Заголовок:
О развитии личностно-смыслового отношения к химии
Аннотация:
Чтобы увлечь учащихся предметом, необходимо показать значимость обсуждаемых вопросов, развивая у школьников личностно-смысловое отношение к химии. Приведены примеры соответствующих заданий.
Ключевые слова:
личностно-смысловое отношение к химии.
Заголовок:
А как по закону?..
Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Ключевые слова:
Заголовок:
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей протекания реакций радикального замещения в алкенах, аренах и циклоалканах.
Список литературы:
- Алёхина Е. А., Шалыгин С. П. Радикальные реакции галогенирования // Химия в школе. - 2009. - № 8. - С. 51-54.
- Органическая химия: Учебник для вузов / Под ред. Н. А. Тюкавкиной. – М.: Дрофа, 2003. Кн. 1: Основной курс.
- Травень В. Ф. Органическая химия: Учебник для вузов. В 2-х т. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. Т. 1
- Ким А. М. Органическая химия: Учебное пособие. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.
- Петров А. А., Бальян Х. В., Трощенко А. Т. Органическая химия: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1981.
- Шабаров Ю. С. Органическая химия: Учебник для вузов. В 2-х кн. – М.: Химия, 1996. Ч. 1. Нециклические соединения.
- Органическая химия. Часть II. Арены. Галогенпроизводные углеводородов: Учебное пособие. – Ярославль: Яросл. гос. техн. Ун-т, 1999
- Шабаров Ю. С. Органическая химия: Учебник для вузов. В 2-х кн. – М.: Химия, 1996. Ч. 2. Циклические соединения.
Аннотация:
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей протекания реакций радикального замещения в алкенах, аренах и циклоалканах.
Ключевые слова:
Реакции радикального замещения водорода в алкенах, аренах и циклоалканах
Заголовок:
Из опыта активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
Аннотация:
При обучении школьников химии на базовом уровне у учителя возникает масса проблем: необходимость изучения большого объёма материала в сжатые сроки; недостаток времени на отработку изученного материала; растерянность и страх учащихся перед избытком новой информации; снижение мотивации к изучению химии; снижение успеваемости по предмету. Автор делится опытом решения данных проблем.
Ключевые слова:
активизация познавательной деятельности учащихся.
Заголовок:
Тайны химического уравнения
Аннотация:
На заключительных уроках в 9-м классе учащиеся характеризуют химическую реакцию и все участвующие в ней вещества.
Ключевые слова:
химическая реакция, уравнение.
Заголовок:
Как мы проводим урок по теме «Спирты»
Аннотация:
При обучении химии необходимо создать условия для качественной подготовки выпускника. Автор в своей практике использует различные формы и методы обучения, элементы инновационных технологий. В качестве примера приведен сценарий сдвоенного урока по теме «Предельные одноатомные спирты. Этиловый спирт».
Ключевые слова:
спирты, одноатомные спирты, групповая работа.
Заголовок:
Вино безумных творит
Аннотация:
При изучении темы «Предельные одноатомные спирты» автор проводит урок о влиянии алкоголя на организм человека. Урок является интегрированным, так как опирается на знания учащихся в области анатомии, химии, физиологии и гигиены человека.
Ключевые слова:
алкоголь, алкоголизм, спирты.
Заголовок:
Ода воде
Аннотация:
Автор приводит интересные и познавательные сведения о воде.
Ключевые слова:
вода, опыты с водой.
Заголовок:
Систематизация знаний в процессе изучения нового материала
Аннотация:
Многие уроки в 9-м классе целесообразно проводить как уроки систематизации, обобщения уже полученных знаний с добавлением небольшого объёма нового материала. В качестве примера авторы рассматривают урок по теме «Вода».
Ключевые слова:
познавательная деятельность, методический приём, деятельностный подход в обучении химии.
Заголовок:
Семинар по теме «Производство серной кислоты»
Список литературы:
- Коробейникова Л. А., Рысс В. Л. Проверь свои знания по неорганической химии. — М.: Просвещение, 1981.
- Крицман В. А. Книга для чтения по неорганической химии. — М.: Просвещение, 1974.
- Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. — М.: Аркти, 1999.
