Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2022 № 10

Русская версия
English version
Заголовок:

Об изучении химии в современной школе

Аннотация:
Обсуждаются вопросы содержания общеобразовательного школьного курса химии, соотношения его составных частей и значимости отдельных разделов. Предлагается заметно снизить удельный вес разделов с излишней математической составляющей, не связанной напрямую с задачей освоения чисто химических вопросов связи строения и свойств веществ.
Заголовок:

Дидактические функции расчётных задач

Аннотация:
При решении задач учащиеся более осознанно усваивают первоначальные понятия химии. Кроме того, они приобретают навыки оперирования физическими величинами, которые послужат инструментом получения последующих знаний.
Заголовок:

О формировании функциональной грамотности при решении расчётных задач

Список литературы:
  1. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. — М.: Дрофа, 2006.
  2. Ахметов М. А., Осипова А. В. Из опыта формирования функциональной грамотности // Химия в школе. — 2021. — № 10 — С. 35–38.
  3. Пузаков С. А., Попков В. А, Барышова И. В. Химия. 10–11 классы: углублённый уровень: сборник задач и упражнений: учебное пособие / Под ред. С. А. Пузакова. — М.: Просвещение, 2022.
Аннотация:
В настоящее время большое внимание уделяется формированию функциональной грамотности обучающихся. Школьники на основе прикладных знаний должны уметь решать практикоориентированные задачи, которые встречаются в различных сферах повседневной жизни человека. В публикуемом материале приводятся задания, которые используются на уроках химии и во внеурочной деятельности.
Заголовок:

К методике решения расчётных задач на смеси

Список литературы:
  1. Кабардина Е. А., Грейнер Л. К. Учим решать задачи на растворы и смеси // Химия в школе. — 2017. — № 4. — С. 29–32.
  2. Пузаков С. А., Попков В. А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Программы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: учебное пособие. — М.: Высш. шк., 2001.
  3. Колчанова Л. В. К методике решения расчётных задач // Химия в школе. — 2020. — № 10. — С. 38–43.
Аннотация:
Решение расчётных задач является не только неотъемлемой частью химического образования школьников, но и одним из важнейших показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала. Задачи на смеси по своему содержанию и способам решения весьма разнообразны, и, как показывает опыт работы, решение их часто вызывает затруднение. Наименее успешно на экзамене выполняется задание 33, предусматривающее проверку умений проводить комбинированные вычисления по формулам и уравнениям химических реакций. В работе рассматривается методика решения расчётных задач на смеси, в которых дано указание о мольном соотношении элементов.
Заголовок:

Современный подход к изучению основных законов химии

Список литературы:
  1. Байбагисова З. Э. Формирование у учащихся методологических знаний при обучении химии: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. — М., 2003. — С. 10.
  2. Каверина А. А. О воспитательном потенциале учебного предмета «Химия» // Химия в школе. — 2020. — № 9. — С. 19.
  3. Стерелюхин А. И., Макарова Л. М., Фёдоров В. А. Методологические знания учащихся. Проблемы дифференциации, структурирования и систематизации // Гаудеамус. — 2003. — №1(3). — С. 132.
  4. Лунин В. В., Ерёмин В. В. Химия XXI века // Химия в школе. — 2018. — № 4. — С. 4–9.
  5. Андреева М. П. Методические особенности изучения периодического закона в свете современных требований // Вклад Д. И. Менделеева в развитие фундаментальных наук, в углубление и расширение образования для устойчивого развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Киров: Изд-во МЦИТО, 2019. — C. 11–16 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: //elibrary.ru /author_items.asp?authorid=844684.
Аннотация:
В статье раскрывается важность приобретения методологических знаний, которые помогают проникнуть в сущность основных химических законов в начальном курсе школьной химии. Автором приводятся некоторые методические приёмы подведения обучающихся к открытию законов химии, такие как эвристическая беседа, создание проблемной ситуации.
Заголовок:

Творческие задачи: как оценить вклад учашихся в их решение

Список литературы:
  1. Оржековский П. А. Методические основы формирования у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии: дис. ... док. пед. наук. — М., 1998.
  2. Мишина И. Б., Оржековский П. А., Степанов С. Ю. Творческое мышление учащихся: оценка динамики развития // Химия в школе. — 2021. — № 3. — С. 20–24.
  3. Титов Н. А. Методика формирования опыта творческой деятельности учащихся на практических занятиях по химии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. — М., 1994.
  4. Степанов С. Ю., Семёнов И. Н., Зарецкий В. К. Исследование организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарёва. — М.: Наука, 1983. — С. 101–133.
  5. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии: книга для учащихся. — М.: Аркти, 1998.
  6. Оржековский П. А., Степанов С. Ю., Шойтова В. С. Психолого-педагогические аспекты формирования у обучающихся естественно-научной грамотности // Наука. Управление. Образование РФ. — 2022. — № 1. — С. 27–36.
  7. Оржековский П. А., Степанов С. Ю., Титов Н. А., Мишина И. Б., Чернышева Л. А., Шойтова В. С. Цифровизация динамических параметров развития креативного мышления в обучении химии // Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики: материалы VI Международной науч.-практ. конф. — Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2021. — С. 88–97.
Аннотация:
В статье описаны возможности подготовки к цифровизации количественного оценивания вклада каждого ученика в решение экспериментальных творческих задач по химии в парах переменного состава.
Заголовок:

О педагогических аспектах формирования УУД и soft skills

Список литературы:
  1. Попова Н. А., Дегтеренко Л. Н. Из опыта апробации технологии формирования профессиональной поликомпетенции в условиях выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории при внедрении стандартов Ворлдскилс // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2019. — № 4. — Т. 11. — С. 93–101.
  2. Хасанова И. И., Котова С. С. Психологическая готовность педагогов СПО к освоению новых видов деятельности в условиях профессиональной реориентации // Образование и наука. — 2018. — Т. 20. — № 7. — С. 147–167.
  3. Цымбалюк А. Э., Виноградова В. О. Психологическое содержание soft skills // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — № 6.
  4. Суртаева Н. Н., Суртаева О. Н. Формирование «мягких» компетенций в процессе непрерывного образования // Человек и образование. — 2017. — № 2. — С. 82–87.
  5. Кошелев Д. Е., Ройтблат О. В. Место типологии архетипов Пирсон во вторичной профориентации // Образование и проблемы развития общества. — 2021. — № 4. — С. 61–67.
  6. Габышева В. Профессию — выбирают. Предназначение — ищут… // Первое сентября. — 23 марта 2013. — № 6.
  7. Шмелёв А. Г. и др. Основы психодиагностики: учебное пособие для студентов педвузов. — М., Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  8. Бурлакова Н. С. Циклы в развитии проективной методологии и новые возможности исследования самосознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2012. — Т. 9. — № 4. — С. 111–124.
  9. Капустина Т. В. Психодиагностика личностных характеристик с помощью методики К. Пирсон и Х. Марр «12 архетипов» // Вестник КемГУ. — 2016. — № 2. — С. 93–101.
Аннотация:
This article deals with the problems of the development of universal learning abilities and soft skills in connection with various individual characteristics, different archetypes.
Заголовок:

Целеполагание и самооценка как факторы успешного обучения

Список литературы:
  1. Кортунов Г. М. Развитие регулятивных умений для повышения качества химических знаний // Химия в школе. — 2019. — № 1. — С. 30–34.
  2. Кортунов Г. М., Борунова Е. Б., Боровских Т. А. Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся при изучении химии в школе // Наука и школа. — 2019. — № 6. — С. 116–124.
  3. Мякинник Т. Н., Аршанский Е. Я. О формировании умений самоуправления учебной деятельностью // Химия в школе. — 2021. — № 9. — С. 13–21.
  4. Оржековский П. А. О самостоятельной постановке целей познания и их достижении // Химия в школе. — 2017. — № 5. — С. 8–13.
  5. Якунина И. И. Развитие организационных умений как условие непрерывного самообразования // Химия в школе. — 2010. — № 4. — С. 24–27.
Аннотация:
Рассматриваются целеполагание и оценивание результатов достижения цели по таким критериям, как факторы успешного обучения. Указаны пять правил эффективного педагогического целеполагания, а также приведены формулировки целей уроков с учётом поведенческого и когнитивного подходов. Для каждой темы урока указаны индикаторы и результаты работы по реализации цели. Приведены примеры листков самооценки учащихся с критериями, по которым они будут определять свой уровень достижения цели урока.
Заголовок:

Луи Пастер: к 200-летию со дня рождения

Список литературы:
  1. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. — М., Искусство, 1991.
  2. Geison G. The private science of Louis Pasteur. — Princeton, NJ : Princeton University Press, 1995.
  3. Robbins L. Louis Pasteur and the hidden world of microbes. — Oxford, New York: Oxford University Press, 2001.
Аннотация:
В декабре 2022 г. исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося французского учёного Луи Пастера. В статье приводятся интересные факты из биографии учёного, описан его неоценимый вклад в развитие химии и кристаллографии, микробиологии, разработку вакцин.
Заголовок:

Цифровые датчики при изучении кислотно-основных свойств растворов

Список литературы:
  1. Борунова Е. Б. Из опыта использования цифровых лабораторий // Химия в школе. — 2022. — № 6. — С. 66–71.
  2. Бухарова А. В. Школьный химический эксперимент с применением цифровой лаборатории // Химия в школе. — 2018. — № 1. — С. 51–55.
  3. Бухарова А. В. Цифровая лаборатория на уроках и во внеурочной деятельности // Химия в школе. — 2018. — № 9. — С. 60–65.
Аннотация:
В статье представлены методические рекомендации к проведению химического эксперимента с использованием цифрового датчика кислотности на уроках химии в 8–9 классах. Рассмотрены возможности применения цифрового оборудования для поэтапного формирования представлений о кислотно-основных свойствах веществ.
Заголовок:

Конструирование химической ёлочки

Список литературы:
  1. Кочкаров Ж. А. Химия в уравнениях реакций. — Ростов н/Д: Феникс, 2019.
  2. Ольгин О. Опыты без взрывов. — М.: Химия, 1986.
  3. Плужникова В. Д. Цветные реакции в школьной химической лаборатории. VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://schoolscience.ru/6/13/38055.
  4. Хаханина Т. И., Никитина Н. Г. Аналитическая химия: учеб. пособие для бакалавров. — М.: Юрайт, 2012.
Аннотация:
Рассмотрен игровой приём изучения гидролиза солей и реакций ионного обмена через конструирование химической ёлочки.
Заголовок:

Об организации исследовательской деятельности

Список литературы:
  1. Аранская О. С., Бурая И. В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8–11 классы: методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2005.
  2. Химия: проектная деятельность учащихся / Авт.-сост. Н. В. Ширшина. — Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Игошева Е. В., Трапезникова Н. Н. Исследуем качество мёда // Химия в школе. — 2019. — № 1. — С. 67–70.
  4. Ляпина О. А., Панькина В. В., Жукова Н. В. Исследовательский проект «Определение содержания нитратов в овощах» // Химия в школе. — 2020. — № 1. — С. 61–64.
  5. Самехова Н. А. Исследование качества молока // Химия в школе. — 2020. — № 2. — С. 65–67.
  6. Алёхина Е. А. Исследование нефтепродуктов на занятиях элективного курса // Химия в школе. — 2019. — № 10. — С. 48–54.
  7. Волков В. Н., Волкова Л. А. Исследование качества творога // Химия в школе. — 2018. — № 3. — С. 56–60.
  8. Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. Исследование смеси пряностей карри // Химия в школе. — 2014. — № 8. — С. 50–55.
  9. Габриелян О. С., Белоногов В. А., Белоногова Г. У. Поверхностные явления. 10-11 кл.: учебное пособие. — М.: Дрофа, 2008.
  10. Физическая химия. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. А Белоногов, Г. У. Белоногова. — М.: Просвещение, 2019.
Аннотация:
Описан опыт организации исследовательской деятельности учащихся по химии, даны рекомендации по выбору темы учебного исследования. Приведены примеры работ учащихся по исследованию моющих средств, бытовых фильтров для очистки воды, адсорбции органических кислот активированным углём.
Заголовок:

Как организовать исследовательскую деятельность

Список литературы:
  1. Анацко О. Э. Учебные исследования как способ повышения интереса к предмету // Химия в школе. — 2020. — № 10. — 54–59.
  2. Барткевич М. В., Балаева-Тихомирова О. М., Аршанский Е. Я. Об учебных исследованиях с использованием природных объектов // Химия в школе. — 2020. — № 6. — С. 70–74.
  3. Борунова Е. Б., Перевозчикова Н. В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Химия в школе. — 2013. — № 1. — С. 72–77.
  4. Букреева И. А., Евченко Н. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой учёный. — 2012. — № 8 (43). — С. 309–312.
  5. Смирнова Н. Ю., Смирнов И. А. Исследовательские и проектные работы по химии. — М.: Просвещение, 2020.
Аннотация:
В статье рассматривается опыт организации и результаты исследовательской деятельности учащихся по химии. Даётся описание основных тем работ и планирование новых. Показано, что исследовательская деятельность способствует развитию у учащихся поисковой активности.
Заголовок:

Исследование качества шампуней

Список литературы:
  1. Вилкова С. А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. — М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2000.
  2. Кривова А. Ю. Технология производства парфюмерно-косметических продуктов. — М.: ДеЛи принт, 2009.
  3. Соколова С. А. Физико-химические методы анализа. — Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2012.
  4. ГОСТ 31696-2012. Продукция косметическая гигиеническая моющая. Общие технические условия. — М.: Изд-во стандартов, 2012.
  5. ГОСТ 26878-86. Шампуни для ухода за волосами и для ванн. Метод определения содержания хлоридов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/1200022338.
  6. ГОСТ 29188.0-2014. Продукция парфюмерно-косметическая. Правила приёмки, отбор проб, методы органолептических испытаний. — М.: Изд-во стандартов, 2014.
  7. ГОСТ 29188.2-2014. Продукция парфюмерно-косметическая. Метод определения водородного показателя рН [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// docs.cntd.ru/document/1200136164?marker=7D20K3.
Аннотация:
В статье рассматриваются некоторые органолептические и физико-химические показатели шампуня, которые определяют его качество. От использования шампуней зависят не только внешний вид волос, но и здоровье кожи головы. Результаты исследования будут полезны при выборе шампуня потребителями. Также данные материалы могут быть использованы учителями биологии, экологии и химии при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Заголовок:

Квест-тренинг по теме "Вода"

Список литературы:
  1. Золотавина Е. А. Интегрированный подход к изучению проблемы загрязнения воды // Химия в школе. — 2020. — № 3. — С. 5–9.
  2. Шепелевич В. В. Задача о радуге // Фізіка: праблемы выкладання. — 2009. — № 6. — С. 26–36.
Аннотация:
Автор предлагает сценарий метапредметного занятия по теме «Вода», проводимого в формате командой игры-квеста. Квест включает выполнение эксперимента и заданий, направленных на развитие естественно-научной грамотности учащихся.
Заголовок:

Химический квест "Ночь в музее"

Список литературы:
  1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  2. Опарина С. А., Жесткова Е. А. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа. — 2018. — № 12. — С. 37–42.
  3. Опарина С. А., Железнова Т. А. Образовательные web-квесты: интеграция химии и математики // Химия в школе. — 2019. — № 4. — С. 59–63.
Аннотация:
В статье предложен сценарий квеста для проведения внеклассного мероприятия по химии для учащихся младших или предпрофильных классов. Игровая форма проведения мероприятия, а также безопасные и познавательные опыты способствуют ранней профессиональной ориентации учащихся, развитию их познавательной активности и повышению интереса к изучению химии.
Title:

On Studying Chemistry in the Modern School

Summary:
The issues of the content of the general school chemistry course, the ratio of its components and the significance of individual sections are discussed. It is proposed to significantly reduce the share of sections with an excessive mathematical component that is not directly related to the task of mastering purely chemical issues of the relationship between the structure and properties of substances.
Title:

Didactic Functions of Calculation Problems

Summary:
When solving problems, students more consciously assimilate the initial concepts of chemistry. In addition, they acquire skills in operating with physical parameters, which will serve as a tool for obtaining knowledge.
Title:

On the Formation of Functional Literacy When Solving Calculation Tasks

Summary:
Nowadays much attention is paid to the formation of students’ functional literacy. Students should know how to use their applied knowledge for solving practical tasks in various aspects of life. Several examples of the appropriate exercises are given.
Title:

To the Methodology of Solving Calculation Problems about Mixtures

Summary:
Solving calculation problems is not only an integral part of school chemical education, but also one of the most important indicators of the level of development of students’ chemical thinking, the depth of assimilation of educational material. The tasks about mixtures are very diverse in their content and ways of solving, and, as experience shows, their solution often causes difficulty. The least successful task in the final exam is Task 33, which requires carrying out combined calculations using formulas and equations of chemical reactions. The paper considers a method for solving computational problems about mixtures, in which an indication of the molar ratio of elements is given.
Title:

Modern Approach to Studying Basic Laws of Chemistry

Summary:
The article reveals the importance of acquiring methodological knowledge that helps understand the essence of basic chemical laws in the initial course of school chemistry. The author gives several techniques for bringing students to the discovery of the laws of chemistry, such as organizing heuristic conversation and creating a problematic situation.
Title:

Creative Tasks: How to Assess the Contribution of Students to Their Solution

Summary:
This article describes how to prepare the digitalization of assessing the contribution of every student in solving the experimental creative tasks in chemistry.
Title:

About Pedagogical Aspects of Forming Universal Learning Abilities and Soft Skills

Summary:
This article deals with the problems of the development of universal learning abilities and soft skills in connection with various individual characteristics, different archetypes.
Title:

Goal-setting and Self-assessment as Factors in Successful Learning

Summary:
The article discusses goal setting and evaluation of the results of achieving the goal according to criteria as factors of successful learning. The article specifies five rules of effective pedagogical goal-setting, as well as formulations of lesson goals taking into account behavioral and cognitive approaches. For each topic of the lesson, indicators and results of work on the implementation of the goal are indicated. The article provides examples of students’ self-assessment sheets with the criteria by which they will determine their level of achievement of the lesson goal.
Title:

Louis Pasteur: on the Bicentenary of his Birth

Summary:
The year 2022 marks the 200th anniversary of the birth of the famous French scientist Louis Pasteur. His pioneering work and invaluable contributions to the fi elds of chemistry and crystallography, microbiology and vaccinology are described in the article.
Title:

Digital Sensors When Studying the Acid-Base Properties of Solutions

Summary:
The article presents methodological recommendations for conducting a chemical experiment using a digital acidity sensor in chemistry lessons in grades 8–9. Using digital equipment for the step-by-step formation of ideas about the acid-base properties of substances is considered.
Title:

Construction of a Chemical Christmas tree

Summary:
The game technique of studying the hydrolysis of salts and double displacement reactions through the construction of a chemical Christmas tree is considered.
Title:

On the Organization of Research Activities

Summary:
The experience of organizing the research activities of students in chemistry is described, recommendations for choosing the topic of educational research are given. Examples of students’ work on the study of detergents, household filters for water purification, adsorption of organic acids with activated carbon are given.
Title:

How to Organize Research Activities

Summary:
The article discusses the experience of organizing students’ research activities. The description of the main topics of work and planning of new ones are given. It is shown that research work contributes to the development of students’ search activity.
Title:

Researching the Quality of Shampoos

Summary:
The article considers several organoleptic and physicochemical characteristics of a shampoo defining its quality. The usage of a shampoo affects not only hair appearance but also scalp health. The results of the study can be helpful for the customers when choosing a shampoo. These results can be used by biology, ecology and chemistry teachers in the organization of the students’ project and research activities.
Title:

Quest Training on the Topic “Water"

Summary:
The author offers a script for a meta-subject lesson on the topic “Water”, which is conducted as a team quest game. The quest includes performing an experiment and tasks aimed at developing the natural science literacy of students.
Title:

Chemical Quest “Night at the Museum”

Summary:
The author offers a quest scenario for conducting extracurricular activities in chemistry for students of junior or pre-professional classes. The game form of the event as well as safe and interesting experiments contribute to the early professional orientation of students, the development of their cognitive activity and increased interest in studying chemistry.
Связаться с нами