Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2010 № 1

Русская версия
English version
Заголовок:

Конкурс «Учитель года России» глазами членов жюри и участников

Аннотация:
В статье дан анализ проведения конкурсных мероприятий, предложенных в I туре, отмечена высокая значимость развития конкурсного движения, а также указано на организационные недочеты при проведении профессионального конкурса.
Заголовок:

А как по закону?..

Аннотация:
Заместитель заведующего правовым отделом ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ отвечает на вопросы читателей журнала.
Заголовок:

Химия света

Спиоск литературы:
  1. Березин Б. Д., Березин Д. Б. Курс современной органической химии. — М.: Высшая школа, 1999.
  2. Васильев Р. Ф. Хемилюминесценция в растворах // Успехи физических наук. — 1966. — Т. 89. — Вып. 3. — С. 409–436.
  3. Волькенштейн М. В. Биофизика. — М.: Наука, 1981.
  4. Исаакс Н. Практикум по физической органической химии / Пер. с англ. — М.: Мир, 1972.
  5. Костюк П. Г., Гродзинский Д. М. и др. Биофизика. — Киев: Выща школа. Головное изд-во, 1988.
  6. Лабас Ю. А., Гордеева А. В., Фрадков А. Ф. Свет и цвет живых организмов. Неразгаданная Дарвином биолюминесценция // Природа. — 2003. — № 2. — С. 25–31.
  7. Лабас Ю. А., Гордеева А. В., Фрадков А. Ф. Свет и цвет живых организмов. Флуоресцирующие и цветные белки // Природа. — 2003. —№ 3. — С. 33–43.
  8. Мецлер Д. Биохимия. Химические реакции в живой клетке: В 3 т. Т. 3. / Пер. с англ. — М.: Мир, 1980.
  9. Нейланд О. Я. Органическая химия. — М.: Высшая школа, 1990.
  10. Степаненко О. В., Верхуша В. В., Кузнецова И. М., Туроверов К. К. Флуоресцентные белки: физико-химические свойства и использование в клеточной биологии // Цитология. — 2007. — Т. 49. — № 5. — С. 395–420.
Аннотация:
Статья посвящена изучению явления хемилюминесценции и биолюминесценции. В этом вопросе мы сталкиваемся с изучением реакций окисления различных природных соединений. Мы до сих пор не обладаем достаточной информацией о природе света и биолюминесценции.
Заголовок:

О содержании базового химического образования в современном социуме

Аннотация:
В статье рассматривается базовое химическое образование с точки зрения современных требований к обновлению содержания обучения и модернизации всего образовательного процесса. В обучении химии в средней школе проявляются общие тенденции развития образования в современном обществе - фундаментализация, гуманизация, интеграция, экологизация, практическая направленность на формирование универсальных способов деятельности. Важным условием реализации названных современных тенденций в общем химическом образовании становится научное обоснование корректировки миссии, целей, результатов, содержания обучения химии, организации учебного процесса, при которой приобретение специфических (химических) знаний и умений происходит в органическом сочетании с развитием личности обучающихся, формированием их ключевых компетентностей.
Заголовок:

О реализации принципа доступности в процессе обучения

Аннотация:
В статье говорится о дидактическом принципе доступности, являющимся одним из принципов обучения. В заключение статьи приводятся различные точки зрения учителей, психологов на данную проблему. Часть статьи представляет собой собственное понимание центральной методической темы неорганической химии – «Периодического закона» – и периодической системы элементов Д.И. Менделеева, которое и изучается.
Заголовок:

О реализации межпредметных связей химии с английским языком

Спиоск литературы:
  1. Аршанский Е. Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  2. Борунова Е. Б. Химия на английском: не навреди // Химия в школе. – 2008. – № 7. – С. 35–36.
  3. Евдощенко С. И., Дубчинский В. В., Гайворонская В. В. Словарь химических терминов (с толкованиями, особенностями употребления и английскими эквивалентами) / Под ред. В. В. Дубчинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  4. Котляр М. Как использовать знание иностранного языка при обучении химии // Химия в школе. – 2001. – № 3. – С. 48.
  5. Пьянкова Т. М. Практическое пособие по переводу русской научно-технической литературы на английский язык. – М.: Летопись, 1994.
  6. Химия. 9–11 классы. Интегрированные уроки / Сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  7. Шаталов М. А., Кузнецова Н. Е.Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: 8–9 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.
  8. Краткий англо-русский русско-английский словарь-справочник химических терминов с произношением / Под ред. к.п.н. доцента М. М. Кутеповой. – М.: Экзамен, 2006.
  9. General Certificate of Secondary Education. Chemistry 2009. Version 1.0 0407. / AQA / Great Britain, Nuffield Press Ltd., 2007.
  10. The Penguin Dictionary of Chemistry. Edited by D.W.A. Sharp. – London, Penguin Books Ltd., 1990.
  11. Гераскина Г. В., Раткевич Е. Ю., Алфёрова Е. А. Структура биополимеров на обобщающих уроках // Химия в школе. – 2000. – № 8. – С. 52.
  12. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. Общая биология. – М.: Дрофа», 2006.
  13. Ильина И. Ю., Рыженко Н. В. Интегрированный курс «Биохимия» // Химия в школе. – 2001. – № 3. – С. 28.
  14. Тачева Г. Ф., Трушников Д. Ю. Обобщение сведений об аминокислотах и белках на интегрированном уроке // Химия в школе – 2003. – № 10. – С. 45.
Аннотация:
Статья посвящена актуальной и недостаточно разработанной в отечественной методике преподавания химии проблеме межпредметной интеграции химии и иностранного языка в средней школе. Авторами рассмотрены дидактические условия, формы и методы осуществления межпредметной интеграции учебных дисциплин «химия» и «английский язык», приведены методические разработки интегрированных уроков по темам «Классы неорганических веществ. Обобщение и повторение» (8 класс), «Химическая организация жизни» (11 класс) даны рекомендации по организации подобных уроков. Предложенные материалы будут особенно полезны для учителей химии гимназий, лицеев и школ с углублённым изучением иностранного языка.
Заголовок:

Наука и искусство: способы познания мира

Аннотация:
Статья посвящена проблеме интеграции естественно-научного и гуманитарного знания в образовании. Предложена методика проведения урока в средней школе с целью интеграции науки и искусства на основе развития представлений о методах познания.
Заголовок:

Химия в профессии: интеграция со специальными дисциплинами

Аннотация:
Автор приводит интегрированные задания по неорганической и органической химии, которые не только расширяют и углубляют предметные знания, но и развивают профессиональные умения, мышление, формируют мотивацию к учению.
Заголовок:

О целесообразности изучения курса органической химии в 11-м классе

Аннотация:
Автор приводит аргументы, подтверждающие целесообразность изучения курса органической химии не в 10-м, а в 11-м классе.
Заголовок:

Обобщающий контроль знаний по органической химии: реакции окисления

Аннотация:
Автор приводит тесты, позволяющие проверить усвоение учащимися знаний о реакциях окисления органических веществ.
Заголовок:

Об использовании понятия «электроотрицательность»

Спиоск литературы:
  1. Сборник нормативных документов. Химия / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2007.
  2. Эмсли Дж. Элементы / Пер. с англ. — М.: Мир, 1993.
  3. Слета Л. А. Химия: Справочник. — Харьков: Фолио; Ростов н/Дону: Феникс, 1997.
  4. Князев Д. А. Неорганическая химия: Учеб. для вузов / Д. А. Князев, С. Н. Смарыгин. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2004.
  5. Иванов В. Г. Органическая химия: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Иванов, В. А. Горленко, О. Н. Гева. — М.: Мастерство, 2003.
  6. Общая химия в формулах, определениях, схемах: Учеб. пособие / И. Е. Шиманович и др.; Под ред. В. Ф. Тикавого. — Мн.: Изд-во университета, 1996.
Аннотация:
Разъясняется понятие электроотрицательности и ее значения по разным шкалам.
Заголовок:

Электролиз водных растворов электролитов

Аннотация:
Опыт работы на приёмных экзаменах в Московский государственный областной университет и организации олимпиады по химии среди школьников показывает, что учащиеся не всегда справляются с заданиями, связанными с электролизом водных растворов электролитов. Особое внимание обращается на решение задач, связанных с количественным определением выделившегося вещества на электродах, поскольку учащиеся плохо знают законы электролиза.
Заголовок:

Изучение состава и определение качества губных помад

Спиоск литературы:
  1. Аствацатуров К. Р., Кольгуненко И. И. Косметика для всех. — Л., 1991.
  2. Вилламо Х. Косметическая химия. — М.: Мир, 1990.
  3. Давыдова С. Л. Химия в косметике. — М.: Знание, 1990.
  4. Кольгуненко И. И., Бутковская Т. М. Косметика или косметология? — М.: Знание, 1990.
  5. Пустовалова Л. М. Практикум по биохимии. — Ростов-на-Дону, 1999.
  6. Химия. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. — М.: Большая российская энциклопедия, 2000.
  7. Яковлева Л. А., Кутакова Г. С. Товароведение парфюмерно-косметических товаров: Учебник для вузов. — СПб: Лань, 2001.
Аннотация:
С целью повышения осведомлённости учащихся о составе и свойствах компонентов губных помад было проведено занятие «Изучение состава губных помад» при рассмотрении темы «Уход за губами». Результаты проведённых исследований на занятиях элективного курса «Косметическая химия» по теме «Определение качества губных помад» позволили определить качество некоторых средств по уходу за губами и смогли помочь девушкам в выборе этих средств и правильно их использовать.
Заголовок:

Химический эксперимент по теме «Генетические связи органических соединений»

Спиоск литературы:
  1. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии в средней школе: Методика и техника / Пособие для учителей. — 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2000.
  2. Колударов Ю. А. Получение уксусного альдегида из этилена // Химия в школе. — 1972. — № 2. — С. 71–73.
  3. Осокина Л. В., Котлярова О. С. Получение этилового спирта из уксусного альдегида // Химия в школе. — 1972. — № 5. — С. 71–73.
  4. Чертков И. Н., Черняк И. А., Колударов Ю. А. Самодельные демонстрационные приборы по химии. — М., 1976.
Аннотация:
В статье рассмотрены примеры демонстрационного химического эксперимента, выступающего средством формирования понятия о генетических связях органических соединений. Подобные экспериментальные цепочки служат иллюстрацией и доказательством реально существующих многочисленных структурно-логических взаимопревращений разных классов химических соединений и их отдельных представителей.
Заголовок:

Научно-практическая конференция «Загадки чая. Неизвестное об известном»

Аннотация:
Авторы предлагают вниманию читателей сценарий внеурочного интегрированного мероприятия по химии и географии – научно-практической конференции по теме «Загадки чая. Неизвестное об известном». При подготовке к этой конференции учащиеся распределяют роли (корреспонденты, культурологи, историки и т. д.) и собирают материал по заданной теме.
Заголовок:

Интеллектуальный клуб знатоков химии

Аннотация:
Приведена разработка командной интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Игра состоит из двух туров по десять вопросов в каждом.
Заголовок:

Рассказ о первой встрече Н. Бора и В. Гейзенберга

Спиоск литературы:
  1. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. — М.: Иностранная литература, 1961.
  2. Данин Д. С. Нильс Бор. — М.: Молодая гвардия, 1978.
  3. Мур Р. Нильс Бор — человек и учёный. — М.: Мир, 1969.
  4. Нильс Бор и развитие физики. Сборник. — М.: Иностранная литература, 1958.
  5. Нильс Бор: Жизнь и творчество. Сборник. — М.: Наука, 1967.
Аннотация:
Статья представляет собой рассказ о первой встрече Нильса Бора и Вернера Гейзенберга.
Заголовок:

Юбилейные даты из истории химии в 2010 г.

Аннотация:
Приведены юбилейные даты из истории химии в 2010 г.
Title:

Contest “Teacher of the Year of Russia” in a light of members of jury and participants

Summary:
The article deals with a contrastive analysis of competitive actions of the first round. It is points to the importance of the competition’s development. The article contains the least of organizational deficits of the the professional competition.
Title:

And what does the law say?..

