Заголовок:
Школьное естественно-научное образование: история, итоги и перспективы
Список литературы:
- http://window.edu.ru/window_catalog/files/r66533/fipi_report_2009.pdf
- Российское образование-2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.
- Лисичкин Г. В., Ромашина Т. Н. Профильное обучение в школах с углублённым изучением химии // Педагогика. – 2007. - № 4. - С. 34–39.
- Лисичкин Г. В., Леенсон И. А. Естествознание вместо физики, химии и биологии? // Химия в школе. – 2007. - № 6. - С. 2–5.
- Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца Х1Х в. до февральской революции 1917 г. – М.: Учпедгиз, 1956. – C. 18.
- Садовничий В. А. Выступление на общем собрании Российской академии наук 29 мая 2008 г. // Вестник РАН. - 2008. - Т. 78. - № 11. - С. 1022.
- Прокофьев М. А. Послевоенная школа России. - М.: МИРОС, 1997.
- исичкин Г. В., Ромашина Т. Н. Проблемы подготовки учителей химии в педагогических вузах и университетах // Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева. – 1990. - Т. 35. - № 3. - С. 304–308.
- Багоцкий С. В. О реформе средней школы. Материалы научно-общественного семинара ФИАН. Выпуск 5. - М., 2000–2001.
Аннотация:
Представлены данные результатов ЕГЭ (по физике, химии и биологии) за 2008 и 2009 годы. Заключение следующее: немногие выпускники школы показывают отличные или даже хорошие знания предмета. Сравнение проводилось по академическим знаниям выпускников школ Российской Федерации, с одной стороны, и выпускников школ в Финляндии, Германии, Великобритании, Канаде, США и некоторых других государствах (по результатам программы PISA за 2006 год), с другой. Очевидно наше отставание во всех областях знаний. Причины кроются в неадекватных законах об образовании, в недостаточности фондов, выделяемых на образовательные цели, в нехватке квалифицированных кадров для средних общеобразовательных школ и т.д.
Ключевые слова:
школьное образование, естественно-научное образование, уровень образования.
Заголовок:
А как по закону?..
Аннотация:
Хмельков С. Б.. Адрес: Москва. Место работы: Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийскогопрофсоюза образования.
Ключевые слова:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:
Химия вкуса
Аннотация:
Приведены данные по химическому анализу вкусовых особенностей пищи. Указаны компоненты, идентифицированные как носители запаха, а также их химическая структура.
Ключевые слова:
Запах, вкус, ароматические вещества.
Заголовок:
К оценке результатов учебной экспериментальной деятельности
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основные положения: проект / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
- Лебедев О. Е. Оценка результатов школьного образования при переходе к ЕГЭ // Школьные технологии. – 2009. – № 2. – С. 45–51.
Аннотация:
В статье рассматривается один из возможных вариантов решения актуальной проблемы определения планируемых результатов обучения химии в средней школе. Выделенные метапредметные и предметные результаты учебной экспериментальной деятельности учащихся важны для модернизации школьного химического эксперимента и организации диагностики учебных достижений.
Ключевые слова:
планируемые результаты обучения, метапредметные результаты, предметныерезультаты, учебная химическая экспериментальная деятельность.
Заголовок:
Как организовать проектную деятельность учащихся
Аннотация:
Автор рассматривает методику организации деятельности на первом этапе работы учащихся с проектами.
Ключевые слова:
проектная деятельность, информационная карта.
Заголовок:
Наш подход к формированию химико-экологической компетентности
Список литературы:
- Модернизация российского образования: документы и материалы. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.
- Тупикин Е. И., Горбенко Н. В., Карпов Г. М. Возможности курса химии довузовских образовательных учреждений в формировании личности обучаемых в соответствии с концепцией устойчивого развития общества // Актуальные проблемы химического и естественно-научного образования: Сб. матер. 55 Всерос. науч.-практ. конф. по химии с межд. уч., 9–12 апреля 2008 г. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – С. 85–86.
- Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
- Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. // Экоинформ. – 1994. – № 3–4.
Аннотация:
Предложенная статья раскрывает черты формирования химико-экологической компетентности учащихся. Данная компетентность основывается на интеграции предмета химии в формировании основы знаний и на формировании компетентной сверхструктуры по экологии. Химико-экологическая компетенция присутствует в ней в качестве поддерживающего элемента.
Ключевые слова:
химико-экологическая компетенция.
Заголовок:
Элективный курс «Химия и экология»
Аннотация:
Автор предлагает программу межпредметного элективного курса «Химия и экология», предназначенного для предпрофильного обучения девятиклассников.
Ключевые слова:
химия, экология, элективный курс.
Заголовок:
О структуре учебно-методического комплекта элективного курса
Аннотация:
Учебно-методический комплект элективного курса включает учебные материалы для учащихся и методические рекомендации для учителя. Приведена методика конструирования учебно-методического комплекта элективного курса химического профиля с включением проектной деятельности учащихся. В конструировании элективного курса, включающего проектную деятельность учащихся, можно выделить три основных этапа подготовки элективного курса – вводный этап, этап разработки содержания и завершающий. Предложенный вариант конструирования учебно-методического комплекта элективного курса по химии, на наш взгляд, является более содержательным, последовательным и результативным.
Ключевые слова:
элективный курс, учебно-методический комплект, конструирование, проектнаядеятельность учащихся.
