Л. А. Цветков
№ 6, 1987 г.

В нашей стране нет, вероятно, ни одного учителя химии, который на своём рабочем месте не имел бы номеров журнала "Химия в школе". Журналом широко пользуются также преподаватели высшей школы, он имеет немало подписчиков за рубежом.

Для учителей химии это первый помощник в педагогическом труде. Он даёт установочную информацию об очередных задачах обучения и воспитания школьников средствами предмета. Учителя находят здесь вооружение для решения актуальных методических проблем и преподавания отдельных разделов курса. На страницах журнала идёт интенсивный обмен педагогическим опытом и аккумулируются достижения передовых учителей. Журнал помогает учителю следить за успехами развития химии и химического производства.

На памяти автора этих строк – весь пятидесятилетний путь журнала. Естественно, что в юбилейные дни мысль приобретает и ретроспективную направленность.

Журнал издаётся с 1937 г. Но вернее начинать рассказывать о нём с небольшой предыстории.

С 1934 г. по 1936 г. издавался журнал "Биология и химия" (его номера именовались методическими сборниками). В 1934 г. вышло 4 номера журнала, в 1935 и 1936 г.г.– по 6 номеров. Редактором их был недавно скончавшийся накануне своего столетия профессор Б. В. Всесвятский.

В те годы осуществлялся переход на систематически простроенные программы и стабильные учебники. Учителей необходимо было обеспечить оперативной методической помощью, вооружить новыми принципами и приемами учебной работы. Эти задачи и призваны были решать начавшие издаваться методические журналы.

Первыми авторами журнала были в основном сотрудники научно-исследовательских учреждений и преподаватели пединститутов. Хочется отметить первую публикацию, которой открывается раздел химия первого номера. Это была статья Я. Л. Гольдфарба и Л. М. Смогонского "Первое знакомство с изомерией и теорией строения. Высказанные автором идеи легли в основу методического построения первого стабильного учебника по органической химии, этим идеям следует и ныне действующий учебник. Я. Л. Гольдфарб и Л. М. Смогонский писали: "Теория должна предстать перед учащимися не как плод научной фантазии, а как отображение природы самих вещей. Важно также, чтобы учащиеся поняли, как от химических свойств веществ мы переходим к выяснению строения молекул и, обратно, как на основании формул строения веществ мы можем судить об их свойствах".

В журнале стали публиковаться статьи об изучении отдельных тем стабильной программы, например, закона сохранения веса веществ, окислительно-восстановительных реакций, строения органических веществ. Появились рекомендации о постановке химических экспериментов в школе.

Первые годы работы по принципиально новым программам с использованием стабильных учебников (по неорганической химии использовался учебник Верховского В. Н.) требовали тщательного анализа складывавшегося опыта и достигаемых результатов обучения. Было с несомненностью установлено, что изучение систематически построенного курса даёт качественно иные результаты, чем при комплексных программах. Вместе с тем выявились известные трудности в усвоении учащимися абстрактных химических понятий, что привело к изменению положения химии в школьном учебном плане. Появилась статья "Почему преподавание химии перенесено из VI в VII класс?". Были также опубликованы статьи "Стабильный учебник в борьбе за качество учёбы по химии", "Рост химических знаний поступающих в вузы", "Типичные ошибки по химии учащихся средней школы". Последняя была подготовлена на основе изучения результатов контрольных работ, проводившихся в четырёх областях республики; работу выполняли 2650 учеников разных классов. Приведённый в статье анализ письменных работ представляет интерес и в наши дни.

Развитие советской школы и педагогической науки, возрастание педагогического опыта учителей, дальнейшее повышение требований к школьному обучению и воспитанию привели к необходимости раздельного издания Журналов по химии и биологии.

1937 г. — это точка отсчёта самостоятельного существования журнала "Химия в школе". Однако просуществовал наш журнал в ту пору недолго. Тяжёлые годы Великой Отечественной войны издание методических журналов по понятным причинам прекратилось.

