Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2011 № 10

Русская версия
English version
Заголовок:

Уроки конкурса «Учитель года России-2011»

Аннотация:
Авторы статьи, члены жюри конкурса, анализируют итоги прошедшего состязания учителей.
Заголовок:

Бишофит — уникальный природный материал

Список литературы:
  1. Барковский В. Ф., Городенцева Т. Б. Основные физико-химические методы анализа. - М.: Высшая школа, 1983.
  2. Боголюбов С. А. Комментарий к закону РФ «Об охране окружающей природной среды». - М.: Норма, 2000.
  3. Брылёв В. А. Экскурсии в родную природу. - Волгоград: Нижнее- Волжское книжное изд-во, 1984.
  4. Вавилин О. А. Защита атмосферного воздуха от промышленных выбросов. - М.: Лесная промышленность, 1986.
  5. Герасимов И. П. Научные основы современного мониторинга окружающей среды. - М.: Изд-во АН СССР, 1975.
  6. Мухина Е. А. Физико-химические методы анализа. - М.: РАО АПО, 1997.
  7. Смирнов Н. Н. Мониторинг биологической составляющей биосферы. - Л.,1980.
Аннотация:
Соль «Древнего моря» высокоэффективное, экологически чистое бальнеологическое средство с высоким содержанием магния, калия, брома, железа и других жизненно важных элементов для широкого применения в санаторно-курортных и домашних условиях. Благодаря современной, высокоэффективной технологии, бишофит в процессе переработки не теряет высокое природное качество, вследствие чего становится конкурентоспособным импортному бишофиту, поставляемому на международный рынок.
Заголовок:

Нобелевскую премию по химии за 2011 г. присудили за открытие квазикристаллов

Аннотация:
Лауреатом премии по химии за 2011 г. стал израильский материаловед Даниэль Шехтман. Учёный награждён за открытие и исследование структуры квазикристаллов.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:

Оценка качества школьного химического образования: инновационный инструментарий

Аннотация:
В статье рассматриваются инновационные оценочные средства, рекомендуемые для оценивания результатов освоения образовательной программы по химии, соответствующих требованиям ФГОС. Предлагается критериальная база оценивания и диагностируемые показатели, необходимые для получения количественных характеристик качества школьного химического образования.
Заголовок:

Из опыта составления рабочей программы

Аннотация:
Начиная с этого учебного года, учителя разрабатывают тематическое планирование в соответствии с ФГОС второго поколения. Применявшееся ранее календарно-тематическое планирование приобрело форму рабочей программы, которая предусматривает конкретизацию содержания образования по химии, типов уроков, видов контроля, основных видов учебных действий учащихся.
Заголовок:

О применении модульной технологии в обучении восьмиклассников

Аннотация:
Модульная технология обучения ориентирована на активную учебную деятельность школьников, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе с модулем.
Заголовок:

Металлы в мягкой упаковке

Аннотация:
При подготовке к ЕГЭ по химии учащимся нужно прочно усвоить материал о свойствах металлов побочных подгрупп, рассмотреть их возможные соединения, знать номенклатуру. Многие реакции в растворе происходят с образованием комплексных солей, основу которых составляют металлы. Синтез многих лекарств, витаминов, биодобавок также связан с комплексными соединениями. Этой теме посвящён урок в 11-м профильном классе.
Заголовок:

Как мы изучаем гидролиз солей

Аннотация:
Как показывает опыт, тема «Гидролиз солей» достаточно сложна для восприятия учащимися. Предложена методика изучения данной темы.
Заголовок:

Обобщающий урок по теме «Вода»

Аннотация:
Предложен обобщающий урок по теме «Вода», на котором учащиеся работают в группах и индивидуально, используя карточки с групповыми и с индивидуальными заданиями.
Заголовок:

Об использовании метода полуреакций

Аннотация:
На примере наиболее часто встречаемых в заданиях по химии для абитуриентов окислителей рассмотрен алгоритм использования метода ионных полуреакций. Метод ионных полуреакций универсален и имеет несомненные преимущества по сравнению с методом электронного баланса, так как позволяет определить неизвестные продукты (или даже исходные вещества) с одновременной расстановкой коэффициентов в уравнении реакции. Современная методика обучения и подготовки абитуриента делает знание этого метода обязательным.
Заголовок:

Экспериментальное изучение свойств ферментов

Аннотация:
Изучение темы «Ферменты» в курсе химии 10-го класса даёт возможность обобщить знания о катализаторах и каталитических реакциях, накопленные учащимися к этому времени. Выполнение лабораторной работы «Свойства ферментов» не только позволит расширить и обобщить знания учащихся по химии, но и даст возможность установить взаимосвязь изучаемого материала с курсом общей биологии, объяснить причины губительного действия на организм ряда веществ, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни.
Заголовок:

Какой шоколад вкуснее и полезнее?

