Заголовок:
Как разорвать замкнутый круг
Список литературы:
- Кузнецов В.И., Третьякова Л.Г. Гуманизация ¬ ключевая задача реформы химического образования // Химия в школе. - 1991. - №3.
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. - М.: экзамен, 2001.
Аннотация:
Автор высказывает свое мнение о причинах снижения уровня российского химического образования и предлагает пути выхода из сложившейся ситуации.
Ключевые слова:
причины снижения уровня российского химического образования, профилизация обучения, подготовка абитуриентов и студентов.
Заголовок:
А как по закону?..
Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Ключевые слова:
Заголовок:
Природные яды
Аннотация:
В статье рассказывается о ядах животного происхождения — токсичных веществах белковой и небелковой природы.
Ключевые слова:
яды животного происхождения, токсины, бактериальные токсины.
Заголовок:
Требования к условиям реализации основных образовательных программ
Список литературы:
- Шаповаленко С. Г. Школьное оборудование и кабинетная система // Вопросы школоведения. М.: Просвещение, 1982. С. 183–222.
- Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для средней школы // Химия в школе: Сб. нормат. документов / Сост. В. И. Сушко; Под ред. М. А. Прокофьева и И. Н. Черткова. М.: Просвещение, 1987. С. 141–163.
- Аннотированные перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России: Образоват. обл. «Естествознание»: биология, физика, химия / Рос. акад. образования, Ин-т общ сред. образования, Центр средств обучения; [авт.-сост. А. Г. Восканян, Т. С. Назарова, Н. А. Пугал]. М.: Кириллица, 2004.
- Иллюстрированный каталог учебного оборудования для школ: физика, биология, химия, география / [В. М. Константинов и др.]. М.: Варсон, 2004.
- Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения. Ч. III. Педагогико-эргономические требования к средствам обучения: Нормативный документ. Издание официальное. М.; СПб.: ЗАО «Крисмас+», 2006.
- Материально-техническая база образовательного учреждения общего среднего образования: Нормативный документ. Ч. II. Нормы и требования к учебным кабинетам и подразделениям НД МТБ РАО 2-2004 (Издание официальное). М.: ИМСО РАО, 2004.
- Семёнова А. В столице двойку поставили не ученикам, а школе [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=422304 [Текст]; http://www.vesti.ru/videos?vid=316099 [Видео].
- Рачевский: современное оснащение школы 874 не улучшило обучения детей [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rian.ru/edu_schools/20110121/324486698.html.
- Московский учколлектор учебно-наглядных пособий [Электронный ресурс]. URL: http://www.mos-uk1.ru/index.php.
- Два законопроекта – две концепции образовательной политики [Электронный ресурс]. URL: http://www.smolin.ru/odv/recommend/2011-01-12.htm.
Аннотация:
В статье дан краткий исторический обзор формирования учебно-материальной базы обучения химии. Рассмотрен статус «Перечней учебного оборудования» советской и современной российской школы. Проанализированы Требования к условиям реализации основных образовательных программ проектов Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.
Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования второго поколения, требования к условиям реализации основных образовательных программ, кабинет химии, оборудование кабинета химии.
Заголовок:
Учебник, который мы выбираем
Аннотация:
Авторы учебников, включённых в ныне действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, отвечают на вопросы редакции.
Ключевые слова:
учебник химии, учебно-методический комплект.
Заголовок:
Физические свойства металлов
Аннотация:
Урок по теме «Физические свойства металлов» (9-й класс) был проведён в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года-2010», который проходил в Магнитогорске. Его автор – учитель химии из Грозного, вошла в пятерку лучших учителей года и увезла в Чечню малого хрустального пеликана. Предлагаем конспект этого урока. На нём помимо учебной темы учитель должен был раскрыть и метапредметную: «Рисунок и схема».
Ключевые слова:
металлы, физические свойства металлов, рисунок, схема.
Заголовок:
Из опыта изучения темы «Металлы»
Список литературы:
- Родионов А. Колывань камнерезная. Барнаул: Алтайское книж¬ное издательство, 1986.
- Романов А. Н., Харламов С. В. Горная Колывань. Барнаул, 1999.
- Савельев Н. Я. Сыны Алтая и Отечества. Ч. I. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1985.
- Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. Л.: Детская литера¬тура, 1975.
Аннотация:
Авторы делятся опытом проведения различных уроков по теме «Металлы».
