Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2011 № 6

Русская версия
English version
Заголовок:

Во благо химии, вопреки обстоятельствам

Аннотация:
Двумя событиями, внушающими оптимизм, порадовал последний месяц минувшего учебного года. На фоне сокращения числа часов на изучение химии как обнадёживающий знак были восприняты приглашения на презентацию детской химической студии, которая состоялась в Политехническом музее, и на очередную Московскую научно-практическую конференцию начинающих учителей химии «Шаг к педагогическому мастерству».
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:

К 100-летию со дня рождения Г.П.Хомченко

Аннотация:
Исполнилось 100 лет со дня рождения Г.П.Хомченко — автора широко известного пособия по химии для поступающих в вузы.
Заголовок:

О механизме образования химической связи

Спиоск литературы:
  1. Химия: Пособие-репетитор для поступающих в вузы / Под ред. В. Н. Чернышова и А. С. Егорова. - Ростов на Дону: Феникс, 1991.
  2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия, 8 класс. - М.: Оникс, 21 век. Мир и образование, 2003.
  3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия, 10 класс, профильный уровень. - М.: Русское слово, 2000.
  4. Фельдман Ф. Г., Рудзитис Г. Е. Химия, 11 класс. - М.: Просвещение, 1992.
  5. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия, 10 класс. - Краснодар, 2005.
  6. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Понтак Л. С. Химия, 9 класс. - М.: АСТ, Астрель, ОАО «Московский учебник», 2007.
Аннотация:
Несмотря на то, что современные представления о химической связи основаны исключительно на теориях квантовой механики, до сих пор в учебниках химии используется устаревшая теория Д. Льюиса и В. Косселя, основанная на образовании устойчивой восьмиэлектронной оболочки, а также устаревшая трактовка металлической связи с позиций так называемого электронного газа.
Заголовок:

Памяти Елены Александровны Косаревой

Аннотация:
Умерла Е.А.Косырева, многие годы проработавшая главным редактором журнала «Химия в школе».
Заголовок:

Использование технологии развития критического мышления на уроках химии

Спиоск литературы:
  1. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. — 2002. — № 2. — С. 30–35.
  2. Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. Современные подходы к обучению химии // Химия в школе. — 2010. — № 2. — С. 10–15.
  3. Шалашова М. М. Ключевые компетенции учащихся: проблема их формирования и измерения // Химия в школе. — 2008. — № 10. — С. 15–21.
  4. Береснева Е. В., Загвоздкина Е. Н. Использование технологии критического мышления при изучении органической химии // Химия в школе. — 2008. — № 8. — С. 17–22.
  5. Общая методика обучения химии в школе / Под ред. Р. Г. Ивановой. — М.: Дрофа, 2008.
  6. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. пособие. — СПб.: КАРО, 2009.
  7. Нечитайлова Е. В. «Go to the white-board», или Интерактивная доска на уроке химии // Химия в школе. — 2009. — № 6. — С. 33.
Аннотация:
Изучение химии предоставляет широкие возможности и средства для формирования ключевых компетенций учащихся, поэтому развитие критического мышления в процессе изучения химии — важный аспект деятельности учителя. Но при использовании приёмов ТРКМ необходимо учитывать специфику предмета, адаптируя эти приёмы для работы с формулами веществ, уравнениями химических реакций. Автор рассматривает примеры использования ТРКМ в процессе преподавания химии.
Заголовок:

Метафоры в обучении химии: за и против

Спиоск литературы:
  1. Байкина Л. В. Чтоб учение было в радость // Химия в школе. — 2008. — № 3. — С. 2–5.
  2. Будаев Э. В., Чудинов А. П. Метафора в педагогическом дискурсе // Политическая лингвистика. — Вып. 21. — Екатеринбург, 2007. — С. 69–75.
  3. Минченков Е. Е. Практическая дидактика. Лекция 6. Объяснение нового материала: часть 3 // Химия: методика преподавания в школе. — 2001. — № 9. –– С. 12–16.
  4. Плигин А. А. Метафора как способ передачи познавательной стратегии // Развитие познавательных стратегий школьников: теоретические основы и практика. — М.: Департамент образования Южного округа Москвы, 2005. — С. 31–40.
  5. Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс: В 2 ч. Ч. 1. – М. Дрофа, 2004.
  6. Аликберова Л. Ю. Курс школьной химии [электронный ресурс] // Алхимик. – Режим доступа: http://www.alhimik.ru/teleclass/glava2/gl-2-5.shtml
  7. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Об особенностях обучения химии на базовом уровне старшей школы // Химия в школе. — 2008. — № 3. — С. 17–22.
  8. Емельянова Е. О., Иодко А. Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8–9 классах. Опорные конспекты, практические задания, тесты: В 2 ч. Ч. II. – М.: Школьная пресса, 2002. — C. 28.
  9. Ерёмин В. В. Элементы научного поиска при решении нестандартных химических задач // Современные тенденции развития химического образования: работа с одарёнными школьниками. Сборник / Под общей ред. академика В. В. Лунина.– М.: МГУ, 2007. — С. 114–120.
Аннотация:
Метафоры являются мощным инструментом для обучения химии, позволяя добиться понимания трудного учебного материала, но их применение имеет и негативные стороны. В статье рассмотрена проблема применения метафор в обучении химии, приводятся доводы как в пользу их применения, так и против.
Заголовок:

Использование аналогий в процессе обучения

Аннотация:
Охарактеризовано применение метода аналогий в учебном процессе и приведены примеры использования аналогий на уроках химии.
Заголовок:

Из опыта использования технологии педагогических мастерских

Спиоск литературы:
  1. Балашов М. М. О природе: Книга для учащихся 8 кл. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Габриелян О. С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Кирик Л. А. Физика-8. Методические материалы. — М.: Илекса, 2003.
  4. Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.
  5. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 8 класс. – М.: Просвещение, 2009.
  6. Физика: Занимательные материалы к урокам. 8 класс / Авт.-сост. А. И. Сёмке. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – (Портфель учителя).
Аннотация:
В статье дается сценарий интегрированного урока по физике и химии по теме «Строение атома» с использованием технологии педагогических мастерских, позволяющей реализовать деятельностный подход в практике обучения естественным наукам в средней школе.
Заголовок:

Роль и место конструирования на уроках

Аннотация:
Учащиеся, работающие с конструктором, быстро запоминают и воспроизводят формулы органических веществ, хорошо владеют номенклатурой, самостоятельно составляют структурные формулы, в отличие от учащихся тех классов, где при обучении конструктор не использовался.
Заголовок:

Решение творческих задач как способ преодоления стереотипов мышления

Спиоск литературы:
  1. Основные результаты международного исследования качества школьного математического и естественно-научного образования PIZA-2009. Краткий отчёт. – М., 2010. http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09.htm (официальный сайт Российской академии образования: Институт содержания и методов обучения. Центр оценки качества образования).
  2. Васюкова Е. Ю., Оржековский П. А. Повышение осознанности знаний теории строения органических соединений путём формирования личностных смыслов познания // Химия в школе. – 2010. – № 5.
  3. Оржековский П. А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии (Монография). – М.: ИОСО РАО, 1997.
  4. Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Проблема организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования // Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная. — М.: Наука, 1990. — С. 37–53.
  5. Рекомендации по диагностике практического интеллекта / Подг. Семёновым И. Н., Степановым С. Ю. – Фрунзе, 1985.
  6. Семёнов И. Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при решении творческих задач // Методологические проблемы исследования деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1977. – Вып. 7. – С. 39–49.
  7. Пономарёв Я. А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976.
Аннотация:
Данная статья посвящена обсуждению одной из причин низкой осознанности знаний учащихся по органической химии. В качестве такой причины рассматривается формирование при любом обучении стереотипов мышления. В статье приводятся примеры стереотипов мышления, формирующихся в процессе обучения органической химии, и освещаются возможности переосмысления данных стереотипов в процессе творческой деятельности учащихся. Именно обучение учащихся самостоятельному переосмыслению стереотипов мышления рассматривается в качестве условия повышения осознанности знаний по органической химии.
Заголовок:

Интегрированный урок по теме «Белки – основа жизни»

Аннотация:
Данный урок проводится по химии в 10 или в 11 классе. В ходе обобщения и систематизации знаний о белках изучается новый материал (классификация аминокислот и белков, ренатурация, рассматриваются все функции белковых молекул). При изучении денатурации проводится химический эксперимент для реализации межпредметных связей и для развития познавательного интереса учащихся. Показывается тесная связь рассматриваемого материала с жизнью (правильное питание, здоровый образ жизни – антиалкогольная пропаганда).
Заголовок:

К содержанию урока по теме «Соли угольной кислоты»

Аннотация:
Нас окружает огромное количество различных веществ. Добрая половина их относится к неорганическим: оксиды, кислоты, соли. Чаще всего мы встречаем в природе соли угольной кислоты.
Заголовок:

Из опыта изучения подгруппы галогенов

Спиоск литературы:
  1. Андреева Л. С. Независимое расследование по теме «Концентрированная серная кислота» // Химия в школе. — 2007. — № 3. — С. 43.
Аннотация:
Урок изучения нового материала по теме «Подгруппа галогенов» автор проводит в форме независимого расследования, в которм участвуют пять групп учащихся: химики, физики, биологи, геологи, историки.
Заголовок:

Технология подготовки выпускников к ЕГЭ

Спиоск литературы:
  1. Химия. Подготовка к ЕГЭ – 2010: учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2009.
  2. Габриелян О. С. , Решетов П. В., Остроумов И. Г., Никитюк А. М. Готовимся к единому государственному экзамену: Химия. – М.: Дрофа, 2009.
  3. Иванова Р. Г., Корощенко А. С., Яшукова А. В. Химия. 9 класс: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы. – М.: Дрофа, 2008.
  4. Медведев Ю. Н. ЕГЭ. Химия. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  5. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Химия. [авт.-сост. А. А. Каверина, Д. Ю. Добротин, А. С. Корощенко, М. Г. Снастина]. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
  6. Доронькин В. Н., Бережная А. Г., Сажнева Т. В., Февралева В. А. Химия. ЕГЭ – 2009. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни (A1 – А30; B1 – В10). – Ростов н/Д: Легион, 2008.
  7. Матвеева Э. Ф., Бакова О. В., Садомцева О. С. Комплекс заданий по химии для лицейских классов [Текст]: учебно-методическое пособие. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2009
  8. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по химии / Сост. С. В. Суматохин. – М.: Дрофа, 2001.
  9. Лидин Р. А. ЕГЭ. Химия. Тематические тренировочные задания. Уровень A, B, C. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Аннотация:
В статье предлагается технология подготовки учащихся к ЕГЭ на примере обучения их в лицейских классах, организованных на химическом факультете Астраханского государственного университета. В основе технологии лежат принципы: максимального использования источниковых ресурсов, рекомендованных ФИПИ; обучения в парах; всестороннего самоконтроля и обратной связи. Наибольшее внимание уделено организации тренинга и автомониторингу.
Заголовок:

Тестовые задания по теме «Химическая связь»

Аннотация:
Предложены тематические тестовые задания с ответами.
Заголовок:

Колебательные реакции: удивительно, любопытно, интересно

Спиоск литературы:
  1. Вейганд К. Методы эксперимента в органической химии. - Ч. 2. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1952.
  2. Гарел Д., Гарел О. Колебательные химические реакции: Пер. с англ. - М.: Мир, 1986.
  3. Жаботинский А. М. Концентрационные автоколебания. - М.: Наука, 1974.
  4. Синтезы органических препаратов. Сб. 2 / Под ред. Б. А. Казанского. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1949.
  5. Химический энциклопедический словарь / Под ред. И. Л. Кнунянца. - М.: Советская энциклопедия, 1983.
Аннотация:
Разработана новая методика проведения колебательной реакции. В качестве органического восстановителя используется сульфосалициловая кислота. Приведены методы получения веществ, необходимых для проведения реакции.
Заголовок:

Проблемные опыты c растворами кислых солей

Спиоск литературы:
  1. Сурин Ю. В. Проблемно-развивающий эксперимент при изучении кислотных свойств гидросульфита натрия // Химия в школе. – 2006. – № 4. – С. 59-65.
  2. Сурин Ю. В. Проблемно-развивающий эксперимент при изучении свойств гидросульфита натрия // Химия в школе. – 2006. – № 5. – С. 54-58.
  3. Сурин Ю. В. Проблемно-развивающие эксперименты с растворами кислых солей // Химия в школе. – 2010. – № 4. – С. 57-64.
  4. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. – М.: Школа-Пресс, 1998. – С. 67-73.
Аннотация:
В работе показаны возможности применения методики проблемного обучения химии в 9-м и 11-м классах средней школы. В основу этой методики положены разработанные автором новые школьные химические опыты с растворами некоторых кислых солей. Проблемные ситуации, которые создаются с помощью предлагаемых опытов, должны разрешаться учащимися под руководством учителя на основе теоретического анализа наблюдаемого. Активная исследовательская деятельность учащихся при выполнении проблемных заданий с растворами кислых солей фосфорной и угольной кислот, является творческой. Учащиеся учатся применять полученные знания в новых незнакомых ситуациях.
Заголовок:

Исследование горения смесей бутана с воздухом

Спиоск литературы:
  1. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. - М.: Владос, 2000.
  2. Davenport D. A. Experiments with Butane Lighter Fluid. Journal of Chemical Education. 1976, 53, 306.
  3. Волкова С. А., Гусев С. Н. Предельные углеводороды: состав, строение, гомологический ряд. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/525264/
  4. Alexander M. D., Wolsey W. C. Combustion of Hydrocarbons: A Stoichiometry Demonstration // Journal of Chemical Education. 1993, 70, 37.
  5. Fortman J. J., Rush A. C., Stamper J. E. Variations on the “Whoosh” Bottle Alcohol Explosion Demonstration Including Safety Notes. Journal of Chemical Education. 1999, 76, 1092.
  6. Vitz E. Note from Ed Vitz, Tested Demonstrations Feature Editor to D. J. Campbell, S. DeWees. An Alcohol Rocket Car – A Variation on the “Whoosh Bottle” Theme. Journal of Chemical Education. 2001, 78, 911.
  7. Campbell D. Reply to “Another Variation on the “Whoosh Bottle” Theme” // Journal of Chemical Education. 2004, 81, 31.
  8. Senkbell G. E. Another Variation on the “Whoosh Bottle” Theme. Journal of Chemical Education. 2004, 81, 31.
Аннотация:
Описана практическая работа по установлению диапазона соотношений, при котором горит смесь воздуха с бутаном. Бутано-воздушную смесь готовят в пластиковой бутылке, вытесняя из неё бутаном определённый объём воды. Бутан для этого получают из зажигалок. Приведены результаты (смесь горит при полуторократном отклонении от стехиометрии в любую сторону), рассмотрены меры безопасности и типичные ошибки школьников. Видеозапись работы приведена по адресу http://my.mail.ru/community/chem-textbook/45C411D0687FAC66.html
Заголовок:

Химические опыты с ферментами и чаем каркаде

Спиоск литературы:
  1. Машковский М. Д. Лекарственные средства: В 2 т. – Т. 2. – 13-е изд. – Харьков: Торсинг, 1997.
  2. Антонов В. К. Химия протеолиза. – 2-е изд. – М.: Наука, 1991.
  3. Рудаков О. Б., Хайрутдинова А. Д., Один А. П., Болотов В. М. Фракционный состав антоциановых красителей из растительных экстрактов и контроль над ними методом ВЭЖХ // Вестник ВГУ. Сер. «Химия. Биология. Фармация». – 2004. – № 1. – С. 85–93.
Аннотация:
В статье описаны методики проведения химических опытов с ферментами таблеток ацидин-пепсина и плодов киви. Рассмотрены свойства антоцианов и кислот, содержащихся в чае каркаде.
Заголовок:

Их мы вспоминаем с благодарностью

Спиоск литературы:
  1. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. В 2-х кн. –М.: БСЭ. – Кн. 1. А-Л, 1958; - Кн. 2. М-Я, 1959.
  2. Андрусев М. М., Андрусева Е. М. Н. Н.Зинин, В. В. Марковников. Выдающиеся русские химики-органики ХIХ века. - М.: Просвещение, 1977.
  3. Быков Г. В. История органической химии. Открытие важнейших органических соединений. – М.: Наука, 1978.
  4. Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. Биографический справочник. – М.: Высшая школа, 1991.
  5. Гьельт Э. История органической химии с древнейших вревен до настоящего времени: Пер.с нем. Издания 1916 / Под ред. А. Е. Луцкого. - Харьков – Киев: Гос. Научн.-техн. изд–во Украины, 1937.
Аннотация:
Один из основных принципов обучения – принцип историзма предполагает предоставление учащимся информации о результатах героического труда учёных-исследователей. Очевидно, что изучение их научного и творческого наследия, несущего большой воспитательный потенциал, способствует выбору профессии, правильному определению молодёжью пути в самостоятельной жизни.
Заголовок:

«Зелёные пальцы» и «крылья бабочек»

Спиоск литературы:
  1. Данин Д. С. Нильс Бор. – М.: Молодая гвардия, 1978.
  2. Данин Д. С. Резерфорд. – М.: Молодая гвардия, 1966.
Аннотация:
Рассказывается о ранних квантовых моделях атомов, предложенных Дж. В. Никольсоном и Н. Бором.
Заголовок:

Разработка и проведение игры «Что? Где? Когда?»

Аннотация:
Предложены вопросы для учащихся 10-11 классов.
Заголовок:

Смотр знаний

Спиоск литературы:
  1. Платонова Т. Н. Об использовании электронной презентации на уроке // Химия в школе. – 2007 – № 9.
  2. Популярная библиотека химических элементов. – М. : Наука, 1983.
  3. Радецкий А. М., Горшкова В. П. Дидактический материал по химии для 8–9-х классов. – М.: Просвещение, 1995.
Аннотация:
В смотре знаний участвуют четыре команды девятиклассников: «Основания», «Кислоты», «Оксиды», «Соли». На уроке присутствуют администрация школы, учителя, родители и ученики и жюри из учащихся 11-го класса.
Title:

For the prosperity of chemistry, in despite of circumstances

Summary:
The last month of the past school year gave us a buzz by two convincing optimism events. On the background of the shrinking number of academic hours to study chemistry invitations to the presentation of a children’s chemical studio, which took place at the Polytechnic museum, and to the regular Moscow research and practice conference of chemistry teachers, just beginners, “A Step towards the Pedagogical Mastership”, were accepted as an encouraging sign.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
Associate Head of the Legal Department of the Administration of the All-Russian Trade Union of the Education is answering our readers’ questions.
Title:

On the occasion of the 100th anniversary of G.P. Khomchenko

Summary:
It is 100 years since the birthday of G.P. Khomchenko, the author of widely known chemistry textbook for entering niversities.
Title:

About the mechanism of formation of a chemical bond

Summary:
In spite of the fact that modern representations about a chemical bond are based exclusively on theories of quantum mechanics, till now in chemistry textbooks D.Ljuisa and V.Kosselja's based on formation of a steady eight-electronic cover the out-of-date theory, and also out-of-date conception of metal bond from positions so-called «electronic gas» is used.
Title:

In memoriam of Yelena Alexandrovna Kosareva

Summary:
Ye.A. Kosyreva, who had been working for many years an editor-in-chief of magazine “Chemistry at School”, passed away.
Title:

Using technologies of creative thinking development at the chemistry lessons

Summary:
Studying chemistry provides wide opportunities and means to form key competences of students, that’ is why the critical thinking development in the chemistry studying process is an important aspect of the teacher’s activity. But while using methods of critical thinking development theory (CTDT) it is necessary to consider the specifics of the subject, adapting those methods for working with matters formulas of matters, and the chemical equations. The author examines ways of using CTDT in the process of teaching chemistry.
Title:

Metaphors in teaching chemistry: pros and cons

Summary:
Metaphors can be powerful teaching tools because they can make new material intelligible to students, but metaphors have other side of the coin. The object of this paper is to show problem of using metaphors for chemistry training, to discuss the pros and cons of this problem.
Title:

Using analogies in teaching process

Summary:
Using the method of analogies in the teaching process has bee characterized and examples of using analogies at chemistry lessons are offered.
Title:

Experience of using techniques of pedagogic schools

Summary:
Тhe article presents a scenario of a combined physics and chemistry lesson on the topic of “Structure of an atom” with using a technique (trend) of pedagogic school, that lets implementation of an active approach to practise of teaching natural science at a secondary school.
Title:

The role and place of design at lessons

Summary:
The students, who work with a construction kits, keep in mind and reproduce organic matter formulas quickly, master the chemical nomenclature well, and compose structural formulas independently as contrasted with students of those classes, where the construction sets were of no use while teaching.
Title:

Creative tasks solving as the way of negotiating the thinking stereotypes

Summary:
In this article one of causes of students’ low conscious knowledge in the area of organic chemistry is discussed. As a cause forming of stereotypes of thinking during any educational activity is examined. In the article samples are given of stereotypes of thinking which could be formed in studying of organic chemistry, as well as opportunities to re-think these stereotypes through creative activity of students are shown. Teaching students to independently re-think these stereotypes is considered as main term to increase consciousness of knowledge in the area of organic chemistry.
Title:

An integrated lesson on the subject of “Proteins as the living base”

Summary:
The given chemistry lesson is conducted in the 10th or the 11th Form. In the course of generalization and systematization of knowledge about proteins the new material is learned (classification of aminoacids and proteins, renaturation, the functions of protein molecules are examined). While studying denaturaion, a chemical experiment is carried out to realize inter-subject links, and for development of the cognitive interest of students. The close link of the perused material with life (eutrophy, a healthy lifestyle – dry propaganda) is shown.
Title:

On the content of the lesson on the subject of ”Carbonates”

Summary:
A great number of different matters surround us. A good half of them is related to inorganic ones, such as: oxides, acids, and salts. More often than not we encounter carbonates in the nature.
Title:

Sharing the experience of studying the halogen subgroup

Summary:
The lesson of the new material introduction on the subject of “Halogen subgroup” is conducted by the author in the way oа an independent investigation, in which five student groups participate, such as follows: chemists, physicists, biologists, geologists, and historians.
Title:

Technologies of getting valedictorians ready for the USE (Unified State Examination)

Summary:
The article offers technology training students to Single State Exam (SSE) by the example of their training in secondary school, organized by the Department of Chemistry, Astrakhan State University. The technology based on the principles: maximize the use of source of resources recommended by Federal Institute of Pedagogical Measurements (FIPM), paired learning, full of self-control and feedback. The greatest attention is paid to the organization of training and automonitoring.
Title:

Test tasks on the subject of “The Chemical Bond”

Summary:
Theme test tasks with answers are offered.
Title:

Oscillating reactions: amazing, curious, interesting

Summary:
The new technique of carrying out of oscillatory reaction is developed. As an organic reducer acid is used sulphosalicylic. Methods of reception of the substances necessary for carrying out of reaction are resulted.
Title:

Problem experiments on acidulous salt solutions

Summary:
Possibilities of using modes of problem teaching chemistry in the 9th and 11th Forms of a secondary school are shown in the work. New school chemical tests on some acidulous salt solutions, developed by the author, are taken as a basis of this mode. Problem situations, which are created with the help of the offered experiments, must find their solution under the leadership of a teacher on the basis of a theoretical analysis of what being observed. The active research activity of students while accomplishing problem tasks with acidulous salt solutions of phosphoric acid and carbonic acid is creative. Students learn to apply the knowledge they have acquired to the new unfamiliar situations.
Title:

Investigation of combustion of butane and air mixtures

Summary:
Laboratory experiment to establish butane:air ratio necessary for burning their mixture is described. The mixture is prepared by excluding a certain amount of water from a plastic bottle. Butane for lighter is used for the experiment. It is turned out, that the mixture burns when the ratio is 1.5 times or less different than stoichiometric. Safety issues and typical mistakes are also discussed.
Title:

CHEMICAL EXPERIMENTS WITH ENZYMES AND HIBISCUS TEA

Summary:
In this paper the methods of chemical experiments with enzymes of acidin-pepsin tablets and kiwi are described. The properties of anthocyans and acids of hibiscus tea are considered.
Title:

We recollect them with gratitude

Summary:
One of the major principles of teaching, which is the principle of historicism, assumes providing students with the information regarding the heroic labor of scholars-researchers. It is evident, that studying their scientific and creative heritage, which possessing the great educational potential, promotes the career choice, the right determination of the way of independent life for youth.
Title:

About «green fingers» and «butterfly’s wings»

Summary:
Early quantum atomic models by J. Nicholson and N. Bohr are describes.
Title:

Development and conduction of game “What? Where? When?”

Summary:
Questions for the 10th and 11th Form students are offered.
Title:

Knowledge parade

Summary:
Four 9th Form student teams take part in the knowledge parade, such as follows: “Alkalis”, “Acids”, “Oxides”, and “Salts”. The school administration, teachers, parents, and students and the jury, which consists of the 11th Form students, attend the lesson.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.