Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2011 № 9

Русская версия
English version
Заголовок:

Модернизация образования: работа с одарёнными детьми

Спиоск литературы:
  1. Сайт Всероссийского педагогического собрания: http://www.pedagogsobr.ru/newsshow/408
  2. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. — СПб.: КАРО, 2009.
  3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011.
  4. Вишнякова Е. Е. Развитие критического мышления через чтение и письмо // Открытое образование. – 2006. - № 3. – С. 65-73.
  5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
Аннотация:
В статье обоснована значимость работы с одаренными детьми на современном этапе. Автор статьи представляет данную тему в рамках обсуждения на VI съезде Всероссийского педагогического собрания, где обсуждались вопросы выявления одаренности и методов работы с одаренными детьми. В статье представлен опыт автора работы с одаренными детьми при обучении химии на основе использования технологии развития критического мышления.
Заголовок:

О постоянстве физико-химических констант металлов

Спиоск литературы:
  1. Landolt-Bornstein Phydikalisch-Chemische Tabelle in zwei Banden. Berlin. Springer Verlag. - 1923. - B. 1. -S. 313-331.
  2. Handbook of Chemistry and Physics. 37th Edition. - Cleveland, 1955.
  3. CRC Handbook of Chemistry and Physics. 86th Edition. - Boca Raton, London, New York, Singapore, 2005-2006.
  4. Химическая энциклопедия. Т. 1–2. - М.: Советская энциклопедия, 1988-1990. Т. 3–5. - М.: Большая российская энциклопедия, 1992-1998.
  5. Хаускрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии / Пер. с англ. В 2 т. - М.: Мир, 2009. Т. 2.
Аннотация:
Приведён анализ значений температур плавления и кипения металлов по справочным данным за период около 80 лет, начиная с 1920 г. Значения физико-химических констант взяты из фундаментального справочника по химии Ландольта, Наndbook of Chemistry and Physics, Химической энциклопедии. Обнаружено, что значения температур плавления совпадают только у 21 металла, а значения температур кипения – только у 8. Для остальных металлов обнаруживается разброс в числовых значениях. По мнению авторов, для школьных учебников и пособий следует брать значения этих величин из справочного издания Наndbook of Chemistry and Physics, поскольку оно ежегодно обновляется данными текущей научной периодики.
Заголовок:

Из опыта диагностики метапредметных результатов обучения

Спиоск литературы:
  1. Заграничная Н. А. О метапредметных результатах изучения школьного курса химии // Химия в школе. - 2011. - № 4. - С. 18-22.
  2. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Касимова И. С. Ситуационные задачи как средство оценивания результатов обучения биологии в школе. URL: http://www.rae.ru/forum2011/10/2031
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме формирования, развития и диагностики метапредметных результатов в практике изучения химии. Автором разработан инструментарий для диагностики уровня достижения метапредметных результатов восьмиклассников. Подробно рассмотрены комплексные задания и критерии оценивания.
Заголовок:

Внутрипредметная интеграция при изучении органической химии

Аннотация:
Перенесение курса органической химии в 11-й класс даёт возможность не отвлекать внимание учащихся на изучение материала общей химии и кроме того постоянно опираться на знания, полученные в курсах неорганической и общей химии, формировать представления учащихся о химии как единой науке, осуществляя таким образом внутрипредметную интеграцию знаний.
Заголовок:

Урок — ролевая игра «Суд над алкенами»

Спиоск литературы:
  1. Кожанова Э. А. Ролевая игра «Суд на алканами» // Химия в школе. – 1995. – № 4.
Аннотация:
Предложен урок в форме ролевой игры, который позволяет обобщить и расширить знания учащихся об алкенах; показать зависимость свойств алкенов от их строения; сравнить алканы и алкены по строению и свойствам; изучить историю открытия алкенов и их применение; рассмотреть номенклатуру непредельных соединений; закрепить умение решать задачи на определение молекулярной формулы вещества; повторить основные положения теории химического строения органических соединений.
Заголовок:

Химические ориентиры в мире запахов

Спиоск литературы:
  1. Некрасов Б. В. Основы общей химии. - М.: Химия, 1974.
  2. Человский Н. В. А чем это тут у вас пахнет? // Естествознание в школе. – 2006. - № 2. – С. 20-35.
  3. Яблоков В. А., Монич Т. П., Ваганова Н. Ю. Химия-10: Учебное пособие. - Н. Новгород: Издательство ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2001. – С. 167-168.
Аннотация:
Использование на уроках химии информационного подхода способствует повышению мотивации и познавательной активности учащихся. Рассматривается методика применения стереохимической теории обоняния при изучении отдельных тем органической и неорганической химии.
Заголовок:

Раздаточный материал как средство активизации познавательной деятельности

Аннотация:
Есть много методов и приемов, позволяющих активизировать деятельность учеников, не только передать им определенную сумму знаний, но и дать возможность ощутить радость открытия. Один из них – это использование активного раздаточного материала.
Заголовок:

Урок по теме «Введение в кристаллографию»

Аннотация:
Предложена разработка урока химии в 7 классе. Урок позволяет формировать ключевые образовательные компетенции.
Заголовок:

Интегрированный урок в курсе естествознания

Аннотация:
Предложена разработка интегрированного урока в 6-м классе, который был проведён в рамках недели естественных наук. Использование химического эксперимента, химических понятий и символики позволяет сделать урок ярким, насыщенным, познавательным и нескучным. Главное же состоит в том, что учащиеся осознают многогранность рассматриваемого явления.
Заголовок:

Расчётные задачи как способ актуализации экологической информации

Спиоск литературы:
  1. Ковалёва Г. С. Организация и проведение исследования TIMSS в России // Школьные технологии. – 1997. – № 2. – С. 4.
  2. Ковалёва Г. С. Состояние российского образования (по результатам международных исследований) // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 83.
  3. Табуева Э. М. Экологическое образование как фактор формирования культурного потенциала личности // Химия в школе. – 2004. – № 5. – С. 18.
  4. Чумаковский Н. Н., Чебураков Б. Ю., Скрибицкий А. В., Криворотов С. Б. Экология Кубанского региона: Учебник. – Краснодар: Издательство Кубанского социально-экономического института, 2006.
  5. Мари Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека: В 2 т. – Пер. с англ. – М.: Мир, 1993.
  6. Чибисова Н. В. Практикум по экологической химии: Учебное пособие. – Калининград: Изд-во КГУ, 1999.
  7. Шустов С. Б., Шустова Л. В. Химические основы экологии: Учебное пособие для учащихся школ, гимназий с углублённым изучением химии, биологии и экологии / Под ред. С. В. Жильцова. – М.: Просвещение, 1995.
  8. Денисов В. В., Курбатова А.С., Денисова И. А., Бондаренко В. Л., Грачев В.А., Гутнев В.В., Нагнибеда Б.А. Экология города: Учебное пособие / Под ред. В. В. Денисова. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008.
Аннотация:
Предложены расчётные задачи с экологическим содержанием и показана возможность их использования на разных ступенях обучения как эффективного средства формирования экологического мировоззрения.
Заголовок:

Изучение скорости химической реакции с использованием цифровой лаборатории

Аннотация:
Представлена методика самостоятельного учебного исследования школьников, нацеленного на изучение реакции между растворами тиосульфата натрия и серной кислоты. Для количественных измерений предлагается использовать датчик оптической плотности, входящий в состав цифровых лабораторий для средних школ. Показаны примеры применения математического аппарата, доступного школьникам, для определения порядков реакции по тиосульфат-ионам и катионам водорода, температурного коэффициента скорости реакции, энергии активации.
Заголовок:

