Заголовок:
Радость ученичества
Аннотация:
Автор раскрывает принципы, которые нужно соблюдать для формирования потребности в учении и самообразовании.
Ключевые слова:
самообразование, потребность в обучении.
Заголовок:
А как по закону?..
Аннотация:
Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийскогопрофсоюза образования.
Ключевые слова:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:
Развитие химических принципов биоэнергетики
Список литературы:
- Шамин А.Н. История биологической химии. Т.1. Истоки науки. М., Наука, 1990.
- Шамин А.Н. История биологической химии. Т.2. Формирование биохимии. М., Наука, 1993.
- Кривобокова С.С. Биологическое окисление. Исторический очерк. М., Наука, 1971.
- Гутина В.Н. Очерки по истории физиологии микроорганизмов. М., Наука, 1988.
- Скулачев В.П. Рассказы о биоэнергетике. 2-е изд. М., Молодая гвардия, 1985.
Аннотация:
В статье показано, каким образом подход к реакциям биологического окисления как ферментативным реакциям синтеза позволил сформировать химические основы понимания процессов, обеспечивающих энергией живые организмы. В настоящее время их изучением занимается молекулярная биоэнергетика. Эта исследовательская область биохимии призвана ответить прежде всего на вопрос, как АТФ, универсальный энергетический эквивалент живых систем, образуется за счёт энергии переноса электронов по дыхательной цепи.
Ключевые слова:
биологическое окисление, дыхание, биоэнергетические процессы, цикл лимоннойкислоты, дыхательная цепь, окислительное фосфорилирование, электрохимический потенциал ионов водорода (ΔμH), аденозинтрифосфат (АТФ).
Заголовок:
Содержание образования как средство интеллектуального воспитаниия учащихся
Список литературы:
- Гельфман Э., Холодная М. Психодидактика школьного учебника. – М.: Питер 2006.
- Способ учебной работы – условие и продукт познавательной деятельности школьника / Под ред. Е. Д. Божович. – М.: Кони, 2009.
- Волков А. И. Строение атома и периодический закон. –М.: Новое знание, 2006.
- Фримантл М. Химия в действии. – М.: Мир, 1998.
- Галеева Н. Л. Сам себе учитель. – М.: ВАКО, 2006.
- Левицкий М. М. Увлекательная химия. – М.: АСТ Астрель, 2008.
Аннотация:
Интеллектуальное воспитание направлено прежде всего на выстраивание внутренних интеллектуальных ресурсов учащихся (освоение разных способов кодирования информации, дифференциации и интеграции понятийного опыта, формирование общих интеллектуальных умений, развитие способности к саморегуляции интеллектуальной деятельности, готовности доверять интуиции и т. д.). Авторы показывают, как в процессе обучения могут быть созданы условия для формирования и обогащения понятийного опыта учащихся.
Ключевые слова:
интеллектуальное воспитание, содержание образования.
Заголовок:
Урок-исследование «Жёсткость воды и способы её устранения»
Аннотация:
На уроке-исследовании учитель – организатор самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, консультант при проведении эксперимента, оператор ИКТ при просмотре видеофрагмента и координатор в сообществе учитель – учащиеся при осмыслении результатов исследования.
Ключевые слова:
жёсткость воды, исследование, учебный текст, карстовые пещеры.
Заголовок:
Выбор методов обучения: от теории к практике
Список литературы:
- Ахметов М. А., Журин А. А. От дидактического принципа наглядности к полимодальному обучению // Cтандарты и мониторинг в образовании. – 2009. - № 5. - С. 11-14.
- Ахметов М. А. Выбор содержания, форм и методов обучения химии на основе учёта стилей мышления учащихся // «Research, theory and practice in chemistry didactics» – Proceedings of the 19-th International Conference on Chemistry Education. – Hradec Kralove, 2009. – 1-st Part. – 83-92 pp.
