Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2011 № 7

Русская версия
English version
Заголовок:

О развитии личностно-смыслового отношения к химии

Аннотация:
Чтобы увлечь учащихся предметом, необходимо показать значимость обсуждаемых вопросов, развивая у школьников личностно-смысловое отношение к химии. Приведены примеры соответствующих заданий.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей протекания реакций радикального замещения в алкенах, аренах и циклоалканах.

Список литературы:
  1. Алёхина Е. А., Шалыгин С. П. Радикальные реакции галогенирования // Химия в школе. - 2009. - № 8. - С. 51-54.
  2. Органическая химия: Учебник для вузов / Под ред. Н. А. Тюкавкиной. – М.: Дрофа, 2003. Кн. 1: Основной курс.
  3. Травень В. Ф. Органическая химия: Учебник для вузов. В 2-х т. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. Т. 1
  4. Ким А. М. Органическая химия: Учебное пособие. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.
  5. Петров А. А., Бальян Х. В., Трощенко А. Т. Органическая химия: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1981.
  6. Шабаров Ю. С. Органическая химия: Учебник для вузов. В 2-х кн. – М.: Химия, 1996. Ч. 1. Нециклические соединения.
  7. Органическая химия. Часть II. Арены. Галогенпроизводные углеводородов: Учебное пособие. – Ярославль: Яросл. гос. техн. Ун-т, 1999
  8. Шабаров Ю. С. Органическая химия: Учебник для вузов. В 2-х кн. – М.: Химия, 1996. Ч. 2. Циклические соединения.
Аннотация:
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей протекания реакций радикального замещения в алкенах, аренах и циклоалканах.
Заголовок:

Из опыта активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Аннотация:
При обучении школьников химии на базовом уровне у учителя возникает масса проблем: необходимость изучения большого объёма материала в сжатые сроки; недостаток времени на отработку изученного материала; растерянность и страх учащихся перед избытком новой информации; снижение мотивации к изучению химии; снижение успеваемости по предмету. Автор делится опытом решения данных проблем.
Заголовок:

Тайны химического уравнения

Аннотация:
На заключительных уроках в 9-м классе учащиеся характеризуют химическую реакцию и все участвующие в ней вещества.
Заголовок:

Как мы проводим урок по теме «Спирты»

Аннотация:
При обучении химии необходимо создать условия для качественной подготовки выпускника. Автор в своей практике использует различные формы и методы обучения, элементы инновационных технологий. В качестве примера приведен сценарий сдвоенного урока по теме «Предельные одноатомные спирты. Этиловый спирт».
Заголовок:

Вино безумных творит

Аннотация:
При изучении темы «Предельные одноатомные спирты» автор проводит урок о влиянии алкоголя на организм человека. Урок является интегрированным, так как опирается на знания учащихся в области анатомии, химии, физиологии и гигиены человека.
Заголовок:

Ода воде

Аннотация:
Автор приводит интересные и познавательные сведения о воде.
Заголовок:

Систематизация знаний в процессе изучения нового материала

Аннотация:
Многие уроки в 9-м классе целесообразно проводить как уроки систематизации, обобщения уже полученных знаний с добавлением небольшого объёма нового материала. В качестве примера авторы рассматривают урок по теме «Вода».
Заголовок:

Семинар по теме «Производство серной кислоты»

Список литературы:
  1. Коробейникова Л. А., Рысс В. Л. Проверь свои знания по неорганической химии. — М.: Просвещение, 1981.
  2. Крицман В. А. Книга для чтения по неорганической химии. — М.: Просвещение, 1974.
  3. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. — М.: Аркти, 1999.
  4. Сенкевич В. М., Суравегина И. Т. Как учить экологии. — М.: Просвещение, 1995.
  5. Ходаков Ю. В. Преподавание химии в 7–8 классах. — М.: Просвещение, 1969.
  6. Эпштейн Д. А. Общая химическая технология. — М.: Химия, 1979.
Аннотация:
При изучении производства серной кислоты важно сформировать у учащихся представление об основных понятиях химической технологии, ознакомить их с общими научными принципами производства, развивать навыки решения теоретических и практических задач по химии с политехническим содержанием. Автор делится опытом проведения семинара по данной теме, для участия в котором все учащиеся класса распределяются по группам (технологи, экологи, краеведы, историки).
Заголовок:

О типичных ошибках на экзамене по химии

Аннотация:
Опыт участия автора в ЕГЭ по химии в качестве эксперта позволяет заключить, что из года в год при выполнении заданий части 3 школьники часто допускают ошибки, связанные с кислотно-основным и окислительно-восстановительным взаимодействием веществ. Приводятся конкретные примеры.
Заголовок:

О повышении мотивации изучения химии

Список литературы:
  1. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.of.ru/attach/17/6907.doc
  2. Двуличанская, Н.Н. Системно-аксиологическая концепция как основа обучения химии в профессиональных образовательных учреждениях / Н.Н.Двуличанская, Г.Н.Фадеев, С.А.Матакова //Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования: материалы 56 Всерос. научно-практич. конф. химиков с международным участием, г.Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2009 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 363 с. – С. 99-101.
  3. Двуличанская, Н.Н. Непрерывное химическое образование в учебных заведениях технического направления / Н.Н.Двуличанская, Е.И.Тупикин, Г.Н.Фадеев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2007. – № 1. – С.46-48.
  4. Фадеев, Г.Н. Интегративно-аксиологический подход при обучении химии в нехимическом вузе / Г.Н.Фадеев, С.А.Матакова //Современные тенденции развития химического образования: интеграционные процессы: сборник; под общ. ред. акад. В.В.Лунина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 150 с. – С. 60-69.
  5. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе / Г.М.Чернобельская. – М.: Владос, 2000. – 336 с.
  6. Задачи и тесты для самоподготовки по химии / Г.Н.Фадеев, Е.В.Быстрицкая, М.Б.Степанов, С.А.Матакова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 310
Аннотация:
Рассматриваются проблемы изучения химии в довузовских образовательных учреждениях в условиях развития непрерывного образования. Обосновывается необходимость аксиологического характера содержания обучения, способствующего формированию ценностного отношения к процессу познания и использованию химических знаний. Аксиологическая направленность обучения химии, в том числе в довузовских профессиональных образовательных учреждениях, реализуется через применение гуманистически ориентированных задач.
Заголовок:

Систематизация общих отношений между физическими величинами

Список литературы:
  1. Дерябина Н.Е. Обобщенный метод решения расчетных задач // Химия в школе.-2008.-№1.-С. 18-26.
  2. Дерябина Н.Е. Решение расчетных задач с помощью обобщенного метода // Химия в школе.-2008.-№4.-С. 43-50.
Аннотация:
Статья посвящена описанию способа установления общих отношений между физическими величинами, описывающими свойства объектов в расчетных химических задачах с помощью специально разработанных таблиц. Предлагаемая систематизация отношений между физическими величинами облегчает ориентировку во всем множестве формул и способствует осознанному и быстрому их отбору при решении задач.
Заголовок:

К методике обучения решению расчетных задач

Список литературы:
  1. 1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности подготовки современного учителя к обучению учащихся решению химических задач. Основное внимание уделено решению расчетных задач, подчеркивается значимость единого подхода к решению и оформлению решения химических задач. Автор дает примерный перечень типов расчетных задач, образец планирования и фрагмент урока по обучению учащихся решению задач.
Title:

On developing personal and rational life attitude

Summary:
To sweep students along by the subject, it is necessary to show the significancy of questions discussed, developing students’ personal and rational attitude towards chemistry. The corresponding tasks examples are offered.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
Associate Head of the Legal Department of the Administration of the All-Russian Trade Union of the Education is answering our readers’ questions.
Title:

Reactions of hydrogen radical replacement in alkenes, arenes, and cycloalkanes

Summary:
The given article is dedicated to the examination of peculiarities of chemistry reactions of hydrogen radical replacement in alkenes, arenes, and cycloalkanes
Title:

Sharing the experience of activating the learning and cognitive activity of students

Summary:
While teaching chemistry at the base level to students, a teacher encounter a lot of problems, such as: a necessity to study a great volume of material in condensed deadlines; the lack of time to feedback the material; students’ perplexity and fear in the face of the new information surplus; motivation decrease towards studying chemistry; decreasing the subject academic progress. The author shares the experience of the given problems solving.
Title:

Enigmas of a chemical equation

Summary:
At the concluding lessons in the 9th Form students characterize a chemical reaction and all participating in it chemical substances.
Title:

The way we conduct lesson on the subject of “Alcohols”

Summary:
While teaching chemistry it is necessary to provide conditions to get a school leaver prepared in a quality manner. The author in one’s practice uses different ways and methods of teaching, the elements of innovative technologies. As an example, the scenario of a doubled lesson on the subject of “Saturated monohydroxy alcohols. Ethanol” is offered.
Title:

Wine creates insane people.