Как распознать состав энергетических напитков

Спиоск литературы:
  1. Органическая химия и химия высокомолекулярных соединений: Метод. указания к лабораторному практикуму для студентов биологического факультета / Сост. Л. С. Косвинцева, Н. Ф. Кириллов, П. Т. Павлов. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2005.
  2. Программа элективных курсов. Химия. 10-11 классы. Профильное обучение / Авт.-сост. Г. А. Шипарёва. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Химические основы жизни: Учеб.-метод. Пособие / Сост. Д. Д. Некрасов, Л. Д. Орлова. Изд. 2-е, доп. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2008.
Аннотация:
Цель исследования – установление состава энергетических напитков и доказательство их опасности для школьников, а также предложение использовать более безопасные напитки для получения организмом энергии и питательных веществ.
Заголовок:

Аналитические реакции в химическом анализе

Аннотация:
Аналитики стремятся выбирать аналитические реакции с нижним пределом обнаружения и максимальной избирательностью. Улучшение этих параметров аналитических реакций – одно из направлений современной аналитической химии. Основные типы аналитических реакций: осаждение, комплексообразование, реакции окисления-восстановления, а также методы маскирования и разделения, которые применяются в ходе анализа для устранения мешающего влияния компонентов, могут быть использованы на практических занятиях в школе.
Заголовок:

Проблемно-развивающие опыты по взаимодействию солей железа(III) с металлами разной активности

Спиоск литературы:
  1. Реми Г. Курс неорганической химии. – Т. 2. – М.: Мир, 1974. – С. 279.
  2. Третьяков Ю. Д. Неорганическая химия. – Т. 2. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 75.
  3. Третьяков Ю. Д. Неорганическая химия. – Т. 3. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 79.
  4. Дендебер С. В., Ключникова О. В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М.: 5 за знания, 2008.
  5. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных экспериментов по химии. Развивающий эксперимент. (Библиотека журнала «Химия в школе») – М.: Школа-Пресс, 1998.
Аннотация:
В работе показаны возможности применения методики проблемного обучения химии в 9, 11-м классах средней школы. В основу этой методики положены разработанные авторами новые школьные химические опыты с растворами солей железа(III) и металлами различной активности. Проблемные ситуации, которые создаются с помощью предлагаемых опытов, должны разрешаться учащимися под руководством учителя на основе теоретического анализа наблюдаемых результатов.
Заголовок:

Как получить экологически чистый кипяток

Аннотация:
Предложен способ дополнительной очистки воды в электрочайниках с помощью таблеток активированного угля, помещённых в использованные одноразовые пакетики для заваривания чая (2 таблетки активированного угля на 1 л воды). При этом содержание ионов тяжёлых металлов в приготовленном кипятке снижается на порядок.
Заголовок:

Конкурс «Знатоки химии»

Аннотация:
Конкурс проводится среди учащихся 9-го класса. В нём участвуют 4 команды по 5-7 человек. Цель его проведения - расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках, продемонстрировать практическую значимость химических знаний в повседневной жизни, развивать навыки самостоятельной работы и устойчивый интерес к химии.
Заголовок:

Турецкое золото для России

Аннотация:
Подведены итоги 43-й Международной химической олимпиады школьников (Анкара, июль 2011). Обсуждены наиболее интересные задачи теоретического тура, проанализированы типичные ошибки школьников.
Заголовок:

Стоит ли ссылаться на «ошибку Фарадея»?

Спиоск литературы:
  1. Кравец Т. П. М. Фарадей и его «Экспериментальные исследования по электричеству». В кн. Фарадей М. Экспериментальное исследование по электричеству. – Т. 1. – М: Изд-во АН СССР, 1947.
  2. Столетов А. Г. Собрание сочинений. - Т. 2. – М.: ОГИЗ, 1941. – С. 145.
  3. Шкільний світ. – 2002. - № 52. – С. 1–2.
  4. Кирюшкін Д. М., Полосін В. С. Методика викладання хімії. – Киев: Вища школа, 1974. – С. 307–308
  5. Методика преподавания химии / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М.: Просвещение, 1984. – С. 295.
  6. Методика викладання шкільного курсу хімії за редакцією Н. М. Буринської. – Киев: Освіта, 1991. – С. 105–106.
Аннотация:
Термином «ошибка Фарадея» методисты прикрывают недочёты и недостатки собственной работы. Но самое удивительное заключается в том, что в школьном учебном материале, посвящённом электролитической диссоциации, отмечена только ошибка Фарадея и ни слова не сказано о том, что Фарадей, а не Аррениус ввёл в науку важнейшие понятия диссоциации.
Заголовок:

Артиллерия микромира

Спиоск литературы:
  1. Данин Д. С. Резерфорд. – М.: Молодая гвардия, 1966.
  2. ЧЕДВИК (Chadwick), Джеймс - http://n-t.ru/nl/fz/chadwick.htm
  3. КОКРОФТ (Cockcroft), Джон - http://n-t.ru/nl/fz/cockcroft.htm
  4. УОЛТОН (Walton), Эрнест - http://n-t.ru/nl/fz/walton.htm
Аннотация:
Описан первые опыты Дж. Д. Кокрофта и Э. Т. Уолтона по ускорению протонов. Рассказано об открытии нейтрона Дж. Чедвиком.
Title:

Nechitaylova E.V.. Adress: Tsimlyansk, Rostov region. Workplace: Lyceum №1.

Summary:
The article represents an importance of teaching intellectually gifted children during period of upgrade of education. The author starts by telling the reader about discussion of this topic on the VI congress of All-Russian pedagogical meeting. Such problems as revelation of giftedness and methods of teaching are discussed on the congress. The article contains author's experience of teaching chemistry intellectually gifted children. The author suggests to use the pedagogical strategy for critical thinking.
Title:

The uniformity of physicochemical constants of metals published in reference books and educational materials

Summary:
This is an analysis of metal melting points and boiling temperatures published in reference literature over a period of 80 years (since 1920). Physicochemical constant values are taken from a fundamental Landolt- Bornstein’s reference book on chemistry, Наndbook of Chemistry and Physics, Chemical Encyclopedia. Metal melting points values were found to be the same only for 21 metals and metal boiling temperature values coincide only for 8 metals.There is a diversity in values for other metals; this was found mostly for high-melting-point metals from tantalum to iridium. Our study brings up two questions: are there definitively defined constants and what reference literature should one consult? From the author’s point of view, these physicochemical constants for schoolbooks should be taken from Наndbook of Chemistry and Physics for it’s being kept up to date with the current scientific data by means of annual updates.
Title:

Diagnostics of Interdisciplinary Results of Chemistry Education

Summary:
The article is about organization, development and diagnostics of interdisciplinary results in chemistry education. The author has developed instruments for diagnostics of achievements level of interdisciplinary results for 8th grade students. Complex tasks and evaluation criteria are discussed in details.
Title:

Intrasubject integration when studying chemistry

Summary:
Shifting the course of the organic chemistry into the 11th Form provides an opportunity not to divert the students’ attention to study the material of the fundamental chemistry course and, besides, to base constantly upon the knowledge got in the course of the inorganic and general chemistry, to from students’ ideas on chemistry as an integrated science, thus implementing intra-subject knowledge integration.
Title:

Lesson-role play “Alkenes Trial”

Summary:
The lesson in the mode of a role play is offered, which allows to generalize and to expand students’ knowledge on alkenes; to show a dependence of alkenes properties on their structure; to compare alkanes and alkenes from the standpoint of their structure and properties; to study history of the alkenes discovery and their utilization; to consider unsaturated compounds nomenclature; to consolidate the skill to solve problems on determining the molecular formula of a matter; to repeat the fundamental principles of the theory of chemical structure of organic matters.
Title:

Chemical landmarks in the world of scents.

