Заголовок:
Международная химическая олимпиада: успехи, ошибки, разочарования
Аннотация:
Подведены и проанализированы итоги Международной химической олимпиады (МХО) 2010 года. С привлечением статистических данных сравниваются различные подходы к составлению задач для МХО. Обсуждены перспективы развития МХО.
Ключевые слова:
Международная химическая олимпиада.
Заголовок:
А как по закону?..
Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Ключевые слова:
Заголовок:
Получен элемент № 117
Аннотация:
В подмосковной Дубне впервые получены атомы элемента № 117. До последнего времени исследования ученых из России, США, Германии, Швейцарии и некоторых других стран позволили получить информацию о существовании атомов элементов с атомными номерами вплоть до 118, но среди них не было атомов элемента № 117.
Ключевые слова:
элемент, получение элемента, сверхтяжёлые элементы, мишень, ядро, нуклид, изотопы.
Заголовок:
К методике оценивания химических компетенций
Список литературы:
- Шалашова М. М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода: Монография. – Арзамас: АГПИ, 2009.
Аннотация:
Новые требования к результатам образования обозначили необходимость разработки системы оценивания компетенций учащихся, которые мы рассматриваем как показатель качества подготовки выпускников школ. Отмечена эффективность комплексного подхода к оцениванию учебных достижений, осуществляемого с помощью традиционного и инновационного инструментария, применения накопительной системы учета результатов и вычисления рейтингового балла.
Ключевые слова:
компетентностный подход, химические компетенции, комплексный подход к оцениванию учебных достижений, инструментарий измерения, рейтинговый балл.
Заголовок:
Об использовании элементов музейной педагогики на уроках химии
Список литературы:
- Якимов И. А. Музейная педагогика и диверсификация образовательного пространства // Пути преодоления школьных перегрузок за счёт развития межпредметных связей и создания ситуации успешности для каждого ребёнка. – М., 2007.
Аннотация:
Один из путей развития общей культуры школьников – приобщение их к ценностям музеев родной школы и города. Включение элементов музейной педагогики в образовательный процесс активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность. Автор рассказывает о возможности применения элементов музейной педагогики на уроках химии.
Ключевые слова:
музейная педагогика, уроки химии, природный газ.
Заголовок:
Коллективные способы обучения на занятиях по органической химии
Аннотация:
Использование коллективых способов организации учебной деятельности в полной мере позволяет решить непростые задачи формирования у учащихся не только способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, но и ключевых компетенций, включающих умения организовать собственную учебную деятельность, эффективно сотрудничать в разнообразных группах, быть открытыми для новых контактов, способность принимать ответственное решение в сложной ситуации. Приведены дидактические карточки для работы по методике взаимообмена заданиями по методике Ривина – Баженова при изучении углеводородов.
Ключевые слова:
коллективные способы обучения, взаимообмен заданиями, углеводороды.
Заголовок:
Интегративно-гуманитарный подход при изучении металлов
Аннотация:
Автор предлагает интегративно-гуманитарный подход к обучению химии, в основе которого лежит интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний. Основным механизмом и средством интеграции при этом выступают внутри- и межпредметные связи. Приводит разработку обобщающего урока химии в 9 классе по теме «Металлы», построенного на основе интегративно-гуманитарного подхода.
Ключевые слова:
интегративно-гуманитарный подход, металлы, игра.
Заголовок:
Использование сервисов Всемирной паутины в процессе обучения
Список литературы:
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. – М.: Академия, 1999.
- Новиков А. М. Постиндустриальное образование. – М.: Эгвес, 2008.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект) // Сервер Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/press/news/5233http://mon.gov.ru/press/news/5233 . – С. 4.
- Новиков А. М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. – М.: Эгвес, 2005. – С. 82–96.
- Журин А. А., Гончарук О. Ю. Художественные видеофильмы на уроках химии // Химия в школе. – 2001. – № 3. – C. 55–60.
- Мусаев Ю. И., Мусаева Э. Б., Гринёва Л. Г. О названиях органических соединений по правилам ИЮПАК // Химия в школе. – 2009. – № 5. – С. 49–54.
- Кан Р., Дермер О. Введение в химическую номенклатуру: Пер. с англ. / Под ред. В. М. Потапова и Р. А. Лидина. – М.: Химия, 1983. – С. 66.
- Малеева В. Ф. Обобщающий урок по теме «Азотсодержащие органические соединения» // Химия в школе. – 2007. – № 3. – С. 25–29.
Аннотация:
Предложены различные варианты использования бесплатных общедоступных сервисов Всемирной паутины в обучении химии. Показано, как можно разнообразить познавательную деятельность школьников на уроках и во внеурочное время, если организовать работу с генератором названий веществ (on-line naming service IUPAC) и с виртуальной химической лабораторией (IrYdium Chemistry Lab). Рассмотрены примеры применения видеоматериалов, доступных на YouTube, для активизации познавательной активности и развития критического мышления учащихся. Установлено, что ведущим условием высокой педагогической эффективности применения рассмотренных сервисов Интернет является их нацеленность на развитие ключевых информационно-коммуникативных компетенций школьников.