- Сенкевич В. М., Суравегина И. Т. Как учить экологии. — М.: Просвещение, 1995.
- Ходаков Ю. В. Преподавание химии в 7–8 классах. — М.: Просвещение, 1969.
- Эпштейн Д. А. Общая химическая технология. — М.: Химия, 1979.
Аннотация:
При изучении производства серной кислоты важно сформировать у учащихся представление об основных понятиях химической технологии, ознакомить их с общими научными принципами производства, развивать навыки решения теоретических и практических задач по химии с политехническим содержанием. Автор делится опытом проведения семинара по данной теме, для участия в котором все учащиеся класса распределяются по группам (технологи, экологи, краеведы, историки).
Ключевые слова:
производство серной кислоты, семинар.
Заголовок:
О типичных ошибках на экзамене по химии
Аннотация:
Опыт участия автора в ЕГЭ по химии в качестве эксперта позволяет заключить, что из года в год при выполнении заданий части 3 школьники часто допускают ошибки, связанные с кислотно-основным и окислительно-восстановительным взаимодействием веществ. Приводятся конкретные примеры.
Ключевые слова:
ЕГЭ, одна из ошибок.
Заголовок:
О повышении мотивации изучения химии
Список литературы:
- Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.of.ru/attach/17/6907.doc
- Двуличанская, Н.Н. Системно-аксиологическая концепция как основа обучения химии в профессиональных образовательных учреждениях / Н.Н.Двуличанская, Г.Н.Фадеев, С.А.Матакова //Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования: материалы 56 Всерос. научно-практич. конф. химиков с международным участием, г.Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2009 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 363 с. – С. 99-101.
- Двуличанская, Н.Н. Непрерывное химическое образование в учебных заведениях технического направления / Н.Н.Двуличанская, Е.И.Тупикин, Г.Н.Фадеев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2007. – № 1. – С.46-48.
- Фадеев, Г.Н. Интегративно-аксиологический подход при обучении химии в нехимическом вузе / Г.Н.Фадеев, С.А.Матакова //Современные тенденции развития химического образования: интеграционные процессы: сборник; под общ. ред. акад. В.В.Лунина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 150 с. – С. 60-69.
- Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе / Г.М.Чернобельская. – М.: Владос, 2000. – 336 с.
- Задачи и тесты для самоподготовки по химии / Г.Н.Фадеев, Е.В.Быстрицкая, М.Б.Степанов, С.А.Матакова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 310
Аннотация:
Рассматриваются проблемы изучения химии в довузовских образовательных учреждениях в условиях развития непрерывного образования. Обосновывается необходимость аксиологического характера содержания обучения, способствующего формированию ценностного отношения к процессу познания и использованию химических знаний. Аксиологическая направленность обучения химии, в том числе в довузовских профессиональных образовательных учреждениях, реализуется через применение гуманистически ориентированных задач.
Ключевые слова:
непрерывное образование, аксиологическая направленность, гуманистически ориентированные задачи.
Заголовок:
Систематизация общих отношений между физическими величинами
Список литературы:
- Дерябина Н.Е. Обобщенный метод решения расчетных задач // Химия в школе.-2008.-№1.-С. 18-26.
- Дерябина Н.Е. Решение расчетных задач с помощью обобщенного метода // Химия в школе.-2008.-№4.-С. 43-50.
Аннотация:
Статья посвящена описанию способа установления общих отношений между физическими величинами, описывающими свойства объектов в расчетных химических задачах с помощью специально разработанных таблиц. Предлагаемая систематизация отношений между физическими величинами облегчает ориентировку во всем множестве формул и способствует осознанному и быстрому их отбору при решении задач.
Ключевые слова:
систематизация, отношения между физическими величинами, решение расчетных задач.
Заголовок:
К методике обучения решению расчетных задач
Список литературы:
- 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности подготовки современного учителя к обучению учащихся решению химических задач. Основное внимание уделено решению расчетных задач, подчеркивается значимость единого подхода к решению и оформлению решения химических задач. Автор дает примерный перечень типов расчетных задач, образец планирования и фрагмент урока по обучению учащихся решению задач.
Ключевые слова:
расчетная задача по химии, алгоритм для решения задач.