Ключевые слова:
металлы, щелочные металлы, поделочные камни, технология развития критического мышления, региональный компонент.
Заголовок:
Интегрированный урок химии биологии и обществознания
Список литературы:
- Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г. URL: http://www.government.ru/media/2010/1/13/27086/file/2128-p.doc.
- Бурыкина М. Ю., Сазонов С. Н. Зависимое поведение. Причины, механизмы, пути преодоления. Брянск: Курсив, 2008.
- Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме современного общества – профилактике алкогольной аддикции среди подростков. Автор раскрывает роль школы и учителя-предметника в решении этой проблемы. В статье предлагается разработка интегрированного урока с использованием современных информационно-коммуникативных технологий в помощь учителю и классному руководителю при проведении профилактической работы по предупреждению аддиктивного поведения школьников.
Ключевые слова:
интегрированный урок, аддиктивное поведение, профилактика алкогольной аддикции, деградация личности.
Заголовок:
Медиаурок по теме «Спирты»
Аннотация:
Приведена разработка урока химии в 9 классе по теме «Спирты». Концепция урока разрабатывалась на курсах повышения квалификации АКИПКРО г.Барнаула группой учителей химии.
Ключевые слова:
спирты, медиаобразование.
Заголовок:
Обобщающий контроль знаний: реакции органических соединений с водой
Аннотация:
Реакции органических соединений с водой имеют исключительно большое значение, поэтому тесты, проверяющие знание этих реакций, обязательны при итоговой оценке знаний школьников по органической химии. Предлагаемые разработки могут оказаться полезными учителям химии при организации контрольных мероприятий и подготовке к ЕГЭ. Представленные тесты имеют один или, большей частью, несколько правильных ответов.
Ключевые слова:
органические соединения, вода, гидролиз, гидратация.
Заголовок:
Ситуационные задачи как одна из форм работы с текстами
Список литературы:
- Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. СПб.: КАРО, 2008.
- Асанова Л. И., Горбенко Н. В. Ситуационные задачи как способ формирования ключевых компетентностей учащихся // Актуальные проблемы химического образования: Сб. матер. Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород. НГПУ. С. 191–195.
Аннотация:
Одним из возможных путей формирования ключевых компетентностей личности может стать применение в учебной деятельности при изучении химии ситуационных задач - заданий, помещенных в жизненный контекст и содержащих личностно-значимый вопрос, который помогает ученику убедиться в необходимости данного знания, их можно рассматривать как одну из форм работы с текстами.
Ключевые слова:
компетенции, ситуационные задачи.
Заголовок:
Учащимся начальной школы о Периодической системе элементов
Список литературы:
- Анацко О. Э. Урок по теме «Тела и вещества» // Химия в школе. – 2007. № 3. – С. 50 51.
- Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания / Авт.-сост. В. Н. Головнер. – М.: Из-во НЦ ЭНАС, 2005.
Аннотация:
Предложена разработка урока естествознания (природоведения) в 4-м классе «Знакомство с Периодической системой», который можно проводить в апреле. Данный урок логическое продолжение уроков по темам «Тела и вещества» и «Физические и химические явления».
Ключевые слова:
Периодическая система химических элементов, урок химии в начальной школе.
Заголовок:
Химическое лото
Аннотация:
Автор предлагает лото по теме «Характеристика химического элемента на основе его положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атома» для учащихся 8-го класса. Эту же игру можно использовать при обобщении знаний в конце первого года изучения химии и при повторении характеристики химического элемента в 9-м классе.
Ключевые слова:
химические элементы, лото.
Заголовок:
Об изомерах и изомеризации
Аннотация:
Рассмотрены некоторые аспекты явления изомерии: изомерия в неорганической химии, возможность взаимного превращения изомеров и реальное соотношение междц полученными и теоретически возможными изомерами.
Ключевые слова:
изомеры, изомеризация, химическое строение, цис-транс-изомеры, энантиомеры, таутомерия.
Заголовок:
Применение аналогий в химическом эксперименте по органической химии
Список литературы:
- Рева А.Я., Зеленкова В.В. Малый практикум по органической химии. - М.: Высшая школа, 1980.
- Современный жнциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 1977.
- Файгл Ф. Капельный анализ органических веществ. - М.: Госхимиздат, 1962.
- Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии в средней школе. - М.: Школьная пресса, 2000.
