, радий, Нобелевская премия.
Заголовок:
Юбилейные даты из истории химии в 2012 г.
Аннотация:
Приведены юбилейные даты из истории химии в 2012 г.
Ключевые слова:
Юбилейные даты из истории химии в 2012 г.
Заголовок:
ЕГЭ по химии: результаты экзамена 2011 г. и экзаменационная работа 2012 г.
Аннотация:
Авторы анализируют результаты ЕГЭ по химии 2011 г. и рассказывают об экзаменационной работе 2012 г.
Ключевые слова:
Единый государственный экзамен, результаты ЕГЭ 2011 г, ЕГЭ 2012 г.
Заголовок:
Curriculum vitae профессора Тыльдсеппа
Аннотация:
Наш юбиляр - доктор педагогических наук, Почётный профессор Тартусского университета Аарне Альберт-Романович Тыльдсепп. Статья знакомит читателей с жизью и профессиональной деятельностью выдающегося методиста.
Ключевые слова:
А Тыльдсепп, юбилей, учёный-методист.
Заголовок:
Актуальные проблемы современной дидактики химии
Список литературы:
- STL Guidebook. Created by J. Holbrook and M. Rannikmäe for use in the ICASE European STA Meeting University of York 22nd July. 2000.
- Гаркунов В. П. Совершенствование методов обучения химии в средней школе. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974.
- Dechsri P., Jones L. L., Heikkinen H. W. Effect of a Laboratory Manual Desing Incorporating Visual Information-Processing Aids on Student Learning and Attitudes // Journal of Research in Science Teaching. — 1997. — Vol. 34. — No. 9. Р. 891–904.
- Johnstone A. H. Thinking about thinking // International Newsletter on Chemical Education. — 1991. — Vol. 36. — Р. 7–11.
Аннотация:
Автор рассматривает общий подход к процессу обучения , который называют парадигмой обучения химии, предлагает модель формирования всеобщей химической грамотности и свои решения проблемы перегрузки учащихся учебным материалом.
Ключевые слова:
дидактика химии, парадигма обучения химии, формирование химической грамотности, перегрузка учащихся.
Заголовок:
Интегративно-дифференцированный подход в обучении химии
Список литературы:
- Макареня А. А., Обухов В. Л. Методология химии: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985.
- Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. Серия «Учебники для технических вузов». — Ростов н/Д: Феникс, 2001.
- Стихова А. М. О преподавании общей химии на основе системы интегративно-дифференцированного обучения в вузе // Вестник Орловского государственного университета. Серия «Новые гуманитарные исследования». —2010. — № 6 (14). — С. 152–154.
- Игнатова В. А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: Дис. … д-ра пед. наук. — Тюмень, 1999.
Аннотация:
В статье дан анализ диалектического характера химического содержания. Приведены аргументы в пользу применения интегративно-дифференцированного подхода в обучении химии. Предложен алгоритм детализации взаимосвязи интеграции и дифференциации на материале учебной темы.
Ключевые слова:
диалектичность химического содержания, парные химические понятия, интегративно-дифференцированный подход, алгоритм детализации взаимосвязи интеграции и дифференциации.
Заголовок:
Фестивали педагогических идей в системе неформального образования
Аннотация:
В статье говорится о неформальном образовании и его месте в системе повышения квалификации. Рассматриваются возможности фестивалей педагогических идей как способа неформального образования.
Ключевые слова:
неформальное образование, повышение квалификации.
Заголовок:
Интеграция в образовании и науке: история и современность
Список литературы:
- Коменский Я. А. Избранные сочинения. – М.: Учпедиздат, 1955.
- Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1983.
- Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И. и др. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Яковлев И. П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. – Л.: Издательство ЛГУ, 1987.
- Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: Издательство ЛГУ, 1961.
- Добров Г. М. Наука о науке. – Киев: Наукова думка, 1969.
- Кедров В. М. Классификация наук: Прогноз К. Маркса о науке будущего. – М.: Мысль, 1985.
- Чепиков М. Г. Интеграция наук. – М.: Мысль, 1988.
- Подповетная Е. В. Интеграция общего и дополнительного образования в общеобразовательной школе // Государственно-общественный характер управления образованием как механизм формирования духовно-нравственных ценностей: Материалы Международной научно-практической конференции: Секция 5. – Мурманск: МОИПКРО, 2004.
- Бородай А. А. Уроки на интегративной основе: Методическая разработка. – Днепропетровск, 1992.
- Данилюк А. Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. – 1997. – № 4.
- Данилюк А. Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. – 1998. – № 2.
- Омельченко С. В. Понятие интеграции в педагогическом процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2006. – № 16(71).
Аннотация:
В статье рассматриваются различные подходы к интеграции в отечественной и зарубежной литературе, раскрываются сущность, формы и содержание интеграции в педагогическом процессе. Отмечается, что интеграция является выражением единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, результат функционирования которых – формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений.
Ключевые слова:
межпредметные связи, интеграция, этапы интеграции, виды интергации в образовании.
Заголовок:
Использование качественных задач для формирования учебной мотивации
Список литературы:
- Дерябина Н. Е. Введение в химию: Учебник-тетрадь. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2010.
- Занимательные задачи по химии / Под ред. Н. Е. Дерябиной. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2010.
