Заголовок:
Школьное естественно-научное образование: история, итоги и перспективы
Список литературы:
- Кудрявцев Л. Д. Среднее образование. Проблемы. Раздумья. - М.: МГУП, 2003.
- Прокофьев М. А. Послевоенная школа России. - М.: МИРОС, 1997.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. № 874.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1973 г. № 463.
- Ленин В. И. ПСС. – Т. 24. - С. 361.
- Постановление Пленума ЦК КПСС от 12 ноября 1958 г.
Аннотация:
Проблемы образования (преимущественно естественно-научного и математического в средней школе) в СССР (1950–1991) и в Российской Федерации рассматриваются в контексте государственных законов и реальных результатов, включая экзамены. Делается вывод, что в 1970-е гг. уровень подготовки снизился по сравнению с 50-ми гг. и особенно разрыв между средним образованием и требованиями вступительных экзаменов в вузы. Причины такой ситуации обсуждаются в деталях.
Ключевые слова:
школьное образование, естественно-научное образование, уровень образования.
Заголовок:
А как по закону?..
Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Ключевые слова:
Заголовок:
Карбонаты в жизни планеты и в человеческом обществе
Список литературы:
- Булах А. Г. Камни, среди которых живут горожане // Соросовский
- образовательный журнал. — Т. 7. — 2001. — № 9. — С 68–74.
- Добровольский В. В. Химия земли. — М.: Просвещение, 1980.
- Камни мира (самые красивые и знаменитые) — М.: Аванта+, 2001.
- Кантор Б. З. Беседы о минералах. — М.: Астрель, 1991.
- Куликов Б. Ф. Словарь камней-самоцветов. — М.: Недра, 1988.
- Куликов Б. Ф. Азбука камней-самоцветов (поверья о камнях). — М.: Терра, 1996.
- Мироненко А. А. Наутилусы и аммониты в Московском метро // Наука и жизнь. — 2004. — № 5.
- Павлинова Н. В. Наука о камне: история развития и связь с химией // Химия в школе. — 1994. — № 1. — С. 45.
- Смит Г. Драгоценные камни. — М.: Мир, 1984.
- Соболевский В. И. Замечательные минералы (книга для учащихся). — М.: Просвещение, 1983.
- Уокер Дж. Камни и минералы. — М.: Фламинго, 1996.
Аннотация:
В статье рассматривается поведение неорганических соединений углерода в природе; минералы и горные породы, образованные карбонатами; их использование в архитектуре, скульптуре и в других областях.
Ключевые слова:
углекислый газ, карбонатное равновесие, известковые отложения, минералы, горные породы, известняк, мрамор, архитектура, скульптура, разрушениезданий.
Заголовок:
К решению проблемы повышения осознанности знаний
Список литературы:
- Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2006 г.) http://www.centeroko.ru (официальный сайт Российской академии образования: Институт содержания и методов обучения. Центр оценки качества образования).
- Основные результаты международного исследования качества школьного математического и естественно-научного образования TIMSS-2007. Краткий отчёт. Москва, 2008. http://www.centeroko.ru (официальный сайт Российской академии образования: Институт содержания и методов обучения. Центр оценки качества образования).
- Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? - М., Знание, 1978.
- Мещерякова Л. М. Использование метода теоретического моделирования для повышения осознанности знаний по химии. Дисс… к.п.н. - М., 2009.
- Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия». – 2002. - С. 127-141.
- Нифантьев Э. Е., Оржековский П. А. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Мнемозина, 2009.
- Чертков И. Н., Корощенко А. С., Цветков Л. А. и др. Обучение химии в 10 классе: Кн. для учителя. В 2 ч.: Ч. 1. – М.: Просвещение, 1992.
Аннотация:
В статье приведены примеры и обсуждаются причины низкой осознанности теоретических знаний учащихся теории строения органических соединений. В качестве одного из условия повышения осознанности знаний рассматривается формирование личностных смыслов познания на этапе актуализации знаний. Рассмотрены методические приемы создания ситуации субъективной необходимости изучения теории, приведены примеры содержания этапов актуализации знаний на нескольких уроках.
Ключевые слова:
Осознанность знаний учащихся, теория строения органических соединений, этапактуализации знаний, личностные смыслы познания.
Заголовок:
Модульное изучение теоретических основ органической химии
Аннотация:
Предлагается модульная программа по изучению темы «Теоретические основы строения органических соединений», которая содержит конкретные цели, которые достигнет ученик, проработав модульную программу, перечень учебных материалов, подробные инструкции для учащихся, рекомендации учителя для их поэтапного изучения, закрепления, контроля и самоконтроля, а также сами учебные материалы.