Аннотация:
Химики-органики используют аналогию при получении различных препаратов. Важное место аналогии занимают и в учебном процессе. На примерах конкретных реакций показано применение аналогий.
Ключевые слова:
аналогии, химический эксперимент, демонстрационный эксперимент, реакция Дюма, пиролиз.
Заголовок:
Как на самом деле реагирует метан с хлором
Список литературы:
- Глинка Н. Л. Общая химия. - 23-е изд. - М.: Химия, 1984.
- Марч Дж. Органическая химия: реакции, механизмы и структура. - Т. 3. - М.: Мир, 1987.
- Менделеев Д. И. Основы химии. - СПб, 1895. - С. 220.
- Партингтон Дж. Р. Химия в жизни. М.: ОНТИ, 1935. - С. 354.
- Чичибабин А. Е. Основные начала органической химии. - Т. 1. - М.: Госхимиздат, 1963. - С. 170.
- Bedford C. W. The production of the lower chlorides of methane from natural gas. J. Ind. Engineer. Chem., 1916, 8, No 12, p. 1090.
- Conklin A. R., Kramme A., Wollaston G. Free Radical Chlorination of Methane: a Demonstration. J. Chem. Ed., 60 (7) pp. 597-599.
- McBee E. T., Hass H. B., Neher C. M., Strickland H. Chlorination of Methane. Ind. Eng. Chem., 1942, 34 (3), pp 296–300.
- Speight J. G. Chemical and process design handbook. McGraw-Hill Professional, 2002, p. 1.21.
- Szmant H. H. Organic Building Blocks of the Chemical Industry. John Wiley and Sons, 1989, pp. 67-68.
- http://jchemed.chem.wisc.edu/JCESoft/CCA/CCA3/MAIN/CLPR/PAGE1.HTM Chemistry comes alive, v.3.
Аннотация:
Автор анализирует литературу, в которой описана эта реакция, и приводит экспериментальные данные.
Ключевые слова:
метан, хлор, хлорирование метана при нагревании, продукты замещения водорода на хлор.
Заголовок:
Викторина «Химия и общество»
Список литературы:
- Галичкина О. В. Занимательная химия. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Слесарев В. И. Химия: основы химии живого: Учебник для вузов. – СПб.: Химиздат, 2000.
Аннотация:
В качестве внеклассного мероприятия предлагаем викторину «Химия и общество». Темы раундов: «Химия и пища», «Химия и медицина», «Химия и промышленность», «Химия и красота», «Химия и здоровье», «Химия и быт».
Ключевые слова:
игра, викторина, применение веществ.
Заголовок:
По старинке хватит жить – надо химию учить!
Аннотация:
Автор предлагает сценарий внеклассного мероприятия по актуальной теме «Химия в быту», которое может быть проведено в рамках недели химии или приурочено к празднованию Дня смеха 1 апреля.
Ключевые слова:
моющие и чистящие средства.
Заголовок:
О химиках и о химии: цена открытий и прогресса
Список литературы:
- Волков Д. Н., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. - М., 1991.
- Ключевич А. С. Карл Карлович Клаус. - Казань, 1972.
- Красногоров В. Юстус Либих. - М., 1980.
- Кюри Е. Мария Кюри. - М., 1973.
- Лос К. Синтетические яды. - М., 1963.
- Манолов К. Великие химики. Т. 1–2. - М., 1985.
- Маршалл В. К. Основные опасности химических производств. - М., 1989.
- Могилевский Б. Л. Живи в опасности! Повесть о великом химике Гемфри Дэви. - М., 1970.
- Стёпин Б.Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. - М., 1994.
- Фигуровский Н. А., Ушакова Н. Н. Товий Егорович Ловиц. - М., 1988.
- Эгли К., Рюст Е. Несчастные случаи при химических работах. - Л., 1926.
Аннотация:
Среди большого числа профессий, связанных с естественными науками, совершенно особое место занимает профессия химика. Пожалуй, именно химики чаще всего подвергают свою жизнь опасности. Посвятив себя химии и занимаясь ею, они постоянно рискуют своим здоровьем и даже жизнью, имея дело с широким кругом опасных веществ, среди которых есть ядовитые и взрывчатые, самовоспламеняющиеся и радиоактивные.
Ключевые слова:
несчастные случаи при химических работах, отравления, травмы, взрывы.