Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2010 № 9

Русская версия
English version
Заголовок:

Радость ученичества

Аннотация:
Автор раскрывает принципы, которые нужно соблюдать для формирования потребности в учении и самообразовании.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийскогопрофсоюза образования.
Заголовок:

Развитие химических принципов биоэнергетики

Список литературы:
  1. Шамин А.Н. История биологической химии. Т.1. Истоки науки. М., Наука, 1990.
  2. Шамин А.Н. История биологической химии. Т.2. Формирование биохимии. М., Наука, 1993.
  3. Кривобокова С.С. Биологическое окисление. Исторический очерк. М., Наука, 1971.
  4. Гутина В.Н. Очерки по истории физиологии микроорганизмов. М., Наука, 1988.
  5. Скулачев В.П. Рассказы о биоэнергетике. 2-е изд. М., Молодая гвардия, 1985.
Аннотация:
В статье показано, каким образом подход к реакциям биологического окисления как ферментативным реакциям синтеза позволил сформировать химические основы понимания процессов, обеспечивающих энергией живые организмы. В настоящее время их изучением занимается молекулярная биоэнергетика. Эта исследовательская область биохимии призвана ответить прежде всего на вопрос, как АТФ, универсальный энергетический эквивалент живых систем, образуется за счёт энергии переноса электронов по дыхательной цепи.
Заголовок:

Содержание образования как средство интеллектуального воспитаниия учащихся

Список литературы:
  1. Гельфман Э., Холодная М. Психодидактика школьного учебника. – М.: Питер 2006.
  2. Способ учебной работы – условие и продукт познавательной деятельности школьника / Под ред. Е. Д. Божович. – М.: Кони, 2009.
  3. Волков А. И. Строение атома и периодический закон. –М.: Новое знание, 2006.
  4. Фримантл М. Химия в действии. – М.: Мир, 1998.
  5. Галеева Н. Л. Сам себе учитель. – М.: ВАКО, 2006.
  6. Левицкий М. М. Увлекательная химия. – М.: АСТ Астрель, 2008.
Аннотация:
Интеллектуальное воспитание направлено прежде всего на выстраивание внутренних интеллектуальных ресурсов учащихся (освоение разных способов кодирования информации, дифференциации и интеграции понятийного опыта, формирование общих интеллектуальных умений, развитие способности к саморегуляции интеллектуальной деятельности, готовности доверять интуиции и т. д.). Авторы показывают, как в процессе обучения могут быть созданы условия для формирования и обогащения понятийного опыта учащихся.
Заголовок:

Урок-исследование «Жёсткость воды и способы её устранения»

Аннотация:
На уроке-исследовании учитель – организатор самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, консультант при проведении эксперимента, оператор ИКТ при просмотре видеофрагмента и координатор в сообществе учитель – учащиеся при осмыслении результатов исследования.
Заголовок:

Выбор методов обучения: от теории к практике

Список литературы:
  1. Ахметов М. А., Журин А. А. От дидактического принципа наглядности к полимодальному обучению // Cтандарты и мониторинг в образовании. – 2009. - № 5. - С. 11-14.
  2. Ахметов М. А. Выбор содержания, форм и методов обучения химии на основе учёта стилей мышления учащихся // «Research, theory and practice in chemistry didactics» – Proceedings of the 19-th International Conference on Chemistry Education. – Hradec Kralove, 2009. – 1-st Part. – 83-92 pp.
  3. Борисов И. Н. Методика преподавания химии. – М.: Учпедгиз, 1956. - С. 370. Ахметов М. А., Мусенова Э. А. Визуальный подход к определению степени окисления // Химия в школе. - 2008. - № 5. – С. 31-33.
  4. Ахметов М. А., Мусенова Э. А., Петухов М. А. О методике формирования внутреннего представления // Химия в школе. – 2007. – № 8. – С. 28-35.
  5. Носова Н. В. Интеллектуальные факторы репрезентации химических знаний старшеклассниками. – Дис… канд. псих. наук. – Вологда, 2004.
  6. Байкина Е. В. Чтоб учение было в радость // Химия в школе. – 2008. – № 3. – С. 2-5.
  7. Ахметов М. А. Решение задач повышенной сложности с использованием таблиц // Химия в школе. – 2005. - № 4. – С. 56-58.
  8. Ахметов М. А. Визуальные модели в формировании основных теоретических представлений // Химия в школе. – 2009. – № 9. – С. 33-36.
Аннотация:
В статье рассмотрена проблема выбора методов обучения химии на основе учета когнитивных особенностей учащихся, даны рекомендации по выбору методов обучения химии на этапах формирования и закрепления понятий.
Заголовок:

Наш подход к изучению реакций в растворах

Аннотация:
Представлена методика преемственного формирования знаний, умений, навыков (ЗУН) фундаментального характера у учащихся медико-биологических классов – будущих студентов КГМУ по профессионально значимой теме «Реакции в растворах электролитов». Разработана поэтапность изучения данной темы, приведены примеры заданий, выполняемые с учащимися на этапе тренинга, их развернутые и детализированные решения, а также алгоритмы действий для учащихся.
Заголовок:

Из опыта использования интерактивной доски

Аннотация:
В статье рассматриваются дидактические функции интерактивной доски. Приведены примеры использования интерактивной доски в процессе обучения химии в школе.
Заголовок:

К использованию проблемно-диалогических методов обучения

Аннотация:
Предлагается разработка урока по теме «Химические свойства оксидов углерода» (8-й класс) с использованием проблемно-диалогического метода обучения. Урок включает два этапа: постановку учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это формулирование темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – формирование нового знания. Постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют учащиеся в ходе специально организованного учителем диалога.
Заголовок:

О применении тестовых заданий на разных этапах урока

Аннотация:
Задания в тестовой форме учителя используют в основном для текущего и итогового контроля качества знаний. Однако применять систему тестовых заданий можно на разных этапах урока с целью развития познавательной активности учащихся. Авторы предлагают один из возможных вариантов проведения подобного урока по теме «Угольная кислота, соли угольной кислоты».
Заголовок:

Задай вопрос задаче

Аннотация:
Рассматривается приём «Задай вопрос задаче», направленный на обучение учащихся составлению краткой записи условия задачи и уравнения реакции к ней, выводу простейших формул. Он особенно полезен при работе в классах коррекции.
Заголовок:

Амфотерные вещества

Список литературы:
  1. Джонсъ Г. Основы физической химии. Пер. с англ. — СПб: Издание А. С. Суворина,1911. — С. 300.
  2. Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. — Т. 1. — М.: Мир, 1982. — С. 485.
  3. CRC Handbook of Chemistry and Physics. 86th Edition. Boca Raton, London, New York, Singapore. 2005–2006.
  4. Уильямс В., Уильямс Х. Физическая химия для биологов. — М.: Мир, 1976. — С. 230.
  5. Булатов М. И. Расчёты равновесий в аналитической химии. — Л.: Химия, 1984. — С. 33.
  6. Херинг Р. Хелатообразующие ионообменники. — М.: Мир, 1971. — С. 89.
Аннотация:
Обобщаются сведения по кислотно-основной амфотерности химических соединений, встречающиеся в разных разделах курса химии общеобразовательной школы. Понятие амфотерности предложено Г. Бредигом в 1900 г. Рассмотрены разновидности амфолитов: одноцентровые и двухцентровые амфолиты; амфотерные жидкости, гидроксиды металлов, кислые и основные соли, соли слабой кислоты и слабого основания, поли- и гетерофункциональные органические соединения, полиамфолиты. Состояние амфолита в растворе охарактеризовано константами равновесия и значениями рН изоэлектрической точки. Даны условия перехода двухцентрового амфолита в состояние цвиттер-иона. Материал статьи поможет учителям разъяснять сущность амфотерности, и в некоторых случаях привлекать количественные данные по равновесию реакций амфотерных соединений.
Заголовок:

Демонстрационные опыты по теме «Электролитическая диссоциация»

Список литературы:
  1. Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытом по химии: развивающий эксперимент. М.: Школа-Пресс, 1998.
  2. Платонов Ф.П. Лекционные опыты и демонстрации по общей и неорганической химии: Учебное пособие для вузов. - М.: высшая школа, 1976.
Аннотация:
Предложена серия демонстрационных опытов, используемых при изучении электролитической диссоциации. При наблюдении данных опытов учащиеся оказываются в ситуации неожиданности, предположения, неопределенности, что стимулирует из познавательную активность и развивает логическое мышление.
Заголовок:

Исследование антисептических свойств эфирных масел

Аннотация:
Автор предлагает исследовательскую работу, посвященную эфирным маслам. Цель работы — показать способность аэрозолей эфирных масел убивать микроорганизмы в воздухе закрытых помещений.
Заголовок:

«Химические хамелеоны»

Аннотация:
«Химическими хамелеонами» можно назвать соединения трех переходных элементов: ванадия, хрома, марганца. На примере их соединений можно поставить эффектный эксперимент.
Заголовок:

Простой способ проверки чистоты потребляемой воды

Аннотация:
Для выявления загрязнения воды предлагается простая реакция с таннином.
Заголовок:

Cоставление олимпиадных задач: «западный» и «восточный» подходы

Аннотация:
На примере темы «Кристаллохимия» рассмотрены различные подходы к составлению задач Международной химической олимпиады, обсуждены их соревновательные и научные аспекты. Проанализированы типичные ошибки участников олимпиад.
Заголовок:

Третий барон Рэлей

Список литературы:
  1. Данин Д.С. Резерфорд. М.: молодая гвардия, 1966. С. 85-90.
  2. Говард Дж. Джон Уильям Стрэтт (лорд Рэлей) // УФН. - 1966. - Т.88. - Вып. 1. - С.150-160.
Аннотация:
Статья представляет собой краткий рассказ о некоторых научных открытиях лорда Рэлея.
Title:

The joy of the period spent as a student

Summary:
The author reveals the principles to follow to form needs for learning and self-education
Title:

And what does the law say?..

Summary:
Associate Head of the Legal Department of the Administration of the All- Russian Trade Union of the Education is answering our readers’ questions.
Title:

Developing chemical principles of bioenergetics

Summary:
In the article it is shown how the biological oxidation reactions considered as enzymatic synthetic reactions allowed the foundation of our current understanding of the chemistry of energy transformations in living organisms. Now it is the subject of molecular bioenergetics. This scientific branch of biochemistry studies first of all how ATP, the universal biological energy equivalent, is formed upon the energy of electron transfer released in the respiratory chain.
Title:

Academic content as means of intellectual education of students

Summary:
Intellectual education is primarily focused on the orientation of inner intellectual resources of students (mastering different ways of information encryption, differentiation and integration of conceptual experience, building-up general intellectual skills, developing ability to self-regulation of intellectual activity, readiness to trust intuition, etc.). The authors show the way the educational process can provide conditions to form and enrich conceptual experience of students.
Title:

Lesson-Research “Water hardness and ways of its elimination

Summary:
At the lesson-research a teacher acts as an organizer of independent research activity of students, as a consultant while conducting an experiment, as an IT and IT equipment-operator while watching a video-fragment and as a coordinator in a community a teacher – students while conceptualizing the research results.
Title:

Choosing teaching methods: from theory to practice

Summary:
This paper illustrates the use of student’s cognitive styles information for developing students understanding of chemical conception at different stages of chemistry training.
Title:

Our approach to study reactions in solutions

Summary:
he methodology of the successive formation of fundamental knowledge, skills, habits (ZUN) in studying biomedical classes - future students [KGMU] on the professionally significant theme “Reactions in the solutions of electrolytes” is represented. Stage-by-stage character the study of this theme is developed, the examples of tasks, carried out with the students in the stage of training, their comprehensive and detailed solutions, and also the algorithms of actions for the students are given.
Title:

Use of an interactive board at chemistry lessons

Summary:
The article examines didactic functions of an interactive board. Examples of using an interactive board in a process of teaching chemistry at school are provided.
Title:

Sharing the experience of studying phosphorus and its compounds

Summary:
The authors share their experience on conducting lessons of the studying a new material and the initial feedback of the knowledge on the theme of “Phosphorus and its compounds”.
Title:

On using problem and dialogue methods of teaching

Summary:
The design of the lesson on the subject of “Chemical behavior oа carbon oxides” (the 8th Form) is offered using a problem and dialogue method of teaching. The lesson consists of two stages: determining the teaching problem and a search for a decision. The determination of the teaching problem is the formulating the subject of a lesson or an issue to search. The search fro a decision is a forming new knowledge. Students implement the formulating of the academic problem and searching for its solution in the course of a dialogue specially organized by a teacher.
Title:

On applying test tasks at the different stages of a lesson

Summary:
Teachers use tasks in a test mode mainly for ongoing and final knowledge quality controlling process. But it is possible to use the test tasks system at the different stages of a lesson with the purpose of developing cognitive activity of students. The authors offer one of the possible options of conducting alike lesson on the subject of “Carbonic acid, salts of carbonic acid”.
Title:

Ask a task question

Summary:
Method “Ask a task question”, which is focused on training students to compose a brief note of a task condition and its response equation as drawing simple formulas as well, is examined. It is of special use while working in the correction classes.
Title:

Amphoteric Substances

Summary:
The information regarding acid-base amphotericity of chemical compounds was summarized. This information is being appeared in various sections of chemistry course at secondary school. The concept of amphotericity was proposed by G. Bredig in 1900. The different types of ampholytes have been considered. There are one- and two-centered ampholytes, amphoteric liquids, metal hydroxides, acidic and basic salts, salts of weak acid and weak base, poly- and heterofunctional organic compounds, and polyampholytes. The state of ampholyte in solution has been characterized by equilibrium constants and pH values of isoelectric point. The conditions of transformation of two- centered ampholyte to zwitterion are given. The material will help teachers explain the essence of amphotericity, and in some cases, apply quantitative data on the equilibrium reactions of amphoteric compounds.
Title:

Demonstrational experiments on the subject of “Electrolytic dissociation”

Summary:
The series of demonstrational versions of experiments used while studying electrolytic dissociation is offered. While watching the given experiments, students are plunged into the situation of unexpectedness, assumption, and uncertainty, which stimulates their cognitive activity and develops logical thinking.
Title:

Examining antiseptic behavior of aspic oils

Summary:
The author offers research study dedicated to aspic oils. The purpose of the study is to show the ability of aerosol sprays of aspic oils to kill microorganisms in the indoor area air.
Title:

“Chemical chameleons”

Summary:
Compounds of three transition elements, such as vanadium, chrome, and manganese can be called “chemical chameleons”. Using their compound as an example, it is possible to carry out a flashy experiment.
Title:

The easy way to examine the quality of consumption water

Summary:
A simple reaction with tannin is offered to detect the water pollution.
Title:

Optional class on the subject of “Examining water”

List of references:
  1. On the given employment pupils sum up research work spent within the limits of employment of a facultative course, acquaint present with a technique of definition of rigidity of water with the help of thrialon, carry out the calculations connected with it, do conclusions. Pupils establish relationships of cause and effect, estimate the importance of water in human life, acquaint visitors with history of use of water, ways of softing hard water.
Summary:
Research activity, water hardness.
Title:

Compilation of Olympiad tasks: “western” and “eastern” approaches

Summary:
Various approaches for composing the problems of the International Chemistry Olympiad are discussed. The problems devoted to crystal structures were chosen as an example. The competitive and scientific content of olympiad problems is discussed. The typical errors made by the students are analyzed.
Title:

The Third Baron Relay

Summary:
This is a short story about some scientific discoveries by Lord of Rayleigh
Связаться с нами