- Дерябина Н. Е. Решение качественных задач: метод сужения объёма понятий // Химия в школе. — 2008. — № 7. — С. 36-39.
Аннотация:
Предлагается использовать различного вида качественные задачи для формирования учебной мотивации у начинающих изучать химию. Приведена классификация занимательных качественных задач, примеры задач различных типов, показано место и характер их использования в школьном обучении. Предложены дополнительные пособия, содержащие справочный материал, необходимый для решения описываемых задач.
Ключевые слова:
качественные задачи, занимательные задачи.
Заголовок:
Химический характер житейских ситуаций: проблемно-творческие задачи
Аннотация:
В представленном материале рассмотрена методика внедрения компетентностного подхода в образовательную практику через использование проблемно-творческих задач.
Ключевые слова:
учебная творческая деятельность, проблемно-творческие задачи, ситуационно-проблемный подход.
Заголовок:
Обучение учащихся методам познания
Аннотация:
В статье предложены методические решения проблемы обучения учащихся методу классификации. При отборе содержания, выборе средств, методов и форм организации деятельности учащихся были учтены гносеологические особенности данного метода познания, что позволяет формировать не только предметные, но метапредметные умения.
Ключевые слова:
методика обучения, методы познания, классификация, урок приобретения новых знаний, познавательная деятельность учащихся.
Заголовок:
Интерактивная доска на уроке химии
Список литературы:
- Горюнова, М. А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе / М. А. Горюнова, Т. В. Семенова, М. Н. Солоневичева. – Под общ. ред. М. А. Горюновой. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 336 с.
- Нечитайлова, Е. В. Go to the white-board, или Интерактивная доска на уроке химии/Е.В. Нечитайлова // Химия в школе. – 2009. – № 6. – С.33-38.
- Соломон, Л.М. Дидактический материал к магнитной доске / Л.М. Соломон, Е.Ю. Степанов // Химия в школе. – 1982. – №1. – С.65-67.
- Черненко, А.П. Об использовании магнитной доски при изучении химии / А.П. Черненко // Химия в школе. – 1980. – №3. – С.52-55.
Аннотация:
Статья содержит теоретические положения и конкретные методические рекомендации по использованию интерактивной доски на уроках химии. Показаны примеры заданий, которые могут быть реализованы с использованием программного обеспечения интерактивных досок и разнообразных электронных средств обучения химии.
Ключевые слова:
интерактивная доска, электронные средства обучения химии.
Заголовок:
Сила кислот
Список литературы:
- 1. Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. Т. 1. - М.: Мир, 1982. - С. 485 сл.
- 2. Попков В. А., Пузаков С. А. Общая химия. - М.: Изд. группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - С. 577 сл.
- 3. Шрайвер Д., Эткинс П. Неорганическая химия. В 2 т. / Пер. с англ. - М.: Мир, 2009. - Т. 1. - С. 239 сл.
- 4. Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. В 2 т. / Пер. с англ. - М.: Мир, 2009. - Т. 2. - С. 34 сл.
- 5. Органическая химия. Кн. 1. Основной курс / Под ред. Н. А. Тюкавкиной. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 2003. - С. 138-150.
Аннотация:
Рассмотрены некоторые характеристики протона как частицы, определяющей общие свойства кислот. Приведены формулы для равновесий диссоциации слабых кислот в водных растворах. Сила кислоты пропорциональна концентрации ионов Н+ при данной общей концентрации кислоты. Поэтому относительная сила слабой кислоты пропорциональна квадратному корню из константы кислотности. Обсуждаются структурные характеристики молекул кислот, определяющие возникновение кислотности в растворах, и влияющие на силу кислот. Необходимым условием является полярность связи водорода с кислородом или другим атомом в молекуле кислоты. В то же время, усиливаются кислотные свойства бинарных водородных соединений в группах галогенов и халькогенов при уменьшении полярности связи в них. Здесь существенной оказывается делокализация заряда электрона по объему аниона, понижающая вероятность обратного присоединения протона. В кислородных кислотах делокализация заряда происходит при наличии кратных связей. От этого решающим образом зависит сила неорганических и органических кислот.
Ключевые слова:
кислота, основание, протон, гидроксоний, константа кислотности, силовой показатель, делокализация заряда.
Заголовок:
Междисциплинарное занятие «Экодом»
Аннотация:
Мощный инструмент, каким является имитационная игра, может использоваться для приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям, осмыслению важных жизненных вопросов, социальной адаптации. Пра¬вильно организованная игра на уроке экологии в школе позволяет развивать навыки самостоятельной деятельности, оказывает значительное влияние на формирование системы научных знаний, расширяет сферу их применения.
Ключевые слова:
имитационные игры, экодом, энергоэффективность, комфорт.
Заголовок:
Экспериментальное исследование окислительно-восстановительных реакций
Аннотация:
Предложена система химических экспериментов, нацеленных на формирование осознанных знаний школьников об окислительно-восстановительных реакциях. На примере перманганата калия рассматривается поведение окислителя в реакциях с различными восстановителями. Анализируются продукты реакций, экспериментально устанавливается зависимость глубины восстановления окислителя от рН реакционной смеси.
Ключевые слова:
окислительно-восстановительная реакция, окислители, восстановители, ЕГЭ, учебное исследование, химический эксперимент.