Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2011 № 3

Русская версия
English version
Заголовок:

Как разорвать замкнутый круг

Список литературы:
  1. Кузнецов В.И., Третьякова Л.Г. Гуманизация ¬ ключевая задача реформы химического образования // Химия в школе. - 1991. - №3.
  2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004.
  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. - М.: экзамен, 2001.
Аннотация:
Автор высказывает свое мнение о причинах снижения уровня российского химического образования и предлагает пути выхода из сложившейся ситуации.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:

Природные яды

Аннотация:
В статье рассказывается о ядах животного происхождения — токсичных веществах белковой и небелковой природы.
Заголовок:

Требования к условиям реализации основных образовательных программ

Список литературы:
  1. Шаповаленко С. Г. Школьное оборудование и кабинетная система // Вопросы школоведения. М.: Просвещение, 1982. С. 183–222.
  2. Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для средней школы // Химия в школе: Сб. нормат. документов / Сост. В. И. Сушко; Под ред. М. А. Прокофьева и И. Н. Черткова. М.: Просвещение, 1987. С. 141–163.
  3. Аннотированные перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России: Образоват. обл. «Естествознание»: биология, физика, химия / Рос. акад. образования, Ин-т общ сред. образования, Центр средств обучения; [авт.-сост. А. Г. Восканян, Т. С. Назарова, Н. А. Пугал]. М.: Кириллица, 2004.
  4. Иллюстрированный каталог учебного оборудования для школ: физика, биология, химия, география / [В. М. Константинов и др.]. М.: Варсон, 2004.
  5. Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения. Ч. III. Педагогико-эргономические требования к средствам обучения: Нормативный документ. Издание официальное. М.; СПб.: ЗАО «Крисмас+», 2006.
  6. Материально-техническая база образовательного учреждения общего среднего образования: Нормативный документ. Ч. II. Нормы и требования к учебным кабинетам и подразделениям НД МТБ РАО 2-2004 (Издание официальное). М.: ИМСО РАО, 2004.
  7. Семёнова А. В столице двойку поставили не ученикам, а школе [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=422304 [Текст]; http://www.vesti.ru/videos?vid=316099 [Видео].
  8. Рачевский: современное оснащение школы 874 не улучшило обучения детей [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rian.ru/edu_schools/20110121/324486698.html.
  9. Московский учколлектор учебно-наглядных пособий [Электронный ресурс]. URL: http://www.mos-uk1.ru/index.php.
  10. Два законопроекта – две концепции образовательной политики [Электронный ресурс]. URL: http://www.smolin.ru/odv/recommend/2011-01-12.htm.
Аннотация:
В статье дан краткий исторический обзор формирования учебно-материальной базы обучения химии. Рассмотрен статус «Перечней учебного оборудования» советской и современной российской школы. Проанализированы Требования к условиям реализации основных образовательных программ проектов Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.
Заголовок:

Учебник, который мы выбираем

Аннотация:
Авторы учебников, включённых в ныне действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, отвечают на вопросы редакции.
Заголовок:

Физические свойства металлов

Аннотация:
Урок по теме «Физические свойства металлов» (9-й класс) был проведён в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года-2010», который проходил в Магнитогорске. Его автор – учитель химии из Грозного, вошла в пятерку лучших учителей года и увезла в Чечню малого хрустального пеликана. Предлагаем конспект этого урока. На нём помимо учебной темы учитель должен был раскрыть и метапредметную: «Рисунок и схема».
Заголовок:

Из опыта изучения темы «Металлы»

Список литературы:
  1. Родионов А. Колывань камнерезная. Барнаул: Алтайское книж¬ное издательство, 1986.
  2. Романов А. Н., Харламов С. В. Горная Колывань. Барнаул, 1999.
  3. Савельев Н. Я. Сыны Алтая и Отечества. Ч. I. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1985.
  4. Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. Л.: Детская литера¬тура, 1975.
Аннотация:
Авторы делятся опытом проведения различных уроков по теме «Металлы».
Заголовок:

