Заголовок:
Конкурс «Учитель года России-2012»: лучшие потому что уникальные
Аннотация:
Член межпредметного жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» делится впечатлениями о конкурсе «Учитель года России-2012».
Ключевые слова:
конкурс «Учитель года России-2012», финал конкурса, победители конкурса.
Заголовок:
Кристаллогидраты: не всё так просто!
Список литературы:
- 1. Гринвуд Н. Химия элементов: В 2-х т. Т. 2: Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- 2. Карякин А. В., Кривенцова Г. А. Состояние воды в органических и неорганических соединениях. – М.: Наука, 1973.
- 3. Крестов Г. А. Термодинамика ионных процессов в растворах. – Л.: Химия, 1984.
- 4. Уэллс А. Структурная неорганическая химия: В 3-х т. Т. 2: Пер. с англ. – М.: Мир, 1987.
- 5. Храненко С. П., Байдина И. А., Громилов С. А. Уточнение кристаллической структуры транс-[Pd(NO3)2·(H2O)2] // Журнал структурной химии. - 2007. - Т. 48. - № 6. - С. 1218–1221.
- 6. Шипачев В. А., Исакова В. Г., Козлова С. Г. и др. Синтез и структура слоистых фторсодержащих кристаллогидратов на основе аквакомплексов благородных металлов // Журнал структурной химии. - 1999. - Т. 40. - № 2. - С. 259–264.
- 7. Беляев А. В., Федотов М. А., Шатабутдинова С. Н. Состояние родия(III) в сернокислых растворах // Координационная химия. – 2007. – Т. 33. - № 2. – С. 141–145.
- 8. Шатабутдинова С. Н., Федотов М. А., Беляев А. В. и др. Исследование твёрдых фаз сульфатов родия(III) // Координационная химия. – 2008. – Т. 34. - № 12. – С. 930–936.
- 9. Скогарева Л. С., Минаева Н. А., Филиппова Т. В. Синтез, колебательные спектры и структура пероксодисульфатов двухвалентных металлов // Журнал неорганической химии. – 2009. – Т. 54. - № 9. – С. 1411–1419.
- 10. Chang T. G., Irish D. E. // Can. J. Chem. - 1973. – V. 51. - № 1. – P. 118–121.
- 11. Лидин Р. А. и др. Константы неорганических веществ: справочник: Под ред. Р. А. Лидина. – М.: Дрофа, 2006.
- 12. Маноменова В. Л., Руднева Е. Б., Малахова Л. Ф. и др. Выращивание и некоторые свойства кристалла Rb2Ni(SO4)2·6H2O (RNSH) // Кристаллография. – 2007. – Т. 52. - № 5. – С. 949–954.
Аннотация:
Статья посвящена изучению вопроса состояния воды в молекулах кристаллогидратов солей. Рассмотрены современный подход к изучению химии комплексных солей кристаллогидратов, строение простых и двойных неорганических солей, купоросов и квасцов, как в водных растворах, так и в кристаллическом состоянии.
Ключевые слова:
кристаллогидраты, комплексные соединения, состояние воды, купоросы, простые неорганические соли, квасцы, двойные соли.
Заголовок:
Лауреаты Нобелевской премии по химии 2012 г.
Аннотация:
Нобелевская премия по химии за 2012 г. присуждена американским учёным Роберту Лефковицу и Брайану Кобилке за изучение работы рецепторов живых клеток, как сообщил Нобелевский комитет Королевской шведской академии наук. Американских учёных удостоили высокой награды за постижение механизмов взаимодействия рецепторов адреналина с G-белками.
Ключевые слова:
Нобелевская премия, лауреаты, живая клетка, рецептор, G-белки.
Заголовок:
О содержании химического образования в свете требований ФГОС
Список литературы:
- 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 апреля 2012 г. № 413.)
- 2. Общая методика обучения химии в школе / Под ред. Р. Г. Ивановой. – М.: Дрофа, 2008.
- 3. Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. Содержание базового химического образования в современном социуме // Химия в школе. - 2010. - № 1. - С. 20-23.
- 4. Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. Современные подходы к обучению химии // Химия в школе. - 2010. - № 2. - С. 10-15.
Аннотация:
Статья познакомит учителей химии с современными требованиями и принципами формирования содержания химического образования. Эти сведения будут полезны учителям при составлении рабочих программ и выборе учебных пособий.
Ключевые слова:
содержание химического образования, принципы модернизации.