Интересно сравнить такие цифры: на первом году тираж журнала составлял 15 000, на втором году – 33 200, сейчас его тираж – 175 000 экземпляров. Постепенно определились основные разделы журнала, которые в известной степени сохранились и до настоящей поры: научный отдел, из истории химии, методика химии, из школьной практики, школьный эксперимент, из опыта иностранной школы, критика и библиография, хроника. Публикации о науке и химическом производстве, методике преподавания, школьном эксперименте, опыте учителей становятся более систематическими, спектр их существенно расширяется. Учёные выступают со статьями о периодическом законе Д. И. Менделеева, строении атома, теории электролитической диссоциации, теории кислот и оснований, учении о химическом элементе, учении о валентности и т. п. Появляются статьи об алюминии, нефти, моторном топливе, металлургии меди, Втором Баку, пластмассах, производстве серы и т. д. Всё это обогащало подготовку учителя к урокам.

Журнал много внимания уделял освещению научной деятельности русских, советских и зарубежных учёных, внесших большой вклад в развитие химии. Достаточно назвать имена М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, В. В. Марковникова, Н. С. Курнакова, А. Н. Баха. Н. д. Зелинского. И. А. Каблукова, С. В. Лебедева, А. Н. Несмеянова, А. Н. Фрумкина, Н. Н. Семенова, а из зарубежных – Авогадро, Кавендиша, дальтона, Дэви, Фарадея, Гей-Люссака, Аррениуса, Шорлеммера, Склодовскую-Кюри и др. Легко видеть, какой богатый материал получал учитель для реализации принципа историзма в обучении и решении воспитательных задач.

Характеризуя содержание методического раздела журнала, прежде всего отметим серию статей С. Г. Шаповаленко в его первых номерах под общим названием: "Химические задачи в преподавании неорганической химии в средней школе". Это были первые выступления в журнале нашего ведущего методиста-химика, определившие собой дальнейшее развитие ряда методических направлений. Здесь впервые были охарактеризованы типы и виды задач по химии, методика их составления и подбора, показано письменное, демонстрационное и лабораторное решение задач на наблюдение и объяснение химических явлений, на получение веществ, решение задач других типов. Было выяснено значение химических задач для усвоения основ химии и развития учащихся, прежде всего задач, которые позднее получили название качественных. связанных с экспериментом, а не сводящимся к стехиометрическим расчётам. Особый интерес составляет то, что во всех статьях показаны содержание и результаты педагогических экспериментов, проводившихся автором в школах по данной проблеме. такое сейчас крайне редко встретим в статьях по методике обучения, вследствие чего высказываемые в них рекомендации сильно проигрывают в своей доказательности и убедительности.

Позднее С. Г. Шаповаленко выступил со статьёй "О качестве знаний по химии", где более широко раскрыл методические требования к преподаванию. Здесь стоит напомнить некоторые из развитых им положений. Учащиеся должны усваивать факты в свете теорий, а теории – неотрывно от фактов; они должны знать, как приобретаются знания в науке, как возникали и развивались основные теории; знания должны быть систематическими, отражающими естественные связи между веществами; школьники должны уметь применять знания на практике, владеть химическим экспериментом. Подробно рассматривается, каким признаками должны характеризоваться знания о веществах, о химических элементах, химических производствах и т. д.

Среди учителей стало выявляться всё больше мастеров педагогического труда. На страницах журнала впервые появилось монографическое описание передового опыта одного из таких учителей – Н. Г. Соловьёва. Автору этих строк посчастливилось не раз бывать на уроках Николая Георгиевича. Теперь про него сказали бы: это, несомненно, новатор. Такие уроки незабываемы.

В 1941 г. успели выйти до войны только 3 номера. Отметим в одном из них публикацию П. А. Глориозова «Типы уроков». Были охарактеризованы и проиллюстрированы примерами такие типы уроков по химии: урок-лекция, урок-беседа без демонстрации и с демонстрацией химического эксперимента, лабораторный урок (с выполнением опытов учащимися), урок смешанного типа. В последующем автор продолжал разрабатывать проблему урока, результаты исследований нашли всестороннее освещение в его широко известных учительству методических трудах.

