Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2010 № 2

Русская версия
English version
Заголовок:

Тьюторство в процессе обучения

Аннотация:
Многие классные руководители, психологи, социальные педагоги выполняют роль тьютора во внеурочной деятельности, а некоторые учителя-предметники используют такой подход в процессе обучения. В результате диагностики выявляются различные группы учащихся. В каждой из таких групп учитель должен стать тьютором.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей журнала
Заголовок:

Кремний – элемент здоровья и молодости

Аннотация:
В работе рассматривается макроэлемент кремний и приведен обзор его фармацевтических свойств на организм человека. Показано, что применение продуктов питания, содержащих этот элемент позволяет решить некоторые вопросы по оздоровлению организма человека.
Заголовок:

Современные подходы к обучению химии

Список литературы:
  1. Ермаков Д. Откуда и куда ведёт компетентностный подход // Народное образование. – 2008. – № 7. – С. 181–187.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М., 2007. http://metod.dvpion.ru.
  3. Голуб Г. Б., Коган Е. Я., Прудникова В. А. Парадигма актуального образования и компетентностные результаты. Материалы международной научно-практической конференции «Научное обеспечение функционирования 12-летнего среднего образования». – Алматы: КазНПУ и РНПЦ, 2007. – Ч. 1. – С. 28–39.
  4. Ермаков Д. С. Проблематизация естественно-научного образования. HYPERLINK http://www.en.edu.ru
  5. Бобров В. В. Актуальные проблемы современного содержания образования // Философия образования. – 2002. – № 5. – С. 182–197.
  6. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8–14.
  7. Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 30 сентября. HYPERLINK http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm
Аннотация:
Выполнение требований, выдвигаемых социумом, обеспечивается новыми подходами к отбору содержания и организации образовательного процесса, такими как интегративно-дифференцированный, проблемный, компетентностный и деятельностный. Особая роль отводится использованию компетентностного подхода в обучении химии. Наибольшее значение для успешной жизни человека в социуме имеют ключевые компетентности: решения проблем, коммуникативная, информационная. Именно эти универсальные виды деятельности являются основой развития у детей их творческих способностей, возможности к самообразованию, обеспечивают их функциональную грамотность, социальную адаптацию личности. Содержание и сам процесс обучения химии могут служить тем основанием, на котором формируется ключевые компетентности выпускников школы.
Заголовок:

Использование технологии укрупнения дидактических единиц при обучении химии

Список литературы:
  1. Эрдниев П. М. О структуре дидактической единицы усвоения знаний // Вестник высшей школы. – 1968. – № 10.
  2. Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах: Опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц. – М.: Педагогика, 1979.
  3. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. – М.: Педагогика, 1988.
  5. Эрдниев П. М. Укрупнённые дидактические единицы на уроках математики в 1–2-м классах. – М.: Просвещение, 1992.
  6. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004.
  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
Аннотация:
Показана возможность использования технологии укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева при изучении химии в школе. Изложение включает в себя и теоретические положения, и практическое руководство по применению УДЕ на примере обучения решению задач по уравнению химических реакций. На материале школьного курса химии раскрывается значение понятий «укрупненная дидактическая единица», «многокомпонентное задание», «деформированная задача», «упражнение-триада», «обращенная система задач». Показана возможность использования многокомпонентных заданий в процессе обучения.
Заголовок:

Привлечение художественной литературы к изучению химии

Аннотация:
Заголовок:

Неорганические соединения в роли пигментов

Список литературы:
  1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии.– М.: Просвещение, 1996.
  2. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 1998.
Аннотация:
Предложена разработка урока химии, на котором рассматриваются вопросы применения неорганических соединений в роли пигментов. На подготовительном этапе используются карточки с заданиями для групп учащихся.
Заголовок:

Урок по теме «Оксиды»

Аннотация:
Урок изучения и первичного закрепления знаний с обучающимися 8 класса. На данном уроке обобщаются знания обучающихся о составе оксидов, рассматриваются классификация и свойства основных и кислотных оксидов. На этапе мотивации учебной деятельности обучающимся предлагается 3 шкатулки, в которых находятся вещества, относящиеся к теме урока. Химические свойства оксидов ребята изучают в группах. Задания группам содержится в инструктивных карточках. После изучения теоретического материала они проводят необходимый химический эксперимент, выступают по своей теме.
Заголовок:

Как мы изучаем свойства кислот

Список литературы:
  1. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 8-й класс. – М.: «Русское слово», 2009.
Аннотация:
Предложены разработки урока в 9-м классе по теме «Химические свойства серной кислоты», а также урока в 8-м классе по теме «Химические свойства кислот» с использованием технологии педагогических мастерских.
Заголовок:

Схемы-конспекты при изучении органической химии

Аннотация:
В усвоении объёмного и описательного материала важную роль играют схемы-конспекты. Приведена разработка урока по теме «Диеновые углеводороды. Каучук. Резина» с использованием схемы-конспекта.
Заголовок:

Об индивидуальном стиле деятельности учителя

Список литературы:
  1. Титов Н. А.. Адрес: Брянск. Место работы: Брянский государственный университет.
  2. Оржековский П. А.. Адрес: Москва. Место работы: МИОО.
Аннотация:
В статье рассмотрены особенности поведения учителя химии в проблемно-конфликтных ситуациях. Дана характеристика авторитарного, технократического, либерального и демократического поведения учителей. Показано, что формирование одного из указанных стилей деятельности приводит к появлению у учителей педагогических стереотипов. Только занимаясь анализом своего поведения, учитель может сформировать стиль деятельности, отличающийся высокой степенью осмысленности. Помочь ему в этом сможет компьютерная программа, разработанная на кафедре химии МГОПУ им. М.А. Шолохова.
Заголовок:

Использование интегральных познавательных заданий в практике обучения

Список литературы:
  1. Лямин А. Н., Толетова М. К. Использование интегральных познавательных заданий в современной школе // Химия в школе. – 2009. – № 10. – С. 15–20.
  2. Люкимсон П. Е. Использование художественной литературы на уроках химии // Химия в школе. – 1992. – № 3–4. – С. 24–26.
  3. Пак М. С. Познавательные задания по химии в формировании мотивации учения // Проблемы мотивации в преподавании предметов естественно-научного цикла. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – С. 106–120.
  4. Ефимов А. В. Опыты со взрывом // Химия в школе. – 1992. – № 5–6. – С. 56–57.
Аннотация:
Интегральные познавательные задания – эффективное методическое средство, обеспечивающее творческий уровень усвоения учебного материала. Формы их использования в современной школе могут быть различными. В статье рассматриваются примеры таких заданий.
Заголовок:

Химические задачи с производственным содержанием

Аннотация:
С целью развития у учащихся интереса к химии и химическому производству, формирования у них потребности и склонности к трудовой деятельности на химическом производстве автор проводит экскурсии на химические предприятия. Ученики знакомятся с основными закономерностями химической технологии, проблемами более полного использования сырья и энергии, производственных мощностей, сокращения отходов и борьбы с загрязнениями окружающей среды, повышения производительности труда. Приведены химические задачи с производственным содержанием, которые составляют старшеклассники на материале учебных тематических экскурсий.
Заголовок:

Принципы эффективного применения цифровых лабораторий

Список литературы:
  1. Ануфриев В. Г. Нестандартное использование регистраторов NOVA 5000 на уроках химии для активизации познавательной деятельности учащихся // Тезисы выступления на Московском городском круглом столе «Использование цифровых технологий обучения химии», 14 февраля 2008 г. Публикация на сайте МИОО ( HYPERLINK http://www.mioo.ru/projects/7/x30/002.doc).
  2. Комплектация и технические характеристики на официальных сайтах Лаборатории L-микро ( HYPERLINK http://www.l-micro.ru) и Института новых технологий ИНТ ( HYPERLINK http://www.int-edu.ru).
  3. Цифровая лаборатория «Архимед»: Методические материалы. — М.: Институт новых технологий, 2007.
  4. Жилин Д. М. Практикум L-микро: Руководство для студентов. — М.: Изд-во МГИУ, 2006.
  5. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — С. 72–102.
Аннотация:
Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ) — комплект учебного оборудования нового поколения, который активно внедряется в практику современной школы. Его применение позволяет разнообразить учебный химический эксперимент, уделить больше внимания количественной оценке изучаемого явления. Вместе с тем, существуют объективные причины, ограничивающие использование ЦЛ в школьном химическом образовании. На основе системного анализа выявленных проблем разработаны и апробированы методические принципы эффективного использования ЦЛ на уроках.
Заголовок:

Интеграция знаний: химические модели для изучения природных явлений

Список литературы:
  1. Большая энциклопедия природы. Т. 12: Камни и минералы. — М.: Мир книги, 2004. — С. 6–7.
  2. Годовиков А. А., Рипинен О. И., Моторин С. Г. Агаты. — М.: Недра, 1987.
  3. Гильманшина С. И. Основы аналитической химии. — СПб.: Питер, 2006.
  4. Рубина Х. М., Добринская М. А., Романчук Л. А. Практикум по физической и коллоидной химии. — М.: Высшая школа, 1972.
  5. Воюцкий С. С. Курс коллоидной химии. — М.: Химия, 1976.
Аннотация:
Статья посвящена интеграции геолого-химических знаний школьников. Для простоты и наглядности в качестве моделей геологического процесса образования минералов представлены химические системы. Доступно разобран механизм химических реакций получения чередующихся полос в виде колец Лизеганга, напоминающих рисунок агата. Описано четыре опыта. В соответствии с общими положениями теории химического равновесия рассчитаны условия осаждения, сделан акцент на технике их выполнения и анализе результатов.
Заголовок:

О проведении предметных недель в сельской школе

Список литературы:
  1. Бегляров Г. А. Химическая и биологическая защита растений. – М.: Колос, 1983.
  2. Васильев В. А., Филлипова Н. В. Справочник по органическим удобрениям. – М.: Россельхозиздат, 1984.
  3. Габриелян О. С. Формы организации учебных занятий в сельской школе // Химия в школе – 1994. – № 1. – С. 35–37
  4. Никонов Л. А. и другие.??? Химизация сельского хозяйства и её перспективы // Химия в школе. 1989. – № 3. – С. 10.
  5. Постников А. В. Химизация сельского хозяйства. – М.: Россельхозиздат, 1989.
  6. Справочник агронома по защите растений. – М.: Агропромиздат, 1990.
  7. Туликов А. М. Сорные растения и борьба с ними. – М.: Московский рабочий, 1982.
  8. Устименко Г. В. и др. Основы агротехники полевых культур– М.: Просвещение, 1984.
  9. Устименко Г. В., Кононков П. Ф., Фирсов И. П., Раздымалин И. Ф. Основы агротехники полевых и овощных культур: учебное пособие для учащихся 9–10 кл. – М.: Просвещение, 1991.
Аннотация:
Организуя работу по планированию и проведению предметных недель в школе, учителя порой сталкиваются с проблемой их недостаточного нормативно-правового обеспечения. В статье предложено положение о проведении предметных недель, отражающее особенности организации внеклассной учебно-воспитательной работы в малокомплектной сельской школе, а также разработки некоторых мероприятий, которые можно провести в рамках недели биологии и химии.
Заголовок:

Заседание «круглого стола» на экологическую тему

Аннотация:
В сложившейся экологической остановке важнейшая задача – экологическое воспитание населения, формирование экологического мышления. Во внеурочное время учащиеся техникума участвуют в просветительской деятельности среди населения, в реализации природоохранных программ. Так, они провели заседание «круглого стола» на тему «Сохраним окружающую среду».
Заголовок:

Химический серпантин

Аннотация:
На уроке систематизации и обобщения знаний по теме «Основные классы неорганических веществ» в 8-м классе или при повторении в 9-м классе можно предложить учащимся игру «Химический серпантин».
Заголовок:

Дорога длиной в жизнь: от гимназистки до академика

Аннотация:
Title:

Tutorship in a teaching process

Summary:
Many form masters, psychologists, and social pedagogues play a role of a tutor during post-curriculum activity, while some teachers of subjects use such an approach in a teaching process. As a result of diagnostics, different student groups are detected. In every such group a teacher must become a tutor.
Title:

And what does the law say?..

List of references:
  1. Senior Expert on legal issues of the Central Committee of the Trade Union of the Education and Science of the Russian Federation is answering our readers’ questions.
Summary:
Title:

Silicon – a basis of a health and a youth

Summary:
In work the macrocell silicon is considered and the review of its pharmaceutical properties on a human body is resulted. It is shown that application of the foodstuff containing this element allows to solve some questions on human body improvement.
Title:

Modern approach to chemistry education

Summary:
Requirements, set by modern society, are achieved by new ways of selection contents and organization of education processes such as integrative – differentiated, topical, pragmatist approach. Special role is given to the use of competence approach in teaching chemistry. The Most important factors for successful life of a man are key competences: problem solving, communication skills, information. Those standard tasks are the basis for development of creativity, ability for self-education, provide functional literacy, social adaptation. Content and Process of education can be foundation for formation of key competences of graduated students.
Title:

Application of Didactic Unity Enlargement Technology to Teach Chemistry

Summary:
The possibility of application of P.M. Erdniev didactic unity enlargement technology (DUE) to teach chemistry in school is showed. The theory and practical application of the DUE are considered, the methods of teaching for solution of problems on chemical reaction equations being used as an example. Within the frame of school chemical program, the concepts of “enlarged didactic unity”, “deformed problem”, “exercise-triad” are considered. The possibility of multy-component tasks is showed.
Title:

Engaging belletristic literature into chemistry studying

Summary:
Title:

Inorganic compounds in the role of pigments

Summary:
The design of a chemistry lesson is offered, during which issues of the application of inorganic compounds in the role of pigments are considered. During the preparation stage cards with tasks for the groups of students are used.
Title:

The lesson «Oxides»

Summary:
It is a lesson of learning and initial fix of knowledge in the 8th form. Students knowledge about oxides is made into a whole. Students work in groups, which do the tasks from the instructional cards. After learning theoretical material they do chemical experiment.
Title:

How we study acids behavior

Summary:
Elaborations of a lesson in the 9th Form on the subject of “Chemical behavior of a sulphuric acid” as a lesson in the 8th Form on the subject of “Chemical behavior of acids” as well with using technologies of pedagogical workshops are offered.
Title:

Charts-theses when studying organic chemistry

Summary:
In mastering volumetric and descriptive material charts-theses play a rather important role. The design of the lesson on the subject of “Diene hydrocarbons. Caoutchouc (Indian rubber). Rubber” with the usage of a chart-abstract is brought.
Title:

Individual teaching style of a chemistry teacher

Summary:
The article concerns the peculiarities of a chemistry teacher behaviour in some problem conflict situations. It describes the authoritarian, technochratic, liberal and democratic behaviour of a teacher. It shows that the forming of one of the styles involved results in the appearance of teaching stereotypes. A teacher can form a style remarkable for a high level of understanding only if he analyses his behaviour. A computer programmer worked out at the chair of chemistry of the Moscow state open Teacher Training University named after M.A. Sholokhov can help him.
Title:

Using integral cognitive tasks in teaching practice

Summary:
Integral cognitive tasks are an effective methodical mean, which provides creative level of mastering educational stuff. Forms of their usage in a contemporary school may be different. Examples of such tasks are considered in the article.
Title:

Chemical tasks with an industrial content

Summary:
With the purpose of developing students’ concern towards chemistry and chemical industry, forming their demand and interest in the working activity in the sphere of chemical industry the author conduct tours to chemical plants. Student get acquainted with the main regularities of chemical technology, problems of fuller usage of row materials and energy, industrial capacities, reduction of waste products, and struggle against environmental pollution, and increasing labor productivity. Chemical tasks with an industrial content, which are composed by the student of senior classes based on the material of theme tours, are offered.
Title:

The principles of effective use digital laboratory

Summary:
Digital (computer) laboratory (DL) is the set of the training equipment for new generation, which actively takes root in the practice of contemporary school. Its application makes it possible to diversify training chemical experiment, to give more than attention to the quantitative assessment of the studied phenomenon. At the same time, there are objective reasons, which limit use DL in the school chemical formation. On the basis of the systems analysis of the revealed problems are developed and approved the systematic principles of effective use DL in the lessons.
Title:

Knowledge integration: chemical models to learn natural phenomena

Summary:
The article is devoted to integration of pupils’ geology-chemical knowledge. For simplicity and presentation the chemical models are presented as models of geological process of minerals formation. The mechanism of chemical reactions of alternating strips reception in the form of Lizeganga rings, reminding of the agate picture, is well disassembled. It is described four experiences. According to the general provisions of the chemical balance theory, the sedimentation conditions are calculated, the accent is placed on their performance technique and the analysis of results.
Title:

Regarding conducting subject weeks in a rural school

Summary:
When organizing activity towards planning and conducting subject weeks at school, sometimes teachers encounter the problem of insufficient normative and legal provision. The article offers the statement regarding conducting subject weeks, which reflects peculiarities of organizing post-curriculum teaching and training activity in a school with small number of students as design of some events, which is possible to conduct within the framework of a biology and chemistry week as well.
Title:

round-table session on the ecological subject

Summary:
In the existent ecological environment the most important task is ecological upbringing of population, forming ecological thinking. During extracurricular hours students of a technical secondary school participate in enlightening activity among population, and in implementation of programs focused on environmental protection. Thus, they have conducted the “round-table” session on the subject of “Let’s preserve our environment”.
Title:

Chemical lacet

Summary:
At a lesson of systematization and generalization of knowledge on the subject of «Main classes of inorganic substances” in the 8th Form or during the feedback in the 9th Form it is possible to offer game “Chemical lacet” to students.
Title:

A life-long way: from a grammar schoolgirl to an academician.

Summary:
Связаться с нами