Ключевые слова:
сервисы Всемирной паутины, генератор названий веществ, виртуальная лаборатория, моделирование химического эксперимента, анализ видеоматериалов, видеохостинг YouTube, критическое мышление, информационно-коммуникативные компетенции.
Заголовок:
Как мы оформляем решение расчётных задач
Аннотация:
Для оформления условия задачи автор предлагает использовать не краткую запись, как на уроках физики, а развёрнутую схему, отражающую суть химического процесса. Затем в ходе решения по схеме затем составляют уравнение реакции, обсуждают с учащимися порядок действий и оформляют его в виде логической цепочки решения (алгоритма), содержащего кроме порядка действий необходимые для расчёта формулы.
Ключевые слова:
Расчетные задачи, алгоритм решения.
Заголовок:
Тестовые задания по теме «Азот и его соединения»
Аннотация:
Предложены три варианта разноуровневых тестовых заданий по теме «Азот и его соединения».
Ключевые слова:
тесты, азот, соединения азота.
Заголовок:
О содержании заданий ЕГЭ по органической химии
Список литературы:
- Корощенко А. С., Снастина М. Г. ЕГЭ 2009. Химия. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. ФИПИ. – М.: Астрель, 2009.
- Лидин Р. А. Химия. Тематические тренировочные задания. Уровень А, В, С. – М.: Экзамен, 2009.
- ржековский П. А. и др. ЕГЭ 2009. Химия. Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2009.
- Левина Э. М. Химия. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. – СПб: Тригон, 2009.
- Злотников Э. Г., Толетова М. К. ЕГЭ 2009. Химия. Сдаём без проблем. – М.: Эксмо, 2009.
- Каверина А. А., Медведев Ю. Н. и др. ЕГЭ 2010. Химия. Экзаменационные задания. – М.: Эксмо, 2010.
- Медведев Ю. Н. ЕГЭ 2009. Химия. Типовые тестовые задания. ФИПИ. – М.: Экзамен, 2009.
- Оржековский П. А. и др. ЕГЭ 2009. Химия. Тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2008.
- Соколова И. А. ЕГЭ–2009. Химия. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2008.
- Реутов О. А. Органическая химия, т. 1–4. – М.: Бином, 2004.
- Березин Б. Д., Березин Д. Б. Курс современной органической химии. – М.: Высшая школа, 1999.
- Травень В. Ф. Органическая химия, т. 1–2. – М.: Академкнига, 2004.
- Тюкавкина Н. А. Органическая химия. – М.: Дрофа, 2002.
- Тюкавкина Н. А., Бауков Ю. И. Биоорганическая химия. – М.: Дрофа, 2004.
- Химическая энциклопедия, т. 1–5. – М.: Советская энциклопедия, 1988-1998.
Аннотация:
В статье обсуждаются некоторые проблемы, связанные с использованием современных заданий ЕГЭ. В частности, анализируются конкретные примеры неточностей и ошибок, которые ещё встречаются даже в публикуемых образцах контрольных измерительных материалов. Высказывается ряд предложений по дальнейшему совершенствованию заданий.
Ключевые слова:
задания ЕГЭ, контрольные измерительные материалы.
Заголовок:
М. А. Прокофьев: ученый, гражданин, просветитель
Аннотация:
Статья посвящена 100-летию со дня рождения М. А. Прокофьева.
Ключевые слова:
Михаил Алексеевич Пркофьев.
Заголовок:
Зависимость скорости реакции от температуры, или Кто прав: Вант-Гофф или Аррениус
Список литературы:
- Браун Т., Лемей Г. Ю. Химия ― в центре наук. Т. 2. ― М.: Мир, 1983.
- икерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. Т. 2. ― М.: Мир, 1982.
- Ерёмин В. В. Теоретическая и математическая химия для школьников. ― М.: МЦНМО, 2007.
- Леенсон И. А. Почему и как идут химические реакции. ― М.: Мирос, 1995.
- Леенсон И. А. Химические реакции: Пособие для учителей. ― М.: Астрель, 2002.
- Пурмаль А. П., Розенберг Е. Л. Общая химия: Пособие для учителей. ― М.: Просвещение, 1978.
- Пурмаль А. П., Слободецкая Е. М., Травин С. О. Как превращаются вещества // Библиотечка журнала «Квант». ― Вып. 36. ― М.: Наука, 1984.
Аннотация:
В статье рассматривается, от каких факторов зависит скорость химических реакций, что такое энергия активации и почему катализатор ускоряет химический процесс.