Интегрированный урок химии биологии и обществознания

Список литературы:
  1. Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г. URL: http://www.government.ru/media/2010/1/13/27086/file/2128-p.doc.
  2. Бурыкина М. Ю., Сазонов С. Н. Зависимое поведение. Причины, механизмы, пути преодоления. Брянск: Курсив, 2008.
  3. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме современного общества – профилактике алкогольной аддикции среди подростков. Автор раскрывает роль школы и учителя-предметника в решении этой проблемы. В статье предлагается разработка интегрированного урока с использованием современных информационно-коммуникативных технологий в помощь учителю и классному руководителю при проведении профилактической работы по предупреждению аддиктивного поведения школьников.
Заголовок:

Медиаурок по теме «Спирты»

Аннотация:
Приведена разработка урока химии в 9 классе по теме «Спирты». Концепция урока разрабатывалась на курсах повышения квалификации АКИПКРО г.Барнаула группой учителей химии.
Заголовок:

Обобщающий контроль знаний: реакции органических соединений с водой

Аннотация:
Реакции органических соединений с водой имеют исключительно большое значение, поэтому тесты, проверяющие знание этих реакций, обязательны при итоговой оценке знаний школьников по органической химии. Предлагаемые разработки могут оказаться полезными учителям химии при организации контрольных мероприятий и подготовке к ЕГЭ. Представленные тесты имеют один или, большей частью, несколько правильных ответов.
Заголовок:

Ситуационные задачи как одна из форм работы с текстами

Список литературы:
  1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. СПб.: КАРО, 2008.
  2. Асанова Л. И., Горбенко Н. В. Ситуационные задачи как способ формирования ключевых компетентностей учащихся // Актуальные проблемы химического образования: Сб. матер. Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород. НГПУ. С. 191–195.
Аннотация:
Одним из возможных путей формирования ключевых компетентностей личности может стать применение в учебной деятельности при изучении химии ситуационных задач - заданий, помещенных в жизненный контекст и содержащих личностно-значимый вопрос, который помогает ученику убедиться в необходимости данного знания, их можно рассматривать как одну из форм работы с текстами.
Заголовок:

Учащимся начальной школы о Периодической системе элементов

Список литературы:
  1. Анацко О. Э. Урок по теме «Тела и вещества» // Химия в школе. – 2007. № 3. – С. 50 51.
  2. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания / Авт.-сост. В. Н. Головнер. – М.: Из-во НЦ ЭНАС, 2005.
Аннотация:
Предложена разработка урока естествознания (природоведения) в 4-м классе «Знакомство с Периодической системой», который можно проводить в апреле. Данный урок логическое продолжение уроков по темам «Тела и вещества» и «Физические и химические явления».
Заголовок:

Химическое лото

Аннотация:
Автор предлагает лото по теме «Характеристика химического элемента на основе его положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атома» для учащихся 8-го класса. Эту же игру можно использовать при обобщении знаний в конце первого года изучения химии и при повторении характеристики химического элемента в 9-м классе.
Заголовок:

Об изомерах и изомеризации

Аннотация:
Рассмотрены некоторые аспекты явления изомерии: изомерия в неорганической химии, возможность взаимного превращения изомеров и реальное соотношение междц полученными и теоретически возможными изомерами.
Заголовок:

Применение аналогий в химическом эксперименте по органической химии

Список литературы:
  1. Рева А.Я., Зеленкова В.В. Малый практикум по органической химии. - М.: Высшая школа, 1980.
  2. Современный жнциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 1977.
  3. Файгл Ф. Капельный анализ органических веществ. - М.: Госхимиздат, 1962.
  4. Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии в средней школе. - М.: Школьная пресса, 2000.
Аннотация:
Химики-органики используют аналогию при получении различных препаратов. Важное место аналогии занимают и в учебном процессе. На примерах конкретных реакций показано применение аналогий.
Заголовок:

Как на самом деле реагирует метан с хлором

Список литературы:
  1. Глинка Н. Л. Общая химия. - 23-е изд. - М.: Химия, 1984.
  2. Марч Дж. Органическая химия: реакции, механизмы и структура. - Т. 3. - М.: Мир, 1987.
  3. Менделеев Д. И. Основы химии. - СПб, 1895. - С. 220.
  4. Партингтон Дж. Р. Химия в жизни. М.: ОНТИ, 1935. - С. 354.
  5. Чичибабин А. Е. Основные начала органической химии. - Т. 1. - М.: Госхимиздат, 1963. - С. 170.
  6. Bedford C. W. The production of the lower chlorides of methane from natural gas. J. Ind. Engineer. Chem., 1916, 8, No 12, p. 1090.
  7. Conklin A. R., Kramme A., Wollaston G. Free Radical Chlorination of Methane: a Demonstration. J. Chem. Ed., 60 (7) pp. 597-599.
  8. McBee E. T., Hass H. B., Neher C. M., Strickland H. Chlorination of Methane. Ind. Eng. Chem., 1942, 34 (3), pp 296–300.
  9. Speight J. G. Chemical and process design handbook. McGraw-Hill Professional, 2002, p. 1.21.
  10. Szmant H. H. Organic Building Blocks of the Chemical Industry. John Wiley and Sons, 1989, pp. 67-68.
  11. http://jchemed.chem.wisc.edu/JCESoft/CCA/CCA3/MAIN/CLPR/PAGE1.HTM Chemistry comes alive, v.3.
Аннотация:
Автор анализирует литературу, в которой описана эта реакция, и приводит экспериментальные данные.
Заголовок:

Викторина «Химия и общество»

Список литературы:
  1. Галичкина О. В. Занимательная химия. – Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Слесарев В. И. Химия: основы химии живого: Учебник для вузов. – СПб.: Химиздат, 2000.
Аннотация:
В качестве внеклассного мероприятия предлагаем викторину «Химия и общество». Темы раундов: «Химия и пища», «Химия и медицина», «Химия и промышленность», «Химия и красота», «Химия и здоровье», «Химия и быт».
Заголовок:

По старинке хватит жить – надо химию учить!

Аннотация:
Автор предлагает сценарий внеклассного мероприятия по актуальной теме «Химия в быту», которое может быть проведено в рамках недели химии или приурочено к празднованию Дня смеха 1 апреля.
Заголовок:

О химиках и о химии: цена открытий и прогресса

Список литературы:
  1. Волков Д. Н., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. - М., 1991.
  2. Ключевич А. С. Карл Карлович Клаус. - Казань, 1972.
  3. Красногоров В. Юстус Либих. - М., 1980.
  4. Кюри Е. Мария Кюри. - М., 1973.
  5. Лос К. Синтетические яды. - М., 1963.
  6. Манолов К. Великие химики. Т. 1–2. - М., 1985.
  7. Маршалл В. К. Основные опасности химических производств. - М., 1989.
  8. Могилевский Б. Л. Живи в опасности! Повесть о великом химике Гемфри Дэви. - М., 1970.
  9. Стёпин Б.Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. - М., 1994.
  10. Фигуровский Н. А., Ушакова Н. Н. Товий Егорович Ловиц. - М., 1988.
  11. Эгли К., Рюст Е. Несчастные случаи при химических работах. - Л., 1926.
Аннотация:
Среди большого числа профессий, связанных с естественными науками, совершенно особое место занимает профессия химика. Пожалуй, именно химики чаще всего подвергают свою жизнь опасности. Посвятив себя химии и занимаясь ею, они постоянно рискуют своим здоровьем и даже жизнью, имея дело с широким кругом опасных веществ, среди которых есть ядовитые и взрывчатые, самовоспламеняющиеся и радиоактивные.
Title:

How to break with the vicious circle

Summary:
The author expresses the opinion on reasons to decrease the level of the Russian chemical education and offers the ways to solve the existent situation.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
Khmel’kov S. B.. Adress: Moscow. Workplace: Associate Head of the Legal Department of the Administration of the All-Russian Trade Union of the Education.
Title:

Natural toxins

Summary:
The article narrates about the zootoxins, which are toxic matters of albuminous and nonprotein nature.
Title:

The requirements for the conditions of implementation of the fundamental educational programs

Summary:
The article offers a brief historical review of forming the academic and material resources of teaching chemistry. The status of “The skill acquisition equipment inventory” of the Soviet and modern Russian schools has been examined. The Requirements for the conditions of implementation of the fundamental educational programs of the projects of the Federal State educational standards of the basic general and secondary (complete) general education have been analyzed.
Title:

The textbook we choose

Summary:
The authors of textbooks, included into the active Federal list of textbooks, recommended by the Ministry of Education and Science to use in the educational process in educational institutions, answer the editorial staff questions.
Title:

Physical behavior of metals

Summary:
The lesson on the subject of “Physical behavior of metals” (the 9th Form) was conducted within the framework of the All-Russian contest “The Teacher of the Year-2010”, which was held in Magnitogorsk. Its author is the chemistry teacher from Grozny, she has joined the best five teachers of the year and brought the minor crystal pelican to Chechnya. We offer the lecture notes of that lesson. Except for the academic theme, at this lesson a teacher should discover metasubject theme as well, which “Drawing and Scheme” is.
Title:

Sharing the experience of studying the subject of “Metals”

Summary:
The authors share their experience on conducting different lessons on the subject of “Metals”.
Title:

An integrated lesson of chemistry, biology, and social studies.