Список литературы:
  1. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Габриелян О. С., Лысова Г. Г., Введенская А. Г. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2003.
  3. Скурихин И. М., Нечаев А. П. Всё о пище с точки зрения химика: Справ. издание. - С 46. - М.: Высшая школа, 1991.
Аннотация:
Шоколад - один из самых вкусных и полезных кондитерских изделий, употребляемых большинством людей. Но знают ли потребители, какой шоколад вкуснее и полезнее? Авторы пытаются установить, какой шоколад вкуснее и полезнее.
Заголовок:

«Всё испытал и всё проник...»

Список литературы:
  1. Дягилев Ф. М. М. В. Ломоносов – великий сын России. Из истории физики и жизни её творцов. – М.: Просвещение, 1966.
  2. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 2. – М., Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
  3. Ломоносов М. В. Сборник статей и материалов. Т. 3. – М.: Наука, 1951.
  4. Ломоносов М. В. Сборник статей и материалов. Т. 6. – М.: Наука, 1965.
  5. Макаров В. К. Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
  6. Музей М. В. Ломоносова в Ленинграде. – Л.: Наука, 1974.
  7. Сенковские А. и С. Шеренга великих химиков. – Варшава: Наша ксенгарня, 1966.
  8. Тукфатулина Р. Т. М. В. Ломоносов – великий русский учёный // Химия в школе. – 2001. – № 8. – С. 85.
  9. Ферсман А. Е. Институт им. М. В. Ломоносова и задачи его учреждений // Избранные труды. Т. 2. – М.: Изд-во АН СССР, 1953.
Аннотация:
Предложена программа мероприятий, посвящённая 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова и сценарий устного журнала.
Заголовок:

Первые женщины-химики Америки

Аннотация:
В статье рассказывается о первых женщинах-химиках Америки – Рейчел Бодли и Рейчел Ллойд, являющихся первыми профессорами химии среди женщин США, первыми женщинами – членами Американского химического общества, а также о Эллен Ричардс – первой американке, получившей научную степень в техническом университете. Подробно описываются их биографии, достижения в химии и других областях человеческой деятельности. Рассматривается вклад Бодли в создание Американского химического общества, заслуги Ллойд в изучение возможности выращивания сахарной свеклы в штате Небраска, вклад Ричардс в решение экологических проблем штата Массачусетс и разработку научных основ ведения домашнего хозяйства. В статье приводятся сведения по истории женского высшего образования в Америке, а также о первых высших учебных заведениях для американских женщин.
Заголовок:

Открывший «атомопланеты»

Список литературы:
  1. Болховитинов В. Н. Столетов. – М.: Молодая гвардия, 1965.
  2. Данин Д. С. Резерфорд. – М.: Молодая гвардия, 1966.
  3. Яковлев К. П. К истории первых работ по радиоактивности в Физическом институте МГУ (1900-1930). «История и методология естественных наук». - Вып. 2. - М., 1963.
Аннотация:
Рассказывается об атомной модели, предложенной русским учёным Петром Николаевичем Лебедевым.
Title:

The lessons of the Contest for «Russia’s Teacher of the Year 2011»

Summary:
The article authors, being the judges of the contest, analyze results of the former competition of teachers.
Title:

Bischofite is a unique naturally occurring material

Summary:
The Ancient Sea salt is a highly effective, and ecologically clean balneal remedy rich in magnesium, potassium, bromine, ferrum, and other vital elements for the wide use under the sanatorium, balneal and household conditions. Due to the state-of-the-art, highly effective technology, bischofite while being processed does not loose its high natural quality, due to which it becomes being able to meet competition of the imported bischofite supplied to the international market.
Title:

The Nobel Prize in Chemistry 2011 is awarded “for the discovery of quasicrystals”.