Ключевые слова:
скорость реакции, температура, энергия активации, активированный комплекс, природа реагирующих веществ, катализатор, ингибитор.
Заголовок:
Экологические аспекты совершенствования школьного химического эксперимента при развивающем обучении
Список литературы:
- Правила безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ // Химия в школе. ― 2005. ― № 1. ― С. 50–58; 2005. ― № 2. ― С. 57.
- Сурин Ю. В., Юрова Н. С., Попкова Е. В. Проблемно-развивающие опыты с бесцветными растворами солей железа(111). ― 2009. ― № 1. ― С. 50–55.
- Угай Я. И. Общая и неорганическая химия: Учеб. для вузов. ― 2-е изд., испр. ― М.: Высшая школа, 2000. С. 302.
- Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. А. Реакции неорганических веществ: справочник. ― 2-е изд., перер. и доп. ― М.: Дрофа, 2007. ― С. 152.
Аннотация:
Применение описанных в статье проблемных опытов активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию их творческих способностей и повышает интерес к изучаемой науке. А экологические аспекты данной работы способствуют решению таких задач, как внедрение более безопасных химических опытов, сохранение здоровья учащихся.
Ключевые слова:
экологические аспекты при проведении опытов, совершенствование школьного химического эксперимента, проблемные опыты, активизация мыслительной деятельности учащихся.
Заголовок:
Фермент уреаза как объект ученического исследования
Список литературы:
- Гусева К. Е., Проскурина И. К. Разработка химического эксперимента с экологическим содержанием // Химия в школе. ―2002. ― № 10. ― С. 72–74.
- Кульберг Л. М. Синтезы органических реактивов для неорганического анализа. ― М.: ГОНТИ, 1947.
- Самнер Дж. Химия ферментов и методы их исследования / Пер с англ. Под ред. В. А. Энгельгардта. ― М., 1948.
- Цыганов А. Р. Биохимия. Практикум: Учебное пособие. ― Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
- Шеховцева Т. Н. Ферменты: их использование в химическом анализе // Соросовский образовательный журнал. ― Т. 6. ― 2000. ― № 1. ― С. 44–48.
Аннотация:
Исследовательская и проектная деятельность школьников стала неотъемлемым атрибутом современной школы. Имеются направления исследований, которые вполне можно реализовать в скромно оснащённой школьной лаборатории. Одно из таких исследований ― изучение ферментативных реакций и свойств ферментов. Прекрасным объектом исследования служит фермент уреаза.
Ключевые слова:
фермент, свойства ферментов, уреаза, суспензия, мочевина, тиомочевина, специфичность действия, инактивация.
Заголовок:
демонстрация взаимодействия ионов Fe3+ с роданид-ионами
Аннотация:
Реакция комплексообразования ионов Fe3+ с роданид-ионами очень красивая и познавательная. Этот демонстрационный эксперимент основан на различии цветов аква-ионов Fe3+, роданидного и фторидного комплексов. Аква-ион Fe3+ имеет жёлтую, а в разбавленных растворах почти бесцветную окраску, роданидный комплекс очень интенсивно поглощает свет и имеет кроваво-красную окраску, фторидный комплекс в растворе бесцветен.
Ключевые слова:
ионы, комплексообразование, комплекс, аква-ионы.
Заголовок:
Тематический вечер «Ода мёду»
Список литературы:
- Донцов В. В., Донцов И. В. Лекарственные растения и продукты пчеловодства: целебные свойства лекарственных трав и мёда. – Нижний Новгород: Флокс, 1992.
- Серёгин И. Г., Уша Б. В. Лабораторные методы в ветеринарно-санитарной экспертизе пищевого сырья и готовых продуктов. – СПб.: Издательство «РАПП», 2008.
Аннотация:
Несомненно, что сфера использования мёда как ценного продукта питания и эффективного оздоравливающего средства расширяется по мере познания человеком его свойств и возможностей в борьбе с отрицательными последствиями современных условий жизни. Мёд, к тому же, очень интересный и удобный объект исследовательской работы школьников на занятиях химического кружка или факультатива, имеющих экологическую направленность. Предложен сценарий тематического вечера, который является своеобразным итогом работы химического кружка.
Ключевые слова:
мёд, свойства мёда.
Заголовок:
Кто вы, мистер Астон?
Список литературы:
- Данин Д. С. Резерфорд. ― М.: Молодая гвардия, 1966.
- Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Ч. 2 / Гл. ред. В. А. Володин. ― М.: Аванта+, 2002.
Аннотация:
В статье приведены факты из жизни лауреата Нобелевской премии Ф. У. Астона, рассказывается о его дружбе с Э. Резерфордом, описываются его научные изыскания.
Ключевые слова:
Пётр Капица, Френсис Уильям Астон, изотопы, нуклиды, квантовые представления, масс-спектрометрия.