Заголовок:
Приёмы педагогической поддержки учащихся с разными особенностями нервной системы
Аннотация:
Для школьников с разными нейродинамическими особенностями нервной системой характерны индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности. На основе теппинг-теста Е. П. Ильина «Определение свойств нервной системы учащихся по психомоторным показателям» авторы провели исследование в ученическом коллективе, а затем разработали методическую систему средств и приёмов педагогической поддержки индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Ключевые слова:
поздняя неуспеваемость, индивидуально-психологические особенности учащихся, педагогическая поддержка.
Заголовок:
Формирование умения выявлять причинно-следственные связи при изучении гидролиза веществ
Список литературы:
- Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2010.
- Глинка Н. Л. Общая химия: учебник / под ред. В. А. Попкова, А. В. Бабкова. – М.: ИД Юрайт, 2010.
- Зайцев О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Минченков Е. Е. Практическая дидактика. Лекция 4. Объяснение нового материала (ч. 1) // Химия: методика преподавания в школе. – 2001. – № 7.
- Минченков Е. Е. Практическая дидактика. Лекция 5. Объяснение нового материала (ч. 2) // Химия: методика преподавания в школе. – 2001. – № 8.
- Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в школе: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Аннотация:
В данной статье представлено описание методики проведения урока «Гидролиз неорганических и органических веществ». Предлагаемая методика направлена на формирование важной компетенции – определять взаимосвязь между строением вещества и его свойствами (с химическими реакциями, в которых оно участвует), представлять химические реакции в виде ионных и молекулярных уравнений, подтверждающих реакцию в растворах солей. В статье представлены результаты проверки эффективности методики в условиях Таттинской гимназии.
Ключевые слова:
гидролиз, среда раствора соли.
Заголовок:
Наш подход к решению задач по расчёту состава растворов
Аннотация:
Cуществуют определенные трудности при решении задач, в которых по условию изменяется масса растворимого вещества и растворителя в растворе, и при этом изменяется ещё и способ выражения концентрации. Проблема упрощается при использовании определенного алгоритма решения задач подобного типа. Алгоритм решения расчетной задачи сводится к записи необходимого числа независимых алгебраических уравнений, связывающих известные и неизвестные параметры, и решения полученной системы уравнений.
Ключевые слова:
Состав растворов, компонент системы, расчетная задача, алгебраические преобразования, система уравнений.
Заголовок:
Из опыта обучения решению химических задач повышенного уровня сложности
Список литературы:
- Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 1999.
- Савинкина Е. В., Логинова Г. П. Химия. Сборник задач: 8–9 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
- Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. — М.: Высшая школа, 1993.
Аннотация:
Для учащихся 10-го химико-биологического класса мною разработан предметно-ориентированный элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности». Посещение занятий этого курса позволяет старшеклассникам закрепить, систематизировать и углубить знания по химии, овладеть основными подходами к решению нестандартных качественных и количественных задач по общей и неорганической химии, развивает их мышление. Успешной работе в рамках данного курса способствует владение прочными знаниями в рамках программы химического образования, важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых задач. Кроме того, требуются химическая интуиция и наблюдательность. Для обучения решению задач, вызывающих у учащихся наибольшие затруднения, важна чёткая их систематизация и структуризация по общим типам и способам решения.
Ключевые слова:
элективный курс, решение задач.
Заголовок:
Сдаём ЕГЭ на «отлично»!
Аннотация:
Выпускники школы без труда решают задачи, связанные с вычислением массовой доли растворённого вещества или массы растворённого вещества в растворе, однако затрудняются при решении задач на вычисление массы вещества, взятого для реакции с целью уменьшения или увеличения концентрации продукта реакции. Автор предлагает задачи такого типа и способ их решения.
Ключевые слова:
массовая доля растворенного вещества в растворе, решение задач.
Заголовок:
Заметки с международной конференции по химическому образованию
Список литературы:
- 1. Reid N. A scientific approach to the teaching of chemistry. What do we know about how students learn in the sciences, and how can we make our teaching match this to maximise performance? // Chemistry Education Research and Practice, 2008, v. 9, p. 51–59.
- 2. Johnstone A. H. The development of chemistry teaching: A changing response to changing demand. // Journal of Chemical Education, 1993, v. 70, No. 9, p. 701–705.
Аннотация:
С 15 по 20 июля в Риме прошла XXII международная конференция по химическому образованию. Автор излагает современные западные идеи и проблемы в области химического образования, прозвучавшие на конференции, переведя их, где можно, в российский дискурс.
Ключевые слова:
международная конференция по химическому образованию.
