Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2011 № 1

Русская версия
English version
Заголовок:

В новый год не без хлопот...

Аннотация:
Главный редактор журнала размышляет о преобразованиях в системе образования.
Заголовок:

Нобелевские лауреаты по химии 2010 г.

Аннотация:
Нобелевскую премию по химии 2010 г. получили учёные из Японии и США: Ричард Хек, Эйити Нагиси (в русскоязычной научной литературе его фамилия пишется «Негиши») и Акира Судзуки награждены за разработку «катализируемых палладием реакций кросс-сочетания». Нобелевский комитет поясняет, что лауреаты «разработали новые, более эффективные пути связывания атомов углерода для синтеза сложных молекул, которые могут сделать лучше нашу повседневную жизнь».
Заголовок:

ЕГЭ-2011: документы, регламентирующие структуру и содержание контрольныхизмерительных материалов

Аннотация:
Статья содержит обстоятельную информацию об официальных документах, которые подготовлены Федеральной комиссией по разработке КИМ для проведения ЕГЭ по химии в 2011 г.: кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, спецификации и демонстрационном варианте КИМ. Также приведен план экзаменационной работы ЕГЭ 2011 г. Эти материалы помогут учителям более эффективно ориентировать учебный процесс на усвоение учащимися основного содержания школьного курса химии, а также подготовить выпускников к успешной сдаче Единого государственного экзамена по химии в 2011 г.
Заголовок:

К изучению правила Марковникова

Аннотация:
В статье говорится о правиле Марковникова, которое объясняет направление реакций присоединения полярных молекул типа НХ к двойным и тройным углерод- углеродным связям. Даётся современная трактовка правила Марковникова на основании статического и динамического подходов. Статья снабжена заданиями, проверяющими использование правила Марковникова.
Заголовок:

Учебник, который мы выбираем

Аннотация:
Авторы учебников, включённых в ныне действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образоваттельном процессе в общеобразовательных учреждениях, отвечают на вопросы редакции.
Заголовок:

Урок по теме «Железо и его соединения»

Аннотация:
Предложен урок, на котором учащиеся 9-го класса получают полное представление о железе как химическом элементе и простом веществе, а также о его соединениях.
Заголовок:

Из опыта проведения уроков в 8-м классе

Аннотация:
Предложены разработки уроков по теме «Важнейшие классы неорганических соединений», в частности, с использованием технологии здоровьесбережения.
Заголовок:

Урок - ролевая игра «Влияние медицинских препаратов на здоровье человека»

Аннотация:
Предлагаемая ролевая игра позволяет не только расширить и углубить знания учащихся по теме «Карбоновые кислоты», но и раскрыть роль химических знаний в решении важных проблем, провести профориентационную работу. Учащиеся играют роли врачей химико-биологической лаборатории (две группы), членов экспертной комиссии (две группы), двух пациентов, а учитель - главного врача поликлиники.
Заголовок:

Межпредметные связи как основа развития активной познавательнойдеятельности

Список литературы:
  1. Медведева М. В. Активизация познавательной деятельности на уроках химии //
  2. Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 6.
  3. Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. Современные подходы к обучению химии //
  4. Химия в школе. – 2010 – № 2. – С. 10–15.
  5. Гусейнов Н. Технология консервирования фруктов и овощей. – Гянджя, 1999.
Аннотация:
В статье рассматривается открытый урок применения межпредметных и внутрипредметных связей при объяснения учебного материала. Автор раскрывает и рассматривает важность связи между дисциплинами на примере свойств плодов оливок как восприятия учебной информации, а также понимание физико- химических и биохимических процессов в производстве продуктов питания. В статье также автор отводит важную роль повышению познавательной деятельности учащихся с применением открытых уроков на основе меж- и внутрипредметных связей.
Заголовок:

Как мы решаем задачи на определение формулы органического вещества

Аннотация:
В статье предложен один из способов решения задач на определение формулы органического вещества. .i) Summary:
Заголовок:

Коррозия металлов: теория и практика

Аннотация:
Незначительная коррозия любой детали может полностью вывести из строя приборы и установки. Очень велики потери из-за коррозии – снижается производительность и срок работы оборудования, повышается его аварийность, нарушаются технологические процессы. В связи с этим исследование механизма процесса коррозии и разработка методов защиты от нее имеют большое народнохозяйственное значение.
Заголовок:

Мониторинг загрязнения окружающей среды по физико-химическимхарактеристикам почвы