В суровые годы войны издание методических журналов стало невозможным. Но ещё не отгремели бои, а в стране стала восстанавливаться вся система народного образования. Возникла необходимость учебно-методического обеспечения школ и учительства. Трудно было сразу наладить регулярное издание журнала. Он стал выходить под тем же названием «Химия в школе» в виде сборников. Первый из них появился в 1944 г., последующие вышли в 1945, 1948 и 1950 гг. Сборники содержали те же разделы, что ранее определились в журнале. В них публиковались статьи, созвучные требованиям того времени: о задачах учителя химии, повышении качества знаний учащихся, отражении в преподавании химии пятилетнего плана, восстановления и развития народного хозяйства, самооборудовании кабинетов, постановке химического эксперимента и т. п.

В результате творческих поисков учителей и методистов в сборниках стали появляться интересные методические новинки. Вот некоторые из них.

М. А. Иванова и В. В. Левченко разработали систему лабораторных работ по химии, выполняемых с малыми количествами реактивов. В одном случае это опыты, выполняемые на куске стекла или в прямых и изогнутых обычных стеклянных трубках вместо пробирок. В другом – более сложные опыты. Выполняемые в колбах Вюрца объёмом 50 мл и пробирках.

В одном из сборников впервые появилось сообщение об исследовании восприятия учащимися химических опытов, демонстрируемых учителем. И. Н. Сафонова выяснила, что и как видят учащиеся, сидящие на разных расстояниях от демонстрационного стола, из показываемого учителем (появление осадка, выделение газов, изменение окраски, образование капель жидкости и т. д.). Результаты весьма поучительные. С ними нельзя не считаться, если мы хотим обеспечить эффективность химического эксперимента.

Ю. В. Ходаков опубликовал статью «О некоторых новых формах внеклассной работы по химии». Речь впервые шла о привлечении учащихся к выполнению работ научно-исследовательского характера и составлению рассказов-загадок по химии. Эти формы (виды) работ проиллюстрированы яркими примерами. Они получили развитие в опыте многих учителей и, как известно, стали важным средством развития интереса к химии и творческих задатков школьников. Ещё не вышел из печати последний, четвёртый сборник «Химии в школе», как началась подготовка к изданию методического журнала того же названия. С 1951 г. по 1987 г. вышли 222 номера журнала. Говорить здесь о них подробно немыслимо.

Не будет преувеличением сказать, что с годами журнал стал не просто помощником учителя, а в значительной степени и руководящим органом для его работы. Редкие номера журнала выходят без передовой статьи. В установочных передовицах перед учителями химии раскрываются актуальные для того или периода проблемы обучения и воспитания школьников. Для примера назовём некоторые передовые статьи разных лет: «Задачи учителя химии в новом учебном году»; «Изучать и распространять передовой учительский опыт»; «Расширять и углублять связь преподавания с сельским хозяйством»; «Творчески осваивать новые учебные программы»; «Решению воспитательных задач – комплексный подход» и т. п. Содержание таких статей и публикуемых журналом методических писем Министерства просвещения СССР об актуальных проблемах преподавания химии – предмет обсуждения в учительских коллективах, с учётом их составляются планы методической работы, учитель стремится следовать им в своей практической деятельности.

На протяжении последних десятилетий не раз менялись школьные программы. Это закономерный процесс совершенствования образования под влиянием возникавших новых требований общества к школе. Журнал был организатором широкого обсуждения вводимых программ учительской общественностью, а когда программы поступали на вооружение школ, разъяснял в публикуемых статьях их идеи и требования, вооружал учителей конкретными методическими указаниями по их реализации. Так было, например, когда вводились новые программы в начале 60-х гг., с введением программы на рубеже 70–80-х гг., когда опубликованный в журнале проект обсуждался в четырёх номерах журнала, прежде чем был принят. На памяти недавнее острое обсуждение программы по химии для одиннадцатилетней школы, систематическая публикация материалов о преподавании химии в условиях реформы школы и перехода на новое содержание образования.