- Борисов И. Н. Методика преподавания химии. – М.: Учпедгиз, 1956. - С. 370. Ахметов М. А., Мусенова Э. А. Визуальный подход к определению степени окисления // Химия в школе. - 2008. - № 5. – С. 31-33.
- Ахметов М. А., Мусенова Э. А., Петухов М. А. О методике формирования внутреннего представления // Химия в школе. – 2007. – № 8. – С. 28-35.
- Носова Н. В. Интеллектуальные факторы репрезентации химических знаний старшеклассниками. – Дис… канд. псих. наук. – Вологда, 2004.
- Байкина Е. В. Чтоб учение было в радость // Химия в школе. – 2008. – № 3. – С. 2-5.
- Ахметов М. А. Решение задач повышенной сложности с использованием таблиц // Химия в школе. – 2005. - № 4. – С. 56-58.
- Ахметов М. А. Визуальные модели в формировании основных теоретических представлений // Химия в школе. – 2009. – № 9. – С. 33-36.
Аннотация:
В статье рассмотрена проблема выбора методов обучения химии на основе учета когнитивных особенностей учащихся, даны рекомендации по выбору методов обучения химии на этапах формирования и закрепления понятий.
Ключевые слова:
индивидуальные когнитивные особенности, методы обучения химии.
Заголовок:
Наш подход к изучению реакций в растворах
Аннотация:
Представлена методика преемственного формирования знаний, умений, навыков (ЗУН) фундаментального характера у учащихся медико-биологических классов – будущих студентов КГМУ по профессионально значимой теме «Реакции в растворах электролитов». Разработана поэтапность изучения данной темы, приведены примеры заданий, выполняемые с учащимися на этапе тренинга, их развернутые и детализированные решения, а также алгоритмы действий для учащихся.
Ключевые слова:
профильное обучение, медико-биологический класс, методика преемственногоизучения, реакции в растворах электролитов, константа равновесия.
Заголовок:
Из опыта использования интерактивной доски
Аннотация:
В статье рассматриваются дидактические функции интерактивной доски. Приведены примеры использования интерактивной доски в процессе обучения химии в школе.
Ключевые слова:
интерактивная доска, цифровой образовательный ресурс, интерактивный урокхимии.
Заголовок:
К использованию проблемно-диалогических методов обучения
Аннотация:
Предлагается разработка урока по теме «Химические свойства оксидов углерода» (8-й класс) с использованием проблемно-диалогического метода обучения. Урок включает два этапа: постановку учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это формулирование темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – формирование нового знания. Постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют учащиеся в ходе специально организованного учителем диалога.
Ключевые слова:
проблемно-диалогический метод обучения, диалог, оксиды углерода.
Заголовок:
О применении тестовых заданий на разных этапах урока
Аннотация:
Задания в тестовой форме учителя используют в основном для текущего и итогового контроля качества знаний. Однако применять систему тестовых заданий можно на разных этапах урока с целью развития познавательной активности учащихся. Авторы предлагают один из возможных вариантов проведения подобного урока по теме «Угольная кислота, соли угольной кислоты».
Ключевые слова:
тестовые задания, угольния кислота, соли угольной кислоты.
Заголовок:
Задай вопрос задаче
Аннотация:
Рассматривается приём «Задай вопрос задаче», направленный на обучение учащихся составлению краткой записи условия задачи и уравнения реакции к ней, выводу простейших формул. Он особенно полезен при работе в классах коррекции.
Ключевые слова:
задача, краткое условие, основные и дополнительные данные.
Заголовок:
Амфотерные вещества
Список литературы:
- Джонсъ Г. Основы физической химии. Пер. с англ. — СПб: Издание А. С. Суворина,1911. — С. 300.
- Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. — Т. 1. — М.: Мир, 1982. — С. 485.
- CRC Handbook of Chemistry and Physics. 86th Edition. Boca Raton, London, New York, Singapore. 2005–2006.
