Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2011 № 4

Русская версия
English version
Заголовок:

Международный год химии: события и возможности

Аннотация:
Статья посвящена Международному году химии и актуальным вопросам современного химического образования.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:

Химия полиэдрических углеводородов

Список литературы:
  1. Багрий Е. И., Сагинаев А. Т. Непредельные производные адамантана // Успехи химии. – 1983. – Т. LII. – Вып. 9. – С. 1538–1567.
  2. Белов Д. В. Эти необыкновенные углеводороды // Химия в школе. – 2005. – № 6. – С. 5–9.
  3. Джемилев У. М., Хуснутдинов Р. И., Толстиков Г. А. Норборнадиены в синтезе полициклических напряженных углеводородов с участием металлокомплексных катализаторов // Успехи химии. – 1987. – Т. LVI. – Вып. 1. – С. 65–94.
  4. Джилкрист Т., Сторр Р. Органические реакции и орбитальная симметрия: Пер. с англ. – М.: Мир, 1976.
  5. Илиел Э. Основы органической стереохимии / Э. Илиел, С. Вайлен, М. Дойл; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  6. Кендлин Дж., Тейлор К., Томпсон Д. Реакции координационных соединений переходных металлов: Пер. с англ. – М.: Мир, 1970.
  7. Кери Ф., Сандберг Р. Углубленный курс органической химии: Пер. с англ. В 2 кн. / Под ред. В. М. Потапова. – М.: Химия, 1981.
  8. Лер Р., Марчанд А. Орбитальная симметрия в вопросах и ответах: Пер. с англ. – М.: Мир, 1976.
  9. Реутов О. А. Органическая химия. В 4 ч. / О. А. Реутов, А. Л. Курц, К. П. Бутин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  10. Хоффман Р. В. Механизмы химических реакций: Пер. с нем. – М.: Химия, 1979.
Аннотация:
Поиск и получение напряжённых кольцевых систем или систем, содержащих несколько циклов в разных нестабильных конформациях, вызвали огромный интерес к химии напряжённых каркасных соединений. За последние десятилетия в этой области достигнут огромный прогресс, увенчавшийся синтезом целого ряда полиэдранов с крайне необычной структурой. Помимо поиска соединений с высокой энергией напряжения, синтез подобных соединений отражает всё более изящную фантазию химиков-органиков и совершенство методов и приёмов современного органического синтеза.
Заголовок:

Требования к результатам реализации основных образовательных программ

Список литературы:
  1. Попков В. А., Коржуев А. В., Рязанова Е. Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — 168 с. — С. 23 – 24.
  2. Единый государственный экзамен по химии : Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. Химия, 11 класс / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www1.ege.edu.ru/files/demo/demo_2011/khi_demo_2011.pdf.
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. — М., 2004. — 266 с. — С. 214.
  4. Там же, с. 216 – 218.
  5. Смолин О. Н. О новом проекте федерального образовательного стандарта для старшей школы : Выступление в Государственной Думе пятого созыва 26.01.2011 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.smolin.ru/duma/duma05/2011-01-26.htm.
  6. ЕГЭ в современной форме как системная ошибка : Особое мнение членов Комиссии при Президенте Российской Федерации по совершенствованию проведения единого государственного экзамена И. Мельникова, О. Смолина [Электронный ресурс]. — URL: http://www.smolin.ru/odv/reference-source/pdf/individual%20opinion.pdf.
  7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения). — С. 23.
Аннотация:
В статье рассматривается место требований к результатам освоения основных образовательных программ в ФГОС-2, виды результатов: личностные, метапредметные, предметные. Проанализированы требования к результатам обучения химии с точки зрения их согласованности с контрольно-измерительными материалами ГИА и ЕГЭ, возможность практической реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ.
Заголовок:

О метапредметных результатах изучения школьного курса химии

Список литературы:
  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Ковалёва Г. С., Логинова О. Б. Стандарт общего образования второго поколения: новые идеи в оценке образовательных результатов // Народное образование. – 2010. – № 5. – С. 144–153.
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме формирования, развития и диагностики метапредметных результатов в практике изучения химии. Автор выделяет блоки планируемых метапредметных результатов обучения и входящие в их состав универсальные умения. Для развития этих умений и их диагностики автором предложены ситуативные задания.
Заголовок:

Об использовании контекстных заданий в процессе обучения

Аннотация:
Как показывают результаты международных исследований, Современные российские школьники, хорошо справляются с заданиями на воспроизведение знаний, но затрудняются применять полученные знания в ситуациях, близких к жизненным. Для достижения учащимися современных требований к результатам обучения химии необходимо применение заданий, в которых химическое содержание интегрировано с практикой. В статье приводятся примеры таких заданий.
Заголовок:

Формирование профильной направленности выпускника основной школы в условиях промышленного региона

Аннотация:
Автором разработан инновационный образовательный проект, который может повлиять на выбор профильной направленности выпускниками основной школы, а в будущем на выбор специальности производственно-технической сферы и на желание учиться и работать в Кузбассе.
Заголовок:

Предпрофильная подготовка учащихся с использованием метода проектов

Список литературы:
  1. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. – М.: Академия, 2001. – С.10-14.
  2. Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. – Ростов-н/Д: Учитель, 2003. – С.11-13.
  3. Химия: проектная деятельность учащихся / Авт.-сост. Н.В.Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2007. – С.3-4.
  4. Белоногова Г.У. Химия в твоей будущей профессии // курсы по выбору: выбор за вами. Ч. 2 («химия в школе — абитуриенту, учителю. Библиотека журнала»). - М.: Центрхимпресс, 2007. - С. 148-158.
  5. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: методология, методика, практика. – М.: Глобус, 2007. – С.20-22.
  6. Эффективные модели профильного обучения / Сост. Г.Н.Масич. – Красноярск, 2007. – С.43-45.
Аннотация:
Предложен опыт реализации проектного обучения в рамках предпрофильной подготовки обучающихся на основе , опубликованного в научно-методическом сборнике «Химия в школе – абитуриенту, учителю. Библиотека журнала» за 2007 г.
Заголовок:

Из опыта изучения курса по выбору «Её величество – массовая доля»

Аннотация:
Разработан курс по выбору «Её величество - массовая доля» в соответствии с концепцией профильного обучения, направленный на реализацию основной цели по развитию мотивации ориентации учащихся основной школы на получение естественно-научного образования в рамках профильной (средней) школы. Изучение данного курса способствует систематизации знаний учащихся, совершенствованию их умений решать задачи с использованием понятия «массовая доля», развитию их познавательных интересов, мыслительных процессов, самостоятельности при решении задач.
Заголовок:

Открытый урок в малокомплектной школе

Аннотация:
Предложена разработка урока изучения нового материала по теме «Спирты» для 9-го класса малокомплектной сельской школы. Цели урока: сформировать общее представление о классе спиртов и функциональной группе, расширить представление о вредном воздействии алкоголя на организм человека.
Заголовок:

Как выполнять задания части С

Аннотация:
В статье представлены алгоритмы, которые помогут учащимся с успехом справиться с решением заданий и примеры решения заданий части С единого государственного экзамена по химии.
Заголовок:

Наш подход к решению задач с избыточными данными

Список литературы:
  1. Маршанова Г.Л. Сборник задач по органической химии. 10 – 11 классы. – М.: Издат – школа 2000, - 80 с.
  2. Егоров А. С. Все типы расчётных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. Изд. 2 – е. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.
  3. Ерыгин Д.П. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием/ Д.П.Ерыгин, А.К. Грабовый. – М.: Высш. шк., 1989. – 176 с.
  4. Смирнова В.В., Крюкова Л.Ю. Методы математики при изучении углеводородов // Химия в школе. - 2001. - №3.
  5. Любимова Н. Б. Вопросы и задачи по общей и неорганической химии. – М.: Высш. шк. 1990. – 351 с.
Аннотация:
В различных пособиях для поступающих в вузы нередко встречаются задачи на вывод формул соединений, в условиях которых данных оказывается больше, чем это необходимо для получения ответа. В таких случаях избыточные сведения можно не использовать, и таким образом выбирать рациональные, и даже оптимальные решения.
Заголовок:

Учим анализировать условия расчётных задач

Аннотация:
Автор делится опытом работы по важной проблеме обучения школьников решению расчетных задач. Она предлагает построить обучение этому умению на основе подробного анализа условий каждой задачи.
Заголовок:

Об использовании электронной таблицы в химических вычислениях

Аннотация:
В процесс организации химического эксперимента приходится проводить множество математических вычислений на основании формул и пропорций. В целях сокращения времени, необходимого на этот процесс, и получения точных результатов разработана программа, основанная на электронной таблице Excel и которая состоит из двух столбцов: в первый столбец вводится данные по количеству, а во второй уже запрограммированы необходимые формулы, на основании которых компьютер в короткое время вычисляет результаты.
Заголовок:

Химическая номенклатура в цифровую эпоху

Аннотация:
Рассмотрены методы идентификации веществ с целью поиска информации о них в компьютерных базах данных (в том числе в Интернете). Показано, что систематическая номенклатура в большинстве случаев для данной задачи неэффективна. Описаны системы регистрационных номеров, текстовых отображений химических формул и базы данных, позволяющие вести поиск непосредственно по структурной формуле. Показано, как ими пользоваться для поиска необходимой информации. Указаны знания, умения и навыки, которыми должен обладать современный учащийся, чтобы уметь искать информацию о веществах.
Заголовок:

Доступный метод получения наночастиц металлов

Список литературы:
  1. Бальшин М. Ю. Научные основы порошковой металлургии и металлургии волокна. - М.: Научная книга, 1990.
  2. Гусев А. И., Ремпель А. А. Нанокристаллические материалы. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000.
  3. Ключников Н. Г. Неорганический синтез. - М.: Наука, 1993.
  4. Михайленко Я. И. Курс общей и неорганической химии. - М.: Высшая школа, 1966.
  5. Новые материалы / Под ред. Ю. С. Карабасова. - М.: МИСИС, 2002.
  6. Соколовская Е. М. Общая химия. - М.: Высшая школа, 1999.
  7. Угай Я. А. Неорганическая химия. - М.: Высшая школа, 1989.
Аннотация:
В условиях химических лабораторий профильных школ и лицеев вполне доступны химические методы получения наночастиц и изучение их свойств. Один из простых и наглядных методов получения наночастиц металлов - термическое разложение их оксалатов. Оксалаты некоторых металлов (железа, кобальта, меди, цинка) выпускаются промышленностью в качестве реактивов.
Заголовок:

Как распознать подлинность молока и молочнокислых продуктов

Список литературы:
  1. http ://www.milk.tj
  2. Органическая химия и химия высокомолекулярных соединений; метод.указания к лабораторному практикуму для студентов биологического факультета / Сост. Л. С. Косвинцева, Н. Ф. Кириллов, П. Т. Павлов. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2005.
  3. Программа элективных курсов. Химия. 10-11 классы. Профильное обучение / Авт.-сост. Г. А. Шипарева. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Тюкавкин Н. А. Органическая химия. - М.: Дрофа, 2002.
  5. Химические основы жизни: Учеб.-метод. Пособие / Сост. Д. Д. Некрасов, Л. Д. Орлова. - 2-е изд., доп. - Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2008.
  6. Чепурной И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
Аннотация:
Замена одного вида молока другим - один из видов фальсификации молока и молочнокислых продуктов, составляющих главный компонент рационального питания человека. Фальсификация молока может осуществляться добавлением воды, обезжиренного молока, нейтрализующих веществ, подснятием сливок, прибавлением в молоко соды (с целью понижения кислотности) и др. Самая обыкновенная и «невинная» подделка заключается в продаже снятого (обезжиренного) молока как цельного. Известь (известковая вода), поташ и соду прибавляют к молоку летом для предупреждения его закисания. Некачественные продукты питания не только несут ущерб с экономической стороны потребителю, но и представляют угрозу здоровью человека. Поэтому важная задача - научить учащихся с помощью простых и доступных методов определять подлинность молока и молочнокислых продуктов.
Заголовок:

Из опыта организации исследовательской деятельности

Список литературы:
  1. Батаева Е. В. Формирование исследовательских умений // Химия: методика преподавания в школе. – 2003. – № 8. – С. 13-20; 2004. – № 1. – С. 22-27.
  2. Береснева Е. В. Современные технологии обучения химии: Учебное пособие. – М., 2004. – С. 35-45.
  3. Васильева П. Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. – СПб., 2003. – С. 51-57.
  4. Вивюрский В. Я. О дифференцированном подходе к формированию экспериментальных умений // Химия в школе. – 1984. - № 2. – С. 52.
  5. Иванова Р. Г., Иодко А. Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии. – М., 1988.
  6. Исаев Д. С. Формирование экспериментальных умений учащихся при использовании практикумов исследовательского характера (2007-2008 учебный год) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/500007/
  7. Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – С. 22-28.
Аннотация:
Использование в обучении химии исследовательского метода позволяет включать учащихся в максимально самостоятельную, творчески активную деятельность. Большое значение для выработки исследовательских умений имеют творческие работы, такие как составление кроссвордов и разнообразных задач, сочинение сказок, вычерчивание различных графиков, написание докладов, рефератов, проведение исследований и т. п.
Заголовок:

Система довузовской подготовки: малый химический факультет

Список литературы:
  1. Бойцова Т.Б., Ардашева Л.П., Борисов А.Н., Остроглядов Е.С. Химия: Учебно-методическое пособие для абитуриентов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 227 с.
  2. Злотников Э.Г. Краткий справочник по химии. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 192 с.
  3. Злотников Э.Г., Толетова М.К. ЕГЭ-2010. Химия: Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2010. – 128 с.
Аннотация:
С целью организации дополнительной общеобразовательной подготовки абитуриентов вузов в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) помимо подготовительного отделения и подготовительных курсов создан малый химический факультет. В статье рассказано об опыте организации занятий на малом химическом факультете.
Заголовок:

Из опыта интеграции ресурсов основного и дополнительного образования

Аннотация:
Автор предлагает программу кружка «Юный эколог» для учащихся 6–9-х классов. Она рассчитана на 96 ч (из них 59 ч – практические занятия).
Заголовок:

Каменная соль в истории человечества

Список литературы:
  1. Ахметов Т. Г. и др. Химическая технология неорганических веществ: Учебное пособие. В 2 кн. – М.: Высшая школа, 2002.
  2. Лукьянов П. М. История химических промыслов и химической промышленности России до конца XIX века. Т. 1 / Под ред. С. И. Вольфковича. – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1948.
  3. Энциклопедический словарь. Т. ХХХА. Издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – С.-Петербург: Типография Акц. Общ. «Издательское Дело», 1900. – С. 823-844.
Аннотация:
В статье приводится краткий очерк истории развития добычи каменной соли в России. Рассмотрены важнейшие области использования этого минерала человеком.
Title:

The international year of chemistry: events and possibilities

Summary:
Article is devoted the International year of Chemistry and pressing questions of modern chemical formation.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
Associate Head of the Legal Department of the Administration of the All-Russian Trade Union of the Education is answering our readers’ questions.
Title:

The chemistry of polyhedrous hydrocarbons

Summary:
Searching and generating strained ring-main systems or systems, which contain several cycles in different unstable conformations, called the great interest to chemistry of strained caged compounds. During the latest decade the great progress has been reached in this filed, resulting in the synthesis of the entire line of N-phthaloyl amino acids with extremely uncommon structure. Except of searching for compounds with high strain energy, the synthesis of alike compounds reflects more and more fine fantasy of organic chemists and perfection of methods and techniques of the modern organic synthesis.
Title:

The requirements for the conditions of implementation of the fundamental educational programs

Summary:
The article examines a position of the Requirement for the results of mastering the fundamental educational programs in the Federal State educational standard-2, types of results, such as: personal, meta-subjective, and subjective. The Requirements for the results of teaching chemistry from the standpoint of their conformity to the controlling and measuring materials of the State Final Merit Rating (GIA) and the Unified State Examination (YeGE), an opportunity to implement the Requirements for the results of mastering the fundamental educational programs in practice have been analyzed.
Title:

Interdisciplinary Results of Chemistry Education in school

Summary:
The article is about organization, development and diagnostics of interdisciplinary results in chemistry education. The author points out planned interdisciplinary results which includes general skills. Author suggests situational tasks for development and diagnostics of mentioned skills.
Title:

Using context tasks in the educational process

Summary:
As the results of international research show modern Russian schoolchildren can to solve problems on reproduction of knowledge, but they have some difficulties to apply chemical knowledge in practice. To achievements modern requirements for learning results students should solve problems, in which a chemical phenomenon is interconnected with the practice of a life. This article contains examples of such problems.
Title:

Forming the basic school leaver profile focus under the conditions of the industrial region

Summary:
The author has elaborated the innovative educational project, which can influence the choice of basic school leaver profile orientation, and in the future – the selection of the profession in the industrial and technical sphere, and the wish to study and work in Kuzbass (the Kuznetsky coal basin).
Title:

Pre-profession-oriented preparation of students using project method

Summary:
The experience of implementing the project teaching within the framework oа the pre-profession-oriented preparation of students is offered, which is based on the material, published in scientific and systematic magazine “Chemistry at school for school leavers and teachers. The magazine’s library” for 2007 year.
Title:

Sharing the experience on studying elective course “Her Majesty mass content”

Summary:
The elective course “Her Majesty mass content” is elaborated in accordance with the idea of profile learning, focused on implementing the main goal towards the development of motivation of the basic school students’ orientation at getting education major in natural sciences within the framework of the profile (secondary) school. Studying the given course encourages students to get their knowledge systematized, to have their skills to work problems using definition “mass content” improved, to keep their cognitive interests, thinking processes, and independence developing.
Title:

A demo lesson at an ungraded school

Summary:
The design of the lesson on learning the new material on the subject of “Alcohols” for the 9th Form of an ungraded rural school is offered. The targets of the lesson are as follows: to from the general idea about the class of alcohols and the functional group, to extend the ideas about harmful influence of alcohol on the human body.
Title:

How to complete tasks of part C

Summary:
The article offers algorithms, which can be useful for students to have tasks solved successfully and examples of part C of the Unified State Examination in chemistry.
Title:

Our approach to solve tasks with superfluous data

Summary:
In different aid-books for entering universities tasks to draw formulas of compounds, in which conditions there are more data, then it is necessary to get an answer, are often there. In such cases it is not necessary to use superfluous data, and thus to choose rational, and even best decisions.
Title:

Teaching to analyze conditions of calculation tasks

Summary:
The author shares the experience of work on an important problem of teaching students to solve calculation tasks, and offers to base upon the detail analysis of the conditions of each task, when teaching that skill.
Title:

Use the spreadsheet in chemical calculations

Summary:
In the process of organization of chemical experiment it is necessary to carried out great number of mathematical calculations on the base of some formulas and propositions With the aim of time shortening at this process and obtain of exact results the program, based on the electronic table “Excel” was elaborated. This program is consisted from two columns: in first column the date by quantities are introduced and in second column-same necessary formulas, on the base of which computer for short time has calculated necessary results.
Title:

Chemical Nomenclature In Digital Age

Summary:
Modern methods of compound identification are discussed in relation to computer databases (includuing Internet) searching. It is shown, that systematic nomenclature is inadequate for this task. More adequate tools, such as registration numbers, text representation of chemical formulae and databases with input chemical structure are described. Utilization of these tools is also described. The knowledge and skills, necessary for searching information on substances are listed.
Title:

Accessible way of generating metal nanoparticles

Summary:
Under the conditions of chemical labs of profile schools and lyceums chemical ways of generating nanoparticles and studying their properties are quite accessible. One of simple and demonstrative ways of generating metal nanoparticles is thermal analysis of their oxalates. Some metal oxalates (those of ferrum, cobalt, cuprum, zink) are produces as reagents.
Title:

How to distinguish authenticity of milk and lactic products

Summary:
Replacement of one kind of milk with another is one of kinds of falsification of milk and the lactic products making the main component of a balanced diet of the person. Falsification of natural and drinking milk can be carried out by addition of water, skim milk, neutralised substances, by a subremoval cream, addition in soda milk (for the purpose of acidity fall), etc. the Most ordinary and "innocent" fake consists in sale of the removed (fat-free) milk as integral. Известь (lime water), поташ and soda add to milk in the summer for the prevention of its souring. Poor-quality foodstuff not only suffers a damage from the economic party to the consumer, but also is threat to health of the person. Therefore the important problem elective a course was to learn pupils to define by means of simple and accessible methods authenticity of milk and lactic products.
Title:

Sharing the experience on organizing research activity

Summary:
sing the research method while studying chemistry allows to involve students into independent, creatively intense activity. Creative types of work, such as drawing-up crosswords, thinking out different tasks, composing fairy-tales, drawing different charts, writing papers, theses, and abstracts, carrying out different types of research, etc. have the great importance to elaborate research skills.
Title:

The system of pre-university training: the minor faculty of chemistry

Summary:
For the purpose of organizing the additional educational training of prospective university students at the Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg) except of a preparatory division the minor faculty of chemistry has been established. The article shares the experience of organizing classes at the minor faculty of chemistry.
Title:

Sharing the experience of the basic and supplementary educational resources integration

Summary:
The author offers the program of club “Young Environmental Specialist” targeted students of the 6th – 9th Forms. It is counted for 96 hours (59 hours from which are the practical training).
Title:

Rock salt in human history

Summary:
The article gives a brief outline of the history of salt production in Russia. Considered the most important field of use of this mineral man.
Связаться с нами