Заголовок:
Образное мышление в развитии творческой личности
Аннотация:
Целенаправленное и систематическое использование в процессе обучения химии образного мышления, наряду с логическим, способствует активизации познавательной деятельности и мышления учащихся, позволяет интенсифицировать учебный процесс.
Ключевые слова:
образное мышление, развитие личности.
Заголовок:
А как по закону?..
Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Ключевые слова:
Заголовок:
Пищевые добавки: за и против
Аннотация:
В статье приведены данные по интенсификаторам вкуса – глютамату натрия и др. Рассмотрены вопросы биологического воздействия интенсификаторов вкуса и приведена оценка безопасности их применения для человека.
Ключевые слова:
пищевые добавки, биологическое действие, усилитель вкуса.
Заголовок:
Требования к условиям реализации основных образовательных программ
Аннотация:
В статье рассмотрены статус и функции Фундаментального ядра содержания общего образования, показаны достоинства и вскрыты недостатки Фундаментального ядра общего химического образования, предложены конкретные изменения, направленные на совершенствование его структуры и содержания.
Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования второго поколения, Фундаментальное ядро содержания общего образования, Содержание обучения химии.
Заголовок:
От анализа к синтезу, от классификации к систематизации
Аннотация:
В процессе обучения нельзя останавливаться на классификации, как на высшей точке познания. От классификации следует переходить к систематизации. Автор рассматривает чрезвычайно важные для обучения химии классификации: классификацию неорганических веществ и классификацию неорганических реакций, прослеживает, насколько они системны.
Ключевые слова:
анализ, синтез, классификация, систематизация, классы неорганических веществ, классификация реакций.
Заголовок:
Модульный урок по теме «Озон»
Список литературы:
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989.
- Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Педагогика, 1997.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными процессами. М.: Академия, 2002.
Аннотация:
Автор рассматривает особенности модульного обучения и в качестве примера его организации предлагает модульный урок в 8 классе по теме «Озон».
Ключевые слова:
модульное обучение, модульная программа, учебный элемент, озон.
Заголовок:
Модульная технология при разработке учебной темыАлиев А. Г.. Адрес: Баку. Место работы: Институт проблем образования.
Список литературы:
- Алиев А. Г. Обучение химии в VIII классе: методическое пособие для учителей (на азербайджанском языке). Баку: Гамма Сервис, 2004.
- Новые педагогические технологии в обучении химии. http:/www.uq.ru/96-38/t. 101.htm.
- Педагогические технологии: что это такое и как их можно использовать в школе: Практико-ориентированная монография. – Тюмень, 1994.
- Селевко Г. К. Технологический подход к обучению // Школьные технологии. 2003, № 5, с. 56-66.
- Третьяков П. Н., Сенковский И. Б. технология модульного обучения в школе. М.: Народное образование, 1997.
Аннотация:
В статье описана модульная технология обучения и ее применение в средней школе. Рекомендованы десять тем школьной программы по химии для использования этой технологии. Они апробированы учителями некоторых школ Азербайджана. Также рассмотрена методика проведения уроков по теме «Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома» для 8 класса. Даны рекомендации по проведению каждого урока.
Ключевые слова:
модульное обучение, периодический закон, Периодическая система химических элементов.
Заголовок:
Учебник, который мы выбираем
Аннотация:
Авторы учебников, включённых в ныне действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, отвечают на вопросы редакции.
Ключевые слова:
учебник химии, учебно-методический комплект.
Заголовок:
Интеграция знаний: химические сюжеты в художественной литературе
Аннотация:
В условиях дифференциации обучения проблемы преподавания непрофильных предметов приобретают особую актуальность, поскольку от их решения во многом зависит обеспечение полноценного образования школьников. Предлагается разработка интегрированного урока в 11-м классе гуманитарного профиля по теме «Химические сюжеты в произведениях художественной литературы».
Ключевые слова:
интегрированный урок, художественная литература, химический сюжет, фрагменты литературных произведений.
Заголовок:
Об использовании задач с гуманитарным содержанием
Список литературы:
- Попков В. А., Кузьменко Н. Е. и др. Школа будущего сегодня. Концепция образовательной школы благотворительного фонда «Дар». – М.: Изд-во МГУ, 2006.