Summary:
The 2011 Nobel Prize in Chemistry is awarded to the Israeli material engineer Dan Shechtman. The scientists is awarded "for the discovery of quasicrystals" and their structure research.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
Associate Head of the Legal Department of the Administration of the All-Russian Trade Union of the Education is answering our readers’ questions.
Title:

Assessment of quality of school chemichal education: innovational instrumentarium

Summary:
Innovative valuation means are examined in the paper. They are recommended for estimating the results of learning of educational program in chemistry and correspond to the requirements of the Federal State Educational Standard. The criterion base of evaluation and the diagnosable indices for getting numeral characteristics of the school chemical education quality are proposed.
Title:

Sharing the experience of compiling a working program

Summary:
Starting from this academic year, teachers develop a theme planning in accordance with the Second Generation Russian Education Standards. The calendar theme applied before has been shaped as a working program, which foresees the specification of the chemistry academic education content, lesson types, the forms of controls, and the main modes of the academic activity of students.
Title:

About using the module technology while teaching the 8th Form students

Summary:
The module technology in teaching is focused on the active academic activity of students, mastering methods of which contributes to the quick and qualitative digestion of the academic material content. The essence of the module teaching is for a student to reach certain goals of the academic and cognitive activity in the process with the module independently (or with a certain dosage of the assistance).
Title:

Metals in a soft packing

Summary:
While preparing to take the Unified State Examination in chemistry, students are to assimilate the material about the properties of the metals of auxiliary groups, to examine their possible compounds, to come to know their nomenclature. Many chemical reactions in the solution happen with the forming of complex salts, for which metals are the basis. The synthesis of many kinds of medicine, vitamins, and biologically active additives is also connected with complex compounds. The 11th Form profile class lesson is dedicated to this theme.
Title:

The way we learn the salt hydrolysis

Summary:
As the experience approves, theme “The Salt Hydrolysis” is quite complicated to comprehend by students. The methods of studying the given theme are offered.
Title:

Resumptive lesson on the subject of “Water”

Summary:
A resumptive lesson on the subject of “Water” is offered, at which students work in teams and individually, using cards with team and individual tasks.
Title:

Study of Ionic Half-reaction Method

Summary:
The algorithm of Ionic Half-reaction Method application is considered at the example of the most commonly encountered oxidizers in chemistry tasks for school-leavers. Method of Ionic Half-reactions is a universal and has the evident advantages in comparison with Electron-balance method because it allows determining unidentified products (or even original substances) along with coefficients in the chemical equation. The modern technique of school-leaver training requires the compulsory knowledge Ionic Half-reaction Method.
Title:

Experimental examination of the properties of enzymes

Summary:
The study of the “Enzymes” theme in the 10th Form course of chemistry provides and opportunity to generalize knowledge about catalysts and catalytic reactions, which students have mastered to collect by this time. Carrying out laboratory research work “The Properties of Enzymes” not only allows to broaden and generalize the students’ knowledge in chemistry, but provides the opportunity to establish interrelation of the material studied with the general biology course, to explain the reasons of the poisonous influence of the number of substances, which people encounter on in their everyday life, on the organism.
Title:

What kind of chocolate is more delicious and healthier?

Summary:
Chocolate is one of the most delicious and healthiest confectioneries the majority of peoples make use of. But whether the consumers know, what kind of chocolate is more delicious and healthier? The authors do their best to figure out, what kind of chocolate is more delicious and healthier.
Title:

“Tried everything, and pierced into everything…”

Summary:
Title:

The ferst American women-chemists

Summary:
The article tells about the first American chemists among women - Rachel Bodley and Rachel Lloyd. They were the first professors of chemistry among U.S. women, the first women - members of the American Chemical Society. The paper is also tells about Ellen Richards, who was the first American woman received the degree in a technical university. The descriptions of their biographies, advances in chemistry and other fields of human activity, Bodley’s contribution to the creation of the American Chemical Society, Lloyd’s merits in exploring the possibility of growing sugar beet in Nebraska, Richard’s contribution to solving environmental problems of Massachusetts and the development of scientific bases for household management are contained in the article. The information about women's higher education history in America and the first institutions of higher education for American women are also considered.
Title:

It’s the man who could see «atom as a planet system»

Summary:
It is narrated about the nuclear model offered by the Russian scientist Peter Nickolaevich Lebedev.
Связаться с нами