Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2012 № 1

Русская версия
English version
Заголовок:

Федеральный перечень учебников на 2012/2013 учебный год

Аннотация:
Приведен федеральный перечень учебников по химии, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в 2012/2013 учебном году.
Заголовок:

Дважды нобелевский лауреат

Спиоск литературы:
  1. Кюри Е. Мария Кюри. - М.: Атомиздат, 1967.
  2. Склодовская-Кюри М. Радий и радиоактивность / Пер. с 2-го франц. изд. - М.: Творческая Мысль, 1905.
  3. Коттон Э. Семья Кюри и радиоактивность. - М.: Атомиздат, 1964.
  4. Mme P. Curie et M. A. Debierne. Compte Rendus (Academie des Sciences), 1910, 2 semestre. (T. 151, № 10) 523 –525.
  5. Энквист П. У. Книга о Бланш и Мари. - СПб.: Из-во Ивана Лимбаха, 2006.
Аннотация:
В статье прослеживаются важнейшие этапы жизни и научной деятельности М. Кюри.
Заголовок:

Юбилейные даты из истории химии в 2012 г.

Аннотация:
Приведены юбилейные даты из истории химии в 2012 г.
Заголовок:

ЕГЭ по химии: результаты экзамена 2011 г. и экзаменационная работа 2012 г.

Аннотация:
Авторы анализируют результаты ЕГЭ по химии 2011 г. и рассказывают об экзаменационной работе 2012 г.
Заголовок:

Curriculum vitae профессора Тыльдсеппа

Аннотация:
Наш юбиляр - доктор педагогических наук, Почётный профессор Тартусского университета Аарне Альберт-Романович Тыльдсепп. Статья знакомит читателей с жизью и профессиональной деятельностью выдающегося методиста.
Заголовок:

Актуальные проблемы современной дидактики химии

Спиоск литературы:
  1. STL Guidebook. Created by J. Holbrook and M. Rannikmäe for use in the ICASE European STA Meeting University of York 22nd July. 2000.
  2. Гаркунов В. П. Совершенствование методов обучения химии в средней школе. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974.
  3. Dechsri P., Jones L. L., Heikkinen H. W. Effect of a Laboratory Manual Desing Incorporating Visual Information-Processing Aids on Student Learning and Attitudes // Journal of Research in Science Teaching. — 1997. — Vol. 34. — No. 9. Р. 891–904.
  4. Johnstone A. H. Thinking about thinking // International Newsletter on Chemical Education. — 1991. — Vol. 36. — Р. 7–11.
Аннотация:
Автор рассматривает общий подход к процессу обучения , который называют парадигмой обучения химии, предлагает модель формирования всеобщей химической грамотности и свои решения проблемы перегрузки учащихся учебным материалом.
Заголовок:

Интегративно-дифференцированный подход в обучении химии

Спиоск литературы:
  1. Макареня А. А., Обухов В. Л. Методология химии: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985.
  2. Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. Серия «Учебники для технических вузов». — Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  3. Стихова А. М. О преподавании общей химии на основе системы интегративно-дифференцированного обучения в вузе // Вестник Орловского государственного университета. Серия «Новые гуманитарные исследования». —2010. — № 6 (14). — С. 152–154.
  4. Игнатова В. А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: Дис. … д-ра пед. наук. — Тюмень, 1999.
Аннотация:
В статье дан анализ диалектического характера химического содержания. Приведены аргументы в пользу применения интегративно-дифференцированного подхода в обучении химии. Предложен алгоритм детализации взаимосвязи интеграции и дифференциации на материале учебной темы.
Заголовок:

Фестивали педагогических идей в системе неформального образования

Аннотация:
В статье говорится о неформальном образовании и его месте в системе повышения квалификации. Рассматриваются возможности фестивалей педагогических идей как способа неформального образования.
Заголовок:

Интеграция в образовании и науке: история и современность

Спиоск литературы:
  1. Коменский Я. А. Избранные сочинения. – М.: Учпедиздат, 1955.
  2. Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1983.
  3. Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И. и др. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  4. Яковлев И. П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. – Л.: Издательство ЛГУ, 1987.
  5. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: Издательство ЛГУ, 1961.
  6. Добров Г. М. Наука о науке. – Киев: Наукова думка, 1969.
  7. Кедров В. М. Классификация наук: Прогноз К. Маркса о науке будущего. – М.: Мысль, 1985.
  8. Чепиков М. Г. Интеграция наук. – М.: Мысль, 1988.
  9. Подповетная Е. В. Интеграция общего и дополнительного образования в общеобразовательной школе // Государственно-общественный характер управления образованием как механизм формирования духовно-нравственных ценностей: Материалы Международной научно-практической конференции: Секция 5. – Мурманск: МОИПКРО, 2004.
  10. Бородай А. А. Уроки на интегративной основе: Методическая разработка. – Днепропетровск, 1992.
  11. Данилюк А. Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. – 1997. – № 4.
  12. Данилюк А. Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. – 1998. – № 2.
  13. Омельченко С. В. Понятие интеграции в педагогическом процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2006. – № 16(71).
Аннотация:
В статье рассматриваются различные подходы к интеграции в отечественной и зарубежной литературе, раскрываются сущность, формы и содержание интеграции в педагогическом процессе. Отмечается, что интеграция является выражением единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, результат функционирования которых – формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений.
Заголовок:

Использование качественных задач для формирования учебной мотивации

Спиоск литературы:
  1. Дерябина Н. Е. Введение в химию: Учебник-тетрадь. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2010.
  2. Занимательные задачи по химии / Под ред. Н. Е. Дерябиной. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2010.
  3. Дерябина Н. Е. Решение качественных задач: метод сужения объёма понятий // Химия в школе. — 2008. — № 7. — С. 36-39.
Аннотация:
Предлагается использовать различного вида качественные задачи для формирования учебной мотивации у начинающих изучать химию. Приведена классификация занимательных качественных задач, примеры задач различных типов, показано место и характер их использования в школьном обучении. Предложены дополнительные пособия, содержащие справочный материал, необходимый для решения описываемых задач.
Заголовок:

Химический характер житейских ситуаций: проблемно-творческие задачи

Аннотация:
В представленном материале рассмотрена методика внедрения компетентностного подхода в образовательную практику через использование проблемно-творческих задач.
Заголовок:

Обучение учащихся методам познания

Аннотация:
В статье предложены методические решения проблемы обучения учащихся методу классификации. При отборе содержания, выборе средств, методов и форм организации деятельности учащихся были учтены гносеологические особенности данного метода познания, что позволяет формировать не только предметные, но метапредметные умения.
Заголовок:

Интерактивная доска на уроке химии

Спиоск литературы:
  1. Горюнова, М. А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе / М. А. Горюнова, Т. В. Семенова, М. Н. Солоневичева. – Под общ. ред. М. А. Горюновой. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 336 с.
  2. Нечитайлова, Е. В. Go to the white-board, или Интерактивная доска на уроке химии/Е.В. Нечитайлова // Химия в школе. – 2009. – № 6. – С.33-38.
  3. Соломон, Л.М. Дидактический материал к магнитной доске / Л.М. Соломон, Е.Ю. Степанов // Химия в школе. – 1982. – №1. – С.65-67.
  4. Черненко, А.П. Об использовании магнитной доски при изучении химии / А.П. Черненко // Химия в школе. – 1980. – №3. – С.52-55.
Аннотация:
Статья содержит теоретические положения и конкретные методические рекомендации по использованию интерактивной доски на уроках химии. Показаны примеры заданий, которые могут быть реализованы с использованием программного обеспечения интерактивных досок и разнообразных электронных средств обучения химии.
Заголовок:

Сила кислот

Спиоск литературы:
  1. 1. Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. Т. 1. - М.: Мир, 1982. - С. 485 сл.
  2. 2. Попков В. А., Пузаков С. А. Общая химия. - М.: Изд. группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - С. 577 сл.
  3. 3. Шрайвер Д., Эткинс П. Неорганическая химия. В 2 т. / Пер. с англ. - М.: Мир, 2009. - Т. 1. - С. 239 сл.
  4. 4. Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. В 2 т. / Пер. с англ. - М.: Мир, 2009. - Т. 2. - С. 34 сл.
  5. 5. Органическая химия. Кн. 1. Основной курс / Под ред. Н. А. Тюкавкиной. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 2003. - С. 138-150.
Аннотация:
Рассмотрены некоторые характеристики протона как частицы, определяющей общие свойства кислот. Приведены формулы для равновесий диссоциации слабых кислот в водных растворах. Сила кислоты пропорциональна концентрации ионов Н+ при данной общей концентрации кислоты. Поэтому относительная сила слабой кислоты пропорциональна квадратному корню из константы кислотности. Обсуждаются структурные характеристики молекул кислот, определяющие возникновение кислотности в растворах, и влияющие на силу кислот. Необходимым условием является полярность связи водорода с кислородом или другим атомом в молекуле кислоты. В то же время, усиливаются кислотные свойства бинарных водородных соединений в группах галогенов и халькогенов при уменьшении полярности связи в них. Здесь существенной оказывается делокализация заряда электрона по объему аниона, понижающая вероятность обратного присоединения протона. В кислородных кислотах делокализация заряда происходит при наличии кратных связей. От этого решающим образом зависит сила неорганических и органических кислот.
Заголовок:

Междисциплинарное занятие «Экодом»

Аннотация:
Мощный инструмент, каким является имитационная игра, может использоваться для приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям, осмыслению важных жизненных вопросов, социальной адаптации. Пра¬вильно организованная игра на уроке экологии в школе позволяет развивать навыки самостоятельной деятельности, оказывает значительное влияние на формирование системы научных знаний, расширяет сферу их применения.
Заголовок:

Экспериментальное исследование окислительно-восстановительных реакций

Аннотация:
Предложена система химических экспериментов, нацеленных на формирование осознанных знаний школьников об окислительно-восстановительных реакциях. На примере перманганата калия рассматривается поведение окислителя в реакциях с различными восстановителями. Анализируются продукты реакций, экспериментально устанавливается зависимость глубины восстановления окислителя от рН реакционной смеси.
Title:

The Federal list of textbooks for 2012/13 academic year

Summary:
The Federal list of chemistry textbooks recommended (allowed) to use in educational process in 2012/13 academic year.
Title:

Twice the Nobel prizewinner

Summary:
The article traces the most important staging posts of the M. Curie’s life and scientific activity.
Title:

Jubilee dates from the history of chemistry in 2012.