Summary:
While studying theme “Saturated monohydroxy alcohols” the author is conducting a lesson about the way alcohol influencing the human organism. It is an integrated lesson, because it is based on the students’ knowledge in the filed of human’s anatomy, chemistry, physiology, and hygiene.
Title:

Water Ode

Summary:
The author provides interesting and cognitive information about water.
Title:

Knowledge systematizing in the process of the new material studying

Summary:
It makes sense to conduct many lessons in the 9th Form as the systematizing lessons and feedback of the already obtained knowledge, while adding not a great volume of the new material. As an example, the authors examine the lesson on the subject of “Water”.
Title:

Workshop on the subject of “The sulphuric acid production”

Summary:
While studying the sulphuric acid production it is important to form the idea about the main concepts of the chemical technology with students, to get the students acquainted with the general scientific principles of production process, to develop skills of deciding theoretical and practical chemical tasks with poly-technical content. The author chares the experience of conducting a workshop on the given subject, for the participation in which all students are divided into groups (technologists, ecologists, experts in the filed of local studies, historians).
Title:

On typical mistakes while taking the chemistry exam

Summary:
The authors’ experience of the participation in the Unified State Examination as an expert allows to come to the conclusion, that year in and out while accomplishing chemistry tasks of part 3 student often make mistakes connected with the acid-base and redox matter interacting. The specific examples are given.
Title:

On motivation increase while studying chemistry

Summary:
We consider the problem of studying chemistry in the pre-university educational institutions in the development of continuing education. The necessity of axiological nature of the educational content that promotes the formation of values to the process of cognition and uses of chemical knowledge. Axiological orientation of teaching chemistry, including pre-university vocational education institutions is realized through the application of humanistic-oriented tasks.
Title:

Systematization of generalized links between physical quantities

Summary:
The article is dedicated to the description of the way of establishing the general relations between the physical magnitudes, which describe object properties in the calculatory chemical tasks with the help of specially designed charts. The offered systematization of relations between physical magnitudes facilitates the orientation in the entire abundance of formulas and promotes their comprehensive and quick selection while deciding tasks.
Title:

Some features of the teaching methods solving chemical tasks

Summary:
The features of modern teacher's training to teaching of students the solution of chemical are discussed in the article. Basic attention is spared on solving computational problems, the importance of a unified approach to solving and design solutions of chemical problems. The author gives an in dicative list of types of computational tasks, sample planning and part of a lesson to teach students solving problems.
Title:

On using the rule of mixing

Summary:
In the 11th For the author gets students acquainted with the usage of the rule of mixing (the cross rule) while deciding calculatory tasks for the solutions. The design of the lesson on the given subject is offered.
Title:

This simple “not simple” reaction

Summary:
At present work technique of formaldehyde oxidation by copper (II) hydroxide was developed which allows clear demonstration of reaction products. Such optimal conditions of reaction as reactant concentrations and temperature were defined. Two options of copper mirror obtaining were described. A method of formaldehyde regeneration from paraformaldehyde solution was proposed.
Title:

Using the image fixing process to demonstrate the ion Fe3+ qualitative test

Summary:
Explaining about the iron salts, chemistry teacher can not only state their main properties, but also point out the light sensitivity of those compounds. According to our methods, using simple reagents, it is possible to clearly demonstrate the quality reaction in photochemistry. Making cianotypia on the lesson, allows a pupil to become a co-creator and accomplice of a little wonder. Using our methods, we have recorded a movie named "Cianotypia as a case of redoxreactions" http://www.youtube.com/watch?v=1CvOpiAD_G4.
Title:

preparing three-layered non-miscible liquid

Summary:
The authors offer to replace the dye-bath in п- or м-xylol with an identical one in carbon tetrachloride. Solidness of this dye-bath solvent is higher, then that of water, that is why the organic layer will be beneath. They note, that carbon tetrachloride is an extremely toxical solvent, therefore you should treat it attentively and carefully, while following the safety regulations.
Title:

How to investigate quality of sausage

Summary:
Today manufacturers offer diverse assortment of sausage products which can be seen on counters of our shops. What sausage is to choose not only qualitative, but also tasty? The purpose of our research was by means of express methods to define the basic indicators of quality of sausage products: a moisture, starch and nitrites and to compare what of the manufacturer offers better and tasty sausage.
Title:

Problem experience of sulphuric acid and water interreacting

Summary:
It has been known since long time ago, that when concocting concentrated sulphuric acid and water, a strong mixture warming occurs: strong to the extent, that the solution can even begins to boil. But, when concocting sulphuric acid and water, it is possible to receive strong exposure to cold as well. Everything depends on the conditions of process conducting.
Title:

The Russian chemical science and the industry in the Fist World War

Summary:
In article it is told about participation of domestic scientists-chemists in days of the Fist World War in creation in our country of the chemical industry and formation of army chemical service.
Title:

Astronomy of micro world

Summary:
Early atomic models by Jean Perrin and Hantaro Nagaoka are describes.
Title:

Dip up from the Bazhov’s well

Summary:
An integrated post-curriculum exercise in offered, which allows extending students’ knowledge about the creative work of outstanding Russian writer P.P. Bazhov, studying geography of semiprecious stones deposits, getting them acquainted with their chemical composition, demonstrating inter-subject links between chemistry, literature, and geography, and fostering the patriotic feelings.
Связаться с нами