Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2010 № 7

Русская версия
English version
Заголовок:

Международная химическая олимпиада: успехи, ошибки, разочарования

Аннотация:
Подведены и проанализированы итоги Международной химической олимпиады (МХО) 2010 года. С привлечением статистических данных сравниваются различные подходы к составлению задач для МХО. Обсуждены перспективы развития МХО.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:

Получен элемент № 117

Аннотация:
В подмосковной Дубне впервые получены атомы элемента № 117. До последнего времени исследования ученых из России, США, Германии, Швейцарии и некоторых других стран позволили получить информацию о существовании атомов элементов с атомными номерами вплоть до 118, но среди них не было атомов элемента № 117.
Заголовок:

К методике оценивания химических компетенций

Спиоск литературы:
  1. Шалашова М. М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода: Монография. – Арзамас: АГПИ, 2009.
Аннотация:
Новые требования к результатам образования обозначили необходимость разработки системы оценивания компетенций учащихся, которые мы рассматриваем как показатель качества подготовки выпускников школ. Отмечена эффективность комплексного подхода к оцениванию учебных достижений, осуществляемого с помощью традиционного и инновационного инструментария, применения накопительной системы учета результатов и вычисления рейтингового балла.
Заголовок:

Об использовании элементов музейной педагогики на уроках химии

Спиоск литературы:
  1. Якимов И. А. Музейная педагогика и диверсификация образовательного пространства // Пути преодоления школьных перегрузок за счёт развития межпредметных связей и создания ситуации успешности для каждого ребёнка. – М., 2007.
Аннотация:
Один из путей развития общей культуры школьников – приобщение их к ценностям музеев родной школы и города. Включение элементов музейной педагогики в образовательный процесс активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность. Автор рассказывает о возможности применения элементов музейной педагогики на уроках химии.
Заголовок:

Коллективные способы обучения на занятиях по органической химии

Аннотация:
Использование коллективых способов организации учебной деятельности в полной мере позволяет решить непростые задачи формирования у учащихся не только способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, но и ключевых компетенций, включающих умения организовать собственную учебную деятельность, эффективно сотрудничать в разнообразных группах, быть открытыми для новых контактов, способность принимать ответственное решение в сложной ситуации. Приведены дидактические карточки для работы по методике взаимообмена заданиями по методике Ривина – Баженова при изучении углеводородов.
Заголовок:

Интегративно-гуманитарный подход при изучении металлов

Аннотация:
Автор предлагает интегративно-гуманитарный подход к обучению химии, в основе которого лежит интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний. Основным механизмом и средством интеграции при этом выступают внутри- и межпредметные связи. Приводит разработку обобщающего урока химии в 9 классе по теме «Металлы», построенного на основе интегративно-гуманитарного подхода.
Заголовок:

Использование сервисов Всемирной паутины в процессе обучения

Спиоск литературы:
  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. – М.: Академия, 1999.
  2. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. – М.: Эгвес, 2008.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект) // Сервер Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/press/news/5233http://mon.gov.ru/press/news/5233 . – С. 4.
  4. Новиков А. М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. – М.: Эгвес, 2005. – С. 82–96.
  5. Журин А. А., Гончарук О. Ю. Художественные видеофильмы на уроках химии // Химия в школе. – 2001. – № 3. – C. 55–60.
  6. Мусаев Ю. И., Мусаева Э. Б., Гринёва Л. Г. О названиях органических соединений по правилам ИЮПАК // Химия в школе. – 2009. – № 5. – С. 49–54.
  7. Кан Р., Дермер О. Введение в химическую номенклатуру: Пер. с англ. / Под ред. В. М. Потапова и Р. А. Лидина. – М.: Химия, 1983. – С. 66.
  8. Малеева В. Ф. Обобщающий урок по теме «Азотсодержащие органические соединения» // Химия в школе. – 2007. – № 3. – С. 25–29.
Аннотация:
Предложены различные варианты использования бесплатных общедоступных сервисов Всемирной паутины в обучении химии. Показано, как можно разнообразить познавательную деятельность школьников на уроках и во внеурочное время, если организовать работу с генератором названий веществ (on-line naming service IUPAC) и с виртуальной химической лабораторией (IrYdium Chemistry Lab). Рассмотрены примеры применения видеоматериалов, доступных на YouTube, для активизации познавательной активности и развития критического мышления учащихся. Установлено, что ведущим условием высокой педагогической эффективности применения рассмотренных сервисов Интернет является их нацеленность на развитие ключевых информационно-коммуникативных компетенций школьников.
Заголовок:

Как мы оформляем решение расчётных задач

Аннотация:
Для оформления условия задачи автор предлагает использовать не краткую запись, как на уроках физики, а развёрнутую схему, отражающую суть химического процесса. Затем в ходе решения по схеме затем составляют уравнение реакции, обсуждают с учащимися порядок действий и оформляют его в виде логической цепочки решения (алгоритма), содержащего кроме порядка действий необходимые для расчёта формулы.
Заголовок:

Тестовые задания по теме «Азот и его соединения»

Аннотация:
Предложены три варианта разноуровневых тестовых заданий по теме «Азот и его соединения».
Заголовок:

О содержании заданий ЕГЭ по органической химии

Спиоск литературы:
  1. Корощенко А. С., Снастина М. Г. ЕГЭ 2009. Химия. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. ФИПИ. – М.: Астрель, 2009.
  2. Лидин Р. А. Химия. Тематические тренировочные задания. Уровень А, В, С. – М.: Экзамен, 2009.
  3. ржековский П. А. и др. ЕГЭ 2009. Химия. Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2009.
  4. Левина Э. М. Химия. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. – СПб: Тригон, 2009.
  5. Злотников Э. Г., Толетова М. К. ЕГЭ 2009. Химия. Сдаём без проблем. – М.: Эксмо, 2009.
  6. Каверина А. А., Медведев Ю. Н. и др. ЕГЭ 2010. Химия. Экзаменационные задания. – М.: Эксмо, 2010.
  7. Медведев Ю. Н. ЕГЭ 2009. Химия. Типовые тестовые задания. ФИПИ. – М.: Экзамен, 2009.
  8. Оржековский П. А. и др. ЕГЭ 2009. Химия. Тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2008.
  9. Соколова И. А. ЕГЭ–2009. Химия. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2008.
  10. Реутов О. А. Органическая химия, т. 1–4. – М.: Бином, 2004.
  11. Березин Б. Д., Березин Д. Б. Курс современной органической химии. – М.: Высшая школа, 1999.
  12. Травень В. Ф. Органическая химия, т. 1–2. – М.: Академкнига, 2004.
  13. Тюкавкина Н. А. Органическая химия. – М.: Дрофа, 2002.
  14. Тюкавкина Н. А., Бауков Ю. И. Биоорганическая химия. – М.: Дрофа, 2004.
  15. Химическая энциклопедия, т. 1–5. – М.: Советская энциклопедия, 1988-1998.
Аннотация:
В статье обсуждаются некоторые проблемы, связанные с использованием современных заданий ЕГЭ. В частности, анализируются конкретные примеры неточностей и ошибок, которые ещё встречаются даже в публикуемых образцах контрольных измерительных материалов. Высказывается ряд предложений по дальнейшему совершенствованию заданий.
Заголовок:

М. А. Прокофьев: ученый, гражданин, просветитель

Аннотация:
Статья посвящена 100-летию со дня рождения М. А. Прокофьева.
Заголовок:

Зависимость скорости реакции от температуры, или Кто прав: Вант-Гофф или Аррениус

Спиоск литературы:
  1. Браун Т., Лемей Г. Ю. Химия ― в центре наук. Т. 2. ― М.: Мир, 1983.
  2. икерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. Т. 2. ― М.: Мир, 1982.
  3. Ерёмин В. В. Теоретическая и математическая химия для школьников. ― М.: МЦНМО, 2007.
  4. Леенсон И. А. Почему и как идут химические реакции. ― М.: Мирос, 1995.
  5. Леенсон И. А. Химические реакции: Пособие для учителей. ― М.: Астрель, 2002.
  6. Пурмаль А. П., Розенберг Е. Л. Общая химия: Пособие для учителей. ― М.: Просвещение, 1978.
  7. Пурмаль А. П., Слободецкая Е. М., Травин С. О. Как превращаются вещества // Библиотечка журнала «Квант». ― Вып. 36. ― М.: Наука, 1984.
Аннотация:
В статье рассматривается, от каких факторов зависит скорость химических реакций, что такое энергия активации и почему катализатор ускоряет химический процесс.
Заголовок:

Экологические аспекты совершенствования школьного химического эксперимента при развивающем обучении

Спиоск литературы:
  1. Правила безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ // Химия в школе. ― 2005. ― № 1. ― С. 50–58; 2005. ― № 2. ― С. 57.
  2. Сурин Ю. В., Юрова Н. С., Попкова Е. В. Проблемно-развивающие опыты с бесцветными растворами солей железа(111). ― 2009. ― № 1. ― С. 50–55.
  3. Угай Я. И. Общая и неорганическая химия: Учеб. для вузов. ― 2-е изд., испр. ― М.: Высшая школа, 2000. С. 302.
  4. Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. А. Реакции неорганических веществ: справочник. ― 2-е изд., перер. и доп. ― М.: Дрофа, 2007. ― С. 152.
Аннотация:
Применение описанных в статье проблемных опытов активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию их творческих способностей и повышает интерес к изучаемой науке. А экологические аспекты данной работы способствуют решению таких задач, как внедрение более безопасных химических опытов, сохранение здоровья учащихся.
Заголовок:

Фермент уреаза как объект ученического исследования

Спиоск литературы:
  1. Гусева К. Е., Проскурина И. К. Разработка химического эксперимента с экологическим содержанием // Химия в школе. ―2002. ― № 10. ― С. 72–74.
  2. Кульберг Л. М. Синтезы органических реактивов для неорганического анализа. ― М.: ГОНТИ, 1947.
  3. Самнер Дж. Химия ферментов и методы их исследования / Пер с англ. Под ред. В. А. Энгельгардта. ― М., 1948.
  4. Цыганов А. Р. Биохимия. Практикум: Учебное пособие. ― Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
  5. Шеховцева Т. Н. Ферменты: их использование в химическом анализе // Соросовский образовательный журнал. ― Т. 6. ― 2000. ― № 1. ― С. 44–48.
Аннотация:
Исследовательская и проектная деятельность школьников стала неотъемлемым атрибутом современной школы. Имеются направления исследований, которые вполне можно реализовать в скромно оснащённой школьной лаборатории. Одно из таких исследований ― изучение ферментативных реакций и свойств ферментов. Прекрасным объектом исследования служит фермент уреаза.
Заголовок:

демонстрация взаимодействия ионов Fe3+ с роданид-ионами

Аннотация:
Реакция комплексообразования ионов Fe3+ с роданид-ионами очень красивая и познавательная. Этот демонстрационный эксперимент основан на различии цветов аква-ионов Fe3+, роданидного и фторидного комплексов. Аква-ион Fe3+ имеет жёлтую, а в разбавленных растворах почти бесцветную окраску, роданидный комплекс очень интенсивно поглощает свет и имеет кроваво-красную окраску, фторидный комплекс в растворе бесцветен.
Заголовок:

Тематический вечер «Ода мёду»

Спиоск литературы:
  1. Донцов В. В., Донцов И. В. Лекарственные растения и продукты пчеловодства: целебные свойства лекарственных трав и мёда. – Нижний Новгород: Флокс, 1992.
  2. Серёгин И. Г., Уша Б. В. Лабораторные методы в ветеринарно-санитарной экспертизе пищевого сырья и готовых продуктов. – СПб.: Издательство «РАПП», 2008.
Аннотация:
Несомненно, что сфера использования мёда как ценного продукта питания и эффективного оздоравливающего средства расширяется по мере познания человеком его свойств и возможностей в борьбе с отрицательными последствиями современных условий жизни. Мёд, к тому же, очень интересный и удобный объект исследовательской работы школьников на занятиях химического кружка или факультатива, имеющих экологическую направленность. Предложен сценарий тематического вечера, который является своеобразным итогом работы химического кружка.
Заголовок:

Кто вы, мистер Астон?

Спиоск литературы:
  1. Данин Д. С. Резерфорд. ― М.: Молодая гвардия, 1966.
  2. Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Ч. 2 / Гл. ред. В. А. Володин. ― М.: Аванта+, 2002.
Аннотация:
В статье приведены факты из жизни лауреата Нобелевской премии Ф. У. Астона, рассказывается о его дружбе с Э. Резерфордом, описываются его научные изыскания.
Title:

International Chemical Olympiad: progress, mistakes, disappointments

Summary:
The results of International Chemistry Olympiad (IChO) of 2010 are analyzed. Various approaches to composing the IChO problems are discussed on the basis of statistical data. The future prospects of IChO are discussed.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
Associate Head of the Legal Department of the Administration of the All-Russian Trade Union of the Education is answering our readers’ questions.
Title:

Element # 117 has been isolated

List of references:
  1. Element, receiving element, superheavy elements, target, nucleus, nuclide, isotopes.
Summary:
Berdonosov S.S.. Adress: Moscow. Workplace: Moscow State University Named After M.V. Lomonosov.
Title:

On methods of estimation of chemical competencies

Summary:
New demands for the results of education marked the necessity of the development of the estimation system of students’ competence which we consider to be the indicator of the quality of school-leavers’ training. The author of the article mentions the effectiveness of complex approach to the estimation of school achievements done with the help of traditional and innovative tools. The author also pays attention to the effectiveness of the application of accumulating accountant system of results and calculation of rating number.
Title:

About using elements of museum pedagogics at chemistry lessons

Summary:
One of the ways of developing fundamental culture of schoolchildren is getting them joined museum values of the native school and their town. Including elements of museum pedagogics into an educational process activates schoolchildren, mobilizes and develops their abilities, and stimulates curiosity. The author narrates about an opportunity of using elements of museum pedagogics at chemistry lessons.
Title:

Team ways of training at organic chemistry classes

Summary:
Using team ways of organizing learning activity allows to the full extent to settle complex tasks of forming not only abilities of students to think independently, to get and apply knowledge, but also forming of key competencies, which include skills to organize their own learning activity, to collaborate in diversified teams, to be open for new contacts, and the ability to make decisions in a complicated situation. Didactic cards for working following methods of task mutual exchange based on Rivin-Bazhenov principles while studying hydrocarbons are offered.
Title:

Integrative and humanitarian approach while studying metals

Summary:
The author offers an integrative and humanitarian approach to teaching chemistry, in the basis of which there is an integration of natural and humanitarian knowledge, in which intra- and inter-subject connections play the role of the main mechanism and an integration mean. The author also provides a design of the feedback chemistry lesson in the 9th Form on the subject of “Metals” based on integrative and humanitarian approach.
Title:

Services of the World Wide Web to Teach Chemistry

Summary:
Proposed use of free services of the World Wide Web to teach chemistry. Shows how you can diversify students' knowing activity if to use on-line naming service IUPAC and virtual chemical laboratory (IrYdium Chemistry lab). Considered examples of video available on YouTube, for enhancing cognitive activity and development of critical thinking. Found that leading condition high educational effectiveness of reviewed Internet services is their focus on the development of key information and communicative competence schoolchildren.
Title:

The way we present the solution of computative tasks

Summary:
To formulate task conditions, the author suggests, that they should use not the short form, as at physics lessons, but rather an expanded scheme, which reflects the essence of a chemical process. Then in the course of the task- solving they compile the equation, discuss with students the order of actions and formulate it in the form of a logical chain of solving (algorithm), which contains, except of the order of actions, necessary for calculations formulas.
Title:

Test tasks on the subject of “Nitrogen and its compounds”

Summary:
Three variants of test tasks of different levels on the subject of “Nitrogen and its compounds” are offered.
Title:

About the content of organic chemistry tasks of the Unified State Exam

Summary:
Certain problems connected with using modern tasks of the United State Exam are discussed in the article. Particularly, examples of indiscretions and mistakes, which can be still met even in the published samples of controlling and measuring materials. A number of suggestions is expressed on the further tasks improvement.
Title:

Dependence of a reaction speed on temperature, or Who is right: Van’t Hoffor Arrhenius

Summary:
The article is dedicated to the 100th anniversary since the birthday of M.A. Prokofiev
Title:

Dependence of a reaction speed on temperature, or Who is right: Van’t Hoffor Arrhenius

Summary:
The article examines the forces, the speed of a chemical reaction depends on, what activation energy means, and why a catalyst accelerates a chemical process.
Title:

Ecological aspects of perfecting school chemical experiment when developingteaching.

Summary:
Applying described in the article problem experiments activates thinking activity of students, promotes their creative abilities, and increases their concern in the studied science, while ecological aspects encourage solving such tasks as introduction of safer chemical experiments and health protection of students.
Title:

Ferment urease as an object of student research

Summary:
Student research and project activity became an integrated attribute of a contemporary school. There are research directions, which can be easily implemented in a modesty equipped school laboratory. One of such investigations is studying fermentative reactions and ferment behavior. An excellent research object is ferment urease.
Title:

demonstration of interaction between Fe3+ ions and rhodanate-ions

Summary:
A complex-forming reaction between Fe3+ ions and rhodanate-ions is very beautiful and cognitive. This demonstrational experiment is based on the difference of colors of Fe3+ aqua-ions, rhodanate, and fluoride complexes. Fe3+ aqua-ion features yellow color, while it is of almost achromatic in dilute solutions, a rhodanate complex absorbs light intensively and has bloody-red color, and fluoride complex is colorless in a solution.
Title:

Theme party “Ode to Honey”

Summary:
Without doubt the sphere of using honey as a food product and an effective revitalizing remedy keeps broadening out as far as a man cognizes its behavior and opportunities in a struggle against negative consequences of modern life conditions. Honey, furthermore, is a very interesting and convenient object of research work of students during classes of chemical circle or optional courses, focused on ecological issues. The scenario of a theme party, which is an original final result of the work of a chemical circle is offered.
Title:

Who are you, Mister Aston?

Summary:
The article provides facts from the life of the winner of the Nobel Prize F.W. Aston, tells us about his friendship with Ernest Rutherford, and describes his scientific investigation.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.