Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2010 № 10

Русская версия
English version
Заголовок:

Заметки с финала Всероссийского конкурса «Учитель года-2010»

Аннотация:
Авторы – члены жюри всероссийского конкурса «Учитель года России» – делятся своими впечатлениями о конкурсе 2010 г.
Заголовок:

Поздравляем с юбилеем!

Аннотация:
Статья написана к юбилею Е. А. Косаревой.
Заголовок:

Пищевые ароматизаторы

Аннотация:
Каждому пищевому продукту присущи индивидуальные, характерные только для него вкус и аромат. В их формировании принимают участие сотни гармонирующих друг с другом соединений, которые образуются в процессе роста растений (эфирные масла), при получении пищевых продуктов под действием микроорганизмов или под действием ферментов (квашеная капуста, сыры, кисломолочные продукты), приготовления пищи (жарка, выпечка).
Заголовок:

О формировании осознанных знаний при подготовке к ЕГЭ

Список литературы:
  1. http://www.ege.edu.ru/.
  2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов.
  3. М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
  4. Пономарёв Я.А. Психология творчества. – М.: Педагогика, 1976.
  5. Семёнов И.Н. Опыт системного изучения рефлексивных механизмов организации творческого мышления методом содержательно-смыслового анализа.
  6. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1998. С. 56-64.
  7. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии: Книга для учащихся. – М.: АРКТИ, 1998. – С. 21.
  8. П.А. Оржековский, В.Н. Давыдов, Н.А. Титов, Н.В. Богомолова. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 1999. – С. 79-81.
Аннотация:
В статье выявлена проблема формализации знаний учащихся по химии, обусловленная введением единого государственного экзамена. Предложено использование экспериментальных творческих задач при подготовке учащихся к ЕГЭ, что позволит учителю формировать у учеников осознанные знания по химии. Приводятся примеры экспериментальных творческих задач и методика организации учителем творческой деятельности учеников. Показано, что предлагаемые задания повысят качество знаний и умений школьников по химии, повысят их познавательный интерес, позволят учителю эффективно подготовить учеников к ЕГЭ.
Заголовок:

Из опыта организации проектной деятельности

Список литературы:
  1. Немерещенко Л. В., Чайка А. Н. Актуальная тема: организация проектной деятельности // Химия в школе. – 2005. – № 4. – С. 2–5.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю.
  3. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю.
  4. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.:
  5. Издательский центр «Академия», 2008.
  6. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В. С. Кукушина. – М.: ИКТ «МарТ»: – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006.
Аннотация:
В статье раскрыты основы технологии проектного обучения: её цели, задачи, структура учебного проекта, этапы технологии с описанием деятельности учителя и учащихся на каждом этапе. Авторами представлен опыт организации внеурочного практического природоохранного проекта по проблеме загрязнения окружающей среды твёрдыми бытовыми отходами и деятельности учащихся по его реализации.
Заголовок:

Проблемно-модульное обучение как условие развития научного потерциаластаршеклассников

Список литературы:
  1. Леенсон И.А. Удивительная химия.М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
  2. Левицкий М.М. О химии серьезно и с улыбкой. - М.: Академкнига, 2005.
  3. Раков Э.Г. Вещества и люди: заметки и очерки о химии. - М.: Академкнига, 2003.
Аннотация:
В статье показаны способы реализации педагогических условий развития научного потенциала с помощью проблемно-модульного обучения, даны образцы заданий проблемного модуля, составленных в соответствии с целями развития учебно-исследовательской культуры старшеклассников.
Заголовок:

Из опыта реализации деятельностного подхода в обучении

Аннотация:
В статье рассмотрены приемы деятельностного подхода при обучении химии на основных этапах урока.
Заголовок:

О развитии критического мышления учащихся

Аннотация:
Автор рассуждает о необходимости формирования элементов критического мышления на основе базовых знаний в старших классах.
Заголовок:

Применение креативных заданий при изучении химии

Аннотация:
В статье описана практика применения креативных заданий, причины и способы использования при обучении химии в школе. Авторы статьи разрабатывают методику использования креативных заданий с целью развития личности учащегося, его мыслительных способностей, интеллекта.
Заголовок:

Межпредметные задания как средство формирования интегративных умений

Аннотация:
В статье раскрываются методические аспекты разработки и применения межпредметных заданий, приводятся примеры межпредметных заданий химико- математического содержания различных видов, анализируются результаты применения межпредметных заданий в процессе обучения.
Заголовок:

Уроки обобщения знаний о важнейших класах неорганических соединений

Аннотация:
В статье приведены разработки четырех разных по форме уроков обобщения по данной теме.
Заголовок:

Изучение водородной связи в школьном курсе химии

Список литературы:
  1. Москва В. В. Водородная связь в органической химии // Соросовский образовательный журнал. - 1999. - № 2.
  2. Корольков Д. В. Основы неорганической химии. - М.: Высшая школа, 1982.
  3. Хаусткрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. – М.: Мир, 2002.
  4. Пиментел Дж., Мак-Клеллан О. Водородная связь. − М.: Мир, 1964.
  5. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. − М.: Высшая школа, 1988.
  6. Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. − М.: Агар, 1999.
  7. Бабков А. В., Попков В. А. Общая и неорганическая химия. − М.: МГУ, 1998.
Аннотация:
Принято считать, что водородная связь существует, если: 1) установлен факт образования связи; 2) в этой связи особое участие принимает атом водорода. Способность образовывать водородную связь - одно из важнейших особенных свойств атома водорода. При определённых условиях атом водорода способен соединяться одновременно с двумя другими атомами, образуя своеобразный мостик между ними.
Заголовок:

Применение цифровых лабораторий при проведении демонстрационногоэксперимента

Список литературы:
  1. Дорофеев М. В., Зимина А. И., Стунеева Ю. Б.Принципы эффективного применения цифровых лабораторий // Химия в школе. - 2010. - № 2. - С. 55–63.
  2. Злотников Э. Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения // Химия в школе. - 2001. - № 1. - С. 60–64.
Аннотация:
Цифровые лаборатории, поступающие в школьные учебные кабинеты химии, позволяют организовать демонстрационный эксперимент на принципиально новом уровне, перейти от исключительно качественной оценки наблюдаемых явлений к элементам научного исследования. При этом демонстрация химического опыта может выполнять частные дидактические функции: информативную, эвристическую, критериальную, корректирующую, исследовательскую и обобщающую.
Заголовок:

Хлеб, который мы едим

Список литературы:
  1. Бабукова В. В., Габрук Н. Г. Школа и вуз – новые грани сотрудничества // Химия в школе. – 2008. - № 5. – С. 32-34.
  2. Андреев А. Н. Производство сдобных хлебобулочных изделий: Производственно-практическое издание. – С.-Пб.: Гиорд, 2003.
Аннотация:
В статье рассматривают вопросы организации целенаправленной исследовательской деятельности старшеклассников – членов научного общества, функционирующего третий год, в рамках сотрудничества школа-вуз на примере алгоритмов выполнения исследовательского проекта «Губернаторская программа в действии: качественный хлеб - наше здоровье». Выбор актуальной темы исследовательского проекта, использование простых и надежных методов количественного анализа является доминирующей мотивацией в углубленном изучении химии. Авторы выделяют основные этапы исследовательского проекта: изучение спроса потребления хлеба и хлебобулочных изделий некоторыми слоями населения с помощью социологического опроса; адаптирование методики количественного определения кислотности хлеба и хлебобулочных изделий методом нейтрализации; проведение сравнительного анализа по качеству исследуемых образцов хлеба. В статье анализируется потребительский спрос, приводятся методика и результаты определения кислотности хлеба и хлебобулочных изделий.
Заголовок:

Следствие ведут… химики

Аннотация:
Предложена ролевая игра, которая охватывает материал по неорганической химии, химии элементов. Ученики выступают в роли молодых специалистов – детективов. В процессе расследования загадочных происшествий ребята узнают много нового из истории открытия веществ, демонстрируют знания физических и химических свойств соединений. расширяет свой кругозор.
Title:

Notes from the final competition of All-Russian contest “The teacher of Year-2010”

Summary:
The authors-members of jury of All-Russian contest “The teacher of Year-2010” share their impression regarding the contest of 2010.
Title:

Congratulations on a jubilee!

Summary:
The article is written to the jubilee of Ye. A. Kosareva.
Title:

Food flavors

Summary:
Each food product features individual, unique taste and aroma. Hundreds of congruous with each other compounds formed in the process of plant growth (aspic oils), while processing food products under the influence of microorganisms or under the effect of enzymes (pickled cabbage, different kinds of cheese, dairy products), cooked meal (fried, baked products) participate in their forming.
Title:

On forming conscious knowledge while preparing to pass the Unified State Examination.