Список литературы:
  1. Александрова Н. И, Вилкова И. Э., Логунова Г. И. Лабораторный практикум по профессиональной экологии. - Спб.: Институт профтехобразования РАО, 1997. - С. 9-16.
  2. Добровольский В. В. Практикум по географии почв с основами почвоведения. - М.: ГИЦ Владос, 2001. - С. 47-51.
  3. Семенкова И. Г, Соколова Э. С. Фитопатология. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - С. 171.
  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. - Т. 2. - М.: Мир, 1990. - С. 129.
  5. Алексеев С. В., Беккер A. M. Изучаем экологию экспериментально. - СПб.: СПбГУПМ, 1993. - С. 34.
Аннотация:
Предлагается эксперимент по изучению антропогенного загрязнения почвы, который можно проводить на пришкольном участке, в парке, лесу или в школьной лаборатории. Рассмотренные методы изучения почвы вполне доступны, обеспечены наглядностью, не требуют дорогостоящей материально-технической базы и вполне могут проводиться учащимися 8-го класса самостоятельно.
Заголовок:

Защита документов от подделки с использованием цветных реакций

Список литературы:
  1. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. - М.: Высшая школа, 1998.
  2. Блок Н. И. Качественный химический анализ. - М.: ГХИ, 1952.
  3. Браун Т., Лемей Г. Ю. Химия в центре наук. - М.: Мир, 1983.
  4. Зайцев О. С. Общая химия. Строение веществ и химические реакции. - М.: Химия, 1990.
  5. Кукушкин Ю. Н. Химия координационных соединений. - М.: Высшая школа, 1990.
  6. Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии. - М.: Химия, 1971.
  7. Рабинович В. А., Хавин З. Я. Краткий химический справочник. - Л.: Химия, 1978.
  8. Угай Я. А. Неорганическая химия. - М.: Высшая школа, 1997.
  9. Хьюи Д. Ж. Неорганическая химия. Строение вещества и реакционная способность. - М.:Химия, 1997.
  10. Шарло Г. Методы аналитической химии. - Ч. 2. - М.: Химия, 1969.
Аннотация:
Тиражируемые документы – бюллетени для голосования, лотерейные билеты, банковские документы, всевозможные бланки часто подделывают с помощью ксерокопирования. Чтобы избежать этого и защитить документы от подделки, можно использовать цветные химические реакции. Рассмотрены некоторые цветные реакции ионов Fe2+ и Fe3+, которые потенциально можно использовать для химической защиты документов от подделки.
Заголовок:

Из опыта проведения недели химии

Список литературы:
  1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М., Просвещение, 1980.
  2. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя химии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Злотников Э. Г., Махова Л. В. и др. Урок окончен – занятия продолжаются. – М.: Просвещение, 1992.
Аннотация:
В данной статье описывается подготовка к неделе химии в школе, программа проводимых мероприятий в рамках недели, включающая подробную разработку классного часа «Посвящение в химики». Внеклассное мероприятие предназначено для проведения в 8-х классах, но данную разработку можно использовать и в 7- х классах, если учащиеся приступили к ознакомительному курсу химии.
Заголовок:

Использование тематических викторин в практике обучения

Аннотация:
Предложены вопросы тематической викторины «Элементы, металлы и неметаллы» для учащихся 9-го класса.
Заголовок:

Чем занять ученика

Аннотация:
Для того чтобы учащиеся лучше запоминали и правильно применяли в дальнейшем термины и определения, разработаны задания, которые предполагают заполнение пропусков в тексте.
Заголовок:

Развитие химических знаний в России до середины XVIII в.

Аннотация:
В работе проанализирован уровень развития химических знаний в России с XI по середину XVIII в. Показан преимущественно практический характер этих знаний: развиваются элементы технической и медицинской химии.
Title:

The Nobel Laureates in Chemistry 2010

Summary:
The Nobel Prize in Chemistry 2010 was awarded jointly to scholars from Japan and the USA: to Richard F. Heck, Ei-ichi Negishi (in the Russian-language scientific literature his last name is spelled as «Negishi») and Akira Suzuki "for palladium-catalyzed cross couplings in organic synthesis".. The Nobel Committee for Chemistry clarifies on the scholars «have developed new, more effective ways of cross coupling of atoms of carbon for synthesis of compound molecules, which can make our everyday life better».
Title:

The Unified State Examination-2011: documents to govern structure and content of controlling and measuring materials

