Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2010 № 3

Русская версия
English version
Заголовок:

Готовим будущих учёных уже в школе

Спиоск литературы:
  1. Батищев Г. С. Методологические аспекты формирования целостной личности // Доклады АПН РСФСР. – М., 1962. – № 1. – С. 30–31.
  2. Хеллман Х. Великие противостояния в науке. Пер. с англ. – М., 2007. – С. 120.
  3. Поздняков Э. А. Известные загадки науки глазами дилетанта. – М., 2005.
  4. Кохановский В. П. Основы философии науки. – Р н/Д, 2006. – С. 66.
Аннотация:
Именно в школе развивается научный стиль мышления, выделяются одарённые школьники, из которых, поддержав их любопытство и познакомив их с методами исследования, можно получить достойных студентов, а впоследствии – успешных учёных. Поэтому необходимо включать исследовательскую деятельность в учебный процесс.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:

Биогенный кальций

Аннотация:
Кальций — элемент, присутствующий в человеческом организме в наибольшем количестве. Роль кальция в жизни организма значительна. Все клетки — от примитивных одноклеточных организмов до нейронов коры больших полушарий мозга человека — жизненно зависят от обмена кальция.
Заголовок:

Интегральная технология в обучении химии

Спиоск литературы:
  1. Гузеев В. В. Интегральная образовательная технология. – М.: Знание, 1999. – С. 34–65.
  2. Гузеев В. В. Поколения образовательных технологий: интегральные технологии // Химия в школе. – 2003. – № 10. – С. 16–24.
  3. Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 158–159.
  4. Гузеев В. В., Дахин А. Н., Кульбеда Н. В., Новожилова Н. В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 66–77.
  5. Гузеев В. В., Поликарпова Н. П. Опыт применения интегральной технологии обучения. – М.: Знание, 1994. – С.8–9.
  6. Кудрявцева М. М., Кудрявцева Ю. А. Интегральная технология. Из опыта работы // Химия в школе. – 2003. – № 10.
  7. Боровских Т. А. Экспресс-тесты по химии. Повторение и закрепление изученного материала: 8 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Аннотация:
Детально описаны теоретические основы, механизмы реализации и опыт применение интегральной технологии В.В. Гузеева при изучении химии. Изложение включает в себя и теоретические положения, и практическое руководство по применению интегральной технологии при изучении темы «Основные классы неорганических соединений» в 8 классе. Показана поэтапная деятельность учителя, направленная на разработку предметного и деятельностного содержания блока уроков в рамках данной темы. Особое внимание уделено организации постоянной части блока уроков: вводного повторения, изучения нового материала (основного объема), трренига-минимума для совершенствования умений и навыков учащихся.
Заголовок:

Использование интегральных познавательных заданий в практике обучения

Спиоск литературы:
  1. Злотников Э. Г., Толетова М. К. Химия: Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену. – Спб.: «САГА», ИД «Невский проспект», 2004.
  2. Лямин А. Н. Введение в курс органической химии средней школы: Пособие для учителей. – Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2007.
  3. Лямин А. Н. Интегративное обучение химии в современной школе: Монография. – Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2007.
  4. Лямин А. Н. Основы термодинамики и кинетики в курсе изучения химии в средней школе: Пособие для учителей. – Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2007.
  5. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии: Кн. для учащихся. – М.: Аркти, 1998.
  6. Пак М. С. Основы дидактики химии: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
  7. Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сб. заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.: Аркти, 1999.
Аннотация:
Сложность и содержание интегральных познавательных заданий определяются их дидактической целью соответственно этапам, на которых они применяются, а также уровнем сформированности системных знаний и интегрированных умений учащихся. Приведены примеры заданий, которые могут быть использованы на этапе актуализации знаний и умений, на этапах изучения нового материала и закрепления.
Заголовок:

Из опыта использования творческих заданий

Аннотация:
Рассмотрена методика использования на уроках в гимназических классах творческих заданий по теме, являющейся ключевой в курсе химии, – «Вещества и реакции».
Заголовок:

К методике проведения урока по теме «Соли угольной кислоты»

Аннотация:
В своём творческом поиске учителя обращаются к различным технологиям обучения. Предложены разработки урока по теме «Соли угольной кислоты» в 9-м классе с использованием элементов ролевой игры (в виде пресс-конференции) и с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления». В содержание обоих уроков включен также химический эксперимент.
Заголовок:

Изучение адсорбции на интегрированном уроке

Аннотация:
На интегрированных уроках учащиеся вовлекаются в нестереотипную познавательную деятельность, при этом активно протекают мыслительные процессы анализа, синтеза, развиваются культура мышления, память, внимание. Предложена разработка интегрированного урока химии и физики по теме «Адсорбция». В результате интегрирования знаний формируется научное мировоззрение учащихся, расширяются представления о предмете познания. В урок включен химический эксперимент.
Заголовок:

Обобщающий урок по теме «Подгруппа азота»

Спиоск литературы:
  1. Малышкина В. Занимательная химия. – СПб.: Тригон, 1998.
  2. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей. – М.,1994.
Аннотация:
Предложена разработка урока в 9-м классе. С целью развития у учащихся интереса к предмету, активности, самостоятельности на уроке используется игра, в содержание которой заложены проблемные ситуации, которые развивают логическое мышление школьников. Учащиеся класса распределяются по группам, у каждого есть зачетный лист, куда выставляются баллы за выполнение задания.
Заголовок:

Из опыта составления тестовых заданий

Спиоск литературы:
  1. Мансуров Б. А. Сборник тестовых заданий по органической химии. – Алматы: Атамура, 2004.
Аннотация:
Показана технология составления тестовых заданий на соответствия, установление правильной последовательности. Приведены примеры заданий по теме «Предельные углеводороды».
Заголовок:

Урок по теме «Дисахариды. Сахароза»

Аннотация:
Предложена разработка урока, проведённого в соответствии с программой О. С. Габриеляна в профильном химико-биологическом 10-м классе. На уроке созданы условия для восприятия и первичного закрепления нового материала о строении и свойствах сахарозы как представителя дисахаридов, показана практическая значимость изучаемого материала, развиваются навыки исследовательской работы, умения работать в группе. Урок позволяет поддерживать интерес к изучаемому предмету.
Заголовок:

Приближенные вычисления в расчетных химических задачах

Спиоск литературы:
  1. Гмурман В. Е. «Элементы приближённых вычислений». – М.: Высшая школа, 2005.
Аннотация:
В статье рассматриваются математические правила приближённых вычислений, необходимые для корректного решения расчётных химических задач. Формулируются не только правила вычислений, но и правила выбора способа вычислений, что более важно при решении химических задач. С точки зрения математики, формулируются правила округления, сложения, вычитания и умножения приближённых чисел, а также правила интерполяции. С точки зрения химии, постулируется, какие численные значения являются приближёнными, а какие точными числами. Рассматривается решение следующих задач: округление числовых значений физических величин, указанных в задании; планирование математических вычислений, нахождение недостающих значений справочных величин при помощи интерполяции, а так же выбор и перевод одних единиц физических величин в другие. Делается вывод, что приближённые вычисления должны быть обязательным компонентом математического образования.
Заголовок:

Путешествие на воздушном шаре

Аннотация:
Понятия «молярная масса» и «молярный объём газов» учащиеся обычно усваивают с трудом, поскольку они мало связаны с реальной жизнью. Для того чтобы школьники могли использовать приобретённые знания по данным темам на практике, на одном из уроков или во внеурочное время автор предлагает им решить пусть и вымышленную, но занимательную проблему.
Заголовок:

Определение состава смеси веществ

Спиоск литературы:
  1. Кузьменко Н. Е., Ерёмин В. В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. – М., 1999.
  2. Химия. ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2007.
Аннотация:
В 11-м классе в рамках подготовки к ЕГЭ можно провести урок решения задач, в которых требуется определить состав смеси веществ с похожими свойствами. В статье рассмотрено подробное решение одной из таких задач и приведены задачи для самостоятельного решения.
Заголовок:

К изучению химического равновесия

Спиоск литературы:
  1. Пузаков С. А., Попков В. А. Вопросы, упражнения, задачи. — М.: Высшая школа, 2004. — С. 90–91.
  2. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8–9-й классы. — М.: Дрофа, 2005. — С. 57, 120.
  3. Гольдфарб Я. Л., Ходаков Ю. В., Додонов Ю. Б. Химия. Задачник. 8–11-й классы. — М.: Дрофа, 2002. — С. 123.
  4. Михайлов В. А., Сорокина О. В., Савинкина Е. В., Давыдова М. Н. Химическое равновесие: Учебное пособие / Под. ред. академика РАН А. Ю. Цивадзе. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. — С. 43.
  5. Бабков А. В., Попков В. А. Общая, неорганическая и органическая химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 2004. — С. 229.
Аннотация:
Смещение химического равновесия представляет собой одно из важнейших химических явлений, на основе которого выбираются оптимальные условия осуществления обратимых химических реакций в лабораторной практике и в промышленности. Это также основной, наиболее разработанный в задачах и тестах раздел темы «Химическое равновесие» в общеобразовательной школе. Вместе с тем при рассмотрении смещения равновесия могут быть использованы интересные методические и теоретические аспекты, на которые не обращается достаточного внимания.
Заголовок:

Практико-ориентированный ученический проект «Экологические проблемы питьевой воды»

Спиоск литературы:
  1. Александрова М. А. Очистка воды от загрязнителей. — М., 2005.
  2. Кульский Л. А. Проблема чистой воды. — Киев, 2002.
  3. Петрянов И. В. Самое необыкновенное вещество в мире. — М.: Педагогика, 1996. — С. 106–109.
  4. Присяжнюк В. А. Анализ воды // С. О. К. — 2004. — № 10.
  5. Белая Е. А., Галиаскарова Ф. Г., Осинцева Н. В. Реализация экологического образования при организации проектной деятельности школьников / Актуальные проблемы экологического образования в школе и вузе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 25 декабря 2007 г. / Под общ. ред. Ш. Г. Зиятдинова, С. А. Лыгина. — Бирск: Изд-во Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2007. — С. 12–14.
  6. Кулагина М., Нурова И., Пономарева Т. Экологические проблемы чистой воды / Экологические проблемы современности глазами учащихся. Сборник докладов учащихся общеобразовательных школ северной зоны РБ / Под общ. ред. Ш. Г. Зиятдинова. — Бирск: Изд-во Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2007. — С. 107–113.
Аннотация:
Ученические проекты в условиях современного образовательного процесса становятся всё более популярными, поэтому изучение проектной технологии — актуальное направление. Предлагается технология организации исследовательской деятельности учащихся. Представленный проект имеет практическое значение, так как его результаты можно применять в повседневной жизни.
Заголовок:

Как обезопасить опасный хлор

Аннотация:
При проведении лабораторного эксперимента в школе учителя часто сталкиваются с проблемой нехватки необходимых реактивов. Конечно, иногда есть возможность подыскать замену недостающим реагентам, однако такая замена не всегда бывает возможной. Например, один из наиболее известных опытов — взрыв смеси хлората калия (бертолетовой соли) с красным фосфором — требует именно хлората калия (замена его броматом калия результата не даёт).
Заголовок:

Д. И. Менделеев и всемирные выставки минувших лет

Спиоск литературы:
  1. Мезенин Н. А. Парад всемирных выставок. — М.: Знание, 1991.
  2. Зубков Г. На явку выходит Эйфелева // Новый мир. — 1983. — № 7. — С. 15.
  3. Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников / Сост. А. А. Макареня, Н. И. Филимонова, Н. Г. Карпило. — М.: Атомиздат, 1973.
  4. Д. И. Менделеев и Сибирь: История и современность // Материалы Всероссийских Менделеевских чтений. — Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1999.
  5. Менделеев Д. И. Собрание сочинений. — Т. 23. — М.;Л., 1952. — С. 205.
  6. Стариков В. И. Д. И. Менделеев. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984.
  7. Макареня А. А., Нутрихин А. И. Менделеев в Петербурге. — Л.: Лениздат, 1982.
  8. Орлов М. А. Всемирная парижская выставка 1900 года в иллюстрациях и описаниях. — СПб, 1990. — С. 23.
  9. Менделеев Д. И. Собрание сочинений. — Т. 19. — М.;Л., 1950. — С. 182.
Аннотация:
С каждым годом научные идеи и труды Д. И. Менделеева привлекают всё возрастающее внимание разнообразных специалистов, историков, философов, педагогов. Из года в год растёт число печатных работ, посвящённых трудам великого учёного. Всё это не случайно: какой бы научной области и практики ни касался учёный, он повсюду устанавливал свои «основы» и находил новые самобытные решения самых сложных задач, в том числе и на всемирных выставках, шесть из которых Д. И. Менделеев посетил.
Заголовок:

Общение с ученым как один из способов неформального образования (К юбилею А. А. Макарени)

Аннотация:
Одна из важных задач образования — подготовка подрастающего поколения к жизни в мире занятости. Система образования должна осуществлять эту подготовку, учитывая тот факт, что на рынке занятости происходят важные изменения. В то же время, процессы, протекающие в мире занятости и профессий, оказывают влияние на положение семей и местных сообществ, а, следовательно, отражаются и на молодых людях — на их перспективах, мировоззрении и личных целях.
Заголовок:

О возможностях видеосъемки при проведении внеклассной работы

Аннотация:
Основная цель статьи в том, чтобы показать один из путей развития интереса учащихся к химии. Обоснованы преимущества видеосъемки во внеклассной работе при постановке химического эксперимента. В статье представлен сценарий автора статьи для театральной постановки с использованием химических спецэффектов. Сценарий «Философский камень» может быть использован для постановки пьесы в условиях школьного кабинета химии. В сценарии представлены методики проведения химических спецэффектов.
Заголовок:

О развитии познавательной активности учащихся

Аннотация:
Развитие познавательной деятельности учащихся посредством внеурочной деятельности позволяет решить одну из важнейших задач современного образования: превращение знаний, полученных в школе в инструмент творческого освоения мира. И служит основанием для предпрофильной и профильной подготовки учащихся в области химии.
Title:

Training the scientists of the future already at school

Summary:
It is exactly at school, where scientific way of thinking is developed, gifted students are stood out, out of those students it is possible later, while supporting their sense of curiosity and getting them acquainted with ways of research, to get worthy students, and later on – successful scientists. That is why it is necessary to include research type of activity into the academic process.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
Senior Expert on legal issues of the Central Committee of the Trade Union of the Education and Science of the Russian Federation is answering our readers’ questions.
Title:

Biogenic calcium

Summary:
Calcium is an element, which is presented in a human organism in the largest quantity. The role calcium plays in the life of a human organism is significant. All cells from primitive unicellular organisms to neurons of cerebral cortex of big hemispheres of a man’s brain depend on calcium metabolism.
Title:

Integral Technology for Chemistry Teaching

Summary:
The theory and application of the V.V. Guseev integral technology for chemistry teaching are considered in details. “The base classis of inorganic compounds” topic was chosen as an example for the mentioned consideration. The work of teacher on each stage of planning the content and action for the bloc of lessons on this topic is discussed. A special attention was given to organization of the training-minimum and seminar-practicum for improvement of the skills and habits of scholars.
Title:

Using integral cognitive tasks in teaching practice

Summary:
Complexity and the content of integrated cognitive tasks are determined by their didactic purpose in accordance with an each particular stage of their application as with the level of maturity of systematic knowledge and integrated skills of students as well. Examples of tasks, which can be used at the stage of actualization of knowledge and skills as at the stage of new material study and feedback, are offered.
Title:

Sharing the experience of using creative tasks

Summary:
The methods of using creative tasks on theme “Substances and reactions”, which is a key one in the course of chemistry, at lessons in gymnasia classes, are considered.
Title:

On methods of conducting lesson on the subject of “Salts of carbonic acid”

Summary:
In their search for creation teachers apply to different teaching technologies. Elaborations of the lesson on the subject of “Salts of carbonic acid” in the 9th Form with using elements of a simulated game (in the type of a press-conference) and using technology “Reading and Writing to develop critical way of thinking” are offered. Chemical experiment is also included in both lessons.
Title:

Studying adsorption at an integrated lesson

Summary:
At an integrated lesson students are got involved into non-stereotypical cognitive activity, while thinking processes of analysis and synthesis are taking an active place, and culture of thinking, memory, and attention are developing. The design of an integrated chemistry and physics lesson on the subject of “Adsorption” is offered. As a result of integrated knowledge, the scientific outlook of students keeps forming; images related the object of cognition keep broadening. Chemical experiment is included into a lesson.
Title:

Resumptive lesson on the subject of “Nitrogen sub-group”

Summary:
The design of the lesson in the 9th Form is offered. For the purpose of developing students’ concern in a subject, activity, and independency at a lesson they use a game, which contains problem situations to develop students’ logical way of thinking. Students are divided into groups, each of them is provided with a test-list to fill in with the score for tasks accomplished.
Title:

Sharing the experience of compiling test tasks

Summary:
The technology of drawing up of test tasks for conformity, an establishment of correct sequence is shown. Examples of tasks on a theme «Limiting hydrocarbons» are resulted. Examples are resulted.
Title:

A lesson on the subject of “Disaccharides. Sucrose”

