Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2011 № 2

Русская версия
English version
Заголовок:

Исторический подход: химия в лицах

Аннотация:
Основная цель статьи в том, чтобы показать, как расширяются возможности обучения химии при использовании сведений истории науки. На примере изучения темы «Азот» показано, как создать проблемную ситуацию и организовать дискуссию на основе исторических данных. Обоснована возможность усиления воспитательного аспекта при обучении химии на основе использования исторических данных науки.
Заголовок:

Рефлексивные умения: сущность, содержание и приемы формирования

Аннотация:
В статье содержится краткий анализ известных классификаций общеучебных умений, дается определение рефлексии и рефлексивных умений, раскрывается их содержание и описываются методические приемы формирования и развития рефлексивных умений учащихся при изучении химии в средней школе.
Заголовок:

Об использовании на уроках интерактивной системы опроса и голосования

Список литературы:
  1. Нечитайлова Е.В. Из опыта использования документ-камеры // Химия в школе. – 2011. - №5. – С.38-39
  2. Льгова Р.А. Из опыта использования интерактивной доски// Химия в школе. – 2010. - №9. – С. 34-37
Аннотация:
В условиях информатизации всех сфер жизни общества приоритетное значение приобретает использование информационных образовательных технологий в учебном процессе школы. В последнее время на помощь в проведении учебных занятий приходят новые интерактивные средства обучения – система мультимедиа, интерактивные доски, документ-камеры. Кроме того, появляются новые интерактивные средства, такие как система интерактивного опроса и голосования.
Заголовок:

Развитие познавательной активности на уроке и дома

Список литературы:
  1. Габриелян О. С., Казанцев Ю. Н. Химия для всех и для каждого. – М.: Сиринъ према, 2006.
  2. Лошакова Т. Ф., Рахимова С. Н. Кривенко В. А., Казанцев Ю. Н. и др. Философия успеха: Материалы зимней экзаменационной сессии по общеучебным умениям и навыкам. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001.
  3. Неорганическая и аналитическая химия: Методические указания по изучению дисциплины / Всесоюзн. с./х. ин-т заоч. Образования / Сост. Ж. Г. Василенко, А. С. Гузей, Г. Е. Рязанова. – М., 1990.
Аннотация:
Целенаправленная работа с использованием системы индивидуальных учебных заданий позитивно влияет на динамику развития индивидуально-личностных качеств учащегося. Ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование и развитие индивидуальности определяет и характер дифференциации индивидуальных учебных заданий. Авторы приводят приметы комплектов индивидуальных учебных заданий по отдельным темам.
Заголовок:

Урок с использованием элементов проектной деятельности

Аннотация:
Проектную деятельность целесообразно организовывать тогда, когда учащиеся уже имеют значительный арсенал знаний, умений и навыков, позволяющий им проявить высокую активность и определённую самостоятельность в ходе изучения нового материала. Предложена разработка урока с использованием элементов проектной деятельности учащихся по теме «Реакции между растворами электролитов. Ионные уравнения химических реакций».
Заголовок:

Модульный урок по теме «Сера. Оксиды серы»

Аннотация:
Модульная технология позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно достигать конкретных целей учебно-познавательной деятельности. При этом средством обучения служат учебные модули.Предлагаем разработку модуля «Сера. Оксиды серы» из учебной темы «Подгруппа кислорода».
Заголовок:

Контрольная работа по теме «Химические реакции»

Аннотация:
Для проверки эффективности изучения темы «Химические реакции» (11-й класс) автором разработан банк тестовых заданий контрольной работы в формате ЕГЭ. Эти задания можно использовать как тренажёр для обобщающего повторения материала в 11-м классе и подготовки к ЕГЭ, организуя фронтальную, групповую, парную и индивидуальную работу.
Заголовок:

Контроль знаний при помощи кросстестов

Список литературы:
  1. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллект-центр, 2001.
  2. Курдюмов Г. М., Брагазина О. А. Как тестировать знания по естественно-научным дисциплинам? // Высшее образование в России. — 2011. — № 1. — С. 147–149.
  3. Курдюмова Т. Н. Поливариантное экспресс-тестирование // Химия в школе. — 1996. — № 2. — С. 38–40.
  4. Курдюмова Т. Н., Курдюмов Г. М. Контроль знаний при помощи катенатестов // Химия в школе. — 2011. — № 2. — С. 26–29.
Аннотация:
Один из методических приёмов обучения и контроля знаний - объединение уравнений реакций, обычно входящих в задания по разнообразным темам, в комплекс пересекающихся уравнений, или кросстест, который отдалённо напоминает обычный кроссворд. В статье приведены примеры таких заданий.
Заголовок:

Предельные одноатомные спирты: урок изучения нового материала

Аннотация:
Урок проводится в форме лекции, которая сопровождается химсическим экспериментом, как демонстрационным, так и лабораторным. На уроке реализуются межпредметные связи с учебными дисциплинами «Биология» и «Основы медицинских знаний».
Заголовок:

Химический турнир

Аннотация:
Дидактическая игра является средством, стимулирующим процесс обучения химии, и создает условия для формирования положительных познавательных мотивов в обучении химии через увлекательные задания и конкурсы. В статье предложена разработка зачетного урока для 8 класса по темам «Строение атома» и «Химическая связь», организация которого включает элементы игровых ситуаций.
Заголовок:

Наш подход к определению коэффициентов в уравнениях ОВР

Список литературы:
  1. Беляев Н. Н., Тихонова Е. Г. Ещё раз об определении коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций // Химия в школе. — 2005. — № 9. — С. 41–45.
  2. Кочкаров Ж. А., Ефремов В. В., Александрова С. М., Савин Г. А. Уравнения ОВР: о способе расстановке коэффициентов // Химия в школе. — 2007. — № 9. — С. 44–50.
  3. Дерябина Н. Е. Приём макроподстановки как способ определения коэффициентов в уравнениях ОВР // Химия в школе. — 2007. — № 9. — С. 40–44.
  4. Медвинский А. А. О степени окисления и окислительно-восстановительных реакциях // Химия в школе. — 1989. — № 6. — С. 111–120.
  5. Полякова Т. М. Расстановка коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций // Химия в школе. — 1969. — № 1. — С. 70–73.
  6. Кузнецова Н. Е., Адриенко А. Л. Алгоритмические предписания уравнений окислительно-восстановительных реакций как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся / Химия в школе. Сб. науч. работ. Вып. 1. — Л., Из-во ЛГПИ, 1976. — С. 73–82.
  7. Хрусталёв А. Ф. О расстановке коэффициентов в химических уравнениях // Химия в школе. — 1968. — № 5. — С. 67–69.
  8. Кузьменко Н. Е., Магдесиева Н. Н., Ерёмин В. В. Задачи по химии для абитуриентов: курс повышенной сложности с компьютерным приложением. — М.: Просвещение, 1992.
  9. Адамишвили И. П., Гамбашидзе Н. Н. Алгебраический способ расстановки коэффициентов в уравнениях реакций // Химия в школе. — 1984. — № 4.
Аннотация:
Автору удалось адаптировать алгебраический метод рассановки коэффициентов к использованию без применения технических средств: было составлено алгоритмическое предписание, следуя которому для большинства химических реакций можно получить единственное математическое уравнение с одним или двумя неизвестными. Его решение позволяет найти все коэффициенты.
Заголовок:

Алгебраический метод составления уравнений химических реакций

Аннотация:
Предлагается для получения коэффициентов химического уравнения составлять и решать систему алгебраических уравнений. Число уравнений равно числу химических элементов, участвующих в реакции.
Заголовок:

Термохимия в школьном курсе химии

Список литературы:
  1. Фельдман Ф. Г., Рудзитис Г. Е. Химия: Неорганическая химия. Органическая химия: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 1998.
  2. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Учебное пособие для 7-11 классов вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы. – Ч. 1. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
  4. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  5. Курс физической химии / Под ред. Я. И. Герасимова. - Т.1. – М.: Химия, 1970.
  6. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы: учебное пособие. - Т. 1. – 15-е изд., стереотип. – М.: Экзамен, 2010
  7. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы. – М.: Мир и Образование, 2002.
  8. Стромберг А. Г., Семченко Д. П. Физическая химия: Учебник для хим. спец. вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1999.
  9. Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии: Учебное пособие для вузов. – М.: Интеграл-Пресс, 2008.
Аннотация:
Рассмотрены основные понятия термохимии, которые желательно знать школьнику и которые в обязательном порядке необходимы абитуриенту.
Заголовок:

Применение учебного прогнозирования в химическом эксперименте

Список литературы:
  1. Современный энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10-11 классы. Проект. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения.)
  3. Меншуткин Н. А. Влияние изомерии кислот на образование сложных эфиров // ЖРФХО, II, вып. 8 (1879).
Аннотация:
В статье представлено применение прогнозирования свойств вещества на основе его строения и прогнозирование строения на основе свойства вещества. Объектами исследования выбрана муравьиная кислота и формиат натрия. Приведён эксперимент по окислению и восстановлению муравьиной кислоты, реакции этерификации, пиролизу формиата натрия.
Заголовок:

Что такое креатин и как его обнаружить

Аннотация:
В статье предлагается простой опыт по качественному обнаружению креатина в мясных бульонах и экстрактах. Такую работу не затруднительно выполнить на обычном уроке.Данный опыт может представлять интерес в смысле контроля качества мясной продукции. Определение креатина может быть также проведено в других биологических жидкостях, например, в слюне, смывах с кожи.
Заголовок:

Усовеншенствование методики определения кальция и магния в молоке

Список литературы:
  1. Коренман Я. И. Практикум по пищевой химии. Анализ пищевых продуктов. Титриметрические методы анализа. - М.: КолосС, 2005.
  2. Рогов И. А., Антипов Л. В., Дунченко Н. И. Химия пищи. - М.: КолосС, 2007. - С. 666-673.
  3. Пищевая химия: Учебное пособие / Сост. Т. Ф. Борисова. - Пермь: ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2008.
  4. Нечаев А. П., Траубенберг С. Е., Кочеткова А. А. Пищевая химия. - СПб.: ГИОРГ, 2003.
Аннотация:
Кальций и магний - биологически активные компоненты молока, содержание которых обусловливает его пригодность для производства сыра. Кальций и магний в молоке определяют комплексонометрическим методом, вариантом обратного титрования в щелочной среде в присутствии индикаторов мурексида или эриохромового чёрного Т (хромогена). Усовершенствование методики определения кальция и магния в молоке позволит сократить время проведения анализа, даст экономическую эффективность и заставит производителей использовать данную методику в анализе. Данная методика позволит улучшить качество выпускаемой продукции.
Заголовок:

Из опыта организации практической работы по решению экспериментальных задач

Список литературы:
  1. Белавин И. Ю. Решение задач по химии: Учебное пособие для поступающих в вузы. 4-е изд. доп. и испр. - М.: Изд-во РГМУ, 2006.
  2. Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. - М.: Махаон, 2006.
  3. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. 11 класс. Профильный уровень. - М.: Дрофа, 2007.
  4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Соловьев С. Н., Маскаев Ф. Н. Общая химия: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений с углублённым изучением химии. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007.
  5. Глинка Н. Л. Общая химия. - М.: Интеграл-пресс, 2005.
  6. Кузнецова Н. Е., Литвинова Т. Н., Лёвкин А. Н. Химия 11. Профильный уровень. - М.: Вентана-Граф, 2008.
  7. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Чуранов С. С. Сборник конкурсных задач по химии для школьников и абитуриентов. - М.: Экзамен ОНИКС 21 век, 2001.
  8. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. - М.: Экзамен ОНИКС 21 век, 2009.
  9. Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Химические свойства неорганических веществ. - М.: Химия, 2006.
  10. Практикум по общей химии / Под ред. Проф. С. Ф. Дунаева. - М.: Изд-во МГУ, 2005.
  11. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах / Под ред. проф. Н. Е. Кузьменко и проф. С. Ф. Дунаева. - М.: Изд-во МГУ, 2006.
Аннотация:
В статье предлагается методика практической работы по химии, которая рекомендуется для учащихся, изучающих химию углублённо, а также для готовящихся к участию к практическому экспериментальному этапу олимпиады по химии. Особое внимание обращается на умение наблюдать за протеканием реакций, зависимости процесса образования продуктов реакции от порядка приливания реактивов, делать правильные выводы из увиденного и оформлять работу.
Заголовок:

Женщины-химики: важнейшие достижения и награды

Список литературы:
  1. Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. Биографический справочник. - М.: Высшая школа, 1996.
  2. Женщины-химики: биографический портрет, вклад в образование и науку, признание. Материалы международной научной конференции. Москва, 16-17 июня 2011 г. – М.: Химический факультет, 2011.
  3. Мусабеков Ю. С. Юлия Всеволодовна Лермонтова, 1846-1919. - М.: Наука,1967.
  4. Ротин М. Падчерицы истории // Химия и жизнь. - 1992. - № 3.
  5. Трифонов Д. Н., Трифонов В. Д. Как были открыты химические элементы: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1980.
  6. Фримантл М. Химия в действии / Пер. с англ. Ч. 2. - М.: Мир, 1991.
  7. Чолаков В. Нобелевские премии. Учёные и открытия / Пер. с болг. - М: Мир, 1986.
Аннотация:
В статье суммированы важнейшие достижения женщин в химии. Приводятся сведения о женщинах, открывших химические элементы, женщинах-химиках и биохимиках – лауреатах Нобелевской премии, женщинах-химиках, награждённых государственными (орден Ленина, Государственная премия, Национальная научная медаль США) и научными (медаль Пристли, Гиббса, Перкина) наградами. Представлена информация о женщинах – президентах Американского химического общества, о женщинах-химиках, введённых в Зал Национальной Славы и Зал Славы женщин-изобретателей США. Рассказывается о женщинах, которые были первыми среди женщин в той или иной области изучения химии.
Заголовок:

Школа и музей: опыт сотрудничества

Список литературы:
  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5–11 классы / Авт.-сост. А. Е. Андреева [и др.]; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. — М.: Мнемозина, 2008.
  2. Игра-путешествие «Я иду искать!» — партнёрский проект петербургских музеев / Авт.-сост. Д. Агапова. — СПб., 2007. — (Концепция программы).
  3. Таскаева Л. Г. Обучение студентов профессионально-методической деятельности учителя химии на занятиях по методике её преподавания: дис. ... канд. пед. наук. — М., 1990. — С. 131.
  4. Ларионова Г. С., Мирошниченко П. В., Белякова И. В. «Введение в химию» — пропедевтический цикл занятий для младших школьников // История техники и музейное дело: материалы 5-й науч.-практ. конф., 12–13 дек. 2006 г. — М., 2007. — Вып. 4, ч. 2. — С. 123–128.
  5. Ольгин О. М. Давайте похимичим!: Занимательные опыты по химии. — М.: Дет. лит., 2001. — С. 169–171. — (Серия «Знай и умей»).
  6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя химии: 10 класс. — М.: Блик и Ко, 2001. — С. 451.
  7. Маркачёв А. Е., Боровских Т. А., Чернобельская Г. М. Учебно-исследовательские проекты по химии. Содержание и методика реализации. — М.: Чистые пруды, 2009.
  8. ragonard Perfumerie Tour in Grasse France [Электронный ресурс] // Видиохолдинг «YouTube». — Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?NR=1&v=76mFWtCJIKc
  9. Ковалёва Г. С. Оценка естественно-научной грамотности в рамках международного исследования PISA-2006 // Педагогическая диагностика. — 2008. — № 6. — С. 102–121
Аннотация:
В статье рассмотрен опыт сотрудничества средней школы № 1344 с углубленным изучением биологии и химии (г. Москва) и научно-учебной лаборатории «Химия» Политехнического музея как пример эффективного решения проблемы реализации пропедевтического этапа обучения химии. Описаны содержание, методы и средства пропедевтического курса для учащихся 6-го класса, в котором осуществляется интеграция школьных уроков и занятий в музее.
Title:

When there will be the light in the end of the tunnel?

Summary:
The editor-in-chief is reflecting in the situation in the country.
Title:

Natural toxins

Summary:
The article examines natural phytotoxins and zootoxins, which are known since long time ago and were used for “military” purposes (poisoned arrows, etc.) and in medicine since before their separation became possible and their composition was determined. Natural poisonous matters are subdivided into poisons and toxins. Toxins are poisonous matters of animal, plant, or microbially-derived origin. As a rule, those are protein matters. It is possible to relate toxins, which call poisoning, while not the disease, to the chemical toxins.
Title:

Chemistry in the structure of the basic education

Summary:
The article gives the brief historical review of the state of chemistry as an academic subject in the structure of the basic and secondary-level (complete) education from the moment the chemistry was included into the academic curricula of schools of Russia till the project of the Federal State Educational Standard (ФГОС)-2. The status of academic curricula of the Soviet school and the Basic academic curricula of the Standards of the second and third generations is examined, and the alternative Basic academic curriculum is provided.
Title:

The textbook we choose

Summary:
The authors of textbooks, included into the active Federal list of textbooks, recommended by the Ministry of Education and Science to use in the educational process in educational institutions, answer the editorial staff questions.
Title:

Person-oriented learning: developing general learning skills and experience

Summary:
One of the most perspective approaches to teaching in modern conditions of modernization of Russian education is the person centered approach to educational process. Recently there is tall not separately about methods, forms and tutorials, and about technologies of teaching more and more. It confirms that the success is reached only when all of them are used in a complex. In article possibilities of the person centered technologies from the point of view of development of personal qualities through development of general learning skills are analyzed.
Title:

Regarding the application of the case-study method in the teaching process

Summary:
Many separate elements of this method are used at secondary school since long time ago and steadfastly. The principle of a problem learning, which is the advantage of case-study, is used widely at chemistry lessons. Profound experience is collected by our teachers regarding the R&D activity of students, which is a good basis to form research cases.
Title:

Sharing the experience of organizing learning work of students

Summary:
The success of the individual and group activity of students depends, first of all, on mastership of a teacher, on the ability to distribute one’s own attention in such a way, that each group and each student in separate would feel the care of a teacher.
Title:

Sharing the experience of computerized interactive learning

Summary:
The article deals with the recent problems and their solutions in teaching basic chemistry in secondary schools. The methods for motivating students in chemistry are also discussed. Sample problems taken from a newly prepared interactive Chemistry 8 manual are given, and the effectiveness of using information-communication technologies in teaching chemistry is shown.
Title:

Using catena-tests in the knowledge-controlling process

Summary:
For the purpose of increasing the completeness of knowledge controlling it is wise to conduct tests, which use catena-tests as a tasks bank. Catena-tests are the chain tasks, which consist of series of comparatively easy questions, which cover all main section of the theme selected.
Title:

Our approach to study main classes of inorganic compounds

Summary:
Forming chemical ideas takes place in the following direction: chemical experiment → observation → corporeal model → creating the cogitative image of an object → verbal image → sign model. In this respect ideas about chemical phenomena are formed in the first turn, them their images and, further on concepts. That’s why the authors offer to examine the behavior of inorganic compounds of the main classes at the empirical level first, then to say, and only after that to put them into a symbolic shape (to form reaction equations). That allows to decrease a number of abstract ideas and symbolic and graphical means at the first stages of studying chemistry, and, therefore, to facilitate the intussusception of chemical ideas.
Title:

Sharing the experience of studying sulphur and its compounds

Summary:
The authors prove designs of the lessons on studying sulphur and its compounds, such as sulphur dioxide, hydrogen sulphide.
Title:

Solving standard tasks by non-standard ways

Summary:
It is possible to solve some chemical tasks using the meanings of differences between atomic or molecular mass. The author examines the application of this approach in terms of several tasks.
Title:

On studying the acid-base interaction in the school course of chemistry

Summary:
The acid-base interaction is one of the fundamentals of chemical knowledge as far as it allows designating behavior of many classes of chemical compounds. Forming idea about the acid-base interaction starts in the 8th Form and finds its logical completion in the university course of chemistry. The approach to study acid-base interaction offered in the article not only removes a number of troubles in the chemistry study process by students, but forms a solid base for successful study at the chemical and technological university.
Title:

Investigation of the impact of the polluted air on the snow condition.

Summary:
“Needed as air”, – this is the way we describe something vital. We are the habitants of the ocean of air. Like a fish, which is dying without water, we can not live without a jolt of fresh air. And our life depends directly on the purity of the air we breathe. The purpose of research study was to determine the impact of the air pollution of the city of Chelyabinsk on the snow condition.
Title:

Sharing the experience of the activity of club “Agrochemcom”

Summary:
We have chosen soils to be an object of our research not in vain. First of all, we live in a rural area, and if not us, then who knows soil features better than we do. Secondly, very little attention has been paid to the issues of soil study. We consider it not right to forget about the fact that soil is the main and essential prerequisite of existence of all leaving creatures on the Earth. Different kinds of soil occupy one of the central places when forming ecological situations in biogeocoenosis. That’s why an important place in the system of sciences about biosphere belongs to soil research.
Title:

About chemists and chemistry: price of discoveries and progress

Summary:
Among the big number of occupations connected with natural sciences, an absolutely special place belongs to the occupation of a chemist. If you like, exactly chemists put their lives in jeopardy more often. Having themselves dedicated to chemistry entirely and being busy with it, they put their health and even life at risk constantly, while dealing with the wide range of dangerous matters, among which there are poisonous and explosive, spontaneously inflammable and radioactive ones. A modern chemist has comparatively few chances to suffer in a lab. While during the years past chemists ignored safety issues quite often.
Title:

Chemical and ecological fairy-tale “Live Water”

Summary:
The scenario of chemical and ecological fairy-tale is offered, which can be shown at the chemical party, timed to coincide with the World Water day (March, 22nd).
Title:

The Chemical Club for the Lightheaded and Quick-witted

Summary:
Автор предлагает сценарий внеурочного мероприятия по химии – заседания Клуба весёлых и находчивых химиков.
Связаться с нами