- Ерёмин В. В., Плутенко А. Д. Нанотехнологическое образование: проблемы и перспективы // Современные тенденции развития химического образования: фундаментальность и качество. – М., 2009.
Аннотация:
В статье рассматривается возможность использования задач с гуманитарной компонентой в современной школе. Рассмотрены несколько вариантов задач с решениями, которые могут быть использованы для работы на уроке, в химическом кружке и в качестве домашних заданий.
Ключевые слова:
гуманитарная компонента, задачи по химии.
Заголовок:
Из опыта использования документ-камеры
Аннотация:
Автор показывает, как можно использовать документ-камеру на уроках химии.
Ключевые слова:
документ-камера.
Заголовок:
Бинарный урок химии и алгебры в 8-м классе «Большие и малые числа в химии»
Аннотация:
Урок посвящён применению понятия стандартный вид числа. Учащиеся, выполняя различные действия с числами в стандартном виде, учатся не только проводить химические расчёты, но и совершенствуются в математике.
Ключевые слова:
бинарный урок, количество вещества, число частиц, масса молекулы, стандартный вид числа.
Заголовок:
Деятельностный подход к обучению: составление уравнений ОВР с участием органических соединений
Список литературы:
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.:Изд-во Моск. Ун-та, 1984
- Дерябина Н.Е. Прием макроподстановки как способ определения коэффициентов в уравнениях ОВР // Химия в школе.-2007.-№9.-С. 40-44.
- Дерябина Н.Е. Методика формирования умения определять степень окисления атома // Химия в школе.-2007.-№7.-С. 24-27.
Аннотация:
Описана методика формирования умения составлять уравнения некоторых окислительно-восстановительных реакций с участием кислородсодержащих органических веществ, разработанная на основе деятельностного подхода. Приведенные результаты экспериментальной апробации этой методики позволяют рекомендовать ее использование для профильного (углубленного) обучения учащихся и для обучения педагогов в системе дополнительного образования.
Ключевые слова:
деятельностный подход, методика обучения химии, окислительно-восстановительные реакции.
Заголовок:
Из опыта применения сдвоенных тестовых заданий
Аннотация:
Cдвоенные и строенные тестовые задания представляют собой весьма эффективный инструмент оценивания знаний и дают учащемуся уникальную возможность саморазвития. При выполнении сдвоенного или строенного задания он воочию видит логическую связь между разделами курса, различными темами. Автор приводит примеры таких заданий.
Ключевые слова:
тестовое задание, сдвоенное тестовое задание.
Заголовок:
Реакции радикального замещения водорода в алканах
Список литературы:
- Ким А. М. Органическая химия: Учебное пособие. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.
- Органическая химия: Учебник для вузов / Под ред. Н. А. Тюкавкиной. – М.: Дрофа, 2003. - Кн. 1: Основной курс.
- Перекалин В. В. и др. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1982.
- Петров А. А., Бальян Х. В., Трощенко А. Т. Органическая химия: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1981.
- Травень В. Ф. Органическая химия: Учебник для вузов. В 2-х т. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - Т. 1.
- Алёхина Е. А., Шалыгин С. П. Радикальные реакции галогенирования // Химия в школе. — 2009. - № 8. - С. 51-54.
- Химия. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. – М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия, 1998.
- Шалыгин С. П., Алёхина Е. А., Романенко Н. В. Реакции окисления в органической химии // Химия в школе. - 2006. - № 1. - С. 54-59.
Аннотация:
Лишь незначительное число химических реакций относятся к элементарным, в которых исходные вещества взаимодействуют в одну стадию с образованием конечных продуктов. Большинство же реакций представляют собой сложный процесс, состоящий из двух и более стадий, в ходе которых образуются промежуточные продукты (интермедиаты). В статье рассматриваются реакции, в которых в качестве интермедиата образуется радикал, т. е. радикальные реакции.
Ключевые слова:
радикальные реакции, радикалы, зарождение цепи, развитие цепи, обрыв цепи.
