Заголовок:
Готовим будущих учёных уже в школе
Список литературы:
- Батищев Г. С. Методологические аспекты формирования целостной личности // Доклады АПН РСФСР. – М., 1962. – № 1. – С. 30–31.
- Хеллман Х. Великие противостояния в науке. Пер. с англ. – М., 2007. – С. 120.
- Поздняков Э. А. Известные загадки науки глазами дилетанта. – М., 2005.
- Кохановский В. П. Основы философии науки. – Р н/Д, 2006. – С. 66.
Аннотация:
Именно в школе развивается научный стиль мышления, выделяются одарённые школьники, из которых, поддержав их любопытство и познакомив их с методами исследования, можно получить достойных студентов, а впоследствии – успешных учёных. Поэтому необходимо включать исследовательскую деятельность в учебный процесс.
Ключевые слова:
Научный стиль мышления, исследовательский подход, исследовательская деятельность.
Заголовок:
А как по закону?..
Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей журнала.
Ключевые слова:
Заголовок:
Биогенный кальций
Аннотация:
Кальций — элемент, присутствующий в человеческом организме в наибольшем количестве. Роль кальция в жизни организма значительна. Все клетки — от примитивных одноклеточных организмов до нейронов коры больших полушарий мозга человека — жизненно зависят от обмена кальция.
Ключевые слова:
кальций, биогенный элемент, обмен кальция в организме.
Заголовок:
Интегральная технология в обучении химии
Список литературы:
- Гузеев В. В. Интегральная образовательная технология. – М.: Знание, 1999. – С. 34–65.
- Гузеев В. В. Поколения образовательных технологий: интегральные технологии // Химия в школе. – 2003. – № 10. – С. 16–24.
- Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 158–159.
- Гузеев В. В., Дахин А. Н., Кульбеда Н. В., Новожилова Н. В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 66–77.
- Гузеев В. В., Поликарпова Н. П. Опыт применения интегральной технологии обучения. – М.: Знание, 1994. – С.8–9.
- Кудрявцева М. М., Кудрявцева Ю. А. Интегральная технология. Из опыта работы // Химия в школе. – 2003. – № 10.
- Боровских Т. А. Экспресс-тесты по химии. Повторение и закрепление изученного материала: 8 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Аннотация:
Детально описаны теоретические основы, механизмы реализации и опыт применение интегральной технологии В.В. Гузеева при изучении химии. Изложение включает в себя и теоретические положения, и практическое руководство по применению интегральной технологии при изучении темы «Основные классы неорганических соединений» в 8 классе. Показана поэтапная деятельность учителя, направленная на разработку предметного и деятельностного содержания блока уроков в рамках данной темы. Особое внимание уделено организации постоянной части блока уроков: вводного повторения, изучения нового материала (основного объема), трренига-минимума для совершенствования умений и навыков учащихся.
Ключевые слова:
интегральная технология, блок уроков, вводное повторение, изучение нового материала – общий объем, дополнительный объем, кластер, тренинг-минимум, развивающее дифференцированное закрепление, семинар-практикум, обобщающее повторение.
Заголовок:
Использование интегральных познавательных заданий в практике обучения
Список литературы:
- Злотников Э. Г., Толетова М. К. Химия: Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену. – Спб.: «САГА», ИД «Невский проспект», 2004.
- Лямин А. Н. Введение в курс органической химии средней школы: Пособие для учителей. – Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2007.
- Лямин А. Н. Интегративное обучение химии в современной школе: Монография. – Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2007.
- Лямин А. Н. Основы термодинамики и кинетики в курсе изучения химии в средней школе: Пособие для учителей. – Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2007.
- Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии: Кн. для учащихся. – М.: Аркти, 1998.
- Пак М. С. Основы дидактики химии: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
- Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сб. заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.: Аркти, 1999.
Аннотация:
Сложность и содержание интегральных познавательных заданий определяются их дидактической целью соответственно этапам, на которых они применяются, а также уровнем сформированности системных знаний и интегрированных умений учащихся. Приведены примеры заданий, которые могут быть использованы на этапе актуализации знаний и умений, на этапах изучения нового материала и закрепления.