Перестройка учебного содержания, возникающие новые задачи в области преподавания всегда вызывают большую творческую активность учителей. Уже давно именно учителя составляют наиболее много численную часть авторского состава журнала. Опыт их настолько обширен и ценен, что в журнале пришлось открыть новые разделы. В дополнение к прежним, ставшим традиционными (методика, обмен опытом, химический эксперимент), появились новые: технические средства обучения, внеклассная работа, полезные советы, из занимательной химии, письма читателей и др. но журнал пропагандирует опыт учителей не только публикацией их статей. Он стремится широко показать передовое, раскрыть перед читателем систему их работы. Вспомним, как обстоятельно, с общедидактических позиций была раскрыта В. М. Коротовым система работы Н. П. Гузика. В таком же монографическом описании даны статьи об учителях – Героях Социалистического труда Н. Г. Джапаридзе, П. П. Четкаускайте, Б. Н. Пасечнике, К. А. Миксон, Л. М. Смирновой. Отдельные статьи освещали передовой опых Н. П. Гаврусейко, А. С. Добрик, Н. А. Желтобородовой, А. А. Лазаренко, Л. В. Маховой, Г. А. Ростоцкой, Н. С. Шелковиной и ряда других учителей. Кроме того, из номера в номер публикуются краткие характеристики работы лучших учителей (рубрика 2Наши кадры2, ставшая называться в последние годы «Мастера педагогического труда»).

Вклад учителей в развитие методики обучения химии трудно переоценить. К обобщённому рассмотрению их методического творчества журнал не раз обращался на своих страницах. Помнятся статьи А. Д. Смирнова 2вклад учителей в развитие методики обучения химии» и Р. Г. Ивановой, т. З. Савич Роль передового педагогического опыта в развитии методики обучения химии» (1977).

Журнал часто становился трибуной для дискуссий. Они развёртывались не только при обсуждении проектов программ, но и другим методическим проблемам. В 50-е гг. вновь началась дискуссия об определении основных химических понятий. Обсуждался более широкий круг понятий, чем в предвоенное время: материя и вещество, атом и молекула, атомный и молекулярный вес, грамм-атом и грамм-молекула, валентность. Химический элемент, простое и сложное вещество, окислы, основания, кислоты и некоторые другие. Противостоящие позиции в основном сводились к тому, давать ли учащимся исчерпывающие принятые в науке определения, строго разграниченные друг от друга, или же возможны предварительные определения, учитывающие требование доступности, получающие развитие в последующем изучении предмета. В отличие от прежнего обсуждения в данном случае были подведены итоги дискуссии, и учителя стали пользоваться более или менее однозначными определениями.

В 60-е гг. развернулась дискуссия о месте изучения периодического закона и строения атомов в курсе химии (что чему должно предшествовать), а также о возможности введения в курс квантомеханических представлений. Эти проблемы, как известно, остаются дискуссионными и в настоящее время.

В наши дни трибуной для постановки и обсуждения дискуссионных вопросов стал раздел «Идеи, проблемы, суждения». В нем с действительно новыми суждениями выступили В. И. Дайнеко, Л. С. Гузей и С. С. Сорокина, В. С. Полосин, а. А. Тыльдсепп и др. Не ограничивалась бы только их статьями эта важная рубрика.

Содержание журнала «Химия в школе» периодически обсуждается в комиссии по химии Учёного методического совета при Министерстве просвещения СССР, проводятся обсуждения его и среди учительской общественности. Журнал всюду получает положительную оценку. Отзываясь о нём одобрительно, учителя всегда отмечают, какие публикации оказываются для них особенно ценными, называют статьи, без которых можно было бы обойтись, высказывают много предложений о проблемах, которые должны быть подняты в журнале, по каким вопросам они нуждаются в дополнительной методической информации.

Закрепляя и развивая достигнутое, журналу предстоит расширить фронт публикаций и активно внедрять в школьную практику результаты научно-методических исследований и передового опыта, чтобы тем самым полнее отвечать требованиям времени и запросам учительства. Пути достижения глубоких и прочных знаний, формирование у школьников современной научной картины мира, совершенствование политехнической подготовки посредством ознакомления с технологическими применениями науки и ролью химии в различных отраслях науки, использование передовых методов и активных форм организации учебной работы, трудовое и нравственное воспитание, профориентация – эти и другие требования реформы определяют сейчас приоритетные направления деятельности журнала.