Заголовок:
Заметки с финала Всероссийского конкурса «Учитель года-2010»
Аннотация:
Авторы – члены жюри всероссийского конкурса «Учитель года России» – делятся своими впечатлениями о конкурсе 2010 г.
Ключевые слова:
конкурс «Учитель года России», престиж естественно-научных дисциплн, метапреметный подход, учитель химии, мастер-класс, профессиональныйконкурс.
Заголовок:
Поздравляем с юбилеем!
Аннотация:
Статья написана к юбилею Е. А. Косаревой.
Ключевые слова:
Заголовок:
Пищевые ароматизаторы
Аннотация:
Каждому пищевому продукту присущи индивидуальные, характерные только для него вкус и аромат. В их формировании принимают участие сотни гармонирующих друг с другом соединений, которые образуются в процессе роста растений (эфирные масла), при получении пищевых продуктов под действием микроорганизмов или под действием ферментов (квашеная капуста, сыры, кисломолочные продукты), приготовления пищи (жарка, выпечка).
Ключевые слова:
вкус, аромат, пищевые ароматизаторы, натуральные ароматизаторы, искусственные ароматизаторы.
Заголовок:
О формировании осознанных знаний при подготовке к ЕГЭ
Список литературы:
- http://www.ege.edu.ru/.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов.
- М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
- Пономарёв Я.А. Психология творчества. – М.: Педагогика, 1976.
- Семёнов И.Н. Опыт системного изучения рефлексивных механизмов организации творческого мышления методом содержательно-смыслового анализа.
- Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1998. С. 56-64.
- Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии: Книга для учащихся. – М.: АРКТИ, 1998. – С. 21.
- П.А. Оржековский, В.Н. Давыдов, Н.А. Титов, Н.В. Богомолова. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 1999. – С. 79-81.
Аннотация:
В статье выявлена проблема формализации знаний учащихся по химии, обусловленная введением единого государственного экзамена. Предложено использование экспериментальных творческих задач при подготовке учащихся к ЕГЭ, что позволит учителю формировать у учеников осознанные знания по химии. Приводятся примеры экспериментальных творческих задач и методика организации учителем творческой деятельности учеников. Показано, что предлагаемые задания повысят качество знаний и умений школьников по химии, повысят их познавательный интерес, позволят учителю эффективно подготовить учеников к ЕГЭ.
Ключевые слова:
Единый государственный экзамен, осознанность знаний, экспериментальнаятворческая задача, подготовка учащихся к ЕГЭ по химии.
Заголовок:
Из опыта организации проектной деятельности
Список литературы:
- Немерещенко Л. В., Чайка А. Н. Актуальная тема: организация проектной деятельности // Химия в школе. – 2005. – № 4. – С. 2–5.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю.
- Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю.
- Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.:
- Издательский центр «Академия», 2008.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В. С. Кукушина. – М.: ИКТ «МарТ»: – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006.
Аннотация:
В статье раскрыты основы технологии проектного обучения: её цели, задачи, структура учебного проекта, этапы технологии с описанием деятельности учителя и учащихся на каждом этапе. Авторами представлен опыт организации внеурочного практического природоохранного проекта по проблеме загрязнения окружающей среды твёрдыми бытовыми отходами и деятельности учащихся по его реализации.
Ключевые слова:
технологический подход, проектная технология, проект, цель, проблема, результат, презентация проекта.
Заголовок:
Проблемно-модульное обучение как условие развития научного потерциаластаршеклассников
Список литературы:
- Леенсон И.А. Удивительная химия.М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
- Левицкий М.М. О химии серьезно и с улыбкой. - М.: Академкнига, 2005.
- Раков Э.Г. Вещества и люди: заметки и очерки о химии. - М.: Академкнига, 2003.
Аннотация:
В статье показаны способы реализации педагогических условий развития научного потенциала с помощью проблемно-модульного обучения, даны образцы заданий проблемного модуля, составленных в соответствии с целями развития учебно-исследовательской культуры старшеклассников.
Ключевые слова:
проблемный модуль, учебный элемент, учебно-исследовательская культура, педагогические условия, старшеклассники.
Заголовок:
Из опыта реализации деятельностного подхода в обучении
Аннотация:
В статье рассмотрены приемы деятельностного подхода при обучении химии на основных этапах урока.
Ключевые слова:
деятельностный подход при обучении химии.
Заголовок:
О развитии критического мышления учащихся
Аннотация:
Автор рассуждает о необходимости формирования элементов критического мышления на основе базовых знаний в старших классах.
Ключевые слова:
критическое мышление, самостоятельное мышление, активное мышление, творческое мышление, рефлексия.
Заголовок:
Применение креативных заданий при изучении химии
Аннотация:
В статье описана практика применения креативных заданий, причины и способы использования при обучении химии в школе. Авторы статьи разрабатывают методику использования креативных заданий с целью развития личности учащегося, его мыслительных способностей, интеллекта.