Ключевые слова:
Интегральные познавательные задания.
Заголовок:
Из опыта использования творческих заданий
Аннотация:
Рассмотрена методика использования на уроках в гимназических классах творческих заданий по теме, являющейся ключевой в курсе химии, – «Вещества и реакции».
Ключевые слова:
Творческие задания, гимназические классы, вещества и реакции.
Заголовок:
К методике проведения урока по теме «Соли угольной кислоты»
Аннотация:
В своём творческом поиске учителя обращаются к различным технологиям обучения. Предложены разработки урока по теме «Соли угольной кислоты» в 9-м классе с использованием элементов ролевой игры (в виде пресс-конференции) и с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления». В содержание обоих уроков включен также химический эксперимент.
Ключевые слова:
соли угольной кислоты, карбонаты, гидрокарбонаты.
Заголовок:
Изучение адсорбции на интегрированном уроке
Аннотация:
На интегрированных уроках учащиеся вовлекаются в нестереотипную познавательную деятельность, при этом активно протекают мыслительные процессы анализа, синтеза, развиваются культура мышления, память, внимание. Предложена разработка интегрированного урока химии и физики по теме «Адсорбция». В результате интегрирования знаний формируется научное мировоззрение учащихся, расширяются представления о предмете познания. В урок включен химический эксперимент.
Ключевые слова:
Интегрированный урок, адсорбция, опыты по адсорбции, профильное обучение.
Заголовок:
Обобщающий урок по теме «Подгруппа азота»
Список литературы:
- Малышкина В. Занимательная химия. – СПб.: Тригон, 1998.
- Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей. – М.,1994.
Аннотация:
Предложена разработка урока в 9-м классе. С целью развития у учащихся интереса к предмету, активности, самостоятельности на уроке используется игра, в содержание которой заложены проблемные ситуации, которые развивают логическое мышление школьников. Учащиеся класса распределяются по группам, у каждого есть зачетный лист, куда выставляются баллы за выполнение задания.
Ключевые слова:
подгруппа азота, игра, групповая работа.
Заголовок:
Из опыта составления тестовых заданий
Список литературы:
- Мансуров Б. А. Сборник тестовых заданий по органической химии. – Алматы: Атамура, 2004.
Аннотация:
Показана технология составления тестовых заданий на соответствия, установление правильной последовательности. Приведены примеры заданий по теме «Предельные углеводороды».
Ключевые слова:
тестовые задания, формула, изомер, углеводород.
Заголовок:
Урок по теме «Дисахариды. Сахароза»
Аннотация:
Предложена разработка урока, проведённого в соответствии с программой О. С. Габриеляна в профильном химико-биологическом 10-м классе. На уроке созданы условия для восприятия и первичного закрепления нового материала о строении и свойствах сахарозы как представителя дисахаридов, показана практическая значимость изучаемого материала, развиваются навыки исследовательской работы, умения работать в группе. Урок позволяет поддерживать интерес к изучаемому предмету.
Ключевые слова:
Профилизация обучения, дисахариды, сахароза.
Заголовок:
Приближенные вычисления в расчетных химических задачах
Список литературы:
- Гмурман В. Е. «Элементы приближённых вычислений». – М.: Высшая школа, 2005.
Аннотация:
В статье рассматриваются математические правила приближённых вычислений, необходимые для корректного решения расчётных химических задач. Формулируются не только правила вычислений, но и правила выбора способа вычислений, что более важно при решении химических задач. С точки зрения математики, формулируются правила округления, сложения, вычитания и умножения приближённых чисел, а также правила интерполяции. С точки зрения химии, постулируется, какие численные значения являются приближёнными, а какие точными числами. Рассматривается решение следующих задач: округление числовых значений физических величин, указанных в задании; планирование математических вычислений, нахождение недостающих значений справочных величин при помощи интерполяции, а так же выбор и перевод одних единиц физических величин в другие. Делается вывод, что приближённые вычисления должны быть обязательным компонентом математического образования.