Summary:
The article is dedicated to the timely problem of the modern society, which is the prevention of alcohol addiction among teenagers. The author discloses the role the school and a teacher of a subject play in the solving process of this problem. The article offers the design of an integrated lesson using the modern information and communicative technologies to assist a teacher and a form master while conducting the prophylactic treatment towards preventing schoolchildren addictive behavior.
Title:

Media-lesson on the subject of “Alcohols”

Summary:
The design of the chemistry lesson in the 9th Form on the subject of “Alcohols” is offered. The concept of the lesson has been worked out at the advanced training course at the Altay Area Institute of Advanced Training of Employees of Educational Sphere in the city of Barnaul the by the group of chemistry teachers.
Title:

Resumptive knowledge control: reactions between water and organic compounds

Summary:
The reactions between organic compounds and water have exceedingly great meaning; that is why tests, checking knowledge of those reactions, are essential while summing evaluation of students’ knowledge of organic chemistry. The formulations offered may be useful fro eh chemistry teachers while organizing the controlling process and preparing for the Unified State Examination. Tests offered have one or, for the most part, several correct answers.
Title:

Situational tasks as one of the ways of working with texts

Summary:
Situation problem is one of the forms to work with the text. They are forming pupil′s main competence, connect chemistry knowledge with their life. Situation problems may be not only by chemistry, and are integrated with other subjects: ecology, biology.
Title:

For elementary school students about the MPT (the Mendeleev’s Periodic Table)

Summary:
The design of a natural science (natural studies) lesson in the 4th Form “Acquaintance with the Periodic system“, which can be held in April. The given lesson is a logical continuation of lessons on the subject of “Material bodies and matters” and “Physical phenomena”.
Title:

Chemical lotto

Summary:
The author offers the game of lotto on the subject of “Characteristic of a chemical element on the basis of its position in the Mendeleev’s Periodic Table and an atom model” for the 8th Form students. The same game can be used while knowledge consolidation in the end of the first year of studying chemistry and while doing feedback of chemical element characteristics in the 9th Form.
Title:

About isomers and isomerization

Summary:
Certain aspects of the isomery, such as: isomery in inorganic chemistry, possibility of mutual isomer transformation and real proportion between derived isomers and theoretically possible ones are examined.
Title:

Applying analogies in chemical experiment in organic chemistry

Summary:
Organic chemists use analogy while generating different preparations. An important place belongs to analogy in the teaching process as well. With the help of specific reactions the usage of analogies is shown.
Title:

Methane and chlorine reaction in deed and not in name.

Summary:
The author analyzes literature, which describes this reaction, and provides experimental data.
Title:

Quiz “Chemistry and Society”

Summary:
We offer quiz “Chemistry and Society” as a post-curriculum event. Round themes are as follows: “Chemistry and Food”, “Chemistry and Medicine”, “Chemistry and Industry”, “Chemistry and Beauty”, “Chemistry and Health”, “Chemistry and Everyday Life”.
Title:

Stop tradition-bound living – you‘d better start learning chemistry!

Summary:
The author offers a scenario of a post-curriculum event on the urgent subject of “Chemistry in everyday life”, which can be held within the framework of the chemistry week or timed to coincide with celebration of the All Fools’ Day on April 1st.
Title:

About chemists and chemistry: the price of discoveries and progress

Summary:
Among the big number of occupations connected with natural sciences, an absolutely special place belongs to the occupation of a chemist. If you like, exactly chemists put their lives in jeopardy more often. Having themselves dedicated to chemistry entirely and being busy with it, they put their health and even life at risk constantly, while dealing with the wide range of dangerous matters, among which there are poisonous and explosive, spontaneously inflammable and radioactive ones.
Связаться с нами