Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2010 № 6

Русская версия
English version
Заголовок:

Школьное естественно-научное образование: история, итоги и перспективы

Спиоск литературы:
  1. Кудрявцев Л. Д. Среднее образование. Проблемы. Раздумья. - М.: МГУП, 2003.
  2. Прокофьев М. А. Послевоенная школа России. - М.: МИРОС, 1997.
  3. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. № 874.
  4. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1973 г. № 463.
  5. Ленин В. И. ПСС. – Т. 24. - С. 361.
  6. Постановление Пленума ЦК КПСС от 12 ноября 1958 г.
Аннотация:
Проблемы образования (преимущественно естественно-научного и математического в средней школе) в СССР (1950–1991) и в Российской Федерации рассматриваются в контексте государственных законов и реальных результатов, включая экзамены. Делается вывод, что в 1970-е гг. уровень подготовки снизился по сравнению с 50-ми гг. и особенно разрыв между средним образованием и требованиями вступительных экзаменов в вузы. Причины такой ситуации обсуждаются в деталях.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом аппарата Общероссийского профсоюза образования отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:

Карбонаты в жизни планеты и в человеческом обществе

Спиоск литературы:
  1. Булах А. Г. Камни, среди которых живут горожане // Соросовский
  2. образовательный журнал. — Т. 7. — 2001. — № 9. — С 68–74.
  3. Добровольский В. В. Химия земли. — М.: Просвещение, 1980.
  4. Камни мира (самые красивые и знаменитые) — М.: Аванта+, 2001.
  5. Кантор Б. З. Беседы о минералах. — М.: Астрель, 1991.
  6. Куликов Б. Ф. Словарь камней-самоцветов. — М.: Недра, 1988.
  7. Куликов Б. Ф. Азбука камней-самоцветов (поверья о камнях). — М.: Терра, 1996.
  8. Мироненко А. А. Наутилусы и аммониты в Московском метро // Наука и жизнь. — 2004. — № 5.
  9. Павлинова Н. В. Наука о камне: история развития и связь с химией // Химия в школе. — 1994. — № 1. — С. 45.
  10. Смит Г. Драгоценные камни. — М.: Мир, 1984.
  11. Соболевский В. И. Замечательные минералы (книга для учащихся). — М.: Просвещение, 1983.
  12. Уокер Дж. Камни и минералы. — М.: Фламинго, 1996.
Аннотация:
В статье рассматривается поведение неорганических соединений углерода в природе; минералы и горные породы, образованные карбонатами; их использование в архитектуре, скульптуре и в других областях.
Заголовок:

К решению проблемы повышения осознанности знаний

Спиоск литературы:
  1. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2006 г.) http://www.centeroko.ru (официальный сайт Российской академии образования: Институт содержания и методов обучения. Центр оценки качества образования).
  2. Основные результаты международного исследования качества школьного математического и естественно-научного образования TIMSS-2007. Краткий отчёт. Москва, 2008. http://www.centeroko.ru (официальный сайт Российской академии образования: Институт содержания и методов обучения. Центр оценки качества образования).
  3. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? - М., Знание, 1978.
  4. Мещерякова Л. М. Использование метода теоретического моделирования для повышения осознанности знаний по химии. Дисс… к.п.н. - М., 2009.
  5. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия». – 2002. - С. 127-141.
  6. Нифантьев Э. Е., Оржековский П. А. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Мнемозина, 2009.
  7. Чертков И. Н., Корощенко А. С., Цветков Л. А. и др. Обучение химии в 10 классе: Кн. для учителя. В 2 ч.: Ч. 1. – М.: Просвещение, 1992.
Аннотация:
В статье приведены примеры и обсуждаются причины низкой осознанности теоретических знаний учащихся теории строения органических соединений. В качестве одного из условия повышения осознанности знаний рассматривается формирование личностных смыслов познания на этапе актуализации знаний. Рассмотрены методические приемы создания ситуации субъективной необходимости изучения теории, приведены примеры содержания этапов актуализации знаний на нескольких уроках.
Заголовок:

Модульное изучение теоретических основ органической химии

Аннотация:
Предлагается модульная программа по изучению темы «Теоретические основы строения органических соединений», которая содержит конкретные цели, которые достигнет ученик, проработав модульную программу, перечень учебных материалов, подробные инструкции для учащихся, рекомендации учителя для их поэтапного изучения, закрепления, контроля и самоконтроля, а также сами учебные материалы.
Заголовок:

Из опыта использования кластеров

Спиоск литературы:
  1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. – М:, Дрофа, 2004.
  2. Гузеев В. В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.
  3. Коровин Д. Что такое кластер? // Компьютера. – 2002. - № 5.
  4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003.
  5. Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. – 2003. - № 5.
  6. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты // Образование в современной школе. – 2000. - № 7.
Аннотация:
Удобный приём систематизации знаний по той или иной проблеме при изучении химии – составление кластеров. Его использование позволяет активизировать учащихся на начальном этапе урока и обобщить приобрётенные знания в конце его. Автор рассматривает этот прием на примере изучения темы «Алкены».
Заголовок:

Образовательные технологии: кейс-технология

Аннотация:
Кейс-технология – это образовательная технология, основанная на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения, в печатном или компьютерном варианте. Приведено описание урока повторения и систематизации знаний с использованием кейс-технологии по теме «Железо – многоликий металл»
Заголовок:

Формирование экологических знаний при изучении фосфора и его соединений

Спиоск литературы:
  1. Гуревич П. А. Химия для учащихся, учителей и студентов (задачи, тесты, объяснения и решения) / П. А. Гуревич, В. К. Половняк, М. А. Хусаинов// Под ред. чл.-кор. РАН проф. О. Г. Синяшина. — Казань: РИЦ «Школа», 2006.
  2. Глинка Н. Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. И. Ермакова. — 30 изд., испр. — М.: Интеграл-Пресс, 2006.
  3. Хохлов А. В. География мировой фосфатной промышленности. Интернет- ресурс. Сайт: «Экономическая география». — Консалтинговая компания «Влант».
  4. Пак М. С. Дидактика химии: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Аннотация:
В статье рассмотрена проблема изучения химического элемента с точки зрения естественно-научных дисциплин, предложена оригинальная методика изучения химического элемента фосфора с применением знаний из химии, биологии, географии, физики, экологии. Представлен конкретный анализ рассмотрения аллотропных состояний фосфора и приведена их классификация. Подобный метод изучения химического элемента формирует у учащихся умения использовать литературные произведения в курсах естественно-научных дисциплин, применять знания биологии, географии, физики и экологии при изучении химии.
Заголовок:

Игра-путешествие по теме «Типы химических реакций»

Аннотация:
Предлагается разработка урока обобщения и систематизации знаний учащихся 8- го класса в форме игры-путешествия. В ходе этого урока восьмиклассники участвуют в нескольких дидактических играх.
Заголовок:

О проведении интегрированных уроков в 8-м классе

Спиоск литературы:
  1. Ильина И. Ю., Рыженко Н. В. Интегрированный курс « Биохимия». – Химия в школе. – 2001. – № 3. – C. 28.
  2. Смирнова В. В., Крюкова Л. Ю. Методы математики при изучении углеводородов. – Химия в школе. – 2001. – № 3. – С. 37.
  3. Биктаева А. Р. Интегрированный урок химии и музыки: прикосновение к творчеству гения. – Химия в школе. – 2003. – № 3. – С. 46.
  4. Пацукова Л. В., Семенькова Н. И. Земля – наш общий дом. – Химия в школе. – 1997. – № 5. – С. 77.
Аннотация:
Даётся обоснование необходимости применения интеграции химии с другими дисциплинами. Авторы предлагают разработки интегрированных уроков по темам «Признаки химических реакций» и «Физические явления в химии».
Заголовок:

К изучению скорости химической реакции

Аннотация:
На уроках необходимо не просто дать школьникам основы знаний, но и повысить долю их самостоятельной деятельности, научить их самостоятельно извлекать информацию из учебника, дополнительной литературы, использовать пройденный материал как руководство к изучению нового. В качестве иллюстрации такого подхода предложена разработка урока по теме «Скорость химической реакции. Химическая кинетика».
Заголовок:

Графические схемы при решении расчетных задач

Спиоск литературы:
  1. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. – М.: Просвещение, 1966.
  2. Кузнецова Н. Е., Герус С. А. Формирование обобщённых умений на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения // Химия в школе. – 2002. – № 5. – С. 16-20.
  3. Вивюрский В. Я. Использование алгоритмических предписаний при составлении химических уравнений // Химия в школе. – 1980. – № 6. – С. 30- 32.
  4. Дайнеко В. И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Просвещение, 1987.
  5. Пак М. С. Алгоритмика при изучении химии. – М.: Владос, 2000.
  6. Воскобойникова Н. П., Галыгина Л. В., Галыгина И. В. Повышение эффективности обучения решению расчётных задач // Химия в школе. – 2006. – № 4. – С. 38-44.
  7. Пальчиков Д. В. О применении алгоритмов при решении расчётных задач по химии // Химия в школе. – 1968. – № 3. – С. ??
  8. Новиков Ю. Е., Заречнюк О. С. Применение опорных схем при решении расчётных задач // Химия в школе. – 1990. – № 5. – С. 31-33.
  9. Аркавенко Л. Н. Использование знакового алгоритма при решении задач по химии // Химия в школе. – 1993. – № 5. – С. 54-55.
  10. Ерыгин Д. П., Орлова Л. Н. Задачи и примеры с межпредметным содержанием (химия, физика, биология): Пособие для студентов и учителей. – М.: МГПИ, 1981.
  11. Ерыгин Д. П., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии. – М.: Просвещение, 1989.
  12. Староста В. И. Как обучать осмысленному решению расчётных задач // Химия в школе. – 2002. – № 10. – С. 53-58.
  13. Турчен Д. Н., Шерстяных Т. Н. Одна задача – два ответа // Химия в школе. – 2009. – № 7. – С. 47-50
Аннотация:
Проведен анализ алгоритмов, используемых при обучении решению расчетных задач. Предложена и обоснована необходимость составления для каждой задачи графической схемы частного алгоритма решения. Приведено несколько примеров таких частных алгоритмов для конкретных задач.
Заголовок:

Скорость и механизмы химических реакций

Аннотация:
Поводом к написанию этой статьи послужили некоторые задачи, которые содержатся как в школьных учебниках и задачниках, так и в сборниках задач для вузов. Чтобы показать условность такого рода задач, необходимо совершить экскурс в химическую кинетику — раздел химии, изучающий пути протекания, механизмы и скорость химических реакций, а также зависимость скорости от условий осуществления процесса.
Заголовок:

К использованию цифровой лаборатории

Спиоск литературы:
  1. Дорофеев М. В., Зимина А. И., Стунеева Ю. Б. Принципы эффективного применения цифровых лабораторий // Химия в школе. — 2010. — № 2. — С. 55–63.
  2. Жилин Д. М. Практикум «L-микро»: Руководство для студентов. — М.: Изд-во МГИУ, 2006.
  3. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. — М.: Просвещение, 1987. — (Библиотека учителя химии).
  4. Цифровая лаборатория «Архимед»: Методические материалы. — М.: Институт новых технологий, 2007.
  5. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2000. — С. 72–102.
Аннотация:
В данной статье описываются методические рекомендации по изучению темы растворы с использованием цифровой лаборатории. В частности описывается алгоритм проведения эксперимента по изучению тепловых эффектов наблюдающихся при растворении с помощью датчика температуры.
Заголовок:

Разработка заданий для внутришкольной олимпиады

Аннотация:
В статье предложено несколько заданий по химии, которые учителя могли бы использовать в ходе подготовки и проведения школьного тура химико- экологической олимпиады.
Заголовок:

Посвящение в химики

Аннотация:
В начале учебного года, когда учащиеся 8-го класса уже познакомились с некоторыми веществами и их свойствами, автор проводит внеклассное занятие «Посвящение в химики». Приведен сценарий этого праздника.
Заголовок:

Увидевший невидимку

Спиоск литературы:
  1. Данин Д. С. Нильс Бор. — М.: Молодая гвардия, 1978.
  2. Теоретическая физика XX века. Памяти Вольфганга Паули. — М.: ИЛ, 1962.
Аннотация:
В статье рассказывается об открытии знаменитым физиком В. Паули нейтрино.
Title:

School natural sciences education: history, outcome and perspectives

Summary:
Problems of education (mainly of science and math education in secondary school) in the USSR (1950-1991) and in the Russian Federation are reviewed in the context of the State Laws and real results, including exams. It is concluded that in 1970s the level of training take a turn to the worse in comparison with 50s and particularly the gap between secondary and education at university level became much higher. The reason of such situation is discussed in detail.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
Associate Head of the Legal Department of the Administration of the All- Russian Trade Union of the Education is answering our readers’ questions
Title:

Carbonates in the life our planet and in the human society

Summary:
The article describes behavior of carbon inorganic compounds in nature; minerals and rocks, created by carbonates; their using in architecture, sculpture and other fields.
Title:

On the issue of solving the problem of increasing awareness of theknowledge

Summary:
In the article the reasons of increasing awareness of theoretical knowledge in the organic chemistry are being discussed and there are examples of them. The formation of personal senses of cognition at the stage of knowledge actualization is being considered as one of the conditions of increasing awareness of knowledge. Methods of how to create the situation of the necessity to study the theory have been viewed, the examples of content of the stages of knowledge actualization at several lessons have been showed.
Title:

Modular study of theoretical fundamentals of organic chemistry

Summary:
The modular program towards studying theme “Theoretical fundamentals of structure of organic compounds” is offered, which contains specific purposes, which a student will reach, when having the modular program, a list of learning materials, detailed students’ instructions and teacher’s recommendations on their phased study, feedback, control and self-control as learning materials themselves as well, worked through.
Title:

Sharing the experience of using clusters

Summary:
A convenient way of systematization of knowledge on this or that issue while studying chemistry is compiling clusters. Using this method allows to activate students at the initial stage of a lesson and to generalize acquired knowledge in its end. The author considers this method by the example of studying theme “Ethylenes”.
Title:

Educational technologies: a case-technology

Summary:
A case-technology is an educational technology based on providing information and educational resources in the form of special kits (cases) of educational and methodical materials meant for study, in its printed or computer mode, to students. The description of a lesson of feedback and knowledge systematization on the subject of “Ferrum is a metal of many faces” is given.
Title:

Forming ecological knowledge when studying phosphorus and its copmpounds

Summary:
The article posits the problem of studying chemical element from the point of view of natural-science disciplines. It offers the original method of studying chemical element of phosphorus applying knowledge of chemistry, biology, geography, physics and ecology. The article gives the definite way of analysis of phosphorus allotropic conditions states and presents their classification. Such method of studying chemical element forms pupils’ ability to use literary works in the courses of natural-science disciplines, to apply knowledge of biology, geography, physics and ecology in the course of studying chemistry.
Title:

A game-voyage on the subject of “The types of chemical reactions”

Summary:
The design of a lesson of knowledge feedback and systematization for students of the 8th Form in the mode of a game-voyage is offered. During that lesson students of the 8th Form take part in several didactic games.
Title:

On conducting integrated lessons in the 8th Form

Summary:
The substantiation of necessity of using the integration of chemistry with other disciplines is given. The authors offer designs of integrated lessons on the subjects of “Signs of chemical reactions” and “Physical phenomena in chemistry”.
Title:

Towards the study of a rate of chemical reaction

Summary:
It is important, while at lessons, not only to give fundamentals of knowledge to students, but also to increase a share of their independent activity, to teach them to gain information independently out of textbooks, additional literature, to use material learned as a manual to learn new. As an example to illustrate such an approach the design of a lesson on the subject of “A rate of chemical reaction. Chemical kinetics” is offered.
Title:

Graphic schemes in the solutions of the exercises with calculations

Summary:
The algorithm analysis, used in calculated exercise training is fulfilled. A necessity of the creation of graphic scheme for the particular algorithm of the solution is grounded and given. We cite some examples of these algorithms for the certain tasks.
Title:

Rate and mechanisms of chemical reactions

Summary:
Some tasks, which may be found in school textbooks and books of mathematical problems as in workbooks for universities as well served as a reason to write this article. To show conventionality of tasks of such type it is necessary to make a trip into chemical kinetics, which is a field of chemistry, which studies ways of course, mechanisms and rates of chemical reactions as condition-response relationship as well.
Title:

Towards the use of a digital laboratory

Summary:
In given article methodical recommendations about studying of a theme solutions with use of digital laboratory are described. In particular the algorithm of carrying out of experiment on studying of thermal effects observed is described at dissolution by means of the temperature gauge.
Title:

Developing tasks for internal school Olympiad

Summary:
The article offers several chemistry tasks, which teachers could use in the course of preparation and conduction of the school round of chemical and ecological Olympiad.
Title:

Consecration into chemists

Summary:
In the beginning of a school year, when the students of the 8th Form have already got acquainted with some matters and their properties, the author conducts a post-curriculum study “Consecration into chemists”. A scenario of such a holiday is provided.
Title:

One who has seen an invisible being

Summary:
The article narrates about discovery of a neutrino by famous physicist W. Pauli.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.