Научно-теоретический
и методический журнал
Издаётся с 1937 г.

2016 № 7

Русская версия
English version
Заголовок:

Съезд ассоциаций учителей и преподавателей химии

Аннотация:
Представлена информация о съезде представителей ассоциаций учителей и преподавателей химии, который прошёл в Москве19 июля 2016 г.
Заголовок:

Какой вкус у перца?

Спиоск литературы:
  1. Гиляров Д. А., Сахарова Т. А., Буздин А. А. Молекулярные рецепторы вкусовых веществ // Биоорганическая химия. – 2009. – Т. 35. - № 1. - С. 5–14.
  2. Колесников С. С. Наука со вкусом // Химия и жизнь. – 2010. – № 10. - С. 38–40.
  3. Миронов Н. Ю., Чурюканов В. В. Ванилоидные рецепторы: структура, участие в регулировании функций организма, фармакология, терапевтический потенциал. // Экспериментальная и клиническая фармакология. – 2006. – Т. 69. - № 5. - С. 55–69.
  4. Смит К. Биология сенсорных систем // Бином. Лаборатория знаний, 2005.
Аннотация:
В статье раскрыты основные категории веществ, содержащихся в перцах и других «жгучих» растениях. Рассмотрена структура и свойства ванилоидных рецепторов. Показано, что TRPV1-рецептор - важнейший интегратор различных болевых стимулов. В этой связи его рассматривают как перспективную терапевтическую мишень в лечении болевых состояний. Таким образом, поиск модуляторов активности TRPV1-рецептора - одна из важнейших общенаучных проблем.
Заголовок:

Чему учить в современной школе, чтобы успеть в будущее

Спиоск литературы:
  1. 1. Каблов Е. Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. – 2010. – № 4.
  2. 2. Международный форум технологического развития «ТЕХНОПРОМ» http://technoprom.novosibexpo.ru/wp/ru/
  3. 3. Паршин М. А., Круглов Д. А. Переход России к шестому технологическому укладу: возможности и риски // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 5.
  4. 4. http://smartcity.ria.ru
  5. 5. Информационный бюллетень «Умный город. Городские технологии». – ИА «Монитор», 2015. - № 1 (1) апрель. – www.icenter.ru.
  6. 6. Коршунова Е. В., Кутергина Е. А. Образовательный потенциал управления «умным городом»: анализ стандартов подготовки государственных служащих // Научный электронный журнал «Бизнес. Общество. Власть». – НИУ ВШЭ, 2014, № 20. – C. 31-35.
  7. 7. Интернет-ресурс компании ООО «АЭнерджи» http://aenergy.ru
  8. 8. Цикл интервью с профессорами и выпускниками IE Business School «Mastersoffuture» http://future.theoryandpractice.ru/12002-ie-smart-cities
Аннотация:
Представлены тенденции развития научно-технического прогресса в соответствии с новым шестым технологическим укладом для подготовки учащихся к освоению профессий будущего. Обсуждается концепция «умных» городов, необходимые специалисты и их компетенции. В целях профориентационной работы со старшеклассниками подготовлена учебно-методическая разработка (ролевая игра) «Экологичный умный город – город будущего», которая может быть использована в урочной, внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования детей, а также при организации командной работы в процессе подготовки и проведения олимпиад, конкурсов, фестивалей.
Заголовок:

Интегрированный урок «Экология души и экология природы»

Аннотация:
В статье авторы предлагают свой собственный опыт проведения интегрированного урока по теме: «Экология души и экология природы». Должное внимание уделено методическим аспектам рассматриваемой проблемы. Показано, что подобная форма занятий благотворно сказывается на формировании творческой активности учащихся, позволяет им многопланово реализовать собственное Я.
Заголовок:

Активное обучение на уроках химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  2. 2. Тагиев Т. И. Методика преподавания органической химии: Учебник. – Баку, 2015.
Аннотация:
Опыт показывает, что активное обучение на уроках химии повышает интерес учащихся к предмету, заметно активизируют их, обеспечивает самостоятельность, более глубокое понимание материала, способствует формированию творческих задатков.
Заголовок:

«Стартовый эксперимент»: принципы нового методического подхода

Спиоск литературы:
  1. 1. Зайцев О. С. Методика обучения химии. - М.: ВЛАДОС, 1999.
  2. 2. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. - М.: ВЛАДОС, 2000.
  3. 3. Салмина Н. Г. Виды и функции материализации в обучении. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
  4. 4. Мюллер И., Шёнхерр Ю. Метод обучения и тренинг. - Бишкек, 2013.
  5. 5. Син Е. Е., Кособаева Б. М. Опыт применения «стартового эксперимента» в школе // Известия Кыргызской академии образования. - 2013. - № 2. - С. 16-22.
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы, связанные с опытом применения «стартового эксперимента» в школах Кыргызстана. Целью статьи является анализ проведенных уроков и отчетов учителей по методу «стартового эксперимента», выявление их особенностей и недостатков при их проведении. В работе описываются структура и особенности предложенной формы проведения уроков, цели, методы и приёмы достижения результатов обучения. Подробно описываются учебные действия участников учебного процесса в виде последовательных шагов. В выводах и рекомендациях авторами даются отдельные предложения по улучшению описываемого метода обучения, в том числе и пошаговых действий учащихся.
Заголовок:

О формировании исследовательского мышления в области химии

Спиоск литературы:
  1. 1. Волкова Е. В. Развитие ментальных структур как основы специальных способностей: дис. ... д-ра псих. наук: 19.00.13. – М., 2011.
  2. 2. Лисичкин Г. В., Коробейникова Л. А. Годитесь ли вы в химики? Часть первая, теоретическая // Химия и жизнь. – 1981. – № 4. – С. 13–17.
  3. 3. Шалашова М. М. О создании условий для достижения требований ФГОС // Химия в школе. – 2015. – № 4. – С. 14–19.
  4. 4. Шепелев М. В., Румянцев Е. В., Вашурин А. С. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в системе «Школа – вуз»: опыт регионального университета // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. – 2013. – Т. 4. – № 3. – С. 210–214.
  5. 5. Шепелев М. В. К вопросу о проектировании индивидуальных образовательных траекторий научно-исследовательской деятельности одарённых по химии учащихся в системе «Школа – вуз» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 2 (22). – С. 114–116.
  6. 6. Ахметов М. А. Как организовать познавательную деятельность учащихся, или Семь правил успешного обучения // Химия в школе. – 2012. – № 9. – С. 10–14.
  7. 7. Румянцев Е. В., Марфин Ю. С. Непрерывная технология проектно-исследовательской деятельности // Химия в школе. – 2012. – № 8. – С. 61–65.
  8. 8. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – СПб.: Речь, 2007.
  9. 9. Оржековский П. А. Условия самоорганизации учащихся в познавательной деятельности // Химия в школе. – 2015. – № 6. – С. 6–12.
  10. 10. Румянцев Е. В., Марфин Ю. С., Соломонов А. В., Вашурин А. С., Шепелев М. В. Химии летом – Да! Учебно-методические материалы, рекомендации, дневник и расписание работы Летней школы юных химиков 2014 года: учебно-методическое пособие. – Иваново: Изд-во ИГХТУ, 2014.
Аннотация:
В статье рассмотрены научно-методические подходы к формированию исследовательского мышления учащихся в области химии на примере организации и проведения Летней школы юных химиков. Показано, что уровень развития такого мышления у современных школьников определяется созданием специальной информационно-образовательной среды учреждения и использованием технологии погружения в обучении, реализующей идеи интеграции общего и дополнительного образования детей.
Заголовок:

Проектная деятельность в формировании УУД

Спиоск литературы:
  1. 1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
  2. 2. Миренкова Е. В. Прогностические задания // Химия в школе. - 2015. - № 4.- С. 19-25.
  3. 3. Тюменова С. И. Развитие творческого потенциала старшеклассников посредством проектной деятельности // Химия в школе. - 2008. - № 10. – С. 59-61.
  4. 4. Немерещенко Л. В., Чайка А. Н. Актуальная тема: организация проектной деятельности // Химия в школе. - 2005. - № 4. - С. 2-5.
  5. 5. Богомолова О. В. Об организации проектной деятельности учащихся // Химия в школе. – 2008. – № 2. – С. 23-26.
  6. 6. Щербакова С. Г. Метод проектов. Организация деятельности по химии: Методическая разработка. - Волгоград, 2005.
  7. 7. Егорова Т. А. Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2004. - С. 102-104.
Аннотация:
Статья посвящена формированию универсальных учебных действий методом проектной деятельности. Представлен проект по теме «Определение качественного состава бензина различных марок» для учащихся 10 класса. Критерием выбора темы служит результат предварительного профориентационного мониторинга. Указаны виды учебных действий, развивающиеся на разных этапах проектной деятельности.
Заголовок:

О применении логического приёма сравнения

Спиоск литературы:
  1. 1. Вивюрский В. Я. Сравнение. - URL: http://him.1september.ru›articlef.php [Дата обращения: 13.05.2014].
  2. 2. Ковель М. И., Глинкина Г. В. Подготовка учителя к формированию объективной самооценки у учащихся: Монография. — Deutshland, Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2014.
  3. 3. Глинкина Г. В., Ковель М. И., Митрухина М. А., Зорина В. Л. ФГОС: формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обучения: Учебно-методическое пособие. — Красноярск: КИПК, 2015.
Аннотация:
В статье рассматривается один из важных логических приёмов — сравнение. С помощью сравнения учащиеся могут находить существенные признаки сходства и отличия одного понятия от другого. Автором показано, каким образом с помощью дидактического инструментария познания, разработанного в способе диалектического обучения можно применять на уроках химии приём сравнения.
Заголовок:

Обнаружение аминокислот в пищевых продуктах

Спиоск литературы:
  1. Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. – М.: Медицина, 2007. - С. 140-148.
  2. Филлипович С. Б., Ковалевская Н. И., Севастьянова Г. А. Биологическая химия: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2005.
  3. Филиппович Ю. Б., Егорова Т. А., Севастьянова Г. А. Практикум по общей биохимии. - М., 1982.
Аннотация:
В статье рассмотрен химический эксперимент по обнаружению аминокислот в пищевых продуктах. Предлагаемые опыты имеют достаточно простые методики, поэтому могут быть использованы учителями химии и биологии на уроках и во внеурочной деятельности.
Заголовок:

Определение кислотности газированных напитков и минеральных вод

Спиоск литературы:
  1. 1. Солдатенков А. Т., Колядина Н. М., Ле Туан Ань, Буянов В. Н. Основы органической химии пищевых, кормовых и биологически активных добавок. – М.: Химия, 2006.
  2. 2. Морозов С. В. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь: роль факторов питания в патогенезе и лечении // Вопросы питания. – 2013. – № 5. – С. 10-22.
  3. 3. Feldman M., Barnett C. Relationships between the acidity and osmolality of popular beverages and reported postprandial heartburn // Gastroenterology. – 1995. – V. 108. – P. 125-131.
  4. 4. Нижевич А.А., Бельмер С.В. Газированные напитки с позиции гастроэнтеролога: мифы и реалии // Вопросы детской диетологии. – 2015. – Т. 13. - № 4. – С. 18-23.
  5. 5. Лечение минеральной водой на курортах Кавказских Минеральных Вод / Под ред. Е. Сенкевича). – Мин. Воды: Кавказская здравница, 2012.
  6. 6. Иванова В. В., Невраева Г. А. Классификация подземных минеральных вод. – М.: Недра, 1964.
  7. 7. Игошева Е. В., Трапезникова Н. Н., Чирков Н. В. Как исследовать качество чая // Химия в школе. – 2009. – № 10. – С. 64-68.
  8. 8. Волков В. Н., Давтян М. Л. Фруктовые соки: определение химического состава и качества // Химия в школе. – 2013. – № 3. – С. 45-51.
  9. 9. Кирикова И. М. Организация экспериментально-исследовательской деятельности // Химия в школе. – 2014. – № 7. – С. 75-76.
  10. 10. Ширяева М. Ю. Проектно-исследовательская работа «Определение качества творога» // Химия в школе. – 2015. – № 4. – С. 52-54.
  11. 11. Габрук Н. Г., Бабукова В. В. Хлеб, который мы едим // Химия в школе. – 2010. – № 10. – С. 66-69.
  12. 12. Жукова Н. И. Химический анализ пищевых продуктов // Химия в школе. – 2012. – № 8. – С. 56-60.
Аннотация:
В работе было проведено определение рН (при использовании различных типов индикаторной бумаги) 14-и наименований «холодных чаёв», 6-и наименований газированных напитков на основе натуральных соков, 10-и наименований традиционных сладких газированных напитков, 13-и наименований очищенных питьевых и минеральных вод. Выявлены напитки с наименьшим и наибольшим значением рН. Основываясь на обзоре научной литературы, сделан вывод, что на сегодняшний день нет объективных научных данных, указывающих на способность газированных напитков вызывать хронические заболевания.
Заголовок:

Театрализованное представление «Теория, открывшая путь к развитию органической химии»