Summary:
The article contains the circumstantial information on the official documents to be prepared by the Federal Commission on developing controlling and measuring materials to conduct the Unified State Examination on chemistry in 2011, such as: the codificator of elements of content and requirements to the level of preparation of graduates of the general educational institutions, the specification, and the demo-version of the controlling and measuring materials. The plan of exam paperwork of the Certified State Exam of 2011 is also offered. Those materials will help a teacher to get an academic process oriented on mastering the school course of chemistry by students more effectively as to get those who are about to finish school to pass the Unified State Exam on Chemisry-2011 successfully as well.
Title:

On studying the Markovnikov’s rule

Summary:
The article deals with Markovnikov’s rule which predicts the direction of addition reactions of HX type polar molecules to double and triple carbon- carbon bonds. The modern treatment of Markovnikov’s rule on the basis of static and dynamic approaches is given. The article is supplied with the exercises checking the correct use of Markovnikov’s rule by students.
Title:

The textbook we choose

Summary:
The authors of textbooks, included into the active Federal list of textbooks, recommended by the Ministry of Education and Science to use in the educational process in educational institutions, answer the editorial staff questions.
Title:

The lesson on the subject of “Ferrum and its compounds”

Summary:
The lesson, during which the 9th Form students get the complete idea about ferrum as a chemical element as a substance and its compounds as well, is offered.
Title:

Sharing the experience of conducting lessons in the 8th Form

Summary:
Designs of lessons on the subject of “The most important classes of inorganic compounds”, and using health-saving technologies, in particular, are offered.
Title:

Role-playing game “Influencing man’s health by medical drugs”

Summary:
The offered role-playing game allows not only to extend and make the students’ knowledge on the subject of “Carboxylic Acids” be more profound, but also to discover the role of chemical knowledge to decide important issues, and to conduct profession oriented work. Students play roles of medical doctors of a chemical and biological laboratory (two groups), expert commission members (two groups), two patients, while a teacher plays the role of an ambulance doctor-in-chief.
Title:

Cross-subject connections as the basis to develop active cognitive activity

Summary:
Open lesson of application of intersubject and intrasubject links at explanation of study material is considered in the paper. The author shows connection between the disciplines on example of oliver fruits. Importance of intersubject and intrasubject links as perception of the study information and also understanding of physical-chemical and biochemical processes in production of provisions are discussed. Influence of biochemical properties of oliver and their derivative products on the human organism is described in the article. Increase of cognitive activity of the students with application of open lesson based on intersubject and intrasubject relations is discussed in the paper.
Title:

The way we solve tasks to determine the organic substance formula

Summary:
The article offers one of the ways of task-solutions, when determining the formula of an organic substance.
Title:

Metal corrosion: theory and practice

Summary:
Minor corrosion of any part may be completely disabling devices and equipment. Very large losses due to corrosion - decreased productivity and life of the equipment, increases its accidents, broken processes. In connection with this investigation of the mechanism of corrosion process and develop methods to protect against it are of great economic importance.
Title:

Monitoring environmental pollution according to the physical and chemical soil behavior

Summary:
Environment, environmental pollution monitoring, soil, humus, chemicalanalysis of soil.
Title:

Protection of documents from being forged using color reactions

Summary:
Replicated documents, such as voting bulletins, lottery tickets, bank documents, various letterheads, are often forged with the help of xeroxing. To avoid this and to protect documents from being faked, color chemical reactions can be used. Some color reactions of ions Fe2+ and Fe3+, which are potentially can be used for chemical protection of documents from being faked, are examined.
Title:

Sharing th experience of conducting the chemistry week

Summary:
The given article describes the preparation to the chemistry week at school, the program of events to be conducted within the framework of the week, including the detailed design of class hour “Admission to chemists”. This post-curriculum event is assigned to be conducted in the 8th Form, but the given design can be used in the 7th Form also, if the introductory course of chemistry has already been taught to students.
Title:

Using theme quizzes in teaching practice

Summary:
Theme quiz “Elements, metals, and non-metals” questions are offered.
Title:

How to keep a student busy

Summary:
For students to remember better and to use correctly in the future terms and definitions, the tasks are developed, which assume filling in lacunes in text.
Title:

Development of Chemical knowledge in Russia until the middle of the XVIIIthcentury

Summary:
The level of Chemistry knowledge in Russia of the XIth – mid XVIIIth centuries is analyzed in this work. Mainly practical character of this knowledge is shown: elements of Technical and Medical Chemistry are developing.
Связаться с нами