Ключевые слова:
математические правила, приближённые вычисления, расчетные химические задачи, математическая корректность решения.
Заголовок:
Путешествие на воздушном шаре
Аннотация:
Понятия «молярная масса» и «молярный объём газов» учащиеся обычно усваивают с трудом, поскольку они мало связаны с реальной жизнью. Для того чтобы школьники могли использовать приобретённые знания по данным темам на практике, на одном из уроков или во внеурочное время автор предлагает им решить пусть и вымышленную, но занимательную проблему.
Ключевые слова:
молярная масса, молярный объём газов, решение задач.
Заголовок:
Определение состава смеси веществ
Список литературы:
- Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. – М., 1999.
- Химия. ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2007.
Аннотация:
В 11-м классе в рамках подготовки к ЕГЭ можно провести урок решения задач, в которых требуется определить состав смеси веществ с похожими свойствами. В статье рассмотрено подробное решение одной из таких задач и приведены задачи для самостоятельного решения.
Ключевые слова:
Единый государственный экзамен, расчетные задачи, смеси веществ.
Заголовок:
К изучению химического равновесия
Список литературы:
- Пузаков С. А., Попков В. А. Вопросы, упражнения, задачи. — М.: Высшая школа, 2004. — С. 90–91.
- Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8–9-й классы. — М.: Дрофа, 2005. — С. 57, 120.
- Гольдфарб Я. Л., Ходаков Ю. В., Додонов Ю. Б. Химия. Задачник. 8–11-й классы. — М.: Дрофа, 2002. — С. 123.
- Михайлов В. А., Сорокина О. В., Савинкина Е. В., Давыдова М. Н. Химическое равновесие: Учебное пособие / Под. ред. академика РАН А. Ю. Цивадзе. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. — С. 43.
- Бабков А. В., Попков В. А. Общая, неорганическая и органическая химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 2004. — С. 229.
Аннотация:
Смещение химического равновесия представляет собой одно из важнейших химических явлений, на основе которого выбираются оптимальные условия осуществления обратимых химических реакций в лабораторной практике и в промышленности. Это также основной, наиболее разработанный в задачах и тестах раздел темы «Химическое равновесие» в общеобразовательной школе. Вместе с тем при рассмотрении смещения равновесия могут быть использованы интересные методические и теоретические аспекты, на которые не обращается достаточного внимания.
Ключевые слова:
смещение химического равновесия, направление смещения равновесия.
Заголовок:
Практико-ориентированный ученический проект «Экологические проблемы питьевой воды»
Список литературы:
- Александрова М. А. Очистка воды от загрязнителей. — М., 2005.
- Кульский Л. А. Проблема чистой воды. — Киев, 2002.
- Петрянов И. В. Самое необыкновенное вещество в мире. — М.: Педагогика, 1996. — С. 106–109.
- Присяжнюк В. А. Анализ воды // С. О. К. — 2004. — № 10.
- Белая Е. А., Галиаскарова Ф. Г., Осинцева Н. В. Реализация экологического образования при организации проектной деятельности школьников / Актуальные проблемы экологического образования в школе и вузе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 25 декабря 2007 г. / Под общ. ред. Ш. Г. Зиятдинова, С. А. Лыгина. — Бирск: Изд-во Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2007. — С. 12–14.
- Кулагина М., Нурова И., Пономарева Т. Экологические проблемы чистой воды / Экологические проблемы современности глазами учащихся. Сборник докладов учащихся общеобразовательных школ северной зоны РБ / Под общ. ред. Ш. Г. Зиятдинова. — Бирск: Изд-во Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2007. — С. 107–113.
Аннотация:
Ученические проекты в условиях современного образовательного процесса становятся всё более популярными, поэтому изучение проектной технологии — актуальное направление. Предлагается технология организации исследовательской деятельности учащихся. Представленный проект имеет практическое значение, так как его результаты можно применять в повседневной жизни.