Ключевые слова:
модульное обучение, теория химического строения.
Заголовок:
Из опыта использования кластеров
Список литературы:
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. – М:, Дрофа, 2004.
- Гузеев В. В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.
- Коровин Д. Что такое кластер? // Компьютера. – 2002. - № 5.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003.
- Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. – 2003. - № 5.
- Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты // Образование в современной школе. – 2000. - № 7.
Аннотация:
Удобный приём систематизации знаний по той или иной проблеме при изучении химии – составление кластеров. Его использование позволяет активизировать учащихся на начальном этапе урока и обобщить приобрётенные знания в конце его. Автор рассматривает этот прием на примере изучения темы «Алкены».
Ключевые слова:
кластер, графическое представление информации.
Заголовок:
Образовательные технологии: кейс-технология
Аннотация:
Кейс-технология – это образовательная технология, основанная на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения, в печатном или компьютерном варианте. Приведено описание урока повторения и систематизации знаний с использованием кейс-технологии по теме «Железо – многоликий металл»
Ключевые слова:
кейс-технология, активные методы обучения, железо, соединения железа.
Заголовок:
Формирование экологических знаний при изучении фосфора и его соединений
Список литературы:
- Гуревич П. А. Химия для учащихся, учителей и студентов (задачи, тесты, объяснения и решения) / П. А. Гуревич, В. К. Половняк, М. А. Хусаинов// Под ред. чл.-кор. РАН проф. О. Г. Синяшина. — Казань: РИЦ «Школа», 2006.
- Глинка Н. Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. И. Ермакова. — 30 изд., испр. — М.: Интеграл-Пресс, 2006.
- Хохлов А. В. География мировой фосфатной промышленности. Интернет- ресурс. Сайт: «Экономическая география». — Консалтинговая компания «Влант».
- Пак М. С. Дидактика химии: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Аннотация:
В статье рассмотрена проблема изучения химического элемента с точки зрения естественно-научных дисциплин, предложена оригинальная методика изучения химического элемента фосфора с применением знаний из химии, биологии, географии, физики, экологии. Представлен конкретный анализ рассмотрения аллотропных состояний фосфора и приведена их классификация. Подобный метод изучения химического элемента формирует у учащихся умения использовать литературные произведения в курсах естественно-научных дисциплин, применять знания биологии, географии, физики и экологии при изучении химии.
Ключевые слова:
эколого-направленный подход к изучению фосфора, вопросы изучения химическихэлементов в курсах естественно научных дисциплин, применение знанийбиологии, географии, физики, химии и экологии при изучении химическихэлементов.
Заголовок:
Игра-путешествие по теме «Типы химических реакций»
Аннотация:
Предлагается разработка урока обобщения и систематизации знаний учащихся 8- го класса в форме игры-путешествия. В ходе этого урока восьмиклассники участвуют в нескольких дидактических играх.
Ключевые слова:
типы химических реакций, дидактические игры, игра-путешествие.
Заголовок:
О проведении интегрированных уроков в 8-м классе
Список литературы:
- Ильина И. Ю., Рыженко Н. В. Интегрированный курс « Биохимия». – Химия в школе. – 2001. – № 3. – C. 28.
- Смирнова В. В., Крюкова Л. Ю. Методы математики при изучении углеводородов. – Химия в школе. – 2001. – № 3. – С. 37.
- Биктаева А. Р. Интегрированный урок химии и музыки: прикосновение к творчеству гения. – Химия в школе. – 2003. – № 3. – С. 46.
- Пацукова Л. В., Семенькова Н. И. Земля – наш общий дом. – Химия в школе. – 1997. – № 5. – С. 77.
Аннотация:
Даётся обоснование необходимости применения интеграции химии с другими дисциплинами. Авторы предлагают разработки интегрированных уроков по темам «Признаки химических реакций» и «Физические явления в химии».
Ключевые слова:
физические и химические явления, признаки химических реакций, интегративныеучебные проблемы, межпредметные связи, проблемная ситуация.
Заголовок:
К изучению скорости химической реакции
Аннотация:
На уроках необходимо не просто дать школьникам основы знаний, но и повысить долю их самостоятельной деятельности, научить их самостоятельно извлекать информацию из учебника, дополнительной литературы, использовать пройденный материал как руководство к изучению нового. В качестве иллюстрации такого подхода предложена разработка урока по теме «Скорость химической реакции. Химическая кинетика».
Ключевые слова:
самостоятельная деятельность, скорость химической реакции.
Заголовок:
Графические схемы при решении расчетных задач
Список литературы:
- Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. – М.: Просвещение, 1966.
