Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2011 № 8

Русская версия
English version
Заголовок:

Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Спиоск литературы:
  1. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. — 2000.— № 3. — С. 136–138.
  2. Зеленская Е. А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время // Химия в школе. — 2009. — № 8. — С. 55–59.
Аннотация:
В статье рассмотрены основные этапы организации научно-исследовательской деятельности.
Заголовок:

О применении взрывчатых веществ в горном деле

Спиоск литературы:
  1. Дубнов Л. В., Бахаревич Н. С., Романов А. И. Промышленные взрывчатые вещества. – М.: Недра, 1988.
  2. Красногоров В. Подражающие молниям. – М.: Знание, 1977.
  3. Покровский Г. И. Взрыв. – М.: Недра, 1980.
Аннотация:
Для повышения успеваемости учащихся школ из горнодобывающих регионов предлагается связывать уроки химии с производственной деятельностью горняков, в частности, с профессией «взрывника». Приводятся общие сведения о взрыве и взрывчатых веществах. Представлена упрощённая методика составления реакций взрывчатого превращения веществ, позволяющая рассчитать теплоту, температуру и объём газов, выделяющихся при взрыве.
Заголовок:

Технологический подход к обучению: система постановки целей

Спиоск литературы:
  1. Кузнецова Н. Е. Педагогические технологии в предметном обучении: лекции. – СПб.: Образование, 1995.
  2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Изд-во ин-та проф. обр. РАО, 1995.
  3. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994.
  4. Береснева Е. В. Современные технологии обучения химии: учеб. пособие. – М.: Центрхимпресс, 2004.
  5. Bloom B. S. Handbook on formative and summative evaluation of Students Learning. – N. Y.: McGrow-Hill, 1971.
  6. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии. – М.: Сентябрь, 1996.
Аннотация:
В статье представлено авторское видение технологического подхода к обучению химии, модель технологически организованного педагогического процесса. Показаны этапы, которые необходимо пройти учителю для освоения технологического подхода к обучению. Основное внимание уделено этапу освоения диагностируемой постановки целей.
Заголовок:

Региональный подход при изучении силикатной промышленности

Спиоск литературы:
  1. Андреева М. П. Химия: модули регионального содержания. - Якутск, 2001.
  2. Буринская Н. Н. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе обучения химии. - М.: Просвещение, 1983.
  3. Егорова К. Е. Региональный подход в обучении химии. - М.: Школа-Пресс, 1999.
Аннотация:
В данной статье рассматривается использование региональных возможностей при изучении химических производств на примере темы «Силикатная промышленность».
Заголовок:

Изучение меди и её соединений

Аннотация:
Изучение темы «Медь и её соединения» позволяет закрепить знания и умения на примере материала, изложенного в школьном учебнике весьма кратко. Это даёт школьникам возможность научиться использовать свои знания в процессе поисковой деятельности. Автор предлагает урок-исследование по отработке полученных навыков.
Заголовок:

Обобщающий урок по теме «Медь, цинк, хром»

Аннотация:
В целях активизации учебно-познавательной деятельности, а также стимулирования творческих способностей учащихся в 11-м классе после изучения металлов побочных подгрупп автор проводит обобщающий урок по теме «Медь, цинк, хром» в виде игры. Учащиеся делятся на три группы А, В, С, которые заранее получают задания по соответствующим темам для подготовки рассказов, сообщений, стихотворений, геологических карт, дополнительного материала по данной теме.
Заголовок:

Железный век продолжается

Аннотация:
В школе глухих педагогический процесс базируется на принципе обучения основам наук в процессе формирования словесной речи. Для выполнения этой специфической задачи можно использовать различные современные технологии, методы и формы обучения. Автор предлагает разработку урока-семинара по теме «Металлы».
Заголовок:

М. В. Ломоносов и математическая химия

Спиоск литературы:
  1. Штейнгауз Г. Задачи и размышления. – М.: Мир, 1974.
  2. Мышкис А. Д. Элементы теории математических моделей. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009.
  3. Хрусталёв А. Ф. Можно и лучше // Математика в школе. – 1995. – № 3
  4. Ломоносов и математика. Режим доступа: http://muzey.mitht.ru/library/lomonosov_i_matematika.html
  5. Деркач М. И. Две простейшие теоремы об углеводородах и их практические приложения. Материалы XVI международной научно -методической конференции «Методы совершенствования фундаментального образования в школах и вузах». – Севастополь: СевНТУ, 2011.
  6. Хрусталёв А. Ф. Химические теоремы // Химия в школе. – 1998. – № 7.
Аннотация:
Предложены формулировки и доказательства простейших теорем математической химии и рассмотрены их практические приложения.
Заголовок:

Язык химии: составление химических формул по валентности

Аннотация:
Интегрированные уроки, на которых пятиклассников знакомят с языком химии и учат составлять химические формулы по валентности, проводятся при изучении темы «Биогеохимическая роль горных пород, минералов и почвы на Земле» по программе курса естествознания И. Ю. Алексашина. Материал уроков с небольшими изменениями может быть использован и в 8-м классе при изучении основных понятий химии.
Заголовок:

К решению типовых расчетных задач: стратегия выдвижения гипотез

Аннотация:
Рассмотрена методика обучения учащихся решению задач «на избыток-недостаток» в свете задачи формирования универсальных учебных действий.
Заголовок:

Эксперимент на уроке по теме «Растворение. Растворимость. Растворы»

Аннотация:
В результате экспериментальной работы на уроке школьники формулируют определения основных понятий темы (раствор, растворение, растворимость и др.) и делают выводы.
Заголовок:

Простые способы обнаружения ферментов

Спиоск литературы:
  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8-11 кл. / Сост. Н. И. Габрусева. – М.: Дрофа, 2001.
  2. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, В. И. Теренин. – М.: Дрофа, 2001.
  4. Кузнецов В. И. Концепция самоорганизации в химии катализа // Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. – М.: Наука, 1994. – С. 55-85.
  5. Руденко А. П. Химическая добиологическая эволюция каталитических систем и критерий живого // Критерии живого. – М.: Изд-во МГУ, 1971. – С. 37-56.
  6. Филиппович Ю. Б., Егорова Т. А., Севастьянова Г. А. Практикум по общей биохимии. – М.: Просвещение, 1982.
  7. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии / Под ред. Т. Т. Березова. - М.: Медицина, 1976.
  8. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Карцова А. А. Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением химии. – М.: Просвещение, 2003.
Аннотация:
Тема «Ферменты» включена в школьную программу по химии в 2001 г. Её изучение происходит в несколько этапов (8, 9, 10 и 11 классы) и характеризуется использованием тесных межпредметных связей курса химии с курсом биологии. Особый интерес представляют те специфические характеристики ферментативных реакций, которые делают возможным существование обмена веществ. Выявить эти особенности можно экспериментально, используя достаточно простые методики и доступные материалы.
Заголовок:

Как определить подлинность оливкового масла

Спиоск литературы:
  1. Кодекс Алиментариус. Жиры, масла и производные продукты / Пер. с англ. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2007.
  2. Государственная фармакопея СССР. 10-е изд. - М.: Медицина, 1968. - С. 810–811.
  3. Практикум по агрохимии: Учеб. пособие / Под ред. академика РАСХН В. Г. Минеева. - М.: Изд-во МГУ, 2001.
  4. Рудаков О. Б., Полянский К. К. Хроматографическая идентификация растительных масел // Хранение и переработка сельхозсырья. - 2001. - № 10. - С. 37–40.
  5. Дейнека В. И., Дейнека Л. А., Габрук Н. Г. и др. Анализ растительных масел с использованием ВЭЖХ // Журн. аналитической химии. - М.: Наука, 2003. - Т. 58. - № 12. - С. 1294–1299.
  6. Чечета О. В., Сафонова Е. Ф., Сливкин А. И. Идентификация растительных масел и масляных экстрактов методом ТСХ / Сорбционные и хроматографические процессы. - 2008. - Т. 8. - Вып. 4. - С. 646–653.
  7. European Pharmacopoeia, 2th ed. Strastbourg: Council of Europe, 1997. - P. 49.
  8. Малахов Б. П. Школьные работы по химической технологии органических веществ. - М.; Л.: Госуд. изд-во, 1928.
Аннотация:
Оливковое масло, потребление которого в России в последнее время заметно выросло, может стать объектом интересного и познавательного учебного исследования. С помощью экспериментов, осуществимых в условиях школьной лаборатории, нетрудно установить подлинность анализируемого продукта, выявить фальсификат. Предложены методики определения иодного числа растительного масла, элаидиновой пробы, цветных реакций с серной кислотой, определения температуры затвердевания и установления наличия примесей. Подробно описаны способы получения необходимых реактивов.
Заголовок:

Как исследовать качество мороженого

Спиоск литературы:
  1. Белов Ю. Г. Готовимся к экзамену / Товароведение продовольственных товаров. - М., 2004.
  2. Бунаков С. М. Товароведение продовольственных товаров. - М., 2002.
  3. Глухов А. Н. Товароведение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  4. Грибанов М. Ю. Основы товароведения. - СПб., 1999.
  5. Завьялов К. В. Товароведение продовольственных товаров. - М., 2004.
  6. Молочные реки становятся мельче // Экономическая газета. - 2004. - № 6.
  7. Производство молочной продукции в России // Маркетинговые исследования. - 2002. - № 3.
  8. Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат, 2004.
  9. Сборник таможенной статистики внешней торговли РФ 1996-2004 гг.
  10. Смирнов Т. П. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. - М., 2004.
  11. Усова Н. Е. Товароведение продовольственных товаров. - М., 2004.
  12. Чудакин С. Н. Краткий курс товароведения. - М., 2002.
  13. http://www.marketcenter.ru
Аннотация:
Мороженое – вкусный и любимый всеми десерт, очень полезный для здоровья, так как вырабатывает вещество серотонин («гормон счастья»), которое в организме человека отвечает за отличное настроение и спасает от возможного стресса. К таким выводам пришли известные английские исследователи. Поэтому прекрасный способ улучшения настроения – съесть мороженое. Мы предполагаем, что состав современного мороженого отличается от состава мороженого, которое ели наши бабушки. Скорее всего это отличие будет заключаться в процентном содержании жиров и их качестве, потому что в состав современного мороженого входят непредельные (растительные) жиры. Все остальные компоненты не будут сильно изменять вкус и качество мороженого.
Заголовок:

Опыты с хитином: получение глюкозамина

Аннотация:
В статье рассказано о том, что хитозаны и глюкозамин можно получить в условиях школьной химической лаборатории.
Заголовок:

Проблема курения в ракурсе естественно-научных дисциплин

Спиоск литературы:
  1. Андреев П. М., Латыпов А. Г. и др. Состояние функции внешнего дыхания у подростков // Казанский медицинский журнал. — 1994. — № 6.
  2. Гурова О. А., Самбурова И. П., Соколов Е. В. Влияние курения табака на организм подростков: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — Москва, 1991.
  3. Левшин В. Ф. Методология и формы организации помощи в отказе от курения // За свободную от табачного дыма Россию: Информационный бюллетень. — 2003. — Вып. 3–4.
  4. Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. — М.: Просвещение, 1986.
  5. http://www.tabacum.ru
Аннотация:
Проблема курения рассмотрена с точки зрения естественно-научных дисциплин. Материал может быть использован в практике профилактической работы среди учащихся.
Заголовок:

Научный театр как форма популяризации химических знаний

Аннотация:
Научно-популярное направление деятельности химической лаборатории Политехнического музея представлено, в частности, спектаклями научного химического театра – новой занимательной интерактивной формой популяризации химических знаний. Это направление рассчитано на одиночных посетителей. Цель данной формы общения с одиночными посетителями – пробудить интерес не только к занятиям химией в школе, но и к достижениям современной химической науки.
Заголовок:

Шесть химических элементов

Аннотация:
Приведена самостоятельная работа на тему «Атомы химических элементов» в 8-м классе.
Заголовок:

М. В. Ломоносов − великий русский учёный

Аннотация:
Михаил Васильевич Ломоносов − один из основоположников современного естествознания. Его исследования относятся к химии, физике, математике, астрономии. Развивая атомно-молекулярные представления о строении вещества, он высказал мнение о том, что тела состоят из «корпускул», а те − в свою очередь из «элементов», что соответствует современным представлениям о молекулах и атомах. Он выдвинул кинетическую теорию теплоты, сформулировал принцип сохранения вещества и энергии. Ломоносов создал многие химические производства в России, был зачинателем применения математических и физических методов в химии. Ломоносов исследовал атмосферное электричество, дал толковое объяснение наличия атмосферы у планеты Венера.
Заголовок:

«Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом…»

Спиоск литературы:
  1. Балязин В. Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём / Сост. Г. Е. Павлова, А. С. Орлов; Худож. Б. А. Лавров. – М.: Современник, 1989.
  3. Шубинский В. И. Ломоносов: Всероссийский человек. – М.: Молодая гвардия, 2010.
Аннотация:
В предлагаемой статье сделана попытка оценки литературно-художественного и естественно-научного наследия величайшего русского гения – Михаила Васильевича Ломоносова.
Title:

On organizing scientific and research activity of students

Summary:
The article examines the main stages of organizing scientific and research activity.
Title:

On using explosives in mining practice

Summary:
For increase of progress of pupils of schools from mining regions it is offered to connect lessons of chemistry with industrial activity of miners, in particular with a speciality «shooter». The common data on explosion and explosives are resulted. The simplified method of drawing up of reactions of explosive transformation of the substances is presented, allowing to calculate energy, temperature and volume of gases formed at explosion.
Title:

The technological approach to training: the goal setting system

Summary:
In this article author’s opinion on technological approach in chemistry training, model of technologically organized pedagogical process are presented. Stages which are necessary to be passed by teacher for mastering technological approach in teaching are shown. The most attention is paid to stage of mastering diagnosed statement of purposes.
Title:

Use the regional approach to the topic “Silicate industry”

Summary:
In this article is examined the use of regional possibilities during the study of chemical production based on the example of theme “silicate industry”.
Title:

Examining copper and its compounds

Summary:
Studying the theme of “Copper and its compounds” allow to feedback knowledge and skills on the example of the material, provided in the textbook in an extremely condensed mode. It provides students with the opportunity to learn how to use their knowledge in the searching activity process. The author offers a lesson-research on the obtained skills drilling.
Title:

Roundup lesson on the subject of “Copper, zinc, chrome”

Summary:
For the purpose of activating academic and cognitive activity as of stimulating creative capabilities of students as well, the author conducts a roundup lesson in the 11th Form on the subject of “Copper, zinc, chrome” in the play mode after the studying the metals of auxiliary subgroups. Students are divided into three groups A, B, and C, which they receive beforehand to prepare stories, presentations, verses, geological maps, and additional material on the given subject matter.
Title:

The Iron Age continues

Summary:
At the school for deaf the pedagogical process is based on the principle of teaching fundamentals of sciences in the process of the oral speech forming. To accomplish this specific task it is possible to use different state-of-the –art technologies, methods, and ways of training. The author offers the development of the lesson-workshop on “Metals”.
Title:

M.V. Lomonosov and mathematical chemistry

Summary:
The statements, proofs and practical applications of simplest theorems of mathematical chemistry are suggested.
Title:

The chemistry language: formulation after chemical valence

Summary:
Integrated lessons, where the 5th Form students are got acquainted with the chemistry language and learnt to comprise chemical formulas after chemical valence, are offered when studying the theme of “Biogeochemical role of earth materials, minerals, and soils on Earth” following the program of the course of “Natural science” by I.Yu. Alexashin. The lesson material with light changes can be used in the 8th Form also when studying the main chemistry ideas.
Title:

On deciding typical computing tasks: hypotheses advancement strategy

Summary:
The methods of teaching students how to decide “excess-shortage” tasks is examined in the light of the challenge of forming universal academic actions.
Title:

Experiment at the lesson on the subject of “Lysing. Solvability. Solutions”

Summary:
Resulting in experimental work at the lesson students formulate definitions of the main theme concepts (solution, lysing, solvability, etc.) and draw conclusions.
Title:

Simple ways of detecting enzymes

Summary:
The subject of “Enzymes” is included into the school academic program in chemistry in 2001. It is studied in several stages (the 8th, the 9th, the 10th, and the 11th Forms) and features the usage of tight inter-subject connections between the course of chemistry and the course of biology. Those specific properties of enzymatic reactions, which make the metabolism existence possible, are of special interest. It is possible to detect those features in experimental way, using quite simple techniques and accessible materials.
Title:

How to determine the authenticity of olive oil

Summary:
The olive oil, whose consumption in Russia recently noticeably grew, can become the subject of an interesting and cognitive training study. Under the conditions of school laboratory the simple experiments allow to identify the quality of olive oil, to reveal falsification. Are proposed the procedures of the determination of the iodine value of vegetable oil, elaidic test, of color reactions with the sulfuric acid, the determinations of the temperature of solidification and detecting of the presence of admixtures. The methods of obtaining the necessary reagents are in detail described.
Title:

How to investigate quality of ice-cream

Summary:
Ice-cream is a dessert not only tasty and favourite by all, it also is very useful for health as develops substance – serotonin (the playful name of this substance «a happiness hormone») which in a human body is responsible for excellent mood and rescues from possible stress. To such conclusions known English researchers have come. Therefore it is not necessary to catch at a bottle with alcohol or to jam the grief a pie, the best way of improvement of mood is an ice-cream. We assume that the structure of modern ice-cream, differs from structure of ice-cream which was eaten with our grandmothers. Most likely: this difference will consist in percentage of fats and on their quality because the structure of modern ice-cream includes nonlimiting (vegetative) fats. All other components will strongly not change taste and quality of ice-cream.
Title:

Experiments on chitinte: preparation of glucosamine

Summary:
целлюлоза, хитин, глюкозамин, хитозан.
Title:

The problem of smoking foreshorten in Science

Summary:
The problem of smoking is examined from the Science disciplines point of view. The material can be used in practice of preventive work among students.
Title:

A scientific theater as a mode of chemical knowledge popularization

Summary:
Scientific and popular direction of the chemical laboratory of the Polytechnic museum is represented, in particular, by performances of the scientific chemical theatre, which is a new amusing interactive mode of the chemical knowledge popularization. This direction is counted on the individual visitors. The purpose of the given mode of communication with individual visitors is to spark interest not only to the classes of chemistry at school, but to achievements of the modern chemical science as well.
Title:

Six chemical elements

Summary:
The independent work on the subject of “The atoms of chemical elements” in the 8th Form is offered.
Title:

М.V. Lomonosov – great Russian scientist

Summary:
Mikhail Vasilievich Lomonosov is one of the founders of modern natural history. He had studies in chemistry, physics, mathematics, astronomy. He developed atomic-molecular views on matter’s structure and made a theory, that bodies consist of “corpuscles” and these “corpuscles” in their turn consist of “elements”. This theory matches modern views on molecules and atoms. He created a kinetic theory of warmness, figured out the principle of matter’s and energy’s preservation. Lomonosov established many chemical productions in Russia, he was a founder of implementation of mathematical and physical methods in chemistry. Lomonosov studied the atmospheric electricity, he gave the proper explanation of atmosphere’s presence on the planet of Venus.
Title:

“He was our first university…”

Summary:
Attempt of appraisal of philological and natural history contribution by famous Russian genius M. V. Lomonosov is given.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.