Ключевые слова:
ученический проект, исследовательская деятельность учащихся.
Заголовок:
Как обезопасить опасный хлор
Аннотация:
При проведении лабораторного эксперимента в школе учителя часто сталкиваются с проблемой нехватки необходимых реактивов. Конечно, иногда есть возможность подыскать замену недостающим реагентам, однако такая замена не всегда бывает возможной. Например, один из наиболее известных опытов — взрыв смеси хлората калия (бертолетовой соли) с красным фосфором — требует именно хлората калия (замена его броматом калия результата не даёт).
Ключевые слова:
реактив, хлорат калия, красный фосфор.
Заголовок:
Д. И. Менделеев и всемирные выставки минувших лет
Список литературы:
- Мезенин Н. А. Парад всемирных выставок. — М.: Знание, 1991.
- Зубков Г. На явку выходит Эйфелева // Новый мир. — 1983. — № 7. — С. 15.
- Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников / Сост. А. А. Макареня, Н. И. Филимонова, Н. Г. Карпило. — М.: Атомиздат, 1973.
- Д. И. Менделеев и Сибирь: История и современность // Материалы Всероссийских Менделеевских чтений. — Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1999.
- Менделеев Д. И. Собрание сочинений. — Т. 23. — М.;Л., 1952. — С. 205.
- Стариков В. И. Д. И. Менделеев. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984.
- Макареня А. А., Нутрихин А. И. Менделеев в Петербурге. — Л.: Лениздат, 1982.
- Орлов М. А. Всемирная парижская выставка 1900 года в иллюстрациях и описаниях. — СПб, 1990. — С. 23.
- Менделеев Д. И. Собрание сочинений. — Т. 19. — М.;Л., 1950. — С. 182.
Аннотация:
С каждым годом научные идеи и труды Д. И. Менделеева привлекают всё возрастающее внимание разнообразных специалистов, историков, философов, педагогов. Из года в год растёт число печатных работ, посвящённых трудам великого учёного. Всё это не случайно: какой бы научной области и практики ни касался учёный, он повсюду устанавливал свои «основы» и находил новые самобытные решения самых сложных задач, в том числе и на всемирных выставках, шесть из которых Д. И. Менделеев посетил.
Ключевые слова:
всемирные выставки, анализ материалов выставок, научно-технический прогресс.
Заголовок:
Общение с ученым как один из способов неформального образования (К юбилею А. А. Макарени)
Аннотация:
Одна из важных задач образования — подготовка подрастающего поколения к жизни в мире занятости. Система образования должна осуществлять эту подготовку, учитывая тот факт, что на рынке занятости происходят важные изменения. В то же время, процессы, протекающие в мире занятости и профессий, оказывают влияние на положение семей и местных сообществ, а, следовательно, отражаются и на молодых людях — на их перспективах, мировоззрении и личных целях.
Ключевые слова:
А А Макареня, система образования, юбиляр, методика преподавания химии.
Заголовок:
О возможностях видеосъемки при проведении внеклассной работы
Аннотация:
Основная цель статьи в том, чтобы показать один из путей развития интереса учащихся к химии. Обоснованы преимущества видеосъемки во внеклассной работе при постановке химического эксперимента. В статье представлен сценарий автора статьи для театральной постановки с использованием химических спецэффектов. Сценарий «Философский камень» может быть использован для постановки пьесы в условиях школьного кабинета химии. В сценарии представлены методики проведения химических спецэффектов.
Ключевые слова:
Внеклассная работа по химии, видеосъемка, химический спецэффект, театральная постановка.
Заголовок:
О развитии познавательной активности учащихся
Аннотация:
Развитие познавательной деятельности учащихся посредством внеурочной деятельности позволяет решить одну из важнейших задач современного образования: превращение знаний, полученных в школе в инструмент творческого освоения мира. И служит основанием для предпрофильной и профильной подготовки учащихся в области химии.
Ключевые слова:
Проектная деятельность, внеклассная работа, познавательная активность.