Summary:
The design of the lesson conducted in accordance with the program of O.S. Gabriyelyan in a profile medical and biological 10th Form is offered. At the lesson conditions to perceive and to feedback initially the new material regarding the structure and behavior of sucrose as a representative of disaccharides are created, practical meaning of the studies material is shown, skills of research work and ability to work in a team are developed. The lesson allows to support the interest to the subject studied.
Title:

On approximate calculations in solving chemical problems

Summary:
The article deals with the mathematical rules of approximate calculations needed for the correct solution of chemical problems. Not only the rules of calculations are formulated, but the rules of choosing the calculation method as well, this being essential for solving chemical problems. As regard to mathematical aspect, the rules of rounding off, addition, subtraction and multiplication of approximate numbers are formulated as well as the rule of interpolation. As regard to chemical aspect, the approximate and exact values are considered. The implementation of the following tasks is examined: rounding off numerical values of physical parameters given in the task; planning mathematical calculations, finding missing values by means of interpolation as well as the selection and conversion of units of physical values. The authors emphasize the idea that approximate calculations should become an important part of mathematical education.
Title:

Balloon-tour

Summary:
Such terms as “molar mass” and “molar volume of gases” are normally difficult for students to master due to their fair link to real life. For students to be able to use acquired knowledge on the given topics in practice, at one of the lessons or during post-curriculum activities the author offers them to solve an even captivating, though made-up problem.
Title:

Determining a composition of a mixture of substances

Summary:
In the 11th Form within the framework of preparation for the Centralized Testing the lesson of solving tasks can be carried out. In those tasks it is demanded to determine the composition of the mixture of substances with similar behavior. The article offers a detailed solution of one of typical tasks and tasks for independent solving are provided.
Title:

On studying chemical equilibrium

Summary:
Chemical equilibrium displacement is one of the most important chemical phenomena, on the base of which optimal conditions of carrying out balanced (reversible) reaction both in laboratory practice as in industry as well are chosen. This is also the main part of theme “Chemical equilibrium” in the course of a secondary school, which has been developed to its utmost in tasks and tests. At the same time, when considering equilibrium displacement, interesting systematic and theoretical aspects can be used, which are not paid enough attention to.
Title:

Practice-oriented students’ project “Ecological problems of drinking water”

Summary:
Students’ projects under conditions of modern educational process gain more and more popularity, that’s why study of project technology becomes being a topical direction. The technology of organizing research activity of students is offered. The presented project has a practical meaning, because its results can be used in everyday life.
Title:

How to make dangerous chlorine friendly?

Summary:
While conducting a laboratory experiment at school, teachers often encounter a problem of lack of necessary reagents. Of course, sometimes there is an opportunity to find a replacement for absent reagents, but such a replacement is not always possible. For instance, one of the most famous experiments, which is the explosion of the mixture of potassium chlorate (Bertolette salt) with red phosphorus, demands exactly potassium chlorate (its replacement with potassium bromate doesn’t bring any result).
Title:

D. I. Mendeleev and world exhibitions of the years past

Summary:
More years have passed more attention is attracted to the scientific ideas and proceedings of D.I. Mendeleev from the side of diversified experts, historians, philosophers, and educational specialists. From year to year the number of published articles dedicated to the proceeding of the great scientist, keeps increasing. All that is not in vain: no matter which area of science or practice the scientist had touched, in each of them he succeeded to establish his “fundamentals” and to find new original and distinctive solutions for even the most complicated tasks, including tasks during world exhibitions, six of which D.I. Mendeleev had attended.
Title:

Contact with scientists as one of the ways of informal education (On the occasion of A. A. Makarenya)

Summary:
One of the major tasks of education is to prepare our growing up generation for the life in the world of being busy. An educational system must accomplish such a preparation, considering the fact of important changes taken place in the market of being busy. At the same time processes taken place in the world of being busy and professions, influence the position of families and local communities, and, furthermore, are reflected on young people, their perspectives, life philosophy, and personal goals.
Title:

The using of shooting in chemistry out-of-class work

Summary:
The main purpose of the article is to demonstrate we can use science to do amazing things. The article represents the advantages of using of shooting in chemistry out-of-class work. The article contains the author's script for the stage version with chemical effects. The script “Philosopher's stone” may be used as a stage version in every school study of chemistry. The stage represents the experiences of all chemical effects.
Title:

On developing cognitive activity of students

Summary:
Developing the informative activity of students solves one of the most important task of the up – to – date education by using the after – hour lessons. This target is transformation of the school knowledge into the method of the world’s experiencing. It works as the foundation for the profile and the pre-profile students’ preparations in chemistry.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.