Заголовок:
Проблемно-развивающие опыты по взаимодействию солей меди(II) с металлами различной активности
Список литературы:
- Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных экспериментов по химии. Развивающий эксперимент. (Библиотека журнала «Химия в школе») – М.: Школа-Пресс, 1998.
- Третьяков Ю. Д. Неорганическая химия. – Т. 3. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 79, 188.
Аннотация:
В основу положены разработанные авторами новые проблемно-развивающие опыты с растворами солей меди(II) и металлами различной активности. Проблемные ситуации, которые создаются с помощью предлагаемых опытов, должны разрешаться учащимися под руководством учителя на основе теоретического анализа наблюдаемых опытов. Данные опыты помогут учителям более глубоко раскрыть тему, объяснить особенности взаимодействия солей меди(II) c металлами, вызвать у учащихся интерес к химической науке, расширить их кругозор.
Ключевые слова:
проблемный химический эксперимент, растворы солей меди(II), активность металлов, степень окисления.
Заголовок:
Исследуем свойства чернил
Аннотация:
Данное исследование проведено учащимися на внеклассном занятии по информатике с интеграцией с химией. Учащиеся обратили внимание на то, что им интересно было бы исследовать школьные чернила. С этой целью они исследовали индикаторные свойства ученических чернил. Проводя опыты, они фотографировали полученные результаты.
Ключевые слова:
интеграция химии и информатики, школьные чернила, фотографии.
Заголовок:
Охотник за «Сердцем Льва»
Список литературы:
- 1. Карцев В. П. Ньютон. – М.: Молодая гвардия, 1987.
- 2. Dobbs B. J. T. The foundations of Newton’s alchemy or «The hunting of the Green Lion». – Cambridge, 1975.
- 3. Данин Д. С. Резерфорд. – М.: Молодая гвардия, 1966.
Аннотация:
Рассказывается об алхимических увлечениях сэра Исаака Ньютона, способствовавших становлению в науке понятия «сила».
Ключевые слова:
сэр Исаак Ньютон, алхимия, сила.
Заголовок:
Химический калейдоскоп
Список литературы:
- 1. Бемеш П., Пумпр В. и др. 111 вопросов по химии… для всех. — М.: Просвещение, 1994.
- 2. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. — М.: Просвещение, 1995.
- 3. Девяткин В. В., Ляхова Ю. М. Химия (Для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке). — Ярославль: Академия, Академия Холдинг, 2000.
- 4. Злотников Э. Г. Урок окончен — занятия продолжаются. — М.: Просвещение, 1992.
- 5. Кукушкин Ю. Н. Что мы знаем о химии (вопросы и ответы). — М.: Высшая школа, 1993.
- 6. Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. — М.: Дрофа, 2002.
- 7. Тыльдсепп А. А. Мы изучаем химию. — М.: Просвещение, 1988.
Аннотация:
В рамках недели химии для учащихся 9-го класса автор проводит игру «Химический калейдоскоп». В игре участвуют две команды. Она состоит из нескольких конкурсов.
Ключевые слова:
неметаллы, игра, внеклассная работа.
Заголовок:
«Золотое, как небо, аи»
Список литературы:
- Гарматина Ю. Шампанское: всё дело в «долготе игры» // Аргументы и факты. - № 50 (1623) от 14 декабря 2011 г. - С. 34.
- Дубровин И. И. Всё о шампанском. – М.: Самиздат, 2012.
- Забозлаева Т. Б. Шампанское в русской культуре. - СПб.: Искусство, 2007.
- Коренман Я. И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов: В 4-х кн. – М.: КолосС, 2005.
- Кутан К. Шампанское. - Урал ЛТД, 2010.
- Spanos G. A., Wrolstad R. E. Phenolics of apple, pear, and white grape juice and their changes with processing and storage — a review // J. Agric Food Chem. – 1992. – 40. – P. 1478-1487.
- Чернобельская Г. М., Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. Из опыта организации проектной деятельности школьников в рамках программы непрерывного образования «Школа - вуз» // Наука и школа. – 2012. – № 2.
Аннотация:
Статья посвящена шампанскому – традиционному праздничному напитку. Описываются его состав, свойства, даны рекомендации по его выбору, хранению и употреблению. Приведены интересные факты, связанные с шампанским. Предлагается краткое описание учебного практико-ориентированного проекта по исследованию шампанского.
Ключевые слова:
проектная деятельность школьников, шампанское.
Заголовок:
Указатель статей, опубликованных в журнале в 2012 г.
Аннотация:
Приведен указатель статей, опубликованных в журнале в 2012 г.
Ключевые слова:
указатель статей.