Summary:
Use at lessons of chemistry of the information approach promotes increase of motivation and informative activity of pupils. The technique of application of the stereochemical theory of sense of smell is considered at studying of separate themes of organic and inorganic chemistry.
Title:

Hand-out material as means of mainstreaming cognitive activity

Summary:
There are a lot of ways and means, which allow to mainstream students’ activity, not only to pass the certain sum of knowledge to the, but provide them with the opportunity to experience the joy of discovery as well. One of those is using active hand-out materials.
Title:

The lesson of the subject of “Getting started with crystallography”

Summary:
The 7th Form chemistry lesson design is offered. The lesson allows forming key education competences.
Title:

An integrated lesson in the natural science course.

Summary:
The design of the 6th Form integrated lesson, which was held within the framework of the natural science week, is offered. Using chemical experiment, chemical ideas, and symbols allows a lesson being bright, saturated, cognitive, and fun-filled.
Title:

Calculation tasks as a mean of ecological information actualization

Summary:
Calculating tasks of ecological contents are offered as an effective means for ecological ideology training on different standards of education.
Title:

Studying the speed of a chemical reaction using a digital laboratory

Summary:
The procedure of the self consistent training study of students is represented. The object of the study is the reaction between the solutions of sodium thiosulfate and sulfuric acid. For the quantitative measurements it is proposed to use the sensor of optical density. Examples of the application of a mathematical apparatus, accessible to students, are shown for determining the orders of reaction with respect to thiosulfate ions and hydrogen ions, temperature velocity coefficient of reaction, energy of activation.
Title:

How to distinguish structure of power drinks

Summary:
The purpose of ours of research – to establish structure of power drinks and to prove their danger to schoolboys. And also to offer more safe drinks for reception of energy and nutrients.
Title:

Analytical reactions in chemical analysis

Summary:
Analysts tend to choose the analytical response with a lower detection limit and the maximum selectivity. Improvement of these parameters, analytical reactions - one of modern analytical chemistry. The main types of analytical reactions: precipitation, complexation, oxidation-reduction, as well as methods of masking and separation, which are used in the analysis to eliminate the interfering influence of components, can be used in practical classes in school.
Title:

Problem and manipulative experiments on interaction of ferric (III) salt with metals of different activity.

Summary:
Opportunities to use problem training methods in chemistry in the 9th, 11th Forms of secondary school are shown in the work. Developed by the authors new school chemical experiments with ferric (III) salt solutions and metals with different activity took as a basis for these methods. Problem situations, which are created with the help of the offered experiments, must be solved by students directed by a teacher on the basis of theoretical analysis of observed results.
Title:

How to distillate ecologically pure boiling water

Summary:
A way of additional water conditioning in electric kettle with the help of absorbent carbon tablets, which are placed into used disposable tea infusion sachets (2 tablets of absorbent carbon tablets per 1 liter of water) is offered. At that the heavy-metal ion content in a prepared boiling-hot water declines of scale.
Title:

Contest “Chemistry Connoisseurs”

Summary:
The contest is held among the 9th Form students. 4 teams consisting of 5-7 people take part in it. The purpose of its holding is to broaden and to deepen the students’ knowledge, which they obtained at lessons, to demonstrate the practical meaningfulness of chemical knowledge in everyday life, to develop skills of independent work and the steady interest in chemistry.
Title:

The Turkish Gold for Russia

Summary:
The results of the 43th International Chemistry Olympiad (Ankara, July 2011) are presented. The most interesting theoretical problems are discussed, and typical mistakes made by the students while solving olympiad problems are analyzed.
Title:

Is there any use to refer to “the Faraday’s mistake”?

Summary:
Methodists by the term “the Faraday’s mistake” varnish defects and faults of their own work. But the most amazing thing is that in the school academic material dedicated to the electrolytic dissociation, only one Faraday’s mistake is marked, and no one word has been said about the fact, that not Arrhenius, but Faraday has introduced the most important ideas of dissociation to the science.
Title:

The micro world artillery

Summary:
The first experiments by J. J. Cockcroft and E. T. Walton on proton accelerator are describes. The story about looking for neutron by J. Chadwick is given.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.