Summary:
Senior Expert on legal issues of the Central Committee of the Trade Union of the Education and Science of the Russian Federation is answering our readers’ questions.
Title:

Chemistry of Light

Summary:
The article is devoted to study of phenomena chemiluminescence and bioluminescence. In this problem we are concerned with the study of the reaction oxidizing by different natural combinations. We still do not possess sufficient information about the nature of light and bioluminescence.
Title:

About the content of basic chemistry education in modern society

Summary:
Current Requirements to reform of education content and renewal of whole education process are discussed in the article. Chemistry education in middle school shows general trends of education development in society : humanization, ecologization integration, practical trend for achieving standardized ways of performance. Important condition for implementing mentioned modern trends inn general chemical education becomes scientific-based reasoning of correcting mission, goals, results, content of chemistry education, organization of education process when getting specific knowledge goes along with personal development of students, formation of key competences
Title:

About a didactic principle of an admissibility in teaching

Summary:
It is article about of didactic principle of an admissibility which is one of principles in teaching. In the article views of scientists: teachers, psychologist, on the given problem, are examined in a final. Part of the article the own understanding of a central methodical theme of inorganic chemistry “ The periodic law ” and periodic system of elements D. I. Mendeleev is examined.
Title:

On the problem of interdisciplinary connections between Chemistry and English

Summary:
The paper deals with the widely advocated yet largely unexplored idea of interdisciplinary connections between the subjects of Chemistry and Foreign Language at the secondary school. The study involves theoretical aspects of the problem as well as recommendations on organizing integrated lessons of Chemistry and English in the 8th grade classroom using the content of the unit “Classes of Inorganic Compounds”. The materials presented are expected to be useful for teaching Chemistry at gymnasiums and schools focusing on the Foreign Language Studies.
Title:

Science and Art: ways of world cognition

Summary:
The article deals with the problem of integration of science and art. The importance of this problem in the process of teaching natural sciences is described. The way of integration of science and art on the basis of methodological knowledge formation is proposed and the appropriate teaching technique is given.
Title:

Chemistry in profession: integration with special disciplines

Summary:
The author provides integrated tasks on the subject of organic and inorganic chemistry, which not only broaden and deepen subject knowledge, but develop professional skills, thinking, and form learning motivation as well.
Title:

Regarding expediency of studying the course of organic chemistry in the 11th Form

Summary:
The author brings arguments, proving expediency of studying the course of organic chemistry not in the 10th, but in the 11th Form instead.
Title:

Resumptive knowledge control on the subject of organic chemistry: oxidation reactions

Summary:
The author offers tests, which allow check-up mastering knowledge about reactions of organic substances by students.
Title:

Regarding the usage of definition “electronegativity”

Summary:
Definition “electronegativity” and its meaning according to different scales has been clarified.
Title:

Electrolysis of aqueous solutions of electrolytes

Summary:
The experience collected while working at entrance examinations to the Moscow State Region University and organizing Olympiads on the subject of chemistry between school-students shows that students not always can cope with tasks connected with electrolysis of water (aqueous) solutions of electrolytes. Special attention is paid to the solution of tasks, which are connected with quantitative calculation of chemical agent, which has been come forth on electrodes, as far as students know laws of electrolysis poorly.
Title:

Examining composition and determining quality of lipsticks

Summary:
With the purpose of increasing student’s awareness of composition and properties of lipstick components, lesson “Examining composition of lipsticks” was held within the framework of studying theme “Lips care”. The results of conducted during the lessons of an elective course “Cosmetic chemistry” on the subject of “Determination of lipstick quality” examinations allowed to determine the quality of conditioners for lips care and helped young ladies to choose those conditions and use them correctly.
Title:

Chemical experiment on the theme «Genetic relations of organic connections»

Summary:
This article considers examples of the demonstration chemical experiment, standing for the means of formation of the concept of genetic relations of organic connections. Such experimental chains serve as an illustration and the proof of really existing numerous structurally-logic interconversions of different classes of chemical compounds and their separate representatives.
Title:

Scientific and practical conference on the subject of “Enigmas of tea. Unknown about known”

Summary:
The authors offer to the readers’ attention the scenario of a post-curriculum integrated event on the subject of chemistry and geography, which is a scientific and practical conference on the subject of “Enigmas of tea. Unknown about known”. In the course of preparation of this conference students distribute roles (correspondents, culturologists, historians, etc.) and gather the material on the given subject.
Title:

Intellectual club of connoisseurs of chemistry

Summary:
The elaboration of team intellectual game «What? Where? When?» is provided. The game consists of two rounds, ten questions each.
Title:

A story about the first meeting of N. Bohr and W. Heisenberg

Summary:
This is a short story about first meeting of N. Bohr and V. Heisenberg.
Title:

Jubilee dates from history of chemistry in 2010.

Summary:
Jubilee dates from history of chemistry in 2010 are provided.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.