Summary:
The problem of pupils formal knowledge in Chemistry caused by introducing CSE is revealed in this article. Making use of experimental creative problems during pupils training for Common State Exam is proposed here. They will make it possible for the teacher to form real pupils knowledge in Chemistry. Some experimental creative problems and teacher’s methods controlling pupils creative activity are given in this article. All suggested tasks will improve the level of pupils knowledge and skills in Chemistry, their cognitive interest and make it possible for the teacher to train pupils for Common State Exam effectively.
Title:

From experience of organization of pupils’ project activity

Summary:
In this article authors expose basis of technology of project teaching: it’s purposes, problems, structure of educational project, stages of the technology with description of teacher’s and pupils’ activity at each stage. Authors have presented the experience of organization of the after- hour practical nature protection project on a problem of contamination of nature by hard domestic wastes and pupils’ activity on it’s realization.
Title:

Problem and module teaching as a prerequisite to developing scientific potential of the Upper Form students

Summary:
he article presents the ways of realization of pedagogical conditions of scientific potential development by means of problematic-modular training, gives the samples of tasks of the problem module made according to the purposes of development of educational-research culture of senior pupils.
Title:

Sharing the experience of implementing assignment approach in teaching process.

Summary:
In article receptions dejatelnostnyj the approach are considered at chemistry training at the basic stages of a lesson.
Title:

On developing students’ critical thinking

Summary:
The author reflects on necessity of forming elements of critical thinking on the basis of elementary knowledge in Upper Forms of the School.
Title:

Using of creative tasks at training chemistry

Summary:
The practice of application of creative tasks, the reasons and means of using at training chemistry at school are described in article. The author develops a technique of using of creative tasks to develop the student’s personality, his (her) power of apprehension, intellect.
Title:

Intersubject Tasks as an Instrument of Formation of Students` IntegrativeSkills

Summary:
In this article methodical aspects of development and application of intersubject tasks are discussed. Examples of intersubject tasks of different kinds with chemical and mathematical content are presented. Results of application of intersubject tasks in the process of education are analysed.
Title:

The lessons of knowledge generalization about the most important classes of inorganic compounds

Summary:
Design of four different types of the lessons of knowledge generalization on the given topic is offered in the article.
Title:

Studying hydrogen bond in the school chemistry course

Summary:
It is common to consider the hydrogen bond exists, if: 1) the fact of bond formation is established; 2) hydrogen atom takes a special part on this bond. The ability to form hydrogen bond is on of the most important special behavior of the atom of hydrogen. Under the certain conditions the hydrogen atom is able to connect simultaneously with two other atoms, forming an original bridge between them.
Title:

The Application of the Digital Laboratories in Demonstrations of a ChemicalExperiment

Summary:
The digital (computer) laboratories enter the school study rooms of chemistry. They make it possible to organize demonstration experiment at the fundamentally new level, to pass from the exceptionally qualitative assessment of the observed phenomena to the elements of scientific investigation. In this case the demonstration of chemical experience can fulfill the particular didactic functions: informative, heuristic, criteria, corrective, research and generalizing.
Title:

The bread we eat

Summary:
The Scientific organization of pupils as a motivation to research work in profile classes. The authors N.G. Gabruk, V.V. Babukova. In article analyze the problems of the organization a purposeful research activity of senior pupils - members of a school scientific organization, which functions the third year within the framework of cooperation "school - high school" on the base of algorithms of performancing the research project «The Governor's program in operation: Qualitative bread is our health ». The choice of a vital topic of the research project, use of simple and reliable methods of the quantitative analysis is a dominating motivation in the profound study of chemistry. Authors allocate the basic stages of the research project: studying the demand of consumption of bread and bakery products by some layers of the population with the help of sociological interrogation; adaptation a method of neutralization to techniques of quantitative definition of acidity of bread and bakery products; carrying out a comparative analysis on quality of researched samples of bread. The article analyzes the consumer demand, lists the technique and results of definition of acidity of bread and bakery products.
Title:

Investigation is carried out by… chemists

Summary:
The role game is offered, which covers material on inorganic chemistry, chemistry of elements. Students act as young specialists-detectives. In the course of investigation of mysterious incidents children come to know a lot of new from the history of discovering new matters, demonstrate their knowledge of physical and chemical behavior of compounds, and extend their outlook.
Связаться с нами