Спиоск литературы:
  1. Потапов В. М. Органическая химия: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1976.
  2. Проблемы обучения физике и химии в средней и высшей школе // Материалы всероссийской научно-методической конференции. – Нижний Новгород, 2002.
  3. Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. –М.: Химия, 1995.
  4. Энциклопедия для детей. [Том 17.] Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007.
  5. Смолякова О. Н. Театрализованное представление «Его имя навсегда останется в науке» // Химия в школе. – 2003. - № 6. – С. 66-76.
Аннотация:
Основными и важными условиями повышения эффективности обучения на современном этапе остаётся не только поддержание мотивации учащихся к изучению предмета на должном уровне, но и систематическое включение их в самостоятельную учебную и исследовательскую деятельность и развитие познавательной активности. Реализации этих направлений в процессе обучения помогает использование принципа историзма, который способствует не только приобретению знаний учащихся о предмете, формированию у них познавательной активности, но и позволяет воспитывать у них чёткую гражданскую позицию с чувством гордости за свою Родину, бережное отношение к историческому и культурному наследию нашей страны. Предлагаемый сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 9 – 11 классов посвящён 155-летию создания А. М. Бутлеровым теории химического строения. Цель мероприятия: познакомить учащихся с этапами жизни А. М. Бутлерова и его вкладом в развитие органической химии.
Заголовок:

Время собирать камни…

Спиоск литературы:
  1. 1. Pines H. My mentor, Ipatieff // Chemtech. - 1981. - V. 11. - № 2. - Р. 78-82.
  2. 2. Краевич К. Д. Учебник физики: Курс средних учебных заведений. - СПб.: Тип. Министерства путей сообщения, 1880.
  3. 3. Протокол заседания РФХО от 29.11.1890 // ЖРФХО. - 1891. - Т. XXIII. - С. 1-2.
  4. 4. Академик В. Н. Ипатьев. Воспоминания. Кн. 1 / Сост. К. Д. Кальнер. - М.: Калвис, 2011.
  5. 5. Ипатьев В. Н. Опыт химического исследования структуры стали // Артиллерийский журнал. - 1892. - Ч. I. - № 8. - С. 937-954 + 1 л.; - Ч. II. - № 9. - C. 1059-1075 + 1 черт.
  6. 6. Телешов С. В. От истоков до устья…: Европа и Россия: взаимовыгодное сотрудничество. - СПб.: Президентская библиотека, 2011.
  7. 7. Bayer A., Ipatiew W. Ueber die Caronsäure // Berichte der Deutschen chemischen Gesellschaft. - 1896. - V. 29. - Р. 2796-2802.
  8. 8. Ипатьев В. Н. Строение и синтез изопрена // ЖРФХО. - 1897. - Т. XXIX. - С. 170-179.
  9. 9. Ипатьев В. Н., Витторф Н. М. К строению изопрена // ЖРФХО. - 1897. - Т. XXIX. - С. 132-135.
Аннотация:
Вниманию читателя предлагается материал, касающийся начала деятельности выдающегося химика с мировым именем Владимира Николаевича Ипатьева. Человек, не получивший университетского химического образования, сумел достичь высочайших успехов и достижений. Фактически он был самоучкой, поэтому более чем поучительно проследить его путь к вершинам химической науки. В современной России его почти не знают. В 2017 г. мировое сообщество химиков отметит его 150-летний юбилей. Вспомним и мы это славное имя.
Title:

Congress of associations of chemistry teachers

Summary:
Information on the Congress of representatives of associations of chemistry teachers held in Moscow on July 19, 2016 is provided.
Title:

What is the taste of pepper?

Summary:
The article deals with the main categories of substances found in peppers and other "hot" plants. The structure and properties of the vanilloid receptor are considered. It is shown that TRPV1-receptor is a critical integrator of different pain stimuli. In this connection, it is regarded as a promising therapeutic target in the treatment of pain conditions. Thus, the search for modulators of TRPV1-receptor is one of the most important general scientific problems.
Title:

What to teach at modern school to catch up with the future

Summary:
Tendencies of development of scientific and technical progress according to the new sixth technological way for training of pupils for professions of the future are presented. The concept of the "clever" cities, necessary experts and their competences are discussed. The scenario of a role-play "The eco-friendly clever city – the city of the future" has been designed for vocational guidance of seniors. The role-play can be used in the class as well as in extracurricular activities, in the system of additional education of children, and in organizing team work while preparing and holding the Olympiads, competitions, festivals.
Title:

Integrated lesson “Ecology of the soul and ecology of nature”

Summary:
The authors offer their own experiences of conducting an integrated lesson on the topic: "Еcology of the soul and ecology of nature". Due attention is given to methodical aspects of the problem. It is shown that such form of training has a beneficial effect on the formation of creative activity of pupils, allowing them to fulfill themselves.
Title:

Active learning in chemistry classes

Summary:
Experience shows that active learning in the chemistry classes increases students' interest in the subject, ensures their independence, better understanding of the material studied, promotes students’ creativity.
Title:

"Startup experiment": principles of a new methodical approach

Summary:
The article deals with issues related to the experience of using "startup experiment" in schools of Kyrgyzstan. The aim of the article is to analyze the lessons and teachers' reports on a "startup experiment", revealing their characteristics and drawbacks in their conducting. The paper describes the structure and features of the proposed format of the lesson, its goals, methods and techniques to achieve the results of the lesson. It is described in detail. Actions of the participants of the educational process in successive steps are described in detail. Conclusions and recommendations of the author are certain suggestions for improvement of the described method of teaching, including step-by-step students’ work.
Title:

Forming research thinking of modern children in chemistry

Summary:
The article presents methodological approaches to forming research thinking of modern children through organizing the Summer school of young chemists. It is shown that the level of the research thinking of modern children depends on the creation of special informational and educational environment and the use of technology immersion in the process of learning, implementing the idea of integration of children’s general and additional education.
Title:

Students’ project activities in chemistry as means of forming universal educational activities

Summary:
The article deals with the formation of universal educational activities in the project activities. The project "Determination of the qualitative composition of gasoline of various brands" for 10-graders is described. The criterion for choosing the theme is the preliminary vocational guidance monitoring. The types of learning actions, emerging at different stages of project activities are discussed.
Title:

On application of the logical method of comparison

Summary:
The article is devoted to comparison as one of the most important logical methods. By comparing students can find the essential features of similarity and difference between two concepts. The author shows how it is possible to use the method of comparison in chemistry classes with the help of didactic tools of knowledge developed in the method of dialectic training.
Title:

Detection of amino acids in food

Summary:
In the article the author considers the laboratory chemical experiment for the detection of amino acids in food products. The proposed experiments are quite simple techniques, therefore, can be used by teachers of chemistry and biology in the classroom and in extracurricular activities.
Title:

Determination of acidity of soft drinks and mineral waters

Summary:
In this work the determination of pH of 14 items of "iced tea", 6 items of carbonated drinks containing natural juice, 10 items of traditional soft drinks, 13 items of purified drinking water and mineral water was carried out by using various types of pH test strips. Drinks with the lowest and highest pH were revealed. As a result of reviewing scientific literature, it was concluded that nowadays there is no objective scientific data indicating the ability of the carbonated beverages to cause chronic diseases due to its pH.
Title:

Dramatized presentation "The theory which has opened ways to development of organic chemistry"

Summary:
Theatrical performance is devoted to the 155th anniversary of the creation of the theory of chemical structure of organic compounds by A.M.Butlerov. The main and important conditions of increasing efficiency of teaching at present is not only maintaining students ' motivation to study the subject at the appropriate level, but also the systematic inclusion of students in the independent research activity and development of cognitive activity. The implementation of these directions in the learning process makes use of the principle of historicism, which not only promotes the acquisition of students ' knowledge about the subject, formation of their cognitive activity, but also allows them to be proud of their Motherland, and to develop careful attitude to historical and cultural heritage of our country. The scenario of extracurricular activities for 9–11-graders is dedicated to the 155th anniversary of the Butlerov theory of chemical structure. The purpose of the event is to acquaint students with the life of A. M. Butlerov and his contribution to the development of organic chemistry.
Title:

Time to gather stones…

Summary:
The material concerning the early career of the prominent chemist Vladimir Ipatiev is given. A man without classical University chemical education, he managed to achieve the highest achievements and success. In fact he was self-educated, therefore, it is useful for students to follow his path to the top of chemical science. In 2017 the world community of chemists will celebrate Ipatiev’s 150th anniversary.
Связаться с нами
Для авторов и подписчиков info@hvsh.ru
Для наших партнёров info.hvsh@yandex.ru
Адрес редакции

105066, Москва, ул. Ольховская, д. 45, стр. 1, комн. 301.