- Уильямс В., Уильямс Х. Физическая химия для биологов. — М.: Мир, 1976. — С. 230.
- Булатов М. И. Расчёты равновесий в аналитической химии. — Л.: Химия, 1984. — С. 33.
- Херинг Р. Хелатообразующие ионообменники. — М.: Мир, 1971. — С. 89.
Аннотация:
Обобщаются сведения по кислотно-основной амфотерности химических соединений, встречающиеся в разных разделах курса химии общеобразовательной школы. Понятие амфотерности предложено Г. Бредигом в 1900 г. Рассмотрены разновидности амфолитов: одноцентровые и двухцентровые амфолиты; амфотерные жидкости, гидроксиды металлов, кислые и основные соли, соли слабой кислоты и слабого основания, поли- и гетерофункциональные органические соединения, полиамфолиты. Состояние амфолита в растворе охарактеризовано константами равновесия и значениями рН изоэлектрической точки. Даны условия перехода двухцентрового амфолита в состояние цвиттер-иона. Материал статьи поможет учителям разъяснять сущность амфотерности, и в некоторых случаях привлекать количественные данные по равновесию реакций амфотерных соединений.
Ключевые слова:
амфотерные вещества, кислотно-основная амфотерность, амфотерныеэлектролиты, амфотерные жидкости, полиамфолиты.
Заголовок:
Демонстрационные опыты по теме «Электролитическая диссоциация»
Список литературы:
- Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытом по химии: развивающий эксперимент. М.: Школа-Пресс, 1998.
- Платонов Ф.П. Лекционные опыты и демонстрации по общей и неорганической химии: Учебное пособие для вузов. - М.: высшая школа, 1976.
Аннотация:
Предложена серия демонстрационных опытов, используемых при изучении электролитической диссоциации. При наблюдении данных опытов учащиеся оказываются в ситуации неожиданности, предположения, неопределенности, что стимулирует из познавательную активность и развивает логическое мышление.
Ключевые слова:
раствор, электролитическая диссоциация, электролит, степень диссоциации, природа растворителя, электропроводность.
Заголовок:
Исследование антисептических свойств эфирных масел
Аннотация:
Автор предлагает исследовательскую работу, посвященную эфирным маслам. Цель работы — показать способность аэрозолей эфирных масел убивать микроорганизмы в воздухе закрытых помещений.
Ключевые слова:
эфирные масла, ароматерапия, аромапрофилактика, аэрозоль.
Заголовок:
«Химические хамелеоны»
Аннотация:
«Химическими хамелеонами» можно назвать соединения трех переходных элементов: ванадия, хрома, марганца. На примере их соединений можно поставить эффектный эксперимент.
Ключевые слова:
ванадий, хром, марганец, валентность, степень окисления, ионы, окислительно-восстановительные реакции, уравнения.
Заголовок:
Простой способ проверки чистоты потребляемой воды
Аннотация:
Для выявления загрязнения воды предлагается простая реакция с таннином.
Ключевые слова:
природная вода, микроорганизмы, таннин.
Заголовок:
Cоставление олимпиадных задач: «западный» и «восточный» подходы
Аннотация:
На примере темы «Кристаллохимия» рассмотрены различные подходы к составлению задач Международной химической олимпиады, обсуждены их соревновательные и научные аспекты. Проанализированы типичные ошибки участников олимпиад.
Ключевые слова:
Международная химическая олимпиада, задачи по химии, кристаллическаяструктура, клатрат.
Заголовок:
Третий барон Рэлей
Список литературы:
- Данин Д.С. Резерфорд. М.: молодая гвардия, 1966. С. 85-90.
- Говард Дж. Джон Уильям Стрэтт (лорд Рэлей) // УФН. - 1966. - Т.88. - Вып. 1. - С.150-160.
Аннотация:
Статья представляет собой краткий рассказ о некоторых научных открытиях лорда Рэлея.
Ключевые слова:
Лорд Рэлей, аргон.