- Кузнецова Н. Е., Герус С. А. Формирование обобщённых умений на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения // Химия в школе. – 2002. – № 5. – С. 16-20.
- Вивюрский В. Я. Использование алгоритмических предписаний при составлении химических уравнений // Химия в школе. – 1980. – № 6. – С. 30- 32.
- Дайнеко В. И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Просвещение, 1987.
- Пак М. С. Алгоритмика при изучении химии. – М.: Владос, 2000.
- Воскобойникова Н. П., Галыгина Л. В., Галыгина И. В. Повышение эффективности обучения решению расчётных задач // Химия в школе. – 2006. – № 4. – С. 38-44.
- Пальчиков Д. В. О применении алгоритмов при решении расчётных задач по химии // Химия в школе. – 1968. – № 3. – С. ??
- Новиков Ю. Е., Заречнюк О. С. Применение опорных схем при решении расчётных задач // Химия в школе. – 1990. – № 5. – С. 31-33.
- Аркавенко Л. Н. Использование знакового алгоритма при решении задач по химии // Химия в школе. – 1993. – № 5. – С. 54-55.
- Ерыгин Д. П., Орлова Л. Н. Задачи и примеры с межпредметным содержанием (химия, физика, биология): Пособие для студентов и учителей. – М.: МГПИ, 1981.
- Ерыгин Д. П., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии. – М.: Просвещение, 1989.
- Староста В. И. Как обучать осмысленному решению расчётных задач // Химия в школе. – 2002. – № 10. – С. 53-58.
- Турчен Д. Н., Шерстяных Т. Н. Одна задача – два ответа // Химия в школе. – 2009. – № 7. – С. 47-50
Аннотация:
Проведен анализ алгоритмов, используемых при обучении решению расчетных задач. Предложена и обоснована необходимость составления для каждой задачи графической схемы частного алгоритма решения. Приведено несколько примеров таких частных алгоритмов для конкретных задач.
Ключевые слова:
алгоритм, задача, решение.
Заголовок:
Скорость и механизмы химических реакций
Аннотация:
Поводом к написанию этой статьи послужили некоторые задачи, которые содержатся как в школьных учебниках и задачниках, так и в сборниках задач для вузов. Чтобы показать условность такого рода задач, необходимо совершить экскурс в химическую кинетику — раздел химии, изучающий пути протекания, механизмы и скорость химических реакций, а также зависимость скорости от условий осуществления процесса.
Ключевые слова:
химическая кинетика, скорость химической реакции, механизм химическойреакции, элементарные и сложные реакции, мономолекулярные, бимолекулярные итримолекулярные реакции.
Заголовок:
К использованию цифровой лаборатории
Список литературы:
- Дорофеев М. В., Зимина А. И., Стунеева Ю. Б. Принципы эффективного применения цифровых лабораторий // Химия в школе. — 2010. — № 2. — С. 55–63.
- Жилин Д. М. Практикум «L-микро»: Руководство для студентов. — М.: Изд-во МГИУ, 2006.
- Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. — М.: Просвещение, 1987. — (Библиотека учителя химии).
- Цифровая лаборатория «Архимед»: Методические материалы. — М.: Институт новых технологий, 2007.
- Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2000. — С. 72–102.
Аннотация:
В данной статье описываются методические рекомендации по изучению темы растворы с использованием цифровой лаборатории. В частности описывается алгоритм проведения эксперимента по изучению тепловых эффектов наблюдающихся при растворении с помощью датчика температуры.
Ключевые слова:
химический эксперимент, датчик, раствор, тепловой эффект.
Заголовок:
Разработка заданий для внутришкольной олимпиады
Аннотация:
В статье предложено несколько заданий по химии, которые учителя могли бы использовать в ходе подготовки и проведения школьного тура химико- экологической олимпиады.
Ключевые слова:
олимпиада, количество атомов, плотность, массовая доля, протоны, нейтроны, водные растворы, вулканические выбросы.
Заголовок:
Посвящение в химики
Аннотация:
В начале учебного года, когда учащиеся 8-го класса уже познакомились с некоторыми веществами и их свойствами, автор проводит внеклассное занятие «Посвящение в химики». Приведен сценарий этого праздника.
Ключевые слова:
посвящение в химики, химия.
Заголовок:
Увидевший невидимку
Список литературы:
- Данин Д. С. Нильс Бор. — М.: Молодая гвардия, 1978.
- Теоретическая физика XX века. Памяти Вольфганга Паули. — М.: ИЛ, 1962.
Аннотация:
В статье рассказывается об открытии знаменитым физиком В. Паули нейтрино.
Ключевые слова:
Вольфганг Паули, альфа-распад, ядра атомов, альфа-лучи, бета-излучения.