Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2010 № 4

Русская версия
English version
Заголовок:

Держу в руках кусочек мела

Аннотация:
Автор размышляет о том, что главное в работе учителя, какие цели учитель ставит перед собой, о необходимости в процессе обучения развивать способности учащихся и учить их обобщённым способам деятельности.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:

Изоэлектронные частицы и строение молекул

Спиоск литературы:
  1. Кемпбел Дж. Современная общая химия. В 3-х т. — М.: Мир. 1975. — Т. 1. — С. 529.
  2. Сыркин Я. К., Дяткина М. Е. Химическая связь и строение молекул. — М.;Л.: ГНТИ химической литературы, 1946. — С. 165.
  3. Ниденцу К., Даусон Дж. Химия боразотных соединений. — М.: Мир, 1968.
  4. Пиментел Г., Спратли Р. Как квантовая механика объясняет химическую связь. — М.: Мир, 1973. — С. 264.
Аннотация:
Обоснована целесообразность использования представлений об изоэлектронности молекул, ионов и кристаллических структур при изучении химических связей, а также строения и свойств неорганических и органических соединений. Рассмотрены ряды изоэлектронных частиц с одним, двумя и тремя атомами элементов второго периода периодической системы элементов. Внутри одного ряда может возникать различие в электронной структуре, связанное с делокализацией электронов π-связей. Обращено внимание на сходство электронных структур молекулы озона, формиат-иона и нитрогруппы.
Заголовок:

Групповая технология на уроках развивающего дифференцированного обучения

Спиоск литературы:
  1. Гузеев В. В. Интегральная образовательная технология. – М.: Знание. – С. 34–65.
  2. Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  3. Гузеев В. В. Поколения образовательных технологий: интегральные технологии // химия в школе. – 2003. – № 10. – С. 16–24
  4. Кудрявцева Ю. А. Интегральная технология. Разработка уроков химии. [Электрон. ресурс] / Издательский дом «Первое сентября». Газета «Химия». – Режим доступа: http://him.1september.ru/articlef.php?ID=200403504
Аннотация:
Описана технология организации и проведения уроков развивающего дифференцированного обучения учащихся в форме семинара-практикума. На примере темы «Основные классы неорганических соединений» в 8 классе показана деятельность учителя по учету индивидуальных особенностей школьников, руководство их продвижением по индивидуальной образовательной траектории. Показана технология учета индивидуальных достижений учащихся. Показаны способы формирования групп учащихся разных типов, описаны возможности руководства деятельностью групп на уроке, а также познавательные задачи, решаемые на уроках.
Заголовок:

Организация и проведение урока-исследования

Спиоск литературы:
  1. Шняткина Т. К., Половняк В. К. Уроки горящей свечи // Химия в школе. – 2001. – № 9. – С. 43.
Аннотация:
В учебном процессе должны найти применение учебно-поисковые, творческие направления (уроки-исследования, учебно-игровая деятельность, приёмы развития критического мышления и др.). Тогда обучение будет носить развивающий, личностно ориентированный характер. Важно знакомить учащихся с основами научного исследования, моделируя его на уроке. Одновременно решается не менее важная задача изучения предмета – всестороннее развитие личности, её интеллектуальное и нравственное совершенствование, повышение активности и творческого потенциала. В статье рассматривается методика организации и проведения урока-исследования, а также приведена разработка урока по теме «Горение свечи».
Заголовок:

Развитие организационных умений как условие непрерывного самообразования

Спиоск литературы:
  1. Шамова Т. И. Избранное. – М.: Центральное издательство, 2004.
  2. Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч. – 2000. – № 7. – С. 5–16.
  3. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. – М: Просвещение, 1983.
  4. Фридман Л. М. Формирование у учащихся общеучебных умений. – Мн.: ИПК образования, 1995.
Аннотация:
Быстро растущие темпы развития науки и техники, расширяющееся информационное пространство диктуют необходимость развития у человека способностей к самообучению и принятию самостоятельных решений. Хорошо развитые организационные умения не только увеличивают интенсивность познания, сокращают затрачиваемое время, но и определяют возможность включения учащихся в процесс самообразования. Для формирования организационных умений необходимо включать в процесс обучения специальные приёмы, создавать условия для проявления активной позиции учащихся, которая будет обусловливать необходимость организации своей образовательной деятельности.
Заголовок:

К методике применения средств наглядности при формировании химических понятий

Спиоск литературы:
  1. Зарубин Е. П. Химические свойства кислорода. Проект урока в 8-м классе // Химия (ИД «Первое Сентября»). – 2009. – № 6. – С. 41–48.
  2. Кузнецова Л. М. Новая технология обучения химии. 8 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2006.
  3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 8 класс: Учебник для общеобр. Учреждений. – М.: Русское слово – РС, 2009.
  4. Кузнецова Н. Е. и др.??? Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  5. Борисов И. Н. Методика преподавания химии. – М.: Учпедгиз, 1956.
  6. Ахметов М. А. Индивидуально ориентированное обучение химии в общеобразовательной школе: монография. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009.
  7. Носова Н. В. Интеллектуальные факторы репрезентации химических знаний учащимися старших классов: автореф. дис. …канд. псих. наук. – Вологда, 2004.
Аннотация:
В статье рассмотрена проблема определения места наглядных средств обучения при формировании у школьников химических понятий. Сформулированная гипотеза состояла в том, что для улучшения результатов обучения химии изучение нового материала следует начинать с наглядно-образного представления и организации практической деятельности учащихся по ознакомлению с изучаемыми объектами и явлениями. Экспериментальная проверка подтвердила справедливость выдвинутой гипотезы. Вместе с тем проведенное исследование позволило выявить часть учащихся (в общеобразовательной школе 14%, в гимназии 29%), мало чувствительных к порядку представления информации в учебном процессе.
Заголовок:

Уроки изучения нового материала по теме «Карбоновые кислоты»

Аннотация:
Задавать вопросы учащимся, дать им возможность применить знания непосредственно на уроке изучения нового материала – такой методический приём использован на двух занятиях по теме «Карбоновые кислоты». Предложена разработка семинара, показано, как можно реализовать индивидуальный подход к учащимся.
Заголовок:

О развитии познавательного интереса учащихся

Спиоск литературы:
  1. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). – М.: ИИО РАО, 2008.
  2. Лапенок М. В. Организация познавательной деятельности учащихся на основе школьной системы дистанционного обучения // Образование и наука. – 2009. – № 6 (63). – С. 97–106.
Аннотация:
Использование на уроках химии информационных технологий, в том числе технологий мультимедиа и дистанционных технологий, способствует развитию познавательного интереса школьников, повышает качество усвоения учебного материала и позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся. В течение 2005-2009 г.г. выполняется работа по созданию и внедрению в школах Чкаловского района г. Екатеринбурга информационной среды дистанционного обучения. Дистанционный учебный курс общей химии структурирован в соответствие с функциональными возможностями системы дистанционного обучения и включает 200 кадров, в том числе 30 схем, 25 рисунков, 6 тестов, 12 исследовательских заданий, анимационные ролики, иллюстрирующие темы, сложные для понимания и усвоения учащимися, такие как «Строение молекулы этилена. SP2 гибридизация» и «Распознавание этилена с использованием раствора перманганата калия или бромной воды». Результаты экспериментального внедрения дистанционного учебного курса общей химии в школах города Екатеринбурга свидетельствуют о повышении мотивации к изучению химии.
Заголовок:

Занимательные задачи при развитии творческого потенциала учащихся

Спиоск литературы:
  1. Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. – 1983. – № 2. – С. 35–42.
Аннотация:
В данной статье представлены занимательные задачи по химии с нестандартными условиями для учащихся 8-11 классов, способствующих развитию их творческой и интеллектуальной деятельности. Предлагаемые задания можно использовать для закрепления и расширения знаний учащихся, для подготовки к участию в химических олимпиадах, интеллектуальных марафонах и других конкурсах.
Заголовок:

Об объективности оценок ЕГЭ

Спиоск литературы:
  1. Бердашкевич А. Российская школа: стратегия развития // Народное образование. – 2009. – № 2. – С. 11–15.
  2. Реморенко И. О правоприменительной практике Единого государственного экзамена // Народное образование. – 2009. – № 1. – С. 20–23.
  3. Аванесов В. Проблема объективности педагогических измерений // Педагогические измерения. – 2008. – № 3. – С. 3–40.
  4. Spearmen C. Demonstration of formulae for true measurement of correlation // Am. J. of Psychology. – 1907. – № 18. – P. 160–169.
  5. Бердшанский М. Е. Когнитивный мониторинг: диагностика уровня понимания // Школьные технологии. – 2003. – № 2. – С. 166–182.
  6. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М.: Логос, 2002.
  7. Горбунова Л.Г. Оценка знаний студентов (отметка или индекс успеваемости). – Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 2008.
  8. Горбунова Л. Г., Караваев С. Ю. Применение современных технологий тестирования при оценке качества тестов по химии // Актуальные проблемы химического образования. – Нижний Новгород: НГПУ, 2008. – С. 92–94.
  9. Российский и зарубежный опыт построения систем образовательного тестирования. – М.: Образование от А до Я, 2000.
Аннотация:
Проблема объективного оценивания результатов учебной деятельности учащихся становится весьма актуальной на этапе окончания средней общеобразовательной школы. Введение единого государственного экзамена по химии, как итоговой формы аттестации, сегодня не решает эту проблему, поскольку контрольно-измерительные материалы не удовлетворяют требованиям надежности, валидности, а потому не позволяют получить объективных оценок уровня подготовленности учащихся. В рамках однопараметрической модели Г. Раша на примере демонстрационной версии контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по химии для 2009 года обсуждается эта проблема.
Заголовок:

К изучению нуклеиновых кислот

Спиоск литературы:
  1. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Фуралев В. А. Общая биология: учебник для 10 класса средней школы. Ч. 1. — М.: МИРОС, 1999.
  2. Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. — М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
  3. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В., Попков В. А. Начала химии: современный курс для поступающих в вузы. — М.: Экзамен, 2001.
  4. Общая биология: учебник для 10–11 классов с углублённым изучением биологии в школе / Под ред. В. К. Шумского. —М.: Просвещение, 2001.
  5. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология / Под ред. Р. Сопера. — Т. 1–3. — М.: Мир, 2002.
  6. Чирков Ю. Г. Время химер: большие генные игры. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2002.
Аннотация:
Нуклеиновые кислоты изучаются в школьных курсах химии и биологии. Зачастую эти темы учащиеся проходят в разное время, и каждая из дисциплин даёт возможность рассмотреть ДНК и РНК с различных позиций, не создавая при этом у них целостного представления об объекте изучения. Организация интегрированного урока позволяет избежать данных недостатков. Химия и биология — две дисциплины, формирующие осознанное отношение к окружающему миру, элементарную грамотность в бытовых вопросах и верную позицию в отношении многих проблем, с которыми в настоящее время сталкивается всё человечество.
Заголовок:

Проблемно-развивающие опыты с растворами кислых солей

Спиоск литературы:
  1. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии: Развивающий эксперимент. — М.: Школа-Пресс, 1998. — С. 67–73.
  2. Сурин Ю. В. Проблемно-развивающий эксперимент при изучении кислотных свойств гидросульфита натрия // Химия в школе. — 2006. — № 4. — С. 59-65.
  3. Сурин Ю. В. Проблемно-развивающий эксперимент при изучении окислительно-восстановительных свойств гидросульфита натрия // Химия в школе. — 2006. — № 5. — С. 54–58.
  4. Хомченко Г. П., Севостьянова К. И. Практические работы по неорганической химии с применением полумикрометода: Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1976. — С. 159.
  5. Петров М. М., Михилёв Л. П., Кукушкин Ю. Н. Неорганическая химия. — Л.: Химия, 1981. — С. 358.
Аннотация:
В работе показаны возможности применения методики проблемно-развивающего обучения химии в 9-м и 11-м классах средней школы. В основу этой методики положены разработанные автором новые школьные химические эксперименты с растворами некоторых кислых солей. Проблемные ситуации, которые создаются с помощью предлагаемых опытов, должны разрешаться учащимися под руководством учителя на основе теоретического анализа наблюдаемых экспериментов.
Заголовок:

О приёмах собирания газов над водой

Аннотация:
Наиболее полное и подробное описание общепринятого способа собирания газов над водой даётся в сокращённом виде всеми авторами учебников и руководств. Автор рассказывает о приёме, применение которого при собирании газов над водой способствует повышению культуры химического эксперимента.
Заголовок:

Особенности амфотерности аминокислот и гидроксидов металлов

Аннотация:
Понятие амфотерности прочно укоренилось в химии в виде способности веществ проявлять двойственную природу в химических реакциях. Под двойственностью, как правило, понимают проявление одним и тем же веществом кислотных и основных свойств в зависимости от типа второго реагента. Авторами разработан вариант опыта, доказывающего двойственность свойств аминокислот. Суть его заключается в том, что аминокислота берётся в избытке по отношению к реагентам — щёлочи и кислоте
Заголовок:

Устный журнал «Химия – фронту»

Спиоск литературы:
  1. Андросова В. Г., Лазыкина Л. Г. Во имя Победв // Химия в школе. – 1985. – № 2. – С. 73–77.
  2. Байкова В. М. Учёные-химики в Великой Отечественной войне // Химия в школе. – 1985. – № 2. – С. 77–78.
  3. Баранова Ж. Г., Волков В. А., Кузнецов В. И. и др. Советские учёные-химики в период Великой Отечественной войны // Химия в школе. – 2009. – № 3. – С. 69–75.
  4. Дунаева И. А. Патриотический альманах «Учёные – фронту» // Химия в школе. – 1985. – № 2. – С. 77–78.
  5. Казаков А. Ф., Макареня A. A. Трудовой подвиг учёных-химиков в годы Великой Отечественной войны // Химия в школе. – 1985. – № 2. – С. 21–24.
  6. Крутецкий А. Е. 40 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне и вклад советских химиков в эту Победу // Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева. – 1985. – Т. 30. – № 2. – С. 564–568.
  7. Левшин Б. В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны. – М.: Наука, 1983.
  8. Панов П. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны // Политическое самообразование. – 1984. – № 8. – С. 50–58.
Аннотация:
Предлагается сценарий устного журнала «Химия фронту», который был подготовлен и проведен в канун празднования 65-летия победы в Великой Отечественной войне в рамках комплекса мероприятий под общим названием «Лента памяти». Содержание журнала раскрывает роль химиков в годы войны.
Заголовок:

Георгий, он же Джордж

Спиоск литературы:
  1. Данин Д. С. Нильс Бор. — М.: Молодая гвардия, 1978.
  2. Гамов Георгий Антонович — http://ru.wikipedia
  3. Данин Д. С. Резерфорд. — М.: Молодая гвардия, 1966.
  4. Переписка Г. А. Гамова и П. Л. Капицы // УФН, 1994. — Т. 164. — № 8. — С. 879–888.
  5. Горелик Г. Е. Космология ХХ века в лицах. — http://vivovoco.rsl.ru
  6. Паркер Б. Мечта Эйнштейна: В поисках единой теории строения Вселенной: Пер. с англ. / Под ред. Я. А. Смородинского. — М.: Наука, 1991.
  7. Шкловский И. С. Проблемы современной астрофизики. — М.: Наука, 1988.
  8. Гамов Г. А. Моя мировая линия. Главы из книги // Химия и жизнь. — 1989. — № 5. — С. 24–33.
Аннотация:
Статья содержит описание нескольких эпизодов научной деятельности одного из известных учёных ХХ в. Георгия Антоновича Гамова. Приводятся выдержки из личных воспоминаний учёного и его переписки, а также из воспоминаний его друзей и коллег.
Title:

Holding a piece of chalk in my hands

Summary:
The author speculates on what is the most important in the work of a teacher, what kind of goals a teacher sets for oneself, necessity of developing students’ abilities and teaching them generalized ways of activity through the learning process.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
Senior Expert on legal issues of the Central Committee of the Trade Union of the Education and Science of the Russian Federation is answering our readers’ questions.
Title:

Isoelectronic particles and molecular composition

Summary:
Isoelectronic particles help to study the molecules structure. The usefulness of the conception of isoelectronic molecules, ions, and crystal structures in the study of chemical bounds, as well as the structure and properties of inorganic and organic compounds, had been proved. The isoelectronic series of particles with one, two and three atoms of the elements of the second period of the periodic table of elements had been considered. Inside one of a series the difference in the electronic structure, associated with the delocalization of electrons of π-bonds, can arise. Attention is paid to the similarity of electronic structures of molecules of ozone, formate ion and nitro-group.
Title:

Using the group technology to organize the lessons for maturing differentiated teaching

Summary:
The technology to organize and conduct the lessons for maturing differentiated teaching in the form of a seminar-practicum is described. Using the “Base classis of inorganic compounds” topic for the 8 form as an example, one considered how the teacher should act to take into account individuality of each scholar and help him to make an advance on individual education trajectory. The technology of estimation of individual attainments of scholars is described. The methods of forming the different scholars groups and directing their action during the lesson are discussed; a series of intellectual problems to solve during the lesson are given.
Title:

A Lesson-Research – Organizing and Conducting

Summary:
Studying and searching, and creative directions must find their usage in learning process (lesson-researches, learning-playing activity, methods of developing critical thinking, etc.). Then learning will gain its developing and personal-oriented nature. It is important to get students acquainted with principles of scientific research, modeling it at a lesson. At the same time not less important task of studying subject is being solved, which a comprehend development of a person, one’s intellectual and moral perfection, increase of activity and creative potential is. Methods of organizing and conducting a lesson-research are considered in the article, and the design of the lesson on the subject of “Candle burning” is offered.
Title:

Developing organizational skills as a prerequisite of continuous self-education

Summary:
High rates of scientific and technical growth, dilative information space dictate the necessity of developing human abilities of self-learning and independent decision-making. Well-developed organizational skills not only increase activity of comprehension, reducing the required time, but also determine a possibility of involving students into the process of self-education. To form organizational skills it is necessary to include special methods into the learning process, to create conditions to show an active position of students, which will govern the necessity to organize one’s own educational activity.
Title:

Using visual methods for student’s training in chemistry

Summary:
Problem of using visual methods for effective teaching of chemistry is examined in this paper. We’ve come to solving the above mentioned problem from the position of revealing student’s cognitive styles. This hypothesis formed by us, means that to improve the results of teaching chemistry teachers should begin with visual methods and organize student’s practice in their acquaintance with objects and phenomenon they master. Experimental control confirmed our hypothesis. It allowed us to reveal a part of students (14% at school and 29% at gymnasium) that were not sensitive enough to the order of information presentation.
Title:

Lessons of studying the new material on the subject of “carboxylic acids”

Summary:
To ask students questions, to provide them with an opportunity to apply knowledge immediately at the lesson of learning the new material is exactly the approach, which is used at two lessons on the subject of “Carboxylic acids”. The design of a seminar is offered, and the possible way how to apply an individual approach to students has been shown.
Title:

About increased cognitive interest of pupils

Summary:
Use of information technologies, including technologies of multimedia and distance technologies, at the lessons of chemistry contributes to the cognitive interest of pupils, enhances the quality of Learning and permits to construct individual educational trajectories of students. During 2005-2009 performed work on the development and implementation in schools Chkalovsky district of Yekaterinburg information environment of distance learning. Distance learning course in chemistry is structured in line with the functionality of the distance learning system and includes 200 shots, including 30 schemes, 25 figures, 6 tests, 12 research jobs, animation clips illustrating themes, challenging the understanding by pupils, such as «The structure of the ethylene molecule. SP2 hybridization» and «Recognition of ethylene using a solution of potassium permanganate or bromine water». Results of the pilot implementation of distance learning course of general chemistry in schools of Yekaterinburg indicate increased motivation to study chemistry.
Title:

Entertaining tasks while developing students’ creative potential

Summary:
This paper presents entertaining tasks of the chemistry with instandard conditions for the pupils of the 8-11 classes, assist development your creative and intellect activity. The offered tasks may be used for security and extension of the pupils’ knowledge, for preparation to participation in the chemical Olympiads, intellect marathons and other competitions.
Title:

On the estimations objectivity of the Unified State Examination in chemistry

Summary:
The problem of objective estimation of the results of educational activity of pupils becomes rather actually at a stage of leaving secondary school. Introduction of the Unified State Examination in chemistry as the final form of certification, today does not solve this problem as control and measuring materials do not meet the requirements of reliability, validity that is why do not allow to receive objective estimations of a level of pupils’ knowledge. This problem is discussed with the framework of G. Rush one-parametrical model of the control and measuring materials demonstration version of the Unified State Examination in chemistry for 2009 taken as an example.
Title:

On the studying of nucleic acids

Summary:
Nucleic acids are studied in chemistry and biology school courses. Often student study these topics at different times, and each of those disciplines provides an opportunity to consider DNA and RNA from different standpoints, without creating an integrated idea regarding an object being studied meanwhile. The organization of an integrated lesson allows avoiding such disadvantages. Chemistry and biology are two disciplines, which form deliberate attitude towards the outward things, elementary competence in every-day issues and a safe position towards many situations, which humanity encounters at the present time.
Title:

Problem and developing experiments with acid salt solutions

Summary:
Opportunities of using methods of problem and developing teaching chemistry in the 9th and 11th Forms of a secondary school are shown in the paper. These entire methods are based on the new, developed by the author, school chemical experiments with solutions of some acid salts. Problem situations, which are created with the help of suggested tests, must be solved by students under the leadership of a teacher on the basis of theoretical analysis of experiments under review.
Title:

On ways of collecting gas above water

Summary:
The most complete and detailed description of the conventional way of collecting gas above water is given in a reduced way by all authors of textbooks and manual guides. The author tells us about the way, usage of which when collecting gas above water promotes in its every way increase in chemical experiment culture.
Title:

Features of amphotericity (amphoterism) of amino acids and hydroxides of metals

Summary:
The idea of amphotericity (amphoterism) has taken its strong roots in chemistry in the way of ability of matters to reveal their ambivalent nature in chemical reactions. As a rule, ambivalence means that the same matter behaves both an acid as a base as well depending on a type of the second reagent. The authors have designed a variant of the experience, which proves ambivalence of amino acids behavior. Its main point is that regarding reagents, which alkali and acid are, an amino acid is taken in plenty.
Title:

Oral magazine “Chemistry – To Front”

Summary:
The scenario of oral magazine “Chemistry to Front” is offered, which was prepared and conducted on the eve of the celebration of the 65th anniversary of the victory on the Great Patriotic War within the framework of the complex of events under the common name “The band of memory”. The magazine content exposes the role chemists played during the years of the war.
Title:

Georgy, he is George

Summary:
This article is including to themselves some episodes from scientific work by G. Gamow. The self-control by Gamow and Gamow’s friends reminiscences are given.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.