Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2012 № 10

Русская версия
English version
Заголовок:

Конкурс «Учитель года России-2012»: лучшие потому что уникальные

Аннотация:
Член межпредметного жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» делится впечатлениями о конкурсе «Учитель года России-2012».
Заголовок:

Кристаллогидраты: не всё так просто!

Спиоск литературы:
  1. 1. Гринвуд Н. Химия элементов: В 2-х т. Т. 2: Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. 2. Карякин А. В., Кривенцова Г. А. Состояние воды в органических и неорганических соединениях. – М.: Наука, 1973.
  3. 3. Крестов Г. А. Термодинамика ионных процессов в растворах. – Л.: Химия, 1984.
  4. 4. Уэллс А. Структурная неорганическая химия: В 3-х т. Т. 2: Пер. с англ. – М.: Мир, 1987.
  5. 5. Храненко С. П., Байдина И. А., Громилов С. А. Уточнение кристаллической структуры транс-[Pd(NO3)2·(H2O)2] // Журнал структурной химии. - 2007. - Т. 48. - № 6. - С. 1218–1221.
  6. 6. Шипачев В. А., Исакова В. Г., Козлова С. Г. и др. Синтез и структура слоистых фторсодержащих кристаллогидратов на основе аквакомплексов благородных металлов // Журнал структурной химии. - 1999. - Т. 40. - № 2. - С. 259–264.
  7. 7. Беляев А. В., Федотов М. А., Шатабутдинова С. Н. Состояние родия(III) в сернокислых растворах // Координационная химия. – 2007. – Т. 33. - № 2. – С. 141–145.
  8. 8. Шатабутдинова С. Н., Федотов М. А., Беляев А. В. и др. Исследование твёрдых фаз сульфатов родия(III) // Координационная химия. – 2008. – Т. 34. - № 12. – С. 930–936.
  9. 9. Скогарева Л. С., Минаева Н. А., Филиппова Т. В. Синтез, колебательные спектры и структура пероксодисульфатов двухвалентных металлов // Журнал неорганической химии. – 2009. – Т. 54. - № 9. – С. 1411–1419.
  10. 10. Chang T. G., Irish D. E. // Can. J. Chem. - 1973. – V. 51. - № 1. – P. 118–121.
  11. 11. Лидин Р. А. и др. Константы неорганических веществ: справочник: Под ред. Р. А. Лидина. – М.: Дрофа, 2006.
  12. 12. Маноменова В. Л., Руднева Е. Б., Малахова Л. Ф. и др. Выращивание и некоторые свойства кристалла Rb2Ni(SO4)2·6H2O (RNSH) // Кристаллография. – 2007. – Т. 52. - № 5. – С. 949–954.
Аннотация:
Статья посвящена изучению вопроса состояния воды в молекулах кристаллогидратов солей. Рассмотрены современный подход к изучению химии комплексных солей кристаллогидратов, строение простых и двойных неорганических солей, купоросов и квасцов, как в водных растворах, так и в кристаллическом состоянии.
Заголовок:

Лауреаты Нобелевской премии по химии 2012 г.

Аннотация:
Нобелевская премия по химии за 2012 г. присуждена американским учёным Роберту Лефковицу и Брайану Кобилке за изучение работы рецепторов живых клеток, как сообщил Нобелевский комитет Королевской шведской академии наук. Американских учёных удостоили высокой награды за постижение механизмов взаимодействия рецепторов адреналина с G-белками.
Заголовок:

О содержании химического образования в свете требований ФГОС

Спиоск литературы:
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 апреля 2012 г. № 413.)
  2. 2. Общая методика обучения химии в школе / Под ред. Р. Г. Ивановой. – М.: Дрофа, 2008.
  3. 3. Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. Содержание базового химического образования в современном социуме // Химия в школе. - 2010. - № 1. - С. 20-23.
  4. 4. Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. Современные подходы к обучению химии // Химия в школе. - 2010. - № 2. - С. 10-15.
Аннотация:
Статья познакомит учителей химии с современными требованиями и принципами формирования содержания химического образования. Эти сведения будут полезны учителям при составлении рабочих программ и выборе учебных пособий.
Заголовок:

Приёмы педагогической поддержки учащихся с разными особенностями нервной системы

Аннотация:
Для школьников с разными нейродинамическими особенностями нервной системой характерны индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности. На основе теппинг-теста Е. П. Ильина «Определение свойств нервной системы учащихся по психомоторным показателям» авторы провели исследование в ученическом коллективе, а затем разработали методическую систему средств и приёмов педагогической поддержки индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Заголовок:

Формирование умения выявлять причинно-следственные связи при изучении гидролиза веществ

Спиоск литературы:
  1. Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Глинка Н. Л. Общая химия: учебник / под ред. В. А. Попкова, А. В. Бабкова. – М.: ИД Юрайт, 2010.
  3. Зайцев О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Минченков Е. Е. Практическая дидактика. Лекция 4. Объяснение нового материала (ч. 1) // Химия: методика преподавания в школе. – 2001. – № 7.
  5. Минченков Е. Е. Практическая дидактика. Лекция 5. Объяснение нового материала (ч. 2) // Химия: методика преподавания в школе. – 2001. – № 8.
  6. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в школе: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Аннотация:
В данной статье представлено описание методики проведения урока «Гидролиз неорганических и органических веществ». Предлагаемая методика направлена на формирование важной компетенции – определять взаимосвязь между строением вещества и его свойствами (с химическими реакциями, в которых оно участвует), представлять химические реакции в виде ионных и молекулярных уравнений, подтверждающих реакцию в растворах солей. В статье представлены результаты проверки эффективности методики в условиях Таттинской гимназии.
Заголовок:

Наш подход к решению задач по расчёту состава растворов

Аннотация:
Cуществуют определенные трудности при решении задач, в которых по условию изменяется масса растворимого вещества и растворителя в растворе, и при этом изменяется ещё и способ выражения концентрации. Проблема упрощается при использовании определенного алгоритма решения задач подобного типа. Алгоритм решения расчетной задачи сводится к записи необходимого числа независимых алгебраических уравнений, связывающих известные и неизвестные параметры, и решения полученной системы уравнений.
Заголовок:

Из опыта обучения решению химических задач повышенного уровня сложности

Спиоск литературы:
  1. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 1999.
  2. Савинкина Е. В., Логинова Г. П. Химия. Сборник задач: 8–9 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  3. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. — М.: Высшая школа, 1993.
Аннотация:
Для учащихся 10-го химико-биологического класса мною разработан предметно-ориентированный элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности». Посещение занятий этого курса позволяет старшеклассникам закрепить, систематизировать и углубить знания по химии, овладеть основными подходами к решению нестандартных качественных и количественных задач по общей и неорганической химии, развивает их мышление. Успешной работе в рамках данного курса способствует владение прочными знаниями в рамках программы химического образования, важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых задач. Кроме того, требуются химическая интуиция и наблюдательность. Для обучения решению задач, вызывающих у учащихся наибольшие затруднения, важна чёткая их систематизация и структуризация по общим типам и способам решения.
Заголовок:

Сдаём ЕГЭ на «отлично»!

Аннотация:
Выпускники школы без труда решают задачи, связанные с вычислением массовой доли растворённого вещества или массы растворённого вещества в растворе, однако затрудняются при решении задач на вычисление массы вещества, взятого для реакции с целью уменьшения или увеличения концентрации продукта реакции. Автор предлагает задачи такого типа и способ их решения.
Заголовок:

Заметки с международной конференции по химическому образованию

Спиоск литературы:
  1. 1. Reid N. A scientific approach to the teaching of chemistry. What do we know about how students learn in the sciences, and how can we make our teaching match this to maximise performance? // Chemistry Education Research and Practice, 2008, v. 9, p. 51–59.
  2. 2. Johnstone A. H. The development of chemistry teaching: A changing response to changing demand. // Journal of Chemical Education, 1993, v. 70, No. 9, p. 701–705.
Аннотация:
С 15 по 20 июля в Риме прошла XXII международная конференция по химическому образованию. Автор излагает современные западные идеи и проблемы в области химического образования, прозвучавшие на конференции, переведя их, где можно, в российский дискурс.
Заголовок:

Проблемно-развивающие опыты по взаимодействию солей меди(II) с металлами различной активности

Спиоск литературы:
  1. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных экспериментов по химии. Развивающий эксперимент. (Библиотека журнала «Химия в школе») – М.: Школа-Пресс, 1998.
  2. Третьяков Ю. Д. Неорганическая химия. – Т. 3. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 79, 188.
Аннотация:
В основу положены разработанные авторами новые проблемно-развивающие опыты с растворами солей меди(II) и металлами различной активности. Проблемные ситуации, которые создаются с помощью предлагаемых опытов, должны разрешаться учащимися под руководством учителя на основе теоретического анализа наблюдаемых опытов. Данные опыты помогут учителям более глубоко раскрыть тему, объяснить особенности взаимодействия солей меди(II) c металлами, вызвать у учащихся интерес к химической науке, расширить их кругозор.
Заголовок:

Исследуем свойства чернил

Аннотация:
Данное исследование проведено учащимися на внеклассном занятии по информатике с интеграцией с химией. Учащиеся обратили внимание на то, что им интересно было бы исследовать школьные чернила. С этой целью они исследовали индикаторные свойства ученических чернил. Проводя опыты, они фотографировали полученные результаты.
Заголовок:

Охотник за «Сердцем Льва»

Спиоск литературы:
  1. 1. Карцев В. П. Ньютон. – М.: Молодая гвардия, 1987.
  2. 2. Dobbs B. J. T. The foundations of Newton’s alchemy or «The hunting of the Green Lion». – Cambridge, 1975.
  3. 3. Данин Д. С. Резерфорд. – М.: Молодая гвардия, 1966.
Аннотация:
Рассказывается об алхимических увлечениях сэра Исаака Ньютона, способствовавших становлению в науке понятия «сила».
Заголовок:

Химический калейдоскоп

Спиоск литературы:
  1. 1. Бемеш П., Пумпр В. и др. 111 вопросов по химии… для всех. — М.: Просвещение, 1994.
  2. 2. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. — М.: Просвещение, 1995.
  3. 3. Девяткин В. В., Ляхова Ю. М. Химия (Для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке). — Ярославль: Академия, Академия Холдинг, 2000.
  4. 4. Злотников Э. Г. Урок окончен — занятия продолжаются. — М.: Просвещение, 1992.
  5. 5. Кукушкин Ю. Н. Что мы знаем о химии (вопросы и ответы). — М.: Высшая школа, 1993.
  6. 6. Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. — М.: Дрофа, 2002.
  7. 7. Тыльдсепп А. А. Мы изучаем химию. — М.: Просвещение, 1988.
Аннотация:
В рамках недели химии для учащихся 9-го класса автор проводит игру «Химический калейдоскоп». В игре участвуют две команды. Она состоит из нескольких конкурсов.
Заголовок:

«Золотое, как небо, аи»

Спиоск литературы:
  1. Гарматина Ю. Шампанское: всё дело в «долготе игры» // Аргументы и факты. - № 50 (1623) от 14 декабря 2011 г. - С. 34.
  2. Дубровин И. И. Всё о шампанском. – М.: Самиздат, 2012.
  3. Забозлаева Т. Б. Шампанское в русской культуре. - СПб.: Искусство, 2007.
  4. Коренман Я. И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов: В 4-х кн. – М.: КолосС, 2005.
  5. Кутан К. Шампанское. - Урал ЛТД, 2010.
  6. Spanos G. A., Wrolstad R. E. Phenolics of apple, pear, and white grape juice and their changes with processing and storage — a review // J. Agric Food Chem. – 1992. – 40. – P. 1478-1487.
  7. Чернобельская Г. М., Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. Из опыта организации проектной деятельности школьников в рамках программы непрерывного образования «Школа - вуз» // Наука и школа. – 2012. – № 2.
Аннотация:
Статья посвящена шампанскому – традиционному праздничному напитку. Описываются его состав, свойства, даны рекомендации по его выбору, хранению и употреблению. Приведены интересные факты, связанные с шампанским. Предлагается краткое описание учебного практико-ориентированного проекта по исследованию шампанского.
Заголовок:

Указатель статей, опубликованных в журнале в 2012 г.

Аннотация:
Приведен указатель статей, опубликованных в журнале в 2012 г.
Title:

Contest “Teacher of the Year-2012”: the best because unique

Summary:
The member of the inter-subject jury of the All-Russian “Teacher of the Year” Contest shares one’s impressions about contest “Teacher of the Year-2012”.
Title:

Crystallohydrates: not everything is that simple!

Summary:
The article is sanctified to the study of question of the state of water in the molecules of crystallohydrates of salts. The modern going is considered near the study of chemistry of complex salts of crystallohydrates. The structure of simple and double inorganic salts is considered, vitriols and alumens both in water solutions and in the crystalline state.
Title:

The Nobel Prize in Chemistry 2012 winners

Summary:
The Nobel Prize in Chemistry 2012 has been awarded to the American scholars Robert J. Lefkowitz and Brian K. Kobilka for work on cell receptors, as the Nobel Committee for Chemistry 2012 of the Royal Swedish Academy of Sciences announced. The American scientists have been awarded by the precious prize for comprehension of the mechanism of interaction of adrenaline receptors with G-proteins.
Title:

Content of chemistry education according to FGES standards

Summary:
The article will describe modern requirements and principles of chemistry education formation. This information will be useful for teacher in the process of putting together working program and choosing study books (guide).
Title:

Different ways of the pedagogical support technique of students with different peculiarities of the nervous system

Summary:
For schoolchildren with different neurodynamic peculiarities of the nervous system individual styles of academic and cognitive activity are typical. On the Ye. P. Ilyin’s tapping-test “Determining characteristics of the nervous system of students by the psycomotor indices” basis the authors have conducted research in a student’s group, and then developed the methodical system of ways and techniques of pedagogical support of the individual style of the academic and cognitive activity of students.
Title:

Formation skill of defining cause and effect connections on hydrolysis of substances study

Summary:
In this article the description of lesson methodology “Hydrolysis of inorganic and organic substances” is introduced. The suggested methods are directed at formation of the most important competences as of defining interrelation between substance structure and its attributes (chemical reactions in which it is involved), of producing chemical reactions in form of ion and molecular equations proving the reaction of solutions. In the article the results of testing effectiveness of the methodology in Tattinskaya gymnasium are adduced.
Title:

Our approach to solve tasks on calculating the composition of solutions.

Summary:
There are certain difficulties in solving problems, in which the condition is changing the mass of the dissolved substance and solvent in the solution, and when it is changed again and the way of expression of the concentration. The problem is simplified by using a certain algorithm of the solution of the tasks of this типа.Алгоритм solution the estimated problem is to write the necessary number of independent algebraic equations connecting the well-known and unknown parameters, and the solution of the obtained system of equations.
Title:

Sharing the teaching experience on how to solve chemical tasks of the advanced difficulty level.

Summary:
For the students of the 10th chemical and biological Form I’ve developed a subject-focused elective course “Solving chemistry tasks of the advanced difficulty level”. Attending this course classes allows student of senior classes to feedback, systematize, and further develop the chemistry knowledge, to master main approaches to solve non-standard qualitative and quantitative tasks on organic and inorganic chemistry, develops their thinking. Mastering strong knowledge within the framework of chemical education, the most important computations skills, algorithms of typical tasks solving, encourages successful work within the given course framework. Besides, chemical intuition and power of observation are needed. Their clear arrangement and structuring in accordance with general types and ways of their solving is important to teach how to solve tasks, which call the major difficulties students encounter.
Title:

Passing the Unified State examination with excellent mark!

Summary:
School-leavers effortlessly solve tasks, coming from the calculating mass content of the dissolved substance or the mass of the dissolved substance in the solution, but encounter difficulties when solving tasks on calculating the mass of the substance, taken for the reaction with the purpose of decreasing or increasing the reaction product concentration. The author offers tasks of a such type and the way of their solving.
Title:

Notes from the international conference on chemical education

Summary:
The XXIInd international conference on chemical education took place in Rome from the 15th to the 20th of July. The author recounts the modern western ideas and challenges in the sphere of modern chemical education, sounded at the conference, transforming those, wherever it is possible, into the Russian discourse.
Title:

Problem and developing experiments on the copper salts (II) and metals of different activity interaction.

Summary:
Developed by the authors new problem and developing experiments on the copper salts (II) and metals of different activity interaction are taken as a basis. Problem situations, which have been created with the help of offered experiments, must be solved by students directed by a teacher on the basis of the theoretical analysis of the experiments observed. The given experiments will help teachers to develop a theme more deeply, to explain the copper salts (II) and metals interaction characteristics, to arouse students’ interest in chemical science, and to enlarge their scope.
Title:

Examining ink properties

Summary:
The given study has been held by students during post-curriculum class on IT integrated with chemistry. The students have paid attention to the fact that it was interesting for them to study ink. With that purpose they have perused ink indicative properties. While carrying out experiments, they took photos of the obtained results.
Title:

The hunter at “Lion Heart”

Summary:
The story about communication between term “force” and alchemy interest by Sir Isaac Newton is given.
Title:

The chemical kaleidoscope

Summary:
Within the chemistry week framework for the 9th Form students the author conducts a game “The chemical kaleidoscope”. Two teams participate in the game, which consists of several contests.
Title:

Champaign

Summary:
The article is about Champaign, a traditional drink of celebrations. Its composition and properties are discussed, some advice on choose the right brand as well as keeping and drinking Champaign is given. The student research project based on the investigation of Champaign is overviewed.
Title:

The index of articles, published in the magazine in 2012.

Summary:
The index of articles, published in the magazine in 2012, has been provided.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.