Заголовок:
Из опыта формирования мотивационного компонента образовательной компетенции
Аннотация:
Данная статья основана на опыте работы. В работе рассмотрены основы формирования ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личного самосовершенствования. Формирование компетенций начинается с начальной школы, а заканчивается в старшей школе и основывается на психофизиологических особенностях личности.
Ключевые слова:
ключевые образовательные компетенции.
Заголовок:
Урок обобщения и систематизации знаний об углеводородах
Аннотация:
Предложена разработка урока обобщения и систематизации знаний по разделу «Углеводороды», который предшествует контрольной работе. От уровня сформированности знаний и умений в рамках этого раздела зависит осознанность восприятия и усвоения курса органической химии. На этом уроке имеются возможности и средства для реализации технологии развивающего обучения. Индивидуальный и дифференцированный подход осуществляются как при организации деятельности, так и при отборе содержания заданий: студенты имеют возможность выбирать задания и формы работы.
Ключевые слова:
углеводороды, обобщение знаний.
Заголовок:
Профориентация при обучении химии
Аннотация:
Ориентация на профессии, связанные с применением химических знаний, наиболее эффективна, если её проводят систематически: на уроках, факультативных занятиях, во внеурочной работе, во время учебно- производственной практики. Конечно, на урок приходится самая значительная часть профориентационной работы. Автор показывает примеры профориентационной работы на уроках химии.
Ключевые слова:
профориентация, профориентационная работа на уроках химии.
Заголовок:
Игра – не забава
Аннотация:
Предложена игра для учащихся 8-го класса «Путешествие в мир химии». Её можно провести как на уроке, так и во внеурочное время. Задачи игры: активизировать познавательную деятельность учащихся; оценить умение применять знания в новых условиях; обобщить и повторить материал. В ходе игры учащиеся выполняют различные задания, путешествуя по станциям.
Ключевые слова:
игра, игровой урок.
Заголовок:
Скорость и механизмы химических реакций
Аннотация:
В статье рассматривается порядок реакции, его связь с кинетическим уравнением, а также общий порядок реакции.
Ключевые слова:
порядок реакции, кинетическое уравнение, общий порядок реакции, лимитирующая стадия.
Заголовок:
Применение цифровых лабораторий при решении экспериментальных задач
Аннотация:
В статье описан химический эксперимент с применением цифровых лабораторий. Различные цифровые датчики позволяют ученикам успешно решать экспериментальные задачи на уроках химии. Приведена классификация экспериментальных задач.
Ключевые слова:
химический эксперимент, цифровая лаборатория, цифровые датчики, экспериментальные задачи, классификация экспериментальных задач.
Заголовок:
Определение химического состава сульфатных пород.
Аннотация:
Гипс и ангидрит – наиболее распространённые сульфатные минералы. Для обнаружения в гипсовой породе карбонатов проводят качественную реакцию на карбонат-ионы. Содержание гипса в породах может колебаться в широких пределах. Часто встречаются глинистые и мергелистые породы, включающие значительные количества гипса или ангидрита. Ещё шире распространены породы с малым или очень малым содержанием рассеянного сульфата кальция.
Ключевые слова:
сульфатные породы, гипс, ангидрит, минеральный состав породы.
Заголовок:
Разделение и идентификация ионов в курсе неорганической химии
Аннотация:
Хроматография — современный высокоэффективный и универсальный метод, позволяет достаточно быстро и надежно определить содержание отдельных компонентов в смесях, концентрировать и идентифицировать эти компоненты. Хроматографирование анализируемых растворов проводят на фильтровальной бумаге, соблюдая технику получения хроматограмм и методику анализа. При этом обращают особое внимание на положение хроматографических зон, их окраску и интенсивность. Идентификацию разделяемых ионов проводят сопоставляя наблюдения с характеристиками их хроматографических зон, приведенными в таблицах. Бумажный вариант методов хроматографического анализа основан на распределительном и хемосорбционном механизме. Он отличается простотой и наглядностью и применяется для разделения, идентификации, а также количественного определения различных веществ и может быть использован на практических занятиях в школе.
Ключевые слова:
хроматография, хроматографические методы, хроматограмма, хемосорбционныймеханизм, подвижная фаза, сорбент, аналитический сигнал, идентификация.
Заголовок:
Химический КВН для старшеклассников
Список литературы:
- Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1980.
- Ольгин О. М. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986.
- Злотников Э. Г., Махова Л. В., Веселова Т. А. и др. Урок окончен – занятия
- продолжаются. – М.: Просвещение, 1993.
Аннотация:
Автор предлагает вариант игры для четырёх команд из параллели 11-х классов, которую можно провести во время недели химии в школе.
Ключевые слова:
игра, неделя химии.
Заголовок:
Химическая игра «О, счастливчик!»
Аннотация:
Эта интеллектуальная игра предназначена для учащихся 8–9-го классов. Цели игры: закрепить знания по важнейшим темам курса химии.
Ключевые слова:
игра, закрепление знаний.
Заголовок:
Праздник «Посвящение в химики»
Аннотация:
В конце первой четверти автор проводит для восьмиклассников урок-праздник «Посвящение в химики». На такой урок можно пригласить и учащихся 7-го класса, которым предстоит изучать этот предмет на следующий год. На уроке учащиеся узнают интересные факты из истории химии, расширяют свои знания о предмете химии и методах изучения, характерных для этой науки.
Ключевые слова:
Праздник «Посвящение в химики».