Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2011 № 5

Русская версия
English version
Заголовок:

Образное мышление в развитии творческой личности

Аннотация:
Целенаправленное и систематическое использование в процессе обучения химии образного мышления, наряду с логическим, способствует активизации познавательной деятельности и мышления учащихся, позволяет интенсифицировать учебный процесс.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:

Пищевые добавки: за и против

Аннотация:
В статье приведены данные по интенсификаторам вкуса – глютамату натрия и др. Рассмотрены вопросы биологического воздействия интенсификаторов вкуса и приведена оценка безопасности их применения для человека.
Заголовок:

Требования к условиям реализации основных образовательных программ

Аннотация:
В статье рассмотрены статус и функции Фундаментального ядра содержания общего образования, показаны достоинства и вскрыты недостатки Фундаментального ядра общего химического образования, предложены конкретные изменения, направленные на совершенствование его структуры и содержания.
Заголовок:

От анализа к синтезу, от классификации к систематизации

Аннотация:
В процессе обучения нельзя останавливаться на классификации, как на высшей точке познания. От классификации следует переходить к систематизации. Автор рассматривает чрезвычайно важные для обучения химии классификации: классификацию неорганических веществ и классификацию неорганических реакций, прослеживает, насколько они системны.
Заголовок:

Модульный урок по теме «Озон»

Список литературы:
  1. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989.
  2. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Педагогика, 1997.
  3. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными процессами. М.: Академия, 2002.
Аннотация:
Автор рассматривает особенности модульного обучения и в качестве примера его организации предлагает модульный урок в 8 классе по теме «Озон».
Заголовок:

Модульная технология при разработке учебной темыАлиев А. Г.. Адрес: Баку. Место работы: Институт проблем образования.

Список литературы:
  1. Алиев А. Г. Обучение химии в VIII классе: методическое пособие для учителей (на азербайджанском языке). Баку: Гамма Сервис, 2004.
  2. Новые педагогические технологии в обучении химии. http:/www.uq.ru/96-38/t. 101.htm.
  3. Педагогические технологии: что это такое и как их можно использовать в школе: Практико-ориентированная монография. – Тюмень, 1994.
  4. Селевко Г. К. Технологический подход к обучению // Школьные технологии. 2003, № 5, с. 56-66.
  5. Третьяков П. Н., Сенковский И. Б. технология модульного обучения в школе. М.: Народное образование, 1997.
Аннотация:
В статье описана модульная технология обучения и ее применение в средней школе. Рекомендованы десять тем школьной программы по химии для использования этой технологии. Они апробированы учителями некоторых школ Азербайджана. Также рассмотрена методика проведения уроков по теме «Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома» для 8 класса. Даны рекомендации по проведению каждого урока.
Заголовок:

Учебник, который мы выбираем

Аннотация:
Авторы учебников, включённых в ныне действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, отвечают на вопросы редакции.
Заголовок:

Интеграция знаний: химические сюжеты в художественной литературе

Аннотация:
В условиях дифференциации обучения проблемы преподавания непрофильных предметов приобретают особую актуальность, поскольку от их решения во многом зависит обеспечение полноценного образования школьников. Предлагается разработка интегрированного урока в 11-м классе гуманитарного профиля по теме «Химические сюжеты в произведениях художественной литературы».
Заголовок:

Об использовании задач с гуманитарным содержанием

Список литературы:
  1. Попков В. А., Кузьменко Н. Е. и др. Школа будущего сегодня. Концепция образовательной школы благотворительного фонда «Дар». – М.: Изд-во МГУ, 2006.
  2. Ерёмин В. В., Плутенко А. Д. Нанотехнологическое образование: проблемы и перспективы // Современные тенденции развития химического образования: фундаментальность и качество. – М., 2009.
Аннотация:
В статье рассматривается возможность использования задач с гуманитарной компонентой в современной школе. Рассмотрены несколько вариантов задач с решениями, которые могут быть использованы для работы на уроке, в химическом кружке и в качестве домашних заданий.
Заголовок:

Из опыта использования документ-камеры

Аннотация:
Автор показывает, как можно использовать документ-камеру на уроках химии.
Заголовок:

Бинарный урок химии и алгебры в 8-м классе «Большие и малые числа в химии»

Аннотация:
Урок посвящён применению понятия стандартный вид числа. Учащиеся, выполняя различные действия с числами в стандартном виде, учатся не только проводить химические расчёты, но и совершенствуются в математике.
Заголовок:

Деятельностный подход к обучению: составление уравнений ОВР с участием органических соединений

Список литературы:
  1. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.:Изд-во Моск. Ун-та, 1984
  2. Дерябина Н.Е. Прием макроподстановки как способ определения коэффициентов в уравнениях ОВР // Химия в школе.-2007.-№9.-С. 40-44.
  3. Дерябина Н.Е. Методика формирования умения определять степень окисления атома // Химия в школе.-2007.-№7.-С. 24-27.
Аннотация:
Описана методика формирования умения составлять уравнения некоторых окислительно-восстановительных реакций с участием кислородсодержащих органических веществ, разработанная на основе деятельностного подхода. Приведенные результаты экспериментальной апробации этой методики позволяют рекомендовать ее использование для профильного (углубленного) обучения учащихся и для обучения педагогов в системе дополнительного образования.
Заголовок:

Из опыта применения сдвоенных тестовых заданий

Аннотация:
Cдвоенные и строенные тестовые задания представляют собой весьма эффективный инструмент оценивания знаний и дают учащемуся уникальную возможность саморазвития. При выполнении сдвоенного или строенного задания он воочию видит логическую связь между разделами курса, различными темами. Автор приводит примеры таких заданий.
Заголовок:

Реакции радикального замещения водорода в алканах

Список литературы:
  1. Ким А. М. Органическая химия: Учебное пособие. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.
  2. Органическая химия: Учебник для вузов / Под ред. Н. А. Тюкавкиной. – М.: Дрофа, 2003. - Кн. 1: Основной курс.
  3. Перекалин В. В. и др. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Петров А. А., Бальян Х. В., Трощенко А. Т. Органическая химия: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1981.
  5. Травень В. Ф. Органическая химия: Учебник для вузов. В 2-х т. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - Т. 1.
  6. Алёхина Е. А., Шалыгин С. П. Радикальные реакции галогенирования // Химия в школе. — 2009. - № 8. - С. 51-54.
  7. Химия. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. – М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия, 1998.
  8. Шалыгин С. П., Алёхина Е. А., Романенко Н. В. Реакции окисления в органической химии // Химия в школе. - 2006. - № 1. - С. 54-59.
Аннотация:
Лишь незначительное число химических реакций относятся к элементарным, в которых исходные вещества взаимодействуют в одну стадию с образованием конечных продуктов. Большинство же реакций представляют собой сложный процесс, состоящий из двух и более стадий, в ходе которых образуются промежуточные продукты (интермедиаты). В статье рассматриваются реакции, в которых в качестве интермедиата образуется радикал, т. е. радикальные реакции.
Заголовок:

Реализация практико-ориентированного проекта «Влияние солей тяжёлых металлов на живой организм»

Список литературы:
  1. Добролюбский О. К. Микроэлементы и жизнь. - М., 1956.
  2. Дробков А. А. Микроэлементы и естественные радиоактивные элементы в жизни растений и животных. - М., 1958.
  3. Пейве Я. В. Микроэлементы в сельском хозяйстве нечерноземной полосы СССР. - М., 1954.
  4. Пейве Я. В. Микроэлементы и ферменты. - М., 1960.
  5. Соколов Э. М. Антропогенное загрязнение окружающей среды тяжёлыми металлами // Экология и промышленность России. - 2008. - № 11. - С. 41-45.
  6. Стайлс В. Микроэлементы в жизни растений и животных. - М., 1949.
  7. Школьник М. Я., Макарова Н. А. Микроэлементы в сельском хозяйстве. - М., 1957.
  8. Школьник М. Я. Значение микроэлементов в жизни растении и в земледелии. - М., 1950.
  9. Ягодин Б. А. Тяжёлые металлы и здоровье человека // Химия в сельском хозяйстве. - 1995. - № 4. - С. 33-37.
  10. www.microelements.ru
  11. www.rifpark.ru
  12. http://tele-conf.ru
Аннотация:
Авторы предлагают разработку из опыта изучения влияния солей тяжёлых металлов на живой организм. Исследование проводилось в несколько этапов. 1. Теоретическая часть. Изучение теоретических основ рассматриваемого вопроса (тяжёлые металлы, их свойства и значение, влияние металлов на жизненные процессы, токсичность). 2. Экспериментальная часть. Влияние тяжёлых металлов на томаты. 3. Анализ проделанного эксперимента.
Заголовок:

Лабораторный эксперимент по теме «Водородный показатель»

Список литературы:
  1. Васюкова Е. Ю., Оржековский П. А. Повышение осознанности знаний // Химия в школе. - 2010. - № 6. - С. 18-22.
  2. Kurita handbook of water treatment. – Second edition, 1999.
  3. Добош Д. Электрохимические константы. Справочник для электрохимиков. - М.: Мир, 1980. - С. 365.
  4. McCarty C. G., Vitz E. pH paradoxes: demonstrating that it is not true that pH = log[H+] // Journal of chemical education. - 2006. - V. 83. - № 5. - Р. 752757.
Аннотация:
Химический эксперимент - один из важнейших методов активного обучения. Однако в школах ему отводится мало внимания и времени. Сами учащиеся признают, что эксперименты очень помагают понять и выучить изучаемый материал, формировать и развивать навыки практической деятельности, возбуждать интерес наукой и желание участвовать в научных исследованиях. Чем большая часть теоритического материала основывается экспериментальными работами, тем лучше усваивается изучаемый материал и выше уровень знаний.
Заголовок:

Видна птица по полёту, или Об одной лекции гения

Список литературы:
  1. Болховитинов В. Н. Столетов. – М.: Молодая гвардия, 1965.
  2. Комаров В. Л. Жизнь и творчество Климента Аркадьевича Тимирязева. - http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/BIO/KAT/KAT.HTMhttp://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/BIO/KAT/KAT.HTM.
  3. Тимирязев К. А. Наука и демократия. – М.: Соцэкгиз, 1963.
Аннотация:
В статье рассказывается об одной из лекций К. А. Тимирязева, в которой он излагал свои идеи, касающиеся питания растений. Приведены воспоминания его современников.
Заголовок:

Организация и проведение игры «Что? Где? Когда?»

Аннотация:
Интеллектуальные игры повышают интерес учащихся к химии, мотивацию к изучению предмета, развивают химическую интуицию, внимание и логическое мышление, учат сопоставлять факты. Кроме того учащиеся получают много новой информации, что расширяет их кругозор. Автор приводит вопросы для проведения игры в разных классах.
Title:

Imaginative thinking in the development of a creative individual

Summary:
Task-oriented and systematic use of imaginative thinking, along with logic one, in the learning process encourages students’ cognitive activity and thinking, allows intensifying the learning process.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
Associate Head of the Legal Department of the Administration of the All-Russian Trade Union of the Education is answering our readers’ questions.
Title:

Food supplements: pros and cons

Summary:
In article data on flavor modulators taste – glutamates sodium and . Questions of biological influence flavor modulators taste are considered and the assessment of their security of application for the person is resulted.
Title:

Requirements to conditions of implementing basic educational programs

Summary:
The statute and functions of the Fundamental nucleus of the basic education content are examined, advantages are shown and disadvantages of the Fundamental nucleus of the basic chemical education are disclosed, and concrete changes focused on enhancement of its structure and content, are offered in the article.
Title:

From analysis to synthesis, from classification to systematization

Summary:
In learning process it is not possible to rest upon the classification as the peak of cognition. You should move from classification to systematization. The author examines classifications, which are extremely important for the chemistry learning: classification of inorganic matters and classification of inorganic reactions, and traces the extent, to which they are systematic ones.
Title:

Module lesson on the subject of “Ozone”

Summary:
The author examines peculiarities of module teaching and as an example of its organization offers the module lesson on the subject of “Ozone”
Title:

Module technology to develop an academic theme

Summary:
In the article briefly is described the meaning of teaching modul technology and substantiated the importance its employment in the middle schools of general education. Is recommended the learning ten subjects from the programme of chemistry of this technology, which were practiced by leadinq teachers of Azerbaijan in townspeople and rural schools. In the article also is etpounded the methodics of learning subjects of “Periodical law and periodical system of chemical elements. The structure of atom” from eighth grade. Is regarded course of separate lessons withdrawing to the modul cycle, aregiring the recommendations to the theachers for the optimum organization of each lesson.
Title:

The textbook we choose

Summary:
The authors of textbooks, included into the active Federal list of textbooks, recommended by the Ministry of Education and Science to use in the educational process in educational institutions, answer the editorial staff questions.
Title:

Knowledge integration: chemical plots in belles-lettres.

Summary:
Under the conditions of learning differentiation problems of teaching non-profile subjects gain especial meaning as far as their solution influences the assurance of robust student education to the great extent. The design of integrated lesson in the 11th Form of the humanitarian profile on the subject of “Chemical plots in belles-lettres” is offered.
Title:

Regarding the usage of tasks with humanitarian content

Summary:
The article considers problems with humanitarian component in modern school. Some problems with humanitarian component are given with solutions. These problems can be used in in-school work, additional work and as home assignment.
Title:

Sharing the experience of using a document-camera

Summary:
The author shows how to use of a document-camera at chemistry lessons.
Title:

Binary algebra lesson in the 8th Form “Large and small numbers in chemistry”

Summary:
The lesson is dedicated to the application of the idea of the standard number mode. Students, while accomplishing different operations with standard mode numbers, learn not only to carry chemical calculations, but progress in math as well.
Title:

Activity approach to learning: compiling equations of redox reactions with participation of organic compounds

List of references:
  1. Deryabina N.E.. Adress: Moscow. Workplace: M.V. Lomonosov Moscow State University.
Summary:
The method of formation the skill to compose chemical equations of some oxidation-reduction reactions with oxygen-based organic substances is developed here on the basis of activity approach. The results of experimental approbation of the method allow its application for the specialized (profound) teaching chemistry and training teachers in system of additional education.
Title:

Sharing the experience of applying binary test tasks

Summary:
Binary and triple test tasks are a very effective instrument of knowledge appraisement, which gives a student a unique opportunity of self-development. While accomplishing a binary or triple task one can see for oneself a logical link between sections and different themes of the course. The author provides the examples of such tasks.
Title:

Reactions of radical replacement of hydrogen in alkanes

Summary:
Only an insignificant number of chemical reactions is classified as elementary ones, in which initial substances react in one stage, forming final products. While the majority of reactions are a complicated process, which consists of two and more stages, in the course of which intermediate products are formed (intermediates). The article examines the reactions, in which a radical is formed as an intermediate, i.e. radical reactions.
Title:

Implementing practice-oriented project “Influence of heavy metal salts on the living organism.

Summary:
The authors offer the development from the experience of the heavy metal salt influence on the living organism. The research was conducted in several stages. 1. Theoretic part. Studying academic fundamentals of the perused question (heavy metals, their behavior, and value, influence of metals on life process, toxicity level). 2. Experimental part. The influence of heavy metals on tomatoes. 3. The analysis of the conducted experiment.
Title:

Laboratory experiment on the subject of “pH value”

Summary:
Chemical experiment is one of the important methods of active learning. But too little attention is paid to it and time is allocated for it at schools. Students themselves recognize experiments to be extremely helpful to understand and learn the material studied, to form and develop skills of practical activity, increase interest to the science and wish to participate the scientific research. More part of the theoretical material is based on experimental works, better the studied material is learned, and higher the knowledge level.
Title:

The bird is distinguished for its flight style, or About one lection of a genius

Summary:
The article narrates about one of the Cl.Arc. Timiryazev’s lectures, in which he developed ideas regarding the plant nutrition. Reminiscences of his contemporaries are provided.
Title:

Organizing and conducting game “What? Where? When?”

Summary:
Intellectual games increase the students’ interest towards chemistry, their motivation to study the subject, develop chemical intuition, attention, and logical thinking, and learn to correlate facts. Besides, students get plenty of new information, which broadens their outlook. The author provides questions to conduct game in different classes.
Связаться с нами