Ключевые слова:
креативные задания, креативные карты, творческое развитие, мотивация, обучение химии.
Заголовок:
Межпредметные задания как средство формирования интегративных умений
Аннотация:
В статье раскрываются методические аспекты разработки и применения межпредметных заданий, приводятся примеры межпредметных заданий химико- математического содержания различных видов, анализируются результаты применения межпредметных заданий в процессе обучения.
Ключевые слова:
межпредметные задания, задания химико-математического содержания.
Заголовок:
Уроки обобщения знаний о важнейших класах неорганических соединений
Аннотация:
В статье приведены разработки четырех разных по форме уроков обобщения по данной теме.
Ключевые слова:
урок-игра, урок-путешествие, классы неорганических веществ, оксиды, основания, кислоты, соли.
Заголовок:
Изучение водородной связи в школьном курсе химии
Список литературы:
- Москва В. В. Водородная связь в органической химии // Соросовский образовательный журнал. - 1999. - № 2.
- Корольков Д. В. Основы неорганической химии. - М.: Высшая школа, 1982.
- Хаусткрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. – М.: Мир, 2002.
- Пиментел Дж., Мак-Клеллан О. Водородная связь. − М.: Мир, 1964.
- Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. − М.: Высшая школа, 1988.
- Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. − М.: Агар, 1999.
- Бабков А. В., Попков В. А. Общая и неорганическая химия. − М.: МГУ, 1998.
Аннотация:
Принято считать, что водородная связь существует, если: 1) установлен факт образования связи; 2) в этой связи особое участие принимает атом водорода. Способность образовывать водородную связь - одно из важнейших особенных свойств атома водорода. При определённых условиях атом водорода способен соединяться одновременно с двумя другими атомами, образуя своеобразный мостик между ними.
Ключевые слова:
водородная связь, донорно-акцепторная связь, электростатическоевзаимодействие, ассоциаты, молекулярные комплексы.
Заголовок:
Применение цифровых лабораторий при проведении демонстрационногоэксперимента
Список литературы:
- Дорофеев М. В., Зимина А. И., Стунеева Ю. Б.Принципы эффективного применения цифровых лабораторий // Химия в школе. - 2010. - № 2. - С. 55–63.
- Злотников Э. Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения // Химия в школе. - 2001. - № 1. - С. 60–64.
Аннотация:
Цифровые лаборатории, поступающие в школьные учебные кабинеты химии, позволяют организовать демонстрационный эксперимент на принципиально новом уровне, перейти от исключительно качественной оценки наблюдаемых явлений к элементам научного исследования. При этом демонстрация химического опыта может выполнять частные дидактические функции: информативную, эвристическую, критериальную, корректирующую, исследовательскую и обобщающую.
Ключевые слова:
Digital laboratories, sensors, chemical experiment, demonstrationalexperiment, experiment functions.
Заголовок:
Хлеб, который мы едим
Список литературы:
- Бабукова В. В., Габрук Н. Г. Школа и вуз – новые грани сотрудничества // Химия в школе. – 2008. - № 5. – С. 32-34.
- Андреев А. Н. Производство сдобных хлебобулочных изделий: Производственно-практическое издание. – С.-Пб.: Гиорд, 2003.
Аннотация:
В статье рассматривают вопросы организации целенаправленной исследовательской деятельности старшеклассников – членов научного общества, функционирующего третий год, в рамках сотрудничества школа-вуз на примере алгоритмов выполнения исследовательского проекта «Губернаторская программа в действии: качественный хлеб - наше здоровье». Выбор актуальной темы исследовательского проекта, использование простых и надежных методов количественного анализа является доминирующей мотивацией в углубленном изучении химии. Авторы выделяют основные этапы исследовательского проекта: изучение спроса потребления хлеба и хлебобулочных изделий некоторыми слоями населения с помощью социологического опроса; адаптирование методики количественного определения кислотности хлеба и хлебобулочных изделий методом нейтрализации; проведение сравнительного анализа по качеству исследуемых образцов хлеба. В статье анализируется потребительский спрос, приводятся методика и результаты определения кислотности хлеба и хлебобулочных изделий.
Ключевые слова:
научное общество старшеклассников, исследовательский проект, социологический опрос, кислотность хлеба, метод нейтрализации, качественныйхлеб.
Заголовок:
Следствие ведут… химики
Аннотация:
Предложена ролевая игра, которая охватывает материал по неорганической химии, химии элементов. Ученики выступают в роли молодых специалистов – детективов. В процессе расследования загадочных происшествий ребята узнают много нового из истории открытия веществ, демонстрируют знания физических и химических свойств соединений. расширяет свой кругозор.
Ключевые слова:
ролевая игра, детективные истории.