Summary:
Jubilee dates from the history of chemistry in 2012 are stated.
Title:

The Unified State Examination – Chemistry: results of the 2011 exam and the 2012 exam work.

Summary:
The authors analyze the Unified State Examination – Chemistry results of 2011 and tell about the examination work in 2012.
Title:

The Curriculum Vitae of Professor Tyldsepp

Summary:
Out jubilee is the Doctor of Pedagogical Sciences, Honored Professor of the University of Tartu Aarne Albert-Romanovich Tyldsepp. The article gets our readers acquainted with the life and professional activity of the outstanding resource teacher.
Title:

Timely problems of modern chemistry didactics

Summary:
The author considers the general approach to the academic process, which is called a paradigm of teaching chemistry, offers a model of forming universal chemistry literacy and his own solutions for the problem of students being overloaded with academic material.
Title:

An integrated and differentiated approach in teaching chemistry

Summary:
Analysis of dialectic character of chemical content is given in the article. Arguments in favour of using integrative- differentiative approach to study chemistry are presented. Algorithm of detailing correlation of integration and differentiation on the material of separate teaching theme is proposed.
Title:

Festivals of pedagogical ideas in system of the informal education

Summary:
In this article we speak about informal education and a place of it in a system of raising the level of one's skill. We are talking about opportunities of festivals of the pedagogical ideas like a method of informal education.
Title:

Integration in education and science: history and modern age

Summary:
The article considers different approaches to the integration in the national and foreign literature, reveals the essence, forms, and content of integration in the pedagogical process. It has been noted, that the integration is an expression of the unity of purpose, principle, and content of the academic process and education organization, the result of functioning of which is forming a fundamentally new integrated knowledge and skill system among the students.
Title:

Using quality tasks to form academic motivation

Summary:
We propose a various types of qualitative problems intended for beginners’ motivation for chemistry learning. The classification of these problems is shown, as well as examples of problems of various types. Moreover the place and methodology of using these problems in school training is shown, and additional help manuals, which can simplify the decision of qualitative problems, are offered.
Title:

Problematic-creative tasks

Summary:
I the presented material the method of the introduction of the competency approach to the educational practice by means of the problematic – creative tasks is regarded.
Title:

Using of scientific methods of knowledge

Summary:
Methodical solutions of a problem of teaching pupils a method of classification are offered in the article. While selection of the maintenance, a choice of means, methods and forms of the organization educational activities of pupils were being selected, gnoseological features of the given knowledge methods had been considered. That allows to form subject and metasubject skills.
Title:

Interactive boards in chemistry class

Summary:
The paper contains theoretical principles and specific guidelines on the use of interactive boards in chemistry class. The examples of assignments that can be done using the software of interactive boards and a variety of electronic means of teaching chemistry are shown in the paper.
Title:

Acids Strength

Summary:
The some characteristics of the proton as a particle which determines the general properties of acids have been considered. The formulas for the dissociation equilibria of weak acids in aqueous solutions are adduced. The acid strength value is proportional to the concentration of H+ ions at a given overall concentration of acid. Therefore, the relative strength of a weak acid is proportional to the square root of the acidity constant. The structural characteristics of the acids molecules, which define the initiation of acidity in solutions and effect on the strength of acids, are discussed. The necessary condition is the bond polarity of hydrogen with oxygen or with another atom in a molecule of acid. At the same time, acidic properties of binary hydrogen compounds in the groups of halogens and chalcogens are increased with the decreasing of bond polarity of them. In this case, delocalization of the electron charge by volume of the anion, lowering the probability of the reverse addition of the proton, is substantial. In the oxyacids the delocalization of the charge occurs in the presence of multiple bonds. The strength of inorganic and organic acids crucially depends on this.
Title:

Summarizing the theme of "Eco House"

Summary:
Powerful tool, which is a simulation game that can be used for introducing students to human values, understanding the important issues of life and social adaptation. Pra ¬ correctly organized business game in the classroom environment at the school helps to develop skills in self-employment has a significant influence on the formation of scientific knowledge, expanding their scope.
Title:

Experimental research of redox reactions

Summary:
The system of chemical experiments aimed at creating an informed knowledge of students on redox reactions was proposed. The behavior of the oxidizer such as potassium permanganate was shown in reactions with different reducing agents. The proposed system of experiments allows for students to examine reactions products, to determine recovery depth dependence on pH of the reaction mixture.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.