Заголовок:
Реализация практико-ориентированного проекта «Влияние солей тяжёлых металлов на живой организм»
Список литературы:
- Добролюбский О. К. Микроэлементы и жизнь. - М., 1956.
- Дробков А. А. Микроэлементы и естественные радиоактивные элементы в жизни растений и животных. - М., 1958.
- Пейве Я. В. Микроэлементы в сельском хозяйстве нечерноземной полосы СССР. - М., 1954.
- Пейве Я. В. Микроэлементы и ферменты. - М., 1960.
- Соколов Э. М. Антропогенное загрязнение окружающей среды тяжёлыми металлами // Экология и промышленность России. - 2008. - № 11. - С. 41-45.
- Стайлс В. Микроэлементы в жизни растений и животных. - М., 1949.
- Школьник М. Я., Макарова Н. А. Микроэлементы в сельском хозяйстве. - М., 1957.
- Школьник М. Я. Значение микроэлементов в жизни растении и в земледелии. - М., 1950.
- Ягодин Б. А. Тяжёлые металлы и здоровье человека // Химия в сельском хозяйстве. - 1995. - № 4. - С. 33-37.
- www.microelements.ru
- www.rifpark.ru
- http://tele-conf.ru
Аннотация:
Авторы предлагают разработку из опыта изучения влияния солей тяжёлых металлов на живой организм. Исследование проводилось в несколько этапов. 1. Теоретическая часть. Изучение теоретических основ рассматриваемого вопроса (тяжёлые металлы, их свойства и значение, влияние металлов на жизненные процессы, токсичность). 2. Экспериментальная часть. Влияние тяжёлых металлов на томаты. 3. Анализ проделанного эксперимента.
Ключевые слова:
тяжёлые металлы, токсичность, биогенные элементы, макроэлементы, микроэлементы, каталитическое действие.
Заголовок:
Лабораторный эксперимент по теме «Водородный показатель»
Список литературы:
- Васюкова Е. Ю., Оржековский П. А. Повышение осознанности знаний // Химия в школе. - 2010. - № 6. - С. 18-22.
- Kurita handbook of water treatment. – Second edition, 1999.
- Добош Д. Электрохимические константы. Справочник для электрохимиков. - М.: Мир, 1980. - С. 365.
- McCarty C. G., Vitz E. pH paradoxes: demonstrating that it is not true that pH = log[H+] // Journal of chemical education. - 2006. - V. 83. - № 5. - Р. 752757.
Аннотация:
Химический эксперимент - один из важнейших методов активного обучения. Однако в школах ему отводится мало внимания и времени. Сами учащиеся признают, что эксперименты очень помагают понять и выучить изучаемый материал, формировать и развивать навыки практической деятельности, возбуждать интерес наукой и желание участвовать в научных исследованиях. Чем большая часть теоритического материала основывается экспериментальными работами, тем лучше усваивается изучаемый материал и выше уровень знаний.
Ключевые слова:
эксперимент, рН, ионизация воды.
Заголовок:
Видна птица по полёту, или Об одной лекции гения
Список литературы:
- Болховитинов В. Н. Столетов. – М.: Молодая гвардия, 1965.
- Комаров В. Л. Жизнь и творчество Климента Аркадьевича Тимирязева. - http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/BIO/KAT/KAT.HTMhttp://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/BIO/KAT/KAT.HTM.
- Тимирязев К. А. Наука и демократия. – М.: Соцэкгиз, 1963.
Аннотация:
В статье рассказывается об одной из лекций К. А. Тимирязева, в которой он излагал свои идеи, касающиеся питания растений. Приведены воспоминания его современников.
Ключевые слова:
гений, К А Тимирязев, фотосинтез, хлорофилл, питание растений, закон сохранения энергии.
Заголовок:
Организация и проведение игры «Что? Где? Когда?»
Аннотация:
Интеллектуальные игры повышают интерес учащихся к химии, мотивацию к изучению предмета, развивают химическую интуицию, внимание и логическое мышление, учат сопоставлять факты. Кроме того учащиеся получают много новой информации, что расширяет их кругозор. Автор приводит вопросы для проведения игры в разных классах.
Ключевые слова:
игра, внеклассная работа.